Феофил (затворник), преподобный Печерский, архиепископ Новгородский и Псковский

1482, память 26 октября/8 ноября, 28 августа/10 сентября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых

Иночество принял в Отенской пустыни и при архиепископе Новгородском Ионе († 1470; память 5/18 ноября) был протодиаконом и ризничим.

15 ноября 1470 года по жребию был избран в архиепископа. Много трудностей выпало на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и её приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Ивана III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию, или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Однако ослеплённый народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. В Новгороде взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с Литовским князем. Новгородцы заключили с Польским королём и великим Литовским князем Казимиром IV договор, в котором было условлено, чтобы он не отнимал у них православной веры греческой, предоставил им поставить себе владыку, где сами захотят в своём православном христианстве, не ставил ни в Новгороде, ни во всей земле Новгородской римских церквей и держал на Городище своего наместника непременно веры греческой, православной. Когда известие о событиях в Новгороде достигло Москвы, великий князь Иван III отправил туда своего посла с такими речами, «чтобы отчина его от Православия не отступали, лихую мысль у себя из сердца удалили, к латинству не приставали и ему, великому князю, били челом да исправились, а он, великий государь, готов жаловать их и держать по старине». Со своей стороны, и митрополит Московский Филипп († 1473; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) послал новгородцам, одну за другою, две обширные грамоты. Он выражал своё удивление, как пришла им неподобная мысль отступить от своего господина, «отчича и дедича», христианского государя русского, и приступить к чужому, латинскому государю и королю. Убеждал наречённого владыку Феофила, архимандритов, игуменов и всё священство, чтобы они утверждали своих духовных детей в православной вере и оберегали их от сетей латинской ереси. Убеждал всех новгородцев смириться под крепкую руку благоверного государя земель русских, не отдаваться латинскому господарю и не допускать, чтобы в церквах их поминалось на ектениях имя иноверного государя. Когда убеждения не подействовали, в Новгород были направлены полки. Едва рать выступила в поход, едва сам великий князь Иван III отправился вслед за нею (20 июня 1471 года), как святитель Филипп поспешил отправить к нему своё ходатайство за новгородцев. Ходатайство митрополита было очень своевременно. Войска великого князя нанесли новгородцам страшное поражение на реке Шелони (14 июля) и заставили их смириться. Наречённый владыка Феофил, старые посадники приехали к великому князю Ивану III просить пощады. Великий князь смиловался, взял большой откуп (15.500 рублей) и заключил с новгородцами новый договор (11 августа).

Через четыре месяца наречённый епископ Феофил прибыл в Москву и 15 декабря 1471 года был хиротонисан митрополитом Филиппом во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа.

В день хиротонии владыка Феофил с амвона просил великого князя о помиловании заточенных новгородских бояр, участников мятежа. Великий князь выполнил просьбу святителя, и на свободу было отпущено 30 пленных бояр.

7 января 1472 года архиепископ Феофил возвратился из Москвы в Новгород и осенью встречал невесту великого князя Ивана III Софью Фоминишну Палеолог, Дважды владыка Феофил ездил во Псков и поставил там «самозвонные часы» на Святогорском дворе и на Троицком соборе.

После покорения Новгорода архиепископ Феофил много раз бывал у великого князя с челобитной оставить Новгород «по старине», чем заслужил его немилость.

Жители Новгорода, хотя заключили в 1471 году с великим князем Иваном III договор быть в покорности ему и не сноситься с Польским королём Сигизмундом, но не переставали своевольничать. Великий князь Иван III употреблял против них разные меры: одних казнил, других отводил в Москву и заключал в темницы; поставил в Новгород своих наместников, взял оттуда в Москву вечевой колокол, отобрал в 1478 году у новгородцев многие земли и волости, в том числе немало монастырских и владычних. Всё это увеличивало недовольство в Новгороде против великого князя. Новгородцы обратились за помощью к великому князю Литовскому Казимиру IV для освобождения себя из-под власти Московского князя. Великий князь Иван III, как только узнал об этом, отправился в Новгород со своими полками.

19 января 1480 года архиепископ Феофил был обвинён будто бы в связях с Литвой, схвачен и послан в Москву под стражею, а всё имущество его, множество золота, серебра и сосудов, взяты в княжескую казну. В Москве архиепископ Феофил без всякого суда был заключён в Чудов монастырь и «сидел полтретья лето, ту и преставися».

В июле 1482 года архиепископ Феофил подписал отречённую грамоту «архиепископом не именоватися и в смиреннейших пребывати до последнего издыхания». По преданию, когда архиепископ Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился ему святитель Новгородский Нифонт († 1156; память 8/21 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Архиепископ Феофил отправился в Киев и 26 октября 1484 года скончался в пути. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах Киево-Печерской лавры.

Литература:

Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897, стр. 26, 27.

Тихомиров П.И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе, – Новгород, 1891, стр. 307–334.

Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности: в 2 т. СПб., 1861, т. 2, стр. 356.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. – Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 226.

Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. СПб., 1889–1891, т. 2, стр. 144.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, август, стр. 113–114.

Сементовский Н.M. Киев. его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. 6-е изд. – Киев и СПб., 1881, стр. 168.

Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. М. 1884–1885, август, стр. 428–430.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 266–269, прим. 2.

Германов С. На Афон и Святую Землю. М. 1912, ч. 1, стр. 30.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 611–613.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1406.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 425.

Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. М. 1909, стр. 9.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 102.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 71.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографического комиссией. СПб., 1841–1921, т. 4, стр. 235–236; т. 5, стр. 19; т. 6, стр. 42.

Исторический вестник. СПб., 1886, т. 23, стр. 11.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 2418.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 478–479.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 18.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862, стр. 253.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 40–43, 50, 225, 483; т. 4, ч. 2, стр. 146, 247.

Настольная книга священнослужителя. М. 1978, т. 2, стр. 223–224.

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч.1, стр. 37.

Комментарии для сайта Cackle