игумен Марк (Лозинский)

Награда

См. также: Блудная брань. №№ 67, 69; Богоугождение. № 95; Доброделание. № 245; Любовь к ближним. № 380; Милостыня. №№ 447, 456; Мученичество. № 573; Подвиг. № 732; Помыслы. №№ 822–823; Праведник. № 864; Терпение. № 1136.

578. Дары Божии за подвиг столь велики, что даже Авраам будет сокрушаться, почему он не подвизался более

См. также: Подвиг Труд.

Братия упрашивали одного из старцев, чтобы он отдохнул от своих великих трудов. Старец сказал им: “Говорю вам, дети мои, что Авраам, увидя великие дары Божий, должен раскаиваться в том, что не подвизался более.” (Древний патерик. 1874. С. 148. № 34).

579. Воспоминанием о награде (пальме) авва отклонял суетные помыслы

См. также: Помыслы.

Мы пришли в лавру Келий к скитскому авве Маркеллу. Желая беседой доставить нам пользу, старец рассказал следующее: “Когда я жил еще на родине (он был родом из Апамеи), там был наездник по имени Филерем (с греческого – пустыннолюбец). Однажды он был побежден в состязании и не получил пальмы, и люди его партии поднялись и начали кричать: “Филерем не получает пальмы в городе.” После моего удаления в скит случалось, что иногда одолевал меня помысл уйти в город или в селение. Тогда я говорил себе: “Маркелл! Филерем в городе не получает пальмы.” И, по милости Христа, эти слова так действовали на меня, что я не выходил из скита в течение тридцати пяти лет.” (Луг духовный. С. 181).

580. В награду за подвиг авва Иоанн получил исцеление телесных ран, познание Христа и Его слова

См. также: Мудрость; Подвиг.

Авва Иоанн, удалившись в глубокую пустыню, пребывал в строжайшем посте, бдении и молитве. От подвигов кожа его ног, остававшихся долгое время без движения, потрескалась и кровоточила. Прошло три года, и явился ему Ангел Господень. “Господь Иисус Христос с Духом Святым, – сказал Ангел, – принял твои молитвы. Исцеляя твои язвы, Он дарует тебе в изобилии небесную пищу, то есть познание Его и Его слова.” И, прикоснувшись к его устам и ногам, Ангел исцелил его раны и, исполнив благодати ведения и духовной мудрости, избавил его от чувства голода. Затем повелел ему отправиться в иные места и, проходя по пустыне, посещать других братии, назидая их словом Божиим и духовной мудростью. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 76).

581. Явление старцу Ангела с двумя сосудами, возвестившего, что награда дается соответственно трудам

См. также: Ангел.

Некий великий старец имел двух не всегда послушных ему учеников. Так как они часто смущали его, то он и решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели, и там в это время ничего не делал по своей воле, но беспрекословно исполнял все, что ему велели. Через три недели он увидел некоего пришедшего к нему в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил малое количество масла. Старец сказал: “Отдай мне сосуд, полный масла.” Явившийся отвечал: “Нет, этого сделать нельзя, насколько ты потрудился, настолько я влил тебе масла.” И сказал старец: “Если и малое добро сделал человек, то и за него воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 931).

582. Видение святого Андрея-юродивого, в котором ему было показано, что вступивший в борьбу с демонами сподобляется венцов от Господа

См. также: Венцы небесные; Видение.

Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью во время сна имел такое видение. Видел он себя на некоем месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую – Ангелы, и казалось, что и те и другие готовились к взаимной брани. Бесы из своей среды выдвинули великого и страшного исполина и предлагали кому-нибудь из Ангелов сразиться с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собой. В это время сошел с Неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой – дорогим жемчугом, а третий сплетен из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что описать их невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя бы один из них, и, подойдя к юноше, попросил: “Не продашь ли ты мне эти венцы? Хотя сам я и не могу их купить, но скажу моему господину, и он даст тебе за них золота, сколько хочешь.” Юноша улыбнулся на эти слова Андрея и отвечал: “Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда бы я не дал тебе даже и одного цветка, потому что они не от этого суетного света и венчаются ими только те, кто этих черных, то есть бесов, побеждает. И если хочешь приобрести их, то ступай борись, тогда я тебе не один венец, а все три отдам.” После этого Андрей узрел себя борющимся с диаволом и победившим его. И видел Андрей, что за свою победу он был принят в общение с Ангелами, а от юноши получил те венцы и совет принять на себя подвиг юродства, с помощью которого ему легче будет побеждать демонов. После этого видения Андрей, действительно, явил непримиримую брань диаволу, подвигами юродства победил все его козни и уже самим делом сподобился тех венцов. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 91).

583. Старец сподобился видеть, что каждый из монахов, молившихся в храме, получил различное вознаграждение

См. также: Богослужение; Псалмопение.

Блаженный Евлогий поведал следующее видение некоего старца. Старец этот был в церкви на всенощном бдении перед воскресным днем. Братия стояли и пели псалмы Давидовы. Старец увидел, что церковь исполнилась света и что Ангелы Божий воспевают с братиями. Когда окончилось всенощное бдение, Ангелы вышли из святого алтаря. Перед ними были поставлены корзины, как бы хрустальные, наполненные золотыми, серебряными и медными монетами, просфорами, как цельными, так и разделенными на кусочки. Был поставлен небольшой золотой сосуд с Миром и золотая кадильница с благовонным фимиамом. Когда братия, прежде чем выйти из церкви и разойтись по келиям, подходили для поклонения к Честному Кресту, то Ангелы давали некоторым златницы с изображением Господа нашего Иисуса Христа, другим – сребреники с изображением креста, иным – медные монеты, третьим – целые просфоры, кому – кусочки; одних Ангелы помазывали Миром из золотого сосуда, других кадили кадильницей. Некоторые не получили ничего, кто-то уходил, оставив в церкви полученное им. Старец помолился Богу, чтоб ему было открыто значение видения и почему дары неравные, в то время как братия все вместе занимались псалмопением и бдением. И было ему открыто, что принявшие по златнице – это те, кто на среду, пяток, недельные дни и двунадесятые праздники совершает бдение трезвенно с вечера до утра. Принявшие сребреники бдят с полуночи до утра. Принявшие медную монету – те, которые понуждаются к псалмопению. Принявшие цельные просфоры прилежат чтению книг. Получившие укрухи (кусочки) – новоначальные, не вступившие еще в совершенное иноческое житие. Помазаны Миром – послушные во всем своему отцу и отдавшие себя в услужение всем: пот и труды их вменяются перед Богом в Миро. Те, которые окурены фимиамом, заняты разговорами, они приходят в чувство тогда, когда входят в церковь. Не приняли ничего небрегущие о своем спасении, не сопротивляющиеся скверным помыслам и не очищающие сердца от страстей, но предавшиеся сребролюбию и чревообъедению. Оставившие в церкви полученные ими дары и ушедшие с пустыми руками – это те, которые занимаются изучением эллинских книг, науками мира сего, предавшиеся гордости, тщеславию и человекоугодию. (Еп. Игнатий. Отечник. № 3).

584. Награда Божия милостивому бедняку, взявшему на воспитание девятого ребенка

См. также: Любовь к ближним; Милосердие.

Послушник Гефсиманского скита Троицкой Лавры банщик Димитрий сообщил такой факт, непосредственным очевидцем которого он был. “Однажды, – рассказал Димитрий, – к нам в деревню подкинули ребенка, завернутого в одеяло. Никто не хотел взять подкидыша. Когда младенца принесли на сходку и стали предлагать бездетным сельчанам взять ребенка на воспитание, то все отказывались, говоря, что тяжело ходить за чужим ребенком. И вот, когда казалось, что никто не захочет принять ребенка на воспитание, выступил многосемейный крестьянин, у которого было своих восемь человек детей, и говорит: “Сейчас я схожу и спрошу свою жену, может быть, она согласится взять его. Среди восьми девятый прокормится, и Господь ради сироты подаст нужное.” Жена охотно согласилась взять сироту. Когда он принес младенца в дом и его развернули, то на шейке у него нашли крестик с запиской, что в Крещении младенца назвали Николаем, и тут же пакет, в котором оказался билет Государственного займа на 5000 рублей. Когда добрые муж и жена прочитали записку и надпись на билете, то пришли в недоумение, как им быть. Умолчать об этом не хотели. И вот крестьянин снова бежит на сходку и всем рассказывает о своей находке. Тогда те, которые раньше отказывались взять ребенка, стали кричать: “Я возьму ребенка, я возьму…” Но сход не пожелал удовлетворить их просьбы, а постановил: “Ребенка оставить в доме того, кто первый согласился взять.” В тот же день к дому крестьянина, который приютил младенца, подъехала подвода с разным провиантом от неизвестного лица. В дальнейшем такая помощь оказывалась по несколько раз в месяц. Мальчик в доме своего приемного отца при заботливом уходе рос и креп. У него были хорошие способности, он закончил земскую школу, затем гимназию и поступил в университет. Он был истинным украшением семьи – приемных отца и матери. Своим хорошим поведением и послушанием влиял на всю семью и на остальных детей, помогая им в учении. Благодаря ему наш крестьянин-бедняк сделался всеми уважаемым, зажиточным поселянином. По окончании образования молодой человек женился на одной из дочерей своего приемного отца. Так Господь наградил простых сердцем людей за их доброту.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 95).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle