игумен Марк (Лозинский)

Помощь Божия

См. также: Ангел-Хранитель. № 5; Блудная брань. №№ 58, 64; Богородица. №№ 84, 91; Вор. № 171; Гнев. № 184; Девство. №№ 207, 208; Демонские козни. №№ 226–227, 235; Искушения. № 284; Исцеление. №№ 292, 300–301; Клятвопреступление. № 314; Милосердие. № 432; Молитва. № 500; Мужество. № 562; Незлобие. № 619; Осуждение. № 684; Отчаяние. № 693; Помыслы. № 825; Пост. № 847; Самоубийство. №№ 980–981; Святой. №№ 1000, 1003–1004; Терпение. № 1135; Ученье. № 1170; Христос. № 1186; Чистота. № 1220.

787. Видение преподобного Антония Великого, в котором ему было показано небесное ополчение, защищающее монаха

См. также: Монах.

Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно до последнего издыхания осторожен по отношению к искусителю, которым преследуется. Я (святой Антоний) молил Бога, чтоб Он показал мне ополчение, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками. Множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его, как зеницу ока, и был голос с Неба, говорящий: “Не допустите ему покоя, пока праведный живет в этом мире.” Увидев такое ополчение, как бы объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: “О Антоний! Все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол: монах нередко падает.” И пришел ко мне глас от милосердного Господа: “Диавол никого не может ниспровергнуть. Такой власти он не имеет, потому что Я пришел, восприняв на Себя человечество, и стер в прах могущество его. Но человек сам, своим похотением и сладострастием, сокрушает себя и падает.” Я сказал: “Неужели каждому монаху дана такая сила?” И были показаны мне многие монахи, сподобившиеся ее. Тогда я воскликнул и сказал: “Блажен род человеческий, в особенности же иноческое воинство, имея столь милосердного, столь человеколюбивого Бога.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 13. № 5).

788. Авва Исидор показал авве Моисею демонов, готовящихся на брань, и святых Ангелов – помощников святых

См. также: Ангелы; Блудная брань; Демонские брани; Помыслы.

Авва Моисей однажды был искушаем от блудного помысла. Не имея сил сидеть в келии, он пошел и рассказал о своем искушении авве Исидору. Старец убеждал его возвратиться в свою келию. Но он не соглашался и говорил: “Не могу.” Авва Исидор взял его с собой, возвел на крышу и говорит ему: “Смотри на запад.” Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: “Посмотри и на восток.” Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых Ангелов, облеченных славой. Затем сказал ему авва Исидор: “Вот те, которых посылает Господь на помощь святым. А те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо больше.” Тогда авва Моисей, возблагодаря Бога, ободрился и возвратился в свою келию. (Достопамятные сказания. С. 156).

789. Преподобный Макарий был чудесно перенесен к месту, куда шел

Говорили об авве Макарий, что, идя из скита и неся корзины, он утомился, сел и начал молиться: “Боже, Ты знаешь, что у меня уже нет сил.” И тотчас очутился он при реке, вблизи того места, куда шел. (Древний патерик. 1874. С. 439).

790. Больному старцу, оставленному всеми, в течение семи дней служили Ангелы

См. также: Ангелы; Надежды.

Старец-отшельник заболел. Он не имел при себе никого, кто бы послужил ему, и потому вставал с одра и употреблял в пищу то, что мог найти в своей келии. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней и никто не приходил к нему, Господь послал Своего Ангела для служения ему. Так протекли еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: “Пойдем навестим старца, может быть, он болен.” Когда они пришли и постучали в дверь, Ангел отступил от него. Старец же из келии закричал им: “Братия, уйдите отсюда.” Они сняли двери с крючьев, вошли и спрашивают, отчего он кричал. Он отвечал: “Тридцать дней я томился в болезни, и никто не посетил меня. Вот уже семь дней, как прислуживает мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, он отступил от меня.” Сказав это, он почил в мире. Братия удивились и прославили Бога, говоря: “Господь не оставляет уповающих на Него.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 496. № 101).

791. Авва Даниил прошел среди варваров, и они не видели его

См. также: Смирение.

Рассказывали об авве Данииле. Когда варвары пришли в скит и отцы убежали, старец сказал: “Если Бог не печется обо мне, то зачем мне и жить.” И он прошел среди варваров, а они не увидели его. Тогда сказал он сам себе: “Вот Бог позаботился обо мне, и я не умер. Сделай же и ты, как надобно человеку, беги, подобно отцам!” И, поднявшись, убежал. (Достопамятные сказания. С. 62. № 1).

792. Облако окружило старца, когда он изнемог от жажды, и сопровождало его до келии; когда же пришли к нему родственники, он вышел из келии, но они не видели его

См. также: Молитва праведника.

Авва Стефан Трихина рассказал нам об одном старце, жившем в Лавре святого отца нашего Саввы: “Однажды он отправился в Кофилу и, пробыв немного времени близ Мертвого моря, возвращался обратно в свою келию. Был страшный зной, поэтому старец сильно изнемог. И начал он молиться Богу, простирая руки к небу: “Господи, Ты видишь, что я не могу продолжать путь от жажды.” И тотчас окружило его облако и сопутствовало ему двенадцать миль до самой келии.” Тот же авва Стефан поведал нам еще об этом старце. Пришли однажды к нему родственники, чтобы повидаться. В Лавре они искали его келию. Кто-то указал им, и они, подойдя, постучались в дверь. Узнав своих, старец молил Бога, да не будет виден ими. И, отворив дверь, вышел из келии, но его не заметили. Удалившись в пустыню, он пробыл там до тех пор, пока его родственники не оставили его келии. (Луг духовный. С. 70).

793. Чудесное избавление аввы Аполлония с братией из заключения

См. также: Ангел; Чудо.

Однажды Аполлоний узнал, что один из братии взят и содержится в заключении, а тогда были времена Юлиана. Он посетил его с братией для утешения и советовал сохранить твердость в несчастье и не страшиться опасностей. “Настало время борьбы, – говорил он. – Души верных должны подвергнуться испытанию, да явится верность каждого.” Такими и подобными словами он укреплял дух юноши. В это время пришел сотник и сильно разгневался на то, что тот осмелился войти в темницу. Он запер тюрьму, заключив в ней, таким образом, Аполлония и пришедших с ним. Так все оказались задержанными. Приставив многочисленную стражу, сотник удалился. В полночь внезапно явился Ангел Господень, блистая лучезарным сиянием, и отверз двери темницы. Стражи были поражены ужасом. Бросившись к стопам святых, они молили их удалиться. “Лучше нам умереть за вас, – говорили, – чем противиться Божией силе, о вас пекущейся.” Рано утром прибежал в темницу сотник вместе с другими начальниками, также моля о том, чтобы все задержанные вышли из темницы: “Дом мой обрушился от сильного сотрясения земли, и лучшие из слуг моих погибли.” Святые воспели песнь Богу и, удалившись в пустыню, пребыли все вместе, имея, по примеру Апостолов, одну душу и одно сердце (Деян. 4:32). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 40).

794. Корабль, на котором сарацины хотели увезти афонских подвижников, встал, как вкопанный, пока сарацины не освободили преподобных

См. также: Наказание.

Однажды завистливый диавол, попущением Божиим, подвиг на святого Евфимия Афонского и его учеников – Иоанна Колова и Симеона – сарацин, которые, приплыв на двух кораблях, пленили их и хотели было увезти с собой. Но Спаситель наш Иисус Христос чудом спас Своих преподобных. Когда варвары, пользуясь попутным ветром, с весельем и радостью подняли паруса, пустились в путь и отплыли от острова на милю, корабль, в котором находился преподобный с учениками, вдруг встал, как вкопанный, тогда как другой, в котором находились ничтожные вещи и несколько книг, принадлежащих святым, плыл хорошо. Это чудо изумило варваров, и один из них, поняв причину такого явления, говорит своим товарищам: “Неужели мы, глупые, не можем понять, что это случилось с нами за соделанное насилие над рабами Божиими? Если не хотим погрузиться в море, давайте скорее освободим их.” Товарищи согласились с ним, и все они, припав к ногам святых, просили у них прощения, которое тогда же и получили. После того корабль стронулся с места сам собой, и они, возвратившись на остров, дали святым полную свободу. Потом преподобные стали просить, чтобы вернули их вещи, как для них необходимые, но варвары презрели их прошение и отправились в путь. Но, когда отплыли они от острова на довольно большое расстояние, внезапно подул встречный ветер и пригнал их опять к тому же острову. Изумившись этому чуду, варвары тотчас же отдали святым все похищенное. Только один из них, взбешенный возвращением корабля, схватил Иоанна Колова и бил, пока его не остановили товарищи. Тогда святой Евфимий сказал им: “Арабы! Если бы вы освободили нас без обиды, то мирно достигли бы отечества. А теперь, нанеся обиду брату, вы обидели Бога и скоро узнаете, как велико это зло.” Истинным оказалось проречение святого. На обратном пути встретились они с римскими военными кораблями, которые взяли в плен тот самый корабль, где находился обидчик святых. А другой, сверх чаяния, спасся. Так сохранены были святые и прославился прославляющий их Бог, враг же, диавол, остался посрамленным. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 53).

795. Во время страданий святого великомученика Феодора Стратилата ему явился Ангел, снял его с креста, на котором он был пригвожден, и укрепил его на дальнейший подвиг

См. также: Ангел; Мученичество.

Когда святой великомученик Феодор Стратилат был распят на кресте и, кроме ужасных страданий, терпел еще другие истязания, то, изнемогая и духом и телом, наконец воскликнул: “Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мной, зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми мою душу, ибо более не могу терпеть.” Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святой умер и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, снял тело святого с креста, облобызал его и сказал: “Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Он с тобой. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи свой подвиг и придешь к Господу взять уготованный тебе венец.” Сказав это, Ангел стал невидим, а святой стал хвалить и благодарить Бога. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 742).

796. После 90-дневного пребывания в мрачном колодце и ежедневных истязаний к преподобномученику Макарию Новому сошел Божественный свет

См. также: Мученичество; Свет Божественный.

Преподобномученик Макарий Новый, претерпевая муки за Христа, был связан и опущен в глубокий, мрачный, сухой колодец. Один раз в день его поднимали оттуда и били, а потом опять опускали. В этом мучении святой провел 90 дней. Однажды ночью внезапно озарился колодец Божественным светом, раздались ангельские песнопения и ощутилось чудное благоухание. Мучитель, узнав о случившемся чуде, велел доставить святого к себе и спрашивал, что за свет сходил в колодец, какое слышалось там пение, откуда ощущалось там чудное благоухание? Святой отвечал: “Кто верует во Христа, тот не только может увидеть это, но и другое, большее того,” – и начал было говорить ему от Писания, которому научился на Святой Горе. Находившиеся там агаряне слушали святого с вниманием. Но мучитель, побоявшись, чтобы они не уверовали во Христа, тогда же решил вывести мученика из Бруссы на поток и там отсечь ему голову, что и было с поспешностью исполнено. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 219).

797. Христос Спаситель явился в темнице святому мученику Константину и исцелил его от ран

См. также: Мученик; Христос.

Когда мучили святого Константина-новомученика (†1800 г.), судья повелел бить его, и тотчас же дали ему 500 палочных ударов в спину и 500 по ногам, так что сошли все ногти с пальцев ног, а кровью обагрился весь пол. Но храбрый воин Христов, мужественно претерпевая боль, только взывал: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.” Нечестивцы, подумав, что он умер, ибо от зверского тиранства он лишился чувств, подняли его с земли и бросили, как бездушное тело, в темницу. Тогда как блаженный, едва живой, лежал в темнице и был уже при дверях смерти, Сам Владыка Христос предстал перед ним и Божественной Своей силой исцелил его раны, возвратил ему здоровье и даже восстановил ногти на ногах. Через три дня мучитель повелел своим слугам извергнуть из темницы труп мученика. Но слуги нашли его совершенно здоровым, без всякого признака прежних ран. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 392).

798. Воин, призвав Бога, был избавлен от смерти

Один из отцов передал рассказ воина. “Во время войны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подверглись преследованию, во время которого многие из наших были убиты. Один из неприятелей настиг меня и уже поднял копье, чтобы поразить. Увидав это, я начал призывать Бога: “Господи Боже, явившийся рабе Твоей Фекле и избавивший ее от рук нечестивых, избавь и меня от настоящей напасти и спаси меня от злой смерти. Я удалюсь в пустыню и проведу остаток моей жизни в уединении.” Обернувшись, я уже не увидел никого из варваров. Немедленно удалился я в эту Лавру Копраты. И вот, по милости Божией, прожил в этой пещере тридцать пять лет.” (Луг духовный. С. 26).

799. Неизвестный муж явился погибавшему в море матросу и подкрепил его пищей; плывший мимо корабль вскоре подобрал его; это было в то время, когда епископ молился за матроса

См. также: Молитва.

Патриарх Римской Церкви приказал епископу города Панорм явиться в Рим. На пути туда корабль, на котором был епископ, выдержал страшную бурю. Во время бури один из матросов по имени Варак оказался в лодке, которая была привязана к кораблю. Но от сильного порыва ветра веревка порвалась, и Варак в ладье скрылся из глаз. Полуразбитый корабль, хотя и с великим трудом, успел, однако, достигнуть безопасной пристани на острове Устика. Прошло три дня, но ни на одной стороне моря лодки с матросом не было видно. Епископ, любивший Варака, повелел молиться о его душе, После того прошло еще какое-то время. Когда починили корабль, епископ и бывшие с ним отправились в дальнейшее плавание и через несколько дней достигли берегов Италии, остановились в городе Тупорт. Тут, к величайшему изумлению, они нашли целым и невредимым того матроса, о котором молились и которого считали погибшим. Обрадованный епископ начал спрашивать его, как он мог при такой страшной буре остаться в живых и как он пробыл на море столько дней? Матрос сказал, что он целые сутки боролся с волнами, вцепившись в края лодки и стараясь удержать равновесие. Наконец, силы его от голода и непомерных усилий истощились, и он впал в забытье. Но тут явился ему неизвестный муж и предложил пищу. Подкрепленный ею, он снова продолжал бороться с волнами, и вскоре один из шедших мимо кораблей взял его и тем спас ему жизнь. “В какой день это произошло?” – спросил епископ. Варак ответил, и оказалось, что это был именно тот самый день, в который епископ велел совершить молитвенную службу о его душе. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 817).

800. Святой великомученик Георгий чудесно перенес столб вдовы к строящемуся храму

См. также: Чудо.

В странах Сирских был город, называвшийся Оравлие, и в нем созидалась церковь во имя святого великомученика Георгия. Так как церковь предполагалась огромная, то и потребовалось много столбов на ее утверждение. И была большая забота у христиан о приобретении таких столбов и о доставлении их на место стройки. В это время некая жена, имевшая великую любовь к великомученику, купила от себя один столб, нужный для постройки церкви. Но как было доставить его на место? Она привезла его на свои средства к морскому берегу и стала умолять привезшего другие столбы, чтобы он переправил по морю и ее столб. Но человек тот ей отказал, погрузив на корабль только свои столбы, и с ними отплыл. Женщина от скорби, припав к земле, горько плакала и горячо молила великомученика, чтобы он помог ей доставить и ее столб на место построения церкви. И святой Георгий услышал ее молитву. В сонном видении она узрела великомученика в воинских доспехах. Он спросил женщину: “О чем ты скорбишь, жена, какова причина твоей печали?” Она отвечала, что желала бы сделать добро великомученику, но не может. Святой, сойдя с коня, сказал: “Где бы ты хотела поставить свой столб?” Она отвечала: “По правую сторону церкви.” Святой перстом написал на столбе, что он должен быть поставлен при втором столбе по правую сторону церкви. Потом сказал жене: “Теперь ты сама помоги мне.” И вместе с женой столкнул столб в море. Этим сон кончился. Но на другой день столб оказался близ строящейся церкви, там, где ему должно быть. Царь и народ, видя такое чудо, ужаснулись и прославили Бога и поставили столб там, где написано было перстом великомученика. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 639).

801. Преподобный Никон Киево-Печерский был чудесно перенесен из плена в Печерскую церковь

См. также: Терпение; Чудо.

Инок Киево-Печерского монастыря по имени Никон был взят половцами в плен и держался в оковах. Три года каждый день с бранью вязали его, бросали на огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили под палящее солнце, томили голодом и жаждой, так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. Зимой же его выбрасывали на снег и на мороз. И за все это он “благодарил Бога и молился Ему. Все это делали окаянные половцы, чтобы он дал за себя хороший выкуп. Он же сказал им: “Христос даром избавит меня от рук ваших, я уже получил извещение об этом: являлся мне брат мой, Евстратий, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они со сказавшими: ”…распни, распни Его” (Лк. 23:21); ”…кровь Его на нас и на детях наших” (Мф. 27:25). Вы же, окаянные, вечно будете мучиться с Иудой, как предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал святой Евстратий: “На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними.” Половчанин подумал, что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не мог скоро ходить. И крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках окружили его. Вдруг, в шестом часу, он сделался невидим, и всем был слышен голос: “Хвалите Господа с небес!” Так преподобный перенесен был невидимо в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то время, когда начали петь причастен. И стеклась к нему вся братия, и все спрашивали его: “Как пришел ты сюда?” Он сперва хотел утаить преславное то чудо, но братия, видя на нем железа тяжкие и раны неисцелимые, видя, что все тело его загноилось от ран, и сам он – в оковах, и кровь еще капает с перерезанных икр, не поверили ему, и он, наконец, поведал им истину. И не давал он снять железо с рук и ног своих. Игумен же сказал: “Брат! Если бы хотел Господь в нужде тебя иметь, не вывел бы Он тебя оттуда. Покажи же теперь послушание нашей воле.” И, сняв с него железа, перековали их на вещи, нужные для алтаря. Спустя долгое время половчанин, державший в плену блаженного, пришел в Киев для переговоров о мире. Он вошел в Печерский монастырь и увидел этого старца. И рассказал он о нем игумену и всей братии и после того уже не возвращался в свой дом, но вместе со своим родом принял крещение и сделался иноком. Здесь, в монастыре, окончили они жизнь свою в покаянии, служа своему пленнику, и положены в своем притворе. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 33).

802. Ангел написал икону за болящего преподобного Алипия Печерского

См. также: Ангел.

Один христолюбец заказал блаженному Алипию написать местную икону. Через несколько дней Алипий разболелся, а икона еще не была написана. Боголюбец стал докучать ему, и блаженный сказал: “Сын мой! Не приходи ко мне, не докучай мне, но положись в своей печали на Господа, и Он сделает, как Ему угодно. Икона твоя в свой праздник станет на своем месте.” Порадовался этот человек, что икона напишется до праздника, поверил он слову блаженного и в радости отошел в свой дом. Накануне же Успения пришел он опять, чтобы взять икону. Видя же, что она не написана, а блаженный Алипий сильно болен, он стал досаждать ему, говоря: “Почему ты не дал мне знать о своей немощи? Я заказал бы икону другому, чтобы праздник был светел и честен. А теперь, удержав икону, ты посрамил меня.” Блаженный же кротко отвечал ему: “Сын мой! Разве я по лености сделал это! Да неужели же Богу невозможно написать словом икону Своей Матери? Я, как открыл мне Господь, отхожу из этого света, и Бог всяческих утешит тебя.” И с печалью отошел от него христолюбец в дом свой. После же его ухода явился светлый юноша и, взяв краски, начал писать икону. Алипий подумал, что владелец ее разгневался на него и прислал другого писца. Сначала пришедший был как человек, но скорость дела показала в нем бесплотного. То он выкладывал икону золотом, то растирал на камне краски и ими писал. В три часа кончил он икону и сказал: “Отче! Не нужно ли еще что-нибудь сделать и не ошибся ли я в чем?” Преподобный же сказал: “Ты хорошо сделал. Бог помог тебе так искусно написать эту икону, – Он Сам через тебя сделал ее.” Настал вечер, и юноша стал невидим вместе с иконой. Владелец же иконы всю ночь провел без сна от печали, что нет иконы на праздник, называл себя грешным и недостойным такой благодати. Он встал и пошел в церковь, чтобы там оплакать свои согрешения. Отворив двери церкви, он вдруг увидел икону, сияющую на своем месте, и упал от страха, думая, что это какое-нибудь видение. Но, оправившись немного от испуга, он понял, что это была, действительно, икона. В великом ужасе и трепете вспомнил он слова преподобного и пошел разбудить своих домашних. Они же с радостью пошли в церковь со свечами и кадилами и, видя икону, сияющую светлее солнца, пали ниц, поклонились иконе и в веселии душевном целовали ее. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 150).

803. Два таинственных незнакомца вручили преподобному Зосиме Соловецкому припасы в то время, когда ему угрожала голодная смерть

Зима была продолжительная и суровая, припасы, заготовленные летом, истощились. Преподобный Зосима недоумевал, чем ему прокормиться до лета. Время от времени смущала его мысль, что он умрет голодной смертью. Но отец Зосима не поддавался унынию и утешался упованием на Промысл Божий, столько раз уже благодеявший ему. Скоро Господь помог Своему подвижнику. К Зосиме пришли два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: “Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе.” Преподобный в изумлении не спросил, откуда они, а незнакомцы ушли и более не возвращались. Ясно было, что это посещение Божие и что Промысл Божий хранил Своего избранника. (Соловецкий патерик. С. 26).

804. Неоднократные явления преподобного Иринарха Соловецкого жителям Севера и оказание им скорой помощи

См. также: Явление святого.

Преподобный Иринарх не раз помогал жителям сурового Севера в борьбе со стихией. Такую помощь получили от него в 1629 году жители Двинской страны, промышлявшие в море. Сильным ветром занесло их суда в море, где они и плавали во льдах много дней. Бедствующие усердно молились Богу об избавлении от погибели. Когда настала ночь, одному из кормчих явился во сне старец в священническом облачении, украшенный длинной седой бородой, с крестом в руке. “Встаньте, – сказал он, – молитесь Богу, призывайте на помощь соловецких чудотворцев, и Господь вскоре окажет вам милость.” После этого он осенил всех крестом и на вопрос, кто он и откуда, отвечал: “Я игумен Соловецкого монастыря Иринарх.” Кормчий, проснувшись и поглядев вокруг, никого не увидел. В ту же ночь преподобный явился и на другом судне, повелевал не унывать, но уповать на милость Божию, назвался Иринархом и своим посохом указал путь к Анзерскому острову. Это видение укрепило ослабевших промысловиков. Вскоре ветер, переменив направление, понес одно судно к берегу, где мореплаватели нашли на льду множество морских зверей и возвратились домой с богатой добычей. А другое судно пристало к Анзерскому острову, и плывшие на нем, хотя и без добычи, возвратились домой, сохранив свою жизнь. Подобным образом жители Варзуги весной плавали в море для добычи морских зверей и, не имея успеха в промысле, возвращались домой. Встретив большую льдину, они затащили на нее свои суда и спокойно легли спать. Во сне одному из них явился старец и сказал: “Вставайте, Бог даст вам добычу.” Промысловик, проснувшись, увидел близ судна старца, который на вопрос, кто он, назвал себя соловецким игуменом Иринархом и стал невидим. Товарищи, разбуженные тем, кому было видение, выбрались из своих судов и увидели на льду чрезвычайное множество морских зверей. Изловив их, они возвратились домой, прославляя угодника Божия. Жители Сумского округа, промышляя в море на 15 судах, пристали у Анзерского острова к льдине, затащив на нее свои суда, легли спать. Оставленный ими сторож, задремав, вдруг услышал голос: “Почему спишь? Вставайте и влеките суда свои дальше на лед.” Проснувшись, он увидел перед собой старца высокого роста, который, назвав себя соловецким Иринархом, стая невидим. Но сон одолевал сторожа. Опять явился ему старец и вскричал: “Вставайте, ваши суда повредятся льдом.” Между тем на море поднялась великая буря. Тогда сторож поспешил разбудить товарищей, которые едва успели оттащить свои суда дальше на лед, некоторые снасти уже были унесены волнами. (Соловецкий патерик. С. 83).

805. Злодеи, хотевшие ограбить подвижника Елеазара, обезумели и бессмысленно кружились вокруг его келии, пока подвижник не разрешил их

Однажды враг положил на сердце некоторым береговым жителям ограбить подвижника Елеазара, внушив им мысль, будто у него большие богатства. Эти люди приплыли к острову и приблизились к бедной келии старца, который, предугадывая их намерение, обратился с молитвой о защите к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали бессмысленно кружиться около келии. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: “Зачем, дети, вы пришли и чего хотите?” Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Тогда подвижник молил Бога о разрешении пришельцев от невидимых уз и молитва его была услышана. Очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили у старца прощения. Преподобный простил их и, наставив никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. (Соловецкий патерик. С. 90).

806. Спасение преподобным Елеазаром Анзерским строителя Исайи и его ученика от неминуемой гибели в море

См. также: Явление святого.

В одно время анзерскому строителю Исайи, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий Соловецкий и Анзерский острова, был свободен от льдин. Строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братий. На обратном пути они были застигнуты массой льда, принесенного ветром с моря. Огромные льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили на льдины и пустились спешно к берегу. Между тем Исайя оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерского острова, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущийся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердной молитвой об избавлении от опасности и стали призывать на помощь преподобного Елеазара. И вот, при тусклом свете луны они увидели, что на другом конце льдины стоит преподобный Елеазар и направляет ее к Анзерскому острову. Обрадованные иноки хотели приблизиться к преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самого берега Анзерского острова и путники благополучно вышли на берег. (Соловецкий патерик. С. 100).

807. Встречный ветер воспрепятствовал отправить старца Наума из монастыря, и он благополучно вернулся в свой скит

Мирно и покойно текла жизнь старца Наума в среде малого стада на пустынном острове. Но вскоре постигло его искушение, которое, впрочем, послужило к его славе. При новом настоятеле было усмотрено, что Наум проживает в монастыре, не имея увольнительного свидетельства от своего сельского общества. Решено было выслать его на место жительства. В уповании на Промысл Божий, без малейшего прекословия Наум покорился своей участи. Посадили его в карбас и отправили с попутчиками-поморцами. Встречный ветер принудил мореплавателей остановиться у Заяцкого острова. Проходит день, другой, неделя – ветер не меняется. Еще неделя – ветер тот же. Смущенные корабельщики признали причиной такого неблагополучия присутствие с ними Наума и решились отвезти его обратно в монастырь. Таким образом, он опять возвратился на Соловецкий остров, а поморцы, с переменившимся ветром, отправились домой. Такое событие, удивив всех, послужило явным знаком покровительства Божия изгнаннику, который и был отпущен опять в свой скит. (Соловецкий патерик. С. 157).

808. Люди, посланные ограбить преподобного Кирилла, видели вокруг его обители воинов; впоследствии же выяснилось, что никто не приходил в обитель

См. также: Нищета.

Когда распространилась молва, что пришедший из Москвы архимандрит Кирилл Белоезерский устраивает в пустыне монастырь, то соседнему боярину Феодору пришло на мысль, что, верно, архимандрит принес с собой много денег, и он послал своих слуг ограбить его. Но две ночи сряду подходили они к обители и видели вокруг нее ратных людей. Феодор подумал, что пришел кто-нибудь из московских вельмож к Кириллу и послал узнать, кто такие. Ему отвечали, что более недели, как никого из посторонних не было в обители. Тогда Феодор пришел в чувство и, поспешив в обитель, со слезами исповедал Кириллу свой грех. Преподобный сказал ему: “Будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нескольких книг.” Боярин с того времени стал благоговейно уважать преподобного Кирилла и каждый раз, как приходил к нему, приносил ему рыбы или что-нибудь другое. (Троицкий патерик. С. 303).

809. Помощь преподобного Макария городу Унжа во время нашествия татар

Вскоре после кончины преподобного Макария поселились в его пустыни любители пустынной жизни. Воздвигли над его гробом храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году густые толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашаемые видением грозного черноризца. В четвертый день они метнули огонь и город загорелся. Народ в ужасе повторял одно: “Святой Макарий! Помоги нам!” И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из 300 человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели ободрать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на завоевателей, они бежали, причем многие потонули в озере Унжа. (Троицкий патерик. С. 351).

810. Спасение оптинского настоятеля архимандрита Исаакия от гибели по молитвам Святителя Николая Чудотворца

Вера отца Исаакия в Промысл Божий неоднократно укреплялась милостью и помощью Божией во время его настоятельства. Отец Исаакий рассказывал о себе следующее. Поехал он однажды на монастырскую мельницу под Болховым. Время было зимнее. Переночевав в Белеве, он, по обыкновению, сел в возок, и лошади тронулись. Неизвестно отчего, только вдруг они быстро понеслись. Кучер успел соскочить с облучка и только, смотря вслед бешено удалявшейся тройке, видел, как возок с сидевшим в нем настоятелем подпрыгивал по дороге. Чувствовал отец Исаакий постигшую его беду, но не имел возможности освободиться из закрытого со всех сторон возка и потому мысленно обратился с усердной молитвой о помиловании к святому Николаю Чудотворцу. Вдруг лошади моментально остановились. Отец Исаакий вылез из возка, подошел к ним и начал их поглаживать. Оказалось, что тройка остановилась на самом краю глубочайшего оврага. Еще бы минута, и уже негде было бы искать настоятеля с возком и лошадьми. Подошел и кучер, бежавший вслед за возком: “Батюшка! А я думал, что и косточек ваших не соберешь.” Так, по молитвам Святителя Христова Николая, отец Исаакий остался жив и в то же самое время не чувствовал даже боли от толчка в возке и только через некоторое время стал ощущать боль в теле и немного похворал. С того времени отец Исаакий особенно благоговел к скорому заступнику в делах святому Николаю Чудотворцу. (Оптинский патерик. С. 121).

811. Явившись умирающей в родах женщине, Святитель Николай успокоил ее и возвестил о благополучном рождении у нее сына

См. также: Видение; Святой; Явление святого.

Приснопамятный и теперь уже покойный архиепископ Вологодский Никон (†1918 г.), вспоминая о своей родной матери, между прочим отмечал замечательную подробность, относившуюся к обстоятельствам его рождения. “Моя мать, – говорил он, – при разрешении мной от бремени долго мучилась и была близка к смерти. В эти тяжкие минуты она стала горячо молиться Святителю Николаю, прося его святой помощи. Среди молитвы она на мгновение забылась тонкой дремотой и видит: из иконы, находившейся в угловом киоте, вышел живой Святитель Николай. Он, подойдя к страждущей, сказал: “Успокойся! По Божиему соизволению ты сию минуту легко разрешишься от бремени мальчиком. Назови его моим именем – Николай,” – и стал невидим. Мать моя тотчас после того разрешилась от бремени и просила назвать меня при крещении Николаем.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 75).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Комментарии для сайта Cackle