Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека священноисповедник Сильвестр (Ольшевский) Борьба со штундой (из руководственных миссионерских бесед протоиерея Иустина Ольшевского)

Борьба со штундой из руководственных миссионерских бесед протоиерея Иустина Ольшевского

Источник

Содержание

Беседа 1. Происхождение и распространение штундизма Беседа 2. Сущность заблуждений штундистов Беседа 3. Средства борьбы со штундизмом Веседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Беседа 5. Миссионерское дело в начальной школе Беседа 6. Миссионерская Программа Закона Божия для начальных школ Священная История Ветхого Завета Священная История Нового Завета Из Истории Церкви Краткий Катехизис Учение о Богослужении Беседа 7. Миссионерская Библия Миссионерские тексты Достоинство Ветхого Завета Св. Предание Толкование Св. Писания Церковь Христова Пастыри Церкви Водное крещение Заключение  

 

Блюди́те ᲂу҆̀бо, ка́кѡ ѡ҆па́снѡ хо́дите, не ꙗ҆́коже немꙋ́дри, но ꙗ҆́коже премꙋ́дри, и҆скꙋпꙋ́юще вре́мѧ, ꙗ҆́кѡ дні́е лꙋка́ви сꙋ́ть (Еф.5:15–16).

Из руководственных миссионерских бесед протоиерея Иуст. Ольшевского

Беседа 1. Происхождение и распространение штундизма

Спѧ́щымъ же человѣ́кѡмъ, прїи́де вра́гъ є҆гѡ̀ и҆ всѣ́ѧ пле́велы посредѣ̀ пшени́цы (Мф.13:25).

В деле возникновения южнорусского штундизма примечательны два обстоятельства: а) появление его в знаменательное время шестидесятых годов девятнадцатого столетия; б) появляется он среди русских рабочих в немецких колониях Новороссии, так что за ним сразу упрочилось в народе не русское название «штунд», «штундист» (die Stunde – час). Штундизм, таким образом, есть наносное явление в жизни нашего народа. В насаждении его настроение проповедников соответствовало духу времени, а нестроения в приходской жизни явили свою помощь. По научению немецких проповедников, штундисты начали отрицанием вековых учреждений Православной Церкви и затем в «определенные часы» стали сами собираться, вместо посещения православного Богослужения, чтобы самочинно поучаться слову Божию и созидать свое спасение, а также, чтобы устроять свое внешнее благополучие. Явилась штундистская ересь или секта. Из первоначального гнезда в Херсонской губернии штундизм тогда же занесен был рабочими в Киевскую губернию; в обоих местах он сразу привился, встретив себе весьма снисходительное отношение со стороны местных властей и суда. Потом дело распространения ереси ее сторонниками было организовано, и она появляется в других губерниях. Среди свыше полутораста миллионов населения русского государства штундистов в настоящее время насчитывается около пятидесяти тысяч. Церковь и печать чутко отнеслись к штундизму, и он в короткое время вызвал весьма значительную историко-бытовую и обличительную литературу.

Штундизм есть по преимуществу простонародная секта. Распространяется он и в настоящее время посредством сношений простого народа при работах, а также помощью нарочитых проповедников ереси. Весьма благоприятно для штундизма отчуждение «либеральной интеллигенции» от Церкви. «Тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33). Переносится штундизм посредством нравственного прикосновения так же, как посредством вещественного прикосновения передается телесная зараза. Против заразы трудно устоять и здоровому организму. «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф.5:15)!

Рядом принятых религиозно-нравственных и других оздоровляющих средств рост штундизма в конце XX столетия был задержан. Еретические силы вели свои нападки на Церковь более скрытыми глухими средствами. Но вот пришли 17 апреля и 17 октября 1905 года, объявлен был ряд свобод, – и штундизм вместе со всеми ересями стал укрепляться, выступил на открытую борьбу с Церковью. Появился, так называемый, Русский евангельский союз, который поставил своею целью объединение либеральной интеллигенции и рационалистических сект, а также широкое распространение среди русского народа враждебных Церкви начал всеми нынешними культурными средствами. Ересь теперь ищет для себя опоры в науке и у власти. Опыт жизни за последние годы ясно показал, что требующие полноты свобод – требуют обоюдоострого меча в руки младенческие и в руки разбойнические.

Беседа 2. Сущность заблуждений штундистов

Ненаꙋче́ни и҆ неꙋтвержде́ни развраща́ютъ, ꙗ҆́коже и҆ прѡ́чаѧ писа̑нїѧ, къ свое́й поги́бели и҆̀мъ (2Пет.3:16).

Штундизм не имеет своего определенного и точно выраженного положительного вероучения. Произведенные разными вожаками его и графом Львом Толстым попытки к катехизическому выражению и объединению ереси оказались безуспешными. На вопрос: како веруеши, – каждый штундист обыкновенно отвечает: «я верую по Писанию», но это Писание он разумеет по-своему. Разнообразие в разумении Св. Писания и основных догматических истин вызвало разнообразие в разрешении практических вопросов, а все это по необходимости вызвало разные течения в развитии штундистского настроения. Мало того, разнообразие в понимании предметов веры замечается у отдельных общин и даже у лиц одного и того же склада или толка. Возьмем пример: одни штундисты признают все неканонические ветхозаветные книги, другие признают только часть их, третьи отвергают их: одни признают три таинства, другие – два таинства, третьи – ни одного и даже смеются над самым названием таинства, замечая, что «нет ничего тайного, что не было бы узнано» и т. д.. Таким образом, штундизм по преимуществу есть религиозно-нравственное брожение, отрицательное по настроению и по плодам. Однако в разнообразии есть и единство. В штундистском брожении везде заметны общие всем течениям три основных струи: а) дерзкое, злобное и нелепо-наивное отрицание Св. Церкви и ее установлений; б) признание в разной степени достоинства Св. Писания, как источника истины; в) право истолкования и осуществления смысла Св. Писания, для нравственной и религиозной жизни, признается за каждым сектантом, по его личному разумению. Бывает, конечно, и искреннее искание истины сбитым с пути человеком. Штундизм втягивает в себя и засасывает собою другие родственные ему секты. При своих молитвенных собраниях штундисты руководствуются обыкновенно баптистским сборником гимнов «Голос веры».

Так произвол произвел много вредных мнимоистин, на место единой действительной и спасительной истины. Главнейшие основные направления в веропонимании штундистов суть следующие.

1. Штунда плотская, штундо-баптисты, штундо-пашковцы-перекрещенцы и штундо-молокане, – они допускают у себя водное крещение и причащение хлебом и вином, заботятся о буквальном выполнении требований Св. Писания.

2. Штунда духовная и штундо-пашковцы-неперекрещенцы объясняют слова Евангелия о крещении и причащении и все внешние установления религиозные в смысле переносном, сосредоточивают свое внимание на учении об оправдании верою.

3. Штундо-субботники и штундо-жидовствующие признают достоинство Ветхого Завета в усиленной степени и празднуют субботу вместо воскресенья, а иные совершают даже ветхозаветные обряды до обрезания включительно.

4. Штундо-малеванцы и адвентисты утверждают, что исполнение новозаветных времен окончилось, и что кончина мира наступила. При своих молитвенных собраниях малеванцы обнаруживают нервные припадки, подобно радениям у хлыстов.

5. Штундо-толстовцы и штундо-духоборы, – они обнаруживают равнодушие к Св. Писанию, прямо отрицают государственные учреждения, стоят на пути безбожия.

Шалапутство и иоаннитство, являющиеся несовершенным и подготовительным видом хлыстовства, признают весьма полезным церковное благочестие, но они признают это благочестие за низшую стадию на пути к высшему откровению у сектантов. В сем разумении Церкви обе секты открывают у себя почву для штундизма. Шалапутство и иоаннитство, при всей своей кажущейся невинности, требуют от пастыря зоркого присмотра.

При своей проповеди штундист не излагает положительного учения, которого нет у него, но излагает свои отрицательные суждения о Православии, которые и составляют душу штундизма. Отрицательная мысль штундиста в сем случае обыкновенно принимает в основных чертах своих следующее течение: «Христианскую веру, – утверждает штундист, – каждый человек может узнать из Св. Писания, – стоит только приняться за чтение, и все само собою объяснится от Духа Божия. Называемое Св. Предание есть предание старцев и фарисеев, и оно во всем идет вопреки Писанию. Церковью православные называют здание, но церковь – там, где два или три человека, верующих по Писанию. Православная церковь ведет свое начало от вселенских соборов. Православные пастыри суть наемники, книжники и фарисеи и ведут свой род от тех священников и первосвященников, которые распяли Господа; они – саранча апокалипсическая. Крестить водою не нужно, ибо вода живая есть слово Божие. Если совершать крещение, то нужно в реке над взрослыми, а не над младенцами, которые не могут веровать. Причащаться также можно посредством чтения и слушания слова Божия. Если причащаться хлебом и вином, то нужно по Писанию – без ложечки. Исповедовать свои грехи нужно пред всеми людьми. Покланяться святым лицам нельзя, – они и сами не принимают сего. Святые о нас не молятся. Умершие получают воздаяние по делам своим, и для них наша молитва не нужна. Богу можно молиться на всяком месте, а православные храмы суть капища. Крест есть позорная шибеница, а крестное знамение, совершаемое рукою, есть распинание в себе Сына Божия. Поскольку Бога никто не видел, то изобразить Его невозможно, и это воспрещено второю заповедью. Все иконы суть кумиры и идолы. Покланяться Богу нужно духом, и обряды не нужны. Слово Божие осуждает православное богослужение, славянский непонятный язык и проч. Пост не нужен. Присяга воспрещена. Все верующие по Писанию суть священники и цари; Бог упразднит всякую власть и силу. Петербург есть Пергам, где престол сатаны (Откр.2:12–16). Все православные живут худо, потому что у них вера худа, от них нужно отделиться. Все богатые должны разделиться своим имуществом с бедными, ибо горе богатым. Верующие по Писанию (т. е. штундисты) суть святые, суть немощные младенцы, посрамляющие мудрых и крепких. Их гонят за слово Божие, ибо Христос принес на землю не мир, а меч».

Нами сейчас изложены мысли штундиста в выражениях много более приличных, чем какие употребляют сами штундисты. Все суждения штундиста обязательно подкрепляются изречениями Св. Писания посредством внешнего сближения сектантской мысли со св. текстом. В этом заключается главная сила обаяния сектантской проповеди. По меткому замечанию святителя Димитрия Ростовского, не разумеет простота, что из одного цветка пчелою извлекается мед, а пауком яд, –что для подтверждения своих мыслей приводил тексты Св. Писания даже сам диавол (см. Мф.4:5–6).

Нравственное обновление, замечаемое в разной степени у штундистов, выражается исключительно отрицательными добродетелями, каковы главным образом – не кури, не пей, не бранись. Этим они производят впечатление на окружающее их население. На новичков производит впечатление также их восторженная и показная общая молитва. Особенное положение штундистов среди населения, ставшего им чуждым, вызывает тесную сплоченность членов штундистских кружков, оно же нудит их к проповеди для увеличения числа приверженцев ереси. При распространении нового и небезопасного учения применяется смиреннолукавство, лесть и обман. «Сам бо сатана преобразуется во ангела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды» (2Кор.11:13–15). Ненависть к Православию, хула и издевательство, фарисейское самопревозношение везде присущи штундистам. У окружающего штундистов православного населения обыкновенно нарушается духовная цельность. Дело веры из народного сердца переходит в мужицкую голову и разрешается нелепым критиканством, резонерством и теплохладностью. Здесь сказывается действие математического закона: при многих положительных сомножителях один отрицательный множитель делает все произведение отрицательным. «Мал квас все смешение квасит» (1Кор.5:6).

Беседа 3. Средства борьбы со штундизмом

Насто́й благовре́менне и҆ безвре́менне, ѡ҆бличѝ, запретѝ, ᲂу҆молѝ со всѧ́кимъ долготерпѣ́нїемъ и҆ ᲂу҆че́нїемъ (2Тим.4:2).

Возникновение ересей предвидели апостолы Христовы (2Петр.2:1–3). При появлении ереси христианин и пастырь не опасается за Истину и Церковь, которой, по непреложному обетованию Спасителя, не одолеют врата адова; он скорбит и опасается за отпадающих от Истины и Церкви людей. Миссионерство, как охранение православных от ереси и как вразумление заблудших, есть прямой долг местного приходского пастыря. Всякий миссионер совне есть сотрудник или помощник приходского пастыря. Ближайшие помощники миссионерствующего пастыря суть: диакон, псаломщик, учитель церковной школы, избранные прихожане. Сплотить прихожан вокруг пастыря для миссионерских целей удобно могут следующие учреждения: Церковно-приходские братства, Общества ревнителей Православия, Сестричные братства, Общества трезвости; уставы для них могут быть вырабатываемы самими приходскими священниками. Для пастыря весьма ценна помощь прихожан. Прихожане благовременно могут дать пастырю все нужные сведения об отступниках, могут помочь ему охранением православных, даже могут помочь личным воздействием на отступников. Братства и общества могут дать и материальную помощь делу в нужных случаях. В обращении православных прихожан с отступниками требуется, однако, осторожность, дабы они «не повредили своего ума». Весьма полезна пастырю помощь женщин, как твердый оплот родной истины: они в своем усердии могут сильно воздействовать на мужей и детей.

Общий характер пастырско-миссионерских средств отрицательно выражен в знаменитом изречении митр. Григория: «полицейские меры – не наши меры». Это высказано было еще в начале XIX столетия. Церковь располагает одними нравственными средствами: что касается внешних и гражданских мер, то они суть дело Государства. Государство, дорожащее своим союзом с Церковью, по долгу принимает свои меры для ослабления разрушительной деятельности исповедников ереси. Миссионерствующему пастырю, разумеется, подобает знать государственные узаконения о вере и Церкви. Таковые узаконения изложены в «Основных Законах Российской Империи» и в приложениях к ним – в «Уставе иностранных исповеданий» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений». По нынешним нашим Основным Законам, Православная Вера и Церковь признается господствующею («Основ. Законы» изд. 1906 г. ст. 63–66), и потому ей одной принадлежит право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения и веры («Устав иностр. испов.» ст. 4. «Устав о предупр. и пресеч. преступлений» ст. 70). Евангелическо-лютеранской и другим инославным церквам повелевается воздерживаться от прозелитизма («Устав иностр. исповед.» ст. 256, 779, 1102 и 1110), им воспрещается прикасаться в делах веры к убеждениям совести последователей православной церкви и других вер и отвлекать их от своих вер («Устав о предупр. и пресеч. преступлений» ст. 70, 77, 45 и 53). При нарушении названных узаконений сектантами приходский пастырь может вчинать дело, но только через Епархиальное Начальство, и то с полной осмотрительностью.

Указание пастырско-миссионерских средств можно найти, после Св. Писания, в следующих изданиях Св. Синода: «Наставление священнику относительно заблуждающих от истин веры» (5 изд. 1856 года); «Постановления Преосвященных юго-западного края, собиравшихся в г. Киеве 1884 г.»; «Правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам» (опред. Св. Синода 25 мая 1888 года); Определение Св. Синода по поводу заключений 2-го Всероссийского миссионерского съезда, бывшего в г. Казани 1897 года («Миссион. 0бозр.» 1900 года №7–8); Определения Св. Синода по поводу заключений 4-го Всероссийского миссионерского съезда, бывшаго в 1908 году в г. Киеве (Церк. Вед. 1908 и 1909 г.г.); наконец – «Правила об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви, утвержденные Св. Синодом 22–28 мая 1908 года» (Церков. Вед. 1908 г. №22). Правила 1908 года являются последними по времени и имеют ныне главное руководящее значение при организации миссионерского дела в епархиях. Соответственно всем этим синодальным распоряжениям, на миссионерствующем приходском пастыре лежит долг применения в его приходе совокупности следующих средств, способных создать сильное миссионерское воздействие на верных Церкви прихожан и на отступников:

1) Необходима для пастыря постоянная осведомленность о религиозных воззрениях местных сектантов, о личном составе их и бдительный надзор за ними, дабы они не занимались распространением своего лжеучения.

2) Должна быть точная запись лиц, рожденных в секте и совратившихся, с надлежащим сообщением о них сведений Епархиальному Начальству.

3) Следует вести изъяснительные, увещательные и обличительные беседы с отступниками (см. Беседу 4).

4) Церковная проповедь и внебогослужебные собеседования с положительным изложением и изъяснением прорекаемых отступниками истин веры; разбор сектантских заблуждений при внебогослужебных собеседованиях (см. Беседу 4).

5) Возвращающихся в лоно Церкви отступников и лиц, колеблющихся в вере, можно допускать ко Св. Причастию только после тщательного и полного испытания их совести на исповеди.

6) Настоятельно необходимо неопустительное посещение пастырем домов прихожан при требах и с предпраздничной молитвой, ознакомление с их духовными нуждами и благоприличная беседа при сем. Удобно при этом осведомиться у бывших школьников и школьниц о том, насколько помнят они выученное по Закону Божию и как применяют его дома. Начинать посещение домов нужно заблаговременно до праздника.

7) Подобает внушать прихожанам, согласно слову Божию: всемерно удаляться от отступников, не посещать их молитвенных собраний и не принимать их к себе в дом.

8) Одни избранные в начитанности и твердости в истинах веры прихожане могут быть направляемы на беседы с отступниками. Помощь священнику таких начетчиков весьма существенна, и он сам должен озаботиться подготовкой их. Они могут составить собою основное ядро для образования приходского братства или кружка ревнителей Православия.

9) Миссионерствование путем школы, – школы церковно-приходские смешанные и женские (см. Беседы 5 и 6).

10) Устройство церковно-народных и миссионерских библиотек при храмах или при школах, раздача народу религиозно-нравственных листков Троицких, Киевских, Пантелеимоновских и др., раздача миссионерских брошюр.

11) Испытание восприемников при крещении, а также испытание при исповеди, при браке и в других случаях знания прихожанами молитв, – научение молитве посредством пения и хорового чтения на внебогослужебных собеседованиях.

12) Устройство церковных хоров и общего пения при богослужении. Где имеются хорошо организованные хоры, там желательно общее пение хотя некоторых молитв, например, на Вечерни «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши», на Утрени «Слава в вышних Богу», на Литургии «Верую во единого Бога», «Достойно есть», «Отче наш».

13) Совершение всенощных бдений и других молитвословий в удаленных от приходского храма деревнях и хуторах; местом молитвословий по преимуществу может быть церковная школа.

14) Необходимо наблюсти за тем, чтобы существующие и вновь сооружаемые для церковного и домашнего употребления кресты и иконы были благоприличного вида и письма. Освящение новосооружаемых крестов и икон подобает совершать в храме всенародно и торжественно, при выразительном чтении положенных молитв, которые исполнены глубокого миссионерского содержания.

15) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы.

16) Обязательно должно быть молитвенно-благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе, т. е. хорошее, псалмодическое чтение.

17) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение св. крещения должно быть через погружение и по возможности в св. храме.

18) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по несколько человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к узнанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановл. Юго-зап. Преосвященных 1884 года).

19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля.

20) Необходимо усовершать себя посредством чтения святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышенского, величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеймоновым монастырем).

21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси мне, да будут едино» (Ин.17:11)!

Веседа 4. Миссионерская проповедь в приходе

Сло́во ва́ше (да быва́етъ) всегда̀ во блгⷣти, со́лїю растворе́но, вѣ́дети, ка́кѡ подоба́етъ ва́мъ є҆ди́номꙋ комꙋ́ждо ѿвещава́ти (Кол.4:6).

Миссионерство или веропроповедничество в православной церкви есть, с одной стороны, благодатный дар, а с другой стороны – искусство. Благодатный дар стяжавается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин.6:44). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, кротости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он «воззрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их» (Мк.3:5). Апостол Павел научает пастырей: «рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:24–25). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» (Кол.4:6). «Слово мое и проповедь моя, – говорит о себе апостол, – не в препретельных человеческие премудрости словесех, но в явлении духа и силы» (1Кор.2:4).

Дабы слово православного проповедника было удобовосприемлемо для сектанта, необходимо знать склад сектантского мышления о вере и приспособляться к нему. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем, – дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:6). Штундист в своем понимании предметов веры и при отрицании истин Православия старается обосноваться на тексте Св. Писания и иных доказательств не приемлет. При этом штундист а) пользуется текстом по большей части отрывочно, вне связи с предшествующими и последующими мыслями священного писателя; б) при истолковании читаемого места часто применяется им грубый буквализм, без проникновения во внутренний смысл текста; в) весьма нередко из читаемого текста совершенно безосновательно он извлекает переносный смысл. Одного внешнего соответствия буквы священного текста достаточно сектанту для утверждения его в собственной мысли. Например, в словах ап. Павла «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян.17:25), – штундист видит воспрещение совершать рукою крестное знамение.

Соответственно всему этому, православный веропроповедник должен помнить и по надобности применять в беседах со штундистами их правило: «не мудрствовать сверх написанного» (1Кор.4:6). При разборе сектантских ссылок на св. текст веропроповеднику предлежит прежде всего: а) истолковать приводимое ими место в связи с предшествующими и последующими стихами (контекст), б) пояснить разбираемое место сопоставлением его с изречениями родственными и противоположными ему по смыслу (параллели); весьма полезно бывает на ссылку штундиста сразу ответить ссылкой по смыслу прямо ей противоположной. После этого в) веропроповедник должен привести весь ряд текстов, из которых вытекает и в которых выражается отрицаемая штундистами православная истина. При выборе текстов следует отдавать предпочтение новозаветным текстам пред ветхозаветными. Приводить тексты нужно на русском языке, так как церковно-славянского они не приемлют. Применение святоотеческих писаний было бы благоуместным при сем, если бы оно было восприемлемо. Следует знать, что от штундистов бывают, особенно при всенародных беседах, лукавые вопросы: например, предложение истолковать несуществующую главу или стих. При беседе с отступниками веропроповедник не только должен защищать и оправдывать пререкаемую православную истину, но ему надлежит и вразумлять отступников. Пастырю церкви подобает указать отступникам незаконность восхищаемаго ими права судить о предметах веры по своему произволу и духовному невежеству, указать на проявляемую ими в этом духовную самонадеянность и гордость, вместо спасительного смирения христианского. Потребовав отчета в их уповании, следует указать штундистам, что их руководители не дверью вошли во двор овчий и не имеют на себе апостольского рукоположения, – что свое предание они приняли от немецких штундистов, баптистов и других неприязненных людей, вместо предания церковно-апостольского, – что их молитвенные и обрядовые действия самовольны и неправильны, – что у них нет никакой святыни и нет Божией благодати. Искание и признание положительных сторон в штундовом сектантстве, чтобы привить к ним православные истины, есть путь скользкий. Прием этот годится только для отступничества и расколов, весьма сложившихся исторически. Самому миссионерствующему пастырю всегда подобает при смирении соблюдать в себе достоинство своего звания и сана. При этом особенно необходимо ему «вооружиться Божественным терпением, чтобы кротко выслушивать все возражения заблуждающих, даже глупые и ребяческие их извороты. Должно знать, что, выходя из терпения миссионер вредит не противнику, но себе и своему делу, потому что теряет ясность спокойного рассматривания предметов и удобство спокойного распоряжения своими способами» (Наставл. священнику относит. заблуждающих). Вообще должно заметить, что во всех случаях благоплоднее спокойное положительное изложение учения, чем словесное воинствование. Миссионерская проповедь является, таким образом, в следующих видах:

1) Церковная проповедь с положительным изложением, изъяснением и обоснованием прорекаемых сектантами православных истин; она есть обычный долг пастыря.

2) Внебогослужебное собеседование. В первую половину каждого, внебогослужебного собеседования следует поставить чтение с изъяснением Св. Писания Нового Завета в порядке св. книг; во вторую половину собеседования следует ставить разбор сектантских заблуждений, по руководству печатных статей и брошюр. С собеседованием весьма хорошо соединить чтение акафиста с общим пением. Каждое собеседование в начале, при перерывах и в конце должно сопровождаться общим пением молитв, соответственных тропарей и праздничных песнопений. В чтении, пении и в устроении порядка при собеседованиях уместна помощь священнику со стороны диакона, псаломщика и учителя, особенно когда собеседование ведется в школе. Деятельными участниками в организации собеседований являются также члены приходского братства или кружка ревнителей Православия.

3) Домашняя разъяснительная, увещательная и обличительная беседа с сектантами, с разрешением и выяснением всех лично высказываемых сектантами недоумений и заблуждений. В сем также значительную помощь могут оказать священнику диакон, псаломщик и учитель, после предварительной их подготовки. С вожаками сектантских кружков полезнее беседовать в одиночку, без других сектантов. В одиночку они всегда бывают искреннее, при других же сектантах они смотрят на себя как на представителей, обязанных во что бы то ни стало отстоять свое веропонимание. С рядовыми сектантами можно беседовать, приглашая или сводя их по несколько человек в один раз. При этих беседах могут присутствовать избранные прихожане.

4) Открытое всенародное обличение заблуждений отступников, с целью укрепить настроение православных прихожан; ведется оно при местных властях, и в общем присутствии православных и отступников. Этот вид проповеди может вести только опытный веропроповедник, по особому Архипастырскому благословению. Такая открытая перед народом беседа с отступниками, когда они соглашаются являться на нее, должна идти каждый раз об одном избранном предмете и непременно по наперед составленному плану. Полезной она может быть только в том случае, когда священник или веропроповедник является в ней полным хозяином. Наиболее целесообразным нам представляется следующий строй публичной беседы с сектантами:

а) после предварительной молитвы православный веропроповедник по данному вопросу излагает с обоснованием сначала общие сильные положения православного учения, а затем ставит для сектантов точно выраженный вопрос относительно того, почему они не приемлют православного учения, или как и почему они по своему разумению мыслят иначе о данном предмете;

6) предоставляется представителю явившихся на беседу сектантов высказаться в полноте, но непременно в ответ на поставленный вопрос, без уклонений в сторону;

в) православный веропроповедник делает разбор сектантских положений с их основаниями;

г) в заключение по избранному вопросу в полноте излагаются все характерные подробности православного учения и выводы из них. При этом во все течение беседы пастырю и веропроповеднику Церкви подобает положение вопрошающего и обличающего, а не защищающегося.

Чтобы уготовить себя к веропроповедническому делу, пастырь и его сотрудники должны обстоятельно изучить слово Божие и ознакомиться с литературой штундизма. Противоштундистский миссионер непременно должен быть библеистом по духу и по букве. Самое удобное средство к изучению Св. Писания – это неизменно ежедневное чтение его, при утренней и вечерней молитве или в другое время, сколько возможно, в порядке св. книг. Когда чтением исполнен весь круг книг, то нужно начинать опять сначала. К толкованиям следует обращаться при чтении важных миссионерских мест или при личных недоумениях. Всем пастырям необходимо иметь обязательную привычку ежедневно читать по порядку Новый Завет.

По истолкованию Св. Писания Нового Завета особенно полезны для миссионера книги: Св. И. Златоуста «Беседы на св. Евангелие, на Деяния св. Апостолов и на Послания ап. Павла», на русском языке; Еп. Никона Толкование на Евангелие от Матфея, в «Троицких листках»; М. Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Деяний св. Апостолов и Апокалипсиса»; Еп. Михаила «Толковое Евангелие» и «Толковый Апостол» (Деяния и Собор, послания); Еп. Феофана «Толкования на послания ап. Павла» (все, кроме посл. к Евреям); Архиеп. Никанора «Толковый Апостол» (три части); «Толковая Библия», издаваемая редакцией журнала Странник; С. Кохомского «Примечания к Евангелию, Апостолу и Апокалипсису, в обличение штундистов и подобных им сектантов»: Диак. И. Смолина «Краткий толкователь мест св. Писания, извращаемых иномыслящими». Незаменимы для миссионера справочные книги: кн. Барятинской «Симфония на Новый Завет»; изданная редакцией журнала Странник «Симфония на Ветхий и Новый Завет»; Диак. И. Смолина «Симфония на Новый и Ветхий Завет, с общими и миссионерскими параллелями» (две части). Полезно иметь под руками «Книгу правил св. апостолов и соборов», издание Св. Синода. По штундизму, кроме книги Прот. Иуст. Ольшевского «Обличение штундизма (в библейских текстах)–2 издание, Полтава 1910 года, существуют следующие руководственные книги: Еп. Феофана «Письма к одному лицу в С.-Петербург, по поводу появившегося там нового учителя веры»; Прот. А. Рождественского «Южно-русский штундизм»; Прот. И. Троицкого «Обличение заблуждений штундизма»; Свящ. И. Недзельницкого «Штундизм, – причины проявления и разбор его учения»; Прот. Т. Стрелбицкого «Краткий очерк шптундизма и свод текстов, направленных к обличению его»; И. Оболенского «Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов»; Диак. И. Смолина «Миссионерский щит веры, в ограждение от сектантских лжеучений» и его – же «Меч духовный»; Д. Боголюбова «Миссионерские беседы со штундо-баптистами» и «Православный противосектантский катихизис»; Еп. Алексия «Опыт православного противоштундистского катихизиса». Каждое из этих руководств достаточно для своей цели, но труды о. Смолина и Д. И. Боголюбова по преимуществу отличаются практическим характером. Для внебогослужебных собеседований и для народного чтения весьма полезны нарочитые брошюры о разных предметах веры, изданные в обличение штундистов и других мнимо-духовных христиан следующими миссионерами практиками: Свящ. С. Богдановичем, Прот. Н. Кутеповым, Прот. Т. Буткевичем, Д. Боголюбовым. М. Кальневым, М. Третьяковым, И. Айвазовым, Л. Кунцевичем, Н. Гринякиным, Н. Варжанским, Н. Белогорским Свящ. С. Потехиным, Диак. И. Смолиным, Свящ. О. Кирика, Свящ. В. Димарою и др. Следует выписывать издаваемый с 1896 года В. М. Скворцовым журнал Миссионерское Обозрение со всеми к нему приложениями. Этот журнал, кроме новых текущих сведений о сектантстве, дает статьи по обличению штундизма, статьи с изложением положительного учения применительно к миссионерским потребностям, издает также народно-миссионерскую библиотечку.

Беседа 5. Миссионерское дело в начальной школе

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч.22:6).

Добрая церковно-приходская школа с ее учением, порядками жизни и обстановкой есть могущественнейшее средство для проведения церковного влияния в народную среду, она же есть могущественнейшее миссионерское средство. Для этого она вполне и во всем должна выдерживать свой надлежащий вид, как это показано в Синодальных Правилах и Программах и разъяснениях к ним. При опрятной школьной обстановке, в классной комнате должны быть святые иконы благолепного вида с теплящеюся пред ними лампадой. Утренняя и вечерняя молитвы с положенным пением должны совершаться в школе неопустительно, с надлежащей чинностью и благоговением. Все обучение должно выдерживать свой характер, направленный к религиозно-нравственному воспитанию. Церковное пение должно быть возведено к своей надлежащей высоте. Церковно-славянское чтение должно быть молитвенно-благоговейным и по возможности разумным. Преподавание Закона Божия должно идти по нарочитой миссионерской программе.

Миссионерская постановка преподавания Закона Божия в одноклассной церковно-приходской школе не требует изменения существующей синодальной программы, не предполагает в ней и особого миссионерского отдела. Для миссионерских целей нужно, чтобы при обычном прохождении положенного курса священной истории и катехизиса законоучитель обратил особенное внимание и утвердил в сознании детей те положительные истины исторические и вероучительные, которые пререкаются сектантами рационалистического склада, например – происхождение св. икон, значение медного змея, смысл возмущения Корея, достоинство и необходимость св. предания и т. п. Изложение этих истин должно быть всецело положительным, но применительно к целям миссионерским. Приведение и разбор сектантских заблуждений не должны иметь места на уроках; только по прямому вызову со стороны учащихся детей законоучитель может и должен разобрать и опровергнуть указанное ему сектантское лжеучение. Изложение миссионерских статей на уроках законоучитель должен вести с русскою Библией в руках, прочитывая детям более замечательные повествования и изречения; детям можно дать в руки изданную Синодальным Училищным Советом книгу «Исторические чтения из книг Ветхого Завета» и св. Евангелие. При такой постановке уроков Закона Божия миссионерский курс органически сольется с общим курсом Закона Божия, и миссионерское влияние будет вытекать из дела преподавания само собой. Таковы основы миссионерского дела в школе.

В соответствие этим основам, нами составлена Миссионерская Программа Закона Божия, точнее сказать – намечены статьи чисто апологетического содержания, для внесения их в общую программу Закона Божия в начальных школах. Миссионерская программа имеет в виду как штундистов, так и других родственных им сектантов – рационалистов. Основы и программа наша, в ее первом издании, приняты Третьим Всероссийским миссионерским съездом и Первым Чрезвычайным собранием Училищного Совета при св. Синоде. Теперь мы пересмотрели эту программу и развили ее применительно к новым духовным нуждам переживаемого времени. В сем последнем случае мы имели в виду получивший в последнее время особенное распространение адвентизм, а также религиозные воззрения, так называемого, Русского евангельского союза. Что из предлагаемого в нашей Миссионерской Программе затруднились бы воспринять весьма юные дети одноклассной школы, то свободно могут воспринять старшие дети одноклассной школы с четерехгодичным курсом и старшие дети школы двухклассной.

В школах бывают и желательно, чтобы бывали дети сектантов. Живые отношения законоучителя и учителя к этим детям определяются отеческой любовью и мудрой осторожностью. Выделять сектантских детей, делать указании на их родителей на уроках не следует. Дети сектантов наряду со всеми учащимися должны изучать и выполнять по всем предметам и все положенное в школе. Слушать и петь установленные молитвы они должны, стоя вместе с другими детьми и кланяясь в положенное время; однако требовать от них внешнего выражения молитвы нужно осмотрительно, дабы не оттолкнуть их от школы. Оскорбление и насмешки над святыней со стороны сектантских детей терпимы не могут быть.

Беседа 6. Миссионерская Программа Закона Божия для начальных школ

Не быва́йте несмы́сленни, но разꙋмева́йте, что̀ є҆́сть во́лѧ бж҃їѧ (Еф.5:17).

Примечание. Предлагаемые статьи Миссионерской Программы следует связать при уроках с соответственными статьями общей программы Закона Божия.

Священная История Ветхого Завета

Сотворение мира и человека. Неодинаковое происхождение души человека и душ животных (Быт.1:24–28; Быт.2:7). Как созданная по образу и подобию Божию от дохновения Божественного, душа человеческая не может умереть, – она дорога в очах Божиих.

Всемирный потоп. Богом дано человеку разрешение употреблять в пищу тела животных (Быт.9:1–4). Кто осуждает вкушающих подобную пищу в благословенное время, те суть лицемеры и обманщики (1Тим.4:1–5).

Праведный Авраам. Каждому человеку для своего спасения необходимо состоять в завете или союзе с Богом и исполнять установленные для сего внешние знаки или обряды (Быт.17:9–II).

Праведный Иосиф. Замечательно благословение детей Иосифа: Иаков благословил их своими руками крестообразно (Быт.48:13–16). У нас так же крестом благословляют священники и родители.

Пророк Моисей. Благодетельное действие молитвенного воздеяния рук Моисея при войне с Амаликитянами (Исх.17:9–14). У нас при богослужении воздеваются руки и совершается руками крестное знамение.

Устроение скинии. По Божию повелению, Моисеем устроен был Ковчег Завета и скиния, на крышке этого Ковчега и на занавеси скинии сделаны были изображения или иконы св. херувимов славы (Исх.25:8–22; Исх.26:1). Ковчег Завета был видимым знаком Божия величества, почему Моисей, обращаясь к Ковчегу, говорил: «восстань, Господи», «возвратись, Господи» (Числ.10:35–36).

Установление священства. Священство Самим Господом установлено, как особое служение (Исх.28:1–3; Числ.18:1–7; ср. Исх.19:6, Исх.23:22). Во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне произошло возмущение Корея, Дафана и Авирона против пророка Моисея и первосвященника Аарона. Возмутители говорили: «полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня»? Господь за это страшно наказал дерзких возмутителей (Числ.16:1–35; Иуд.1:11). Кто из отступников и противников Церкви и ныне говорит так, того в свое время постигнет строгий суд Божий.

Вступление евреев в землю обетованную. Наказание евреев ядовитыми змеями, и милость Божия посредством медного змея. Медный змей прообразовал собою Христа, а древо змея прообразовало крест Господень (Числ.21:4–9; Ин.3:14). Наказание евреев в войне с Гайскими жителями, и коленопреклоненная молитва пред Ковчегом Завета праведного Иисуса Навина и старейшин Израилевых (Нав.7:4–13). И мы преклоняем колени при молитве пред св. иконами.

Царь Саул. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех, как идолопоклонство (1Цар.15:16–29). Саулу подобны отступники и противники Церкви.

Царь Давид. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду (1Цар.21:9). Потому-то и у нас знамена и вещи, которыми нам оказана милость Божия, особенно при войнах, хранятся во св. храмах. При перенесении Ковчега Завета Оза наказан был за небрежность, но дом Аведдаров, в котором пребывал Ковчег, благословен был за благоговение (2Цар.6:6–12). И у нас потому из святых храмов с благоговением приносятся в дома святые иконы.

Царь Соломон. В устроенном Соломоном храме в честь Господа много было изображений св. херувимов, и слава Господня наполнила этот храм (3Цар.6:23–35; 3Цар.8:6–11).

Пророк Илия. Воскрешение пророком умершего отрока, как показание бессмертия души (3Цар.17:17–22). Идолы и кумиры суть придуманные неразумными и злыми людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его. Таков языческий бог Ваал, служителей которого поразил прор. Илия (3Цар.18:17–21).

Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший (4Цар.13:20–21). Так кости и мощи святых являются проводниками божественной благодати, потому подобает почитать их.

Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа (Ис.6:1–5); сообразно сему у вас изображают Бога Отца.

Пророк Даниил. Пост Даниила состоял в отказе его от мяса, вина и вкусного хлеба, продолжался он три недели. После этого поста ему последовало небесное видение (Дан.10:1–3). В его примере показан нам образец поста. В одном из видений прор. Даниил видел Бога Отца во образе Ветхого днями (Дан.9:9–13). Язычники почитали своих идолов за настоящих богов, которые будто бы могут есть и пить. Таков идол Вил, которого поразил Даниил (Дан.14:3–22).

Построение второго храма. Второй храм по своему устроению был подобен первому, т. е. имел изображения св. херувимов (1Ездр.5:11; Иез.41:17–21; Иез.43:10–11).

Маккавеи. Принесение Иудою Маккавеем молитв и жертв за умерших воинов (2Мак.12:39–45). Молитвы умерших праведников Онии и Иеремии за народ (2Мак.15:12–14).

Священная История Нового Завета

Посещение Божией Материю праведной Елисаветы. «Отныне ублажат мя вси роди» (Лк.1:48). Слова эти сбываются: все истинные христиане особенно усердно чествуют Матерь Божию.

Сретение Господне. Сорокадневного младенца Иисуса принесли во храм (Лк.2:22). Посему у нас новорожденных младенцев приносят в Божий храм.

Св. Иоанн Предтеча. Он питался акридами и диким медом (Мф.3:4); у этого подвижника всегда была постная пища.

Крещение Господне. В Ветхом Завете на горе Хориве (Синае) люди не удостоились видеть Господа, а только слышали Божий глас (Втор.4:12–16); в Новом Завете, особенно при крещении Господа в реке Иордане, люди не только глас с неба слышали, но и видели Господа, т. е. здесь было истинное и полное Богоявление (Лк.3:21–22; Ин.1:14–18). Потому в Ветхом Завете не было изображений Господа, а только св. Ангелов; в Новом Завете мы имеем изображения не только Ангелов и святых человеков, но и Самого Господа.

Пост и искушение Господа Иисуса Христа в пустыне. После Своего крещения Господь Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей (Мф.4:2). Если пост телесный нужен был для безгрешного Христа, то тем более он нужен для обыкновенных людей. Приступил ко Христу диавол. Диавол, когда искушал Господа Иисуса, то в доказательство приводил слова Священного Писания (Мф.4:1–11). Так иногда слово Божие употребляется для злых целей. Посему-то не всякого человека слушать нужно, который будто говорит от Писания, – нужно слушать только людей на сие поставленных.

Первое чудо. Господь Спаситель благословляет невинные радости и удовольствия, ибо Ему угодно, чтобы мы вели жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте (Ин.2:1–11; Деян.2:46–47).

Изгнание торгующих из храма. У нас во св. храме, когда берут свечи, то никакой торговли не бывает: человек жертвует деньги, староста дает свечку, которую зажигают во славу Божию. Не то было в храме Иерусалимском: великое безобразие происходило, когда там находился скот и шел шумный торг, – храм делали домом торговли и вертепом разбойников. Господь изгнал скот и торговцев (Ин.2:13–17; Мф.21:12) и тем заповедал нам оказывать подобающую честь дому молитвы или дому Божию (Мк.11:16–17), в котором Он являет Свое присутствие (Деян.22:17–18).

Избрание апостолов. В число апостолов избран был Иуда Искариотский. Предательство Иуды наперед знал всеведущий Господь (Лк.6:13–16), однако вместе с другими апостолами послал его на проповедь (Мф.10:1–6). Что удивительного, если между теми, кого избирают для пастырского служения не ведущие будущего люди, бывают недобрые и злые? Как действительным было апостольское служение посланного Господом Иуды, так действительно служение тех недостойных пастырей, которые подобно Иуде законно поставлены, и которых приходится терпеть людям. Разумеется, все недостойные делатели, подобно Иуде, отдадут за себя ответ Господу.

Заповеди блаженства. Блаженны люди, гонимые только тогда, когда их преследуют «лжуще Мене ради», т. е. действительно ради Христа (Мф.5:11). Так гонили православных христиан в древности, когда царями были язычники неверные; так иконоборцы преследовали православных христиан за почитание св. икон; так теперь гонят за Христа в странах нехристианских, например в Турции и в Китае; так везде бывает с людьми благочестивыми и правдивыми, когда над ними смеются и надругаются. Однако этого не должны применять к себе люди злые и отступники от Церкви, когда их наказывают за сделанную ими смуту и зло; так, например, по справедливости, гонимы были и пострадали Февда и Иуда Галилеянин (Деян.5:34–40).

Исцеление кровоточивой. Больная женщина по вере исцелилась от своей болезни чрез прикосновение к одежде Спасителя (Мф.9:20–22); другие потом исцелялись от своих болезней по вере чрез прикосновение к головным платкам св. ап. Павла (Деян.19:11–12) и под тенью св. ап. Петра (Деян.5:14–16). Так Господь оказывает верующим людям свою милость через вещи святых и через их изображения. Поэтому нам дороги вещи и изображения святых, именуемые чудотворными, и мы воздаем им особую честь.

Воскрешение дочери Иаира. Душа дочери Иаира, как и душа воскрешенного пророком Илиею отрока, после смерти находилась отдельно от тела, а при воскрешении опять соединилась с телом (Лк.8:55). В этом ясно показано нам бессмертие человеческой души.

Исцеление дочери Хананеянки. По вере матери, божественная благодать преподана была несчастной бесноватой дочери (Мф.15:28). Так, по вере одних божественная благодать преподается другим (напр., еще при исцелении спущенного через кровлю дома расслабленного (Мк.2:3–5).

Исцеление бесноватого отрока. Тотчас после Своего славного преображения Господь Иисус исцелил бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы. Когда апостолы спросили Господа о причинах своего бессилия, то Он так объяснил им: «по неверию вашему... сей род (т.е. бесы) изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:19–21). В сем случае Спаситель показал великое значение и силу поста при молитве. Потому посты установлены в православной церкви.

Притча о богатом и Лазаре. Нужно каяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно (Лк.16:25–26). Однако Господь подает облегчение и утешение умершим, по молитвам о них св. Церкви; так, молился об умерших предках прор. Варух, (Вар.3:1–6), молился об убитых воинах Иуда Маккавей (2Макк.12:41–45), ходатайствовали об умершей Тавифе ученики ап. Петра (Деян.9:36–40).

Притча о мытаре и фарисее. Смиренный мытарь при своей молитве служил Господу своею душою, устами и руками, и Господь, принял его

молитву (Лк.18:13–14). Господь принимает благоговейное служение человека в молитве, когда оно совершается от всей духовной и телесной природы человека.

Благословение детей. Дети были особенно близки к любви Господней: Он обнимал и благословлял их (Мк.10:15–16). Дети нуждаются в освящающей благодати Божией и способны воспринимать ее. Потому-то у нас маленьких деток крестят, приносят во св. храм, причащают их Крови и Тела Господних.

Вход Господень в Иерусалим. Дети, даже грудные, прославляли Господа во храме, а иудейские книжники и фарисеи негодовали на них за это и хотели воспретить им (Мф.21:15–16). Подобны этим книжникам и фарисеям те люди, которые всячески отделяют детей от Господа: не хотят крестить их, не приносят во св. храм и не причащают их св. Таин.

Тайная вечеря. На тайной вечери Господь установил таинство св. причащения (Мф.26:26–28; Лк.22:19–20). Как Господь установил, как апостолы показали это на деле везде по церквам (1Кор.11:23–34), как потом после апостолов записано это было св. мужами (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), так оно и совершается у нас.

Гефсиманская молитва. В саду Гефсиманском Господь Иисус молился Своим духом и телом (Лк.22:41–44). Молитва одним духом – великая молитва, но не полная: необходимо участие, тела в молитве (1Кор.6:20; Рим.12:1). Посему у нас предлагаются верующим благочестивые телесные упражнения при молитве, каковы – поклоны и посты; посему-то необходимы и богослужебные обряды.

Суд над Господом Иисусом Христом. На суде у Иудейских первосвященников спросили Господа под клятвою, и Он дал ответ (Мф.26:63–64). Клятва на суде и вообще присяга нужна, – ее Сам Господь допустил. Кроме того, ни первосвященников, ни правителей Господь не обличал за самое производство ими суда и за совершаемые казни, а требовал от них только справедливости: так было, когда слуга Каиафы ударил Спасителя по щеке (Ин.18:22–23), и когда Пилат производил Иисусу допрос (Ин.19:10–11). Этим Господь признал законный суд и законные наказания.

Распятие Господа Иисуса Христа. По обетованию Господню, душа благоразумного разбойника, тотчас по разлучении ее от тела, является причастницею райской блаженной жизни (Лк.23:42, 43). Душа по разлучении от тела, по определению Божию, получает блаженство или мучение. Вспомнить притчу о богатом и Лазаре.

Воскресение Христово. Восстание Христа из гроба и победа Его над смертью имеет столь великое значение для христиан, что если бы Христос не восстал, то была бы тщетна наша вера и тщетна надежда относительно собственного нашего воскресения: но Христос воскрес, и мы все воскреснем (1Кор.15:14–23). Мы, вследствие духовного обновления во Христе, именуемся «новою тварью» (2Кор.5:17). День нового творения более важен для христиан, чем день ветхого творения. Потому первый день по субботе, или первый день недели, или день воскресный стал у христиан днем молитвенных собраний, совершения таинства св. Причащения и благотворительности (Ин.20:19; Деян.20:7; 1Кор.16:1–3), иначе сказать – этот день стал днем праздничным. Так воскресный день у христиан заменил собою ветхозаветную субботу.

Вознесение Господне. Пред Своим вознесением на небо Господь явился одиннадцати ученикам и сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20). Как во время земной жизни, так и после воскресения до вознесения Своего на небо Господь поучал учеников и всех верующих изустно, – Господь Сам не написал нам ничего, ни одной книги. Посему большинство апостолов и при том о важнейших предметах веры также поучали людей изустно и самым делом, а книг не писали; например, св. апостолы из числа двенадцати – Андрей, Иаков Заведеев, Филипп, Варфоломей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Канонит, а также почти все семьдесят учеников ничего нам не написали. На св. иконах изображают Господа Христа со св. Евангелием в руках так же символически, как символически изображают Его с царским скипетром и державой. Символ или внешний знак наглядно выражает собою то, что он означает. Св. Евангелие в руках Спасителя означает то, что в Евангелии этом изложено именно то святое учение, которое было преподано Спасителем.

Из Истории Церкви

Проповедь свв. апостолов. Просвещенные Духом Божиим, апостолы стали сами проповедовать и устроять церкви. Хотя апостолы проповедовали исключительно изустно, но восемь из них оставили нам свои писания: именно, одни написали нам о делах и учении Спасителя в „Евангелиях», а другие собственные наставления христианам записали в „Посланиях». Однако эти апостолы–писатели сами говорят, что не все они записали о Христе (Ин.20:30; Ин.21:25), не все записали из собственных наставлений (2Ин.1:12; 3Ин.1:13–14); многое необходимое они передали христианам изустно (2Тим.2:2) и самым делом (1Кор.11:20–34). Написанные апостолами книги и изустные их наставления взаимно восполняют собою одно другое, и одинаково необходимы для нас (2Тим.3:14–15; 2Фес.2:15). Все то, что апостолы написали, составляет собою Священное Писание Нового Завета; а то, чему они научили христиан изустно и самым делом, есть Священное Предание. Кроме новозаветных апостольских писаний, имеются книги, написанные ветхозаветными пророками, и они составляют собою Священное Писание Ветхого Завета. Таким образом Священное Писание сохраняется в книгах, а Священное Предание содержится в обычаях и установлениях церковных; то и другое вместе в течении многих веков и доныне сберегла нам вселенская Православная Церковь Христова. Для истинного христианина одинаково дорого и необходимо все Священное Писание Ветхого и Нового Завета и все Священное Предание. Так Священное Писание вместе со Священным Преданием является для нас источником учения веры и благочестия.

Установление Церкви. Основавши Свою Церковь (Мф.16:18; Мф.18:17–18), Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение (Ин.20:21–23). Исполненные Духа Святого апостолы на место себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов (Флп.1:1–2; Деян.6:6; Деян.14:23). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов (Тит.1:5–7) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение (1Тим.4:14), сохраняется в Православной Церкви Христовой до настоящего времени. Там нет истинной Церкви Христовой, где нет священства с истинно апостольским непрерывным рукоположением.

Успение Божией Матери. Молится о нас Божия Матерь, молятся и святые праведники; пример прор. Иеремии и первосвящ. Онии (2Мак.15:12–14). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитвам праведных Авраама (Быт.20:7) и Иова (Иов.42:7–8). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного (Иак.5:16–18).

Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о св. кресте говорится: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (1Кор.1:18): св. крестом апостолы хвалятся (Гал.6:14); он называется блаженным древом правды (Прем.14:7; 1Пет.2:24); злые люди и отступники называются врагами креста Христова (Флп.3:17–19). Из уважения и любви ко Христу Распятому и Его св. кресту, для исповедания Христа внешним образом пред людьми (Мф.10:32), мы сами крестимся и крестим любезные для нас предметы. Сложение перстов для крестного знамения содействует нам к памятованию христианского учения (Притч.7:1–3).

Просвещение славян. Среди славянских народов, родственных нашему русскому народу, христианство распространилось в девятом столетии от Рождества Христова прежде всего между Моравами и Болгарами, которые говорили языком совершенно подобным языку наших предков, русских людей (наш язык в течении веков изменялся). Святые братья Кирилл и Мефодий для Моравов и Болгар составили славянскую грамоту и перевели на славянский язык Священное Писание и Богослужение. От них в десятом столетии при нашем св. князе Владимире церковно-славянские книги переданы были к нам в Россию. Церковно-славянский язык есть, таким образом, язык наших предков, родной нам, и потому мы в нем почти все понимаем. Не так у других народов неправославных: например, католики польские, немецкие и иные в своих храмах слушают богослужение на совершенно непонятном для них языке римском. Это есть уже язык незнакомый и чуждый. Посему мы дорожим своими церковно-славянскими книгами.

Краткий Катехизис

Введение. Для спасения нам необходимы истинная вера и добрые дела. Истинная вера или вероисповедание едина (Еф.4:4–6): а для дел добрых нужно исполнять все данные нам от Господа и апостолов наставления и заповеди (Мф.28:18–20). Корнилий Сотник много творил милостыни народу и, как умел, всегда молился Богу, но этого ему недостаточно было для спасения – так как у него не было истинного вероисповедания. Потому Господь послал Корнилию ап. Петра, который сообщил ему спасительные слова, или истинное учение веры и благочестия (Деян.10:1–6). Иной отступник и иноверец, может быть, особенно худых дел не делает, но он веры истинной не держит и потому он поступает своевольно, подобно Саулу. Знать истинную веру и все заповеди возможно из св. Писания и св. Предания. Вспомнить статью о проповеди святых апостолов.

Седьмой член Символа веры. Знать о времени второго пришествия Господа на землю нам не дано (Мф.24:36), поэтому мы и не должны сего доискиваться (Деян.1:7). Мы всегда должны быть готовы встретить Господа, как и свою собственную смерть; однако колебаться умом и смущаться не должно (2Фес.2:1–2).

Восьмой член. Св. Писание, написанное по вдохновению от Духа Святого, есть мудрость, которой человек не может уразуметь сам собою (2Пет.1:19–21); когда за сие берется невежда и человек непоставленный, то он извращает Писания (2Пет.3:14–16). Посему-то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением Священного Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям церкви (Деян.8:27–35).

Девятый член. Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа людей, установленное Самим Господом Христом (Мф.16:18). Церковь Христова есть хранительница истины (1Тим.3:15), потому она и называется «православной», т. е. право славящей Господа. Те святые храмы, в которые собирается церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Иисуса Христа (Мф.18:17; Лк.10:16); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборцами, пашковцами, адвентистами, субботниками, толстовцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, в слове Божием написано: они отделяются от единства веры (Иуд.1:17–21); от призвавшего благодатью Христовою священника переходят к иному благовествованию вследствие людей смущающих (Гал.1:6–8); отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников (1Тим.4:1–3); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (1Тим.1:3–7), извращающие апостольские Писания (2Пет.3:15–17); будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды (2Кор.11:13–15); эти льстивые злоучители дерзко злословят высших (2Пет.2:1–11). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные св. Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них (Рим.16:17–18), ибо споры с ними могут быть не только бесполезны, по даже, вредны (Тит.3:9–11; 1Тим.6:3–5).

Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечери Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя... Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28; Лк.22:19–20; 1Кор.11:23–29; 1Кор.10:16). Кроме того, Господь сказал: «если не будете, есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ (Ин.6:51–57). Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной литургии совершается таинство св. Причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь дал апостолам власть связывать и отпускать грехи кающимся людям (Мф.18:18; Ин.20:22–23); от св. апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, т. е. к истинным пастырям церкви (Деян.20:28). Священство. Истинные пастыри церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью (Ин.10:1–5), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение (1Тим.4:14), т. е. те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозванные пресвитеры, какие есть у отступников и противников церкви, суть тати или волки.

Первая заповедь Десятисловия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда памятует, что св. угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки (Евр.12:22–23). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первой заповедью. Посему воистину почитаются св. пророк (4Цар.2:15) Матерь Божия (Лк.1:48), все святые праведники (Притч.10:7). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их «Житиях» (Сир.44:1–14; Пс.77:3–7).

Вторая заповедь. Идолы или кумиры были и имеются у языческих народов, которые не знают Бога истинного. Идолы или кумиры суть не действительные, но вымышленные ложные боги и вещественные изображения ложных богов (1Кор.8:4; Гал.4:8); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большею частью были подобны разным тварям, находящимся на земле, внизу, или выше земли, например – Ваал, Астарта, Вил: припомнить статью о пророках Илии и Данииле. Чествуя своих идолов, язычники служили бесам (1Кор.10:19–20). Христиане служат Богу истинному и чествуют изображения или св. иконы Бога истинного и св. угодников Его. На св. иконах имеются изображения св. лиц и событий не вымышленных, а действительных, как рассказывается о них в слове Божием. Таковы ветхозаветные изображения св. херувимов; сказание о нерукотворенном образе Христа Спасителя. Припомнить статьи об устроении скинии и о крещении Господнем. Все истинные христиане во св. иконах своих чествуют не дерево и краски или металл, но чествуют тех святых личностей, которые изображены на этом веществе; догматическое определение VII вселенского собора о св. иконах (см. «Книгу Правил»). Богоугодность чествования св. икон подтверждается многочисленными чудесами, бывшими при св. иконах; местные чудотворные иконы. Если нам любезны портреты отца и матери и других близких и уважаемых нами людей, а также напоминающие их разные вещи, – то тем более дороги нам должны быть изображения Господа Бога и святых Его, а также оставшиеся от них и ясно напоминающие их предметы.

Третья заповедь. Клятва на суде и в делах общественных или присяга допускается (Ис.45:23; Евр.6:16); клятвенно на суде отвечал Господь (Мф.26:63–64); клялись апостолы (2Тим.4:1; Еф.4:17). По примеру древнему клятва произносится с поднятою правою рукою (Откр.10:5–6).

Четвертая заповедь. Суббота есть день ветхозаветный (Кол.2:16–17), а воскресенье есть новозаветный день Христа, и Иисус Христос есть Господин субботы (Мф.12:8). Соответственно тому, как ветхозаветное обрезание было заменено новозаветным крещением (Деян.15:24; Кол.2:11–12), как ветхозаветная пасха заменена Пасхою Христовой (1Кор.5:7), так ветхозаветная суббота заменена была новозаветным воскресеньем при св. апостолах (Ин.20:19–26; Деян.20:7; 1Кор.16:1–2; Откр.1:10). Припомнить статью о воскресении Христовом.

Шестая заповедь. Сею заповедью воспрещено убийство в частной жизни, и она нисколько не относится до установленных государственными законами судов и войск. На суде у иудейских первосвященников и у правителя Пилата Господь Иисус не укорял правительственных лиц за производство ими суда и за смертные казни, а требовал от них только справедливости (см. Ин.18:22–23; Ин.19:10–11). Святые апостолы признают и одобряют тех правителей, которые «не без ума меч носят» (Рим.13:4), воинам уподобляют спасаемых христиан (2Тим.2:3–5). Многих благочестивых воинов Господь прославил, как в Ветхом Завете (Евр.11:32–34), так и в Новом (Деян.10:1–6, а также святые из царей, князей и простых воинов).

Учение о Богослужении

Что называется церковным Богослужением. Почему для нас близки и дороги церковные книги на славянском языке? Припомнить статью о просвещении славян. Для чего нужны поклоны при молитве и богослужебные обряды? Припомнить статьи о Гефсиманской молитве Спасителя, притчу о мытаре и фарисее, молитвы прор. Моисея и Иисуса Навина.

Св. храм. Почему дома молитвы, или св. храмы, называются «церквами»? Припомнить из статьи о девятом члене. Как Сам Господь Иисус относился к св. храму? Припомнить статью об изгнании торгующих из храма.

Священные изображения. Когда первоначально явились изображения св. ангелов? Когда возможно стало изображать Господа на иконах? Поклоняясь пред св. иконами, кому мы относим честь сию? Припомнить статьи об устройстве скинии и ветхозаветного храма, о Ковчеге Завета и о богомолении пред ним, о крещении Господнем, о второй заповеди. Почему мы почитаем крест Господень? Припомнить статьи о благословении Иаковом детей, о медном змее и об обретении честного креста Господня.

Лица, совершающие богослужение. Кто установил священство и священные степени? Кто суть истинные пастыри Церкви? Могут ли христиане обходиться без них? Припомнить статьи об установлении ветхозаветного священства, об избрании апостолов, об установлении церкви, о таинстве священства.

О литургии. Кто установил св. причащение и литургию? Припомнить статьи о тайной вечери и о таинстве причащения.

Важнейшие праздники. Почему суббота заменена воскресеньем, и с какого времени стали праздновать воскресный день? Припомнить статьи о воскресении Христовом и о четвертой заповеди.

О постах. С какого времени ведут свое начало посты, и какую они имеют силу? Припомнить статьи о Постах пророков Даниила и Иоанна Предтечи, о сорокадневном посте Самого Господа Христа и об исцелении бесноватого отрока.

Беседа 7. Миссионерская Библия

Всѧ́ко писа́нїе бг҃одꙋхнове́нно и҆ поле́зно (є҆́сть) ко ᲂу҆че́нїю, ко ѡ҆бличе́нїю, ко и҆справле́нїю (2Тим.3:16).

По пререкаемым у сектантов вопросам веры для миссионерствующих лиц необходимо всегда иметь готовую справку. Для этого следует в своей ручной книге Нового Завета или в настольной Библии отметить все миссионерские места. Советуется подчеркнуть красными чернилами те стихи, на которые ссылаются сектанты. Следует также подчеркнуть синими чернилами те выражения и стихи, которые определяют собою правильное истолкование приводимых сектантами мест; синими же чернилами нужно подчеркнуть и те места, которые собою утверждают отрицаемые сектантами православные истины. Разъяснительные ссылки следует отметить при тех местах, которые приводятся сектантами. Можно на полях условным значком кратко показать и то, против чего выставляется отмеченное место. Разумеется, все эти отметки особенную цену имеют в первое время миссионерствования. Здесь мы приводим основные миссионерские тексты по всем существенным вопросам миссионерской практики.

Миссионерские тексты


Библейские тексты, на которые ссылаются штундисты при отрицании ими истин Православия. (В скобках поставлены тексты, способствующие правильному истолкованию приводимых штундистами мест). Библейские тексты, утверждающие истины Православия и тем обличающие заблуждения штундистов.

Достоинство Ветхого Завета

Св. Предание

Толкование Св. Писания

Церковь Христова

Пастыри Церкви


1Пет.2:5,9. Откр.1:6; 5:10; (Исх.19:6 ср. Числ.16:3–5,32; 2Пар.26:16–20). Евр.5:4; Ин.10:1–3; 20:21,25; Деян. 14:23; 20:17–28; 1Тим.4:14;5:22; 2Тим.1:6; Тит.1:5,7.
Нападки на пастырей. Евр.8:4,5 (ст. 7); Евр.10:11 (ст. 4 ср. Мф.26:28); Мф.23 (ст. 23 ср. Евр.7:5); ст. 2 (ст. 3 ср. Флп.1:18); ст. 4 (Деян.15:10); ст. 5а (ср. Мф.5:16); ст. 5б (Втор.6:8; Числ.15:38; Втор.22:12); ст. 6 (ср. 1Тим.5:17; Сир.7:31–32); ст. 7 (ср. Евр.13:24); ст. 8 (ср. 1Кор.12:28; Ефес.4:11:12); ст. 9 (ср. 1Ин.2:1; 3:18; 1Кор.4:15; Гал.4:19); ст. 10 (ср. Евр.13:7:18); ст. 11 (ст. 12. Ин.13:12–15); ст. 13 (ст. 4); ст. 14 (ср. Лк.6:12; 1Фес.5:17); ст. 15 (ср. Мф.28:19; Иак.5:20); ст. 25 (ср. Ин.13:5); ст. 29 (ср. Мф.27:37–60; Mк.16:1); ст. 34 (Деян.5:40; 8:1); Mк.12:38–40 (ср. Ин.19:23); 1Кор.11:4 (ср. Откр.4:4; Исх.29:6) 1Кор.11:14 (ср. Лев.21:5; Числ.6:5); 1Пет.5:3 (ст. 5. 1Тим.5:17); Ис.28:7; 56:10–12; Мал.1:12,13 (Еккл.7:20); Іез.34:1–10 (ст. 5:17–19). 2Кор.4:7; 1Ин.1:8; Рим.7:14–25; Мф.10:4,5; Ин.11:51; Деян.22:4,5. 1Пет.5:5; 1Тим.5:17,19; 1Фес.5:12,13; Евр.13:7,17; Тит.2:15.
Питание от алтаря. Мф.10:8(ст. 10); Ин.10:12 (ст. 13); 2Коре.12:14 (ст. 15:16); Мих.3:11 (ст. 9:10) Лк.10:7; 1Кор.9:7–14; 2Кор.11:8,9; Гал.6:6.

Водное крещение



Крещение младенцев



Св. Причащение



Исповедь



Чествование святых



Ходатайство святых



Молитвы об умерших



Св. храмы



Чествование св. креста


Мф.10:38; 16:24 (ср. 27:32; Ин.19:17); Кол.2:14 (ср. 1Ин.3:5); Гал.3:13 (ст. 10 ср. ст. 22); Прем.14:8 (ст. 11:12); Иер.10:3–5 (ст. 2.); 4Цар.18:4 (ст. 5 ср. Исх.30:1, 6–8) Числ.21:8,9; Ин.3:14,15; 1Пет.2:24; Прем.14:7; Еф.2:16; Кол.1:20; 1Кор.1:18,23; Гал.6:12,14; Ис.60:13; Пс.98:5; 131:8; Флп.3:18,19.
0 крестном знамении. Деян.17:25 (ст. 25б ср. 1Тим.2:8); Евр.6:6 (ст. 4 ср. 10:29); Откр.13:16 (ст. 17); 14:9–11; Ис.44:20 (ст. 14–19). Быт.48:13–15; 1Тим.2:8; Иез.9:4–6; Откр.7:2,3; 9:4.

Возможность св. изображений



Чествование св. икон


2Кор.4:3,4(ср. Еф.2:2); Гал.4:8 (ст. 3:9); Рим.1:23 (ст. 24,27 ср. 1Петр.1:23); Втор.4:15–19 (ст. 12,15:19); 2Кор.5:16 (ст. 15 ср. 1Ин.4:3); Евр.9:5 (5:11 и ср. Откр.11:19); Откр.13:14,15 (ст. 2:6); 14:9,11; Пс.113:12–16 (ст. 10); 134:15–18; ПослИер.4–72 (ст. 1–4); Иез.8:5–18 (ст. 8,12:16); Ис.44:9–20 (ст. 17). Числ.10:34–36; Исх.25:18–22; 27:20,21; 30:6–8; 3Цар.6:23–35; 9:3; Іез.41:17–20,25; 43:5; Евр.11:21; Деян.5:15.

Церковные обряды


Ин.4:23,24 (ст. 22); Ин.6:63 (ст. 26. 80); 1Тим.4:8; Рим.8:9 (Гал.5:19:22); Флп.3:3 (ст. 2) Лк.22:41; Мф.28:9,10; Рим.12:1; 1Кор.6:20; Еф.3:14.
Частности обрядовые. Ин.15:3 (ср. 1Кор.4:20); Евр.9:8–10 (10:3:4); Ин.5:41 (ст. 42,44 ср. Лк.17:18); Пс.49:14–18,23 (ст.13); Еф.5:19–21 (ср. ст. 4) Мф.6:5 (ср. 5:16) Мф.6:7 (ср. 1Фес.5:17); 1Кор.14:19 (ст. 22); Ис.29:11–13 (ст. 9:10); Іер.44:17–19 (ст. 15); Іез.13:17–21 (ст. 17:18); Іез.8:11–17 (ст. 3,12:16); Мф.21:12 (ст. 13). Исх.28; 2Ин.12:3–8; 1Кор.11:34; 14:40; Деян.20:7,8; 24:11; 2Тим.4:11–13; Мф.2:11; 5:24; 23:23; Откр.1:10; 8:3,4; Мк.5:28–30; Деян.19:12.
О посте. Мф.15:11–17 (ст. 20); Рим.14:2–6,15,23 (ст. I,14); 1Кор.8:8 (ст. 7,9 – 13); Кол.2:20–23 (ст. 18:23); Ис.58:3–7 (ст. 4). Мф.4:2; 6:16–18; 9:15; 17:21; Деян.13:2,3; 14:23; 27:9; 1Кор.7:5; Лк.24:42.

Отношение к государству



Отступники или сектанты



Отношение к отступникам



Заключение

Нелегки труды благовестников среди народов, не ведущих Христа; скорбны же труды веропроповедников среди людей, исповедующих Христа неправо. Не простота и искренность неведения окружает противосектантского миссионера, но сознательное ожесточение отступничества. Исправлять полное повреждение всегда труднее, чем созидать новое, особенно при тормозах. Утешительны боли рождения при благом ожидании; но тягостны труды, являющие видимость бесплодия. Все это – чувства, слишком знакомые противоштундистскому миссионеру…

Однако непреложно Божественное слово: «в мире скорбни будете: но дерзайте, [яко] Аз победих мир» (Ин.16:33). Но бесплоден труд проповедника, подвизающегося «не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы» (1Кор.2:4). И в почву, осложненную примесями, заглушенную сорными травами проникает луч Божественный. В условиях неблагоприятных не скоро движется росток, но он являет жизнь и плод по роду своему и во время свое. «Время всяцей вещи под небесем» (Еккл.3:1).

Посему, «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, с терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр.12:1–2). Будем возделывать и сеять, возрастит же Господь во время свое. Если Господу угодно, пусть и с нами будет по слову Его, «яко ин есть сеяй, и ин есть жняй, да сеяй вкупе радуется и жняй» (Ин.4:36–38).

«Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради Имене Твоего» (Пс.78:9)!


Источник: Борьба со штундой. Из руководственных миссионерских бесед протоиерея Иустина Ольшевского. - Изд. 2-е., доп. - Полтава : Электрич. тип. Г.И. Маркевича, 1910. - 64 с.

Комментарии для сайта Cackle