Мы жили мирно... (исторический этюд)
«Мы жили мирно», – так торжественно заявил устами своего монарха наш неприятель. Но не только события последних дней и лет, а вся история нашего противника, свидетельствует о совершенно противоположном. Германцы и немцы вообще никогда не жили так, чтобы не затрагивать соседей, но всегда в своей истории путем насильственного захвата и хитрости отнимали у своих более мирных и простодушных соседей их земли, переименовывали чужие города именами на своем языке и – что самое ужасное – это то, что они совершали и духовное убийство покоренных ими народов, стремясь их онемечить. Такими были немцы в старину, такими они остались и в настоящее время.
Если заглянуть в историческую карту, то можно видеть, где находились коронные земли немцев. Они лежали между реками Везером и Рейном. Здесь около Детмольда1 находился знаменитый Тевтобургский лес, в котором германцы истребили римские легионы (в 9 году по Р. Хр.). Земли восточнее р. Везера были населены по преимуществу славянскими племенами, германцы же встречались как исключение. Река Эльба была славянской рекой и носила название Лабы (Лаба есть твердое произношение слова «лапа»). Такое название река получила от своего внешнего очертания в виде изогнутой руки или лапы. Река Одер была также заселена славянами, которые называли ее Одром (слово Одр означает постель). Такое название дано было реки по причине ее спокойного течения. Плавать по ней было так же безопасно, как лежать в постели. В ее водах погиб вместе со всей своей дружиной, женами и детьми последний князь прибалтийских славян Яцко. С тех пор началось быстрое онемечивание остатков славян. Славянские города и реки получили немецкую переделку. Мы видим на полпути от Бреславля к Дрездену чудное, живописное место, называемое у немцев Görlitz (Герлиц) Это древнее славянское Загорельцы, а по другим Горлица (т. е. Голубка)2. Так постепенно переделаны были Гданск (или Жданск, от слова ждать) в Данциг, Кролевец в Кенигсберг, Губин в Гумбинен, Выструг в Инстербург, Бранебор в Беролин или Берлин и т. д. Славяне жили и на юге Европы. Дунай называется в песнях и былинах славянскою рекой. Адриатическое море это и есть то «синее море», возле которого жили сказочные старик со старухой, пользовавшиеся милостями золотой рыбки. О нем упоминается и в песне:
«Как по морю, как по морю,
Как по морю, морю синему
Плыла лебедь с лебедятами».
До сих пор еще уцелел чудом на берегу Адриатического моря в австрийской Далмации городок с чистым славянским названием: это Яблонац (от слова яблоня). Но другие названия уже онемечены, или акцентом, или переделкой самого слова. Но все таки мы не можем еще не слышать в названии Пола славянской Полы, получившей название от того, что этот полуостров Адриатики представляет как бы кусок полы. Слышится нам родное и в названии Каринтия – этой древнеславянской Коринки, а в имени Крайна мы прямо видим Украйну, т. е. краевую сторону славянских населений на юго-западе3. Недаром и до сих пор в северо-итальянских землях и южных австрийских, население сохранило много славянских слов. Но и австрийский Ценг еще хранит остатки славянского названия Сень (навес) и венгерский Буда-Пешт сохраняет остатки древнего Будима (от слова буду, будем) и Пешта, или Пяста (пестовать – корить, ухаживать); и в Саксонском Дрездене нельзя не увидеть древнего славянского Дроздянца, названного так от множества дроздов, которые и сейчас в изобилии водятся в этом городе и eгo окрестностях.
Одним словом, добрая половина нынешней Германии и Австрии стоит на старославянских землях и построена на славянских костях. Германцы, поселившиеся первоначально между Везером и Рейном, постепенно путем насилия расширили свое владение за счет славян и других народностей, с которыми германцы боролись сотни лет. Нет, не германцы жили мирно. Они все время воевали и жестокими способами покоряли окружавшие их народы. Империя Карла Великого была создана железной рукой. Жили мирно славяне. Они несли человечеству блага мирно-земледельческой культуры. Они знали силу просвещения тогда, когда немцы не имели ни своей литературы, ни письменности, ни даже алфавита.
Просветитель всей Европы светом веры Христовой, император Римской Империи св. равноапостольный Константин родился в славянских землях, а именно в нынешней Сербии. Вторая столица этого королевства, а именно Ниш, была его родным городом4. Таким образом, славянство породило и воспитало великого императора и вместе с тем первого провозвестника в Европе мирной, христианской культуры. Славянство дало миру и другого великого императора, провозвестника мирной культуры для всей Европы, это именно Юстиниана Великого, строителя храма св. Софии в Константинополе. Он дал человечеству тот кодекс, на котором основывается мирная жизнь всего земного шара. Он составил Corpus juris eivilis, легший в основу законодательств всех государств. Славянство называет своим и третьего императора Василия Македонянина, сына мирного пахаря. «Минологий» императора Василия до сих пор является источником, из которого почерпают материал историки, художники, юристы и вообще весь культурный мир.
Итак, славянство всегда жило мирно и давало человечеству тихий свет мирной культуры.
Но с началом IX века это мирное служение славянства человечеству было нарушено немцами. Последние начинают теснить славян и постепенно захватывать их земли. Но и борясь с немцами, славяне являются носителями мирной культуры и ведут только оборону по отношению к своим вpaгам.. Характерна в этом отношении эпоха свв. славянских просветителей: Кирилла и Мефодия. Немцы чтут Лютера, и не столько, как создателя их религии, сколько как великого деятеля на пользу германизма. Лютер создал переводом библии с латинского на немецкий язык немецкую литературную речь. До этого времени немецкий язык был простонародным разговорным языком. Литературным же языком средневековья был латинский язык и только отчасти со времени Данте и Петрарки, т. е. с конца XIII и ΧΙV веков начинает выступать в качестве литературного новый язык итальянский, а за ним позднее французский. Немцы выступили на арену мирной культурной деятельности гораздо позже, лишь в XVI в. Но свв. Кирилл и Мефодий на шесть с половиной веков раньше поставили славянство на путь просвещения, дав им родную литературную речь переводом на славянский не только библии, но и огромного круга богослужебных книг. Заслуга свв. братьев пред славянством неизмеримо больше Лютера, но за то и само славянство получило возможность более широкого влияния посредством литературного слова. Славянским шрифтом пользовались не только одни природные славяне, но и другие народы, как например, литовцы и румыны. Знаменитое Реймское Евангелие, на котором присягали французские короли, принесенное во Францию из Чехии, написано также кирилло-глаголическим славянским шрифтом. Одним словом, славянский шрифт выходит за пределы славянства и служит и народам не славянского происхождения. Даже декреты французского короля Генриха I были подписываемы, по безграмотности короля, его женою Анной Ярославной славянскими буквами. Отсюда мы видим, как велика заслуга славянских братьев не только пред славянством, но и вообще пред человечеством. Они дали средства к развитию просвещения. Не говорим уже о том, как обязаны свв. братьям мы, русские. Если мы имеем у себя великих писателей: Пушкина, Гоголя и др., если мы имеем научную литературу и образование на своем языке, то возможность владеть всеми этими сокровищами мы получили благодаря свв. Кириллу и Мефодию.
Но кто же были противниками свв. Кирилла и Мефодия на пути их благородной и вместе с тем мирной деятельности? Немцы! В частности: немецкие священники и немецкие конунги – Арнульф Каринтийский и Карломан Баварский. В особенности противились просвещению славян первые во главе с немецким епископом Викингом. Мы, славяне, были всегда верны себе и князь Моравский Святополк является типичным образцом славянского князя. Он охотно подражает всему иностранному, иностранцы при его дворе имеют господствующее значение. При помощи их, он устраивает государственный переворот, берет в плен своего дядю Ростислава, садит его в темницу и даже ослепляет. Всем этим жестоким делом и слабой волей князя двигают немцы. Они научают князя поднять междоусобие, помогают ему в достижении его вероломных целей, ослабляют славянских князей, внося между ними вражду и разделение, а ослабив их начинают сами господствовать. Заметив в князе Святополке любовь ко всему иностранному, они вытравливают из его обихода все национальное, родное, вплоть даже до молитв и религии. Пользуясь слабостью Святополка к вину и любовью к кутежам, они потворствуют ему в этом, а когда св. Мефодий, видя гибнущего князя и исчезающее вместе с его падением национальное возрождение и просвещение славян, начинал увещевать и образумливать князя, то немцы возбудили в князе Святополке вражду к Мефодию. Так не силою и храбростью немцев было сломлено западное славянство и их мирное национальное дело, а хитростью и коварством. По смерти Мефодия (886 г.) ученики его были изгнаны из Моравии Паннонии, и немецкое засилье там восторжествовало.
Таким образом свв. Кирилл и Мефодий не только положили начало культурному славянскому развитию, но и были борцами славян против немцев. Они являются основателями славянского самосознания или, как мы называем теперь, национального самоопределения.
Но в ту пору славянское самосознание только что получило свое бытие, тогда как германская самоопределяемость была уже закалена в борьбе с римлянами и другими окрестными народами. Этим и можно объяснить успехи немцев и слабость славян, которые в конце IX века были оттеснены к востоку и северу от Карпат. Нашествие диких орд печенегов5, половцев и татар помогли немцам. Теснимые дикарями, мы, славяне, наполнили европейскую низменность до Урала на восток и·Финского залива на север. Мы создали города: Смоленск, Новгород, Киев, Колывань (Ревель), Ракобор (Веленберг), позже Юрьев (Дерпт). Построением городов мы создали оплот против нашествий дикарей. Мы защитили Европу от печенегов, половцев и татар.
Что же, оценили немцы нашy мирную деятельность на пользу их культуры? Нет, они тоже стали теснить нас. Мы жили мирно и их не трогали, но они при помощи хитрости и силы, пользуясь нашей слабостью, оттеснили нас и на вновь занятой нами земле. Колывань стала немецким Ревелем, а Ракобор Везенбергом, как и Бранибор сделался Берлином. А Юрьев, основанный Ярославом Мудрым и названный так в честь своего ангела Юрия или св. Георгия Победоносца, переменовался в Дорпат, позже в Дерпт. Таким образом, нынешнее немецкое достояние было первоначально русским, славянским.
Но немцы покушались не только на наше тело, на наше внешнее достояние: города и земли. Они издавна стремились поработить себе и наш дух. Свои попытки немцы хвастливо возводили в победы и сочинили целые легенды, что наши святые Ольга и Владимир стали христианами и просветили Россию, благодаря им немцам. На чем основаны эти легенды и насколько они достоверны, сейчас будет видно. Немецкие историки повествуют, что будто бы император Оттон Великий посылал Ольге епископов. Но зачем было Ольге просить себе немецких епископов? Она легко могла получить их из Константинополя. Немецкие епископы были не более сведущи и в славянском языке. Наши летописи ничего не знают о таком посольстве. Вернее, что Оттон хотел духовно поработить немцами такую огромную страну, как Россия, через своих епископов Но это ему не удалось. Есть и другое сведение у немецких историков, что Оттон просил у Ольги, славившейся своей красотою, ее руки, но получил отказ. Так Оттону не удалось пленить Россию ни путем брака с Ольгой, ни посредством церковного единения.
Не удалось это затем немцам и позже, при св. Владимире, к которому в 1008 году приходил немецкий епископ Брун или Бонифаций. На основании этого путешествия немцы выдумали, что Бонифаций крестил Владимира. Но этот вымысел легко устраняется тем фактом, что ко времени прихода Бонифация в Киев Владимир был уже 20 лет христианином. Немецкие историки обвинили даже св. Владимира в смерти Бонифация. Но оказывается, что Бонифаций приходил проповедовать к печенегам. Не имея у них успеха, он удалился к пруссам, и эти последние умертвили его, как и св. Адальберта, т. е. проколов ему бок, извлекли через отверстие все ero внутренности.
Итак, не немцы просвещали нас, и не мы виновны в смерти Бонифация. Они сами являются ero убийцами, по жестокости не уступающими их потомкам, нашим современникам.
Немцы несли к нам не свет мирной культуры, а огонь и меч, мы же, наоборот, несли к ним блага мира. Св. Владимир будучи князем Киевским, был князем и нынешней австрийской Галиции. В титле митрополита Киевского и Галицкого – эхо былого положения. Ho наша мирная культура шла и за Карпаты. Мантия венгерского короля Стефана и доныне одеваемая австрийскими императорами, при коронации в Будапеште, вся вышита вязью псалма славянскими буквами.
Мы жили мирно... Ярослав Мудрый продолжал мирную культуру своего отца: строил школы для обоего пола, заводил библиотеки; то же делали и его дети и внуки. И так было до XIII века, до монгольского ига. Образование в ту тору у нас было не ниже, чем на Западе, а иногда и выше. Вспомним Анну Ярославну, подписывавшую бумаги за своего безграмотного мужа – короля Генриха I французского. Всеволод, сын Ярослава, говорил на пяти языках, а Ярослав Галицкий потому и назван Осмомыслом, что свободно владел восемью языками. Этот умный и образованный князь, высоко держал русское знамя. Вот как о нем выражается автор слова о полку Игореве: «Галицкий Осмомысле-Ярославе. Ты высоко сидишь на своем златокованном столе; подпер горы Угорския (Карпаты) своими железными полками, заступив путь королю (венгерскому), затворил ворота Дунаю... Гроза твоего имени облетает земли; ты отворяешь ворота. Киеву и стреляешь с отцовского золотого стола в дальних салтанов (половецких)». Ярослав Осмомысл, подобно Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху, был в родстве с византийскими императорами и государями Западной Европы. Вообще в эту пору мы стояли на одном уровне с последней, иногда превосходя ее, но во всяком случае были в полном общении мирной христианской культуры.
Разделение церквей, произошедшее при Ярославе Мудром. нарушило это общение. Β дальнейшем, подобно тому как и при св. Кирилле и Мефодии, история вражды наших противников против нас, основывается между прочим и на вражде религиозной. Протестантство не внесло в мир религиозной свободы, как это самоуверенно думают немцы: «Истина освободить вас», говорил Иисус Христос (Ин.8:32), а так как протестантство не есть подлинное христианство, а лишь попытка его реставрации, то оно не чуждо и фанатизма, как показала его история, как показывает и настоящее поведение немцев в отношении народов, исповедующих иную религию, чем они. Отсюда произошли: оргия в Ченстоховском монастыре, разрушение Реймского собора, издевательство над православными храмами и священниками. Но как разделение церквей было вызвано папой и лишь принято Востоком, так и появление фанатического протестантства не составляет нашей вины. Мы жили мирно, но тем не менее религиозный фанатизм протестантства обрушивается и нас. Печальный факт христианского раскола и уничтожения любви христианской в отношениях между расколовшимися частями христианского мира есть дело врага Христа, диавола, в его стремлении разбить церковь Христову на враждующие лагеря, ослабить ее, высмеять христианство, если не совсем его уничтожить. Но это зло, повторяем, идет не от нас. Мы жили мирно...
Разделение церквей давало повод немцам смотреть на нас как на врагов, пользоваться нашими несчастьями и вести против нас наступление совместно с врагами Христа. Какое прекрасное содружество! Но не повторяется ли оно и в настоящее время в союзе Германии и Австрии с Турциею?
В XIII в произошло татарское нашествие на нашу землю. Дикие полчища татар разбились о русскую твердыню. До Вены и Далмации долетели только слабые брызги варварских орд. Мы снова спасли Европу и культуру. Но что же делают немцы? Они несли нам меч! В 1202 г. на Западе снаряжался четвертый крестовый поход, но уже не для освобождения Гроба Господня. В 1204 году часть этих крестоносцев завоевала Константинополь, подвергнув его жестокому разграблению6. Другая часть крестоносцев в 1202 г. образовали орден Меченосцев и направилась на берега Балтики, дабы насаждать христианство огнем и мечом среди ливонцев. Еще раньше немцы основали крепость Ригу, а затем, пользуясь нашими затруднениями, вследствие татарского ига, оттеснили нас от Балтийского моря. Огнем и мечом они истребили нашу мирную, культурную деятельность, отняли у нас основанные нами города и даже посягнули на исконно русские города Псков и Новгород. Твердый отпор получили здесь немцы в лице нашего князя Александра Невского который, можно верить, является и теперь небесным покровителем нашего воинства в борьбе с немцами. Довмонт Псковкий также остановил наступление немцев, которые, не желая тратить своих сил, действовали против нас через соседние народы, жившие с нами в дружбе, например, литовцев, пользовавшихся до XV в. нашей грамотой и языком даже в государственных актах.
До XV в. литовцы пользовались славянским шрифтом в своих грамотах и были православными. Свв. мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, почивающие в Вильне в Свято-Духовом монастыре и пострадавшие в XIV в. при Ольгерде, короле литовском, своими нетленными мощами свидетельствуют об этом. Св. Афанасий Брестский и Исидор Юрьевский также красноречиво говорят за то, что там, где теперь господствуют немцы и где исторгнуто православие, там оно было в прежние времена господствующей верой.
Но теперь и полякам и литовцам, как в былое время под Грюнвальдом, осознан наш общий враг – немец Как действовал наш противник? Не прямо, так как пользовался нашими несчастьями, тем, что мы были изранены татарами и истекали кровью, спасая Запад и культуру.
Но, несмотря на невзгоды, не взирая на то, что немцы клином врезались в наше тело, мы еще продолжаем свою мирную, культурную деятельность. Сохраняется и единство сознания русского народа. Святитель Петр Галицкий без труда делается митрополитом Московским. Галиция, вотчина св. Владимира, сохранила свою самостоятельность и несла для славянства и окружающих ее народностей начала мирной культуры до 1386 г., когда она была завоевана Польшей и Литвой.
Начинается русско-польский вопрос...
«Не раз клонилась под грозою,
Тο их, то наша сторона».
Что способствовало этой розни и кому она служила на пользу? Рознь происходила, между прочим, и от религиозной вражды, но кому всецело она была полезна, так это немцам. После войны Александра Невского, только раз еще сознали славяне общность своих интересов и определили своего врага – это в битве под Грюнвальдом в 1410 году, когда русские, поляки и чехи разбили немецких рыцарей. Но до этого и после этого такого сознания не было. В то время, когда Димитрий Донской готовился к битве с татарами, Ягелло литовский шел со своими польскими и литовскими войсками на помощь татарам. Он находился от места сражения всего в 80 верстах, и только весть о победе Димитрия заставила его бросить коварный план. Но кому на руку была бы победа над Димитрием Донским? Только немцам. Было взаимное недоразумение и непонимание общности интересов русских и славянских. Но это обстоятельство было отлично использовано немцами. Они все более и более продвигались на восток. Витовт, литовский князь, был врагом Москвы, но верой и правдой служил немецким государям, ослабляя своими набегами Москву, а вместе и всю Россию.
Но вот, к XVI-му веку мы свергли татарское иго, окрепли и получили силу и возможность начать борьбу со своим вековым врагом немцем. Не для того чтобы задавить немцев была предпринята эта борьба, а только для того, чтобы освободившись от немецкого засилья, мы могли бы продолжать свою мирную, культурную жизнь. Царь Иван Грозный предпринял Ливонский поход, возвративший нам земли Ярослава Мудрого почти до Ракобора Наше шествие закончилось постройкой крепости Ивангорода, до сих пор существующей в Нарве и свидетельствующей о былых подвигах наших предков.
Однако, это движение к Балтийскому морю и открытым торговым путям, нужным для нашей мирной деятельности, было остановлено начавшимся с конца XVII в. смутным временем, усилившимся в начале XVII в. с прекращения династии Рюрика. В этой смуте видную роль играли поляки, враждебно настроенные против нас католичеством и немцами которые хитро употребляли поляков, как свой авангард против нас, дабы, ослабить славянство во взаимной борьбе, овладеть им с большей легкостью. В смуте XVII века поляки служили не на пользу славянству. Но это происходило от недоразумения, от неосознанности своих позиций. Между тем, судьба посылала Польше великую роль. Она могла бы сделаться для славянства тем же, чем стала впоследствии Россия. Она могла бы объединить славян под своим стягом. Но братья поляки не поняли момента и пропустили его, сослужив службу немцам. Фанатизм и узость понимания тогдашних руководителей политик Польши толкнули поляков на борьбу с Москвой. Мижду тем, Москва охотно шла на сближение с Польшей. Представители тогдашней русской мысли патриарх Гермоген и святитель Филарет охотно принимали к себе на престол польского королевича Владислава, желая только видеть его принявшим православие. Но это последнее условие, благодаря фанатизму, не было соблюдено и в результате началась долгая борьба Москвы с Польшей, ослаблявшая и ту и другую, но бывшая на пользу немцам. Они богатели, усиливались, и расширялись в это время за счет славян. Австрия именно создалась в XVII веке. На чешском сейме в Праге герцогу Матвею, сыну Максимилиана II, удалось добиться утверждения наследником всех Габсбургских земель Фердинанда Штирийского, который создав католическую лигу, 8 ноября 1620 года, при содействии польских войск, разбил чешские силы на Белой горе близ Праги и положил конец самостоятельному существованию Чехии и Венгрии. Существованию Австрии грозила Турция, но войска Яна Собесского в 1683 году спасли Вену и Австрию от разгрома.
Борьба Москвы с Польшей привела во второй половине XVII века к поражению последней. Препятствие на пути к нашей мирной культурной деятельности было сломлено. Mы стремились дать возможность свободно дышать всем народам, входившим в состав нашего государства. Поляки усвоили манеру Австрии покорять подчиненные себе народы и духовно. На этом пункте погибла Польша, погибнет и Австрия. Поляки преследовали в XVII веке православие. Посол царя Алексея Михайловича, князь Борис Александрович Репнин-Оболенский 20 июля 1653 года заявил в Кракове твердый протест против этого, а также потребовал наказания лиц, делавших пропуски в царском титуле при адресовании грамот к царю. Следствием нашей твердой политики было присоединение к Poссии Малороссии, получившей с этого времени возможность свободно веровать и молиться. Это событие отдалось далеким эхом за пределами Польши. Всколыхнулись Молдавалахия, Сербия и другие славянские народности, угнетенные то турецким, то австрийским игом.
На соборе 1655 года. имевшем целью только одобрение исправленных при патр. Никоне книг, присутствовали: патриарх Стефан сербский, митрополит Гедеон молдовлахийский и даже логофет (министр иностранных дел) Молдовлахии Григорий. Возбуждался вопрос о союзе всех православных народностей. Но этот мирный союз угрожал немцам. Кто же помешал этой федерации? И на этот раз, как и в последующее время, расстроила союз славян между собою Австрия, сшитая из славянских государств. Австрия немедленно послала в Москву дипломата, хитрого иезуита Аллегретти, родом из Рагузы, знавшего хорошо славянский язык, которому и поручила расстроить зарождавшуюся идею союза православных народностей. Аллегретти отвел взоры Москвы к Балтийскому морю, убеждая, что оно нам нужнее, чем славяне. Мы не поняли момента, как в свое время и поляки, и это отдаляло идею единения славян на 250 лет, в течение которых мы не мало пролили за эту идею своей крови. Правда, что нам нужно было и Балтийское море и оно было к нам ближе, чем «Сине-море» Адриатическое, но мы не учли, что с решением славянского вопроса было бы на земле больше мира, было бы больше простора нашей собственной мирной культурной деятельности, что мы имели бы доступ к незамерзающим южным морям, что мы исполнили бы и свое православное назначение, освободив христианский Восток от мусульманского ига и восстановив Крест на св. Софии.
Неудачи под Ригой совершенно разрушили у нас идею восточного вопроса, но отдалили на 50 лет и решение балтийского вопроса в благоприятном для нас смысле. Хочется верить, что для того и другого вопроса наступило время теперь и что сейчас найдется в России более сознательное отношение к обеим идеям.
Петр Великий докончил дело Ивана Грозного, завоевал Балтику и возвратил России земли Ярослава Мудрого. Но покорив немцев, мы породнились с ними и у нас начался долгий немецкий духовный плен, продолжающийся до настоящего времени. Почти весь XVIII век у нас велась благоприятная для немцев политика, усиливавшая их. Только императрица Елизавета. Петровна. твердо поставила было русские интересы, и наши войска взяли Берлин; но далее наша политика снова вернулась в немецкое русло. Вместо славянской объединяющей политики мы взяли курс разъединения и ослабления славянства. За нейтралитет Австрии Екатерина II отдала в 1775 г. Буковину. При разделе Польши, Австрии и Пруссии, дрожавшими перед силами России, были отданы, однако, лучшие части Польши и русская Галиция, вотчина св. Владимира. Мы этим усиливали их, и единственным оправданием нашим в этой национальной политике может служить только то, что мы были чужды корысти и стремились к миру. Если бы мы были жадны, то мы давно бы могли свободно присоединить к себе и Молдовлахию, господари которой еще со времени Петра Великого в лице Кантемиров перешли на нашу службу, и всю Польшу, а также славянские земли.
Но мы никогда не были столь корыстными. Мы освобождали народности, но не стремились порабощать их. Отдавая Австрии свою родную Галицию, мы требовали, однако, и для нее духовной свободы, свободы православной веры. Австрия обещала и подписала об этом акт, но своего обещания не сдержала. Взяв себе Польшу, мы тотчас же восстановили ее в правах. Александр I, дал ей сейм, монету и даже короновался польской короной. Если мир с поляками был нарушен, то не без влияния австрийской руки, действовавшей через фанатичных иезуитов.
Мы стремились жить мирно... Александр I, победитель Европы, однако, делал политические шаги, в которых Россия должна теперь покаяться. Александр I отдал Австрии чудную единственную в мире по удобствам, Катарскую бухту, усилив тем Австрию и ослабив Черногорию. Но пусть утешатся черногорцы: мы сделали такие же ошибки и на своей границе. Мы провели пограничную линию, выгодную для Пруссии и неудобную для России. Устья Немана и Вислы достались немцам, и для нас закрыт свободный выход в незамерзающую часть Балтийского моря.
Мы не только в истории жили мирно, но неоднократно благотворили нашему врагу. Мы спасли Пруссию от разгрома Наполеоном в 1812 году. Но по отношению к нам немцы вели себя так же низко, как и в настоящее время, и это было не только тогда, когда немцы совершили нашествие на Москву с войсками Наполеона, но и после изгнания Наполеона из России. В Москве больше всего буйствовали баварцы и вюртембиргцы. Именно они обращали храмы в конюшни. Это они делали как в Москве, так и во всех других городах России. Когда же наши войска в 1813 г. освободили Пруссию от Наполеона, то вместо благодарности они встретили алчное отношение к себе. С русских брали за все бешенные цены, которые сами немцы окрестили: «Narren oder russishen Preisen» («дурацкие или русские цены»). При возвращении русских войск из Пруссии в 1815 г. в г. Гумбинен, прусский губернатор превозносил заслуги не Александра I, а Фридриха. За нашего государя не было произнесено даже тоста. А когда наш генерал Витгенштейн сказал, что нужно бы не забывать и бескорыстия русского императора, то Витгенштейна едва не побили. Мало того, немецкий генерал Иорк обещал возбудить в Пруссии восстание против русских, и это тот генерал, который получил от императора Александра I в подарок миллион рублей на обмундирование своего корпуса.
Итак, вот какими были всегда немцы, но такими они остались и в настоящее время. Старый Франц-Иосиф забыл, как 66 лет тому назад Россия спасла ему трон, а Германия не помнит, что только наш нейтралитет в 1870 г. дал возможность ей получить свое бытие.
Мы жили мирно и дали им всем возможность жить. «Но не тако нечестивии не тако» (Пс.1:4). Они все время вели наступательное движение на славянство, причем большинство славянских земель было захвачено не доблестью военной, а коварством и хитростью. Австрия получала эти земли за свои сомнительные нейтралитеты. Последний кусок, который она проглотила, это были Босния и Герцеговина. Аннексия их была дневным грабежом. Но Австрия захотела большего, ей нужно было иметь беспрепятственный выход к Салоникам. На пути стояла Сербия. Нужно было уничтожить и ee. Ho час возмездия и справедливости настал. Чаша терпения переполнилась!
Преступление немцев усугубляется тем, что они не удовольствовались захватом материальных благ славянского народа, они стремились умертвить его и духовно. Стремились вытравить в нем все славянское, онемечить настолько, чтобы не осталось от славян и памяти о них. Немцы вели эту линию систематически. Прежде всего они, как мы видели, переделывали славянские названия местностей и городов на немецкие. Затем заставляли славянское население говорить в публичных местах исключительно по-немецки. Наконец, в Германии в самое последнее время принуждали славянских детей изучать в школе даже молитвы по-немецки.
Поэтому славянство восстало сейчас против германии, гордо поднявшего свою голову на истребление не только славянства, но и всех остальных наций, ибо девиз германизма: Deutshland über alles («Германия превыше всего»). И вот немцы открыли преследование против славян и русских за το только, что они хотели быть и русскими и славянами, за то, что они хотели иметь свой язык и свою веру. Один немецкий учитель засек розгами до смерти ученика сельской школы за нежелание его читать молитву не на родном языке. Семью Геровских преследовали за издание на русском языке газет и журналов, в которых проводилась мысль о единстве русского народа. Многие были преданы суду за чтение русских писателей: Пушкина, Гоголя и др. К чести польских судей во Львове подсудимые, несмотря на кивки из Вены, были оправданы. Но в Угроруссии венгерский суд наказал тюрьмою и разорил множество семей только за то, что они хотели возвратиться в отеческую веру, т. е. православную. Священники православные были посажены в тюрьмы и подвергнуты унижениям, несмотря на то, что они добровольно явились в суд. Кощунственно относились члены суда и к православным священным предметам, доставленным в суд в качестве вещественных доказательств. С другой стороны, немцы старались поощрять распространение у нас лютеранства и помогали разного рода сектантам.
Мы жили мирно, а они вели войну с славянством. Германцы принесли, наконец, и всему миру не мир, который несли человечеству мы, но меч, который славяне всегда доблестно и благородно отражали, отразят его и теперь, отразят затем, чтобы принести миру свет мирной культуры!
* * *
Примечания
По мнению других Тевтобургский лес находился у Миндена на р. Везере, иные видят его около Герфорда, а некоторые около Гамма на р. Липпе. Во всяком случае все эти пункты находятся западнее р. Везера, что, собственно, для нас и важно.
Такой чудный вид имеет эта гора, покрытая зеленью, точно грудь горлицы, или голубки.
Эти области составляли в IX веке древнее славянское королевство Паннонию, в котором некоторое время жили и проповедывали при князе Коцеле святые братья Кирилл и Мефодий, первоучители славян.
Ниш назывался у греков Никеей, а у латинян Nicea; при отпадении окончания а, осталось Nice, которое у французов произносится мягко Нис, у сербов тверже Ниш, а у нас у русских Ницца.
В печенегах можно видеть древних гуннов. Наши предки называли их так по смуглому, а у стариков сморщенному виду лица, напоминавшему печеное яблоко. Печенеги-гунны это нынешние венгерцы. Венгрия называется Hungaria, где корень слова гунны (Hunni) виден очень ясно.
Насколько велик был разгром Царь-града, можно судить по следующему месту нашей летописи: «В лето 6712… сожжен был град и церкви неописуемой красоты, числа которых невозможно сказать, и св. Софии. Вошли в город фрязи все 12-го апреля, в день св. Василия Исповедника. Утром, при восходе солнца, вошли в св. Софию и ободрали царские двери, а амвон, окованный серебром и 12 серебряных столбов и 4 животных и надворотную икону (тягло) разбили, а также 12 крестов над алтарем, между которыми были серебряные ящики в виде деревьев выше роста человеческого. Серебряные перегородки алтарные между столбами и св. престол, украшенный золотом, жемчугом и драгоценными камнями, ободрали, а престол неизвестно куда выбросили. Захватили 40 больших чаш, бывших над алтарем, а также бесчисленное множество иных церквей без числа… Церковь св. Иоанна Богослова обратили в овечий загон». – Вот как хозяйничали крестоносцы четвертого крестового похода, направившиеся в Константинополь.
