Источник

Введение

Глава I. Общие основы церковного права

§1. Религия и религиозное общество

Стремление к общению с Высшим Существом присуще человеческому духу на всех ступенях человеческого развития. Этой потребности общения с Богом человек удовлетворяет не только внутренне, в своём уме и сердце, но и внешним образом – в известном культе, в актах внешнего богопочтения. В мире дохристианском мы находим весьма большое разнообразие религий, при чем религия имела характер национальный, рассматривалась, как исключительное достояние отдельного народа2: сколько было наций, языков (язык является главным отличительным признаком национальности), столько было и религий, которые поэтому и называются языческими. Начало и конец религии в мире дохристианском совпадали с началом и концом исторической жизни национальности; когда прекращалась политическая самостоятельность народа – прекращалось существование и религии этого народа. Идея всемирного религиозного общества, обнимающего собою все человечество, миру дохристианскому была неизвестна.

Совершенно иной характер носит религия христианская. Христианская религия не связана с территорией какого-либо одного государства, она не является достоянием одного народа; христианская религия дана её Основателем для всех народов, для всего мира. «Идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк. ΧVΙ, 15) – заповедал И. Христос ученикам. Исполняя это поручение Господа, Апостолы разошлись по всему миру, ко всем народам, так что, «по всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. X, 18). Христианство распространилось по всем пяти частям света, сделалось вселенскою религией, которую приняли разные народы, с разнообразными нравами, с разнообразными обычаями. Этим универсальным характером христианская религия резко отличается от религий языческих.

§2. Церковь и её право

Для осуществления своих религиозных целей люди всегда соединялись в общества. Последователи христианской религии, с первых Бремен распространения её по вселенной, также составили общества (в Малой Азии, в Греции, в Риме), из совокупности которых образовалась соборная или вселенская церковь. Единство церкви сохранилось, к сожалению, недолго; но идея об атом единстве церкви живёт в христианском мире и стремление к восстановлению нарушенного единства по временам сказывается с большею или меньшею ясностью; в последнее время это стремление сделалось особенно заметным.

Каждое вероисповедание имеет в настоящее время своё особое понятие о церкви, основанное на его догматическом учении. Православная церковь определяет своё название следующим образом: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых православною верою, Законом Божиим, священноначалием и таинствами3.

Из этого догматического определения церкви видно:

1) церковь есть союз религиозный, существующий для достижения высших религиозно-нравственных целей человечества, указанных христианством;

2) это союз видимый, внешний, а не внутренний только иди духовный;

3) церковь, как внешний религиозный союз, имеет своё правительство и свою организацию.

На необходимости твёрдого и правильного порядка в церковном организме основывается необходимость права церкви. Совокупность норм, по которым живёт и которыми управляется в своей деятельности церковь, составляет церковное или каноническое право.4

Нормы права церковного отличаются от норм установленных государством тем, что первые имеют более нравственно принудительный, чем материально принудительный характер: церковь, которая по преимуществу есть царство свободы, не может употреблять физической силы, как то делает государство; она действует только помощью духовных средств. Не смотря однако на это отличие норм церковных от норм государственных, церковное право со всею справедливостью должно считаться правом в собственном смысле, так как:

1) Принуждение не составляет существенного элемента в понятии права; оно служит лить внешней гарантией осуществления права; между тем, высшая гарантия права заключается не в силе и не в страхе, а в стремлении к справедливости, свойственной всякому человеку; не может быть прочным юридический порядок, который держался бы только на силе и страхе материального принуждения.

2) Церковные нормы не безусловно лишены внешней гарантии их исполнения; церковному праву, как и всякому другому, принадлежит характер принудительности в том смысле, что нарушение церковного порядка сопровождается со стороны церкви известным противодействием, подобно тому, как и нарушение порядка во всяком другом обществе сопровождается со стороны его реакцией против нарушителя этого порядка. В распоряжении церкви находятся известные права и блага, пользование которыми обусловлено соблюдением церковного порядка, нарушение которого сопровождается для виновного ограничением этих прав и благ и даже совершенным лишением его этих прав и благ и устранением правонарушающей воли из её состава.

Принудительность, к которой, в случае необходимости, прибегает церковь, нисколько не противоречит основным христианским догматам о свободе воли. Церковь никого насильно не принуждает вступить с нею в союз, но раз кто-либо уже вошёл в неё и принадлежит к ней, если только желает пользоваться благами, предлагаемыми ему церковью, обязан повиноваться её законам, которые зиждутся на божественной воле.

§3. Отношение науки церковного права к другим наукам

Самое название нашей науки указывает на то, что она по своему предмету и содержанию находится в близких отношениях к двум различным сферам человеческого знания – богословской и юридической. Из богословских наук церковное право соприкасается всего ближе с догматикой, историей церкви и литургикой. Из юридических наук оно стоит в тесной связи с правом государственным (в отделе об отношении церкви к государству, в отделе о правах клира, как особого класса в государстве), гражданским (в отделах о собственности, о браке), уголовным (о преступлениях против веры и церкви), полицейским (о предупреждении религиозных преступлений, о религиозно-нравственном просвещении, о мерах общественной благотворительности), с римским и греко-римским ели византийским правом (так как, при тесной связи церковной и государственной жизни в греко-римской империи, между правом светским и церковным существовало постоянное взаимодействие), с судопроизводством гражданским и уголовным (в вопросе о подсудности духовенства) и с историей русского права (большая часть институтов которого развивалась под влиянием церковного законодательства).

§4. Содержание науки церковного права. Её задача

Метод изложения.

Содержание науки церковного права составляют следующие отделы:

1) Учение об источниках церковного права (введение);

2) Учение об отношении церкви к государству;

3) Учение об отношении церкви к другим религиозным союзам;

(Эти два отдела составляют внешнее право церкви);

4) Учение о церковном устройстве;

5) Учение о церковном управлении;

(Последние два отдела составляют внутреннее право церкви).

Эта система науки церковного права вытекает из самой природы изучаемого предмета, т. е. церковного организма. Что касается задачи, преследуемой наукою церковного права, то мнения учёных на этот счёт являются различными. Так, при обсуждении проекта университетского устава 1863 года,5 юридический факультет Московского университета высказал следующий взгляд на задачу преподавания нашей науки в университетах: «Задача канонического права заключается в том, чтобы объяснить, какие юридические понятия внесены христианскою церковью». Взгляд этот представляется весьма узким. Непосредственная и собственная задача нашей науки должна состоять в том, чтобы построить систему основного церковного права, т. е. систему основных законов церковного устройства, управления и жизни на основании собственных положительных начал и собственных источников. Установивши основные законы церкви, мы будем иметь руководящую нить для успешного выполнения дальнейшей задачи – изучения действующего права частных церквей во всем их разнообразии. Над разрешением этих задач должна работать самостоятельная наука церковного права; этих задач не может взять на себя и не может разрешить никакая другая наука – ни юридическая, ни богословская.

Для выполнения указанных выше задач, могут быть употреблены те же общие методы или приёмы, какие применяются и в других юридических науках.

Существует четыре метода научного исследования:

1) практический, 2) исторический, 3) философский, 4) сравнительный.

Ни один ив этих методов, применяемый к нашей науке исключительно, не может быть признан удовлетворительным: необходимо соединять их вместе, давая перевес то одному, то другому в различных частях системы. Кроме того, необходимо постоянно иметь в виду догматические основания церкви, слушающие как бы пробою для положительного права церкви.

§5. Положение науки церковного права на Востоке, на Западе и в России

На Востоке изучение церковного права с давних пор интересовало образованных юристов и входило в круг юридического образования. Государственные постановления по делам церковным входили в состав законодательных кодексов, начиная с Феодосия II; поэтому прямой практический интерес должен был побуждать византийских юристов к их изучению. И действительно, многие образованные юристы (Иоанн Схоластик, неизвестный автор канонической Синтагмы в 14 титулах) занимались составлением сборников церковного права и комментированием их (толкователи ХII в.; Алексей Аристин, Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон). В начале ХIII в., с завоеванием Константинополя крестоносцами, всякая умственная и научная деятельность в Византийской империи прекратилась; прекратилась дальнейшая работа и в области права церковного. Константинополь, бывшие центром просвещения, теряет это значение. Центр умственной жизни переносится в Италию.

На Западе колыбелью науки церковного права была Болонья. Первоначально церковное право стояло по своему значению на ряду с римским правом и преподавалось в связи с ним; образованные юристы назывались поэтому doсtores iuris utriusque (Базиан в ХII в.). Преподавание канонического права, также как и римского, состояло первоначально в чтении текста правил, объяснении их смысла, примирении правил, противоречащих друг другу, и в применении правил к частным случаям жизни. Этот приём изучения правил назывался глоссированием их. С течением времени из этих отрывочных примечаний образовался целый связный аппарат , называемый glossa ordinaria.

Первою научною системою церковного права были лекции бенедиктинского монаха (монастыря св. Феликса в Болонье) Грациана, известная под именем Декрета Грациана (около половина ХII столетия). С изданием Грацианова Декрета, совершилось формальное отделение церковного права от богословия и из среды теологов выделился особый класс канонистов. Связь канонического права с римским однако и после того не прекращалась.

По методу болоньских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах. В XV в. являются уже попытки полной системы предмета и научно критической разработки его источников. Приостановленный затем на время реформацией интерес к изучению церковного права снова возрастает в ХVIII и особенно в XIX в. в Германии.

У нас в России изучение церковного права до недавнего времени состояло лить в практическом ознакомлении с правилами, действовавшими на практике и помещавшимися в Кормчей и богослужебных книгах. Мысль о необходимости преподавания канонического права, как особой науки, в первый раз была высказана митрополитом Платоном в его «Инструкции», данной в 1776 г. Московской славяно-греко-латинской духовной академии. В 1798 г. указом Св. Синода повелено во всех духовных академиях читать и объяснять Кормчую книгу. С преобразованием духовно -учебных заведений при императоре Александре I, церковное право было внесено в курс богословских наук и с этого времени стало преподаваться в духовных академиях в систематическом виде.

В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, при чем носило богословский характер . По уставу 1863 г., церковное право причислено к составу наук юридического факультета, в качестве особой от богословия самостоятельной юридической науки. Такой же характер она сохраняет в университетском преподавании и по новому уставу 1884 г.

§6. Литература церковного права в России6

Первые учёные труды по науке церковного права в России принадлежат учёным духовной богословской школы. Первая система по церковному праву издана была профессором богословия и церковного права в Киевском университете протоиереем Скворцовым , под заглавием: «Записки по церковному законоведению», в 1848 г.

2) В 1851 г. вышел «Опыт церковного законоведения» арх. Иоанна в двух томах. Здесь содержится введение в систему предмета, история канонического кодекса Вселенской церкви и историко – догматический комментарий на этот кодекс. Затем , по плану автора, должна была следовать система общего канонического права церкви и изложение действующего права русской церкви; но лишь некоторые отрывки этой системы напечатаны были в разных духовных журналах.

3) В 1874–75 гг. предпринял печатание своего курса профессор Московского университета Η. К. Соколов под заглавием: «Из лекций по церковному праву»; но, к сожалению, успел напечатать только два выпуска, из коих в первом помещено введение в церковное право, а во втором – учение о составе церковного общества.

В последнее время появились уже законченные учебники и руководства по церковному праву. Таковы:

4) «Краткий курс лекций по церковному праву» свящ. А. Альбова (Спб. 1882 г.), представляющий собою сокращённое изложение лекций, читанных автором в Военно-юридической Академии.

5) «Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви» (Казань 1888 г.) и «Дополнение к курсу» (Казань, 1889 г.) проф. И. С. Бердникова.

6) «Курс церковного права», (2 тома, Ярославль. 1889–90 гг.) проф. Н. С. Суворова, знакомящий читателя с церковным правом не только православной, но также католической и евангелическо-лютеранской церквей. Его же «Учебник церковного права» (Ярославль. 1898 г.)

7) «Очерк православного церковного права» проф. Μ. А. Остроумова (Харьков 1893 г.) До сих пор вышел только первый том, содержащий обширное введение в православное церковное право.7

Из отдельных монографий по церковному праву наиболее ценные принадлежат покойному профессору Московского Университета А. С. Павлову, посвятившему своё учёное внимание, главным образом, разработке внешней истории церковного права, т. е. обозрению памятников церковного права. Из сочинений его по этому отделу наиболее важными являются: «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (Казань 1869 г.) и «Номоканон при Большом Требнике» (Одесса 1872 г.; в 1897 г. вышло новое от начала до конца переработанное издание этого сочинения). Из трудов его по системе церковного права наиболее замечательным является его исследование, под названием: «50-я глава Кормчей Книги» (Москва 1887 г.). Из сочинений других авторов по отдельным вопросам церковного права наиболее важными являются следующие: И. С. Бердникова «Государственное положение религии в римско-византийской империи». Том I. (Казань 1881 г.); М. И. Горчакова «О тайне супружества». (Спб. 1880 г.); Η. А. Заозёрного «Церковный суд в первые три века христианства» (Кострома 1878 г.); Его же: «О священной и правительственной власти и о формах устройства православной церкви» (Москва 1891 г.); Π. А. Лашкарева «Об отношении древнехристианской церкви к римскому государству» (Киев. 1878 г.); Н. С. Суворова «О церковных наказаниях» (Спб. 1876 г.). Его же «Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов» (Ярославль. 1884 г.).8

* * *

2

Своя у каждого народа религия, говорит Цицерон , своя особая у нас (Orat, pro Flacco).

3

Пространный христианский катехизис православные католические восточные Церкви. Μ. 1889, стр. 41

4

В западноевропейской литературе эти названия далеко не тождественны. На Западе именем канонического права обозначается совокупность всех исходящих от церкви постановлений, не зависимо от их содержания (будут ли предметом их церковные или гражданские отношения). Наоборот, под именем церковного права в западной литературе разумеется совокупность норм, регулирующих дела и отношения чисто церковные, хотя бы эти нормы происходили не только от церковной, но и от государственной власти. На Востоке, где законодательство церкви всегда было в согласии с законодательством государства, это различие названий значения не имеет.

5

Этим уставом преподавание церковного права в первый раз было введено на юридических факультетах; до того времени преподавание церковного права в наших университетах носило богословский характер; преподавателем его был профессор богословия, а слушателями студенты-юристы православного исповедания.

6

Подробная литература церковного права помещена в моем «Пособии к изучению церковного права» Юрьев . 1900

7

В 1897 г. появился перевод труда далматинского епископа Никодима Милаша: «Православное церковное право», сделанный Μ. Петровичем. Сочинение епископа Милаша представляет собою весьма ценный вклад в науку православного церковного права.

8

Из сочинений иностранных авторов надо упомянуть о замечательном труде профессора Венского университета Dr. Jos. Zhishman’a: „Das Eherecht der orientalischen Kirche“. Wien. 1864.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle