преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 87

Сердечно сожалею о душевной твоей болезни; которая, как вижу, не исцелилась, а ты часто упоминаешь самонадеянно, – что совсем исцелилась: а это-то и есть, может быть, причиною оного. Вот какой плод мнимого твоего духовного восхождения – обольщение и после невыразимая душевная тягость, о коих ты описываешь в твоих письмах. Скорбишь, что часто не имеешь от меня писем, я же не могу писать всякую почту; у меня очень много писем, и для меня не мало удивительно, что неужели одни только новые письма могут тебе доставлять пользу; а которые прежде писаны, те уже и не годятся: напрасно ты требуешь от меня этого. Когда нужда какая требует, то я не потягощусь написать; а ежели одно и тоже, то что из сего выйдет? Ни я, ни другой кто не может тебе помочь, ежели ты истинно не смиришься, и тем привлечешь на себя помощь Божию. Всех твоих сих бедствий виновна гордость; ты считала себя уже спасающеюся, основываясь на мнимых и прелестных своих видениях; а и святые при всей их святости считали себя худшими всей твари, и чрез сие были успокаиваемы благодатью Божией, на смиренные презирающею. А ты думала, что наслаждаешься благодатных дарований, после которых ощущала и теперь ощущаешь тягость и зноеватость вражью. Всё это благодатью Божией пройдет, только истинно смирись, считай себя последнейшею всех. Но ты от сего ещё далека: от того и тяготеет на тебе невыносимая тягость; но все Господь не допускает врагов до конца поругаться над тобою: дал тебе познать, что ты в прелести, и открыл средство к исцелению – смирение; пекись же о стяжании его. Но ты всё печёшься и скорбишь об имении, и что ты не показана в Совете: какая тебе до сего нужда? Ты пошла искать Христа, быть Его ученицею, а Он сказал: аще иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик (Лук. 14, 33,). Подумай же, правильно ли ты скорбишь за имение? И духовный закон и гражданский запрещает нам, вошедшим в монастырь, пещись и крамолиться об имении: чем же ты можешь оправдаться? Пошедши в обитель, ты вверила своё спасение в руце Божии; то не может ли Господь и телесно тебя пропитать? Не имея надежды на Промысел Божий, хоть бы несметные имел сокровища, все будет находиться в страхе лишиться оных и не успокоится. Я тебе в прежних мыслях пояснял, что тебе нимало не воспользует то, ежели бы тебе показали на вид в Совете. Да Совет и не такое место, чтобы имел право укреплять имения за кем; на это есть другие суды ни палаты; но неужели же тебе входить в судебное дело? Да избавит тебя Господь от сего. – Ежели бы ты имела духовное деяние, и хотя малые плоды, то не стала бы скорбеть и крамолиться за имение; уповала бы на Бога, что Он тебя пропитает, и родным возвестит пещись о тебе, в чём я и не сомневаюсь. Отложи гордость и смирись: а иначе мои письма будут как лед.

Вижу, что ещё тебе новый род прелести открылся; с высоты неба сошла в подземные пещеры. Господи, пощади твоё создание! Ты веришь уже тамошним видениям, и что ты на праздник сама туда преселишься; отвергни всё это, молись Богу, да будет на тебе воля Его святая, никого не укоряй, и не осуждай, себя считай последнею из всех. Ты пишешь, что сидишь одна в келии, ни с кем не обращаешься, и думаешь, что великую делаешь добродетель; но обольщаешься, не познаешь своих страстей и немощей, и не смиряешься; за то и страждешь прелестно.

Поручил тебя покрову Божию, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 26 марта 1849 года.


Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle