Феофилакт, архиепископ Тверской и Кашинский (Лопатинский Федор)

Уроженец Волыни. Обучался в Киево-Могилянской коллегии, затем в Коллегии святого Афанасия в Риме. В Киево-Могилянской коллегии принял монашеский постриг. Был наставником Киево-Могилянской коллегии.

В 1704 году был вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где был преподавателем богословия, затем наставником.

С 1706 по 1708 годы – префект Московской Славяно-греко-латинской академии.

С 1708 по 1722 годы – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.

С 21 января 1722 года – советник Святейшего Синода.

С 9 марта 1722 года архимандрит Московского Чудова монастыря.

24 февраля 1723 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского.

9 марта 1725 года возведён в сан архиепископа.

25 июня 1725 года назначен архиепископом Псковским.

15 июля 1726 года переведён на Рязанскую кафедру.

1 октября 1726 года, по личной двукратной просьбе, возвращён императрицей Екатериной I на Тверскую кафедру.

С 1723 года – второй вице-президент Святейшего Синода.

6 апреля 1735 года был взят под стражу в Санкт-Петербурге и препровождён в Тайную канцелярию.

13 декабря 1738 года архиепископ Феофилакт был лишён епископского сана и заключён в Выборгскую крепость. 31 декабря 1740 года освобождён из крепости и восстановлен в прежнем сане.

Скончался 6 мая 1741 года. Погребён в Александро-Невском монастыре.

Преосвященный Феофилакт был школьным товарищем и другом архиепископа Феофана (Прокоповича; † 1736). Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киево-Могилянской коллегии. Главное направление богословского учения в Киево-Могилянской коллегии было схоластическое, его-то архимандрит Феофилакт принёс из Киева в Москву и строго держался всё время в период своего ректорства. Архимандрит Феофан (Прокопович) ввёл новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой, что послужило причиной раздора между ними. Архимандрит Феофилакт говорил, что отец Феофан внёс в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму. Впоследствии архимандрит Феофилакт написал жёсткое опровержение на книгу архимандрита Феофана «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о не удобоносимом иге...» под заглавием: «Иго Господне благо и бремя Его легко». Эти обвинения, предъявленные архимандритом Феофилактом архимандриту Феофану в неправомыслии, поддерживал и патриарший местоблюститель митрополит Стефан (Яворский; † 1722).

Разногласия между архимандритами Феофилактом и Феофаном (Прокоповичем) продолжали усиливаться. Архимандрит Феофилакт и Гедеон (Вишневский; † 1761) подали протест против архиерейской хиротонии архимандрита Феофана, упрекая его в неправославии. Они сделали подборку из учения архимандрита Феофана и показали греческим учёным, иеромонахам Иоанникию и Софронию Лихудам, прося дать своё заключение. Отзыв был отрицательный. Затем они показали эту подборку патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану, убеждая отправить её в Санкт-Петербург и тем воспрепятствовать архимандриту Феофану в получении епископского сана. Митрополит Стефан сомневался в успехе начатой борьбы. В конечном итоге митрополит Стефан и архимандрит Феофан примирились, а архимандрита Феофилакта и Гедеона заставили принести извинения перед архимандритом Феофаном как клеветников.

Будучи ректором Московской Славяно-греко-латинской академии, архимандрит Феофилакт вместе с архимандритом Московского Симонова монастыря Иосифом (Туробойским) и с учителями академии сочинил целую книгу Приветствий Петру I в связи с возвращением в Москву после Полтавской победы. Книга была напечатана в 1709 году. Государь за эту книгу назначил ректору и всем учителям прибавку к жалованью. По именному повелению Петра I, архимандрит Феофилакт сочинил и церковную службу по случаю Полтавской победы. Служба была рассмотрена самим государем, поправлена, одобрена и в 1710 году напечатана в Москве, а вторично в Санкт-Петербурге в 1725 году.

Пётр I указом от 14 ноября 1712 года повелел предпринять ревизию текста Библии путём сличения как с Септуагинтой, так и с Вульгатой, причём для исправления Ветхого Завета за основу надлежало брать Септуагинту. Эта работа была поручена ректору Московской Славяно-греко-латинской академии архимандриту Феофилакту (Лопатинскому) под наблюдением патриаршего местоблюстителя митрополита Стефана (Яворского). Архимандрит Феофилакт начал с Ветхого Завета, используя также Вульгату и еврейский текст, и в 1724 году доложил императору о выполнении поручения; к сожалению, в связи со смертью Петра I в 1725 году работы по подготовке издания прекратились. В 1735 году архиепископ Феофан (Прокопович) представил Святейшему Синоду критический доклад о труде архимандрита Феофилакта и добился проверки исправленного текста. Эта работа была поручена архимандриту Амвросию (Юшкевичу), а после назначения его на Вологодскую кафедру – архимандриту Стефану (Калиновскому). Уже к 1738 году архимандрит Стефан столкнулся с большими трудностями, не зная, какие из имевшихся у него греческих рукописей предпочесть. Наконец, он рекомендовал Святейшему Синоду печатать исправленный на основе греческих рукописей текст параллельно с текстом архимандрита Феофилакта и с перечнем внесённых изменений. Синод согласился с этим предложением, которое 6 сентября 1740 года было утверждено императрицей Елизаветой Петровной. 18 декабря 1751 года эта так называемая Елизаветинская Библия вышла из печати. До конца синодального периода Елизаветинская Библия оставалась в употреблении в Русской Православной Церкви без изменений.

Достигнув власти, архиепископ Феофан отомстил владыке Феофилакту. Он обратился в Тайную канцелярию, куда представил для рассмотрения книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры» и положительный отзыв на неё архиепископа Феофилакта. Книга «Камень веры» в 1728 году была одобрена к изданию архиепископом Феофилактом, что вызвало неудовольствие многих, а особенно Бирона, графа и всесильного фаворита императрицы. Сам архиепископ Феофан называл «Камень веры» вредным сочинением. И началась исповедническая страда преосвященного Феофилакта. Он был исключён из членов Святейшего Синода. Книга «Камень веры» была запрещена везде и изъята. В августе 1732 года владыка Феофилакт под стражей был доставлен в Санкт-Петербург. С 24 августа по 6 октября 1732 года архиепископ Феофилакт со своими служителями безвыходно содержался на Тверском подворье в Петербурге. После этого он был отпущен в свою епархию, где занялся устройством семинарии в Отроч монастыре. 12 июня 1735 года архиепископ Феофилакт был взят под стражу вторично. Его доставили в Петербург на суд Святейшего Синода. Вслед за ним были привезены все его книги и бумаги. Архиепископа Феофилакта три раза поднимали на дыбу, били батогами без рубахи, подвергали и другим пыткам Тайной канцелярии. По проведении суда по именному указу императрицы Анны Иоанновны архиепископ Феофилакт под мирским именем Фёдор в течение трёх лет под стражей содержался на Тверском подворье. 8 сентября 1736 года скончался архиепископ Феофан (Прокопович). Между тем было обнаружено так много очагов тайной оппозиции немецкому засилью, что дело продолжилось, но уже как чисто политическое. После трёхлетнего заключения последний противник архиепископа Феофана в богословских спорах, преосвященный Феофилакт, 13 декабря 1738 года по повелению императрицы Анны Иоанновны был лишён епископского сана и заточен в Выборгскую крепость.

Одним из славных дел правительницы Российской империи Анны Леопольдовны (1740–1741) была амнистия невинно ссыльных в прошлое царствование. 13 ноября 1740 года был обнародован высочайший указ. Святейший Синод, в котором первым членом после смерти архиепископа Феофана (Прокоповича), был епископ Вологодский Амвросий (Юшкевич; † 1745; впоследствии архиепископ Новгородский), вспомнил о своих страдальцах. Он затребовал от Тайной канцелярии список высланных архиереев и позаботился об их возвращении. И наступило точно воскресение мёртвых. Сотни, тысячи людей, без вести пропавших и считавшихся умершими, ожили снова. Со всех отдалённых мест Сибири потянулись освобождённые страдальцы на свою родину или в места прежней службы – кто с вырванными ноздрями, кто с отрезанным языком, кто с перетёртыми от цепей ногами, кто с изувеченными от пыток руками и изломанной спиной. Трудно сказать, из какого звания было больше опальных и ссыльных. Проповедники следующего царствования, говоря о делах минувшего царствования, приписывают эти опалы ненависти немцев-лютеран к русской вере и русскому народу, старавшихся будто бы истребить самый корень восточного благочестия, и потому считают, что больше всех терпели духовные – архиереи, священники и монахи.

31 декабря 1740 года по повелению Анны Леопольдовны Феофилакт был освобождён из крепости и восстановлен в прежнем сане. «Все удивились этому, – пишет один из современников, – потому что его уже считали мёртвым, а он ещё вдруг явился живым». Из крепости были освобождены и 534 полусгнивших экземпляра «Камня веры», в том числе две оригинальные письменные книги. В то же время разрешено «впредь оныя по потребе печатать и продавать в народе». После таких страданий и по лишении знаков архиерейского сана, преосвященный Феофилакт снова принял их с почтением от Святейшего Синода. Когда из казармы взяли его на новгородское подворье и очистили его от загрубевшей на нем грязи, тогда сам преосвященный Амвросий, архиепископ Новгородский, со слезами участия снова возложил на него знаки монашеского и архиерейского чина. Посетила его и цесаревна Елизавета Петровна и спрашивала: «Знает ли её?» Он сказал: «Знаю, что ты искра Петра Великого». Цесаревна, отвернувшись, прослезилась и пожаловала ему на лекарство триста рублей. Преосвященный Феофилакт был настолько болен, что не мог почти говорить, ни на постели перевернуться.

6 мая 1741 года он скончался.

8 мая 1741 года был погребён в Александро-Невском монастыре. Архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) писал к епископу Тверскому Митрофану (Слатвинскому; † 1752): «дабы усопшего в Бозе Феофилакта архиепископа вписал с прочими православными архиереями в диптих».

Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) принадлежит к числу тех замечательных людей, которыми так богато было царствование Петра Великого. Его имя золотыми буквами вписано в историю Русской Православной Церкви.

Современники, русские и иностранцы, отзывались с величайшим почтением о преосвященном Феофилакте. «Преподобный сей архиерей, – писал Иван Евдокимов, сослуживец владыки Феофилакта и учитель Тверской духовной семинарии, – истинно преподобный, ибо согласовал жизнь со словом и учением апостольским. Упражняясь в проповеди слова Божия, он сочинял книги против раскольников и иноверцев лютеран и кальвинистов. Нравом был кроток, снисходителен и доступен. И сколько был кроток, столько же и нестяжателен. Купивши мызу Степаново в сорока вёрстах от Санкт-Петербурга на свои келейные деньги, он отдал её потом в тверской архиерейский дом. До лишних строений и банкетов никогда не был охотник, разве по нужде. Был милостив к неимущим. Во время голода, при крайней дороговизне хлеба, он своими келейными деньгами ссужал своих бедных крестьян и раздавал им хлеб даром. Когда же минуло голодное лето и настало обильное, принесли к нему записные книги, кому сколько дано было хлеба, и докладывали: не прикажешь ли этот хлеб отобрать? Преосвященный Феофилакт, взяв книги, бросил в печь, в огонь».

Это был премудрейший в школах, преострейший – богослов, в епархии – предобрейший пастырь, в Синоде – правдивейший судия. «Учёный круг, – писал грек Фандербек, – уважает Феофилакта Лопатинского, епископа Тверского. Это человек самого разностороннего образования, знаток греческой литературы, которой занимался с усердием и большим успехом... А его непоколебимая честность во всех обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, если бы можно было изобразить добродетель, то он был бы её портретом». Митрополит Московский Макарий (Булгаков; † 1882) называл Феофилакта незабвенным и знаменитым архипастырем, в полном смысле страдальцем за православную веру, бодрствовавшим на страже Православия.

Труды:

Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии. 1716.

Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью святой церкви восточной, на основании Святого Писания, соборов и отцов, умозрительно и с опровержением противных мнений, изложенная в Московской коллегии царя Петра Алексеевича в годы 1706–1710 (курс лекций по догматическому богословию).

Три пути Аристотеля, которые надо пройти в два года русскому Алкиду, иначе три вида философии: логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством Яворского с 9 сентября 1704 года (курс лекций по философии).

Иго Господне благо и бремя Его легко, сие есть закон Божий с заповедьми своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден... (критика на сочинение Феофана Прокоповича «Об иге неудобоносимом»). Это сочинение не издано, хранилось в рукописи Московской духовной академии и в архиве Святейшего Синода.

Апокрисис, или «Возражение на письмо Буддея» (не издано).

Увещание невеждам. 1725.

Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иеромонаха Неофита (рукопись этого сочинения находилась в библиотеке Архангельской духовной семинарии, № 532).

Зерцало горячайшаго ко Господу Богу духа, излияннаго Феофилактом Лопатинским, блаженныя памяти архиепископом Тверским и Кашинским, или Молитвословие, им самим на латинском языке сочиненное и своеручно писанное, а со онаго на российский преложенное Гавриилом Щеголевым. М. 1787 (посвящено кн. Гавриилу Петровичу Гагарину).

Политиколепная Апофеосис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса, Пресветлейшаго и Великодержавнейшаго, Богом венчаннаго и Богом укрепляемаго и Богом прославляемаго Великаго Государя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Императора и Автократора и проч., возвращающагося в Москву и проч., от Академии Московския торжествована. М. 1709.

Комедия на ту же победу: «Божие уничижителей гордых уничижение». М. 1710. Служба благодарственная Господу Богу о великой победе над шведским королём Карлом XII и воинством его, одержанной государем Петром Великим под Полтавою. М. 1709.

Внушение Феофилакта одному своевольному игумену // Православное обозрение. М. 1860. Кн. 2.

Доношение Феофилакта Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода // Православное обозрение. М. 1862, № 2.

Литература:

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. Киев. 1856. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань. 1883.

Чистович И.А. Решиловское дело. СПб., 1861.

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

Чистович И.А. Исправление текста славянской Библии пред изданием 1751 г. // Православное обозрение. М. 1860, т. 1.

Титлинов Б.В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам Православной Церкви. Вильна. 1905.

Морошкин И.Я. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской // Русская старина. СПб., 1886, январь, февраль.

Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне, – Тверь, 1859.

Смирнов С.К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, т. 2.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 158, 164, 444.

Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1862, т. 1.

Морев И.В., протоиерей. Камень веры митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.

Рункевич С.Г. История Русской Православной Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, т. 1.

Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича. СПб., 1913.

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905, стр. 78–81.

Терновский Ф.А. Московские еретики в царствование Петра Великого // Православное обозрение. М. 1863, т. 10, 11.

Извеков Д. Проповедническая и противопротестантская литература на Руси в 1-й половине XVIII в. // Православное обозрение. М. 1871.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 136.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 29.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. 1896, стр. 64.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 703, 704, 705.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи; полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 292. 403, 427.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 29.

Русский провинциальный некрополь / [Шереметевский В.В.]. М. 1914, т. 4, стр. 718.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 303–306.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 4, стр. 233, 234, 257, 258, 259, 913, 917, 919, 1034, 1046, 1103, 1191, 1503, 1508, 1509; кн. 5, стр. 42, 264, 330, 331, 614, 615.

Каталог тверских архиереев (составлен в 1757 году сослуживцем Лопатинского Евдокимовым рукопись хранилась в Тверской духовной семинарии).

Исторический вестник. СПб., 1883, январь, стр. 202; февраль, стр. 279.

Исторический вестник. СПб., 1884, декабрь, стр. 560.

Исторический вестник. СПб., 1892, февраль, стр. 493, 497.

Исторический вестник. СПб., 1896, апрель, стр. 156–157, 176, 177, 181; июль, стр. 75–76.

Исторический вестник. СПб., 1905, июнь, стр. 907.

Известия по Казанской епархии. 1869, № 20, стр. 605.

Русская старина. СПб., 1876, февраль, стр. 268, 269, 271; апрель, стр. 442, 724.

Русская старина. СПб., 1879, апрель, стр. 748; май, стр. 3, 18.

Русская старина. СПб., 1886, январь, стр. 1–38; февраль, стр. 265–292.

Русская старина. СПб., 1887, июль, стр. 1, 3.

Русская старина. СПб., 1888, август, стр. 421; декабрь, стр. 748.

Православное обозрение. М. 1863, январь, стр. 48–106.

Православный собеседник, – Казань. 1907, июль-август, стр. 281; сентябрь, стр. 430.

Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1860–1917; 1878, май, стр. 289, 308–309.

Русский архив. М. 1888, т. 3, стр. 587–592.

Русский архив. М. 1912, № 6, стр. 300.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 21–49.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 4. доп, стр. 933–934.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 457–465.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи, М. 1888, стр. 42.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997. T. 8, ч. 1, стр. 75, 103, 104, 131, 175–177, 180–183, 295, 399, 401, 413, 415, 416, 509, 590; т. 8, ч. 2, стр. 7, 19, 25, 26, 28, 158, 353, 354, 430, 452, 454.

Комментарии для сайта Cackle