Азбука веры Православная библиотека протоиерей Михаил Архангельский "О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа" Сочинение архимандрита Феодора (рецензия)

«О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» Сочинение архимандрита Феодора (рецензия)

Источник

Чудное дело – этот ум, которым Господь Бог наделил человека! Прекрасны его дела, т. е. произведения ума человеческого и литературы! Один мыслитель стал на ложную дорогу, впал в ошибки, крайности? Ум Божий, отображающийся в другой личности, работает на правом пути и спасает других от увлечения крайнею стороною. Один, исследуя вопрос, упускает из виду важные и существенные его пункты? Другой, без сношения с первым, нападет именно на эти пункты и восполняет недостатки первого. В этом круговращении – в этом, сказать так, странничестве ума человеческого – литература все-таки стремится и достигает одной цели, т. е. познания истины.

К таким мыслям привело нас чтение разных сочинений, относящихся к разумению Св. Писания. Г<-н> Павел Лебедев, написавши слабо свою брошюру, ничего почти не сказал о третьей книге Ездры. С богатым прибытком недостаточность его восполняется добросовестным трудом об Ездриной книге г. Шаврова. Г<-н> Хергозерский, исследуя новозаветные книги, так сказать, и не заглянул в текст их. Зато отец архимандрит Феодор прямо занят был не чем другим, как самым словом Нового Завета, хотя также смотрел на дело с исторической его стороны.

Главное намерение архим. Феодора было: вникнуть поглубже и раскрыть читателям во всей силе и законности тот порядок, в котором дано человечеству новозаветное откровение Господом нашим – и Самим лично и чрез Св. Апостолов, – откровение, рассматриваемое в полном целостном его составе, с отношением к прошлому и будущему и с его историческими особенностями. Для выполнения такого глубокого намерения автор следил за делом Божиим в откровении Нового Завета, по его общему внутреннему порядку, и, на наш взгляд, старался ни одного шагу не сделать без основания, требовавшего продолжительных и обстоятельных работ.

Он доказывает на основании исторического смысла событий, что Новый Завет дан Господом Спасителем в свое, а не другое время, потому что тогда, по выражению Апостола Павла, исполнилась полнота времени (Гал. 4, 1–5) и род человеческий, в своем религиозном составе – иудеев и язычников, имел готовую приемлемость к водворению на земле нового, высшего, благодатного порядка жизни. Времена неведения языков проходили, ветхозаветное устройство Церкви изветшало со всех сторон и в самых основаниях. Время было явиться Свету языков и Славе Израиля. Нужно было основать и устроить новозаветный порядок вещей.

«Тайна сего благодатного порядка, по предвечному Божественному определению, – говорит автор, – состоит в том, чтобы Единородному Сыну Божию, естественному и существенному наследнику любви и жизни Отчей, – чрез воплощение, земную жизнь, страдания и смерть во плоти ради человеков, – взять на Себя всю немощь человеческого естества, все вины и долги человеческие пред правосудием Божиим и чрез Свое воскресение и превознесение открыть для всех человеков источник Своей Божественной любви и жизни, в излияния Св. Духа: чтобы таким образом всякий верующий – иудей ли, язычник ли – верою входил в дух Его земной жизни и смерти, к разрешению от всех своих грехов и немощей, и вместе усвоял себе животворную силу Его воскресения и благодати, к своему духовному обновлению и житию, небесному даже еще и на земле, не производящему, впрочем, подавления и остановки земного хода вещей, – открыто блаженному уже в вечности» (с. 15–16). Подобный переворот в жизни народов нелегко было произвести: чем старее и безжизненнее формы народной жизни, тем упорнее стоят на них. А тут, с устроением нового порядка Церкви, открывалась нужда отменить и такие формы ветхозаветной жизни, которые, правда, имели назначение временное, но ведь учреждены были Самим Богом. Даже для верующих людей – перейти в чистую область новозаветной истины и благодати из-под законной сени возможно было не без тяжкого подвига. Что же сделал для устранения сих затруднений и как учредил новый, благодатный порядок жизни Спаситель без насилия старому, законному? Являя в чудесах Божественное Свое посланничество и властительство, Господь, во-первых, стал под ветхозаветный порядок, но решительно отвергая плотское и мертвое направление тогдашнего иудейства. Он разрешал от изветшавшей и мертвой буквы Ветхого Завета живой дух благодати и истины, и таким образом раскрывался Им уже новозаветный порядок. Во-вторых, веру последователей своих Он поставлял под обычную в Ветхом Завете видимость и приточную образность, которые, впрочем, в Его учении и действиях содержали и выражали в себе духовную истину и благодать уже Нового Завета; и таким образом благопослушливая вера удобно и просто переходила из Завета Ветхого в область Нового. Так открывался Господом Новый Завет без всякого насилия и оскорбления Ветхому, раскрываясь из самого духа и по пророчествам Ветхого, хотя иногда вовсе и прямо отрицая изветшавшую букву закона и пророков; и вера из-под ветхозаветной видимости и образности беспрепятственно входила в новозаветный дух и истину, так что созревала даже до приемлемости полного и точного откровения духовных истин и тайн благодати (с. 119–120). Так совершилось и увенчалось устройство Нового Завета, изложенное, собственно, в Четвероевангелии! Автор мысли свои постоянно подтверждает экзегетическим разбором чудес, важнейших бесед и притчей Христовых, вводя читателя в самый дух служения, истины и благодати Спасителя. Совершенно в том же направлении, по внутреннему смыслу писаний апостольских, объясняется в следующей главе порядок открытия и первоначального распространения в мире новосозданной Христовой Церкви и новых откровений чрез Св. Апостолов (с. 123–171). В последней главе, объяснив непустой вопрос, – почему Сам Христос, проповедуя устно, не благоволил лично, а только чрез Св. Апостолов начертать во внешних письменах законы и тайны устроенного Им Нового Завета? – автор, сообразно с обстоятельствами того времени, объясняет порядок явления книг Нового Завета, разности у евангелистов, случаи и нужды к написанию откровений, внутреннее состояние и свойство новозаветных писателей, характер и свойства их писаний. Вот содержание и цель книги арх. Феодора, которые мы хотели высказать собственными его словами.

И в этом новом труде автор остается вполне верен тем началам, которые известны читателям из его изданий прошлого года. Систематический взгляд его на все дела рук своих, будь кто-нибудь и не согласен с ним, в литературе делает честь мысли и настроению архимандрита Феодора, сверх того владеющего в наше время не довольно обычным даром входить в сущность вещей, не останавливаясь исключительно на их образах. Из начал автора упомянем о том, что и в «Новом Завете», в его разборе, он имел в виду дать поучительный урок нашему времени, которое сближается с эпохою Спасителя по общему характеру времени переходного. Читатели найдут этот урок в конце сочинения. Среди других, впрочем немногих и не всегда важных, сочинений по части Нового Завета, мы согласны труд сей назвать одним из опытов толкового экзегетического изучения сего Завета. Весьма важно, напр<имер>, в нем то воззрение, проникающее всю книгу, по которому Новый Завет является у него не делом случайного хотения, отрешенным от всякой жизни, но выражением благопотребного и премудрого благоволения Божьего к людям, рассматривамым в свое время с их заблуждениями и немощами. Прежние сочинения о. Феодора, по характеру его настроения, имели свои хорошие особенности и недостатки в языке. В особенности тяжело и необработанно написана им книга «Несколько статей о Св. Ап<остоле> Павле» 1, имеющая, впрочем, хорошее содержание. Нам нравилась в ней та, между прочим, особенность, что автор в посланиях Св. Ап. Павла находил начало и оправдание многих церковно-обрядовых установлений Православной Церкви. Мы даже думаем, что и недоразумения из-за смысла сочинений архим. Феодора произошли единственно от особенностей его выражения. Нельзя же серьезно быть убежденным в том, что автор, при строгом, нравственно-христианском направлении своего духа и сочинений, при их благонамеренной цели, душевно допускает отпущение грехов без церковного таинства, по одному тому, что Христос взял на Свою ответственность пред Отцом грехи мира, что он находит в христианстве, как религии предлежательной, мертвое иудейство и магометанство и т. п. А ведь в этом его обвиняли гласно. Сочинение же «О Новом Завете» хоть написано тем же отвлеченным языком, но языком правильно и стройно обработанным, не допускающим, кажется, недоразумений и перетолков. По всему видно, что на этом труде, достойном по предмету всей любви христианина, почивало особенное благоволение автора.

* * *

1

Это сочинение подлежало бы разбору в настоящей статье. Но о нем уже дан отзыв в январской книжке «Странника» за текущий год (См. в наст. изд. рецензию П. Матвеевского. ).


Источник: Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев) : pro et contra : Личность и творчество архим. Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей : Антология / Подгот.: Б.Ф. Егоров и др. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1997. - 831 с. : портр. (Русский путь) / Прот. Михаил Архангельский. Рец. на: «О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» Сочинение архимандрита Феодора. 466-469 с.

Комментарии для сайта Cackle