игумен Марк (Лозинский)

Надежда

См. также: Блудная брань. № 60; Вера. № 116; Падение. №№ 698, 700; Помощь Божия. № 790; Самоукорение. № 982; Сребролюбие. № 1077; Царство Божие. № 1189.

586. Авва Иоанн имел твердую надежду, что Бог, даровавший ему многие дары, дарует ему и Царствие

См. также: Праведник.

Некто говорил авве Иоанну Персиянину: “Столько мы трудились ради Царствия Небесного, будем ли наследниками его?” Старец отвечал: “Верую, что буду наследником Горнего Иерусалима, написанного на Небесах, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23). И почему мне не надеяться на это? Я был страннолюбив, как Авраам, кроток, как Моисей, свят, как Аарон, терпелив, как Иов, смирен, как Давид, жил в пустыне, как Иоанн, плакал, как Иеремия, был учителен (1Тим. 3:2), как Павел, верен, как Петр, мудр, как Соломон. И, как разбойник, верую, что Тот, Который, по Своей благости, даровал мне все эти дары, дарует и Царствие.” (Достопамятные сказания. С. 121. № 4).

587. В болезни старец успокаивал себя надеждой на упокоение

См. также: Болезнь; Страдания; Страх Божий.

Авва Петр, ученик аввы Исайи, говорил о нем, что когда он посетил его в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя печаль о нем, сказал: “Что это за страдание, когда есть надежда на упокоение! Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на упокоение.” (Древний патерик. 1874. С. 41. № 7).

588. Умершая дочь явилась по просьбе отца – аввы Спиридона – и указала ему, где была спрятана поклажа

См. также: Дерзновение; Праведник; Чудо.

Еще рассказывали: “У аввы Спиридона была дочь – девица по имени Ирина, такая же благочестивая, как и отец. Один из родственников отдал ей на хранение какое-то драгоценное украшение. Девица, чтобы лучше сберечь эту вещь, зарыла ее в землю. Через какое-то время она скончалась. Когда же пришел доверивший ей вещь и не застал девицы в живых, стал спрашивать с ее отца, аввы Спиридона, то оскорбляя его, то умоляя. Старец воспринял потерю родственника как свое собственное несчастье, пошел на могилу дочери и там просил Бога прежде времени показать ему обетованное Воскресение. Надежда не обманула его. Девица явилась отцу живой, указала место, где было сокрыто украшение, и опять стала невидима. Старец нашел поклажу и отдал ее хозяину.” (Достопамятные сказания. С. 267. № 2).

589. Монах хотел во время голода отнести своей матери хлебы, но, услыхав на пути небесный голос, предал себя и мать в Божие попечение и вернулся в келию; на следующий день мать принесла ему хлеб, полученный ею от какого-то монаха

См. также: Воля Божия.

Один из отцов поведал: “Некий весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их матери. И был к нему глас, говорящий: “Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?” Брат, почувствовав силу гласа, пал ниц, молился и говорил: “Ты, Господи, имеешь о нас попечение!” – и вернулся в свою келию. На третий день пришла к нему мать и говорит: “Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его, раздроби на малые части, чтобы нам питаться.” Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией преуспевал во всякой добродетели.” (Древний патерик. 1874. С. 235. № 125).

590. Три старца, посетившие авву Сисоя, были исполнены воспоминаний о вечных мучениях; авва же Сисой был преисполнен надежды

См. также: Муки вечные.

Три старца, услышав об авве Сисое, пришли к нему, и первый говорит: “Отец! Как мне избавиться от огненной реки?” Старец не отвечал ему. Второй спрашивает: “Отец! Как мне избавиться от скрежета зубов и червя неусыпающего?” Третий недоумевает: “Отец! Что мне делать? Меня мучает воспоминание о тьме кромешной.” Авва Сисой сказал им в ответ: “Я не помню ни об одном из этих мучений. Бог милосерд, уповаю, что Он сотворит со мной милость.” Старцы, услышав это, пошли от него со скорбью. Но авва, не желая отпустить их в огорчении, вернул их и сказал: “Блаженны вы, братия! Я позавидовал вам. Один из вас говорил об огненной реке, другой о преисподней, третий о тьме. Если душа ваша проникнута такими воспоминаниями, то вам невозможно грешить. Что же делать мне, жестокосердному, которому не дано знать, что есть наказание человекам? Оттого я каждый час и согрешаю.” Старцы, поклонившись ему, сказали: “Что мы слышали, то и видим.” (Достопамятные сказания. С. 252. № 7).

591. Желание оклеветанного юноши быть повешенным на восток спасло его от смерти, и он сделался иноком

См. также: Клевета.

Авва Палладий рассказал следующее: “Один старик-мирянин задержан был за убийство. Во время пытки по александрийским законам он заявил, что у него есть сообщник. Тот, на кого указывал старик, был юноша лет двадцати. И тот, и другой подвергнуты были большим истязаниям. Старик продолжал стоять на своем: “Ты был со мной при совершении убийства!” Юноша не признавался, говорил, что и в убийстве не участвовал, и с ним вместе не был. После долгих пыток они оба были приговорены к виселице. Их отвели за пять миль от города, на обычное место казни. В одной стадии от города находились развалины храма Крона (Сатурна). На месте казни толпа и воины пожелали, чтобы первым был повешен юноша. Бросившись к ногам палачей, юноша просил: “Ради Господа, сделайте милость, повесьте меня лицом к востоку так, чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть.” – “Зачем это?” – спросили воины. “Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как я, несчастный, удостоился Святого Крещения и стал христианином.” Это признание до слез тронуло воинов. Старик затрясся от злобы и громко крикнул: “Ради Сераписа, повесьте меня лицом к Крону!” Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как прискакал всадник, посланный наместником Египта. “Юношу не велено казнить. Возвратите его обратно!” Воины и народ чрезвычайно обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище, где он был освобожден наместником. Получив спасение сверх ожидания, юноша стал иноком. Мы записали это для пользы многих.” (Луг духовный. С. 87).

592. Надежда купца, трижды терпевшего кораблекрушение, не посрамилась; он чудесно вернул еврею весь долг и этим обратил его ко Христу

См. также: Вера; Испытание.

В Константинополе жил богатый купец по имени Феодор. Однажды его корабль потонул и погибло все его состояние. Феодор любил одного богатого еврея и, придя к нему, стал просить у него золота для торговли. Еврей сказал, чтобы он дал залог и тогда может взять, сколько хочет. У христианина не было что дать. Идя с евреем по улице, он увидел мозаичный образ Христа над вратами и сказал еврею, что это образ его Бога – Христа – это самое дорогое, что у него есть, дороже жизни, что он берет его своим свидетелем и поручителем. Еврей отвечал, что если он, действительно, истинно верует во Христа, то он даст ему золота, сколько он хочет. И дал ему на тысячу литр золота. Феодор, купив на эти деньги товара, отправился торговать в Александрию. На обратном пути в Константинополь его корабль опять потерпел кораблекрушение. Еврей, услыхав о возвращении Феодора и не зная о происшествии, пришел к нему, надеясь получить свое золото с прибылью, но застал его в своем доме плачущим. Услыхав о крушении корабля, он утешал друга и говорил, чтобы он не скорбел, но верил поручившемуся за него Христу. Он дал ему еще тысячу литр золота, привел к вратам и снова взял в свидетели образ Христа. Феодор опять отправился торговать, приобрел много богатства и, радуясь, возвращался в свой город. Но и на этот раз все богатства его погибли, ибо его корабль разбился, и он ни с чем вернулся домой. Узнав о гибели товара, а с ним и своего золота, еврей призвал Феодора и начал поносить Христа, говоря: “Смотри, как прельстились вы, веруя несуществующему Богу. Если бы Он был Сын Божий, на Которого ты надеешься, ты бы не потерпел крушения в третий раз.” Феодор же, плача, говорил еврею: “Нет, друже, не хули Истинного Бога. Все это случилось из-за моих грехов. Но прошу тебя, дай мне еще раз золота, я верую, что ради твоего вразумления я буду спасен и твое с прибылью возвращу тебе.” Еврей в третий раз дал ему тысячу златниц и опять образ Христа Спасителя взял в свидетели. При этом он сказал Христу, что если Ты Сын Божий, пусть спасен будет христианин и его золото, чтобы и мне уверовать, если же нет, пусть не обольщаются верующие в Тебя. Феодор взял золото, пустил его в оборот, побывал во многих далеких странах и приобрел много богатства. Возвращаясь домой, Феодор взял четыре тысячи златниц, положил их в ковчежец с письмом, в котором было написано: “Феодор-христианин – моему благодетелю Аврааму-иудеянину! Четыре тысячи литр золота вложил я в ковчег и надеюсь, что Христос, мой свидетель и поручитель, вручит все это тебе.” Запечатав ковчег, купец бросил его в море, сказав: “Господи Иисусе Христе, как Ты Сам знаешь, доставь этот ковчег моему заимодавцу.” Был же в это время сильный ветер не только в том месте, где плыл купец, но и во всей вселенной. Корабли, стоявшие в Константинополе около берега, разбивались от напора волн, и многие жители города вышли на берег. Вышел посмотреть бушующее море и еврей, друг Феодора. Когда он стоял на берегу моря, одна волна, “напрягшись,” выбросила к ногам еврея ковчег с золотом. Авраам принес его в свой дом и, открыв, нашел в нем письмо Феодора с добавлением на еврейском языке: “Я, Иисус Христос, от Феодора-христианина принес тебе золото, чтобы ты не хулил Меня. Я исполнил поручение, чтобы ты имел веру в Меня.” Когда Феодор вернулся в полном здравии и со многим богатством, то, взяв подарки, пошел к еврею. Авраам принял подарки и, искушая его, спросил о долге. Феодор ответил, что он верит, что Христос, поручившийся за него, отдал ему золото и оно находится в доме еврея. Еврей же сказал, что он ни от кого ничего не получал. Тогда Феодор сказал ему, что если он не получил своего золота, то пусть пойдет к образу Христа и поклянется в этом. Но еврей убоялся и вынес письмо, положенное сверху золота. Увидев в своем письме добавление, Феодор удивился, и они прославили Бога, а Авраам уверовал во Христа и крестился со всем своим домом. (Пролог. М., 1877. Л. 127).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle