Древний патерик

Источник

Древний патерик, изложенный по главам →

Содержание

От издателей

Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов

Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии Глава II. О том, что со всем усердием должно искать безмолвия Глава III. О сокрушении сердца Глава IV. О воздержании, под которым должно разуметь не только воздержание в пище, но вообще укрощение всех неправых движений души Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом Глава VI. О нестяжательности и о том, что должно блюстись от любостяжания. Нестяжательность (из «Великого Лимонаря») Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству Глава VIII. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава IX. О том, что должно блюсти себя от осуждения Глава X. О рассуждении Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться Глава XII. О том, что должно непрестанно и трезвенно молиться Глава XIII. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с доброхотством Глава XIV. О послушании Глава XV. О смиренномудрии Глава XVI. О незлобии Глава XVII. О любви Глава XVIII. О прозорливцах Глава XIX. О чудотворцах Глава XX. О знаменоносцах Глава XXI. Об образе жизни святых мужей Глава XXII. Собеседование святых старцев, в вопросах и ответах, весьма душеспасительное Глава XXIII. Собеседование двенадцати анахоретов Глава XXIV. Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему. Читай с усердием и не ищи многих слов, ибо и одно слово может возбудить ко спасению Глава XXV. Наставления Стефана Савваита отрекшемся мира Глава XXVI. Слово святого патриарха Луки: как должно монаху вести себя в келлии Глава XXVII. Уроки святых отцов наших и учителей  

 
От издателей

Предлагаемая вниманию читателей книга «Древний патерик» является выдающимся трудом святителя Феофана Затворника по переводу древнего памятника на русский язык, рукопись которого хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и издается впервые1.

В настоящее время, которое без преувеличения можно назвать эпохой возрождения православного монашества на Руси после долгого гонения, в значительной степени подорвавшего монашескую традицию, духовный опыт древних египетских преподобных отцов будет особенно интересен тем, кто ищет подлинное учение о монашеском подвиге первых веков христианства.

Сокровищница переводческого наследия святителя Феофана явилась итогом предпринятого им продолжения великого переводческого дела преподобного Паисия (Величковского).

Но если прп. Паисий стремился в своих переводах к максимальной верности греческому подлиннику и учил этому методу перевода своих последователей, то святитель Феофан старался передать духовный опыт древних святых новым языком, заботясь больше не о буквальности перевода, а о его доходчивости и внутренней логичности. Язык святителя Феофана, тем не менее, не является ни в чистом виде литературным, ни общепринятым языком церковных книг его времени. Его стиль достаточно своеобразен, и потому настоящее издание, осуществленное по рукописи, сохраняет те особенности языка святителя, которые порой нивелировались редакторами, готовившими к печати его труды. Причиной этого, как можно предположить, было не только стремление редакторов к стилистической «гладкости», но и естественное желание цензоров обойти спорные и сложные места (заметим, являющиеся таковыми и в греческом подлиннике); впрочем, святитель Феофан прекрасно понимал, какой логикой будут руководствоваться цензоры, и потому нередко сам снимал или видоизменял особо сложные фрагменты.

Таким образом, подлинный язык переводов святителя Феофана подчас богаче и своеобразнее синодальных редакций. Синодальная переработка во многом упрощала, сокращала и умаляла яркость и полновесность переводческого наследия святителя Феофана.

Настоящее издание позволяет читателю «Древнего Патерика» прикоснуться к афонскому списку перевода святителя Феофана, познакомиться с этим переводом в его первоначальном виде. Точно передаваемый текст «Патерика» раскрывает красоту греческого оригинала и поднимает перевод на высоту самостоятельного литературного произведения, являющегося неотъемлемой частью русской духовной литературы XIX века.

В заключение необходимо добавить, что публикуемый перевод «Древнего Патерика» святителя Феофана не претендует на академическую точность передачи греческого оригинала этого замечательного памятника монашеской письменности, однако же, имеет самостоятельную ценность, именно как перевод, вышедший из-под пера известного подвижника. В задачи публикаторов не входили анализ текста и выявление того источника, по которому был выполнен перевод: это отдельная работа, которой, надеемся, будет способствовать настоящее издание. В качестве предварительного наблюдения хотелось бы лишь указать, что, по всей вероятности, перевод был осуществлен по некоему собранию, напоминающему известный «Великий Патерик», но включает в себя и материалы, отсутствующие в последнем; какие именно рукописи или печатные издания использовались переводчиком – сказать в настоящий момент затруднительно.

Предлагаемый читателю текст «Древнего Патерика» предназначен не только для монашествующих, кои по своему положению призваны подражать деланию и подвигам древних отцов-подвижников и для которых книга сия могла бы быть замечательным практическим пособием. Эта книга несомненно будет полезна и мирянам. В ней удивительно точно и доходчиво изображены реальные образцы подлинно христианского отношения людей друг с другом, что делает «Патерик» незаменимым руководством для всякого православного, стремящегося жить по заповедям Божиим.

Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов

Вечно сущее у Бога – Бог Слово, по великой благости премудро сотворивый мир из ничего, простер небо над всем видимым и на нем утвердил светила, чтоб освещали всю тварь и людям споспешествовали в делах их. Сей Единородный Сын и Слово Отчее, в последняя лета нашего ради спасения родившийся чрез Духа Святого от Марии Девы и через вочеловечение ставший во всем подобен нам, кроме греха, устроил для нас другое небо – невидимое, несравненно прекраснейшее сего видимого. Ибо сие видимое небо, само будучи чувственно, и служит преимущественно целям чувственным, а то – невидимое, как духовное, дух возводит к Богу. Видимое небо имеет движущиеся и неподвижные звезды, как говорят – упражняющиеся в том, а у того – невидимого, все неподвижны, присносветлы и неизменны. Сие чувственное (небо), по Божественному определению, как свиток свиется, и находящиеся на нем звезды падут как листья в последний день, а то не только удержит тогда на себе свои звезды, но еще и явит их светлейшими паче солнца.

Один из сонмов сей чистой и живоносной тверди – Божественный сонм уязвленных Божественною любовию подвижников, о коих предлежит нам слово, которые, благодушно и вышеестественно совершив всякий вид добродетелей, теперь и на небесах светлеются невечерним светом и живущих на земле людей непрестанно световодят тайноводственно. Светила и учители Церкви, описав в наше назидание их деения, поучения и правила жизни, показали таким образом Божественный рай, питающий всяческими красотами добродетелей души тех, кои с верою прочитывают их. И какая добродетель не взращена в сем божественном раю Христом, истинным Богом нашим? Здесь видим и блаженное безмолвие, и строгое во всем воздержание с целомудрием, и окрыляющую нестяжательность. Там – примерное терпение и мужество, тайное доброделание, ведомое единому Богу, спасительное неосуждение, светлую рассудительность, трезвенную и непрестанную молитву, благосердное странноприимство, христоподражательное терпение, высокое смиренномудрие, дары чудотворений и образцы всякого добродетельного жития.

Для всех сих добродетелей образец, правило, путеводитель и наставник есть Сам Христос, истинный Бог наш, что и являет нам слово Божие – Священное Писание.

О безмолвии

Евангелие свидетельствует, что Господь по крещении, бе в пустыни дний четыредесять, искушаем сатаною, ничего там не вкушал и бе со зверьми (Мк. 1:13; Лк. 4:1, 2). И еще: узрев же народы, взыде на гору: и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное... и прочая (Мф. 5:1–3). Также: отпустив народы, взыде на гору един помолитися: позде же бывшу, един бе ту (Мф. 14:23). И опять: Господь иде в пусто место, и ту молитву дееше (Мк. 1: 35; Лк. 4:42). Равно и Иоанн Креститель бе в пустынях до дне явления своего ко Израилю (Лк. 1:80). И Апостол говорит: молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2:1,2). И в другом месте: молим же вы, братие, избыточествовати паче, и любезно прилежати еже безмолвствовати, и деети своя, и делати своими руками (1Фес. 4:10,11). Также: таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят (2Фес. 3:12). И еще: изыдите от среды их и отлучитесь (2Кор. 6:17), и: вышних ищите... горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1,2).

О воздержании

Сказал Господь: внидите узкими враты... узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:13,14). Двенадцать Апостолов в пустыне имели токмо пять хлеб и две рыбе (Мф. 14:17), а в другое время Апостолы разве единого хлеба не имяху с собою в корабли (Мк. 8:14), и в другом случае: восторгаху ученицы Его класы, и ядяху, стирающе руками (Лк. 6:1). И Апостол в послании говорит: всяк же подвизаяйся, от всех воздержится (1Кор. 9:25). И еще: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем (1Кор. 4:11). И опять: брашно же нас не поставляет пред Богом (1Кор. 8:8), и брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1Кор. 6:13), и там же: аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего (1Кор. 8:13). И в другом месте: вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися (Флп. 4:12), и вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову (1Кор. 9:12). И в другом послании: к тому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов (1Тим. 5:23).

О целомудрии

Господь сказал: суть скопцы, иже исказиша сами себе, царствия ради небесного (Мф. 19:12). И в другом месте: Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Блудницу, разбойника и мытаря, падших в нецеломудрие, Господь принял и призывает всех: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (то есть похотями и грехами), и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе... и прочая (Мф. 11:28, 29). И Апостол говорит: бегайте блудодеения (1Кор. 6:18) и мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никто-же узрит Господа (Евр. 12:14). Также: умертвите убо уды вашя, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3:5), и не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор. 3: 16,17). В другом мест: да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав (Евр. 12:16), и не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы... царствия Божия не наследят (1Кор. 6:9, 10), ибо явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем (Тит. 2:11, 12). Также наставляет: похотей юных бегай (2Тим. 2:22), юноши... моли целомудрствовати (Тит. 2:6), блуд же и всяка нечистота... ниже да именуется в вас (Еф. 5:3). Тот же Апостол соблудившего в Коринфе и потом, по предании его сатане, покаявшегося милостиво приемлет и пишет: молю вы, утвердите к нему любовь... да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор. 2:7, 8), но в конце послания предостерегает: боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас... и восплачуся многих прежде согрешших, и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложствии, яже содееша (2Кор. 12:20, 21).

О нестяжательности

Сказал Господь: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся (Мф. 6:25), и ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33). Также: не стяжите злата, ни сребра... ни двою ризу (Мф. 10:9, 10); и аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим... и прииди и ходи вслед Мене, взем крест (Мф. 19:21; Мк. 10:21). И в другом месте: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8:20). Иоанн же Креститель имяше ризу свою от влас велблуждь, и пояс усмен о чреслех своих (Мф. 3:4). И Апостол учит: ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеение, сими доволни будем. А хотящий богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи (1Тим. 6:7–9). Он же о всех Апостолах говорит, что они суть яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2Кор. 6:10).

О терпении и мужестве

Сказал Господь: да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобии человеком чающым Господа своего (Лк. 12:35, 36). И еще: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 20:19). И опять: претерпевый же до конца, той спасется (Мф. 24:13); и еще: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии (Лк. 9:62). Наконец: вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих, и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем (Лк. 22:28–30). И Апостол говорит: станите убо препоясани чресла ваша истиною... и обувше нозе во уготование благовествования мира... яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего... сего ради приимите вся оружия Божия (Еф. 6:12–15). Также: тверди бывайте, непоступни (1Кор. 15:58); и недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Опять: кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8:35) И в других местах: елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы (Рим. 15:4); никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет... и не венчается, аще не законно мучен будет (2Тим. 2:4, 5). Скорбь терпение соделывает: терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5:3–5); и во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах... (2Кор. 6:4); благоволю в немощех, в досаждениих... по Христе (2Кор. 12:10).

О том, что ничего не должно делать на показ

Господь сказал: внемлите милостыни вашее не творити пред человеки, да видими будете ими... тебе же творящу милостыню, да неувесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:1, 3). Также: егда молитися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:6). Господь Сам по исцелении тридцативосьмилетнего недужного уклонился, народу сущу на месте (Ин. 5:13); и исцеленному прокаженному сказал: виждь, никомуже повеждь (Мф. 8:4); то же и Апостолам по преображении заповедал: никомуже поведите видения, дóндеже Сын человеческий из мертвых воскреснет (Мф. 17:9), а в другом случае у иудеев вопрошал: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще? (Ин. 5:44). Апостол Павел в своих Посланиях наставляет: ничтоже по рвению или тщеславию... творяще (Флп. 2:3), но аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5:25, 26), ибо от тщеславия рождается зависть, и те, кои делают что напоказ, суть делатели льстивии, преобразующееся во апостолы Христовы (2Кор. 11:13).

О том, что не должно осуждать

Господь сказал: не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7:1, 2); и не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6:37). И в другом месте: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный согрешения ваши (Мф. 6:14). Также: Отче наш, иже еси на небесех... остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашым (Мф. 6:9, 12). И опять наставляет: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши?... Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7:3, 5). И Апостол говорит: ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего? вси бо предстанем судищу Христову... Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу. Не к тому убо друг друга осуждаем (Рим. 14:10–13), кийждо бо свое бремя понесет (Гал. 6:5) и связями своих прегрешений связуется (Притч. 5:22). Также: мне же не велико есть, да от вас истяжуся, или от человеческаго дне... востязуяй же мя, Господь есть. Темже прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь (1Кор. 4:3–5).

О рассудительности

Сказал Господь: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их (Мф. 7:15,16). Также: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7:21). Опять: никтоже может двема господинома работати... и прочее (Мф. 6:24). И еще: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный (Ин. 6: 27). И Апостол говорит: аз убо тако теку, не яко безвестно, но тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду... тако тецыте, да постигнете (1Кор. 9:24–27); и блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей (Флп. 3:2). Также: иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет (1Кор. 11:27, 28). И там же: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:31–32). И в другом мест: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает: а сего мира печаль, смерть соделовает (2Кор. 7:10). И еще: преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2); а о себе говорит: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3:13, 14). И наставляет: настой благовременне и безвременне (2Тим. 4:2); внимайте убо себе и всему стаду (Деен. 20:28) и вся же искушающе, добрая держите (1Фес. 5:21).

О трезвенной и непрестанной молитве

Господь сказал: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими... бдите убо на всяко время молящеся (Лк. 21:34, 36); бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41). Также: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13:37). И еще: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7, 8). Господь сказал и притчу о том, како подобает всегда молитися и не стужати си, глаголя: судия бе некий...(Лк. 18:1–6) И еще: будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (Мф. 24:44). А Апостол Павел наставляет: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1Фес. 5:16–18), со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2:12), и еще: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4:6). Также о себе: безпрестани память о вас творю: всегда в молитвах моих моляся (Рим. 1:9, 10). В Деениях повествуется: в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога (Деен. 16:25). И Апостол Петр предостерегает: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Петр. 5:8).

О страннолюбии

Сказал Господь: иже вас приемлет, Мене приемлет... и иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды... не погубит мзды своее (Мф. 10:40, 42). И еще: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти... и прочая (Мф. 25:34–36). Также: егда сотворити обед или вечерю, не зови другов твоих, ни братии твоее... но зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши (Лк. 14:12–14). И в других местах: имеей две ризе, да подаст неимущему: и имеей брашна, такожде да творит (Лк. 3:11), и блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деен. 20:35). Также и Апостолы наставляют: страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша ангелы (Евр. 13:2); страннолюбцы друг ко другу бывайте, без роптаний (1Петр. 4:9); благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:16); подаваяй, в простоте... милуяй, с добрым изволением (Рим. 12:8). И еще: сеей скудостию, скудостию и пожнет: а сеей о благословении, о благословении и пожнет. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор. 9:6, 7); и аще бо усердие предлежит, по елику аще кто имать, благоприятен есть, а не по елику не имать (2Кор. 8:12), да не аки по нужди благое твое будет, но по воли (Флм. 1:14).

О послушании

Сказал Господь наш Иисус Христос: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6:38). Также: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). И еще: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь... еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14:26). И в других местах: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14:23), и аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви (Ин. 15:10). Также Господь сказал Петру и Андрею, Иакову и Иоанну, Матфею и Филиппу: грядите по Мне, и они, оставя все, тотчас последовали Ему (Мф. 4:18–22; 9:9; Ин. 1:43). Другий же от ученик Его рече Ему: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего. Иисус же рече ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8:21, 22). И Апостол говорит: Павел раб Иисус Христов, зван апостол (Рим. 1:1), аще бо благовествую, несть ми похвалы... горе же мне есть, аще не благовествую (1Кор. 9:16). Опять: сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим... и прочая (Флп. 2:5–7). И в другом мест: ты же последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению... (2Тим. 3:10). И еще: пленяюще всяк разум в послушание Христово, и в готовности имуще отмстити всяко преслушание, егда исполнится ваше послушание (2Кор. 10:5, 6).

О смиренномудрии

Сказал Господь наш: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17:10) и яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15) а всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется (Лк. 18:14). Также: Аз же посреде вас есмь яко служай (Лк. 22:27). И в другом мест: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хочет в вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20:26,27). Или еще: видев же Симон Петр, припаде к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи (Лк. 5:8), а Иоанн Предтеча сказал фарисеем: аз убо крестих вы водою... грядет креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонся разрешити ремень сапог Его (Мк. 1:7, 8). Сам Господь, подавая нам пример смирения, восстал от вечери, и положи ризы, и приемь лентион, препоясася: потом влия воду во умывальницу, и начат умывати ноги учеником, и отирати лентием, имже бе препоясан (Ин. 13:4, 5). Также и Апостол говорит: аз бо есмь мний апостолов: иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних церковь Божию (1Кор. 15:9); и еще: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз (1Тим. 10:15). Также: молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением (Еф. 4:1, 2). И снова наставляет: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор. 10:18); и облецытеся убо якоже избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение (Кол. 3:12). И еще: аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1:10).

О незлобии

Сказал Господь: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы... и аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5:39, 40, 44). Опять: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34). Также когда во время предательства Иудина в саду Гефсиманстем, один из учеников удари... архиереова раба и уреза ему ухо десное. Отвещав же Иисус рече: оставите до сего: и коснувся уха его, исцели его (Лк. 22:50, 51). И апостол наставляет: благословляйте гонящыя вы: благословите, а не кляните... Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе (Рим. 12:14, 18,19). О последующих же Господу свидетельствует: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся (1Кор. 4:12, 13). Сам Господь укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно (1Пет. 2:23).

Что же касается до знаменоносных отцов, то не верящий им или не принимающий того, что было ими говорено или сделано, более Самому Иисусу Христу и Апостолам Его не верует. Ибо, как Господь наш Иисус Христос брением возвратил зрение слепому, изгонял демонов, воскрешал мертвых, претворил воду в вино, насытил пятью хлебами пять тысяч и другие совершил бесчисленные и неисследимые чудеса, коих и мир не может вместить, так и им даровал силу переносить всяку болезнь и всяку язву в людях, как Сам же Он, истинный Бог наш, сказал: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14:12), ибо, где присущ Бог, сущий превыше естества, там совершаются и дела вышеестественные. Но что много и говорить о сем?

Так все Божие Писание Ветхого и Нового Завета источает живоносные и богоносные наставления, кои блаженные подвижники проходили делом и словом, наздани на непоколебимом основании Апостолов и пророков, сущу же и краеугольну Самому Иисусу Христу Господу нашему, в Коем, утвердясь молитвенно (в чем все таинство христианского жития), они извлекли души свои из глубины греховной и, возведшись в образ и подобие Божие, еще здесь входили духовно в блаженный рай – предначатие будущего некончаемого блаженства. Нам же что остается делать, как не плакать горько, воздыхать из глубины души и сетовать о своем нерадении и своей беспечности? Смиримся, по крайней мере, ибо и от этого будет нам немалая польза, как показал Господь в притче о мытаре и фарисее; и, вместе с тем, хотя мало понудим себя умягчить окамененное нечувствие души созерцанием добродетелей святых отцов – сих истинно нудителей естества своего царствия ради небесного, которое, по слову Господню, восхищают одни нуждницы (Мф. 2:12). Приидите убо, братие, причастимся сего духовного душеспасительного благоухания Христова и, презрев все земное и человеческое, как ученики Христа, кроткого и смиренного сердцем, и святых Апостолов Его, с терпением да течем по заповедям Господа тесным и прискорбным путем в покаянии, исповедании и смиренномудрии, да достигнем града Божия – небесного Иерусалима – отнюду- же отбеже всяка болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10; 51:11), идеже есть всех веселящихся жилище и непрестанный глас чистого радования во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Рукопись без номера, внешним видом своим напоминающая прочие рукописи собрания, содержащие подготовленные к изданию переводы свт. Феофана; твердый переплет синего коленкора, корешок зеленый с золотым тиснением; размеры – 21,8 х 32,2 мм. Всего в рукописи 305 л.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle