Источник

Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать пятую (Лк.10:25–37)

Великое различие между разумом Божественных Писаний и разумом книг человеческих. Если прочтешь о душе, добродетели, целомудрии и о правде слова Платоновы, все нравственное учение Аристотелево, полезнейшие наставления Пифагоровы, и нравоучительные сочинения Плутарховы, и другие подобные мирских мудрецов книги: приметишь, поистине, обилие мыслей, порядочное расположение истин, приятный слог, красивое сочинение, свойственные выражения, убедительные доказательства и все, чему только научает общая мирская философия. Но читая оные, и удивляешься, и пленяешься, и убеждаешься: закрыв же книгу, бываешь чужд духовного плода, так как и прежде. Когда же читаешь слова, содержащиеся в книгах Божественных Писаний, Божественная простота, в оных сияющая, и прямая вещей истина, и небесная скрывающаяся в сих премудрость, и благодать Божия и сила не токмо услаждают телесное чувствование, но и в душе твоей воспаляют ревность, и не токмо убеждают разум, но пленяют и сердце твое. От сего читающие и слушающие слово Божие «плодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто» (Мк.4:20), по мере благого их намерения. Что же всякое слово Божественного Писания производит таковые следствия, свидетельствует и ныне чтенный Господа нашего Иисуса Христа ответ, данный искушавшему Его законоучителю. Если послушаете сего толкования с должным вниманием и любовию, узрите и восчувствуете то, о чем предлагаю.

Лк.10:25. «Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую?»

Законниками назывались те, кои изъясняли и учили Моисейскому закону и довольны были ответствовать на все, какие бы ни предлагаемы были, законные вопросы. Сей убо законник, услышав, что Иисус не обинуясь научал народ, или по напыщению, поскольку думал, что никто так, как он, не знает закона, или по зависти, поскольку зрел, что весь мир обращался ко Иисусу Христу, пришел к Нему не послушать и воспользоваться, но искусить Его и опровергнуть учение Его. Почему спрашивает Его, говоря: какое мне нужно делать дело, да наследую жизнь вечную? Сей вопрос хотя, кажется, не есть искусительный, однако великое содержит искушение. Законник думал, что сим вопросом уловит Иисуса Христа. Ибо если бы Иисус сказал ему, что закон, которому Я научаю, тот вводит человека в жизнь: тогда бы законник возымел случай к обвинению Иисуса Христа, и обнес бы противобожником, так как учащего другому закону, а не закону Божию. Послушай же, коль мудро ответствовал ему Богочеловек.

Лк.10:26. «Он же рече к нему: в законе что писано есть? како чтеши?»

Поскольку закон Моисейский «никогдаже может приступающих совершити» (Евр.10:1) и следственно достойными соделать вечной жизни, вера же во Христа могущественна «спасти до конца приходящих чрез Него к Богу» (Евр.7:25): того для не сказал ему: если сохранишь Моисейский закон, внидешь в живот; но вопросил его, что есть писано в законе? – да, приявши случай чрез ответ его, научит его и о смотрении воплощения Своего. Что, говорит, в законе Моисейском есть писано? Како, то есть, с каким духом и намерением читаешь ты закон? Письменно ли только, яко Иудеянин, или и духовно, яко истинный Израильтянин?

Лк.10:27. «Он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе.»

Другое ласкался законник услышать, однако не то услышал. Почему, будучи принужденным, предлагает законные слова, заключающиеся в книгах Левит и Второзакония, и научающие от всего сердца и души, и силы, и помышления любить Бога и ближнего, и живот обещающие хранителям сея заповеди (Лев.19:16; Втор.5:6, 30:6).

Лк.10:28. «Рече же ему: право отвеща, сие сотвори, и жив будеши.»

Законник не веровал Иисусу Христу; почему же убо Иисус сказал ему: «сие сотвори, и жив будеши», то есть, наследует вечную жизнь? Или может кто спастись без веры во Христа? Да не будет: «без веры бо во Христа не возможно угодити Богу» (Евр.11:6). Таким же образом ответствовал законнику Богочеловек, во-первых, для того, поскольку Моисейский закон есть пестун и наставник в вере во Христа. Кто верует учению Моисейскому, верует тот Иисусу Христу, по сему: «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне» (Ин.5:46). Во-вторых, «всяк любяй рождшаго любит и рожденнаго от него» (1Ин.5:1). Кто истинно любит Бога, тот не пребывает во тьме неведения, но Богом просвещаемый, освещается светом веры. Свидетельствует о сем и Корнилий сотник, и Мурин Кандакии царицы, и другие многочисленные, которые, не имея веры во Христа, поскольку любили Бога, просвещены были от Него, и уверовали в Того, егоже послал есть, Иисуса Христа. Что же на слова Спасителя сказал законник?

Лк.10:29. «Он же, хотя оправдитися сам, рече ко Иисусу: и кто есть ближний мой?»

Ужели не знал законник, кто есть его ближний? и какая бы нужда была во оправдании на сказанное? и каким образом чрез сей вопрос оправдал бы он самого себя? Он, так как законник, знал без сомнения, кто есть ближний, знал же и то, что нужно ему оправдание, поскольку приметил, что ответ Иисуса Христа показал его неведущим первых оснований закона; сверх сего, разумел, что Иисус Христос ведал злое его намерение. Но пoелику Иудеи ближним своим называли не всякого человека, но токмо единоплеменных и друзей своих; того для прибегает к сему второму вопросу, да и намерение свое скрыет, и покажется чуждым обвинения в незнании. Но, может быть, предлагал сей второй вопрос и для того, дабы показать себя столько праведным и святым, что ни единого подобного и сходного в делах добродетельных себе не имел. Иисус же, возымев случай чрез сей вопрос, ответствует следующим образом:

Лк.10:30. «Отвещав же Иисус, рече: человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде: иже совлекше его, и язвы возложше, отыдоша, оставльше еле жива суща.»

Ответом научил Иисус, кто есть ближний. Ибо говоря вообще: «человек некий», потом представив человека помилованного не Иудеем, но Самарянином, показал, что каждый человек, по единству естества, есть ближний человека, и каждому человеку обязуемся мы любовию и вспоможением: обнаружил же сим иносказательным ответом и открывшееся, чрез воплощение, милосердие для человеческого естества. Ибо человек, проходивший от Иерусалима во Иерихон – разумеется все человеческое естество, ради прародительского греха низверженное от Иерусалима, от блаженного мира и тишины, во Иерихон бедственный и мятежный по причине сущей во оном непостоянности, то есть во многобедственную и скорбную сию страну. Разбойниками же разумеются бесы, обнажающие оное дарований Божественных и уязвляющие язвами греховными, и оставляющие то едва живым. Едва же живым сие назвал или потому, что душа и по грехе осталась бессмертною, а только тело смертным; или потому, что по грехе едва человек не забыл о Боге, Творце его и жизни Подателе; или поскольку за преступление Адамово, хотя его человечество и подверглось смерти, но ожило верою во Христа (Рим.5:18).

Лк.10:31–21. «По случаю же священник некий схождаше путем тем: и видев его, мимоиде. Такожде же и Левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде.»

Священник означает Моисейский закон, содержащий все, что касается до священнослужения; а Левит – Пророков, так как помазанных служителей Божиих и учителей откровений пришествия в мир единородного Сына Его. Ибо прешел закон, благодати пришедшей. От небес хотя происшел закон и дан на Синае Богом, и Пророки пророчествовали: однако ни закон, Пророки не могли загладить греха и восставить человеческое естество от бедственнейшего оного падения. «Не возможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи» (Евр.10:4). Проходили убо и закон и Пророки путем тем, и были на том месте, в которое изгнан человек, то есть на земли, и видели достойноплачевное его состояние; но мимо шли, то есть, прочь отошли, не могше исцелить язв его.

Лк.10:33–34. «Самарянин же некто грядый прииде над него, и видев его, милосердова. И приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, прилежа ему.»

Самарянин означает единородного Божия Сына и Слово, Господа нашего Иисуса Христа, Коего Иудеи Самарянином называли: «Самарянин еси Ты, и беса имаши» (Ин.8:48). Сей грядый, то есть, исшедший из Отеческих недр, хотя от оных и не отлучился, «прииде над него», то есть в мир: видя же бедственное человеческое состояние, «милосердова». Что же сие есть дело милосердия? Ибо «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас» (Тит.3:5). Он, приступив, то есть обращаясь с людьми, обвязал благодатию Своею струпы душевные, так как искусный врач перевязками раны телесные, возливши на них масло, как то: человеколюбивое и радостное учение, «приидите ко Мне», говоря, «вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28); и вино, то есть, учение грозное и жестокое, как то: «отступите от Мене вси делателие неправды» (Лк.13:27). Можно чрез масло и вино разуметь тела и крови Его приобщение. Он всадил уязвленного на Свой скот, то есть, восприял падшее человеческое естество, сотворив нас, уверовавших в Него, членами Своими. Почему и блаженный Павел написал: «вы есте тело Христово и уди от части» (1Кор.12:27). Привел же нас в гостиницу, то есть, Церковь Свою, которая гостиницею называется, так как приемлющая всякий народ, и роды, и поколения, и языки, и всякого человека, с верою к оной приходящего. Прилежал же находящимся в Церкви Его, подав им дар Духа Святого, и благодать чудодейственную, и причащение Святых Таин.

Лк.10:35. «И на утрия изшед, изем два сребреника, даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему, и еже аще прииждивеши, аз егда возвращуся, воздам ти.»

Гостинник есть каждый Апостол, каждый учитель церковный, каждый пастырь истинный. Гостинником же называется, так как приемлющий в гостиницу Божию, то есть, Церковь, всех приходящих с верою. Два же сребреника суть два завета, Ветхое Писание и Священное Евангелие. И когда Господь Иисус находился в сем мире, Сам прилежал Церкви Своей, так как Сам подтвердил, говоря: «егда бех с ними в мир, Аз соблюдах их во имя Твое». На утрие же изшед, то есть, когда отшел от сего мира, тогда чрез Апостольскую проповедь изъем для всей вселенной сии два сребреника, предал оные всем пастырям Церкви Своей, заповедав им, да всячески прилежат ради сих спасению верующих. «Прилежи ему». Обещал же за труды и старания и бдения их, каковы подымут чрез таковое попечение, тогда воздать, когда приидет паки судить живым и мертвым. «И еже аще приждивеши, аз егда возвращуся, воздам ти».

Лк.10:36. «Кто убо от тех триех ближний мниттися быти впадшему в разбойники?»

По таковом объяснении, самого законника, вопрошавшего, кто есть мой ближний? поставил судиею в том, кто есть ближний его. «Кто убо», говорил, «от тех триех» кажется тебе ближним впадшего в разбойники? Священник ли, или Левит, которые, видя его обнаженным и уязвленным и едва живым, мимо шли? или Самарянин, оказавший ему толикую любовь и попечение и милость?

Лк.10:37. «Он же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус: иди, и ты твори такожде.»

Законник силою словес Иисуса Христа принужден был исповедать истину. Тот есть ближний, сказал, который оказал милость впадшему в разбойники, то есть Самарянин. Иисус же, услышав, что законник справедливо рассудил, сказал ему: иди, оказывай и ты милость ближнему твоему так, как Самарянин. «Иди, и ты твори такожде».

Беседа о Божием милосердии к человекам и о злоупотребляющих оное

Данный законнику приточный ответ Господа нашего Иисуса Христа столько ясно и живо изобразил милосердие Божие к человекам, что отдалил пагубное ради греха отчаяние и насадил в сердце каждого человека радостотворную спасения надежду. Посему Божественный Павел дерзновенно и радостно благовестил таким образом: «аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся, спасемся в живот Его» (Рим.5:10) Усматриваем сие Божие милосердие не токмо в таинстве воплощения единородного Сына Его, чрез которое призвал к вечному царствию весь изгнанный из сего человеческий род: но и во всяком человеке, чрез грех и беззаконие от него удалившемся.

Исполнен Ветхий Завет, исполнен Новый убеждений и примеров, доказывающих к грешникам милосердие Божие. Призвал Многоблагоутробный всех грешников, Пророческим гласом вопия: «сия глаголет Господь Бог: обратитеся, и отвратитеся от начинаний ваших, и от всех нечестий ваших, и обратите лица ваша ко Мне» (Иез.14:6) и, как бы соболезнуя о погибели их, говорил: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему: обращением обратитеся от пути вашего злаго: и вскую умираете, доме Израилев?» (Иез.33:11) А чтобы вложить упование в сердца грешников и обратить их на покаяние, паки и Сам еще обещается обращаться к ним: «обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил» (Зах.1:3). И чтобы кто, представляя долговременность и неудобоисправление во грехах своих, не усомнился о очищении и отпущении сих, предложил в пример багряный и червленый цвет, коему неудобно измениться в белый цвет снега и в волну овчую, и сказал: «приидите, и истяжимся, глаголет Господь: и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю» (Ис.1:18).

Видим же сии милостивые Божии обещания о отпущении грехов самым делом исполнившимися. Великий и страшный грех прелюбодеяния есть. Сей и язычники почитая несвойственным, немилостиво падших в оный наказывали. Подтверждает сие одно из двенадцати предписаний Римских уложение, и самый закон, Иулиевым называемый. Египтяне в прелюбодействе обличенной жене отрезывали нос, прелюбодея же палицами били, многие на него налагая раны; Локренцы в прелюбодействе ятых ослепляли; Критяне сожигали8. Сей грех делает наследником чуждого дома. Сей разлучает, ихже Бог сочета, то есть, мужа от жены своей. Сей многажды разорял целые домы, и рождал пагубные брани в целых поколениях. За сей полагал Бог проклятие особенное и страшное. «И возмется», говорит Бог, «от них», то есть от Ахиава и Седекии, пример проклятия для прелюбодеев, «глаголюще: да сотворит ти Господь, якоже Седекии сотвори, и якоже Ахиаву, ихже сожже царь Вавилонский во огни» (Иер.29:22). Сим грехом толико раздражает Бога тот, который единую имеет токмо жену: кольми паче раздражил Его Давид, многих жен и наложниц имевший. За убийство вопиет от земли глас излиянной крови. Убийством раздраженный Бог проклял Каина: «проклят ты!» Стенанием и трясением наказал убийцу: «стеня и трясыйся будеши на земли»; знамение положил на убийцу: «и положи Господь Бог знамение на Каине». Убийство, которое сотворил Давид, не было убийство нечаянное, но убийство прежде обдуманное и учиненное. Не было убийство случившееся от примрака гневного, или от нечаянно вкравшейся зависти, но было убийство сыном плотского пожелания и страсти осквернить чужое ложе. Он убил человека не врага, но друга, не подозрительного, но верного царского слугу, не злого и развращенного, но доброго и богобоязненного (2Цар.11:15). Убийство, которое сотворил Давид, не одного человека было убийство, но многого народа, по повелению выставленного с Уриею противу брани крепкой. Таковые обстоятельства еще умножили сии грехи, которые сами по себе суть великие и непростительные: увеличило же сии еще больше самое лице Давидово.

Давид был царь, царь же должен быть примером для всех подчиненных своих. Давид, поскольку в законе Божием поучался, знал более всякого человека тяжесть сих преступлений. Давид был преимущественно облагодетельствован Богом: ибо Бог избрал его от стад овчих, и хранил его от сильного гонения Саулова, также возвел его на престол царства Израильского. Давид был исполнен Божией благодати, которая и вразумляла, и укрепляла его против всякого греха. Но однако столько великий человек, нимало о соблазне не размыслив, погасив свет совести своей, презрев благодеяния Божия, учинил сии два страшных преступления, сопутствуемые беззаконными обстоятельствами.

Но при всем сем Давид, Пророком Нафаном обличаемый, раскаивается и взывает: «согреших!» И рече Давид Нафану: «согреших ко Господу» (2Цар.12:13); виждь убо теперь беспредельную щедроту Божию изливаемую. Виждь безмерное Его милосердие; виждь, каким образом никакой грех не побеждает благоутробие Боже! «И рече Нафан к Давиду: и Господь отъя согрешение твое, не умреши!»

Если же вникнешь во множество и величество беззаконий Манассии, и в то, когда он, опомнившись, раскаялся, и каковое получил прощение: увидишь ясно, что беспредельные суть благоутробия Божия черты. Отвержение от истинного Бога и презрение законных повелений; здания идольских жертвенников на всяком месте высоце, и в доме Господнем, и на дву дворех дому Господня; поставление изваянного дубравы в самом храме Божием; поклонение и служение всей небесной силе, то есть, всем звездам; провождение чад чрез огнь, и вражения, и волшвения, и чары, и волшебницы, и прочие идоложертвенные скверности; введение идолопоклонства в православное поколение Иудино; заколение богобоязненных, не хотевших идолам приносить жертвы, и притом такое заколение, что «наполнил Иерусалиму уста до уст» (4Цар.21:3–9, 16): коль великие и страшные суть беззакония! И всем сим подвержен был Манассия. Бог говорил и призывал его на покаяние, и угрожал ему чрез святых Пророков; но он нимало не послушался, но пребывал неисправленным и нераскаянным. Осаждают Иерусалим начальники воев царя Ассирийского и, связавши Манассию оковы железными, отводят его в Вавилон пленным и окованным. При таковых обстоятельствах покаяние не есть самопроизвольное, но принужденное и невольное. При таковом случае и самый жестокосердый умягчается и воспоминает о Боге. Так Манассия, бедственными только обстоятельствами убеждаемый, «взыска лице Господа Бога своего» (2Пар.33:12): однако действительно было и таковое раскаяние. Не могли многие и богомерзкие его беззакония победить благоутробие Божие, «но послуша его», пишется, «Бог и услыша вопль его» (2Пар.33:13). Не только же оставил Бог грехи его, но и возвратил его во Иерусалим на царство свое. О, какая бездна благоутробия Божия!

Читая же Священное Евангелие, зрю там пастыря, ходящего по горам, и ищущего погибшей овцы (Мф.18:12). Вижу раба должника, просящего времени для воздаяния долга, и царя и владыку не только долготерпящего, но и оставляющего ему все, чем он был должен. Вижу блудного сына, иждившего жизнь свою с блудницами и расточившего все имение свое на роскошества, потом опомнившегося и раскаявшегося, – и премилосердого его отца, узревшего его издалеча, и любезно встретившего его, и одеявшего в прежнее одеяние, и возложившего перстень на руку его и сапоги на ноги, и заклавшего тельца упитанного и изготовившего обед, и возвеселившегося, поскольку сын его «мертв бе», говорит, «и оживе: и изгибл бе, и обретеся» (Лк.15:32). Что ж другое сие значит, ежели не неизреченное Божие милосердие к грешникам? И хотя сие Господь наш предлагал в притче, но воззри и на то, что писано в Евангелии Его исторически.

Посмотри далее: Закхей клевещет, неправдствует, похищает; но восходит на смоковницу, да узрит тамо мимоходящего Иисуса (Лк.19:4): и Иисус немедленно призывает его по имени: «Закхее!» говорит, «потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти» (Лк.19:5). Потом, вшед в дом его, прощает все грехи его и благовествует ему душевное его спасение: «днесь», говорит, «спасение дому сему бысть». Блудница, по многих беззакониях, омывает ноги Иисуса слезами и отирает их власами главы своей, и помазует сии миром: Иисус же тогда же разрешает множество беззаконий ее. «Оставляются», говорит Симону, «греси ея мнози» (Лк.7:47). Плачет Петр горько по причине клятвенного отвержения, – и Иисус паки возводит его на степень Апостольского достоинства (Лк.22:62). Мытарь воздыхает и биет в перси свои пред олтарем, – и выходит из храма оправданным (Лк.18:13–14). Разбойник, на кресте вися, сказал только: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», – и тогда же услышал сей глас: «аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:42–43). Единый глас одного грешника отверзает рай, грехами затворенный.

Но кто может исчислить все примеры милосердия Божия, каковые заключаются в Божественных Писаниях? Все сии по благоволению Божию для человеческого написаны суть спасения: однако люди, будучи разделены на две четы, обращают сии в погибель души своей. Иные, слыша бесчисленные примеры беспредельного милосердия Божия к грешникам, расторгают обуздания греховные и бесстрашно творят всякое беззаконие. Бог, говорят, есть милосерд, никакой грех не побеждает милосердие Его; убо в час смертный можем сказать и мы так, как разбойник: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!» (Лк.23:42) Он же, яко беспредельно благоутробный, простит грехи наши, и скажет и нам милосердым Своим гласом: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43). Иные же, не могши постигнуть, как Бог есть праведен купно и милосерд, и как действует милосердие и нимало правосудию то не оскорбительно бывает, видя также и страшные наказания грешников, и представляя множество беззаконий своих, совершенно отчаиваются. Каким же образом, говорит еретик Новат, покаяние отвергающий, и ученик его отчаивающийся, – каким Бог простит грехи юности моей, сластолюбия, гордости, славолюбия, зависти, лжи, осуждения и прочие? Если бы престал грешить хотя бы с мужеского возраста, если бы престал грешить хотя бы в старости моей: но я ежедневно падаю в таковые беззакония, паче же, что еще и другие новые и тяжчайшие присовокупляю. Сколько я решался отстать от обладавшего мною греха? Коликочастно обещевался пред Богом совершенно воздержаться от грехов моих, потом лжецом оставался пред Ним, и вместо воздержания в те же самые падал, да еще и худшие и тяжчайшие беззакония? Как убо могу ласкаться получить прощение от праведнейшего Судии?

Во-первых, чрезмерное встречается мне упование, во-вторых – совершенное отчаяние. Сии-то суть два крайних зла. И чрезмерно ласкающийся осуждается, и отчаянный погибает. Ласкаешься ты, – ты, который, в худую сторону приемля милосердие Божие, ожидаешь часа смерти твоей покаяться так, как разбойник на кресте, и удостоиться, так как он, райского жилища; но если докажешь, что и разбойник откладывал спасение души своей, и ожидал часа смертного так как ты: пусть так будет; иди погибельным твоим путем. Но пoелику сие никакого не имеет доказательства, ты же, отлагая спасение твое, раздражаешь Бога: явствует убо, что ты погрешаешь, и остаешься неизвинительным. Если имеешь несомнительное доказательство того, что можешь в смертный час раскаяться, так как добрый разбойник, и сказать так, как тот, с подобным смирением и сокрушением сердечным: «помяни мя, Господи, еда приидеши во царствии Твоем», – пусть так будет, иди погибельным путем твоим; но постой и послушай меня. Почто ты очи твои устремляешь на единого доброго разбойника? Обрати оные на другую страну, и посмотри на лукавого разбойника, и послушай, как он умирает, имея поношение во устах. Почто ласкаешься надеждою, что умрешь как добрый разбойник, произнося глас покаяния, и не страшишься, да не нечаянно окончишь так жизнь, как злой разбойник, – хульные слова изрыгая? Пусть так, что каждое из сих зависит от случая: но на случайном ли основываешь вечное спасение души твоей? Однако знай, что последнее более бывает случайным, нежели первое; ибо Пророк Божий велегласно взывает, говоря: «смерть грешников люта» (Пс.33:22). Обратись убо к Богу и раскайся, пока имеешь время, и не ожидай часа смертного, в который «погибнут вся помышления твоя» (Пс.145:4).

Вы же, которые отчаиваетесь о спасении души своей, представляя множество беззаконий ваших и к самому греху многие и долговременные наклонности, послушайте, что вещает Вседержитель: «приидите», говорит, «ко Мне вси» (Мф.11:28). Слышите ли, как никого не исключает, хотя бы, великие, хотя бы многие, хотя бы долговременные имел беззакония? «Вси», говорит, ни единого не исключая: «приидите ко Мне вси». Всех зовет без всякого различия: но каких всех? Утружденных и порабощенных грехом, и обремененных смертоносными преступлениями: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии». Для чего же зовет таковых? Отпустить грехи их, и упокоить их вечным покоем: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Но слышали мы, скажете, сей человеколюбивейший глас, и многажды на оный приходили, и часто обещевались исправиться, и Он, яко премилосердый, прощал грехи наши: однако мы, так как всезлобные и привыкшие ко грехам, творим сии, да еще худшие. Доколе же ласкаться, что мы, не сохранившие обещание, ниже исправившиеся, но солгавшие пред Ним, получим паки прощение? Сей вопрос предложил Иисусу Христу Петр, таким образом: «Господи!» говорил, «коль краты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ли ему до седмь крат?» (Мф.28:21) Петр, как видно, думал, что предел отпущать грехи продолжается до седми крат, далее же не бывает. Послушайте же, какой предел отпущать грехи положил беспредельно благоутробный Иисус. «Глагола ему Иисус: не глаголю тебе до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею» (Мф.28:23). Сие же, «седмьдесят крат седмерицею», означает число беспредельное и бессчетное, так как и тьма бесчисленное означает множество9. Явствует же сие из притчи о царе, который отпустил рабу своему долг тысячу талантов. Ибо говоря Иисус Христос сие, «до седмьдесят крат седмерицею», предложил тогда же притчу, которою объяснил значение сего «седмьдесят крат седмерицею», говоря: «сего ради уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими. Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант. Милосердова же господь раба того, прости его, и долг отпусти ему» (Мф.18:23–24, 27).

Но каким образом, скажешь, сие не противно бывает правосудию Божию? Поистине, мы не понимаем, каким образом: поскольку помышления и размышления и дела наши отстоят от совета и размышления и дел Божиих столько, сколько небо от земли. «Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея» (Ис.55:8–9). Хотя убо мы не понимаем, каким образом не противно, но однако бывает Божеское правосудие Божескому милосердию, и сходствуют между собою, так как воспевает Пророко-царь, взывая: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс.74:11). И хотя мы того, как сии соединяются, не постигаем, но последствия от соединения ясно усматриваем.

За грехи человеческие определил Бог потопить человеческий род. «И рече Бог: потреблю человека, егоже сотворих, от лица земли» (Быт.7:4). Се есть действие Божеского правосудия! Сие же определение отлагает Бог до времен Ноевых: «время всякаго человека прииде пред Мя, и се Аз наведу потоп» (Быт.6:13, 17). Се есть дело Божественного милосердия! Объявляет определение наказания, да обратит к покаянию и освободит от погибели: вот последствия соединения! Видишь ли, как «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася»? Определяет Бог погубить Содомлян, – се есть дело правосудия Его; но не таит сего определения. «Господь же рече: еда утаю Аз от Авраама раба Моего, яже Аз творю?» (Быт.18:17) но объявляет оное Аврааму и собеседует с ним, и обещается, что если бы в Содоме обрелось десять праведных, не погубил бы ради тех десяти человек (Быт.18:32). Се есть дело Божеского милосердия, – се и исполнение слова пророческого: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася!» Определяет Бог истребить Ниневию: се дело Божеского правосудия; но посылает Иону проповедать там так: «еще три дни, и Ниневия превратится» (Ион.3:4). Се дело милосердия Его! Ибо Ниневитяне, услышав сию проповедь, покаялись, и Бог не погубил Ниневию, и Иону, яко печалящегося о сем печалию великою, обличил и сказал: «ты оскорбился еси о тыкве, о нейже не трудился еси, ни воскормил еси ея, яже родися обнощь, и обнощь погибе: Аз же не пощажду ли Ниневии града великаго, в немже живут множайшии, неже дванадесять тем человек?» (Ион.4:10–11) Се убо исполнение пророческого гласа: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася!» Если рассмотришь и другие примеры, каковые суть действия правосудия Божия, то же самое узришь, то есть, правосудие Божие, растворенное милосердием Его и с милостию соединенное.

Виждь же и образ и последствия правды и милосердия Божия! Когда мы не отвращаемся от греха, правосудие Его тогда изощряет оружие и напрягает лук, и в оном уготовляет сосуды смертные: «аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя» (Пс.7:13–14). Потом, поскольку «хвалится милость на суде» (Иак.2:13), являет милосердие Его знаки, да мы, сие видя, покаемся и избежим тако казни. И сие означает Пророк Давид, говоря: «дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука» (Пс.59:6). Знамение же сие есть обличение совести, следствие болезни, действительность слова Божия, проницающего часто в недра сердец наших. Кто боится Бога и повинуется Ему, таковый зрит знамения и, обращаясь на покаяние, бежит от лица лука: то есть, избавляется от праведной казни, и спасается так, как были спасены от побиения громом скоты тех, которые поверили Моисейскому слову (Исх.9:20–21). Кто же не боится Бога и не повинуется, таковый не видит знамения; следственно ниже от лица лука отбегает, так, как не избежали от градного погубления не поверившие знамению, данному Моисеем.

Христиане! отчаяние есть глупость и безумие; почему, далеко отринув сие, положите на сердцах ваших упование на всемилосердого Бога, познав, что тот токмо есть отчаянный, который по жестокосердию своему хощет, и отчаивается. Вы же, которые, уповая на милосердие Божие, согрешаете нераскаянно, мыслите, что «нерадите о богатстве благости, и кротости, и долготерпении, не ведуще, яко благость Божия на покаяние ведет» (Рим.2:4). А я, полагая конец слову моему, дерзаю и говорю, что паче страшусь милосердия Божия, нежели правды Его. Ибо если погрешу против правды, имею прибежищем милосердие: если же погрешу против милосердия, не имею другого прибежища.

* * *

8

Смот. Диод. Сиц. кн. 1. Смот. Уал, Макс. кн. 6, гл. 5.

9

Смот. Злат. бесед. на Матф.


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Комментарии для сайта Cackle