епископ Михаил (Лузин)

Толкование на Евангелие от Луки

 Глава 10Глава 11Глава 12 

Глава 11

Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянстве в молитве (5–10) и о благости Божьей (11–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27– 28). Знамение Ионы (29–30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54).

Лк.11:1. «В одном месте молился»: ев. Лука, по преимуществу перед прочими евангелистами, часто говорит о том, что Господь молился; так он упоминает о молитве Его при крещении (Лк.3:21), в пустыне (Лк.5:16), перед избранием Апостолов (Лк.6:12), в уединении (Лк.9:18), перед преображением (Лк.9:28–29). Не называет евангелист места, где теперь молился Господь; но если он следует в этом случае хронологическому порядку: то надобно полагать, что это было неподалеку от Вифании (Лк.10и прим.); и так как Господь любил молиться восходя на горы, то, может быть, эта молитва совершалась на близ Вифании лежащей горе, т. е. Елеонской, невдалеке от Иерусалима.– «Когда перестал, один из учеников сказал» и пр.: ев. Матфей, излагая молитву Господню, совершенно одинаково с ев. Лукой, не упоминает об этом поводе к изречению этой молитвы и помещает ее в изложении нагорной беседы (Лк.6 и дал.). Если не предполагать, что Господь повторил эту молитву ученикам, то надобно полагать, что ев. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы; евангелист же Лука помещает ее при сказании о том случае, по которому она действительно была произнесена. – «Как и Иоанн научил учеников своих»: из евангелий не видно, какой особенной молитвой молиться научил учеников своих Иоанн; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на это выше (Лк.5:33).

Лк.11:2–4. «Он сказал им» и пр.: см. прим. к Мф.6:9–13. «Ибо и мы оставляем» и пр.: у ев. Матфея – «как и мы оставляем». Выражения несколько различные, но общий смысл одинаков: если мы не прощаем, и Бог не простит нас; чтобы получить прощение от Бога, необходимо, чтобы и мы прощали другим.

Лк.11:5–8. «И сказал им» и пр.: приточная речь о друге, просящем хлеба, имеет целью научить, что необходимо постоянство в молитве для получения просимого у Бога. Бог иногда не тотчас подает просимое у Него, хотя бы это просимое было необходимо и сообразно с волей Божией, и хотя бы просимо было с верой и надеждой, и людьми благочестивыми, к которым благоволит Бог. По неизъяснимым целям своим Он поступает так; но от этого не должна ослабевать молитва наша к Нему, не должна быть прекращаема, а нужно постоянство и твердость в молитве, если желаем получить просимое. Как и во всякой почти притче не все частные черты имеют существенное значение и приложение, так и в этом приточном изречении не все частные черты можно объяснить и прилагать к Богу; некоторые указаны только для живости и наглядности представления, чтобы приточное событие представить более правдоподобным и яснее запечатлеть в памяти. – «В полночь»: в час, когда двери дома заперты, все в доме предались сну, и когда посещение постороннего несвоевременно: «по неотступности его, встав даст ему»: в этом сущность приточного изречения. Неотступность вынудит дать просимое, и просящий получит. Так нужно и молиться, – неослабно, постоянно.

Лк.11:9–10. И Я скажу вам и пр.: приточное изречение Господь поясняет прямой речью, что нужно просить, искать, стучать, неослабно молиться, чтобы получить просимое в молитве. См. прим. к Мф.7:7–8.

Лк.11:11–13. Господь благ и подает человеку что нужно ему, и только то, что нужно. Эту истину Спаситель раскрывает в примере отца, удовлетворяющего просьбам сына своего. См. прим. к Мф.7:9–10. – «Или если, попросит яйца, подаст ему скорпиона»: изречение, находящееся только у ев. Луки и опущенное ев. Матфеем. Скорпион, так называемый белый, свернувшись, похож и по виду и по величине на яйцо. Смысл тот же, что и предшествующих изречении. – «Итак, если вы» и пр.: см. прим. к Мф.7:11. – «Даст Духа Святаго»: у ев. Матфея – «даст блага». Общий смысл один и тот же: там указываются самые блага истинные, даруемые по молитве; а здесь – Податель всяких благ и Раздаятель всяких даров духовных, Дух Святой (1Кор.12 и дал.).

Лк.11:14. «Однажды изгнал Он беса»: об этом же исцелении повествует ев. Матфей (Мф.12 и дал., не Мф.9:32–34) и излагает следующую за тем обличительную речь против фарисеев и книжников. Ев. Матфей излагает все событие подробнее, раздельнее и нагляднее; ев. же Лука общее, хотя совершенно сходно с ним, нечто опускает и изречения несколько переставляет, что конечно не имеет никакого значения для определения и раскрытия смысла изречений, так как они совершенно одинаковы и разности весьма мало, причем изречения у ев. Луки весьма удобно восполняются изречениями, находящимися в рассказе Матфеевом. – «Беса, который был нем» и пр.: по повествованию ев. Матфея, бесноватый был не только нем, но и слеп; одно сказание восполняется другим. – «Народ удивился»: у ев. Матфея сильнее изображено это удивление. Пораженный чудом, народ говорил – не это ли Христос? Такое мнение народа и вызвало то злобное объяснение чудес Христовых со стороны фарисеев, о котором говорится далее (см. прим. к Мф.12:24).

Лк.11:15–16. «Некоторые же из них»: именно фарисеи, как определительно указывает на это ев. Матфей. – «Говорили» и пр.: см. прим. к Мф.12:24. – «А другие, искушая, требовали знамения»: по более раздельному сказанию ев. Матфея, с таковым требованием подступили к Господу некоторые из книжников и фарисеев после того, как Господь сказал им сильную обличительную речь в ответ на хулу их будто Он изгоняет бесов силой веельзевула (Мф.12и прим.). Ев. Лука совокупляет оба эти обстоятельства в одно, а равно и речи, сказанные по этим побуждениям, соединяет в одну с легким переходом от одной к другой, и из последней (по Мф.) переносит нечто в первую. – «Знамения с неба»: см. прим. к Мф.16:1.

Лк.11:17–23. «Он, зная помышления их, сказал» и пр.: см. прим. к Мф.12:25–30. – «Перстом Божиим»: у ев. Матфея прямее – «Духом Божиим» (Мф.12и прим.). Выражение, употребленное у ев. Луки, поясняется из того, что необычайные действия или чудеса представлялись человекообразно совершающимися как бы по указанию перста Божия (ср. Исх.8:19. Пс.8:3). – «Тот перст Божий» (Исх.8:19), который в Египте претворял перст в животных, был Утешитель, Дух истины. Поэтому, как знамения, бывшие в Египте и произведенные перстом Божиим, так и дивные знамения самого Бога (Иисуса Христа) совершены действием Духа. Но как в чудесах Моисеевых, так и в чудесах Господних Дух называется перстом Божиим не потому, что Он такая же малая сила у Бога, как перст у тела: но поскольку одно из дарований, раздаваемых Духом, есть дарование чудес и исцелений, то одно дарование, а не все дарования Духа, называет Писание перстом. – Все дарования Духа, какие только есть, составляют как бы тело Его, одно же какое-нибудь из дарований есть перст». (Вас. В. 3, 183–184). – «Когда сильный» и пр.: более пространный перифраз того, что у ев. Матфея изложено более кратко (ст Мф.12:29); смысл изречений один и тот же.

Лк.11:24–26. «Когда нечистый дух» и пр.: см. прим. к Мф.12:43–45. Эту приточную речь Господь сказал, по евангелию от Матфея, уже после обличения неразумного требования от Него фарисеями и книжниками чуда с неба; самая речь буквально сходна с изложенной в Евангелии от Матфея.

Лк.11:27–28. «Одна женщина» и пр.: замечание, находящееся только в Евангелии от Луки. Беседа Господа так поразила эту женщину (по преданию Маркеллу, прислужницу Марфы – Лк.10:38), что она не могла удержать восторга своего и всенародно прославила Господа и Его пречистую Матерь, которая вместе с названными братьями Его находилась тут же, только вне дома (Мф.12:46). – «Блаженно чрево» и пр.: блаженна жена, родившая и воспитавшая такого великого Учителя и Чудотворца – Сына своего. – «Блаженны слышащие» и пр.: ср. прим. к Лк.10:42. – Слышащие, разумеющие и по вере исполняющие то, что повелевает слово Божие.

Лк.11:29–32. «Народ стал сходиться»: беседа Господа привлекла к Нему множество народа, так что Матерь и братья Его, желавшие говорить с Ним, оставались вне дома вероятно по причине тесноты в доме. – «Он начал говорить» и пр.: в ответ книжникам и фарисеям, просившим у Него знамения с неба (Мф.12 и дал., ср. прим. к этим ст.). – «Знамение Ионы пророка» представляется здесь несколько, по-видимому, несогласно с ев. Матфеем, но это только по-видимому, на самом же деле сказания евангелистов восполняются одно другим и из сопоставления их вытекает полный смысл речи о знамении пророка Ионы: как Иона, пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, стал знамением для Ниневитян, вняв которому они принесли покаяние, – так и Сын Человеческий (Мессия Иисус), пробыв в сердце земли три дня и три ночи, будет знамением для рода этого, из которого некоторые, вняв этому знамению, покаются и уверуют, другие же не уверуют и погибнут (ср. прим. к Мф.12:40). – «Царица южная» и пр. см. прим. к Мф.12:42, 41. Лк.11:33–36. Приточные изречения о свече и светильнике в евангелии от Матфея помещены в нагорной беседе Спасителя (Мф.5:15, 6:22–23 и прим.). Может быть, эти изречения повторены были Господом при настоящем случае; по крайней мере, здесь они весьма у места: сильное приточное указание на то, как неразумно скрывать свечу под спудом и как худо не иметь чистого ока, имеет здесь полное приложение к фарисеям и законникам, только что высказавшим такие превратные и богохульные суждения о Христе. «Поскольку завистливые иудеи, смотря на чудеса, по злобе ума превратно толковали их, то Господь и говорит: люди, получившие светильник от Бога, т. е. дар ума, которым мы смотрим как бы светом нам данным, сокрыли рассудительность и, омрачивши себя завистью, не видят чудес и благодеяний, хотя мы для того получили ум, чтобы поставить на подсвечник, дабы и другие видели свет» (Феофил.). – «Никто, зажегши свечу» пр.: см. прим. к Мф.5:15. – «Светильник тела» и пр.: см. прим. к Мф.6:22–23.– Слова стиха 36 составляют только пояснение слов ст. 34.

Лк.11:37–38. «Фарисей просил Его к себе обедать»: подобное этому см. Лк.7и прим. «Хотя Господь знает недоброжелательство фарисеев, однако же обедает с ними, по тому самому, что они были лукавы и нуждались в исправлении. Ибо для того Он обедает с ними, чтобы иметь повод к улучшению нравов их» (Феофил.).– «Не умыл рук перед обедом»: об омовении рук перед вкушением пищи см. прим. к Мф.15и Мк.7:4. Фарисей удивился этому тем более, что Христос перед тем только что был среди народа, прикосновение к которому, по мнению фарисеев, требовало после того омовения. Этот обычай – омывать руки перед обедом и после – произошел вероятно от того, что на Востоке обыкновенно не употребляли ложек, вилок и пр., а брали кушанья рукой из общего блюда. Собственно предосудительного в этом обычае умывать руки не было, но фарисеи сделали из него религиозный предрассудок, что не редко и обличал Господь.

Лк.11:39. «Господь сказал ему» и пр.: обличительные на фарисеев изречения, весьма сходные с теми, какие помещены ев. Матфеем в длинной обличительной речи против фарисеев, сказанной Господом незадолго до его страданий (гл. Мф.23). – Евангелист Матфей об этом обеде у фарисея не упоминает. Господь, часто обличавший фарисеев, вероятно, иногда повторял при подобных обстоятельствах изречения свои против них. Вероятно и то, что ев. Лука, не сообщающий грозной речи Спасителя против фарисеев, помещенной у ев. Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа, при обличении Им фарисеев, за обедом у фарисея, о котором он один повествует. – «Ныне вы, фарисеи»: ныне – не в противоположность лучшему древле, ибо ниоткуда не видно, чтобы Господь одобрял фарисейство прежних родов; это слово – «ныне» стоит здесь как общее неопределенное выражение в смысле вот, да, и т. п. – «Внешность чаши и блюда» и пр.: см. прим. к Мф.23:25. У ев. Матфея противоположение внешнего чаши и блюда внутреннему, содержащемуся в них; у ев. Луки противоположение внешнего чаши – внутреннему душевному состоянию самих фарисеев; общий смысл впрочем один и тот же: внешность чаши чиста, а то, что в ней, приобретено хищением и неправдой, которыми заражена душа (внутренность) фарисеев.

Лк.11:40–41. Неразумные»: слово, употребленное здесь, означает не только неразумность, нерассудительность, глупость, но и безнравственность и злость (ср. Пс.15:1. Притч.13:19, 14:9). – «Не Тот же ли, Кто» и пр.: не Бог ли, создавший тело, создал и душу? Вы, фарисеи, столько заботящиеся о том, чтобы тело ваше было чисто, чтобы руки были вымыты перед обедом, поставляя в этом благоугождение Богу, почему не заботитесь о том, чтобы душа ваша, более драгоценная, чем тело, была чиста пред лицом Божиим? Вы, через меру заботящиеся о чистоте чаш и блюд, позаботились бы лучше о чистоте души своей. – «Подавайте лучше милостыню»: отдавайте часть ваших имений нищим, бедным (ср. прим. к Мф.6:1), и тогда все будет у вас чисто, т. е. чисто в нравственном смысле, хотя бы внешность чаши, и блюда, и рук и не была скрупулезно вычищена. Подавая милостыню бедным, хотя бы из несправедливого приобретения, фарисеи исполняли бы тем величайшую заповедь закона о любви к ближним, свидетельствовали бы о своем покаянии и исправлении, обретали бы тем милость Божию, и это нравственное очищение души делало бы чистым у них все; не были бы их чаши и блюда наполнены похищенным и неправильно приобретенным, и было бы чище, чем при заботливой чистоте внешней.

Лк.11:42. «Горе вам» и пр.: см. прим. к Мф.23:23. – «Руты»: огородное растение, употреблявшееся и для приправы кушанья, и как лекарственное. – «И любви Божией»: у ев. Матфея – «милость и веру», которыми свидетельствуется любовь Божия, то есть любовь к Богу и не разделенная с ней любовь к ближним (ср. Феофил.).

Лк.11:43. «Любите председания» и пр.: см. прим. к Мф.23:6–7. – В этих действиях выражалась их гордость и самомнение – величайшие враги нравственного совершенствования, и потому за них возвещается горе.

Лк.11:44. «Как гробы скрытые» и пр.: несколько видоизмененная сравнительно с изложенной у ев. Матфея (Мф.23и прим.) речь. Там говорится о подобии фарисеев подбеленным гробам по красоте внешней и неблагообразию внутреннему, здесь – о безобразии внутреннем, незаметном с виду, так как оно прикрыто лицемерием. Над скрытым в земле гробом, над которым нет ни памятника, ни насыпи и никакого внешнего знака, люди ходят и не знают, что тут гроб, полный костей и тления; так и встречающиеся с фарисеями и приходящие с ними в соприкосновение могут и не заметить, что внутри их кроется неблагообразного; ибо все закрыто в них лицемерием, как гроб землей (ср. Феофил.).

Лк.11:45. «Некто из законников»: искусный, сведущий в законе, ученый. Законники могли не принадлежать ни к какой секте, но по своим убеждениям и правилам жизни многие из них очень похожи были на фарисеев, почему мы и видим из Евангелий, что они часто действуют против Христа совокупно с фарисеями. И упоминаемый здесь книжник вероятно не принадлежал к секте Фарисеев, но почувствовал, что слово Господа попадает и в его нравственную рану и бередит ее, а потому он с болью откликается на это слово, говоря, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, книжников, и законников. Так нечистые совестью обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено не прямо против них!

Лк.11:46. «И вам, законникам, горе» и пр.: см. прим. к Мф.23:4. Такой образ действий свидетельствует об отсутствии в них любви к ближним, потому возвещается им горе.

Лк.11:47–51. «Строите гробницы» и пр.: см. прим. к Мф.23:29–36. У ев. Луки несколько короче изложена эта речь, чем у ев. Матфея, но по местам яснее. – «И соглашаетесь с ними» осуждая лицемерно отцов своих за то, что они избивали пророков (ст. Мф.30), вы, дети их, делаете в сущности то же, что и они, или еще и хуже (ср. прим. к Мф.23:31–32). – «Премудрость Божия сказала: пошлю» и пр.: по-видимому, делается указание на ветхозаветное изречение, но там такого изречения нет, да и необычно в подобных случаях употребление слова премудрость. По сопоставлению с Матфеем Мф.23надобно полагать, что Господь называет здесь премудростью Себя самого, как воплотившуюся ипостасную премудрость Божию, под именем и образом которой Он изображается еще в Ветхом Завете (гл. Притч.8). Премудростью Сын Божий называется потому, что Бог через Него открыл свою премудрость как в творении мира, так и в искуплении (ср. Кол.1:13–18. 1Кор.1:30). – «Пошлю к ними» пр.: см. прим. к Мф.23 и дал.

Лк.11:52. «Взяли ключ разумения» и пр.: см. прим. к Мф.23:13. Здесь предмет берется несколько частнее, чем в параллельном месте Евангелия Матфея. Фарисеи и законники взяли себе ключ разумения, т. е. присвоили себе исключительное право толкования божественного откровения, заключающегося в Писаниях Ветхого Завета, в особенности относительно Мессии, и ложным разумением и толкованием этого откровения заградили путь и себе и другим к правильному его разумению, а таким образом отвращают и себя и других от признания Мессией Того, Кто явился и засвидетельствовал и учением и делами, что Он есть истинный Мессия. «Закон служит дверью к Христу. Но эта дверь остается заключенной, если кто-нибудь не объяснит примрачной стороны закона и таким образом не отворит дверь. Ибо и Господь сказал: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (Ин.5:46); и опять: «исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39)... Хотя закон был заперт темнотой буквы, как бы дверью какой; но если кому-нибудь вверяемо было учение, тот имел ключ разумения, и если бы таковой пожелал, то мог бы отворить его, и сам вошел бы, и других ввел бы. Но законники не сделали этого, а ключ разумения взяли, т. е. сокрыли, спрятали из виду; когда же был скрыт этот ключ, т. е. истолкование закона, то запертой осталась и Дверь его» (Феофил.). Лк.11:53–54. «Начали сильно приступать к Нему» и пр.: раздраженные обличениями и сознанием неправоты своей, они старались в чем-нибудь уловить Его, чтобы взвести какую-либо вину на Него перед Синедрионом, подвергнуть за это ответственности и, если можно, погубить Его. С этой целью они закидывали Его множеством вопросов (сильно приступать – αποστοματιζειν) и вынуждали ответы на них, в надежде, вероятно, что Он, осаждаемый вопросами, скажет что-либо необдуманное, по их мнению, или резкое, к чему можно было бы привязаться и обвинить его (ср. Феофил.). Но, как видно, все их происки оставались тщетными.


 Глава 10Глава 11Глава 12 

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская.