архимандрит Макарий (Веретенников)

Предыстория христианства на Руси

Подвиг апостола Андрея Первозванного

15 октября 2012 г.

Историк Митрополит Макарий (Булгаков) начинает свой труд следующими словами: “Историю Православной Церкви в нашем Отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времён равноапостольного Просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд Первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви, ряд, непрерывно продолжающийся доныне”1. Далее он рассуждает о предыстории христианства на Руси: “Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России ещё прежде Великого князя Владимира, с самого основания Русского Царства”. Высокопреосвященный автор убедительно обосновывает правомочность изучения предыстории христианства на Руси в рамках истории Русской Церкви: “Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем Отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном Просветителе России? Говорить о них в самом составе своём история Русской Церкви без сомнения не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с её началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви”. Далее он продолжает: “…христианство, бывшее в России до Великого князя Владимира, действительно и предварило Русскую Церковь, а вместе несомненно послужило приготовлением и как бы введением к окончательному основанию её в народе русском”2. Поэтому говорить о христианстве на Руси следует начиная с апостольских времен.

Евангелие от Матфея завершается словами Христа Спасителя: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф 28:19–20). Повинуясь Божественному Слову, святые Апостолы шли и проповедовали Христово учение по всему миру. Это апостольское служение, посланничество в мир, святая Православная Церковь продолжает и поныне. Целью апостольской проповеди, по слову книги Деяний, был призыв к обращению людей к Богу, стремление вызвать у слушателей чувство покаяния и духовного очищения: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян 2:38).

Прилагая богослужебные особенности чина Крещения к процессу церковно-исторического развития Руси, можно сказать, что начало оглашения нашей страны было связано с деятельностью святых Апостолов, и его начало относится к I веку. Во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел проповедовал, проходя через Иллирию и Македонию. Позднее эти области были заселены славянскими племенами, хотя уже и в апостольские времена там были поселения славян. Апостол Павел доходил также до моравских пределов и учил там. Таким образом, его миссионерская проповедь коснулась некоторой части юго-западного славянского миpa. А поскольку от славян произошёл русский народ, то в таком случае апостол Павел является учителем и для Руси. Более того, после себя он поставил славянам епископа Андроника. Из жития святого Андроника, Апостола от 70-ти, известно, что он был рукоположен апостолом Павлом во епископа Паннонии – области, лежавшей к северу от Иллирика и Македонии. Там также было уже немало славян, а с VI века вся Паннония стала славянской. Это убеждение нашло отражение в русской летописи, в которой читаем: “Тем же словеньску языку учитель есть Анъдроник Апостол. В Моравы бо ходил и апостол Павел учил ту; ту бо есть Илюрик, его же доходил апостол Павел; ту бо бяша словене первое. Тем же словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь: тем же и нам Руси учитель есть Павел, понеже учил есть язык словенеск, и поставил есть епископа и намесника по себе Андроника словеньску языку”3. Таким образом, славяне сопричастны апостольской проповеди. Говоря об архиерейской хиротонии святителя Мефодия (†885; пам. 6 апр.), просветителя славян, “Повесть временных лет” называет его “настольником” апостолу Андронику, поставленным “на столе святого Онъдроника Апостола”4.

Но о непосредственной апостольской проповеди на Руси в её будущих пределах можно говорить в связи с деятельностью святого Андрея Первозванного (I в.; пам. 30 нояб.), которому выпал жребий проповедовать в Скифии. Он был родом из Вифсаиды Галилейской, приходился братом Первоверховному апостолу Петру, занимался с ним ловлей рыбы в Галилейском море. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем, что апостол Андрей до своего призвания Христом был учеником Иоанна Предтечи (Ин 1:40). Его имя названо четвёртым в лике святых Апостолов (Деян 1:13).

В различных древних списках-перечнях святых Апостолов, где говорится о местах их проповеди и о кончине, обязательно отмечается, что апостол Андрей проповедовал в Скифии5. Со времени же античного географа Геродота (V век до Р. Х.) Скифией назывались северочерноморские пределы от Истра, или Дуная, до Танаиса, то есть до реки Дон. Скифские земли, по известиям древних историков, лежали на север от Понта Евксинского (Чёрного моря), то есть там, где впоследствии возникло государство древних славян – Киевская Русь6.

Самые древние свидетельства о проповеди апостола Андрея на нашей земле восходят к первым векам христианства. Епископ Портуенский Ипполит († ок. 222) говорит: “Андрей, после того как проповедовал скифам и фракийцам, потерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском, будучи распят на древе масличном, где и погребён”7. Об этом же говорит известный христианский мыслитель Ориген, чьи слова дошли до нас в труде историка епископа Кесарии Палестинской Евсевия (Памфила; †340): “Святые ; Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия…”8. Указанные исторические свидетельства, относящиеся к III веку, на самом деле ещё древнее и восходят ко времени мужей апостольских. О проповедническом служении апостола Андрея и о его почитании говорят святители Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.)9, Иоанн Златоуст (†407)10, Епифаний Кипрский (†403), блаженный Иероним (†420) и др.

Более подробно о маршруте апостола Андрея с целью христианского благовествования сообщает Тирский епископ Дорофей (307–322): “Андрей, брат апостола Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и скифов ; проповедуя Евангелие Господа; потом достиг великого города Севаста ; где находится крепость Аспар и река Фазис, у которой обитают внутренние эфиопы; погребён в Патрасе Ахейском, будучи распят Егеатом”11.

Византийский писатель Никита Пафлагон (†873) пишет в похвальном слове Первоверховному апостолу: “Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошёл иверов, савроматов, тавров и скифов и протёк все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому”12, то есть Чёрному морю. Можно предполагать, таким образом, что апостол Андрей прошёл всё северное Причерноморье. Анализ сви­детельств о проповеди апостола Андрея в Греции, на Черномор­ском побережье Малой Азии и Кавказа, в землях Северного Причерноморья и Приазовья, известных по различным памятникам, показывает, что древнейшие их редакции могут быть датированы II веком, что, естественно, позволяет предполагать высокую степень их исторической достоверности.

Исполняя завет Христа Спасителя, Апостолы проповедовали Евангелие по городам и странам. Книга Деяний святых Апостолов донесла до нас особенности их проповеди. После гибели первомученика архидиакона Стефана Апостолы пошли по городам, никому не проповедуя слово, кроме иудеев (Деян 11:19). И в последующее время Апостолы, приходя на новое место, начинали свою проповедь с синагог (Деян 13:14; 14:1; 17:1,10; 18:19; 19:8). Учитывая же, что по маршруту апостола Андрея “среди греческих колоний на Крымском побережье и на берегу Азовского моря существовали многочисленные еврейские поселения”13, можно предположить, что его проповедь также могла начинаться с синагог.

В VIII-IХ веках в Византии создаются историко-агиографи­ческие сочинения, обобщающие материалы “андреевской” традиции. В IX веке иерусалимский монах Епифаний14 повторив маршрут апостола Андрея, обошёл Причерноморье, собирая местные предания о проповеди Первозванного апостола, увидел кресты и иконы, связанные с его деятельностью и его почитанием и составил затем его Житиё15. По свидетельству монаха Епифания, апостол Андрей совершил три путешествия. Во время первых двух Апостол обошёл западное побережье Малой Азии и южное побережье Чёрного моря, дойдя до пределов Иверии, а затем дошёл до Крыма. В третьем миссионерском путешествии спутником Первозванного апостола был апостол Симон Кананит16. В абхазских пределах в нынешнем Новом Афоне известна пещера, где был погребён апостол Симон (I в.; пам. 10 мая)17. Можно также говорить и о том, что проповедь апостола Андрея была небесплодной. 20 января Церковь празднует память мучеников-скифов Инны, Пинны и Риммы (II в.), которые были учениками апостола Андрея и пострадали за веру Христову. Архиепископ Филарет Черниговский пишет о них: «Вот первые мученики из славян! В Василиевом Менологе (XI в.) под 20 января читаем о них следующее: “Святые были из Скифии, из северной стороны, ученики святого апостола Андрея. Они учили о имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили…”»18.

Апостол Андрей принял мученическую кончину в Патрасе Ахайском. Ныне это портовый город, третий по величине в Греции после Афин и Фессалоник. Он расположен на севере полуострова Пелопоннес, на берегу Ионического моря. Апостол творил здесь различные чудеса, невзирая на что правитель Эгеат повелел распять проповедника Христова вниз головой на кресте в форме буквы “Х”. Это произошло в 62 году19. В последующее время мощи святого Апостола почивали в Патрасе.

Распятие апостола Андрея. Дарохранительница в соборе г. Амальфи

Император Констанций (353–361), узнав о судьбе мощей святых апостолов Андрея и Луки, поручил “великому” Артемию перенести их в Константинополь. Затем он воздвиг храм, “в котором положил и перенесенныя из Ахаии ; останки апостола Андрея”20. В литературе указывается в качестве даты перенесения 35521 год и 35722. Перенесение святых мощей Первозванного ученика Христова содействовало его прославлению. “Со времени перенесения мощей св. ап. Андрея Первозванного память его 30 ноября стали совершать торжественнее”23. Архиепископ Сергий (Спасский) указывает, что перенесение его мощей из Патр в Константинополь праздновалось 9 мая24. В середине VI века император Юстиниан построил новое здание храма святых Апостолов, в который было совершено перенесение-перело­же­ние мощей святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея25. Эти мощи находились в храме под серебряным престолом26. Частицы его мощей пребывали и в других храмах. В XII веке в храме Пресвятой Богородицы в Большом императорском дворце в Константинополе пребывала рука “святого апостола Андрея”27. Имеются сведения о последующей судьбе апостольских мощей. Очевидец XII века пишет: “В алтаре Святых апостолов покоятся святой апостол Андрей, святой Евангелист Лука и святой Тимофей, ученик апостола Павла”28.

В западных храмах в это время также распространяются и почитаются частицы мощей апостола Андрея29, а затем и мощи Первозванного ученика Христова оказались на Западе. Начавшийся в 1204 году очередной (четвёртый) крестовый поход завершился взятием православного Константинополя и разграблением его30. Град Константина стал столицей Латинской империи. В 1208 году кардинал Пётр Капуанский перенёс мощи святого апостола Андрея из Константинополя в Италию и 8 мая положил их в кафедральной церкви в Амальфи, “где доселе торжественно празднуется 8 день мая”31. Глава Апостола хранится ныне в реликварии позади престола в крипте, а остальные мощи – под престолом, как это принято в западной традиции32.

Ещё ранее, “вероятно, в царствование Василия Македонянина” честная глава апостола Андрея была перенесена “в Патры и почивала здесь в церкви апостола Андрея”33. Последующие сведения об этой святыне относятся к XV веку. 7 марта 1461 года в Рим прибыл Морейский деспот Фома Палеолог. “Благодаря прибытию Палеолога в Рим здесь состоялось довольно замечательное торжество. Навсегда покидая Патрас, Фома взял с собою прославленную реликвию, чтимую городом – главу св. Андрея. Лишь только весть об этом распространилась, несколько западных государей стали оспаривать друг у друга честь обладания святыми мощами. Деспоту были сделаны соблазнительные предложения, но по настоянию Пия II он отдал предпочтение Риму. По этому поводу папа задумал устроить церемонию с необычайной пышностью, дабы возбудить воинственное рвение против турок”34. В соборе апостола Петра честную главу встретил кардинал Виссарион (ранее – Никейский митрополит Византийской Церкви), “который приветствовал грядущего Апостола, родного брата Первоверховного Петра, прекрасной речью, исполненной изящества и вдохновения”35. Архиепископ Сергий (Спасский) говорит, что доставленная святыня была положена в Риме в соборе апостола Петра. “Части её есть в Амальфи и в Афонском Андреевском ските”36.

В жизни апостола Андрея проповедь скифам – один из эпизодов его миссионерской деятельности. Для нас же – это особая страница в истории начала распространения христианства в пределах будущего Киевского государства, о чём подробнее свидетельствуют русские источники. Так, в начальной части древней летописи говорится о расселении народов, произошедших от трёх сыновей библейского праотца Ноя. Более подробно говорится о народах Иафетова колена и о расселении славянских племён. Летопись описывает также знаменитый путь из варяг в греки. Заканчивая описание пути на южном отрезке, автор переходит затем к повествованию о проповеди апостола Андрея в русских пределах. В “Повести временных лет” читаем: “А Днепр втечеть в Понетьское море жерелом; еже море слывет Русское, по нему же учил святый Оньдрей, брат Петровъ”37. Несомненно, это летописное сообщение об апостоле Андрее и его проповеди в пределах Русского государства восходит к византийским источникам: как Апостол учил в Синопе и затем прибыл в Корсунь, здесь он узнал, что недалеко находится устье Днепра, и захотел отправиться в Рим. Он приплыл в устье днепровское, а оттуда оправился вверх по Днепру. И случилось так, что к ночи он остановился под горами на берегу, а утром встал и сказал своим ученикам: “Видите ли горы сия? – яко на сих горах восияеть благодать Божья; имать град велик быти и церкви многи Бог въздвигнути имать”38. После этого Апостол взошёл на гору, благословил её и поставил Крест в знак пророческого благословения Киевской державе. Утверждение на месте грядущего Крещения Руси святого Креста – символа спасения рода человеческого – очень знаменательно. На этом месте позднее возник город Киев – матерь городов русских.

Диссонансом этим сообщениям звучат некоторые высказывания древнерусских авторов. Например, об апостольской проповеди на Руси ничего не говорит Митрополит Иларион в Слове о Законе и Благодати. Преподобный же Нестор в Житии святых страстотерпцев Бориса и Глеба говорит, что после вознесения Христа на небо ученики Христовы проповедовали по всему миру. При этом он отмечает, что в Русскую землю “не беша бо ни Апостоли заходили к ним, никто же бо им проповедовал слова Божия”39. “Повесть временных лет” под 983 годом, повествуя о гибели варягов-христиан, видит в этом проявление действия бесовской силы, так как “сде бо не суть Апостолы учили, ни пророци прорекли ; Аще и телом Апостоли не суть сде были, но ученья их аки трубы гласят…”40.

Некоторые историки, например, Е. Е. Голубинский, отнеслись к факту путешествия апостола Андрея через территорию будущей Руси скептически, поскольку такой маршрут равносилен направлению “кого-нибудь из Москвы в Петербург путём на Одессу”41. Однако никого не смущает, например, известие о путешествии по аналогичному маршруту “из грек в варяги” Митрополита Исидора, направлявшегося в XV веке из Москвы в Рим через Новгород, Псков, Любек и т. д.42.

Слава благодатного апостольского посещения возвышает Киев, который со временем стал стольным градом и колыбелью русского христианства. Поэтому святой Апостол здесь особо почитался. И уже в XI столетии на Русской земле возводятся храмы в честь апостола Андрея Первозванного. Так, отец Владимира Мономаха Великий князь Киевский Всеволод Ярославич (†1093), наречённый во святом крещении Андреем, в 1086 году построил в Киеве церковь в честь своего небесного покровителя, при которой впоследствии образовался монастырь, где приняла постриг дочь великого князя Анна, отчего и сам монастырь стал называться Янчиным (Анниным)43. На печатях князя Всеволода Ярославича изображён его небесный покровитель – апостол Андрей Первозванный44. Знаменательно письмо Византийского императора Михаила VII Дуки (1071–1078) Великому князю Всеволоду Ярославичу, датируемое 1072–1073 годами, в котором написано: “Духовныя книги и достоверныя истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник (начало) и корень, и что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, одни и те же самовидцы Божественного Таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия”45. Таким образом, византийцы видели в апостольском благословении святым Андреем Греции и Киева Божественное указание на общность их исторических судеб.

В конце XI века епископ Переяславский Ефрем освятил выстроенный им в Переяславле каменный Андреевский храм. Считается, что он был посвящён апостолу Андрею46, однако справедливее другая точка зрения: он был воздвигнут позднее и в связи с рождением у князя Владимира Мономаха сына Андрея и посвящён мученику Андрею Стратилату47.

В стольном граде Киеве на том месте, где по преданию святой апостол Андрей Первозванный установил Крест, Великим князем Мстиславом Романовичем в 1212 году была воздвигнута церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Такое посвящение несомненно должно было напоминать о том Кресте, который воздвиг апостол Андрей на Киевских горах, на том самом месте, где и был выстроен впоследствии сам храм. В 1240 году храм был разрушен во время штурма монголо-татарами. Наконец, 9 июня 1744 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны состоялась закладка нового величественного Андреевского собора, который и был выстроен по проекту знаменитого архитектора Б. Ф. Растрелли48. В XIX веке, как свидетельствует описание, главной святыней храма была частица мощей “апостола Андрея Первозванного, принесённая из Греции в 1859 году и находящаяся в серебряной раке с изображением св. Апостола”49. Таким образом, храмостроительство показывает, что к концу XI столетия и в последующие времена память об особом покровительстве святого апостола Андрея Руси была глубоко укоренена в представлении русского общества.

Летописное сообщение о посещении апостолом Андреем Киевских гор повествует затем о его путешествии на север в Новгородские пределы. Здесь он водрузил свой жезл; на этом месте со временем возникло село Грузино50. О жезле апостола Андрея упоминается и в письменных памятниках XVI века. В. М. Тучков написал в 1537 году по благословению Новгородского архиепископа Макария (1526–1542; †1563) житиё Новгородского святого, преподобного Михаила Клопского (†1456; пам. 11 янв.). В предисловии он отмечает, что в шестидесяти поприщах от Новгорода, вниз по Волхову, Апостол “ту жезл свой погрузи мало в землю и оттоле место оно прозвася Грузино”51. А после Крещения Руси “на том месте, идеже святый Апостол жезл свой водрузи, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется, и в нем бесценное и честное оно сокровище, многоцелебный Святаго жезл полагается, о нем же многа и неисповедимая сказуются чюдеса, иже и до дньсь всеми видим есть”52. Об этом же говорит и другой макарьевский книжник – старец Василий-Варлаам в предисловии к житию преподобного Саввы Крыпецкого53. Таким образом, в XVI веке жезл Апостола находился в Андреевском храме села Грузино под Новгородом. Это позволяет говорить о существовании новгородских преданий, связанных с именем апостола Андрея. Согласно писцовым книгам, в 80-х годах XVI века в Грузино был каменный храм во имя апостола Андрея Первозванного54. Сообщение макарьевского книжника “свидетельствует о том внимании, которое уделяли образованные круги Новгорода XVI в. сказанию, что объясняется тем, что предсказание о крещении Руси распространялось уже не только на Киев, но и на Новгород. Храм в Грузино становился хранилищем общерусской святыни, что и вызвало, видимо, его возведение в камне”55. И. И. Малышевский, исследователь XIX века, связывает с именем Новгородского архиепископа Макария, скончавшегося впоследствии на Московской кафедре (†1563; пам. 30 дек.), распространение местных новгородских преданий “о проповеди апостола Андрея в Земле Русской, восполняющих начальное киевское сказание”56. Он также усматривает в описании путешествия апостола Андрея в пределах Киевской Руси не только греческие, но и западные, варяжские сказания57.

В начале XIX века, когда Грузиным владел граф А. А. Арак­чеев, здесь по проекту архитектора В. П. Стасова возводится величественный Андреевский собор с колокольней, обозначивший наряду с Андреевским собором в Киеве важнейшие вехи на благовестническом пути святого апостола Андрея в землях наших предков58. Следует заметить, что ввиду своей значимости Андреевский собор в селе Грузино – единственный из всех усадебных храмов России, получивший статус соборного59.

В летописном повествовании о посещении Новгорода апостолом Андреем говорится о новгородских банях. Современные писатели усматривают в этом “следы традиционного соперничества между Киевом и Новгородом”60. Говоря о наших днях, они пишут: “Как бы то ни было, новгородцы свято верили в то, что Слово Божие впервые принёс на их землю апостол Андрей Первозванный. В том, что вера эта не угасла и поныне, можно было убедиться весной 2003 года, когда Великий Новгород торжественно встречал мощи Андрея Первозванного, привезённые сюда с Афона”61.

Почитание первозванного Апостола преемственно продолжается в последующее время и в Московской Руси. В пространном послесловии писца известного Сийского Евангелия 1340 года, которое называют ранним памятником московской письменности, перечисляются имена проповедников Евангелия, похваляемых в разных странах. При этом говорится, что “Русскую земле Первозванаго апостола Андрея”62 славит. В 1408 году преподобный Андрей иконописец вместе с мастером Даниилом Чёрным расписывали Успенский собор во Владимире. Для деисисного чина ими был написан образ апостола Андрея Первозванного63.

В Житии княгини Ольги, помещённом в самом начале Степенной книги XVI века, очень пространно повествуется об апостоле Андрее. Говорится о жребиях, брошенных Апостолами, во исполнение чего “святый Андрей в благопорученном ему жребии во Трояде многих еллины крести”64. Затем перечисляются города, где он крестил, говорится о совершённых им чудесах. Сообщается также, что в Новгородских пределах апостол Андрей “жезл свой остави в веси, нарицаемой Грузино”65. Повествование об ученике Христовом заканчивается словами: “Сий бо Божественый апостол Андрей первие благословивый землю нашу Рускую и прообразивый нам святое Крещение истиннаго благочестия”66. В Великих Макарьевских Четьях Минеях содержатся проложное и минейное жития Апостола, Деяние апостолов Андрея и Матфея, “Проявление Крещения Русския земли”, Похвальное слово апостолу Андрею святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (434–447)67.

Свидетельства русских людей о проповеди апостола Андрея на Руси сохранили также и записки иностранцев о Московии начала XVI века. Венский епископ Йоганн (Фабри) пишет, что русские люди “держатся христианской веры, которая, как они утверждают, им была первоначально возвещена святым апостолом Андреем, братом Симона Петра”68. Ещё с большей похвалой автор говорит о русском благочестии: “Итак, с бoльшим постоянством души, нежели многие из наших, они твёрдо стоят в правой вере, воспринятой от апостола Андрея, его преемников и святых Отцов и впитанной ими с материнским молоком”69. Труд Венского епископа учитывается в описании Московии барона С. Герберштейна70. Он пишет: “Русские открыто похваляются в своих летописях, что ранее Владимира и Ольги земля Русская получила крещение и благословение от апостола Андрея, который, по их свидетельству, прибыл из Греции к устьям Борисфена, приплыл вверх по реке к горам, где ныне находится Киев, и там благословил и крестил всю землю. Он воздвиг там свой крест и предсказал, что на том месте будет великая благодать Божья и много христианских церквей”71. Эти сведения повторил в конце XVI века Пётр Петрей72. Ниже он говорит о русском благочестии: “Как много у русских церквей, монастырей, священников и монахов, точно так же и много святых, которых они чтут и молятся им в церквах. Главнейшие из них: св. Андрей, св. Николай, Михаил Архангел…”73. Более известен ответ Иоанна Грозного в 1580 году иезуиту Антонию Поссевино, настаивавшему на необходимости унии Русской Церкви с Римской. Государь, желая подчеркнуть самостоятельность Русской Церкви, сказал, что не в пример грекам, которые приняли унию, “он верит не в греков, а во Христа”. “Мы уже с самого основания христианской Церкви приняли христианскую веру, когда брат апостола Петра Андрей пришёл в наши земли, (затем) отправился в Рим, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена ещё шире. Поэтому мы в Московии получили христианскую веру в то же самое время, что и вы в Италии. И храним мы её в чистоте”74.

Подобные мысли высказывались русскими людьми при общении с иностранцами, в том числе и с греками, и в последующее время. В 1650 году троицкий келарь Авраамий (Палицын) в Тырговище имел дискуссию с греками о проблемах веры, обрядах, благочестии и т. д. Во время четвёртого прения он говорил греческим оппонентам: “Напрасно вы хвалитесь, что и мы от вас приняли крещение. Мы приняли крещение от св. апостола Андрея, который из Византии приходил Чёрным морем до Днепра, а Днепром до Киева, а оттуда до Новгорода. Потом Великий князь Владимир крестился в Корсуни от тех христиан, которые крещены находившимся там в изгнании Климентом, Папою Римским. Из Корсуня взял Владимир мощи Климентовы и Митрополита и весь священный чин. И мы, как приняли веру и крещение от св. ап. Андрея – так и держим”75.

Почитанию святого Апостола содействовали частицы его святых мощей, которым русские люди благоговейно поклонялись. В начале XVII века по повелению царя Бориса Годунова был сделан ковчежец для мощей апостола Андрея Первозванного, который затем хранился в царской казне, а с 1681 года – в Благовещенском соборе76. От Константинопольского Патриарха Парфения (1639–1644) на Русь в дар первому царю из династии Романовых Михаилу Феодоровичу (1613–1645) была принесена “кисть десной Руки” апостола Андрея Первозванного, которая затем хранилась в Московском кремлевском Успенском соборе77.

В Петровскую эпоху начинается почитание святых апостолов Петра и Андрея как святой двоицы78. Отмечается, что Первозванный апостол «был как бы “русским вариантом” апостола Петра, русским Петром. С этим связывается отчётливый культ апостола Андрея в идеологии Петровской эпохи: сразу же по возвращении из Великого посольства Пётр учреждает орден Андрея Первозванного (эпитет “первозванный”, вынесенный в название ордена, подчёркивал, что Андрей был призван Христом раньше Петра, что могло восприниматься как превознесение патрона Руси над патроном папского Рима)»79. Учреждённый Петром I в 1698 году орден апостола Андрея Первозванного явился старейшим орденом в Русском государстве80. Лицевая сторона ордена выглядит так: на косом орденском кресте по четырём его концам изображались латинские буквы “S A P R”, то есть Sanctus Andreas Patronus Russiae, что в переводе означает “Святой Андрей, Покровитель России”. 30 ноября отмечался как “как кавалерский праздник ордена, учреждённого в честь ; апостола” Андрея81. К Петровской эпохе относится учреждение и российского морского андреевского флага.

В XIX веке в Греции на месте, где пострадал святой апостол Андрей, был воздвигнут небольшой храм в его имя. В 1908 году греческий король Георг I заложил большой храм, который, однако, не был достроен. “26 сентября 1964 года в Патры прибыла делегация Римско-католической Церкви ; которая привезла из Рима драгоценную святыню – главу апостола Андрея”82. В 1974 году митрополит Патрский Никодим возобновил строительство недостроенного некогда собора и завершил его. В этот собор стекаются ныне верующие люди для поклонения честной главе Первозванного апостола Андрея.

Служба апостолу Андрею в богослужебных Минеях является переводной83. В связи с этим Ф. Спасский пишет: «Россияне не прославили своей особой службой своего Апостола, Первозванного Андрея – автор службы свт. Михаилу исправляет отчасти это упущение, упоминая Апостола и его пророчество о Руси: свт. Михаил “послан в неверныя люди, прииде, яко, Апостол, и Первозваннаго пророчествие соверши” ; “Днесь пророчествие во Апостолех Первозваннаго исполнися: се бо на сих горах возсия благодать”»84. Однако теперь стало известно, что на заре славянской письменности канон апостолу Андрею написал ученик Первоучителей словенских святитель Наум Охридский. Его творение сохранилось в рукописи Зографского монастыря на Афоне85. В XIX веке известный духовный писатель А. Н. Муравьёв, почитавший апостола Андрея Первозванного как своего небесного покровителя, активно содействовал построению вышеназванного Андреевского храма в Киеве. Он также составил акафист святому Апостолу, который затем неоднократно издавался в XIX веке86.

Традиция почитания апостола Андрея на Руси – довольно древняя и сохранилась на протяжении веков. Повесть временных лет и Слово о проявлении Крещения Русской земли – важные свидетельства о начале христианства на Руси, связанного с проповедью Первозванного апостола. Святой апостол Андрей издревле особо почитается в Русской церкви и является её покровителем. Его проповедь положила начало христианизации пределов Русской Земли. Проповедники произносили в день его памяти проповеди87. В “Слове о проявлении Крещения Рускыя земли” читаем: “Тем же вси речем: Радуйся, апостоле святый Андрею, благословивый землю нашю и прообразивый нам святое Крещение и еже мы прияхом от благочестиваго Володимера”88. По мнению И. И. Ма­лышевского, пребывание апостола Андрея в русских пределах показывает, “что Русская страна, хотя и позже многих других стран ставшая христианскою, младшая между ними, была однако же ещё при апостолах предызбрана в наследие благодати Божией, освящена стопами Апостола, его благословением и Крестом”89. Историческими можно назвать церковно-государственные торжества, проходившие в июне 2003 года, когда мощи Первозванного апостола были принесены с Афона и им поклонялись на всех флотах России90. В послании Святейшего Патриарха Алексия по этому поводу говорится: “апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. Спустя века исполнилось пророческое речение святого. Русская земля сподобилась Святого Крещения, а Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже стала его преемницей” (ЖМП. 2003. № 6. С. 10).

* * *

1

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. М., 1994. С. 83.

2

Там же. С. 85.

3

Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. Изд. 2. СПб., 1996. С. 16; ПСРЛ. Т. 1. Изд. 2. Л., 1926. Стб. 28. См. также: Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 248–249.

4

Повесть временных лет. С. 16. См. также: Успенский сборник. XII-XIII вв. М., 1971. С. 205.

5

Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. СПб., 1909. С. 225–227.

6

Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М., 1979; Он же. Путешествие Геродота в Скифию // Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984. С. 29–33.

7

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. С. 91–92.

8

Евсевий Памфил. Церковная история. СПб., 2007. С. 91. См. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007. С. 223.

9

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 487; Он же. Творения. Ч. 3. Изд. 3. М., 1889. С. 143.

10

Святитель Иоанн говорит о почитании святых Апостолов в Константинополе: “…у нас были молитвы и моления, и весь наш город, подобно потоку, стекался к местам апостольским, и мы умоляли наших защитников – святого Петра и блаженного Андрея, двоицу Апостолов – Павла и Тимофея”. – Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1900. С. 562.

11

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. С. 92.

12

Там же. С. 93; Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 283; Малышевский И. И. Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем // Владимирский сборник в память девятисотлетия крещения России. Киев, 1888. С. 13.

13

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 225. См. также: Священник С. Петровский. Сказания об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью. Очерк из истории древнехристианской литературы. Одесса, 1898. С. 204–205.

14

См. о нём: Виноградов А. Ю. Епифаний монах // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 582.

15

Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 264–272; Малышевский И. Спутники и ученики св. ап. Андрея // Труды Киевской Духовной академии. Киев, 1889. № 12. С. 548–549.

16

Священник С. Петровский. Сказания об апостольской проповеди… С. 208.

17

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 1. С. 95; И. Н. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. М., 1898. С. 78.

18

Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Январь. С. 203. См. также: Малышевский И. И. Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем. С. 10; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1901. С. 30–31.

19

Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Ч. 1. М., 1997. С. 371. Святитель Григорий Турский. Георгия Флоренция Григория, епископа Турского книга о чудесах блаженного апостола Андрея // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 241–242.

20

Сокращение церковной истории Филосторгия, сделанное Патриархом Фотием. СПб., 1854. С. 453. См. также: Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. СПб., 1880. Дни 19–31. Стб. 1586–1587; Деяния апостола Андрея / Предисловие, перевод и комментарии А. Ю. Вино­градова. М., 2003. С. 221, 223. О житии Артемия см. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 257–258. Мощи святого Артемия находились позднее в храме святого Иоанна Предтечи в Константинополе (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века / Перевод, предисловие и комментарий Л. К. Маснеля Санчеса // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 451).

21

Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. М., 1996. С. 318.

22

Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Часть вторая и третья. М., 1997. С. 489.

23

Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. С. 319; Архиепископ Филарет Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. Ноябрь. С. 381.

24

Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Ч. 1. С. 371. Названный вельможа, исполнивший повеление императора, мученически пострадал затем при Юлиане Отступнике, память его совершается 20 октября.

25

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 173.

26

Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche. Zwei Basiliken Konstantins. Leipzig, 1908. S. 134.

27

Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века. С. 440.

28

Там же. С. 450.

29

Дворник Ф. Идея апостольства в Византии… С. 172–173, 182; Протоиерей С. Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1919; СПб., 2003. С. 295–297.

30

Современник-византиец пишет об отношении крестоносцев к святыням: “Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!”. – Стасюлевич М. История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. Т. 3: Период третий: от крестовых походов до открытия Америки. 1096–1492. Эпоха крестовых походов. Ч. 1: Крестовые походы: 1096–1291. СПб., 1865. С. 608. Ограбление храмов и монастырей, сопровождавшееся захватом мощей, называли “святым хищением”. – Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образо­ванности. История крестовых походов. М., 2001. С. 410. См. также: Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. С. 248–250. Описание бесчинств крестоносцев, вышедшее из-под пера древнерусского автора, см.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб., 1997. С. 70–73.

31

Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. С. 319.

32

Шургина М. Вся православная Италия от Милана до Сицилии. Справочник-путеводитель по монастырям и храмам. М., 2007. С. 468.

33

Протоиерей С. Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление… С. 302.

34

Пирлинг [П.] о. Россия и папский престол. Кн. 1. М., 1912. С. 151–152.

35

Протоиерей С. Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление… С. 304.

36

Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Часть вторая и третья. С. 489. Среди святынь Андреевского скита называются две частицы “святых мощей от главы святого апостола Андрея Первозванного. Дар архиепископа Калинника Москонисийского, при свидетельстве с печатию”, а также часть “мощей от локтя святого апостола Андрея Первозванного, принесена игуменом монастыря Костамонита, Кириллом, при свидетельстве с печатию”. – Серай, новый русский скит, святого Апостола Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1858. С. 75. См. также: Путеводитель по св. Афонской горе и указатель её святынь и прочих достопамятностей. Изд. 4. М., 1885. С. 72.

37

Повесть временных лет. С. 9; Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 23. См. также: Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 171–172.

38

Повесть временных лет. С. 9. Некоторые наблюдения о топонимике мест по маршруту апостола Андрея см. Жуковская Л. П. Волоковский лес на пути из варяг в греки // Записки отдела рукописей. Вып. 53. М., 2008. С. 556–561.

39

Преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет. Жития. М., 1997. С. 189.

40

Повесть временных лет. С. 39. Некоторые соображения по данному поводу см. Чичуров И. С. “Хождение апостола Андрея” в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сборник статей. М., 1990. С. 16–17.

41

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 21. В одном экземпляре “Истории” Е. Е. Голубинского нам встретилась интересная карандашная пометка на полях по данному поводу: “А Апостолы не искали кратких и удобных маршрутов”.

42

См. по этому поводу также: Шабатин И. Н. Св. апостол Андрей Первозванный – проповедник истины Христовой на Руси // Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1962. № 12. С. 65. Есть такая точка зрения, что вместо Днепра апостол Андрей путешествовал по Дунаю (Никитин А. Л. “Хождение” апостола Андрея и путь “из варяг в греки” // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 6. Ч. 2. С. 358–384).

43

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С. 171–172. Митрополит Макарий относит Андреевский храм к числу замечательных храмов Древней Руси (Там же. С. 229). Ниже историк отмечает, что данный храм простоял недолго и в 1105 году обрушился (Там же. С. 232).

44

Янин В. Л.; Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970–1996 гг. М., 1998. С. 114, 115, 259, 260.

45

Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 49–50.

46

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 2. С. 230; Коринский Н. Н. Переяславская земля. Х – первая половина ХIII века. Киев, 1992. С. 214, 216.

47

Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002. С. 63–64. Об этом храме см.: Археология СССР. Свод археологических источников. Выпуск Е1–47. Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 33–34.

48

Имея в виду позднее время, литургист протоиерей Г. Дебольский пишет: “Место, где водружён был крест Первозванным, ознаменовано в Киеве храмом во имя его”. – Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. С. 317.

49

Н. Ч. Киев и его святыни. Изд. 5. М., 1912. С. 130.

50

Летопись упоминает при этом о новгородских банях, удививших Апостола. По этому поводу см. Митрополит Одесский и Херсонский Сергий. Благовестническое путешествие святого апостола Андрея Первозванного по Скифии в свете Священного Писания и Священного Предания о деяниях апостольских // ЖМП. 1988. № 7. С. 74.

51

Повести о житии Михаила Клопского / Подготовка текстов и статья Л. А. Дмит­­риева. М.; Л., 1958. С. 143.

52

Там же.

53

Архимандрит Даниил. Предисловие к Житию преподобного Саввы Крыпецкого // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000. С. 202; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. Ч. 2. СПб., 2007. С. 370.

54

Седов В. В. Древняя церковь Андрея Первозванного // Архитектура и строительство России. 1992. № 1. С. 16.

55

Там же. О пребывании апостола Андрея в Новгороде см. Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1. СПб., 2007. С. 87–88.

56

Малышевский И. И. Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем. С. 37.

57

Там же. С. 22–24.

58

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголев­ский) даровал его причту право совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами до Отче наш во все воскресные и праздничные дни.

59

Интересно, что кроме памятного соборного храма в Грузине имелся и ещё один памятник святому апостолу Андрею. Это был чугунный портик из ионических колонн, в центре которого стояла статуя самого Апостола с икс-образным крестом, изваянная скульптором И. П. Мартосом по античным образцам. Памятник этот, весьма чуждый канонам и искусству Православной Церкви, тем не менее весьма типичен для классицизма, который господствовал в архитектуре и искусстве того времени. О связях и взаимовлиянии мемориальной функции храмов и различных стилей и направлений в русской архитектуре и искусстве будет ещё сказано в дальнейшем.

60

Коваленко Г. М.; Смирнов В. Г. Легенды и загадки земли Новгородской. М., 2007. С. 47.

61

Там же. С. 48.

62

Мещерский Н. А. К изучению ранней московской письменности // Изучение русского языка и источниковедение. М., 1959. С. 95. Троицкий старец Епифаний Премудрый в житии святителя Стефана Пермского говорит: “Хвалит бо Римская земля обою Апостолу Петра и Павла ; Греческая Андрея Апостола, Руская земля Великого княза Володимера”. – Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII веков. М., 1938. С. 173.

63

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. в двух томах. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1: XI – начало XVI века. М., 1963. С. 269.

64

ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 72.

65

ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 73; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2007. Т. 1. С. 151.

66

ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 73.

67

Архимандрит Иосиф. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке. М., 1892. Стб. 210.

68

Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы / Составитель, автор вводных статей, примечаний, указателей О. Ф. Кудрявцев. М., 1997. С. 181.

69

Там же.

70

Там же. С. 139.

71

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 88.

72

О начале войн и смут в Московии. М., 1997. С. 438.

73

Там же. С. 444.

74

Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. Изд-во МГУ, 1983. С. 79.

75

Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Париж, 1959. С. 130.

76

Христианские реликвии в Московском Кремле / Редактор-составитель А. М. Ли­дов. М., 2000. С. 164–165.

77

Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. С. 319. Позднее Иерусалимский Патриарх Афанасий “прислал как священный дар Святейшему Синоду часть от мощей Первозванного из Иерусалима”, которая хранилась “в серебряном ковчеге в Синодальной палате” (Там же).

78

Об этом явлении в агиографии, когда имя одного святого неотделимо от другого см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72.

79

Лотман Ю. М.; Успенский Б. А. Отзвуки концепции “Москва – третий Рим” в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 240–241.

80

Вилинбахов Г. В. К истории учреждения ордена Андрея Первозванного и эволюция его знака // Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977. С. 144–158. См. также: Устав ордена святого Андрея Первозванного. М., 1797.

81

Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. С. 320.

82

Стамболи А. Храм святого апостола Андрея в Патрах // ЖМП. 1988. № 9. С. 74.

83

Текст службы по древней Минее см. Ягич И. В. Служебные Минеи за Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 г. СПб., 1886. С. 493–503.

84

Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 88. В службе апостолу Андрею встречаются песнопения службы праздника Рождества Христова (Там же. С. 109).

85

Никитин А. Л. “Хождение” апостола Андрея и путь “из варяг в греки”. С. 377.

86

Хохлова Н. А. Андрей Николаевич Муравьёв – литератор. СПб., 2001. С. 27 (1867 и 1871 гг.), 228 (1872 и 1876 гг.), 230 (1894 г.), 232 (1914 г.). Ф. Спасский говорит, что А. Н. Муравьёв составил канон апостолу Андрею “во исправление русского упущения”. – Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 88. Прим. 1. Однако в переписке А. Н. Муравьёва с митрополитом Филаретом, на что ссылается Ф. Г. Спасский, говорится только о возникшем у А. Н. Муравьёва недоумении в тропаре и кондаке Апостолу. – Письма духовных и светских лиц к митрополиту Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.), изданные… А. Н. Львовым. СПб., 1900. С. 304; Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М[уравьёву]: 1832–1847. Киев, 1869. С. 650, 652–653.

87

Недельский В. Слово в день памяти св. апостола Андрея Первозванного // Прибавление к Духовному вестнику Грузинского Экзархата. 1897. № 1. С. 1–9; Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор. Поучения, беседы, речи, воззвания, беседы. Т. 5. Одесса, 1891. С. 223–302; Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий. Слова и речи. Т. 2. Одесса, 1893. С. 19–22; Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий. Слова, беседы и речи в пяти томах. Изд. 3. Т. 2. М., 1898. С. 202–205; Протоиерей Иоанн Сергиев. Полное собрание сочинений. Слова и поучения, произнесённые в 1898 году, с приложениями. СПб., 1899. С. 88–92; Протоиерей И. Наумович. Беседы пастыря. СПб., 1902. С. 296–305.

88

Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи-Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. М., 1989. Сб. 29. С. 118; Жуковская Л. П. К текстологии проложных статей об апостоле Андрее // Записки Отдела рукописей. Вып. 53. М., 2008. С. 569; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. М., 2009. С. 338. Источниковедческий анализ “Слова о проявлении…” см. Лосева О. В. Жития русских святых… С. 224–225.

89

Малышевский И. И. Сказание о посещении Русской страны св. апостолом Андреем. С. 24.

90

Стезёю Первозванного Апостола по Руси. Очерк путешествия со святыми мощами апостола Андрея Первозванного (25 мая – 29 июня 2003 г.). М., 2003.



Источник: Журнал «Альфа и Омега»