игумен Марк (Лозинский)

Вино

См. также: Воздержание. № 152; Милосердие. № 436; Молитва услышанная. № 514; Самоубийство. № 981; Сквернословие. № 1007; ССлава человеческая. № 1015; Терпение. № 1143; Чародейство. № 1216.

138. Авва Феодор при посещении других не советовал пить вино

В двадцати милях от Александрии есть лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Феодор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы стали бы пить вино?” – “Нет!” – отвечал старец. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества.” (Луг духовный. С. 192).

139. Старец отверг чашу вина, назвав ее смертью

См. также: Воздержание.

Однажды в скиту устроено было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: “Унеси от меня эту смерть.” Прочие участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 482. № 84).

140. Старец, будучи болен, отказался пить вино

См. также: Воздержание.

Старец жил в дальней пустыне. Однажды пришел к нему брат, который нашел его больным. Он умыл его, сделал из своего приношения немного варева и дал ему поесть. Старец говорил ему: “Поистине, брат, я забыл, что люди имеют такое утешение.” Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец сказал: “Я не намерен пить вина до самой смерти.” (Древний патерик. 1874. С. 78. № 78).

141. Авва Петр не пил вина, даже будучи болен, он отказался от вина, смешанного с водой

См. также: Воздержание.

Об авве Петре Пионитском рассказывали: “Он не пил вина. Когда же состарился, братия смешали немного вина с водой и просили его выпить. Но он говорил: “Поверьте мне, это, я считаю, то же вино, только приправленное.” Он не пил и вино, смешанное с водой.” (Достопамятные сказания. С. 233. № 1).

142. Авва Сисой категорически отказался от третьей малой чаши вина

В обитель аввы Антония сделано было приношение, в котором оказался небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес это авве Сисою. Тот выпил. Поднес потом старец вторую, тот принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: “Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?” (Достопамятные сказания. С. 249. № 7).

143. Блаженная Сарра отказалась принять принесенное ей вино; сама же она, даже больная, никогда не употребляла вина

См. также: Болезни; Воздержание; Юность.

Пришла однажды к блаженной Сарре одна монахиня и принесла с собой из мира снеди и вина. Сотворив метание (поклон), она подала ей съестное, а равно и вино. Блаженная все взяла, кроме вина, присовокупив: “Возьми от меня смерть.” Потом, посмотрев на принесшую, сказала: “Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или просто даже обонять его запах? Не знаешь ли, что пострадали от вина Ной и Лот?” Монахиня отвечала ей: “Госпожа моя, если я не пью вина, то тяготится чрево мое.” Говорит ей блаженная: “А если не отяготится чрево, если не поболеет, если не утончится твое тело и не станет, как дерево, сухое, то как вселится в твою душу благодать Духа? Побойся Бога! Как ты, юная, дерзаешь пить вино? Вот уже 59 лет я в этой келии и благодатью Христовой никогда не вкушала вина. Хотя вначале диавол, желая пресечь мое доброе намерение, столько налегал на меня, чтобы склонить к вину, что я не могу не рассказать тебе этого. Он навел на меня трехгодичную болезнь, употреблял и другие бесчисленные козни, чтобы отклонить меня от доброго намерения. Но, несмотря на трудность и болезненность, я победила свой помысл при содействии мне Господа моего. Подумай, что кто не злопостраждет здесь ради Бога, как помилует его благой Владыка в День Суда?” Тогда монахиня, поклонившись ей, сказала: “Вот, госпожа моя, отныне даю слово Богу перед тобой, что никогда больше не буду пить вина, хотя бы надлежало мне умереть, только поминай меня в своих молитвах.” Блаженная встала и, сотворив молитву, отпустила ее. (Митерикон. С. 55. № 59).

144. Пустынник, выпив вина, впал в блуд и сотворил убийство

См. также: Блуд; Пьянство; Убийство.

В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. “Соверши, – говорил он, – какой-либо из этих грехов: убей человека или поддайся хоть раз блудным помыслам или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями.” Пустынник же подумал про себя так: “Человека убить – страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по Божию суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, гнусно оскверниться непознавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно буду жить потом в пустыне.” И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому же действию, случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал с ним драться и, одолев, убил. Таким образом, тот пустынник, начав с пьянства, совершил также блуд и убийство. Каких грехов он, трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова обрести утраченное, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, губя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: “Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, – все повергает в бездну законопреступления.” Не лишится ли своего спасения и не будет ли отрешен от небесного наследия тот человек, который через пьянство лишился всех добродетелей? Истину говорит Апостол: .”..Пьяницы… Царства Божия не наследуют” (1Кор. 6:10). (Свт. Димитрий Ростовский. С. 455).


Вам может быть интересно:

1. Поучительные слова. Том 1 Петр Хрисолог, епископ Равеннский

2. Древние святыни Ростова Великого Михаил Владимирович Толстой

3. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Надежда святитель Димитрий Ростовский

4. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – СЛОВА В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

5. Вы – свет мира – О духовничестве митрополит Иларион (Алфеев)

6. Матерь Света – Глава II схиархимандрит Пантелеймон (Агриков)

7. Святые Константин и Мефодий — апостолы славянские профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

8. Ответы на вопросы – О подтверждениях: если бы христианская вера была истинная, мы видели бы, что христиане в целом нравственнее нехристиан. Так ли это? Не... Сергей Львович Худиев

9. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – III. Надписания к ста главам аскетического слова профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

10. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ЯРИЛО схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle