протоиерей Фёдор Титов

Предисловие

В настоящее время наше отечество является одним из самых могущественных и обширных государств во всем мире. По своему могуществу, русское государство равняется самым сильным и великим государствам в мире, а громадное большинство их оно значительно превосходит в этом отношении. Обширностью же своих владений наше отечество безусловно превосходит все другие государства в мире. Россия теперь занимает большую часть всей Европы, треть Европы и Азии вместе и шестую часть всей мировой суши.

На этом великом пространстве русского государства живет теперь до 150 миллионов населения. Громадное большинство из этого населения нашего отечества составляют русские, исповедующие православную веру. Но, кроме русских православных, в нашем отечестве живут еще многие народы, не только инославные христианские (католики, лютеране), но и совсем нехристианские, напр., евреи, магометане, язычники. Русский народ теперь принадлежит к числу образованных народов мира. Произведения нашего искусства и письменности теперь пользуются известностью и уважением среди других образованных народов. Наше отечество в настоящее время представляет вполне благоустроенное человеческое общество с могущественною самодержавною властию во главе, с сильным войском, готовым защитить нас от врагов, с правильно устроенными главными и местными управлениями, скорым, справедливым и равным для всех судом, хорошими законами, с хорошо и правильно устроенными дорогами, фабриками, заводами и т.п.

Но наше отечество не всегда было таким и не сразу оно сделалось таким, каким мы его видим теперь. Тысячу лет тому назад наше отечество было малым, слабым и далеко не во всем благоустроенным государством. А было время, когда русский народ и совсем не имел у себя государства. Наш народ тогда со всех сторон окружали другие народы, которые превосходили его и количеством, и образованием, и силою. Опасность быть порабощенными другими народами заставила русских соединиться вместе и устроить свое государство. Желание сравниться с более образованными народами и, вместе с тем, сознание неправоты своей первоначальной языческой веры побудило русских принять христианскую веру от греков – веру истинную, православную. Христианская православная вера вместе с богослужением, которое с самого начала совершалось на славянском языке, и с обширной письменностью на славянском языке пробудила среди русских живое народное самосознание, любовь ко всему родному, своему русскому. Малое в начале, русское государство стало быстро крепнуть, расти и усиливаться. Но скоро на наше отечество обрушились великие несчастия в виде нападений со стороны враждебных диких народов и, затем, особенно в виде нашествия монгольского народа – татар, которые сильно разорили его и подчинили себе надолго русский народ. Необходимость борьбы с многочисленным неприятелем заставила все отдельные части, на которые распадалось тогда наше отечество, соединиться вместе, около одного пункта (Москвы), и установить у себя единую и могущественную самодержавную царскую власть. После того православное русское царство начало быстро расширяться, крепнуть и усиливаться. Могущество русского государства еще сильнее стало возрастать, когда оно при императоре Петре I было преобразовано по примеру самых просвещенных европейских государств.

Таким образом, наше отечество своим нынешним благоустройством и могуществом обязано больше всего православной христианской вере, любви русского народа к своему отечеству и ко всему вообще родному, русскому, и, наконец, сильной, единой, самодержавной царской власти.

Показать то, как при помощи и на основе православия, любви к родине и самодержавия устроилось и достигло своего настоящего состояния наше отечество – и составляет задачу науки, известной под именем Отечественной истории.

Отечественная история должна нам показать, что такое наш народ русский, к какому племени человеческого рода он принадлежит, как он жил до устройства у себя правильного государства, как образовалось русское государство, как наш народ сделался христианским народом, как наше отечество, после больших и многих перемен в его жизни, достигло настоящего своего состояния и положения в семье других народов мира.

Замечательным событием в истории русского государства было преобразование его при Петре I. Этим событием вся история нашего отечества делится на две половины: на историю древней России и историю новой России.



Источник: С-Петербург. 1914г. Типография 1-ой Спб. Трудовой Артели.—Литовская ул., 34.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

4. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

5. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

6. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

7. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

8. Богословие обличительное. Том II архимандрит Иннокентий (Новгородов)

9. Естественнонаучные вопросы, в их отношении к христианскому миропониманию профессор Сергей Сергеевич Глаголев

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс