Михаил Александрович Кальнев

О святом Причащении

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте

из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф 26: 26–28).

Причащение есть такое великое таинство, в котором верующие под видом хлеба и вина вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для теснейшего соединения с Ним, для оставления грехов и получения вечной жизни.

Еще задолго до страданий Своих Христос подготовлял народ и учеников Своих к пониманию спасительной силы и значения великого таинства св. Причащения, когда, чудесно насытив пятью хлебами и двумя рыбами около пяти тысяч народа, предложил им учение о необходимости вкушения для вечной жизни пречистого Тела и пречистой Крови Своей. «Я – хлеб живый, учил Он, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, ест Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывают во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет во век“ (Иоан. 6: 47–58).

Еще яснее учил Христос о св. Причащении Своих двенадцать учеников на тайной вечери: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ (Мф. 26: 26–28).

Из приведенных слов Христа Спасителя видно, что в установленном Им таинстве св. Причащения под видом хлеба и вина подается верующим истинное Тело и истинная Кровь Его «во оставление грехов“, – что ядущий Плоть и пиющий Кровь Христа пребывает во Христе и Он в нем, и что кто не ест плоти Сына Человеческого и не пьет Крови Его, тот не будет иметь жизни вечной.

Так учит о св. Причащении и св. Апостол Павел: «Чаша благословения, говорит он, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Xpиcтoвa?“ (1 Kop. 10: 16). «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор. 11: 26–30).

Итак, слово Божие ясно учит нас, что в таинстве св. Причащения под видом хлеба и вина мы едим, для соединения со Христом, Его пречистое Тело, – то самое, которое висело на кресте, и пьем, для оставления грехов, ту самую пречистую Кровь, которая лилась по кресту; учит Писание, что каждый христианин не может спастись без приобщения Тела и Крови Христовой: «Если не будете, сказал Спаситель, есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6: 53–54).

I

1) Сектант: а) (молокане, духоборы и «духовные» штундисты) Никакого видимого причащения не нужно: причащаться нужно духовно, т.е. словом Божиим. Кто слушает и исполняет слово Божие, тот и причащается Христа, тот имеет и жизнь вечную. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“ (Иоан. 1: 1).

Кто исполняет слово Божие, т. е. учение Христа, тот и причащается Его.

б) «Написано: не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

в) «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий“(Иоан. 6: 27).

г) Довольно слушать слово Божие, чтобы спастись: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь“ (Иоан. 5: 24).

д) Христианин не чрез Причащение, а чрез слово Божие очищается от грехов: «Вы уже, говорит ученикам Христос, очищены чрез слово, которое Я проповедал вам“ (Иоан. 15: 3).

е) Причащается Христа тот, кто хранит повеления Его: «Общник (пo-славянски, по-русски – причастник) я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои“ (Псал.118: 63).

Объяснения православного: а) В словах Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“ под «Словом“ разумеется вовсе не слово Божие, не св. Писание, а Единородный Сын Божий; оттого и напечатано здесь ,,Слово“ с большой буквы, а не с малой, в отличие наименования Сына Божия от Его учения, то есть Св. Писания. Только о Слове – Сыне Божием можно сказать, что «Оно было в начале у Бога“ и что «все произошло чрез Него и без Него не начало быть ничего, что произошло“ (ст. 2–3), ибо Слово Божие, т. е. Св. Писание, появилось только при Моисее (ст. 17), и мир весь произошел не чрез Св. Писание, а чрез Сына Божия (Еф. 3: 9), ибо не Писанием, а «Им, то есть Сыном Божиим, создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он (Слово – Сын Божий) есть прежде всего, и все Им стоит“ (Кол. 1: 16–17).

Что у Евангелиста Иоанна под «Словом“ (с большой буквы) разумеется не учение или Св. Писание, а Сын Божий, принявший плоть человеческую и велевший нам причащаться Его Плоти, это ясно видно из 14 и 15 стихов той же 1 главы евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию и обитало с нами (т. е. жило на земле; Оно теперь не живет уже плотию на земле, а сидит на небе одесную Бога Отца, писание же и теперь на земле существует), полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня“.

Вот о каком Слове товорит св. Иоанн в первой главе своего евангелия, – говорит о Сыне Божием, а не об Его учении. Сектанты писанное слово Божие принимают, а Тела и Крови живого Слова, то есть Сына Божия, не вкушают, ибо не исполняют того, что читают в Писании.

б) Слова: «не хлебом одним будет жив человек“,сказанные Христом в пустыне диаволу, не могут относиться к причащению Тела и Крови Христовой, ибо о них Спаситель совсем иначе учил: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий хлеб сей жить будет во век“ (Иоан. 6: 51 и 58).

Под хлебом в словах Христа, сказанных диаволу, нужно разуметь обыкновенный хлеб, которым питается человек и который без насыщения души словом Божиим не даст ей вечной жизни.

Слова Христа диаволу о хлебе нужно понимать так, как учил и св. Апостол Павел: «пища для чрева и чрево для пищи“ (1Кор. 6: 13); «пища не приближает нас к Богу“ (8: 8), «ибо Царствие Божие не пища или питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе“ (Рим. 14: 17). Иначе сказать, – человек должен заботиться не только о телесной, но и о духовной пище, без ноторой нельзя наследовать вечной жизни. О причащении же Христос не говорит диаволу ни слова.

в) И в этих словах Спасителя под «пищей тленной» нельзя разуметь хлеб и вино в таинстве Причащения, как нельзя под «пищей, пребывающей в жизнь вечную“, разуметь учение Христа.

Чудесно насыщенный Христом народ искал Его только потому, чтобы всегда иметь готовую пищу, хотя бы она с неба падала, как манна евреям в пустыне: «Господи! подай нам всегда такой хлеб“ (Иоан. 6: 34). Христос и говорит народу: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной (каковы в данном случае были хлеб и рыба), но о пище, пребывающей в жизнь вечную».

«Таким образом, под «тленной пищей» здесь должно разуметь хлеб и рыбу, которыми насытился народ, вообще же – обыкновенную пищу, утоляющую наш голод, а под «пищею, пребывающею в жизнь вечную“, должно разуметь св. Тело и св. Кровь Христа, о которых Он Сам тому же народу сказал: «Я есмь хлеб жизни: отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет; Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“ (Иоан. 6: 48–51). А что под «пищею, пребывающею в жизнь вечную» нельзя разуметь учение Христа, это видно из слов Его: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя». Кроме того об учении не сказал бы Христос «дам“, а сказал бы «дал“, ибо учение Свое Христос уже раньше этих слов преподал народу и ученикам, которые и уверовали в Него.

г) Совершенно верно, что слушающий, то есть повинующийся слову Божию, и верующий в Отца, пославшего Сына, имеет жизнь вечную. Но беда в том, что сектанты слушают и читают, но не верят слову Божию, в котором ясно сказано: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ (Иоан. 6: 53).

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут“ (Рим. 2: 13).

д) Слова Христа, сказанные св. Апостолам, «вы уже очищены чрез слово“, совсем не значат, что христианин может спастись одним словом Божиим, без св. Причащения.

Святые Апостолы были очищены чрез слово, однако как раньше Спаситель учил их: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ (Иоан. 6: 53), так и после повелел им: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28). Ясно, что без св. Причащения, одним словом Божиим, человек спастись не может.

е) Что касается приведенных слов 118 псалма, которые сектанты толкуют в том смысле, что Бог – «общник», или причастник людям и без Причащения, лишь бы они боялись и хранили повеления Его, то в них, в этих словах псалма, вовсе не Господь называется общником, а так называет сам себя Давид; иначе, – здесь говорится не о единении Бога с людьми, а о единении, или общении Давида с праведниками, соблюдающими заповеди Господни. Хранит повеления Господни тот, кто причащается истинного Тела и истинной Крови Его, по слову Его: «Сие творите в Мое воспоминание“ (Лук. 22: 19).

2) Сектант: Не Причащением, а благодатию спасается человек, которую получает он чрез исполнение слова Божия: «учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими“ (Евр.13: 9).

Объяснение православного: Здесь ап. Павел говорит не о христианах и не об их причащении Телом и Кровию Христа, а об евреях и их ветхозаветных жертвах, «не могущих сделать в совести совершенным приносящаго“ их, «которыя с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр. 9: 9–10), то есть до того времени, когда Христос «к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею“ (ст. 26).

Что в приведенных сектантами словах ап. Павла говорится не о св. Причащении, от которого верующие получают самую великую пользу – «жизнь вечную“ (Иоан. 6: 47–58), это ясно видно из дальнейших слов св. Апостола: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии“ (Евр. 13: 10). Скинии служили не христиане, а евреи. Ясно, что здесь речь о них, об евреях, и об их ветхозаветных жертвах, «с яствами и питиями, и обрядами, относящимися до плоти“, от которых они не получили никакой пользы, ибо эти жертвы только напоминали о великой жертве Господа Иисуса Христа, принесенной на Голгофе за грехи всего мира. Причащение же под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой приносит ту пользу, что ядущий их «имеет жизнь вечную“ (Иоан. 6: 54).

3) Сектант: Слова Христа о причащении Его Тела и Крови нужно понимать духовно: причащается Христа тот, кто страдает за Него и Его учение, и под «чашей“, о которой говорил Христос на тайной вечери, нужно разуметь страдания: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39–52).

«Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься“ (Марк.10: 38–39).

Объяснение православного: В приведенных словах Христа, действительно, под «чашею“ разумеются страдания; но это вовсе не значит, чтобы и в словах Его, сказанных на тайной вечери, под «чашей“ должно разуметь тоже страдания, ибо на тайной вечери Христос употребил это слово в его прямом, собственном, буквальном смысле, что доказывается следующим.

Если под словом «чаша“ в речи Спасителя на тайной вечери разуметь страдания, то при объяснении действий Христа, сопровождавших сказанные Им слова, с точки зрения самих сектантов, получится бессмыслица. В самом деле, в Евангелии сказано: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета“ (Мф. 26: 26–28).

Если под словом «чаша“ сектанты разумеют здесь страдания, то что же они разумеют под словом хлеб? Вероятно, тоже страдания. Но о хлебе сказано, что Христос взял его в руки, преломил и раздал ученикам. Можно ли взять в руки страдание! Можно ли его преломлять? Конечно, нет! Сказано о хлебе, что Христос раздал ero, а о чаше, что подал ее ученикам. По толкованию сектантов, выйдет, что слова «раздал“ и «подал“ Апостолам значат, что Христос причинил им страдания. Очевидно, что разуметь под словом «чаша“, в речи Спасителя на тайной вечере, страдания, это значит допускать бессмысленное и прямо кощунственное толкование слова Божия, то есть толковать его «к собственной погибели“ (2Петр. 3: 16).

4) Сектант (молокане, духоборы и «духовные христиане»): Причащение Тела и Крови Христовой должно быть не чувственное, а духовное, умственное, ибо Христос сказал: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которыя Я говорю вам, суть дух и жизнь“ (Иоан.6: 63).

Объяснение православного: Не сказал Христос: «Плоть Моя не пользует ни мало“, а сказал «плоть не пользует ни мало». Ясно, что здесь говорится не о Плоти Христовой, а о другой какой-то плоти. Да о Своей Плоти Христос и не мог учить, что она не пользует ни мало, ибо немного раньше Он Сам сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною“ (Иоан. 6: 53–57).

Кто же после столь ясных слов Христа может сказать, что Его Плоть не пользует ни мало? Только еретик или совсем неверующий во Христа человек.

В каком же смысле сказал Христос, что «плоть не пользует ни мало, а дух животворит“?

А вот в каком. Когда Христос учил, что для спасения нужно вкушать Плоть Его, Иудеи и «некоторые неверующие“ подумали своим плотским умом, что Христос даст им на съедение живое Тело Свое, на которое они смотрели, как на обыкновенное человеческое тело, ибо и Христа считали только человеком. Они еще не могли возвыситься своим умом до той мысли, что Христос даст им для вкушения не простое человеческое тело, но ипостасно, нераздельно соединенное с Божеством, ибо еще не верили в Него, как в Богочеловека, рожденного от Девы Марии наитием Св. Дука (Лук. 1: 35). Не могли понять и того, что Христос даст им вкушать Свою Плоть под видом хлеба и вина, претворенных Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Его, как это впервые совершилось на тайной вечери. Вот почему Христос и сказал им: плоть, то есть простое человеческое тело, не пользует ни мало; иначе: если-бы Христос был только человек, а не Богочеловек, то тогда Тело Его не пользовало бы ни мало, но соединенное с Божеством еще во чреве Приснодевы Марии от наития на Нее Св. Духа Оно, принимаемое верующими, соединяет их со Христом и дает им жизнь вечную (Иоан. 6: 56), оживотворяет их Духом Святым, ибо в ком Христос, в том и животворящий Дух Божий.

Очень ясно объясняет рассматриваемые слова Христа св. Кирилл, епископ александрийский, когда говорит: «Одна плоть вовсе не может оживлять, потому что сама она имеет нужду в оживляющем; но она животворит потому, что соединена с животворящим Словом“.

Когда Спаситель велел нам есть Плоть Его, то велел есть в буквальном, а не в духовном смысле. Выражение Св. Писания «есть плоть“, употребляемое в духовном смысле, всегда означает: причинять кому-либо страдания, например: «Слушайте главы Иакова и князья дома Израилева... вы едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их» (Мих. 3: 1–3. см. еще Пс. 26: 2 и Гал. 5: 15).

Если понимать слова Христа о ядении Его Плоти в духовном слысле, как понимают их сектанты, то получится величайшая бессмыслица: тогда, выйдет, что только тот наследует жизнь вечную, кто будет причинять страдания Христу!

5) Сектант: Причащение бесполезно, ο чем говорит пророк Осия: «Гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их» (Осия 9: 2).

Объяснение православного: Пророк Осия говорит здесь не о Причащении, которого в его время и не могло быть, а грозит Евреям и язычникам за идолопоклонство голодом, во время которого не будет у них хлеба, ни вина, что видно из предыдущего первого стиха той же главы пророка Осии: «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы; ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах,“ говорит Осия, а затем предрекает им наказание: «Гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманетъ их. Не будут они жить на земле Господней“, и так далее.

6) Сектант (штундо-баптисты и пашковцы): Мы причащаемся, но верим, что принимаем в преломлении простые хлеб и вино в воспоминание о страданиях и смерти Христа, как Он Сам сказал: «сие творите в Мое воспоминание“ (Лук. 22: 19. 1Кор. 11: 24), и как учит aпoстол: «Всякий раз, как вы едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет“ (1Кор. 11: 27).

Объяснение православного: И православные, совершая евхаристию (преломление), вспоминают страдания и смерть Христа, о чем, например, во время литургии молятся в алтаре священнослужители словами следующей древней молитвы: «Поминающе yбо сию спасительную заповедь («сие творите в Мое воспоминание“) и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся“.

Но, следуя словам Христа и Его св. Апостола, православные непоколебимо верят, что в таинстве св. Причащения они принимают не простые хлеб и вино и не знаки Тела и Крови Христа, а истинное Тело и истинную Кровь Его.

Об установлении св. Причащения в Евангелии говорится следующее: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ (Мф. 26: 26–28).

Не сказал Христос о благословенном хлебе: «сие есть знак Тела Моего“ или о вине в чаше, которую Он подал ученикам после того, как вознес благодарение Отцу Своему: «сие есть образ Крови Моей“, а ясно сказал, указывая на находящийся в пречистых Его руках хлеб: «сие есть Тело Мое», и на вино в чаше: «сие есть Кровь Моя“, почему мы и должны верить, что в св. Причащении вкушаем не простые хлеб и вино, а истинное Тело и истинную Кровь Христа, ибо Он Сам так учил Своих учеников.

Так же об этом учит и св. Апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Xpиcтoвa?“ (1Кор. 10: 16).

Не сказал св. Апостол, что мы принимаем хлеб и вино в преломлении только для воспоминания, но прямо сказал, что мы приобщаемся в Нем Тела и Крови Христовой.

А далее св. Апостол поясняет: «Один хлеб (то есть один Христос, сказавший о Себе: «Я есмь хлеб жизни“ (Иоан. 6: 35), и многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба“ (ст. 17), то есть Христа.

Если бы христиане принимали в причащении простые хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы, то не сказал бы св. Апостол, что все христиане причащаются от одного хлеба, ибо простых хлебов, которыми причащались во время св. Апостолов, было столько, сколько совершалось преломлений, то есть многие десятки, сотни и даже тысячи; а ап. Павел говорит: «все причащаемся от одного хлеба»; ясно, что в причащении подается верующим всегда один и тот же Небесный, живый Хлеб, то есть под видом хлеба и вина подается воплотившийся Единородный Сын Божий.

Еще о Причащении св. Апостол так учит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу сию недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... (а не против простого хлеба и вина), ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем (то есть, что он принимает не простой хлеб, а Тело Господне). Оттого, замечает Апостол, многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор. 11: 27–30).

Нам непонятно, как это хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, оставаясь для наших чувств обыкновенным хлебом и вином; для нас, ограниченных существ, непонятна эта великая тайна, как непонятно соединение во Христе Божеской и человеческой природ в одно лицо Богочеловека, как непонятно единство Бога при троичности в Нем Лиц, соединение души человеческой с телом и многие другие тайны веры. Но мы должны верить, что претворивший воду в вино, несколькими хлебами насытивший тысячи народа, воскресивший мертвых, и из ничего создавший мир Сын Божий силен претворить хлеб и вино в пречистое Тело и Кровь Свою: «Богу все возможно“ (Мф. 19: 26).

Заметим, что претворенные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино не только сохраняют свойственный им вид, но подвергаются и переменам, как и Христос, будучи Богом, по человечеству Своему испытывал изнурение (Иоан. 3: 6), голод (Лук. 4: 2), жажду (Иоан. 3: 7. 19: 28), сон (Лк. 8: 23) и боль (Лук. 22: 44).

7) Сектант: Мы причащаемся простого вина, ибо Спаситель сказал о том вине, что было в чаше на тайной вечери: «Истинно, истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием“ (Марк. 14: 25).

Объяснения православного: Христос не мог назвать простым вином то, которое преподал Своим ученикам на тайной вечери, ибо Он Сам назвал его Кровию Своею: «сие ест Кровь Моя“. Очевидно, в приводимой сектантами речи Христос разумел то вино, которое пили с Ним ученики Его до установления Причащения и которое могло оставаться на столе и после установления его. Это видно из описания тайной вечери самого точного и подробного повествователя событий, св. Луки, который описывая тайную вечерю, говорит о двух чашах. Первую чашу Христос взял во время совершения ветхозаветной пасхи и, подавая ее ученикам, сказал: «приимите ее и разделите между собою“, после чего тотчас же прибавил: «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода винограднаго, доколе не приидет Царствие Божие“ (Лук. 22: 17–18).

А другую чашу Христос взял, уже «после вечери“, воздав благодарение Богу Отцу. Он подал ее ученикам, сказав о ней: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается“ (ст. 20), или как у других Евангелистов записано: «сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая“ (Мф. 26: 27–28. Марк. 14: 23–24).

Следовательно, в словах Христа, сказанных при первой чаше: «Я уже не буду пить от плода винограднаго“... речь была о первой чаше, то есть о простом вине, а не о том, которое Он благословил и назвал «Кровию Своею“. Это – во-первых.

Во-вторых, о вине второй чаши Христос не мог сказать: «Я уже не буду пить от плода винограднаго“, и так далее, потому еще, что из этой чаши Он и не пил: из нее пили одни только ученики Его.

Итак, приводимые сектантами слова Христа о вине виноградном относятся к обыкновенному вину, которое пили Христос и Апостолы до установления св. Причащения, а не к вину благословенному, бывшему в той чаше, о которой Он сказал: «пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ (Мф. 26: 27–28).

8) Сектант: Ваше причащение не истинное, ибо Апостол говорит: «все причащаемся от одного хлеба“(1Кор. 10: 17), а у вас на литургии употребляют 5 просфор.

Объяснения православного: Это не верно! У нас для совершения таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой и вынимается часть ее, называемая «агнцем», представляющая собою Агнца Божия, закланного за грехи всего мира (Иоан.1: 29). Когда вынимается из этой просфоры «агнец“, то читаются молитвы, в которых воспоминаются все пророчества, прообразования и события, касающиеся рождения, страданий и смерти Спасителя. Из остальных четырех просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, святых, за живых и умерших в знак единения их со Христом и между собою (Иоан. 17: 21–24).

9) Сектант: Вы вторично мучите Христа, ибо режете ножем и прободаете копьем Тело Его во время преломления.

Объяснения православного: И это не верно! Ножем крестообразно надрезывают и копием прободают на проскомидии, когда еще не начинается и обедня, простой хлеб, еще не претворенный Св. Духом в Тело и Кровь Христа, что совершается уже во время пения «Тебе поем“, когда священник, благословляя «агнца“ и чашу, молится Богу Отцу:"И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

Разрезывается же «агнец» крестообразно ножем, тоже во время проскомидии, в воспоминание крестных страдании Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира, а прободается копием тогда же в воспоминание того, как воин пронзил копием ребро умершему за нас на кресте Спасителю мира (Иоан. 19: 33–34).

Когда же хлеб претворится Духом Святым в Тело Христа, тогда его уже преломляют для причащения верующих.

10) Сектант: У вас неправильно совершается преломление, ибо Тело и Кровь Христа даются верующим не отдельно, как причащал учеников Христос, а вместе лжицею.

Объяснения православного: Преподание верующим Тела и Крови Христа вместе или отдельно касается обряда, а не сущности таинства. Важно, чтобы то и другое были преподаны верующим, а не то, – как будут они преподаны – вместе или отдельно.

Порядок преподания верующим вместе Тела и Крови Христовой лжицею вызван в практике Церкви необходимостью, с одной стороны, охранить великую святыню от поругания неверующими, которые, по свидетельству Иоанна Златоуста, брали св. Дары домой для волхвования, с другой стороны, – невозможностью преподать св. Тело, не пропитанное и не смягченное св. Кровию малым детям, которые и в первые века христианства допускались к Причащению, как об этом свидетельствуют «Апостольския постановления“ (кн. 8, гл. 13) и обращенный ап. Павлом ко Христу Дионисий Ареопагит в его книге «О небесной иерархии» (7: 13); – такой порядок вызван, наконец, удобством причащения лжицею иногда многих сотен людей за одной обедней.

Так как Тело и Кровь Христовы суть божественный духовный огонь, попаляющий недостойно причащающихся (1Кор. 11: 29–30) и очищающий грехи верующих (Мф. 26: 28), то, по объяснению Симеона, епископа Фессалоникийского, лжица, которою священнослужители достают св. Причастие из чаши, означает собою те клещи, которыми некогда Серафим, взял с жертвенника горящий уголь, «коснулся уст пророка Исаии и сказал: вот... беззаконие твое удалено от тебя“ (Ис. 6: 6–7). («О священной литургии“).

Сектантам, вообще отвергающим всякий обряд, а в этом случае гоняющимся за буквою обряда, нужно заметить, что и у них преломление совершается совсем не так, как совершалось оно на тайной вечери: сектанты причащаются, сидя или стоя, а Христос причастил Своих учеников возлежавших за столом, по восточному обычаю (Иоан. 12: 2. 13: 28), который теперь не практикуется ни у нас, ни у сектантов. Если сектанты хотят совершить преломление по букве Писания, то они должны причащаться полулежа: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками Своими... и когда они ели, Иисус взял хлеб, и благословив, преломил“ и так далее. (Мф. 26: 20 и 26. Марк. 14: 18. Лук. 22: 14).

А если они изменили первоначальный обряд преломления, то почему же не может изменить его та Вселенская Христова Церковь, от которой они самовольно отделились и которой дано Христом еще большее право, чем изменять обряды, – дано право затворять на веки двери рая для непокорных сынов ее (Мф. 18: 17 и Иоан. 20: 22–23).

Наконец нужно заметить, что Православная Церковь допускает причащение и под раздельными видами Тела и Крови Христовой: так причащаются в алтаре священнослужители Церкви, как преемники апостольского служения, и цари, как первые сыны ее, а мы, простые миряне, причащаемся Тела и Крови Христовой вместе и лжицею, ибо так Церковь постановила.

11) Сектант: Христос не вливал в чашу теплую воду, а вы вливаете.

Объяснения православного: Мы этим подробнее «возвещаем смерть Господню“, ибо вливаем в чашу воду в воспоминание того, что, когда Христос умер, «один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и тотчас истекла кровь и вода“ (Иоан. 19: 34). – Кроме того вода часто обозначает в Писании благодать Св. Духа (Иоан. 7: 37–39). Вливая в чашу теплую воду, священник молит Бога «возгреть дар Божий веры Духом Святым“.

12) Сектант: Вы не уважаете причастия, ибо у вас причащаются не только ничего не понимающие дети, но всякие грешники, а ап. Павел говорит: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем“ (1Кор. 11: 28–29).

Объяснения православного: Это обвинение сектантов совершенно неосновательное. Св. Церковь всегда учит верующих приступать к св. Причащению не иначе, как очистив свои грехи на исповеди; она всегда напоминает желающим причаститься: «со страхом Божиим и верою приступите“! Если же случается, что причащаются люди не искренно покаявшиеся в своих грехах или даже неверующие, то они сами и ответят за себя, зная, что «кто ест и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем“ (1Кор. 11: 29).

Нужно помнить и то, что сказал Спаситель: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию“ (Лук. 5: 31–32). Кто из сектантов может сказать о себе, что он приступает безгрешным к преломлению? Никто, кроме фарисействующего!

Что касается причащения детей, то кроме вышеупомянутых свидетельств «Апостольских Постановлений» и Дионисия Ареопагита, говорящих о причащении детей в первые времена христианства, мы имеем на это прямое повеление Господа – принимать пречистое Тело и Кровь Его всем людям, без исключения: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6: 53). «Пейте, сказал Христос, из нея (чаши) все» (Мф. 26: 27).

В Евангелии читаем: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним, ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пycтитe детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие“ (Лук. 18: 15–16).

При Причащении приносят детей, чтобы Господь не только прикоснулся к ним, а соединился с ними вместе, по Его словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Иоан. 6: 56). Сектанты, не причащая своих детей, очевидно, не хотят, чтобы они были со Христом, чтобы Христос пребывал в их детях и они в Нем, то есть лишают их Христа, а следовательно и вечной с Ним жизни.

13) Сектант: Православные снова распинают Христа, если считают причащение умилостивительной жертвой, ибо «Христос однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих“ (Евр. 9: 28). «Христос вошел в нерукотворенное святилище... не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно, с чужою кровию; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира, Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею“ (ст. 24–26).

«Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа“... (10: 10–14), поэтому бескровная жертва излишня; она только унижает великую Голгофскую жертву.

Объяснения православного: В приведенных словах св. апостола Павла говорится не о таинстве св. Причащения, а о Голгофской жертве, которая сравнивается с жертвами ветхозаветными. Говорится, что в то время, как иудейския жертвы приносились ежегодно и «не могли сделать совершенными приходящих с ними... ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи“ (Евр. 10: 1–4), Христос, «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых“ (ст. 14), так что «мы освящены единократным принесением Тела Иисуса Христа“ (ст. 10). Вторично страдать за мир Христос уже не будет: Его Голгофская жертва принесена раз и навсегда за грехи всего мира. Но св. Причащение Он велел творить всегда, «доколе Он придет“ (1Кор. 11: 26), сказав при этом, что хлеб в причащении есть Тело, а вино – Кровь Его.

В таинстве св. Причащения Христос не страдает вторично, а принимая бескровную жертву хвалы и благодарения, Сам претворяет Духом Святым освящаемый хлеб в Тело, а вино в пречистую Кровь Свою, вкушая Которых, верующие соединяются с Ним для прощения грехов и получения вечной жизни. Сам Христос в этой духовной и бескровной жертве есть приносящий ее и приносимый, приемлющий ее и раздаваемый, как читается в одной из евхаристических молитв. Вторично распинать Христа, сидящего Плотию Своею на небесах одесную Отца, никто уже не может.

Ап. Павел говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр. 13: 10). Если у христиан есть жертвенник, то, конечно, есть и жертва, которою они питаются. Эта жертва и есть именно святое Причащение, которое, по учению св. Апостола будет совершаться у христиан всегда, до скончания мира. «Всякий раз, говорит он, когда вы едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет“ (1Кор. 11: 26).

Таким образом, в св. Причащении Христос не страдает вторично, а Сам претворяет Духом Святым хлеб и вино, приносимые Ему, как умилостивительную жертву, в пречистое Тело и пречистую Кровь Свою.

Совершение духовной и бескровной жертвы, во время которой воспоминаются страдаиия и смерть Христа и приносятся Ему благодарения за них, не уничижает, а возвеличивает Голгофскую жертву, ибо как частым воспоминанием дорогих и близких нам людей мы только обнаруживаем доброе к ним чувство любви, так и воспоминанием во время евхаристии о страданиях и смерти Христа мы обнаруживаем свою любовь и бесконечную благодарность Ему за великую, за нас принесенную, Голгофскую жертву, исполняя в то же время Его повеление: «сие творите в Мое воспоминание“.

14) Сектант (говорят самые дерзкие и лукавые из сектантов): Мы боимся вашего причастия, ибо в Откровении сказано: «И повел (ангел) меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея; и на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным“ (Откр. 17: 3–5). Мы боимся, не о вашей ли церкви с ее грешниками говорится здесь и не о вашем ли причащении?

Объяснения православного: Напрасный и притворно-кощунственный страх! Сопоставляя 17-ю гл. Откровения с 12-й, мы узнаем, что св. Иоанн видел две жены. «Одна «жена“ (12 гл.) облечена была в солнце, под ногами ея была луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Она родила младенца, которого хотел пожрать дракон с семью головами и десятью рогами, и убежала от дракона в пустыню, где приготовлено было для нея место от Бога“ (Откр. 12: 1–6); после чего из-за этой жены произошла на небе великая война между архангелом Михаилом и ангелами его с драконом, то есть сатаною и его ангелами, которые были побеждены и извержены на землю (ст. 7–9).

А другую жену видел св. Иоанн, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, то есть, сидящую на том же самом звере, или диаволе, который преследовал первую жену, защищаемую архангелом Михаилом.

Эта вторая жена «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея» (гл. 17: 3–4); она -то и была «мать блудницам и мерзостям земным“ (ст. 5); она то и была «упоена кровию святых и Кровию свидетелей Иисусовых“, т. е. кровию христиан.

По объяснению святых отцов Церкви, под первою женою должно разуметь Церковь Христову, а под второю – столицу языческого государства – Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовавший десятью царствами (десять рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровию христиан в течении почти трехсот лет, начиная от императора Домициана и кончая Диоклитианом, пока не явился защитник Церкви – император Константин Великий, ведший упорную войну с языческими императорами, победивший их и объявивший в 315 году веру христианскую господствующею.

Что под женою блудницею разумеется не Церковь Православная, а под чашей, наполненной мерзостями, не св. Причастие ее, как, не боясь Бога, дерзко и кощунственно говорят сектанты, это видно из последнего стиха 17-й главы Откровения, где ясно объяснено, кто – эта вторая жена с чашею, наполненною мерзостями: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (17 гл. ст. 18). Таким великим городом и был древний Рим, владычествовавший почти над целым миром, о чем кощунствующие сектанты могли бы узнать из истории.

15) Сектант: Православные священники растворяют в Причащении вино водою для неразумных и скудоумных, как сказано: «Кто неразумен, обратись сюда! и скудоумному она (Премудрость) сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное“ (Притч. Сол. 9: 4–5). Мы не желаем быть неразумными и скудоумными.

Объяснения православного: Чтобы правильно понять приводимое сектантами место и узнать, кто именуется в нем «неразумными“ и «скудоумными“, нужно прочесть 9-ю главу Притчей Соломона с начала.

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву и приготовила трапезу: послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!“ И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума“ (ст. 1–6)!

Под «Премудростию“ здесь разумеется именующийся так в Писании Сам Христос (1Кор. 1: 23–24), создавший «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго“ (1Тим. 3: 15). Он создал ее «на семи столбах“, то есть на семи та инствах, которыя суть: Священство, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак и Елеосвящение, в которых подается верующим благодать Святого Духа. Он заколол жертву, добровольно приняв смерть на кресте (Евр. 10: 12) за грехи всего мира; уготовал трапезу, установив таинство св. Причащения (1Кор. 10: 21), и послал слуг Своих, то есть святых апостолов, звать к трапезе всех скудоумных и неразумных, то есть неверующих, чтобы они оставили неразумие, т. е. неверие свое, и пришли вкусить хлеба и вина, растворенного водою, то есть св. Тела и Крови Христовой, и жили, ибо без св. Причащения человек не может «иметь в себе жизни“ (Иоан. 6: 53).

Отсюда понятно, что неразумными скудоумными являются не православные, которые с верою являются к трапезе, уготованной Премудростью на тайной вечери, а те, кто отвергает св. Причащение и не идет на зов Премудрости.

16) Сектант: Мы не можем допустить, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя.

Объяснения православного: Не священник претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а Сам Дух Святый всесильной благодатию Своею. Священник только молит Господа Вседержителя «вселитися Духу благодати на предлежащие Дары“. «Еще приносим Ти, молится он в алтаре, словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (то есть умильно, усиленно умоляем) низпосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие дары сия“.

А дальше, трижды знаменуя рукою крестообразно предлежащие дары, священник в чувстве глубокого благоговения просит Отца Небесного: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив (претворив) Духом Твоим Святым“.

Сила же и действие благодати Св. Духа не зависят от святости или греховности священнослужитей, которые будучи и грешны, все-таки имеют полученный чрез епископское рукоположение «дар Божий“ (2Тим. 1: 6) совершать св. Причащение; и этот дар, «сокровище сие носят в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не им» (2Кор. 4: 7).

Иуда Искариот был вор (Иоан. 16: 6), а впоследствии и предатель Христа, однако и ему, как и другим Апостолам, Христос, «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их», и ему дал власть «врачевать всякую болезнь и всякую немощь“ (Мф. 10: 1); и ему вместе со всеми Апостолами Христос сказал: «Болных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте“ (ст. 8); и о нем сказал Христос: А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Исгинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому“ (ст. 14–15).

Не священнослужители претворяют хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а, по молитве их, Сам Дух Святый.

II. Вопросы и ответы православного

1) Кем и когда установлено таинство св. Причащения?

Еще раньше тайной вечери, после чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами около пяти тысяч народа, Христос обещал дать верующим в Причащении Свое пречистое Тело и Свою пречистую Кровь (Иоан. 6 гл.); но установил Он таинство св. Причащения уже на тайной вечери, пред страданиями Своими.

«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил его и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ (Мф. 26: 26–28. 1Кор. 11: 23–25).

2) Откуда видно, что в Причащении верующие принимают не простые хлеб и вино, а истинное Тело и истинную Кровь Христа?

Из слов Самого Христа: «Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день“ (Иоан. 6: 51–54).

Особенно ясно видно из слов Христа, сказанных Им на тайной вечери: раздавая ученикам благословенный хлеб, Он прямо сказал о нем: «Сие есть Тело Мое“, а подавая благословенную чашу, сказал о находящемся в ней вине: «Сие есть Кровь Моя“ (Мф. 26: 26–28), причем добавил о Теле, как умилостивительной жертве: «За вас ломимое“ (1Кор. 11: 24) и о Крови: «За многих изливаемая“ (Мф. 26: 28), а не сказал, как должен был бы сказать о простом хлебе и простом вине: «для вас ломимое“, «для вас изливаемое», т. е. для еды и пития.

Видно также из слов ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем“ (1Кор. 11: 27–29).

«Я говорю вам, как рассудительным; сами разсудите о том, что говорю: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Хриcтoвa? “ (1Кор. 10: 15–16): «Один хлеб, говорит Апостол, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба“ (1Кор. 10: 17). Если бы христиане вкушали в евхаристии простой хлеб, то св. Апостол не сказал бы, что «все причащаемся одного хлеба“, ибо сколько совершается ежедневно литургий, столько было бы и хлебо – сотни, тысячи и десятки тысячь в один день. Но, говоря: «один хлеб“, он под хлебом разумеет Христа, сказавшего: «Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить во век» (Иоан. 6: 51), и говоря: «все причащаемся от одного хлеба“, разумеет тот хлеб, о котором Спаситель сказал : «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51).

3) Πoчeмy св. Причастие дается нам под видом хлеба и вина, а не в виде тела и крови?

Потому, что людям непривычно было бы вкушать Плоть и пить Кровь Христа в настоящем их виде. Этим могли бы многие соблазниться, как соблазнилися было многие из учеников Христа. Думая, что Он даст им вкушать Плоть и Кровь Свою в настоящем их виде, а не под видом хлеба и вина, они говорили: «какия странныя слова! Кто может это слушать“! Снисходя немощи человеческой, Господь и дает нам вкушать пречистое Тело и пречистую Кровь Свою под видом обычной для нас пищи – хлеба и обычного пития – вина.

4) Какую силу и значение имеет таинство св. Причащения?

Оно соединяет нас со Христом для прощения грехов и получения вечной жизни. Без Причащения нельзя получить спасения.

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей жив будет во веки; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Меня жить будет Мною... Ядущий хлеб сей жить будет во век“ (Иоан. 6: 51–58). «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов“ (Мф. 26: 28. Пс. 115: 4).

5) Еще для чего совершаем мы Преломление?

Для воспоминания о жизни, страданиях и смерти Христа за нас грешных.

«Сие творите, сказал Он, в Мое воспоминание“ (Лук. 22: 19 и 1Кор. 11: 24–25).

«Ибо всякий раз, учит ап. Павел, когда вы едите хлеб сей, или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет“ (1Кор. 11: 26).

6) Как мы должны приступать ко св. Причащению?

«Достойно», то есть испытав свою совесть пред Богом, раскаявшись на исповеди во всех грехах своих и примирившись со всеми обижаемыми нами и обидящими нас“ (Мф. 6: 12–15).

«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу сию недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей“ (1Кор. 11: 27–28).

7) Что ожидает того, кто недостойно причащается?

На земле его ожидают болезни и даже смерть, а на небе суд и осуждение.

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор. 11: 29–30).

8) До каких пор будет совершаться в Церкви Христовой св. Причащение?

До второго пришествия Христа:

«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет“ (ст. 26).

9) Кто имеет право совершать для верующих таинство св. Причащения?

Только законно рукоположенные преемники св. Апостолов – епископы Церкви и рукоположенные ими пресвитеры, поставленные для служения и совершения св. таинств.

«Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор. 4: 1).

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова“ (Еф. 4: 11–12).

Св. отцы и учители Церкви всех веков ее верили и учили, что в таинстве св. Причащения христиане вкушают не простые хлеб и вино, а истинное Тело и истинную Кровь Христа. Даже отделившиеся еще в первые века от Церкви христианские общества, например, несториане, евтихиане, яковиты, армяне, копты и другие сохранили у себя веру в то, что они, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа. Такое же учение содержится в сохранившихся древних литургиях, – в литургии ап. Иакова, евангелиста Марка и других.

Это показывает, что вся Церковь первых веков христианства не так учила о Причащении, как учат заблудшие наши сектанты, а учила так, как и теперь учит Православная Церковь.

Можно было бы привести многочисленные свидетельства св. отцов и учителей церкви, о том, что в св. Причащении верующие вкушают пречистое Тело и Кровь Христа, но для нас достаточно привести свидетельства тех из них, которые жили в первые века христианства, – когда, как думают сами сектанты, и была истинная вера на земле.

Игнатий Богоносец, ученик ап. Петра, обличая еретиков докетов, отвергавших действительность страданий Христа, а следовательно – и Причащение, учил: «они удаляются от евхаристии (причащения) по той причине, что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которую воскресил Отец по Своей благости; почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы воскреснуть“.

Говоря же о том, кто имеет право совершать таинство св. Причащения, св. Игнатий учит: «только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это“.

Св. Иустин мученик так учит о Причащении: «пища эта называется у нас евхаристиею... Мы принимаем это, не как обыкновенный хлеб и обыкновенное питье, но как Иисус Христос, Спаситель наш, воплотившийся чрез Слово Божие, имел и плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение чрез слово молитвы от Него (данное) и от которой питается чрез преложение наша плоть и кровь, – есть, как мы научены, плоть и кровь того же воплотившагося Иисуса. Ибо Апостолы в написанных ими сказаниях, которыя называются евангелиями, предали, что им было так заповедано: «это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое; подобным образом Он взял чашу, и благодарил, и сказал: это есть Кровь Моя, и подал им одним“.

Св. Ириней Лионский, опровергая лжеучение еретиков-гностиков, пишет: «если не спасается она (плоть), то, очевидно, и Господь не искупил нась Своею Кровию, и чаша евхаристии не есть приобщение Крови Его, и хлеб, который мы преломляем, не есть приобщение Тела Его... Так как мы Его члены и питаемся Его творением, а творение доставляет нам Он, повелевая восходить солнцу и падать дождю, как Ему угодно, то чашу от сотворенного Он признал Своею Кровию, от которой Он орошает нашу Кровь, и хлеб от творения Он утвердил, чтобы он был Его Телом, которым укрепляет наши тела. Посему, когда растворенная чаша и приготовленный хлеб принимают слово Божие, и евхаристия делается Телом Христовым, которым укрепляется и поддерживается состав нашей плоти, то как они (еретики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, который есть жизнь вечная, – (плоть) питающаяся от Тела и Крови Господа?“

Св. Ефрем Сирин учит: «у кого есть око веры, тот ясно и светло созерцает Владыку и с убеждением совершенной веры вкушает Тело непорочного Агнца, Единородного Сына небесного Отца, нимало не вдаваясь в пытливость о вере Божией... Будь простодушно верным: со всею верою причащайся пречистого Тела Владычняго в полном убеждении, что истинно вкушаешь самого Агнца. Тайны Христовы – безсмертный огнь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин. “

Св. Кирилл Иерусалимский учит: «если (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, то после сего кто уже осмелится не веровать? И если Сам уверил и сказал о чаше: сие есть Кровь Моя, то кто усумнится и скажет: это не Кровь Его? Итак, хлеб и вино не разумей простыми: ибо оные суть Тело и Кровь Христовы, по изречению Владыки. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но от веры будь известен и несомненно уверен, что сподобился Тела и Крови Христовой.“

Св. Иоанн Златоуст особенно убедительно учит о св. Причащении: «какой пастырь, говорит он, питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такия матери, которыя новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел сего; Он питает нас собственною Кровию и чрез сие соединяет нас с Собою“. «Действия сего таинства, говорит еще Иоанн Златоуст, совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на оной (тайной) вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос».

Блажен. Августин, говоря о словах Спасителя, сказанных о причащении Его Плоти и Крови на тайной вечери, спрашивает: «Неужели же дерзнет кто-нибудь сказать, что слова сии не относятся к детям? Веруем, что и за младенцев пролил Кровь свою Господь, Который прежде нежели пролил ее, повелел преподавать ее в таинстве, когда говорит: «сие есть Кровь Моя, яже за многих изливаемая, во оставление грехов“ (Мф. 26: 28). О необходимости причащения детей учат: св. Григорий великий, Геннадий Мессалийский и Иннокентий І-й.

Св. Иоанн Дамаскин с особенною ясностию учит о св. Причащении, когда говорит: «хлеб и вино суть не образы Тела и Крови Христовой; да не будет, – но самое обоженное Тело Господа. Ибо Сам Господь сказал: сие есть Тело Мое, а не образ тела, сия есть Кровь, а не образ крови“.

В древнейших литургиях и «Постановлениях Апостольских“ мы также находим ясныя указания на веру всей Церкви в пресуществление евхаристических хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь Иисуса Христа.

В литургии an. Иакοва священнодействующий, напр., молит Бога, да «ниспослет Всесвятого Своего Духа на предлежащие дары, дабы, пришед, святым благим и славным Своим наитием, освятил хлеб сей и сделал святым Телом Христа Твоего и чашу Сию – драгоценною Кровию Христа Твоего“.

В чине литургии, находящемся в «Постановлениях Апостольских», находится молитва священнослужителя к Богу о том, «да милостиво призрит Он на предлежащие пред Ним дары сии и ниспошлет на жертву Духа Своего Святаго, свидетеля страстей Господа Иисуса, яко да покажет хлеб сей Тело Христа Eгo, а чашу сию – Кровь Христа Его“.

Такие же молитвы находятся в совершаемых ныне литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста.

Православное учение о св. Причащении подтверждено на многих вселенских и поместных соборах: на первом, третьем, шестом и седьмом вселенских соборах, на соборах анкирском, лаодикийском и других. На шестом вселенском соборе, в виду появившегося в армянской церкви обычая употреблять при евхаристии одно лишь вино, без воды, сделано следующее постановление: «До сведения нашего дошло, что в армянской стране совершающие безкровную жертву приносят на святой трапезе едино вино, не растворяя оного водою. Но святые отцы предали присоединяти к вину воду, когда надлежит совершати безкровную жертву, указуя на соединение крови и воды из пречистого ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога, истекшее, к оживотворению всего мира и ко искуплению от грехов. И во всех церквах, где сияли духовныя светила, сей Богопреданный чин совершается. Аще же кто епископ или пресвитер творит не по преданному от Апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий и преданное нововведением повреждающий». О смешении евхаристического вина с водою учат: «Постановления Апостольские», св. Иустин, св. Ириней, св. Киприан, св. И. Златоуст, св. Василий Великий и св. И. Дамаскин.

В «Послании Восточных Патриархов» так изложено православное учение о таинстве св. Причащения: «веруем, что в сем священнодействии (евхаристии) присутствует Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием как это некоторые отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба, так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для евхарастии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так, что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, преобразуется в самое истинное Тело Гослода..., а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа... Еще веруем, что сия есть истинная, умилостивительная жертва, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших и, как сказано в молитвах таинства сего, преданных Церкви Апостолами, по повелению Господню: за спасение всех“.

Ηο, повергаясь пред неизреченным милосердием Христа, дающего верующим Плоть и Кровь Свою для оставления их грехов и получения вечной жизни, помни и ты, православный христианин, слова св. ап. Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор. 11: 27–30).

«Тягчайшему наказанию, говорит ап. Павел повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, Которою освящен, и Духа благодати оскрбляет“ (Евр. 10: 29).

III

1) Христос обещал утановить таинство св. Причащения чащения: Иоан. 6 гл. и установил его: Мф. 26: 26–28. 1 Kop. 11: 23–25.

2) В Причащении верующие, под видом хлеба и вина, а) вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для прощения грехов и получения вечной жизни: Иоан. 6: 51–54. Мф. 26: 26–28. 1Кор. 10: 15–16 и 17 ст. 1Кор. 11: 27–29. б) а также и для воспоминания о земной жизни, страданиях и смерти Христа: Лк. 22: 19. 1Кор. 11: 24–26.

3) Причащатъся должно, приготовившись: 1Кор. 11: 27–30.

4) Право совершать Причащение имеют только законные пастыри Церкви 1Кор. 4: 1. Еф. 4: 11–12, которые будут совершать его до второго пришествия Христа: 1Кор. 11: 26.

5) Кто не причащается Тела и Kpoви Христа, тот не получит вечной жизни со Христом: Иоан. 6: 53–54.


Источник: Кальнев М.А. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед. Одесса: тип. Епарх. Дома, 1913. – 382 с.

Комментарии для сайта Cackle