Источник

Глава 10.
Дар пророчества

Ф.Яковлев. «Апостолы»

Десятая глава Апокалипсиса описывает явление, которое останавливает продолжение пророческих иносказаний, но не прерывает. Это явление имеет вид вводного сказания, впрочем, весьма важного и уместного. Свя­той писатель, описывая чудные видения, как бы нуждался в подкрепле­нии духовных и телесных сил, тем более что предстояли ему еще новые и великие труды. Вот и видит он величественного ангела, сходящего с неба, окруженного облаком, с радугой над головой, с лицом, сияющим, как сол­нце; пламенные его ноги стали одна на море, другая на земле; в руке его была раскрытая книга (Апок. 10:1–2). По признакам ангела можно подумать, что это Сам Господь Иисус Христос, но Иоанн назвал Его ангелом; посему и думаем, что это, быть может, один из серафимов, украшенный славою Господа. Стояние его на море и земле означает владычество над стихиями земного мира. Ангел воскликнул громким голосом – «седмь громов глаголаша гласи своя»; Иоанн хотел было записать сии громовые слова, но ему было запрещено: они остались тайною Божиею (Апок. 10:3–4).

Любопытство человеческое, конечно, желало бы узнать, что означали слова ангела, конечно, весьма важные, таинственные, умолченные Иоан­ном по высшему повелению. Любопытство напрасно. Есть много тайн Бо­жиих, которых никто не знает, кроме Бога и только тех, кому Он открыть восхочет; да и открывает их по чудному Своему изволению, младенцам, то есть чистым, непорочным, добродушным, каков был Иоанн. Впрочем, из последующих слов ангела можем догадываться, что громо­вые слова, вероятно, изрекали волю Божию в ясных выражениях о буду­щих событиях, о Суде Божием, о времени, когда он наступит над языче­ством и над всем миром, но догадываться только и благоговеть пред тайнами Божиими, которые все исполнены премудрости Божией неисследи­мой, и все для нас неизменяемо благодетельны. Для сведения нашего до­вольно и того, что сказано ангелом; мы и должны верить его словам, потому что он, произнося их, клялся Богом. Ангел сказал, что «лета уже не бу­дет» (Апок. 10:6): чрез это и предостерегал, чтобы мы не обманывались видимым постоянством кругообращения стихийного мира, что точно наступит вре­мя, в которое прекратится это кругообращение и наступит вечность. Так можем понимать те слова в отношении к Суду Божию над миром. Но в отношении к суду Божию над язычеством они означают скорость его приближения. Ангел говорил далее: «Но во дни гласа седмаго Ангела, егда имать вострубити, тогда скончается тайна Божия, якоже благовесты Своими рабы пророки» (Апок. 10:7). Нам теперь раскрыта эта тайна, о которой часто упоминали апостолы (Ефес.1:8, 3:6); это обращение язычников, которое быстро совершалось во всем мире по сокрушении римского владычества и суеве­рия. Вот что только подлежит нашему разумению из слов ангельских! Под­робности и ясные указания громовых слов остались известными только одному Иоанну. Теперь обратим взоры души нашей на последующее дей­ствие ангела. Он подал Иоанну книжицу и сказал, чтобы съел ее, предуп­реждая, что она будет сладка в устах, а горька в желудке (Апок. 10:9).

«И приях книгу от руки Ангела, и снедох ю: и бе в устех моих яко мед сладка: и егда снедох ю, горька бяше во чреве моем. И рече ми: подобает ти паки пророче­ствовати в людех и племенех, и во языцех и в царех мнозех» (Апок. 10:10–11).

Сколько ни был свят ап. Иоанн, но дар прозорливости и предсказа­ния сообщен ему особенным вдохновением Божиим. Предыдущие про­роческие писания изложены были им по велению Самого Иисуса Христа. "Напиши, – сказал ему Господь, – яже видел еси, и яже суть, и имже подобает быти по сем» (Апок. 1:19). И потому он принял дарование Духа пророческого от Самого Господа; да и предметы, им описанные, заключали в себе вы­сочайшую важность, как то: изображение славы Господа Бога и Сына Бо­жия, поучения Сына Божия Церквам и, потом, предопределения Суда Его над грешным миром. Но теперь продолжение слов пророческих бу­дет касаться народов и царей; посему угодно было Господу Богу употре­бить другой, особенный способ вдохновения, такой же, чрез который одушевляемы были древние пророки. Первое вдохновение Иоанну было непосредственно от Самого Господа Иисуса Христа, а во втором приня­то вещественное посредство чрез ангела – раскрытая книга. Во времена Ветхого Завета Господь Бог сообщал дары Свои святым приближенным к Нему не иначе, как чрез какие-нибудь видимые орудия. Так, к устам Исаии, по повелению Божию, прикоснулся серафим углем, взятым с жер­твенника (Ис.6:6–7), и этот уголь был как бы проводником, посредством которого проникло в душу пророка вдохновение. Так, к устам Иеремии Сам Господь коснулся рукой Своей (Иер.1:9). Прор.Иезекиилю Господь подал свиток, «и в нем писана предняя и задняя, и вписано бяше в нем рыдание, и жалость и горе» (Иез.2:10), и повелел поданный свиток съесть. «И снедох его, – говорит пророк, – и бысть во устех моих яко мед сладок» (Иез.3:3). Подобным образом и пророчествующему апостолу подал ангел раскрытую книжицу (то же, что свиток – форма книг, употребляемая древними) и повелел его съесть. "И снедох ю, – пишет Иоанн, – и быст во устех моих яко мед сладка: и егда снедох ю, горька бяше во чреве моем». Оба пророка получили дар пророчества под одним и тем же видом, вдохновение одного Духа Божия и одинаковое действие этого вдохновения. Оно сладко, потому что изливалось на них от Духа благодати и истины, от источника верхов­ного блаженства для души, – и горько, потому что раскрывало несчаст­ную и плачевную участь людей, которых ожидают казни неба за нечести­вую и преступную их жизнь. Сострадательное, человеколюбивое сердце апостола, радующегося с радующимися и плачущего с плачущими (Рим.12:15), не могло, конечно, не чувствовать всей горечи скорби, провидя погибель множества душ человеческих. Приходит здесь на мысль воп­рос: для чего Господь Бог, когда осенял избранных Своих таинственною силою Духа Святого, употреблял и употребляет видимые и веществен­ные посредства? Для того, во-первых, чтобы дать людям видимое свиде­тельство действования Духа Святого. Дух Святой, снисходя на апосто­лов в день Пятидесятницы, мог бы наполнить души их непосредствен­ным Своим вдохновением, но для более ощутительного удостоверения Его присутствия, благоволил принять в посредство огонь. Во-вторых, Дух Святой, освящая души Своим наитием, освящал вместе и их тела, очи­щал их чувственность и греховную наклонность, а для освящения тел упот­реблял вещественные посредства. Серафим, прикасаясь углем к языку Исаии, сказал: «Се прикоснуся устам твоим, и отимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит» (Ис.6:7); и, в-третьих, такое действие благодати Духа Святого заключало в себе преобразование таинств веры Господа нашего Иисуса Христа и указание, что в них чрез чувственные знаки Господь бу­дет ниспосылать бесценные дары помазания и освящения Духа Святого. Заметим и то, что самые вещества, избираемые Духом Святым для озна­чения Его присутствия и действия, сами по себе всегда были знамена­тельные, например: огонь – это символ чистоты, просвещения и тепло­ты душевной; уголь – это посредство очищения и совершения; книга – это разумение и проч.

Скажем в заключение этой статьи, что повторное вдохновение Иоан­ну означает усугубленное удостоверение, что он действительно пророк и водимый тем же Духом Божиим, которым водились древние пророки, и наоборот, что древние пророки были точно боговдохновенные люди, по­тому что вдохновение Духа Святого сообщалось им под тем же образом, под каким сообщилось апостолу новой благодати Божией.

Библиографический указатель к 10-й главе

1.)   Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Сл.10. Гл.28. Об ан­геле, облеченном в облако и радугу и провозвещающем о скончании (Апок. 10:1–7). Гл.29. О том, как евангелист взял книжку от ангела (Апок. 10:8–11).

2.)   Еп.Петр. Объяснение Апокалипсиса св.ап. Иоанна Богослова. Томск, 1885. Вид ангела и действие его (Апок. 10:1–7). Эмблема книжки, взятой от ангела и проглоченной по его повелению (Апок. 10:8–11).

3.)   Фаррар. Первые дни христианства. Перев.Лопухина. Промежуточные собы­тия.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов; Изд. Группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женск. мон. – Москва : Изд. группа «Скит», [1994]. – 512 с.

Комментарии для сайта Cackle