преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 36

Достопочтеннейшая о Господе В. Н! Всякому благому делу или предыдет, или последует искушение; а без того оное и прочно быть не может. Также вера и любовь к Богу противными искушаются. Вы пишете, что, по возвращении вашем, случились вам неприятности: препятствие от маменьки вашей на вступление в монастырь, от чего вы скорбите, и все находитесь в слезах. Из сего замечайте, что сему благому вашему предприятию есть искушение: точно ли вы ищете истинное, а не ложное, желание поступить в монастырь, и уневестить себя Христу. Когда пребудете постоянны в своём намерении, не уклоняясь к светским веселостям и рассеяниям, то Бог, узрев таковое ваше произвольное желание, и маменьке вашей возвестит не противоречить и не препятствовать вашему намерению; да и сами вы увидите в себе прочность вашего желания, когда при скорбях и искушениях непоколебимо пребудете в оном. Должны вы представить себе, что, живши в монастыре, нельзя избежать скорбей, ибо, по учению святых Апостолов: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 42.), то и не обольщайте себя тем, что можете быть там без скорби; много найдете и в учении Спасителя нашего о скорбях, который Он, яко наследие некое, оставил ученикам Своим: в мире скорбни будете (Иоан. 16, 33.), и Сам пострадав, нам оставил образ, да последуем стопам Его. Как мы сказали: и вера ваша с любовью искушается противными вещами; покажите же твердость и постоянство, и молитесь Господу – устроить о вас полезное, и укрепить ваше намерение и произволение. Вы показываете своё малодушие, когда от малых приражений скорбите, и не надеетесь на помощь Божию и о вас промысел. Что ж касается до мнения светских людей, водимых страстями (что называется мир) о нашем звании, и вменяющих себе в безчестие, когда ближние их вступают в монастырь, то мы на сие имеем учение пресладчайших уст Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавидит. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Иоанн. 15. 18, 19.). И опять, кто стыдится мира, ради звания Божия и дел, предприемлемых любви Его ради, тот также услышит от Господа: иже аще постыдится Мене, и Моих словес, в роде сем прелюбодейным и грешным, и Сыне человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего, со Ангелы святыми (Марк. 8, 38). Ещё же апостольское учение удостоверяет нас, что: мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7.). Истинные христиане должны радоваться и вменять себе в честь, когда ближние их удостаиваются сего звания Божия; кто может без звания Божия оставить мир, и удовольствия его (хотя временные, суетные к ложные) и вступить в обитель, по наружности, скудную в одежде, и в удовольствиях, но внутренно и богатых и весёлых, чего мир не может прияти, по слову Господню. Предоставьте воле Божией – промышлять о вашем устроении, а вы имейте твердость в вашем намерении, считайте искушение сие посланным вам от Бога на великую пользу вашу. Занимайтесь чтением отеческих учений, рукоделием; уклоняйтесь от рассеянностей светских и замечайте за движениями своего сердца: куда оно более стремится. Молитесь Господу Богу и Пречистой Деве Богородице, сохранить вас от сетей и козней вражиих и укрепить ваше благое произволение и ожидать Его милости. Поручая вас покрову Божию, и желая вам здравия, душевного и телесного, остаемся недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 5 ноября 1838 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

3. Современное русское сектантство: (очерки, статьи и исследования) Дмитрий Иванович Скворцов

4. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

Комментарии для сайта Cackle