архимандрит Макарий (Веретенников)

Священномученик Киприан и мученица Иустиния

15 сентября 2012 г.

Ниже прилагается житие мученицы Иустинии по Великой Макарьевской Четьи Минеи Пребывание мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустинии в Зачатьевском монастыре  

 

Одним из особо почитаемых в наше время святых является священномученик Киприан. Он жил в Антиохии, о которой архиепископ Сергий (Спасский) предполагает, что это была Антиохия Финикийская, “что между Келесириею и Аравиею”1. С раннего детства Киприан был посвящен Аполлону, с семи лет он занимался изучением культа Митры и Деметры, обучался в разных языческих центрах: в Спарте, во Фригии, в египетском Мемфисе и т. д. Будучи посвящен в жрецы, он имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами, имея в услужении бесов2. Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насыланием мора и язвы, вызыванием мертвецов.

В том же городе жила юная христианка – девица Иустина3, посвятившая себя Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание некий юноша Аглаид, “добр родом и богат зело”4. Когда он предложил святой деве стать его супругой, то она ответила ему отказом. Тогда Аглаид обратился к Киприану, чтобы с помощью чародейства добиться своей цели. Однако невзирая на все свои усилия жрец ничего не смог сделать, потому что святая мученица силой молитвы и постом сокрушала все насылаемые на нее диавольские козни. Язычник-волхв, развращенный властвованием над людьми и стихиями, познал всю глубину своего падения и ничтожества пред девой-христианкой. Поэтому он отвергся злых дел, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению.

С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму5, отдав на сожжение все свои книги. Именно так поступили некогда ефесяне в ответ на проповедь апостола Павла: от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем (Деян 19:19). Святой пришел в храм “в день суботный Великыя Пасхы”6, то есть, очевидно, в Великую Субботу, и на Богослужении его сердца коснулись назидательные слова из Священного Писания7. Он принимает Святое Крещение, подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому – “благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше”8.

Принял святое Крещение, обратившись ко Христу, также и юноша Аглаид. “Никого так не радовало обращение ко Христу Киприана и Аглаида, как святую Иустину. В их обращении она увидела чудные действия Божественного Промысла, ведущие грешника ко спасению”9. В скором времени бывший жрец был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан пресвитера. Через 16 лет блаженный святитель “Анфим, созвав епископы от окрестных град, поведа им о церковном устроении еще жив сы, и вдасть стол епископства Киприану”10. В прошлом волхв и жрец, а теперь ревностный архипастырь Церкви Христовой, он с успехом приводил язычников к вере в Единого Бога. Святитель имел также духовное попечение и о деве, через которую обратился к Богу: “святую же деву диаконису сътвори и нарече имя ей Иустина, и сътвори ю матерь манастырем”11.

Твердость и несокрушимость веры во Христа помогли Иустинии препобедить диавольские козни, а Благодать Божия затем духовно объединила ее и Киприана, первоначально противодействовавших друг другу. В службе святым мы обращаемся к святой двоице с молитвой: “исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною: с неюже молися Человеколюбцу Владыце спасти души наша”12. Их духовное единение Божественным Про­мыслом было запечатлено мученичеством. Святая двоица, Киприан и Иустина, засвидетельствовали свою веру в 304 году, во время последнего гонения на христиан. “Осужден­ные Диоклитианом в Никомидии Киприан и Иустина отведены к реке Галлу (вероятно, Галлий, впадающий в Сангарис ок. 60 верст от Никомидии), и усекнуты 26 сент.”13. При этом совершилось чудо: воин Феоктист, видя страдания святых мучеников, исповедал себя христианином и был казнен вместе с ними14.

Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: “Несомненно, что сказание о сих мучениках составлено в глубокой древности; но дошло ли оно до нас в его древнем виде, доказать невозможно”15. Похвалу священномученику произнес святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.)16; считается, что она датируется 379 годом17. В связи с этим архиепископ Сергий (Спасский) пишет: “Григорий Назианзен говорит об них в своем слове, хотя отчасти смешивает Киприана с другим известным писателем Карфагенским”18. Кроме того, византийская императрица “Евдокия, супруга Феодосия Младшего, ок. 425 года написала в честь их стихотворение”19. “По сказанию императрицы Евдокии и одним актам мученики пострадали при Диоклитиане, и издатели Деяний полагают мучение их в 304 году. В Месяцеслове Василия они относятся ко временам Декия, а по другим актам – ко временам Клавдия (267–270). Вообще предпочитается древнейшее свидетельство у Евдокии и западными учеными они относятся ко временам Диоклитиана”20.

Служба святым Киприану и Иустинии была издревле известна на Руси и сохранилась до наших дней в новгородской Минее XI века21. В XVI веке святитель Макарий (†1563; пам. 30 дек.), составляя Великие Четьи Минеи, собрал в них памятники духовной письменности о священномученике Киприане: проложные жития22, житие “святыа Устины девица”23, “мучение святаго Киприана, Иустины девы”24 и “покаание Киприаново”25.

Существуют разные формы почитания святых: тезоименитое, почитание святых, имеющих особую благодать в определенных обстоятельствах и пр. Кроме того, если в день памяти святого произошло какое-то важное событие, то данный святой чтится в связи с конкретным событием. Именно это произошло в середине XVI века с памятью святителя Киприана. В 1552во время третьего, победоносного похода была покорена Казань. Второго октября, в воскресенье день памяти священномученика Киприана, в походном храме во имя преподобного Сергия совершалась Божественная Литургия, и во время чтения святительского Евангелия при конечных словах и будет едино стадо и един Пастырь (Ин 10:16) раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани26. После этого начался решительный штурм, в образовавшийся в стенах пролом ринулись русские воины и Казань пала, как отмечает летопись, “на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи”27. В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них – “третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи”28. Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на Рву, ныне известный как собор Василия Блаженного (†1557; пам. 2 авг.). Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустинии29. В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким (1586–1587), который во время приема у царя Феодора Иоанновича (1584–1598) вручил ему различные святыни, и среди них были частицы мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии30.

Но в целом их святые мощи находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: “Св. мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне”31. Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (†337; пам. 21 мая), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй “в той же пристройке (налево от входа из крещальни) – придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 2 октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины”32. Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.

В нынешней службе священномученик Киприан прославляется как святой, отринувший служение бесам и стяжавший благодать, претерпевший мученическую кончину. При этом он уподобляется апостолу Павлу: “Павлов собеседник”33, “Яко Павел, ко Христу душевную любовь преложив…”34, “Наказан в прелести прилежно, яко Павел, зван бысть с Небесе”35. Святитель Василий Великий в Слове говорит: “Весьма неблагородно и низко думать, что оскорбительно будет для подвижника напоминать о непохвальных делах его”36. Далее Отец Церкви говорит, что апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем Его последователей и, следовательно, “как изменился предмет его ревности, чтобы сравнением того и другого прославить больше Благодетеля”37. Таким образом из слова Отца Церкви становятся понятным уподобление в службе священномученика Первоверховному Апостолу.

В Акафисте, который был написан уже в позднее время, святой священномученик прославляется как имеющий благодать избавлять от чаровных напастей: “Радуйся, яко тобою беси отгоняются”38, “Радуйся, волшебных козней разрушителе”39. Таким образом, Святитель, по слову Апостола, сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр 2:18). Святым Киприану и Иустинии молятся “о сохранении от злого очарования, об избавлении от чародеяний и вреда со стороны волшебников”40. В дали веков теряются данные о жизненном пути священномученика Киприана, но благодать Божия преизобильно действует, помогая всем обращающимся к нему, отгоняя чародейные воздействия.

Ниже прилагается житие мученицы Иустинии по Великой Макарьевской Четьи Минеи

В той же день житие святыа Устины девица. Благослови отче!

Явлению бывшу с небесе на землю Спаса нашего Иисуса Христа, пророческим словесем бывшим вся поднебесная просвещена бысть, словесем верующим в един Бог Отец Вседержитель и в Господь наш Иисус Христос, крещающеся о Святем Дусе. Бе же етера41 дева, именем Иустина, Едесиа отца, матере же Клидониа, в граде же Антиохисте, сущим близ Дафана. Та в храмине своем при оконци седши, послушаше етера диакона, именем Праулея, глаголюща величиа Божиа, вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа проповедающе, пророчьство и рожество еже от Девы Мария, и поклонение волхвом, и явление звезды, и славословие ангельско, силу же креста и знамением и чюдесем бывающим, и воскресение еже из мертвых, и явление еже ко учеником, и завет еже к ним, и вознесение еже на небеса, и седение еже одесную Отца, и нераздрушимое Царство Его.

Си словеса слышавши, паче зревши оконцем, святая дева глаголемых диаконом, не может терпети ражжением Святаго Духа, но хотяше видети лице диаконе, и не могущи видети, рече матери своей: Мати, послушай дщере своея, ничто же суть, им же по вся дни покланяемся: идоли бо суть, древяни бо суть и сребрени и злати, и костьми животных руками человеческими сотворении, на ня же, аще един приидет от Галилеи, без руки человечьски словом и молитвою вся победит. Она же гордынею премудрости покровена сущи, рече: Чадо, да не очютит отец твой совета твоего. Рече же блаженная к ней: Весто да будет тебе мати и моему отцю, яко аз Христа ищу, проповедаемаго суседом моим Праулом, увидех бо о Нем послушающи на многы дни, яко несть иного Бога, о Нем же ны ся есть спасти.

Си рекши отъиде, особь творящи молитвы к Богу, мати же ея в нощи на ложи все поведа мужю своему. Бдевша же о себе много и посем уснувша в сласть, видеста во сне, яко ангельско воиньство прииде на ня в храмину боле ста с свещами горящими, глаголюще: И аз дам вама Царство Божие. Видев же Едесий, ужасен быв, утро востав рано, поим жену свою и дщерь, иде в церковь с Праулом, и моляхут и, да доведет я к епископу Ептату. Сотвори же диакон тако, послушав его, и припадше к ногама епископу, молиша его, да даст им Христово знамение. Епископ же не хотяше, дондеже поведа ему явление Христово и желание девица, иже имяше Христа ради. Едесий же постриже власы главы своея и браду, бе бо иерей идольскый, припадше к епископу, приаше знамение Христово. Едесий же сподоблен бысть чину прозвитерьскому; пребысть же в нем едино лето и шесть месяць, почи с миром. Святая же дева хождаше часто в церковь.

Иглаида сей же етер, именем схоластик, добра рода и богат зело, губитель образом; устрашен же о идольстей льсти, зря святыя девыя ходяща часто в церковь, восхоте ей, и слаша к ней мужа многы о воле жены вопраша о посаждении. Святая же, всем досаждающи, отсылашет я, глаголющи: Уже аз обручена есмь Христу. Он же, собрав народ, и восхоте ей сотворити нужду. Сущеи же с нею сотвориша кличь велик, зваху сущая в дому еи. Они же, услышавшее, притекоша со оружием отгнаша я. Сам же одержим сы похотию, обиат девицю и удержа ю. Святая же дева, сотворши знамение Христово, поверже и възнака42 на землю, и пхающе ребра и лице ему окровави, ризы ему растерзавши, постави и срамна, подобно сотворивши учителница своеа Феклы43, и тако иде в церковь.

Аглаидас же разгневався, приступль к единому волхву, именем Киприану, и обеща ему вдати злато и сребро два таланта, да уловит святую деву, аще может, волшвением своим, а не ведый окаанный, яко непобедима есть сила Христова. Киприан же сжалися о уноши, призва волшвением своим беса, и шед демон и рече: Чего ради призва мя? Он же рече к нему: Уноша возлюбил есть девицу от Галилеи; можеши ли ми ю предати? Оканный же бес, его же не имый, яко имый, обещася. Киприан же рече к нему: Повеждь ми дела твоя, да ти веру иму. Демон же рече к нему: Преступник бых Божий, послушав отца моего, небеса смятох, ангелы с высоты сведох, Евгу прельстих, Адама рая лиших, и Каина убийству научих и землю кровми оскверних, терние и волчець прозябе мене ради, позорище собрах, преблудодеяние приготовах, ругание сотворих, люди Иизраилевы научих идолом служити, и научих же ея поклонитися телцю, и навадих я пропяти Христа, грады потрясох, стены развергох, домы разделих. Си вся сотворь, како могу явитися зол ея ради? Но приими чары сиа и просыпли окрест храма ея, да аз пришед наведу ум отца моего на ню, и абие послушает тебе.

Святаа же дева воставши в третий час нощи, воздааше молитвы Богу; очютивши же стремление демоново и ражжение сердца, возре к Владыце своему, и знамением и силою Крестною знаменавше все тело, гласом велиим рече: Боже Вседержителю, Отче земнаго отрока Твоего Иисуса Христа, погружей человекаубийца змиа в бездне огненей и спас уловленыя им, прострый небо и утвержей землю, просвещей солнце и луну сотворь светлу, создавый человека по образу Своему, введый в рай пища, да наслаждается твари бывшая Тобою прельщением змиином оземьствована44, неси его оставил, Человеколюбче, но силою Креста Твоего возрастил еси Иисус Христом, Им же весь мир просвещен бысть. Вся знают Тя, Бог сущий надо всеми; Ты, Господи, и ныне спаси рабу Свою глаголом Твоим и да не прикоснется мне напасть; Тебе бо обещахся девьство сохранити Единочадому Иисусу Христу; Тя бо возлюбих всем сердцем своим и всею крепостию моею, Иисусе Христе, Ты бо вожже светилник душа моея любовию Святаго Твоего Духа; тем же молюся Тебе: не дажь мене в руце губителю и не ослаби мене, да не преступлю обетованиа, еже к Тебе, но отжени от мене советник злу бес. И си рекши, все тело свое знамением Христовым знаменавши, и дуну на демона, и посрамльши отгна и. Бес же посрамлен пришед ста пред Киприаном. И рече к нему Киприан: Где есть, по ню же тя послах, что аз бдех, а ты не улучи? Демон рече: Не вопрошай мене, яко не могу ти глаголати: видех бо етеро знамение и убояхся отбежах. Киприан же призва, поругався ему, крепльшаго беса своим волшвением. Пришед же и той, рече: Киприане, чюх повеление твое и оного злобу; тем же посла мя отец мой диавол исправити печали твоя; но приими чары сиа и посыпли окрест храма ея, да аз пришед вдам ти ю. Сотвори же Киприан тако, и иде демон к деве. Святая же дева, встав в шестый час нощи, молитву свою воздааше Богу, глаголющи сице: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея, Боже всех милости, небесным законе, и превышним хранителю, и подземленым страшне, посрамль диавола и возвеличий жертву Авраамлю, свергий Вила и убив змиа, и отроком Своим знаны45 сотвори разуму Божества Твоего вавилоняном смотряй всяких возлюбленым отроком Своим Иисус Христом просвещей, и омраченая древле и умерщвлены уды живы сотвори, не презри мене, Человеколюбче Царю, но соблюди мою чистоту и светилник девства моего неугасаем сохрани, да вниду с женихом моим Иисус Христом, и воздам предание о Христе чисто, еже ми предаст, яко Тебе есть слава в векы веком. Аминь.

Сице помолшися, запрети бесу Христом, и посрамльши отгна. Он же посрамлен, пришед ста пред Киприаном, и рече Киприан: где есть, по ню же тя послах? Бес же рече: Побежден есмь и не могу ти рещи, видех бо етеро знамение и убоявся отбежах. Киприан же рече, призвав мнимаго всех крепльша, самого, рекше, отца бесом, и рече: Что есть злоба сие побеждена быста и вся твоя сила? Демон же рече: Аз ти приготовлю, токмо готов буди. Киприан же рече к нему: То кое есть знамение победы твоея? Бес же рече: Ражжьгу огньми различными. Шед же демон по шесть дний в полунощи, приложься в образ девическ, вниде в храм, идеже святая дева живяше, и сед на одре, рече к святей девици: Хощю аз с тобою быти день сей, послан есмь Христом девьство твое схранити. Но что убо есть страсть девства твоего, рци ми, ли кая мьзда его? Зело бо тя вижу удручену постом. Святаа деве рече: Мьзда убо многа есть, а страсть мала. Бес же рече: Евва, девою сущи, в раи пища послушавши иного, и роди сыны, и разум добру и злу приа, и от тоя весь мир рожден бысть. И ты же послушавши мене, иди со мною, аможе тя веду. Святая же дева воста ходящи изити из дверий, прельщена демоном; бес же воскочи изиде первее. Она же раждалиси46 и смятошися зело, и разумевши, кто есть прельщая ю, обратися на молитву, знаменавшися знамением Христовым, дуну на беса и посрамльши и отгна и. Она же мало безмолствовавши от смущениа, похвали Бога, и абие отступи огнь от нея. Наченши же, сице рече: слава Ти, Христе Боже мой, спасая насилованыя неприязнию и просвещая рабы Своа, творящая волю Твою, не предаждь мене, Владыко, да не побеждена буду неприязнию, но пригвозди страсе Твоем плоть мою и законом Твоим помилуй мя, и даждь славу имени Твоему. Аминь.

Бес же с великим студом явися Киприану. Рече же Киприан к нему: Или ты побежен еси единою девою? Что есть сила победы ея? Демон же рече: Не могу ти рещи, видех бо етеро знамение, и убоявся отбежах. Аще ли хощеши увидети, клени ми ся, и реку ти. Киприан же рече: Како же ти ся клену силами моими великими сущими во мне? Киприан рече: Тако ми силы твоея великыя не отвергуся тебе. Демон же, веру им, рече: Видех етеро знамение Пропненаго и убоявся отбежах. Киприан рече: То боле ли тебе есть Пропятый? Бес рече: Послушай, реку ти всю истину, елико убо их аще прельстим, ли сотворим что, отпущено нам бывает зде; но тамо медяны вилы суть и ражжегше я возложат на выю ли ангела, ли человека, согрешьша и тако стремлением огненым ведут ангелы пред судище Пропненаго. Киприан рече: Тем же убо и аз потщатися хощу приатель быти Пропятому, да не в ту же муку причтен буду. Демон рече: Клял ми ся еси, да преступиши ли клятву? Киприан рече: Како ти ся клях? Бес рече: Силами моими великими. Киприан рече: И тебе не брегу и сил твоих не боюся, в сию бо нощь веру ях молитвами святыя девица и знамение Пропятого, яко немощен еси и беждив47, темьже и аз знамением знаменався, отрицаюся тебе. И си рек, знаменася, глаголя: Слава Тебе, Боже! отъиди от мене демоне; ищу бо Христа моего. Бес отъиде посрамлен.

Киприан же книгы своя волшебныя, задев48 отроком, и прииде с ними в церковь Божию и припаде к ногам блаженнаго Анфима епископа, глаголя: Рабе блаженнаго Христа, хощу воин быти Христов, вчестися в стадо Его. Блаженный Анфим мнев, яко прельстити его хощет и верныя, рече к нему: Киприане, не мози искусити Церкви Божиа, непобедима бо есть сила Его. Киприан рече: Аз верую Ему, яко непобедима есть. В сию бо нощь послах демоны на святую деву Иустину, хотя прельстити ю, и увидех, яко молитвами своими победи я знамением Христовым, отгна я. Тем же приими книгы моя и сожзи огнем, а мя помилуй. Святый же Анфим, веру им, книгы его сожже, а самого, благословив, отпусти, рекый, подщися в церковь Божию. Киприан же шед в дом свой, сокруши же идолы, всю же нощь рыдаше и плакашеся, глаголя: Увы мне, како могу явитись пред судищем Христовым, толико зол сотворь? Како благословлю усты моими, имиже кляхся, призывая нечистыя демоны? Посыпавше главу свою пепелом, лежаше молча, милости Божиа прося. Утру же бывшю, в день суботный великыя Пасхы иде в церковь Божию. Грядый же по пути, нача глаголати: Господи! Аще есмь достоин раб Твой совершен нарещися, даждь да внидущю ми в церковь Твою, да услышю словеса святых книг подобна моему спасению. И влазящю ми в церковь, Давид глаголаше: Видел еси не премолчи, Господи, не отступи от мене. Исаия же паки: Се разумеется отрок Мой. Давид же паки: Вариста очи мои ко утру, поучити ми ся словесем Твоим. И паки Исаиа: Не бойся, отроча Мой Иакове и возлюбленный Иизраилю, иже Аз избрах. Такоже и Павел Апостол: Христос ны искупи от клятвы законныя. Давид же паки: Кто возглаголет силы Господня и слышаны сотворит вся хвалы Его.

Потом просвещение евангельское, потом учение от епископа, паки слово катихуменьское, и диакон глаголя: Катихумени внидете. Киприан же седяше, и рече ему диакон Астерий: Иди вон. И рече Киприан: Раб сотворен есмь Распятому, да изгониши мя вон? Диакон рече: Не уже совершен еси. Киприан рече: жив ми есть Христос, посрамлей демоны и святую деву спас и мя помилуй, не изиду сице, аще не буду совершен. Диакон же Астерий возвести епископу. Призвав же и епископ, истяза и по закону, и молитву сотвори над ним, яко всем плакатися; и тако крести и. В осьмый же день подобник49 бысть тайнам Христовам. В 20-й же день иподиакон же и дверник святым тайнам святаго двора, в 50-й же день диакон Христов бысть. Благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше, многы же от елиньскыа веры учаше быти христианы. Скончавшю же лету, соседник50 бысть епископу; пожит же в чину прозвитерьства 16 лет. Блаженый же Анфим, созвав епископы от окрестных град, поведа им о церковном устроении еще жив сы, и вдасть стол епископства Киприану, не по мнозих днех почи о Христе с миром. Мног же устрои сотвори Киприан в церкви, святую же деву диаконису сотвори и нарече ей имя Иустина, и сотвори ю матерь монастырем. И многы ж просвети словесем Киприан и отторгая от ереси прилагаше к стаду Христову, Ему же слава в векы веком. Аминь51.

Пребывание мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустинии в Зачатьевском монастыре

Святые мощи священномученика Киприана и мученицы Иустинии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия пребывали с 17 по 27 августа 2005 г. в московском ставропигиальном Зачатьевском женском монастыре. Ковчег с мощами был доставлен с Кипра, где они почивают, делегацией священнослужителей во главе с Митрополитом Неофитом; такого не происходило с середины XIII в., когда мощи были перенесены на Кипр из Антиохии.

Святыня была доставлена в монастырь во время всенощного бдения; их встретили крестным ходом. Богослужение продолжалось праздничным полиелеем на монастырской площади перед храмом Сошествия Святаго Духа.

В течение 10 дней поклониться мощам пришло 90 000 человек, и немалое число людей засвидетельствовало, что они получили исцеления и помощь. Когда же к святыне прикладывались одержимые нечистыми духами, то они начинали биться головой, содрогаться и кричать, и зачастую их не могло удержать несколько охранников. Для тех, кто видел бесноватых, это послужило к отрезвлению, к укреплению в вере, к более серьезному отношению к невидимой духовной брани, – настолько убедительно была явлена ее реальность.

Все время пребывания святых мощей в Москве совершалось непрерывное молебное пение с акафистом; священники и хоры представляли все благочиния города. 27 августа Зачатьевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Накануне отбытия мощей Высокопреосвященнейший Митрополит Неофит сделал драгоценный подарок обители: частицу мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустинии. После отбытия святыни в монастыре осталась икона с этой частицей и память о благодатном событии.


1

Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 2: Святой восток. М., 1997. Ч. 2 и 3. С. 408.

2

Sauget Joseph-Marie. Cipriano, Giustina e Teoctisto // Bibliotheca Sanctorum. Roma, 1963. 1284–1285.

3

Первоначально ее имя было – Иуста (Там же. Стб. 1284).

4

Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь: дни 1–3. СПб., 1870. Стб. 46.

5

Возможно, это был святитель Анфим Никомидийский (†302; пам. 3 сент.).

6

Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 51.

7

Там же. Стб. 51.

8

Там же. Стб. 52.

9

Жизнь и страдания святого Киприана Антиохийского и святой Иустины… / Сост. Покровский. М., 1902. С. 18.

10

Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 52.

11

Там же.

12

Кондак службы священномученику Киприану и святой мученице Иустинии // Минея Октябрь. М., 1997. С. 51–52. О двоичном прославлении святых см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72.

13

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В древних Месяцесловах встречаются также другие сентябрьские даты их страдания, в связи с чем архиепископ Сергий замечает: “Память с 26 сент. перенесена на 2 окт. Может быть, ради праздника Иоанна Богослова” (Там же).

14

Аналогичным образом было при страдании сорока Севастийских мучеников (†ок. 320; пам. 9 марта), когда вместо малодушного и отпадшего пострадал охранявший воин, восполнив оскудевшее число.

15

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407.

16

Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3. М., 1889. Ч. 2. С. 201–216; Он же. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана… // Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843. Кн. 4. С. 246–265.

17

Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2001. С. 404. Прим. 21; Sauget Joseph-Marie. Указ. соч. P. 1282.

18

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407. Святитель Василий говорит, например, о страданиях святого при императоре Декии (249–251) (Тво­рения иже во святых отца нашего Григория Богослова… С. 211–213), что хронологически более соответствует времени священномученика Киприана Карфагенского (†258; пам. 31 авг.). Игумен же Иларион, исследователь богословского наследия святителя Василия, считает, что данное Слово было посвящено священномученику Киприану Карфагенскому (Игумен Илларион (Алфеев). Указ. соч. С. 403–408) и отмечает: “Спутать двух или нескольких святых с одинаковым именем – в этом не было ничего необычного для византийца” (Там же. С. 403).

19

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 407.

20

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. В славянском Прологе говорится: “Сей бяше от Антиохии Сирский, при Декии царе, благороден и богат, философ, и волхв крайний” (Пролог. Кн. 1: Септемврий – Фебруарий. М., 2003. Л. 62. См. также: Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 41, 237).

21

См. Ягич И. В. Служебные Минеи за Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. СПб., 1886. Месяц Октомврий. С. 11–16.

22

Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. Стб. 41–42, 237–238.

23

Там же. Стб. 46–52.

24

Там же. Стб. 52–56.

25

Там же. Стб. 56–80.

26

Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 19: История о Казанском царстве. СПб., 1903. С. 148–152, 458.

27

Там же. С. 184.

28

Там же. С. 170.

29

Священник И. Кузнецов. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1896. Кн. 2: Смесь. С. 25; ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 255; Ильин М. А. О наименовании приделов собора Василия Блаженного // Новое в археологии: Сборник статей, посвященный 70-летию Артемия Владимировича Арциховского. М., 1972. С. 292; Баталов А. Л.; Успенская Л. С. Собор Покрова на рву (Храм Василия Блаженного). М., 2002. С. 93.

30

Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 180.

31

Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч. С. 408. Первоначально некая Матрона Руфина построила в их честь базилику у форума императора Клавдия (Sauget Joseph-Marie. P. 1283).

32

Архимандрит Дионисий (Валединский). Спутник русского православного богомольца в Риме. Рим:2002. С. 51.

33

Славник на стиховне // Минея Октябрь. М., 1997. С. 48.

34

Первый тропарь третьей песни канона // Минея Октябрь. С. 49.

35

Седален по третьей песни канона // Минея Октябрь. С. 49.

36

Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова… С. 205.

37

Там же.

38

Спаси и сохрани от чародейства / Сост. архимандрит Макарий. М., 2002. С. 28.

39

Там же. С. 33.

40

Святые угодники Божии целители душ и телес наших. Какому святому в каких случаях надо молиться / Сост. Т. Олейникова. М., 2002. С. 309.

41

Етера, етер ‘некая, некий’. – Словарь русского языка XI-XVII вв. 1978. С. 64.

42

Възнак ‘повергнуть лицом вверх, навзничь’. – Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). 1989. Н. 2. С. 88.

43

Очевидно, имеется в виду равноапостольная первомученица Фекла.

44

Оземствовать ‘изгнать’. – Словарь русского языка XI-XVII вв. В., 1987. 12. С. 308.

45

Знанный ‘знаемый’. – Словарь русского языка XI-XVII вв. В., 1979. 16. С. 48.

46

Раждалитися, разжалитися ‘огорчиться, опечалиться’. – Словарь русского языка XI-XVII вв. 1995. 21. С. 128, 197.

47

Беждив – возможно, обессиленный. См.: беждилован ‘обессилен’, беждиловати ‘ослаблять, обессиливать’. – Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию. СПб., 1899. С. 13.

48

Задеть ‘возложить, нагрузить, заставить исполнить что-либо’. – Словарь русского языка XI-XVII вв. 1978. 5. С. 183.

49

Подобник ‘последователь’. – Словарь русского языка XI-XVII вв. 1990. 16. С. 21.

50

Очевидно, имеется в виду, что он был непосредственным преемником епископа Анфима. Указанное же в “Словаре русского языка XI-XVII вв.” (2002. 26. С. 189) – “тот, кто находится, пребывает поблизости от чего-либо; то же, что сосед”; возможно, впрочем, что здесь обозначена смежность временной последовательности.

51

Великие Минеи Четии… Октябрь: дни 1–3. С. 45–52.



Источник: Журнал «Альфа и Омега»

Помощь в распознавании текстов