Источник

Письмо 9

Христианин, провождающий жизнь по заповедям Божиим, должен быть испытуем различными искушениями: 1) потому что враг, завидуя нашему спасению, всякими кознями старается сделать нам препятствие к исполнению воли Божией; 2) потому что не может быть тверда и истинна добродетель, когда не будет испытана противным ей препятствием, и останется неколеблемой. – Почему в жизни нашей есть духовная брань всегдашняя. Мы имеем в себе многие страсти сокрытыми, и не можем их познать, пока не откроется к действию какой-нибудь из оных случай. Когда увидим себя побеждаемыми в чём-нибудь, не могущим противостать палительным стрелам вражиим, тогда познаем свою немощь, смиряемся, и не надеемся вперёд на свою силу, но прибегаем к помощи всесильного Бога; и самое наше смирение хранит нас и привлекает Его помощь. Когда же мы проходим жизнь по-видимому и благочестиво, не имея никаких пороков, ни видимых, ни мысленных, и хотя говорим и думаем, что мы грешны, но ошибаемся; и утешаясь мнимою нашею добродетелью, прельщаемся и ослепляемся умом; и забываясь, дерзаем судить других побеждающихся страстьми. Сего ради попущает Господь и нам испытать лютость страстей и быть побежденным, дабы смирились и истинно считали себя грешниками, имея сердце сокрушенно и смиренно. Кто и исполняет добродетели, и даже чувствует некоторые утешения духовные, но ежели не имеет искушений, то отверзается ему дверь к гордости, которая одна, кроме всех пороков, довольна к погибели душевной. – Рассматривая себя, надо познавать немощи и опасаться думать, что имеем чувство, достигшее любви Божией: но, стремись к оной, удерживать себя от грехопадений страхом Божиим, и страхом суда Божия и вечных мук; в побеждении же какою-нибудь страстью не отчаиваться, но прибегать к Богу с покаянием и смирением, не надеясь на себя до последней минуты жизни; с трудом и смирением снисканная добродетель гораздо прочнее той, которая легко исполняется: ибо сия последняя удобно исчезает и теряется; притом же, искушен быв в борьбе страстей и приняв победу и побеждение многократно, может искушаемым подать помощь, и, знавши свою немощь, судить по оной и других снисходительно; для нас сокровенна чужая совесть. Бог силен его спасти судьбами Своими, и чрез скорби и болезни обратить его на истинный путь. Каждый из нас должен о себе ответ дать; о сем должно и иметь попечение. Сие написал я к укреплению Вашему в духовной брани, дабы не устрашаться нападений со стороны мира, плоти и диавола; но сопротивляться сим твёрдо; хотя бы и раны претерпеть случилось, тотчас к брани восставать со смирением и помощью Божией. И. М. 19 Феврали 1837 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle