игумен Марк (Лозинский)

Клятвопреступление

314. Чудесная помощь мученика Мины еврею, обманутому клятвопреступником христианином, побудившая еврея принять христианство

См. также: Обман; Помощь небесная.

В городе Александрии жили неподалеку друг от друга христианин и еврей-купец. Между ними была большая дружба. Однажды купец, отправляясь в дальний путь на торговлю, оставил христианину ковчег с золотом на хранение. Прошло довольно много времени, он возвратился домой и прежде всего, в благодарность за хранение золота, послал христианину дары. Тот дары принял, но про себя подумал: “Дары-то твои я возьму, а золота все-таки не отдам.” Затем посоветовался с женой, и оба они решились на обман, что, дескать, не брали у еврея золота. Рассудили, что если бы они христианина обокрали, тогда бы другое дело, а из-за жида в ответе перед Богом не будут. Когда утром купец пришел к христианину и потребовал свое золото, тот клятвенно уверял, что золота у него не брал. Долго они спорили между собой, наконец, еврей сказал: “Слышал я о святом мученике Мине, что он великие дела творит и наказывает неправедно клянущихся; пойдем же в его церковь и там поклянись мне, что не брал у меня золота.” Пошли. Дорогой купец опять стал уговаривать христианина: “Ну уж делать нечего, возьми себе сколько хочешь из моего золота, а остальное отдай мне, только не клянись.” Христианин сказал: “Ты, как жид, недостоин войти в церковь.” – “Если недостоин, я стану вне церкви, ты же, войдя внутрь, клянись мне.” И затем, преклонив колена, еврей воскликнул: “Боже, сподобивший меня подойти к церкви святого мученика Мины, Ты Сам будь свидетелем между мной и христианином в этот час. Святой Мина, рассуди между мной и христианином!” Христианин же произнес обещанную клятву в церкви, и после этого оба отправились в обратный путь. Вдруг, конь, на котором ехал христианин, чего-то испугался, сбросил с себя седока, и в это время у него выпал из кармана ключ от ковчега, в котором хранилось золото. Поднявшись с земли, христианин долго искал ключ, но не найдя его, сел опять на коня и поехал, думая: “Вот в том, что я упал с коня, и все мне наказание за ложную клятву.” Когда же они, продолжая путь, приехали в одно местечко, то остановились на торжище, купили пищи и стали есть. Тут еврей сказал: “Почему это я верю святому Мине, когда слышу о его чудесах, сам же я ни одного чуда от него не видел? Лучше бы мне не принуждать христианина к клятве, и он бы, может быть, понемногу золото мое возвратил. Впрочем, возложу надежду мою на Бога.” Когда они так сидели, вдруг появился раб христианина, держа в руках ковчег с золотом купца. Христианин ужаснулся и спросил раба: “Откуда ты явился и зачем принес сюда ковчег?” Раб отвечал: “Я послан к тебе от твоей жены исполнить то, что ты ей приказал.” – “Да что же я приказал?” Раб сказал: “Сегодня явился к твоей жене сидящий на коне неизвестный славный воин и, держа в руках ключ, спросил ее: “Знаешь ли ты этот ключ?” Она сказала: “Знаю.” – “Возьми его, ибо муж твой, умоляя, послал к тебе сказать, чтобы ты скорее передала ему ковчег, потому что он тяжко мучается в церкви святого.” Так, заключил раб, я исполнил, что ты велел. А если не веришь, то вот тебе и ключ, который дал воин моей госпоже.” Тогда купец, взяв свое золото, с радостью воскликнул: “Велик и Бог, и святой мученик Его Мина! Дивна вера христианская, и всякий надеющийся на Тебя, Господи, и на помощь Твою и силу святых Твоих не постыдится. С этого дня и я буду христианином.” Затем он отдал третью часть золота в церковь святого Мины и крестился со всем своим семейством. Христианин же в церковь святого Мины отдал половину своего имения, остался при этой церкви и до конца жизни оплакивал свои грехи. Скончался же он в покаянии, получив прощение грехов от святого мученика Мины. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 787).

315. За клевету человек был наказан слепотой

См. также: Исцеление; Наказание.

Однажды к святителю Евтихию, Патриарху Константинопольскому (†582 г.), пришел слепец. “Давно ослеп?” – спросил его Патриарх. “Уже год,” – ответил недужный. На вопрос, отчего случилась болезнь, слепец рассказал следующее: “Я судился с одним человеком и, чтобы выиграть дело, согрешил – подтвердил иск ложной присягой. Дело-то я выиграл, но зато вскоре после того ослеп. Помолись за меня, угодниче Божий!” Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступником да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие. (Четьи-Минеи. Апрель).

316. Сребролюбивый клятвопреступник был предан бесам и признался, где спрятал присвоенное серебро

См. также: Наказание; Сребролюбие.

Два человека – Иоанн и Сергий – из великого города Киева дружили между собой. Однажды пришли они в Печерскую церковь, Богом нареченную, и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы и вступили в духовное братство. Спустя много лет разболелся Иоанн, а у него оставался пятилетний сын Захария. Вот больной призвал игумена и отдал ему все свое имущество для раздачи малоимущим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию, да и самого малолетнего сына своего, Захарию, отдал на попечение другу, как верному брату, и завещал: “Когда сын возмужает, отдай ему золото и серебро.” Когда исполнилось Захарии 15 лет, захотел он взять у Сергия отцовское наследство. Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим.” Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались.” Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети.” И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести – золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 75).

317. Наказанный и раскаявшийся клятвопреступник

См. также: Богородица; Блуд; Венчание; Видение; Наказание; Обман.

Московский протоиерей Иван Григорьевич Виноградов, священствовавший при храме святой Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду, из своей пастырской практики вспомнил такой случай. “В моем приходе, – говорил он, – жило благочестивое купеческое семейство, в котором был единственный сын, любимец отца и матери. Когда ему исполнилось двадцать лет, в семье одной благочестивой вдовы он познакомился с ее, тоже единственной, дочерью, имевшей среднее образование и отличавшейся редкостной красотой. Девушка была бедна состоянием, но богата благочестием и добрыми душевными качествами. Молодой человек стал у них бывать и, видимо, увлекся девицей. Первоначально его визиты были благородны, но со временем девушка стала жаловаться матери на то, что молодой человек, когда они остаются наедине, позволяет себе в обращении с ней разные нескромности. Благородная мать, охраняя достоинство своей дочери, при первом удобном случае высказала молодому человеку, что она свободного обращения со своей дочерью не потерпит, и просила его больше к ним не приходить. Молодой человек со слезами стал уверять мать, что он так привязан к ее дочери и сердце его полно такой любви, что он жить без нее не может и погибнет от отчаяния, если перед ним закроют двери их дома. Тогда мать сказала ему: “Коли моя дочь действительно нравится вам, я не против того, чтобы она была вашей женой. Но вы повенчайтесь!” Молодой человек, видимо, готов был исполнить желание матери и повенчаться. Но в то же время стал уверять, что он только через год может сочетаться с невестой церковным браком, в чем и дал матери честное и благородное слово. “Только ради Бога разрешите мне, – продолжал он, – бывать у вас, как жениху вашей дочери.” Мать подумала и ответила: “Я только тогда позволю вам бывать в нашем доме, когда вы в первый же воскресный день со мной вместе согласитесь пойти в кремлевский Успенский собор, где перед святой чудотворной Владимирской иконой Божией Матери дадите клятву исполнить свое обещание.” На это предложение он охотно согласился. И в первый же воскресный день, стоя на коленях перед чудотворным образом Богоматери, в присутствии вдовы дал следующую клятву: “Владычице, клянусь перед святым Твоим образом, как перед живой, что я через год исполню свое обещание свято и женюсь на девице, избранной мной. Если же я этого не исполню и окажусь клятвопреступником, тогда Ты, Матерь Божия, иссуши меня до основания.” После этой великой и страшной клятвы молодой человек стал бывать у вдовы, как родной, а через год молодая девица разрешилась от бремени мальчиком. В первое время молодой человек, будучи отцом ребенка, приходил каждый день, затем посещения его стали все реже и реже и, наконец, совсем прекратились. Мать и дочь были в неописуемом горе. В довершение своего ужаса и беспредельного несчастья, мать и дочь узнали, что юноша женится на другой. Его соблазнило чуть ли не миллионное приданое второй невесты. Думая составить себе земное счастье с богатой женой, он забыл самое главное: счастье не в деньгах, а в благословении и помощи Божией, которых он лишился через свое клятвопреступление и вероломство. В чаду своего призрачного, безумного счастья он мечтал, что жизнь его будет обеспечена до смерти. Но суд Божий стерег его. В день свадьбы молодой человек почувствовал себя нехорошо. У него появилась слабость, которая не покидала его. Он стал худеть не по дням, а по часам и постепенно сделался живым скелетом, слег в постель и буквально иссох. Ничто не могло его утешить. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. Находясь в такой беспредельной печали, однажды среди бела дня он видит, как в комнату входит величественная дивная Жена, исполненная великой славы. Вид Ее был строгим. Она подошла к нему и сказала: “Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания. Покайся и принеси плоды покаяния.” Своей рукой Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку, а Сама Жена стала невидимой. После того больной тотчас же пригласил к себе своего духовного отца, с великим плачем во всем покаялся ему, а затем к смертному одру позвал своих родителей. В их присутствии он подробно рассказал духовнику всю историю своего увлечения бедной девицей, о своей клятве перед Владимирской иконой Божией Матери и о явлении ему в этот день дивной и величественной Жены, в Которой он признал Царицу Небесную. В заключение он со слезами просил отца и мать, чтобы они проявили великое милосердие к обманутой им девушке, младенцу, рожденному от него, и вдове, обеспечили их на всю их жизнь. На другой день, утром, меня снова пригласили к нему. Больной был напутствован Таинствами Причащения и Елеосвящения. С каждой минутой он слабел. Прочитан был, наконец, Канон на исход души. Все молились и плакали. Вдруг больной воодушевился, силился приподняться и с чувством радости тихо-тихо, но ясно произнес: “Вижу Тебя, Владычице мира, грядущую ко мне, но взор Твой не строгий, а милостивый,” – и с этими словами скончался.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 109).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle