протоиерей Михаил Фивейский

Глава I. Новозаветные харизмы и их разделение

1. Понятие о харизме

Чем противоположнее было новое учение, проповеданное в языческом мире, прежним языческим верованиях и понятиям, чем большею чистотой отличалась новая жизнь, вызванная евангельскою проповедью, в сравнении с прежнею грубостью и распущенностью нравов, тем теснее христиане, по крайней мере некоторые, должны были соединяться со Христом и принимать чистый и святой образ жизни по евангелию. Правда, «ветхий человек» остался и все еще жил. Но рядом с ним появился и новый, просветленный Духом Святым. Во многих местах, где проповедовалось христианство, появились вследствие евангельской проповеди благочестивые, святые люди, и они были тем святее я благочестивее, чем грубее и распущеннее была окружающая их жизнь. Независимо от внутренних достоинств новой веры, все это делалось и в силу естественного закона реакции. Поворот к новому и лучшему был чрезвычайно силен. Такое сильное, искреннее и полное веры обращение ко Христу сопровождалось целым рядом явлений, свидетельствовавших о чрезвычайном подъеме в среде верующих религиозного духа и в тоже время о чрезвычайном присутствия среди них новых благодатных даров, которые были сообщены им для поддержания и подкреплении в них религиозной веры14 и представляют исключительное и после никогда в такой силе не повторявшееся явление в истории. Златоуст изображает его весьма красноречиво, говоря, что тогда был «дождь духовных дарований... градины понеслись сверху»15.

Эти дарования Св. Духа, сообщенные первым христианам, были по существу своему необычайны и чудесны и, как такие, должны быть больше предметом религиозной веры, чем научного знания. Однако, не будучи предметом науки в собственном смысле, эти факты из жизни первоначальной христианской Церкви могут иметь свое относительное научное значение. Теперь мы видим все как бы сквозь тусклое стекло и знаем только отчасти. Это, однако, не значит, что мы не знаем ничего, или должны отказываться от всякого исследования первоначальной христианской жизни. Мы не имеем достоверного о ней знания; но можем, по крайней мере, стремиться к ее разъяснению, возможному для нас. Мы обладаем известным количеством слов, которыми обозначаются факты, и при помощи возможно точного определения этих слов можем доходить до более или менее точного определения и самых фактов. К числу таких слов относятся χάρις, переводимое по-русски словом благодать, и χάρισμα, переводимое словом дарование или дар.

Слово χάρισμα происходит от χάρις, а это последнее слово производятся от греческого глагола χαίρειν, радоваться. По Кремеру, χάρις происходить от χαίρειν так же, как πίσις (вера) от πείθειν – убеждать. Χάρις есть такое понятие, которое не имеет соответствующего выражения на нашем русском языке. В латинском ему соответствует gratia, – слово, перешедшее и в наш русский. Χάρις или gratia означают собственно такия действия или движения, которыя приятны для наших внешних или внутренних чувств. В таком смысле слово весьма часто употребляется у греческих классиков о людях, животных и даже неодушевленных предметах. Так, напр., этим словом называлась даже соль16.

В Новом Навете слово χάρις с производными употребляется не менее часто, чем и у классиков. Как свойство Божие, χάρις прежде всего означает милость, благодать, при чем первое слово (русск.) указывает более на внутреннюю сторону этого свойства, а второе – на внешнюю, как они обнаруживаются в отношении в людям и вообще всему миру. Χάρις, как благодать или милость, преимущественно свойственна Богу и есть источник харизм. Так как она принадлежит Богу, и именно как Существу Всеблагому, то по самой сущности своей она есть нечто доброе; и никакое злое или худое расположение, или желание, или действие словом χάρις обозначаться не могут. В Новом Завете χάρις весьма часто приписывается Богу Отцу17; также Иисусу Христу; но, насколько нам известно, ни разу не приписывается Святому Духу. Единственное место в Новом Завете, где говорится о Духе Святом в связи с χάρις, есть Евр. 10:29: «дух благодати», но не благодать Св. Духа, или принадлежащая Св. Духу. Χάρις, если приписывается людям, и не только христианам, но и язычникам, то означает удовольствие, наслаждение (духовное), любовь, благоволение, угождение18. Слово может означать также обладание хороших даром и безвозмездное преподавание его или пользование им. Но оно употребляется и в других значениях. В Деян. 4:33 говорится, что апостолы с великою силою свидетельствовали пред верующими о воскресении Иисуса Христа и что на всех уверовавших была великая благодать. Поставленное два раза в следующем стихе (34) γάρ (ибо)19, показывает, что в рассматриваемом месте χάρις может означать и удовлетворение внешних жизненных потребностей. Еще яснее это видно из 1Кор. 16:3 и 2Кор. 8:6 и проч., где под словом χάρις разумеются подаяние и благотворение. Χάρις в соединении с εἰρήνη (мир) часто употреблялось у древних христиан – о чем узнаем из посланий св. ап. Павла, Иоанна, Петра – и было у них чем-то вроде пароля или символа20. В этих случаях χάρις, или благодать, была источником христианских благ, а εἰρήνη, или мир, – их завершением. В промежутке между χάρις и εἰρήνη находились все остальные дарования Св. Духа21. Все послания апостолов и Апокалипсис, за исключением только послания Иакова и 1-го и 3-го Иоанна, начинаются и оканчиваются возвещением верующим о «благодати» Божией.

У церковных писателей χάρις употребляется в значении, близком к новозаветному22. В «Учении двенадцати апостолов» встречаем выражение: «какая благодать (в смысле польза), если любите любящих вас?23. Иногда χάρις, означая милость, расположение, приобретается чрез смирение и покорность. Раб приобретает милость (χάρις) у господина, жена у мужа, воин у начальника и проч.24.

Χάρισμα есть конкретное обнаружение свойственной Богу и принадлежащей Ему благодати. Впрочем, иногда χάρις употребляется в значений χάρισμα и одном словом заменяется другое25. Χάρισμα производится от χάρις чрез глагол χαρίζομαι (прош. соверш. κεχάρισμαι), означающий делать приятное, угодное кому-либо, охотно давать или дарить что-нибудь кому-нибудь, и имеет такое же широкое значение, как и χάρις. Словом χάρισμα обозначаются прежде всего все вообще блага, подаваемые людям от Бога, к какому бы роду или виду они ни принадлежали. В таком смысле употребляют слово преимущественно церковные писатели. Χάρισμα означает у них богатство и телесную крепость26, веру и любовь27, таинство крещения28, перенесение болезней, позора и мученичество за имя Христово29, способность оказывать благодеяния, изгонять злых духов, изъяснять Священное Писание, пост и аскетическую жизнь30, составление псалмов, духовных песней31, девство32, брак33. Впрочем, брак, по Оригену, бывает харизмой только тогда, когда в брачной жизни нет ссор и господствует мир и согласие. Если язычник вступает в брак с христианкой или христианин с язычницей, то в таком случае брак харизмой не бывает; потому что не может харизма Божия ниспосылаться язычникам; но когда язычник уверует или вступит на путь ко спасению, то получит и начаток харизм34. Кратко сказать, всякая форма, в которой так или иначе проявлялась религиозная жизнь, была харизмой, даром Божиим, бывшим следствием прямого воздействия Св. Духа на человеческую душу. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Св. Дух есть Существо великое, всемогущее в Своих дарах (ἐν χαρίσμασι) и удивительное. Подумай, какое множество людей имеет дары, сколько в этих людях живых душ. В каждом человеке Дух Св. действует ради его пользы; Он находится среди нас, видит состояние, мысли и совесть каждого и знает, что мы говорим и думаем. Как ни много нами сказано, мы не сказали еще всего. Просвещенный Св. Духом, оглянись и посмотри, сколько христиан во всей этой области и сколько их во всей Палестине; отсюда обрати свой мысленный взор ко всему римскому царству, а потом к во всему миру: посмотри на племена персов и народности Индии, на готов и савроматов, галлов и испанцев, мавров, ливийцев и эфиопов и на остальные народы, которых мы не можем перечислить, потому что имен многих мы не знаем. Затем посмотри на епископов каждого города, священников, диаконов, монахов, девственников и остальных в мирском состоянии; и потом подумай о великом Раздаятеле духовных дарований, как Он преподает во всем мире одному целомудрие, другому постоянное девство, иному расположение к милостыне, другому любовь к нищете, иному силу изгонять злых духов. И подобно тону, как солнечные лучи наполняют все радостью, так и Дух Святой просвещает людей, которые способны видеть. Потому что кто остается слепым и не получает благодати, тот должен складывать вину не на Св. Духа, а на свое собственное неверие»35.

Употребление в Новом Завете слова харизма по количеству относящихся сюда мест довольно ограничено, сравнительно со словом χάρις. Именно, харизма в Новом Завете употребляется всего только 17 раз. Из них только один раз слово это употреблено ап. Петром в его Первом послании 4:10, а все остальные случаи приходятся на долю ап. Павла36. В Послании к Римл. апостол употребляет это слово шесть раз; в 1 Кор.– семь; в рассматриваемом нами отделе 1Кор. 12–14 – пять. Отсюда видно, что слово харизма – любимое ап. Павлом. Другие новозаветные писатели, за исключением 1Петр. 4:10, хотя и говорят о духовных дарованиях, но их не называют харизмами. По словам Гейнрици, под учение о духовных дарованиях можно подвести даже притчу о талантах, хотя и осторожно37. В некоторых случаях и сам ап. Павел употребляет, вместо харизмы, другие подходящие выражения. Напр., в 1Кор. 12:7, вместо слова харизма, употреблено выражение, «явление Духа», или вместо харизма пророчества или дар пророчества говорится просто: пророчество (ст. 10). Как и у церковных писателей, харизма в Новом Завете имеет различные, хотя, может быть, и не столь разнообразные значения. Слово это в Новом Завете означает: дар божественной благодати; так называется естественный дар воздержания, обязанный своим происхождением милости Бога Творца, 1Кор. 7:7; освобождение от великой опасности для жизни, 2Кор. 1:11; дар веры, Рим. 1:11; дар божественной благодати, освобождающей грешника от наказания за его грех и доставляющей ему вечную жизнь, Рим. 5:16 и след.; 6:23; множеств. χάρισματα употребляется об отдельных благодеяниях христианского спасения, Рим. 11:29; в специальном смысле у апостола Павла харизмами называются чрезвычайные способности, которыми отличались христиане. Они сообщались ради духовной пользы отдельных лиц или всего христианского общества, и получение их относилось к влиянию на душу божественной благодати чрез Св. Духа, Рим. 12:6; 1Кор. 1:7; 12:4,31; 1Петр. 4:10. Сюда относятся еще харизмы исцелений 1Кор. 12:9, 28, 30; специальные способности, необходимые для евангельской проповеди, 1Тим. 4:14; 2Тим. 1:6.

Так разделяет харизмы по их филологическому значению Гримм. Но, конечно, одного такого распределения не достаточно для их изучения и понимания их взаимной связи и отношений. Попытки распределить или классифицировать харизмы для более удобного их изучения, равно как и для других целей, девались издавна. Мы и обращаемся теперь к краткому рассмотрению такого рода попыток. Употребляя слово классификация, мы должны, впрочем, сказать, что оно не вполне подходит к данному предмету, потому что, как сказано, дары Св. Духа хотя и могут подлежать научному рассмотрению, имеют религиозный характер, и потому, строго говоря, к ним не применимо слово классификация. К сожалению, на русском языке нет, кажется, другого выражения, которое вполне точно соответствовало бы этому слову. Немецкое слово Eintheiluug также нельзя считать вполне точным, как и соответствующее ему русское «разделение» или «распределение». Поэтому словом классификация пользуемся по необходимости. Классификации относятся или только к дарам, перечисленным апостолом Павлом в 1Кор. 12:4–10,28,29, или ко всем вообще дарам, упоминаемым в Новом Завете. Первого рода классификации назовем частными; из классификации второго рода нам известна только одна, принадлежащая Энгльману, которую назовем общею. Так как некоторые классификации изложены на греческом и латинском языках, то, для удобства читателей, переводим их на русский язык.

2. Классификации харизм

а) Частные классификации харизм

Классификация Туртуллиана. Первая попытка разъяснить изложенное ап. Павлом учение о харизмах при помощи их классификации (хотя, может быть, и не в собственном значении этого слова) принадлежит Тертуллиану (145 или 150–240 г. по Р. X.)38, который в своей книге против Маркиона, и уже после своего перехода в монтанизм, оставил нам древнейшее толкование рассматриваемого нами места 1 Посл. к Кор. 12:4–10. В основание своего распределения харизм, упомянутых здесь апостолом, Тертуллиан полагает пророчество Исаии 11:1–3. Здесь, говорит Тертуллиан, пророк изображает Христа, имеющего произойти от Девы из рода Давидова; на Христа снизойдут дары Св. Духа во всей их полноте. Когда Христос явится на земле во плоти то на Нем имеет почить вся духовная благодать, а от иудеев она отступит в прекратится среди них.

Но пророк, по словам Тертуллиана, предвозвестил и о дарах, ниспосланных Христом по вознесении Его на небо. Он восшел на высоту, т.е. на небо; пленил плен, т.е. смерть, или человеческое рабство; дал дары сынам человеческим, т.е. дары, которые мы называем харизмами. Затем Тертуллиан, приведя несколько текстов из Св. Писания, приступает к сравнению места из прор. Исаии 11:1–3 со словами апостола в 1Кор. 12:8–10 и разделяет все перечисленные здесь дары на пять классов. Одному, говорит апостол, дается Духом слово мудрости; и Исаия тут же поставил дух мудрости (первый класс). Другому – слово знания; и у Исаии поставлено слово звания и совета (второй класс). Иному – вера тем же Духом, у Исаии – дар благочестия и страха Божия (третий класс). Иному– дар исцелений, иному чудотворений; у Исаии – дух крепости (четвертый класс). Иному – пророчество, иному различение духов, иному роды языков, иному толкование языков; у Исаии – дух знания (пятый класс).

Рассматривая это деление, английский комментатор Эдвардс допускает, по-видимому, ошибку, приписывая Тертуллиану деление духовных дарований не на пять, а на четыре класса39. Кажется, что она произошла вследствие пропуска Эдвардсом слов Тертуллиана Adv. Marc. V, 8: «сравни наконец виды (харизм) у апостола и Иссаи (XI): одному, – говорит апостол, – дается слово мудрости; и Исаия тут же поставил дух мудрости». Пропустив эти слова, Эдвардс прямо начинает с дальнейших «слова знания и совета». Может быть, указанные слова пропущены в каком-либо другом издания сочинений Тертуллиана, которое имел под руками Эдвардс; об этом ничего не можем сказать, потому что, кроме Миня, у нас не было под рукой других изданий. По изданию Миня, библейский текст Тертуллиана, переданный нами насколько возможно ближе к подлиннику, несколько разнится от греческого текста послания к Кор., еврейского в книге пророка Исаии и от перевода этого места у LХХ. Совершенно понятно, что и в вульгате текст также разнится от текста Тертуллиана. Это видно из следующего. Еврейский текст Исаии 11:2 точно передан в русской Библии и читается так: «и почиет на нем Дух Господень (Иеговы), дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». Так и у LXX и в вульгате. Тертуллиан: «дух мудрости, слово знания и совета, дух религии и страха Божия, дух силы (крепости), дух познания». Подобные же разности наблюдаются и в передаче текста 1Кор. 12:8–10, что легко видеть, если сравнить текст Тертуллиана с текстом вульгаты, который близок к греческому (и русскому) подлиннику. Можно думать, что Тертуллиан приводил библейские тексты по памяти, не заботясь о точности. Поставляя речения апостола в связь с предсказанием Исаии, Тертуллиан, по-видимому, хочет этим показать, что перечисление даров, сделанное апостолом, не имело случайного характера. Но хотя, следовательно, мы и видим у Тертуллиана попытку свести перечисленные апостолом духовные дарования к известной системе, однако важного экзегетического значения эта первая и самая ранняя попытка не имеет. Тертуллианом не достаточно выяснена и взаимная связь речений апостола и прор. Исаии.

Классификация Лайтфута. У церковных писателей встречаем только немногочисленные и спорадические заметки, относящиеся к перечислению и приведению в известный порядок духовных дарований. Так, Новациян в своей «Кинге о Троице» замечает, что Дух Святой «учреждает в Церкви пророков, наставляет учителей, языками управляет (linguas dirigit), есть причина добродетелей и здоровья, совершает чудесное, подает дар различения духов, устанавливает управление, преподает советы, и разными другими харизматическими дарованиями управляет и составляет их, и этим повсюду делает Церковь Господню во всем совершенною и вседостаточною»40. Нечто подобное, в самом сжатом и недостаточно определенном виде, встречаем и в Постановлениях Апостольских. «Харизмы Божии», говорится здесь, «преподаваемые Им (Богом) чрез Христа, различны. Ты получил одну харизму, а другой какую-нибудь другую; именно: или слово мудрости, или знания, или различения духов, или проникновения в будущее (πρόγνωαιѵ τῶν μελλόντων, очевидно = пророчество), или учительное слово, или терпеливость (ἀνεξικακίαν), или воздержание по закону (ἐγκράτειαν ἔννομον)»41. Эти места, конечно, интересны, как представляющие вариации речи апостола Павла 1Кор. 12:8–10, но в них встречаем только слабые намеки на упорядочение духовных дарований и классификацию их. В новое время попытки классифицировать духовные дарования сделались чаще. Одна из них принадлежит известному английскому ученому Ляйтфуту. Он составил список духовных дарований, упоминаемых апостолом в 12 главе, и присовокупил к нему несколько замечаний относительно их порядка. Так как, говорит Лайтфут, апостол в одной и той же главе трижды упомянул о духовных дарованиях, то не бесполезно будет их сопоставить в том именно порядке, в каком он сам их повторяет и располагает. Затем у Лайтфута следует простое перечисление харизм, упомянутых в 1Кор. 12:8–10, 28 и 29 стихах.


Первый список (8–10 ст.) Второй список (28 ст.) Третий список (29 ст.)
Дается слово мудрости, слово знания Иных поставил во-первых апостолами, во-вторых пророками, Все ли апостолы, пророки,
вера, в-третьих учителями, учители?
дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, потом силами, (также дал) дары исцелений, вспоможения, управления, (имеют) силы, дары исцелений,
разные языки (роды языков), истолкование языков. разные языки. говорят языками, (все ли) истолкователи?

Из параллелизма даров, прибавляет Лайтфут, нельзя, впрочем, заключать об их тожестве. Сам апостол во всех трех списках не в одинаковом порядке ставит «дары исцелений» и «силы» (в русск. «чудотворения» – 12:9; и «силы чудодейственные» – 12:28 и «чудотворцы» – 29)42.

Классификация Ольсгаузена. По мнению Ольсгаузена, перечисляемые апостолом дары нельзя свести в систему, – в указаниях его господствует полный беспорядок. Ничего нельзя вывести относительно порядка духовных дарований и из смены ἔτερος (другой) и ἄλλος (иной) в 12:8–10. Апостол перечисляет дары совершенно свободно. Однако, можно наблюдать, что он спускается от высшего дара к низшему43. Наблюдение Ольсгаузена правильное, но только отчасти. Трудно понять, почему, напр., «вера» должна считаться ниже «слова знания». Переход от высшего к низшему в конце 10 стиха, впрочем, довольно заметен. Гораздо же яснее можно наблюдать движение апостола от высшего к низшему при перечисление служений в 28 и 29 стихах. Но и это, как увидим ниже, совершенно невозможно оправдать филологически. Согласно с Неандером и Билльротом44, Ольсгаузен, впрочем, полагает, что все духовные дарования, перечисленные в 12 главе, можно разделить на два класса: к первому относятся дары учения, или, лучше, слова (Wort); ко второму – практической деятельности (That). В обоих этих классах можно сделать еще два подразделения, смотря по тому, насколько бывает сознателен человек в слове или деле, другими словами, – насколько более или менее он бывает пассивен или активен. К первому подразделению первого класса относятся «слово мудрости» и «слово знания»45, ко второму «пророчество» и «языкоговорение». Далее, в первом из указанных классов к двум подразделениям его присоединяется еще третье, заключающее в себе критическую способность человека, при которой действует преимущественно разум46.

Классификация Стэнли. По словам Стэнли47, харизмы распадаются на два класса: 1) харизмы исцелений, в точности соответствующие описанию чудес, совершенных апостолами Петром и Иоанном (Деян. 3:1–10; 5:12–16; 9:33–42), и обстоятельствам, на какие намекает апостол Иаков 5:14–15; также ев. Марк 16:18; 2) харизмы учения, которые перечисляются у апостола под названиями: «пророки», «учители», «знание», «мудрость». В Деян. апостольских эти последние дары могут только подразумеваться в многочисленных речах, произнесенных апостолами. Но в Матф. 10:20, Иоан. 16:13, также в Рим. 12:6–8, Ефес. 4:7,11, 1Петр. 4:10–11; 1Кор. 7:40 об этих дарах говорится ясно.

Из этой классификация не видно, к какому классу следует отнести, напр., «дары вспоможения» и «управления». Они, конечно, не могут быть отнесены к указанному Стэнли второму классу дух. дарований.

Классификация Годэ. Годэ распределяет дары, упомянутые в 1Кор. 12:8 и след., на два класса: два первые («слово мудрости» и «слово знания») суть просветительные, а семь последующих (вера, дары исцелений, действия сил, пророчество, различения духов, роды языков, истолкование языков) происходят от сообщения (чудесной) силы, другими словами – от действии Св. Духа на человеческую волю48. Но такое распределение едва ли может считаться верным, потому что во втором ряду поставлены пророчество и различения духов, т.е. такие дары, происхождение которых не может быть объяснено в собственном смысле действием Св. Духа только на человеческую волю. Чувствуя это затруднение, Годэ замечает, что пророчество есть дар, в котором действует воля. Оно есть чудо в форме речи49, а о различении духов умалчивает. Подобные объяснения едва ли могут считаться удовлетворительными.

Классификации Бенгеля, Мейера и Эдвардса. Соединяем эти классификации потому, что они основываются одна на другой, и последующие из этих классификаций представляются, так сказать, только расширением предшествующих. Эдвардс называет классификации Бенгеля и Мейера «наиболее вероятными». В основание своего разделения харизм Бенгель и Мейер принимают различие между словами «другой» (ἔτερος) и «иной» (ἄλλος); первым словом обозначается родовое различие или различие по роду; второе служить для обозначения видов. Классификация Бенгеля изложена им в толковании 12:8–10 и занимает всего несколько строк. Здесь, говорить Бенгель, указываются апостолом «три рода, ср. 13:8; и между ними словом ἄλλω (оному) апостол мягко обозначает виды, каждый из них подчиняя роду. Так к в главе 15:39,40,41 словом «иной» отличаются виды, а «другой» – роды. Непеременно слово «иной» прилагается для отличения родов, а «другой» – для обозначения видов в Евр. 11:35. Пророчество лучше относить ко второму роду, чем к первому, потому что во втором излагается то, что более имеет значения для внешних, для неверующих, чем то, что в первом роде, имеющее значение для верующих»50.

По Мейеру девять харизм, указанных в 12:8–10, разделены на три класса, но последние не соответствуют трем делениям, указанным в стихах 4–6 той же главы, потому что там каждый член (т.е. лицо Св. Троицы) обнимает все харизмы. Внешнее деление довольно ясно обозначено самим ап. Павлом: 1) в ст. 8 – словом «одному»; 2) в ст. 9 – словом «другому» (по русскому переводу в том же 8 стихе); 3) в ст. 10 – тем же словом. Слово «другому» избрано потому, что им обозначаются «различные категории». Таким образом, без натяжки деление, хотя и не строго логическое, может быть представлено в таком виде:

I. Харизмы, имеющие отношение к умственной силе:

1. Слово мудрости;

2. Слово знания.

II. Харизмы, в которых обнаруживается особенная энергия веры:

1. Вера сама но себе;

2. Вера, обнаруживающаяся в делах, именно:

а) исцелениях;

б) силах;

3. Вера, обнаруживающаяся в словах, именно: в пророчестве;

4. Вера, как критическая способность, именно: различение духов.

III. Харизмы, имеющие отношение к языкоговорению:

1. Языкоговорение;

2. Истолкование языков51.

Возражая против этих двух классификаций, Эдвардс говорит, что хотя различие ἕτερος (другой) от ἄλλος (иной), на котором они построены, и правильно, однако (вопреки мнению Бенгеля) оно не всегда наблюдается в Новом Завете, напр. 1Кор. 15:39,41. По поводу классификации Мейера Эдвардс говорит, что, во втором отделе, не натурально и произвольно помешены в одном ряду пророчество и различение духов вместе с дарами исцелений и сил. Представляя собственную классификацию, Эдвардс считает возможным в 10 стихе опустить δέ пред словами пророчество и различение духов, и затем указывает не три, а пять главных делений духовных даров, именно:

Для пояснения, почему Эдвардс придает такое значение частице δέ в рассматриваемых случаях, нужно заметить, что в 9 и начале 10 стиха сопоставлено в греческом пред выражениями: «дары исцелений» и «действия сил» (русск. чудотворения), и означает, что эти дары противополагаются дару «веры», находясь, однако, в ближайшем к нему отношении. Но при опущении δέ пред словом «пророчество», ст. 10, начинается как бы новая речь, почему и является возможность поместить «пророчество» в особый, самостоятельный класс, а при уничтожении δέ пред словами «различение духов» уничтожается ближайшая зависимость этого выражения от «пророчества». Таким, образом в ст. 9 и 10 названия даров, предваряемые чрез ἔτέρῳ δέ... ἄλλῳ δέ... ἄλλω δέ... относятся у Эдвардса к одному классу; чрез следующее простое ἄλλῳ.. (без δέ) – к другому, а чрез третье ἄλλω (также без δέ) – к третьему. Хотя такое разграничение и опровергается Гейнрици и другими, которые говорят, что ни из смены ἕτερος и ἄλλος нельзя заключать о переходе к новому классу даров, ни из опущения δέ в некоторых случаях – о существовании более глубоких рубежей, однако классификация Эдвардса могла бы считаться вполне правильной, если бы только не одно, впрочем не особенно важное, обстоятельство, на которое он не обратил по-видимому надлежащего внимания. Оно может выясниться при поверке заявления Эдвардса о том, что δέ пред словом «пророчество» (ст. 10) можно выпустить, основываясь на кодексах BD и изданиях Лахманна и Триджельса (Весткотт и Хорт – в скобках); а пред выражением «различение духов» – на Син. BD. изданиях Лахманна и Триджельса (Весткотт и Хорт – в скобках). Первое – правильно, и, может быть, на этом именно основании Стэнли, Элликотт и Вейсс опускают δέ пред словом «пророчество»; однако, в пользу δέ говорят Син. ACKLP, почему его принимает Тишендорф (изд. 8). Что касается второго δέ пред «различением духов», то слова Эдвардса о том, что это опущение основывается на Син. (кроме BD), – ошибочны. Второе δέ принимают Сиш. ACKLP. Тишендорф, Вейсс; но Лахманн, Стэнли и Элликотт (с BDEFG) его опускают (Элликотт – на основании слегка преобладающих авторитетов, имея в виду, конечно, между прочим Ватиканский кодекс В, который считается одним из важнейших кодексов). Положительно решить вопрос о том, должно ли находиться δέ пред «пророчеством» и «различением духов», чрезвычайно трудно; а потому и классификация Эдвардса собственно не имеет для себя, так сказать, надлежащей опоры. Однако, вероятность все-таки склоняется в ее пользу, если только признать, что речения апостола Павла действительно подлежат какой-либо классификации.

б) Общая классификация харизм Энгльмана

Лучшую и почти вполне обнимающую предмет со всех сторон общую классификацию харизм дает Энгльман в своем весьма ученом и до настоящего временя не утратившем своей цены сочинении о духовных дарованиях в первоначальной христианской Церкви52. Понимание составленной Энгльманом таблицы духовных дарований не представляет никаких затруднений. Все дары, о которых упоминается в Новом Завете, он разделяет на два больших класса: к первому относится апостольство, вместе с «служением» Церкви; последнее подразделяется еще на предстоятедьство и собственно церковный диаконат. Ко второму классу Энгльман относит три дара: 1) веру; 2) чудеса; 3) глоссолалию. Все это яснее можно видеть из следующей, составленной Энгльманом, таблицы:


А. Первый класс
Рим. 12:6–8 1Кор. 12:8–10 1Кор. 12:28,29 Еф. 4:11
а. Апостольство
апостолами (апостолы) апостолами
б. 1) Учительство (говорит ли кто, 1Петр. 4:11)
пророчество пророчество пророками (пророки) пророками
евангелистами
в учении учитель учителями учителями
различение духов
слово мудрости
слово знания
увещатель ли, увещевай
ср. Гал. 6:6 наставляющим 1Тим. 5:17 Евр. 13:7
2) Церковное служение (служит ли кто, 1Петр. 4:11)
а) Предстоятельсво
дары управления
начальник ли
пастырями
Ср. Деян. 20:28; 1Петр. 5:2; 1 Фесс. 5:12, 1Тим. 4:14; 5:17; 2Тим.1:6; Евр. 13: 7.
б) Дияконат
дары вспоможения
служение
раздаятель
благотворитель
Ср. 1Кор. 16:15 и след.


В. Второй класс
1Кор. 12:9–10 1Кор. 12:28–30 Марк. 16:17 и след.
А.
вера
В.
чудотворения силы будут изгонять бесов, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им
дары исцелений дары исцелений возложат руки на больных, и они будут здоровы
Ср. 2Кор. 12:12; Евр. 2:4; Рим. 15:19. Знамения, чудеса, силы.
С.
роды языков роды языков, языкоговорение будут говорить новыми языками
истолкование языков истолкователи
Ср. Деян. 2:4; 10:46; 19:6.

Имея эту таблицу, можно без затруднений решить, в каких местах Нового Завета говорится о том или ином даровании. Напр., предположим, что нам нужно знать, в каких местах упоминается о глоссолалии. Из таблицы видно, что о ней говорится в 1Кор. 12:9–10, 28–30; и у Марка 16:17; также в Деян. 2:4; 10:46; 19:6. Таблица Энгльмана вообще полезна для изучения духовных дарований. Однако, и против нее можно сделать несколько важных возражений. В первом классе после литеры а значится апостольство; но во втором подразделении того же класса, после литеры б нет никакого общего заглавия, а прямо следуют дальнейшие подразделения: учительство и церковное служение. Таким образом, строго говоря, не известно, подразделениями какого именно начала или дара являются эти последние. Не понятно также, почему апостольство поставлено вне учительства. Далее, апостол в 1Кор. 12 гл. ясно отличает учительство от пророчества, а в Ефес. 4:11 евангелисты ясно отличаются и от учителей и от пророков. Между тех, в классификации Энгльмана все эти дарования и должности соединены вместе. Не совсем понятно также и отношение к «пророчеству» слов «увещатель» и «увещевай», Рим. 12:6–8. Упомянутые в 1Тим. 5:17 пресвитеры отнесены и к числу пророков (учителей) и предстоятелей. Если бы это последнее даже было бы и правильно, то оно никак не согласуется, однако, с общим характером классификации Энгльмана, которая не является здесь строго выдержанной с формальной точки зрения. То же следует сказать и о наставниках Евр. 13:7. Едва ли правильно Энгльман относит «начаток Ахаии» 1Кор. 16:15 и след., т.е. обращенное в христианство «семейство Стефаново», именно к церковному диаконату, а не к предстоятельству, потому что апостол просит коринфских верующих подчиняться этим лицам. Помещение «даров вспоможения» после «даров управления» сделано Энгльманом вопреки порядку, в каком следуют эти названия у самого апостола, и притом с очевидною целью возвысить предстоятельство на счет церковного диаконата. Такой порядок, может быть, согласуется с воззрениями Энгльмана, как католика; но не вполне, по-видимому, отвечает действительным намерениям апостола при перечислении упомянутых даров.

Все это показывает, что относить перечисленные как апостолом Павлом в 1Кор. 12–14 главах, так и вообще в Новом Завете, духовные дарования в каким-либо строго определенным классам очень трудно и даже едва ли возможно. Если нам дадут двенадцать каких-нибудь предметов и предложат их разделить, то мы можем разделить их на две, на три, на четыре, на шесть групп и даже на двенадцать. Но при этом нельзя, конечно, говорить, что деление на две группы правильнее, чем на три. Такого рода деления отличаются субъективным характером. Сам апостол и другие новозаветные писатели не провели резких граней, которые условливали бы логическую или практическую необходимость такого именно, а не иного деления. Поэтому естественно, что если мы пытаемся классифицировать харизмы, то или представляем дело не вполне согласно с действительностью, или допускаем схоластические и искусственные построения. Это правда, что разные классификация проливают некоторый свет на речь апостола в 12–14 главах и вообще на новозаветное учение о духовных дарованиях. Но значение классификаций больше педагогическое и мнемоническое, чем экзегетическое. Для самих составителей их они, по-видимому, не имеют важного практического значения (за исключением, может быть, только Энгльмана). Вообще же необходимо признать, что при рассмотрении предмета о духовных дарованиях надежнее и лучше всего прежде всего просто следовать за самим апостолом.

* * *

15

Бес. 1 на Пятокн.

16

Плутарх, Symp. 697, D.

17

Многочисленные указания – у Гримма, Clavis N. Т. philologica, Lipsiae, 1888.

18

Цитаты у Гримма под словом χάρις.

19

В русск. в первом предложении 34 стиха «ибо» выпущено, вероятно, ради благозвучия

20

Ср Edwrds, Commentary on the first Epistle to tho Cor, 2 c изд Лондон, стр. 4, 5

21

Там же.

22

См. Englman, ук. соч., стр. 44 и след

23

В издании Гарнака, I. 3. Ср. Матеф. 5:46.

24

Злат. Бес на 1Кор. 1:2. Подробное исследование об этом продмете принадлежит А.Л.Катанскому, «Учение о благодати Божией» и проч. Спб, 1902.

26

Ориг. на посл. к Рим. I. 1:12.

27

Злат. Бес. на 1Кор. XXXIV. 1 Ср на посл. к Евр. III. 3.

28

Климент Алекс., Педагог. I. 6.

29

Злат. на посл. к Филип. IV 3

30

Кирилл Иер, оглас. и тайновод. поучения, 16, 22

31

Злат. на посл. к Рим. 8:26; на 1Кор. XXXVI 3

32

Клим. Рим 1Кор 38; Ориген на Матф., Migne, ser. grace. Ш, стр. 1229

33

Cramer, Catenae, IV, стр. 125.

34

Там же

35

Огласит. и тайновод поуч. 16, 22

37

Erklar. d K-briefe. 1, 365 и прим.1

38

Adv. Marc. V, 8; Migne, Patr ser. lat II, 489.

39

Commentary и проч., стр. 313.

40

De Trinitate, гл. 29, Migne, Ser. lat. III, 944

41

Const. Apost VIII, 1; там же ser. gr. II, 1064 и след.

42

Opera omnia, 1616, т II, стр. 916.

43

Biblischer Commentar и проч. Konigsb. 1840, т. Ш, стр 686.

44

Последнему цринадлежит Commentar zu den Briefen des Paulus an d. Kor Leipz 1833.

45

Biblisch. Comm. III, 689.

46

Там же, стр. 691

47

The Epistles of St. Paul to the Corinthians, 5-е изд., Лондон, 1882, стр. 223.

48

Commentaire, т. II, стр. 206.

49

1 Там же, стр. 207, 208

50

Gnomon Novi Test, стр. 423.

51

Krit. Exeget. Handbuch über d. ersten Brief an die Korinthier, Gottingon, 1861, стр. 287 и след.

52

Указ. соч., стр. 92 и след.


Источник: Фивейский М. Духовные дарования в первоначальной христианской церкви. – М.: тов. тип. Мамонтова, 1907. – 168 с.

Комментарии для сайта Cackle