игумен Марк (Лозинский)

Любовь к Богу

См. также: Кончина праведника. № 344; Мученичество. № 572; Отречение от монашества. № 692; Родители. №№ 955, 957; Свет Божественный. № 995; Твердость. № 1125.

404. Авва Антоний больше аввы Аммуна любил Бога, и поэтому его имя больше прославлялось между людьми

Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: “Я больше тебя тружусь, почему же твое имя больше прославилось между людьми, чем мое?” Авва Антоний ответил: “Потому, что я больше люблю Бога, чем ты” (Достопамятные сказания. С. 42. № 1).

405. Непоколебимость женщины с ребенком, желавшей умереть за Христа, побудили военачальника отказаться от исполнения приказа Юлиана

См. также: Мученичество; Непоколебимость; Смерть за Христа; Твердость; Христианин истинный.

При императоре Юлиане Отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человеком добрым и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем рано утром увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник повелел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил: “Убогая жена, куда так рано спешишь?” Она отвечала: “В поле, где христиане собираются.” Начальник сказал: “Да разве ты не слышала, что туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?” – “Слышала, – отвечала женщина, – потому и спешу, чтобы умереть за Христа.” – “Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?” – “Затем и несу, – отвечала она, – чтобы и он мучения сподобился.” Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: “Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан не могу.” И рассказал о своей встрече с женщиной. (Прот. В. Гурьев. Пролог).

406. Из-за любви к Богу юноша-ювелир добавил своего золота в крест, изготовленный им по заказу вельможи; когда вельможа узнал об этом, то усыновил его

Один юноша владел ювелирным искусством – делал из золота разную утварь. Некий богатый вельможа призвал его к себе, дал ему много золота и повелел сделать из него крест для церкви. Возвратившись от вельможи, юноша задумался и сказал самому себе: “Великую награду получит вельможа от Господа за столь большое пожертвование. Почему же вместе с ним и мне не сделаться участником в награде от Господа? Положу в крест хоть немного и своего золота и буду надеяться, что и мою жертву примет Господь так же, как принял две лепты евангельской вдовицы.” И с этими словами вложил в крест и своих десять златниц. Когда крест был готов, юноша принес его вельможе. Тот положил крест на весы. Увидев, что он тяжелее выданного им золота, заподозрил юношу в краже и сказал: “Зачем ты украл золото, заменив его каким-то другим металлом?” – “Сердцеведец Бог видит, что я ничего из твоего золота не присвоил себе, но я возревновал о той награде, которая будет тебе, и пожелал сам быть в ней участником, потому и со своей стороны вложил в крест десять златниц, веруя, что Бог примет их так же, как принял две лепты евангельской вдовицы.” Вельможа изумился и сказал юноше: “О, сын мой, неужели на самом деле ты поступил так?” – “Ей, владыко, – отвечал юноша, – как рассказал тебе, так и поступил.” Тогда вельможа воскликнул: “Итак, если ты подлинно из любви к Богу отдал Ему свое добро, желая иметь от Него вместе со мной часть награды, то знай, что с этого же дня я усыновляю тебя и делаю наследником всего моего имения.” Слова эти вельможа не замедлил привести в исполнение. И он, и юноша, пожив вместе в любви и мире, оба получили спасение. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 17).

407. Аввы Пимен и Анув отказались от свидания с матерью из-за любви к Богу

После того, как авва Пимен и авва Анув удалились в пустыню, мать захотела видеть их. Она часто приходила к их келии и уходила, не достигнув желаемого. Выждав удобную минуту, она неожиданно явилась перед ними в то время, как они шли в церковь. Увидев ее, монахи поспешно возвратились в келию и заперли за собой дверь. Она встала перед дверью и с плачем призывала их. Тогда авва Анув подошел к авве Пимену и спросил: “Что нам делать с нашей матерью, которая плачет у дверей?” Авва Пимен пошел к дверям; услышав, что она продолжает плакать, он, не отворяя дверей, сказал ей: “Зачем ты так кричишь и так плачешь, будучи уже истощена старостью?” Она, узнав голос сына, закричала еще сильнее, говоря: “Потому что я хочу видеть вас, сыновей моих! Что из того, если я увижу вас? Не мать ли я вам? Не я ли родила вас? Не я ли вскормила вас? Я уже вся седая! Когда я услышала твой голос, внутри у меня задрожало!” Пимен сказал ей: “Сейчас ли хочешь видеть нас или в Будущем Веке?” Она отвечала: “А если сейчас не увижу вас, сыновей моих, то увижу ли потом?” – “Если с благодушием откажешься от свидания здесь, то увидишь там.” Этими словами она утешилась и пошла с радостью, говоря: “Если увижу вас там, то здесь уже не хочу видеть.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 319. № 7).

408. Авва Иоанн 24 года не видел свою сестру; уступая ее просьбам, он пришел к ней, но не был узнан; сотворив молитву, он ушел обратно в монастырь, ибо любовь к Богу в нем превосходила любовь к родным

См. также: Монах.

Авва Иоанн, живший в горе, называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала своего брата авву Иоанна и внушила ему, чтобы он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из обители в течение двадцати четырех лет и не виделся с сестрой. Она же очень хотела увидеться с ним. Потому часто писала ему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия из тела, чтоб ей присутствием его утешиться в любви Христовой. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, написала очередное письмо, в котором было сказано: “Так как ты не хочешь прийти ко мне, необходимо мне прийти к тебе, чтобы по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой твоей любви.” Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собой: “Если я позволю сестре прийти ко мне, это даст повод и другим родственникам и знакомым навещать меня.” Он решил, что лучше сам посетит сестру. Пошел к ней, взяв с собой двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, Иоанн сказал громким голосом: “Благословите, примите странников!” На голос вышла его сестра, отворила дверь и не узнала брата. Он не сказал ни слова, чтоб не выдать себя голосом. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: “Просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали с дороги.” Им подали воды, и они попили. Потом, сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабой Божией, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его прийти к ней для свидания прежде ее кончины для совершения молитвы в ее келии. Он написал ей ответ и послал его с монахом своего монастыря. В ответе было сказано: “По благословению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала воды, я принял ее из твоих рук и пил, и, возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 298).

409, Ученик из-за любви к Богу и старцу отказался от посещения матери

См. также: Любовь к старцу; Старец.

Однажды старец со своим учеником Марком, выйдя из скита, пошел на Синайскую гору и там остался. Мать Марка отправила к нему посыльного и со слезами умоляла его отпустить ее сына, чтобы посмотреть на него. Старец отпустил Марка. Марк приготовил милоть (одежду), чтобы идти к матери, и пришел проститься со старцем, но вдруг начал плакать – и не пошел. (Достопамятные сказания. С. 167. № 4).

410. Из-за любви к Богу преподобный Макарий отказался выйти к своему отцу

Двенадцати лет от роду преподобный Макарий Унженский тайно покинул родителей и ушел в Печерский монастырь. Родители искали своего сына повсюду, тосковали и плакали неутешно. Спустя три года отец, случайно узнав от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со слезами умолял архимандрита показать ему сына-инока. Дионисий вошел в келию и сказал Макарию: “Отец твой хочет видеть тебя.” Но Макарий отвечал: “Отец мне Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!” Родитель Макария, стоя у окна келии и слыша голос сына, с радостью и со слезами сказал: “Сын мой, покажи лицо твое мне, отцу твоему!” Макарий отвечал родителю: “Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10:37). Иди с миром домой. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа моего.” Родитель стал плакать и говорить: “Разве я не радуюсь о твоем спасении? Желаю видеть лицо твое и немного побеседовать с тобой!” Но инока не тронули слезные просьбы родителя. Схватив руку сына, отец облобызал ее и сказал: “Сладкий сын мой, спасай свою душу и молись о нас Господу, да и мы будем спасены твоими молитвами!” Родитель ушел домой и рассказал супруге своей о сыне. Они радовались и славили Господа. (Троицкий патерик. С. 347).

411. Имея любовь к Богу, авва Феодосии был совершенен в обращении с людьми

См. также: Бесстрастие.

Божественный Феодосии так пронзен был сладкой стрелой любви и так связан ее узами, что делом исполнял высокую божественную заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… (Мф. 22:37. Мк. 12:30. Лк. 10:27). А это могло быть не иначе, как через устремление всех естественных сил души не к каким-либо настоящим вещам, но единственно к возжеланию Создателя. Таким образом, он и тогда, когда умолял, был многим страшен и тогда, когда укорял, – любезен и во всем приятен. Кто настолько полезен, как он, даже при обращении со многими? Кто столь искусен собирать чувства и обращать их внутрь так, чтобы среди самих волнений пребывать в большей тишине, нежели среди пустыни, и быть одинаковым в многолюдстве и уединении! (Афонский патерик. Ч. 1. С. 428).

412. О богоугодной жизни аввы Виссариона

Авва Виссарион родился в Египте. В отроческих летах научился священным книгам, и Божественный свет воссиял в его сердце: он возлюбил Бога всей душой с самого юного возраста и никогда не осквернил преподанного ему Святого Крещения никаким греховным делом. Сохранив в себе красоту образа Божия, он удалился в пустыню и добился особенной благодати от Бога, Который совершал посредством его необыкновенные знамения, подобные знамениям, совершенным великими пророками. Проведя жизнь в богоугождении и достигнув глубокой старости, он отошел в Горние обители. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 78. № 1).

413. За любовь к Богу и ближним священник получил исцеление от святого Архангела Михаила

См. также: Архангел Михаил; Болезни; Исцеление.

Жена петербургского протоиерея Ольга Ивановна Беляева сообщила о следующем событии из жизни своего отца, ныне покойного протоиерея Иоанна Беляева. Отец Иоанн по душе своей был очень добр и милостив к бедным, смиренен и кроток сердцем и ближнего своего, действительно, любил, как самого себя. С молодых лет он страдал неизлечимой болезнью – астмой и грудной жабой. Приступы жестокой болезни были столь часты, что смерть грозила ему ежеминутно. В один из великих праздников он шел в храм Божий для служения Божественной литургии. На пути от дома к храму лежал огромный камень. Подойдя к нему, отец протоиерей почувствовал себя плохо и без сознания упал на него. В тот же момент он увидел перед собой Архистратига Михаила с огненным мечом и копьем, который сказал ему: “За твою любовь к Богу и ближним я умолил Всевышнего о даровании тебе совершенного здравия.” При этом он своим копьем прикоснулся к его плечу и все внутри него наполнилось чувством жизни; в совершенном здоровье он встал и пошел служить Божественную литургию. С этого дня и до глубокой старости он не чувствовал сердечных приступов и умер совершенно от другой болезни. (Троицкие листки с луга духовного. С. 98).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle