архимандрит Макарий (Веретенников)

Иерарх-подвижник Казахстанской земли

27 октября 2012 г.

К 65-летию со дня преставления священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

В ХХ веке Русская Церковь вынесла многочисленные гонения, украсившись памятью многих мучеников и исповедников. Среди них следует назвать имя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая1. Он родился в 1874 году в семье Н. Могилевского, псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии. Он родился весной, “в первый день Светлой Пасхи, под радостный звон колоколов и под торжественное пасхальное пение. И девизом всей жизни его стало слово Давида Псалмопевца: Пою Богу моему, дóндеже есмь2. Ребёнка крестили с именем Феодосий. Благочестивый отец привил сыну любовь к церковному пению, а тот продолжил служение своего отца, поступив в десятилетнем возрасте в Екатеринославское духовное училище, затем окончил Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы.

Желая “всецело служить Господу”, Ф. Могилевский стал думать о монашестве. Чтобы выбрать монастырь, в который направить свои стопы, он купил книгу с описанием монастырей. Прочитав её за несколько дней, он встал утром и нечаянно задел книгу. Она упала со стола, раскрывшись на описании Ниловой пустыни Тверской епархии. Первый раз он прибыл в обитель, основанную преподобным Нилом Столобенским (†1554; пам. 7 дек.), в 1902 году и затем в 1903 году стал послушником Ниловой пустыни. В следующем году накануне праздника святителя Николая он был пострижен в монашество и назван в честь Мирликийского чудотворца3. В 1905 году 27 мая в день празднования обретения мощей преподобного Нила Тверской архиепископ Николай (Налимов) рукоположил молодого монаха в сан иеродиакона, а 9 октября того же года Старицкий епископ Александр (Головин) рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха4.

В 1907 году иеромонах Николай поступил в Московскую Духовную академию. Здесь по благословению ректора Академии епископа Феодора (Поздеевского) он “исполнял обязанности благочинного академического духовенства”5, а также “был регентом любительского студенческого хора”6. Окончив в 1911 году Академию, он представил работу “Учение аскетов о страстях”. Ректор епископ Феодор в отзыве на работу цитирует мнение автора о задаче исследования: “Мы не задаёмся научными целями <…> задача наша проще и конкретнее, – поучиться в целях назидания у св. отцов-аскетов столь жизненному вопросу”. Преосвященный рецензент пишет: “Автор остался вполне верен своему заявлению и дал в сочинении действительно назидательное чтение для всякого, кто хотел бы научиться у святых Отцев делу борьбы со страстями и содеванию своего спасения”.

По окончании Академии молодой иеромонах был оставлен при Академии и в течение следующего учебного года был помощником инспектора Московской Духовной академии. Затем в 1912 году последовало назначение инспектором Полтавской духовной семинарии. 3–4 апреля 1915 года Святейший Правительствующий Синод принял решение: “…переместить инспектора Полтавской духовной семинарии иеромонаха Николая (Могилевского) инспектором Черниговской духовной семинарии”7. Здесь в 1915 году он был возведён в сан игумена. 28 октября 1916 года Святейший Синод принял решение: “на должность заведывающего Иркутскою мужскою церковно-учительскою семинариею назначить инспектора Черниговской духовной семинарии игумена Николая с возведением его в сан архимандрита и назначением одновременно с сим настоятелем Князе-Владимирского монастыря”8. В июне 1917 года последовало новое постановление Синода: “единогласно избранного педагогическим собранием правления Черниговской духовной семинарии 16 мая 1917 г. заведующего Иркутской церковно-учительской школой архимандрита Николая (Могилевского) на должность ректора Черниговской духовной семинарии утвердить в означенной должности со дня избрания – 16 мая 1917 г.”9. Кроме этого он стал настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове10.

На церковном Соборе, проходившем в Киеве в 1918 году, было принято решение о рукоположении архимандрита Николая в сан епископа Стародубского, викария Черниговской епархии, но из-за случившейся с ним болезни рукоположение последовало 20 октября 1919 года11. Его совершили архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий и епископ Иоанн, викарий Новгород-Север­ский. Хиротония была совершена в Черниговском соборе у мощей святителя Феодосия Черниговского (†1696; пам. 5 февр.), “которого Владыка очень почитал. Он говорил также, что с этим Святителем они связаны именами – в миру святителя Феодосия звали Николаем, а в монашестве он получил имя Феодосий, а владыка Николай, наоборот, в миру был Феодосием, а в монашестве наречён Николаем”12. С 1920 года владыка Николай был епископом Сосницким, викарием той же епархии.

Митрополит Мануил (Лемешевский) отмечает, что с конца 1922 года епископ Николай несколько месяцев примыкал к обновленцам. Но затем, увидев пагубность их действий для Церкви, он отошёл от них и «тайно скрывался в монастыре “Божье дело”, приписанном к Ниловой пустыни»13. С 6 августа 1923 года он был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, а с 19 октября 1923 года управлял Тульской и Одоевской епархией. В обновленческой печати его деятельность характеризуется таким образом: “В Туле староцерковнический епископ Николай сделал предписание настоятелям церквей и приходским советам своего ведения, чтобы они ни в какие переговоры по вопросам собора с обновленцами не входили. Тульское Е. У. [обновленческое – а. М.], в ведении которого находится огромное количество приходов Тульской епархии, принимало со своей стороны меры к привлечению тихоновцев. Но они остались на своей упорной позиции”14. Очевидно, в связи с этим, когда в 1924 году владыка Николай находился в Москве, он был арестован и находился две недели в Бутырской тюрьме15.

В 1925 году он был на отпевании Патриарха Тихона в Донском монастыре в Москве16. Затем последовал новый арест и заключение, длившееся до сентября 1927 года17. В январе 1926 года сотрудники карательных органов организовали Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Петру (Полянскому), находившемуся в заключении, встречу с обновленцами, которые добивались от него передачи им власти на управление Церковью. Мудрый и осторожный иерарх согласился на передачу исполнения обязанностей патриаршего Местоблюстителя “коллегии из трёх архиереев”, которая “пользуется правом приглашения для совместной работы <…> других архипастырей”. Среди предложенных им кандидатур иерархов для “приглашения” был назван епископ Тульский Николай18.

16 сентября 1927 года Владыка стал епископом Орловским, но в июле 1932 года его опять арестовали. Последовавшее заключение владыка Николай отбывал в Сарове, молитвенно полагая, что находится “на послушании у преподобного Серафима”19. В 1937 году он был освобождён из заключения и проживал в Егорьевске или в Киржаче. Приезжая в это время в Москву, он общался с митрополитом Сергием, исповедовал его, помогал в “делах Патриархии”. Затем в Алма-Ате он всегда “в день кончины Патриарха Сергия совершал заупокойные панихиды, со слезами молясь о упокоении души его в селениях праведных”20.

В 1941 году было отмечено сорок лет архиерейского служения местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия. На этих торжествах был и владыка Николай21, который был возведён в сан архиепископа. В понедельник 10 марта 1941 года он сослужил в Елоховском соборе митрополиту Сергию22.

Несколько позднее, летом 1941 года, он был арестован и находился в саратовской тюрьме23. Затем, как признанный социально-опасным элементом, Владыка был отправлен в ссылку в Казахстан24. Отбывал он ссылку в Челкаре Актюбинской области. Здесь в жизни страждущего и изнемогшего иерарха произошёл удивительный случай. Упав в обморок на улице, он очнулся в больнице, где постепенно пришёл в себя. Подобрал его на улице и взял после больницы к себе местный житель-татарин. И в последующее время во время поездок по епархии к Владыке могли обращаться за благословением и молитвой казахи-мусульмане25.

Со временем владыка Николай стал совершать богослужения в местном храме в честь Вознесения Христова. В октябре 1943 года Патриарх Сергий направил Г. Г. Карпову письмо, в котором про­сил об освобождении из заключения ряда иерархов, среди которых назван и архиепископ Николай (Могилевский)26. Освобождения владыки Николая не последовало, а другие иерархи, указанные Патриархом, были уже расстреляны или погибли в лагерях от каторжных условий жизни27.

19 мая 1945 года он был досрочно освобождён, о чём ему было объявлено 18 июня, а вскоре последовало назначение его на Алма-Атинскую кафедру28. Предшествующие несколько лет Казахстанская кафедра существовала в составе Ташкентской и Среднеазиатской, в самой Алма-Ате не было ни одного действую­щего храма. Поэтому владыке Николаю пришлось возрождать Православие первоначально в самой Алма-Ате, а затем и в Казахстане. В 1946 году был открыт Никольский храм, который стал кафедральным собором епархии.

Во время начавшихся поездок по епархии архиепископ Николай встретился с архимандритом Исаакием (Виноградовым). Находясь ранее в заключении, он в тяжёлые минуты лагерных страданий сподобился чудесного явления. В сонном видении неизвестный седовласый старец утешил его, сказал, что он будет служить Церкви Христовой29. Во время архипастырского посещения Актюбинска бывший заключённый узнал в архиепископе Николае явившегося ему седовласого старца. Вскоре владыка Николай назначил его настоятелем Никольского собора в Алма-Ате. В 1947 году владыка Николай ко дню святой Пасхи был награждён правом ношения креста на клобуке.

Обладая замечательным баритоном, владыка Николай руководил на праздничных богослужениях “общим пением богомольцев”, а в будние – сам читал, пел, канонаршил, управлял левым хором30. На Страстной седмице, стоя на кафедре, “пронизывал” душу своим бархатным баритоном: “Чертог Твой…”31. Владыка особенно чтил из русских святых преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и Серафима Саровского. В дни их памяти Святитель облачался в простое льняное облачение. Он говорил: “Они в простых облачениях служили, а какой святости достигли!”32.

В феврале 1955 года ко дню десятилетия своего служения в Патриаршем сане Патриарх Алексий I возвёл владыку Николая в сан митрополита33. В процессе управления епархией владыка Николай неоднократно обращался к Святейшему Патриарху за помощью в решении различных проблем34.

Жизнь Святителя постепенно подходила к концу, слабели силы, поэтому он благословлял народ в соборе после богослужения сидя35. “В последнее время, не имея возможности по болезни посещать богослужение, он непрестанно молился дома и почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин”36. Вскоре Святитель мирно отошёл ко Господу. Современный церковный историк говорит о епископате Русской Церкви того времени: “В 50-х гг. происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни архиереи, рукоположенные в довоенные годы, и те, кто был хиротонисан в старости из вдовых протоиереев в военное лихолетье и первые послевоенные годы. Митрополит Алма-атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), хиротонисанный ещё в 1919 г., 30-е гг. проведший в местах лишения свободы, скончался на 81-м году жизни 25 октября 1955 г. Весть о кончине привела в глубокое волнение его паству. Многие десятки тысяч православных алмаатинцев провожали гроб с останками своего архиерея на всём семикилометровом пути от кафедрального собора на кладбище”37.

Святитель почил, “когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери”38. Этот праздник он особо чтил. Пробыл святитель на Алма-Атин­ской кафедре ровно десять лет. Его отпевание совершил епископ Среднеазиатский и Ташкентский Гермоген. В Никольском соборе всегда чтили память почившего иерарха. В день десятилетия со дня его кончины “был совершён парастас, а в самый день кончины архиепископ Алма-Атинский Иосиф совершил заупокойную Литургию и панихиду в сослужении соборного духовенства”39. Владыка Иосиф (†1975) чтил своего предшественника, святителя Николая.

В связи с 20-летием кончины святителя Николая архимандрит Исаакий написал:

“Совсем в недавний час

Послал на место твоего упокоения

Соседа доброго, с кем вместе ты служил,

И кто преемником твоим достойным был,

Мы видим Божье в том благоволение”40.

Канонизован Алма-Атинский святитель Николай Архиерейским Собором Русской Церкви в августе 2000 года41.

* * *

1

См. о нём: Manuil Metropolit (Leme s evskij). Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893–1965. Erlangen, 1987. Teil 5. S. 192–194. Текст владыки Мануила был с некоторой редакторской правкой переопубликован: Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2008 годах. Изд. 3. М., 2008. С. 433; Русская Православная Церковь. ХХ век. М., 2008. С. 440. См. также: Голубцов С. Московская Духовная академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999. С. 66–67; Протодиакон А. Киреев. Указ. соч. С. 433.

2

Архимандрит Исаакий (Виноградов). Светлой памяти митрополита Алма-Атин­ского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии (далее -ЖМП). 1956. № 10. С. 11.

3

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский / Составитель В. Королёва. М., 2000. С. 18.

4

Там же. С. 19.

5

Там же.

6

Там же. С. 138.

7

Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1915. № 16. С. 140.

8

Определения Святейшего Синода // Там же. 1916. № 41. С. 369.

9

Определения Святейшего Синода // Там же. 1917. № 31. С. 251.

10

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 20.

11

Там же. С. 28.

12

Там же.

13

Manuil Metropolit (Lemesevskij). Указ. соч. S. 192. См. также: “Обновленческий” раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) « Составитель И. В. Соловьёв. М., 2002. С. 857.

14

После Собора // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. № 7. С. 6.

15

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 275.

16

Там же. С. 33.

17

Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 209.

18

Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 141.

19

Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. С. 210.

20

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 43.

21

Фотографию участников торжеств (архиепископ Николай стоит во втором ряду вторым справа) см.: Правда о религии в России. М., 1942. С. 63.

22

Правда о религии в России. С. 62, 66.

23

Протоколы допросов см.: Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 271–278.

24

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 46.

25

Там же. С. 98. О действии благодати по отношению к неправославным см. Архимандрит Макарий. Заметки о православной вере. СПб., 2009. С. 88–96.

26

Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 304.

27

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 56; см. также: История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1: 1917–1970. СПб., 1997. С. 898–899.

28

Хроника // ЖМП. 1945. № 7. С. 10; Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 60.

29

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 135; Офицер, монах и пастырь. Архимандрит Исаакий (Виноградов). М., 2005. С. 122–123, 136–137; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. С. 215–216.

30

Светлой памяти митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (К годовщине со дня кончины). С. 11.

31

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 239.

32

Там же. С. 70.

33

Награждения архиереев // ЖМП. 1955. № 3. С. 8.

34

Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1953 гг. Т. 1. М., 2009. С. 88, 713, 714.

35

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 309, 316.

36

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Некролог) // ЖМП. 1955. № 12. С. 11.

37

Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 366.

38

Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 128. См. также: Офицер, монах и пастырь. Архимандрит Исаакий (Виноградов). С. 151.

39

Из жизни епархий // ЖМП. 1966. № 1. С. 33.

40

Архимандрит Макарий. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 332. Прим. 12.

41

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13–15 августа 2000. Материалы. М., 2001. С. 287.


Источник: Журнал «Альфа и Омега»

Вам может быть интересно:

1. Судьба католического епископа Германа из Юрьева Ливонского архимандрит Макарий (Веретенников)

2. Из академической жизни: Виктор Михайлович Васнецов ― почетный член Императорской Московской Духовной Академии профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

3. Очерк ранних лет жизни нашего Первосвятителя, митрополита Филарета архиепископ Нафанаил (Львов)

4. Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского профессор Николай Иванович Барсов

5. Черты из жития св. праведного Филарета Милостивого в жизни Филарета, митрополита Московского: (к 25-летию со дня кончины) профессор Иван Николаевич Корсунский

6. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира профессор Антон Владимирович Карташёв

7. Житие преподобного отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе Миупольской епископ Николай Мефонский

8. Жизнь святого Саввы, первого архиепископа Сербского профессор Петр Симонович Казанский

9. Антон Владимирович Карташев епископ Кассиан (Безобразов)

10. Подвиги и страдания сщмч. Космы Равноапостольного протоиерей Александр Горский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс