Источник

Глава 11

Зач. 55-е. Молитва Господня.

Читается во вторник 23-й недели по Пятидесятнице.

И еванг. Матфей в своем Евангелии излагает молитву Господню, и излагает одинаково с св. Лукою, разнясь только в некоторых словах (6 гл. 9 ст. и дал.). Он помещает молитву в нагорной проповеди и не говорит, как еванг. Лука, о поводе, по которому высказана молитва Господом. Надобно полагать, трактует еписк. Михаил, что еванг. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы, еванг. же Лука помещает при сказании о том случае, по которому она действительно произнесена.

Лк.11:1. И бы́сть внегдá бы́ти емý на месте некоем моля́щуся, [и] я́ко престá, речé некий от учени́к егó к немý: Гóсподи, научи́ ны моли́тися, я́коже и Иоáнн научи́ ученики́ своя́.

(Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.)

На месте некоем молящуся. В Евангелии св. Луки замечается особое пред прочими евангелистами обстоятельство: он часто говорит о том, что Господь молился, – напр., при крещении (Лк.3:21), в пустыне (Лк.5:16), пред избранием Апостолов (Лк.6:12), в уединении (Лк.9:18), пред преображением (Лк.9:28, 29). На некоем едином месте. Надобно полагать, – на месте, недалеком от Вифании (Лк.10:38); быть может, на горе, и на горе Елеонской близ Иерусалима, потому что Господь любил молиться, восходя на горы. Якоже (как) и Иоанн научи ученики своя. Из Евангелия не видно, какой особенной молитве научил Иоанн учеников своих; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на тоже выше (Лк.5:33. Мих.).

Лк.11:2. Речé же и́м: егдá мóлитеся, глагóлите: óтче нáш, и́же на небесех, да святи́тся и́мя твоé: да прии́дет цáрствие твоé: да бýдет вóля твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́:

(Он сказал им: когда мóлитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;)

Егда (когда) молитеся, глаголите (говорите). Предлагая Свою особую молитву, несомненно, Господь не требует, чтобы мы молились только словами этой молитвы и не употребляли других молитв. В молитве Господней содержится только сущность христианской молитвы. Посему, по образцу этой молитвы в христианской церкви составлено и употребляется много других молитв. Отче (Отец) наш. Бог есть Отец всех людей вообще, как их Творец, Промыслитель и Хранитель, и кроме того Он есть преимущественно Отец всех христиан – по особенному благодатному усыновлению Ему всех их чрез Христа Спасителя (Ин.1:12; Рим.8:14, 17). «Называя Бога Отцом, пишет блаж. Августин, мы и любовь свою к Нему свидетельствуем, и уверенность в получении просимого изъявляем: ибо что для детей сладостнее имени отца, и откажет ли в каком прошении сынам Своим Бог?» Не говорится мой, а наш, как равно далее читаем в молитве, хотя молился бы кто и один, даждь нам, не введи нас, потому, что по христианской любви друг к другу мы должны молиться не только за самих себя, но и за всех других. (Злат, и Феоф.) Иже еси (Сущий) на небесех. Бог находится везде, но на небесах есть место особенного Его присутствия. Там – престол Его, где окружают и воспевают Его Ангелы (Ис.66:1; Пс.2:4 и др.). Оттуда нисходит Дух Святый, как напр., сошел на Христа Спасителя при крещении (Мф.3:16) и на Апостолов (Деян.2:3, 4). Оттуда был глас Божий при крещении Иисуса Христа и в других случаях. (Мф.3:17; Ин.12:28). Слова Иже еси на небесех внушают молящемуся во время молитвы отлагать все земное и возносить ум свой и сердце на небо к Богу (Злат, и Феоф). Да святится (славится) Имя Твое, так как оно может и бесславится богохулением и тяжкими пороками и грехами людей. Имя Твое, т.е. все, что имя Божие выражает собою: и Божие существо, и Его совершенства и свойства, напр., Его всемогущество, премудрость, благость. Святится, – славится всеми, но особенно верующими, славится в их словах и делах во все времена, во всей вселенной. (Злат, и Феоф.) Так славили имя Божие святые, живя на земле. Прошение: Да святится имя Твое. Отец Наш небесный можно выразить так: «Господи, помоги нам призывать Святое Имя Твое всегда со страхом, не произносить Его всуе, не хулить Его своею порочною жизнию, а прославлять и в делах и в словах своих». Царствие Твое, т.е. царство Христово. Произнося слова: Да приидет царствие Твое, христиане молятся: 1) чтобы царство Христово, т. е. христианская вера распространялась и утверждалась во вселенной, – чтобы неверные принимали христианскую веру; 2) чтобы Сам Христос царствовал в душах Своих последователей, т. е. направлял ко благу их жизнь и дела, а не царствовал бы в них грех (Рим.6:12); и 3) чтобы после сей временной жизни принял их в Свое небесное царство: (Мф.25:34. Мих.) Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (и на земле, как на небе). Христианин должен всецело покориться воле Божией, подобно тому, как всецело подчиняются ей и исполняют ее на небесах Ангелы и Святые; покориться, потому что наша человеческая воля часто бывает несогласна с волею Божиею, и потому, что часто мы желаем себе, собственной душе своей, вредного. Пример послушания воле Божией – Сам Христос Спаситель, свв. Авраам, и Иов и все святые угодники Божии.

Лк.11:3. хлеб нáш насýщный подавáй нáм на вся́к дéнь:

(хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;)

Хлеб означает собою пищу и вообще все необходимое для того, чтобы нам существовать или жить, напр., и пищу, и одежду, и жилище. Слово насущный значит необходимый для существования, т. е. для поддержания жизни. Словами хлеб насущный Господь учит просить только необходимое для жизни, а что сверх того и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать воле Божией, и если будет дано, благодарить Бога, а не будет дано, не заботиться (Кат. Филар.) и быть довольными тем, что имеем. Так как человек состоит из тела и души, то под хлебом здесь должно разуметь пищу и для души, как-то: Слово Божие (Ин.5:24), святые таинства и в особенности таинство причащения тела и крови Христовой (Ин.6:55). Прося сей духовной пищи, мы просим, чтобы Господь дал нам усердие к чтению и слушанию слова Божия и причащению Св. Христовых Таин. Должно просить у Бога необходимого для себя только на один настоящий день (днесь), потому что излишняя заботливость противна упованию на Бога (Чит. Мф.6:34) и потому, что на завтрашний день мы будем просить завтра. Так манну Бог посылал для евреев в пустыне только на один день.

Лк.11:4. и остáви нáм грехи́ нáшя, и́бо и сáми оставля́ем вся́кому должникý нáшему: и не введи́ нáс во искушéние, но избáви нáс от лукáваго.

(и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.)

Грехи, у еванг. Матфея, долги, наша. Грехи наши называются долгами потому, что мы не должны бы грешить, но грешим, и чрез это становимся ответственными или должниками пред Богом, и должниками неоплатными, т. е. мы сами по себе не можем искупить своих грехов, только один Бог может простить их нам, подобно тому, как заимодавец прощает долг своему должнику. Ибо и мы сами, у еванг. Матфея, как и мы, прощаем (оставляем). Эти слова Господь присоединил к прошению о прощении грехов, чтобы показать, что без прощения других мы не можем получить от Бога прощения собственных грехов (чит. Матфея 14 и 15 ст. 6 гл.) и еще высказал притчу о немилосердом должнике (гл. 18, ст. 23–35). «Господь мог бы и без твоего дела простить тебе все грехи, пишет св. Златоуст; но Он хочет и в этом благодетельствовать тебе, во всем доставляет тебе случай к кротости и человеколюбию, гонит от тебя зверство, погашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с Своими членами. Должники наши, это – люди, которые согрешили чем-либо против нас, напр., обидели нас. Они не должны были делать это, но сделали, и таким образом стали должниками пред нами. Искушение, это – склонение одним другого к чему-либо безнравственному, или случай ко греху. Бог не искушает никого, т.е. не склоняет никого ко греху (Иак.1:13), но Он попускает человеку искушения, потому и говорится иногда, что Он посылает искушение или искушает. Собственно же искушения наши происходят: 1) от мира с его прелестями и соблазнами, 2) от диавола с его искуплениями и 3) от нашей плоти с ея страстями и похотями. Таким образом, прося Бога не вводить нас во искушение, мы просим, чтобы Он не посылал, а, если можно, удалял бы от нас искушения, потому что мы слабы для борьбы с ними; если же, по воле Божией, необходимо нам перенести какое- либо искушение, то подал бы нам силы для победы над искушением; (Злат, и Феоф.). Так перенес искушение от диавола Сам Господь наш Иисус Христос, Иов во время своих страданий, Иосиф пред женою Пентефрия. От лукавого. Лукавый значит злой. Избавь от лукавого, т.е. избавь от зла духовного, – грехопадения, и телесного, как то: беды, болезни и т. п. А так как виновник всех и всяких зол есть диавол, то избавь и от диавола, именно от его злых действий и козней по отношении к нам (Злат, и Феоф.). «Диавол называется лукавым, пишет св. Киприан, потому что, ничем от нас не обиженный, ведет против нас непримиримую брань». У еванг. Матфея прибавлено к молитве славословие: Яко (ибо) Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Твое царство, – владычество Твое, Господи, во вселенной и в особенности в благодатном Твоем царстве, т. е. в христианской Церкви. И сила, – могущество, власть исполнить и не исполнить просимое. И слава, – в исполнении просимого не наша слава, но Твоя, сияющая во всем мире видимом и невидимом. В словах: яко Твое есть царство и пр. выражается то, почему мы должны просить Господа: потому, что Он владычествует над всем, силен исполнить все просимое, и в исполнении – Его слава. С другой стороны, в них воздаем мы славу Богу. Аминь – еврейское слово и значит: так, действительно, истинно, да будет. Оно употреблялось у евреев в синагогах и в домах – его произносил народ или члены семейства после произнесения известных молитв. Слово аминь показывает, что молитва произносится с верою в получение просимого. (Иак.1:6) О молитве Господней должно сказать, что в ней совмещено все, о чем человеку нужно и должно молиться. (Св. Кипр, и Тертул.).

Лк.11:5. И речé к ни́м: ктó от вáс и́мать дрýга, и и́дет к немý в полýнощи, и речéт емý: дрýже, дáждь ми́ взаи́м три́ хлебы:

Лк.11:6. понéже дрýг прии́де с пýти ко мне, и не и́мам чесó предложи́ти емý.

Лк.11:7. И тóй извнýтр отвещáв речéт: не твори́ ми труды́: ужé двéри затворены́ сýть, и дети моя́ со мнóю на лóжи сýть: [и] не могý востáв дáти тебе.

Лк.11:8. Глагóлю же вáм: áще и не дáст емý востáв, Занé дрýг емý éсть: но за безóчьство егó, востáв дáст емý, ели́ка трéбует.

(И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.)

После молитвы Господь высказывает притчу о человеке, просящем хлеба у своего друга, – высказывает для того, чтобы научить твердости в молитве для получения просимого у Бога и утвердить в надежде на получение. Чтобы получить от Бога просимое, для этого нужно, чтобы то было, во 1-х, необходимо, во 2-х, сообразно с волею Божиею и в 3-х, просилось с верою и надеждою. Бог же по непонятным для нас причинам, иногда подолгу не дает просимого и при таких условиях. Но от этого мы не должны оставлять молитвы, а с твердостию и неотступностию продолжать ее. Само собою понятно, что в притче о просящем хлеба, так же, как и в других притчах, не все черты, особенно частные, имеют значение и приложение, а некоторые из них указываются только для правдоподобия и живости речи. (Чит. объясн. 4 ст. 8 гл.) В полунощи (в полночь). Берется такое время, когда двери дома заперты и все в нем покоятся сном. На безочство (по неотступности) его восстав дает. В этом состоят вся сущность и поучительность притчи, т. е. усиленная, неотступная просьба не останется бесплодною, просящий получить, что просит. Притча учит, что так именно должно молиться, т. е. неослабно, постоянно. Подобной молитве Господь поучает другою притчею – о судье и вдове (Лк.18:1, 8). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, внушает Господь далее. Если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим; тем более Отец ваш небесный даст Духа Святаго, по Матфею (Мф.7:11) блага просящим у Него. (Чит. ниже).

Зач. 56-ое. Наставление Христово о постоянстве в молитве и о исполнимости ее.

Читается в среду 23-й недели по Пятидесятнице.

После притчи относительно твердости в молитве, Иисус Христос предлагает прямое учение о том же предмете. Это учение есть и в Евангелии Матфея (Мф.7:7, 11), и св. Лука передает его почти в одних и тех словах, как и св. Матфей.

Лк.11:9. И áз вáм глагóлю: проси́те, и дáстся вáм: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отвéрзется вáм:

Лк.11:10. вся́к бо прося́й приéмлет, и ищя́й обретáет, и толкýщему отвéрзется.

(И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.)

Просите, и дастся (дано будете) вам и пр. То есть, будьте постоянны, терпеливы и усердны в молитве, и тогда она будет благоуспешна. Хотя Бог, прежде нашего прошения, знает, что нам необходимо, как учит и Сам же Иисус Христос (Мф.6:8); но молитва к Нему нужна для нас самих, так как она служит выражением нашей веры в Бога, надежды на Него, любви к Нему и сознания нашей зависимости от Него. Хотя и говорит Господь: Всяк просяй приемлет (всякий просящий получает); но тем не менее понятно, что исполнение прошений обещается не безусловно, а под условием, если мы будем просить или искать 1) с полною верою в Подателя всех благ, Бога, 2) со смирением и постоянством и 3) если будем просить того, что непротивно Богу, невредно другим и полезно для нас самих (ст. 5–8). Посему, если не всегда мы получаем просимое, то значит, что или мы молимся не так, как должно, или просим того, что неполезно, а даже вредно, особенно с нравственной стороны, или для нас самих, или для других. (Чит. ниже ст. .13.

Лк.11:11. Котóраго же вáс отцá воспрóсит сы́н хлеба, едá кáмень подáст емý? или́ ры́бы, едá в ры́бы место змию́ подáст емý?

Лк.11:12. или́ áще попрóсит яицá, едá подáст емý скóрпию?

(Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?)

В этих словах, в примере отца, удовлетворяющего просьбам своего сына, Иисус Христос указывает, с одной стороны, что Бог непременно исполнит нашу молитву к Нему, а с другой, что Бог подает по молитве только то, что относится к нашей пользе и к пользе других. Напр, отец не дает сыну вредного, когда тот просит необходимого и полезного, – не дает камень, когда он просит хлеба, или змею, когда просит рыбы, или скорпиона, вместо яйца. (Скорпион, это – ядовитое животное жарких стран; так называемый белый, он очень похож бывает на яйцо, когда свернется). Так и Бог не всегда подает то, что человек просит у Него, хотя бы просил с верою и постоянством. Бог дает только то, что более нужно и полезно для нас. Посему, молясь, должно предаваться Его воле, как Спаситель учит в словах Своей молитвы: Да будет воля Твоя.

Лк.11:13. А́ще ýбо вы́ зли́ сýще, умеете дая́ния блáга дая́ти чáдом вáшым, кóльми пáче Отéц, и́же с небесé, дáст Дýха святáго прося́щым у негó?

(Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.)

Аще убо вы, зли, по Матфею, лукави суще (если вы, будучи злы). Это Иисус Христос сказал не в упрек человеческому естеству. Он здесь называет человеческую любовь злобою для отличия от Своей благости (Злат, и Феоф.), т. е. что благость или доброта Божия настолько высока, что доброта человеческая ничтожна пред нею. Духа Святаго, а у еванг. Матфея, блага. Смысл один и тот же; еванг. Матфей указывает то, что дается по молитве – блага; еванг. же Лука указывает Самого Подателя всех благ и даров – Духа Святого, Источник их (1Кор.12:4 и др.).

Зач. 57-е. Исцеление Иисусом Христом бесноватого и речь Его к фарисеям по сему случаю.

Читается в четверг 23-й недели по Пятидесятнице.

Об обоих этих обстоятельствах повествует и еванг. Матфей (Мф.12:22 и дал.), и повествует подробнее, чем св. Лука. Еванг. Лука нечто опускает и изречения Христовы несколько переставляет.

Лк.11:14. И бе изгоня́ беса, и тóй бе нем: бы́сть же бесу изшéдшу, проглагóла немы́й: и диви́шася нарóди.

(Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.)

О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Немота в этом бесноватом была не естественная, а произведенная находящимся в нем бесом. По сказанию еванг. Матфея, бесноватый был не только немым, но и слепым (Мф.12:22). Дивишася народи. По сказанию еванг. Матфея, народ так был поражен чудом исцеления бесноватого глухонемого Иисусом Христом, что восклицал о Целителе: «Не это ли Христос, Сын Давидов?» (ст. 22). Народ мог знать слова прор. Исаии о чудесах во времена явления Мессии: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются и будет славословить язык немого (Ис.35:5, 6). Поэтому так и восклицал народ об Иисусе Христе.

Лк.11:15. Нецыи же от ни́х реша: о веельзевýле кня́зи бесóвстем изгóнит бесы.

(Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.)

Нецыи (некоторые). По Матфею, это были фарисеи, враги Христовы (о фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.). Фарисеи ненавидели Иисуса Христа за то, что Он обличал их пороки, и завидовали Его славе, так как народ уважал Его более, чем их. Они сами не хотели веровать в Иисуса Христа, старались и о том, чтобы и другие не веровали в Него. Но если не верить, то как же объяснить те чудеса, которые творил Иисус Христос? И вот они придумывают объяснение, – что будто бы Господь творит чудеса силою злого духа, а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и ненависть к Нему. Веельзевул собственно значит хозяин дома, господин нечистот. Веельзевулом называется сатана или князь бесовский, как князь царства злых духов, царства зла, греха, как здесь прямо и говорится. Так народ говорил об Иисусе Христе: Нe Мессия ли Он? а фарисеи и книжники в то же время говорили: Он изгоняет бесов силою злого духа. Так всегда народ простой, неученый ближе к вере, чем люди ученые, образованные, гордящиеся, подобно еврейским книжникам и фарисеям, своею ученостию и образованием.

Лк.11:16. Друзии же искушáюще, знáмения от негó искáху с небесé.

(А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.)

Знамения искаху (требовали). По Матфею, фарисеи говорили Иисусу Христу: хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Знамение, это – какое-нибудь необыкновенное действие или чудо, которое прямо свидетельствовало бы о том, что Христос есть Божественный Мессия. Фарисеи ищут знамения после того, как видели множество таких знамений, каково, напр., хотя теперь совершенное Иисусом Христом, исцеление бесноватого глухонемого. Следовательно, ищут не для того, чтобы уверовать, а чтобы искусить – искушающе, т. е. чтобы своим требованием поставить Господа в затруднение. Изречение Иисуса Христа относительно знамения будет ниже, ст. 29.

Лк.11:17. О́н же ведый помышлéния и́х, речé и́м: вся́ко цáрство самó в себе разделя́яся, запустеет: и дóм на дóм, пáдает.

Лк.11:18. А́ще же и сатанá сáм в себе раздели́ся, кáко стáнет цáрство егó, я́коже глагóлете, о веельзевýле изгоня́щя мя́ бесы.

(Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то кáк устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;)

Ведый помышления их, т. е. Иисус Христос, как всеведущий, узнал мысли фарисеев, именно то, что они объясняют чудеса Его силою злого Духа, и опровергает их тремя сравнениями. Первое опровержение: Всяко царство само в себе разделяяся (разделившееся) и пр. To есть Господь указывает на неразумность фарисейского объяснения чудес Его силою бесов, сравнением царства бесовского с обыкновенным царством человеческим, с городом и семейством. Если царство, город или семейство разделяются на части, враждебный одна другой, то, конечно, они падают, пустеют. Так равным образом, если сатана, т. е. князь бесовский, посылает бесов в людей – мучить их, и в то же время помогает Иисусу Христу выгонять их из людей, чтобы не мучили; то значит, что он разделился сам с собою. А если так, то могло ли бы устоять его царство? А оно стоит; следовательно, фарисейское объяснение неправильно.

Лк.11:19. А́ще же áз о веельзевýле изгоню́ бесы, сы́нове вáши о кóм изгóнят? сегó рáди тии бýдут вáм судии́.

Лк.11:20. А́ще ли же о пéрсте Бóжии изгоню́ бесы, ýбо пости́же на вáс цáрствие Бóжие.

(и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.)

Это – другое опровержение. Св. Златоуст объясняет, что под сынами здесь разумеются ученики Христовы, которые получили от Него власть изгонять бесов и изгоняли их, и толкует слова Христовы таким образом: «Если Я, как бы так говорит Господь, изгоняю бесов силою веельзевула, то апостолы – тем более, потому что получили власть на то от Меня. Однако же ничего подобного вы не говорите о них; а Меня обвиняете»? Сего ради, – посему – тии (они) вам будут судии, прибавляет Господь. То есть, так как ученики Христовы, будучи тоже евреями, веруют в Него и повинуются Ему, то они, конечно, осудят тех, которые не веруют. (Феоф.) Под сынами еще разумеют учеников фарисейских, которые упражнялись в заклинаниях злых духов и, по милости Божией к одержимым духами, действительно иногда изгоняли их. «Если Я, как бы так говорит Господь, изгоняю бесов силою бесовскою, то какою же силою изгоняют и ваши ученики? Однако же вы не говорите этого о них; значит, и о Мне не должно говорить так. Посему ваши же ученики могут быть судьями вашими, т. е. могут свидетельствовать, что вы неправильно думаете о силе, которою Я изгоняю бесов» (Мих.); следовательно, Я изгоняю бесов силою Божиею, – о персте Божии (перстом Божиим), по Матфею, Духом Божиим. А если так, то убо постиже на вас (конечно, достигло до вас) царствие Божие. т. е. царство обещанного Мессии, именно Его, Христово. Подлинно, в изгнании бесов и можно приметить наступление этого царства. Если Бог изгоняет сатану и тем лишает его власти над людьми, то самым ясным образом отсюда видно, что пришло царство Божие. Выражение совершать чудеса перстом Божиим взято от представления, что они совершаются как бы по указанию перста Божия, а, следовательно, при помощи Божией, силою Божиею. Это перст Божий! говорили мудрецы Фараона, видя чудеса, совершаемые Моисеем.

Лк.11:21. Егдá крепкий вооружи́вся храни́т свóй двóр, во смирéнии сýть имения егó:

Лк.11:22. егдá же креплей егó нашéд победи́т егó, всé орýжие егó вóзмет, на нéже уповáше, и коры́сть егó раздаéт.

(Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.)

Это – третье опровержение. В отношении к Иисусу Христу эти слова имеют следующий смысл: дом сильного (крепкого) означает царство сатаны. Господь называет сатану сильным, указывая на его прежнюю большую власть над людьми. (Злат.) Оружие сатаны, на которое он надеялся (на неже уповаше) и корысть его (похищенное у него), по Матфею, вещи сатаны, это – демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и сами люди, исполняющие его волю (Ин.8:14). Брать оружие, по Матфею, вещи сатаны и разделять похищенное у него, значит изгонять бесов. Если Христос изгонял бесов, то Он прямо удостоверял этим, что победил князя бесовского, значит, изгоняет не силою бесовскою.

Зач. 58-е. Продолжение речи Иисуса Христа к фарисеям по случаю исцеления бесноватого и восхваление Его и Матери Его женщиною.

Читается в пяток 23-й Недели по Пятидесятнице.

Лк.11:23. И́же несть со мнóю, на мя́ éсть: и и́же не собирáет со мнóю, расточáет.

(Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.)

Эти слова Иисуса Христа суть вывод из мнений фарисейских, что Он изгоняет бесов будто бы силою диавола. Ими как бы так говорит Господь: «Я пришел на землю для того, чтобы привести людей к Богу, научив их вере и добродетели. Поэтому кто из знающих и слушающих Мое учение не становится на Мою сторону, тот враг Мне, хотя бы и не делал ничего враждебного Мне, враг же потому, что не действует в Мою пользу; тем более делается врагом тот, кто каким бы то ни было образом противодействует Мне.» Таковыми и были не хотевшие веровать во Христа сами и противодействовавшие вере народа в Него, фарисеи. Таковыми бывают и те из христиан, которые равнодушно относятся к своему собственному спасению и ко спасению своих ближних. Епископ Феофан по поводу слов Господа: Когда сильнейший нападет и пр. пишет: «Эти слова объясняют, как Господом разоряется власть бесовская над нашими душами. Пока душа во грехе, ею владеет злой дух. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою, покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого человека. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа удаляется от Господа, тогда бес опять нападает и одолевает ее, и бывает ей бедной хуже, чем прежде.» – Как согласить слова Господа, сказанные в настоящем случае Апостолам: Кто не со Мною, тот против Меня и ранее, в другом случае, вообще: кто не против вас, тот за вас (Лк.9:50)? В одном из дух. журналов это разрешается так: второе изречение сказано о тех, кои не разоряют дела Божия, стараются даже сами подражать истинным посланникам Христовым, хотя и не имеют искреннего желания споспешествовать вере. Первое же изречение направлено против явных врагов Христовых – фарисеев, кои учили совсем противному, нежели Сам Христос и Его Апостолы, и составляли для себя и для других свое самодельное спасение. Нельзя устроить спасение без Спасителя, нельзя дать другому жизни, не заимствовав ее от Источника жизни. Кто без Иисуса Христа думает спасать других, тот не спасает, а погубляет (Ин.15:5). Итак, напрасно нравоучитель – философ стал бы хвалиться, что он, проповедуя рационализм (веру в один разум), хотя другим путем, но приводит к той же цели, как и Евангелие. Но пусть и философия, путем разума, показывает нам нужду спасения чрез веру Христову, пусть даже исследует истины нашей веры, только бы исследование ее было, беспристрастное и здравое: оно не повредит истине Божией, которая не боится исследований разума. Философия в таком случае не против нас, а по нас есть.» (Воскр. Чт. 7 г.)

Лк.11:24. Егдá [же] нечи́стый дýх изы́дет от человека, прехóдит сквозе безвóдная места, ищя́ покóя: и не обретáя, глагóлет: возвращýся в дóм мóй, отню́дуже изыдóх.

(Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;)

Здесь Господь говорит приточно, сравнением, – сравнивая состояние неверия фарисеев с состоянием человека бесноватого. Преходит сквозе безводныя места (ходит по безводным местам). Места пустынные, сухие, дикие, необитаемые представляются местопребыванием злых духов (Тов.8:3; Откр. 18:2). Ища покоя, и не обретает (не находит). Места пустынные, дикие представляются неудобными для обитания злых духов: для них лучше обитание в человеке, где они могут делать зло. Под образом злых духов разумеются здесь также страсти, кои не находят себе места и покоя нигде, как только в сердце злого человека. Глаголет (говорит): возвращуся в дом мой, отнюду же (откуда) изыдох (вышел) и пр. Это значит, что злой дух, как и страсть, стремятся снова овладеть человеком, которого оставили было. Дом мой. Злой дух или страсть называют человека домом своим, потому что живут в нем, как в своем доме.

Лк.11:25. И пришéд обря́щет и́ пометéн и укрáшен:

Лк.11:26. тогдá и́дет и пóймет сéдмь други́х духóв гóрших себé, и вшéдше живýт тý: и бывáют последняя человеку томý гóрша пéрвых.

(и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.)

Обрящет (находит) и (его), т. е. дом, пометен и украшен (выметенным и убранным). Это значит, что, по изгнании злого духа, как равно и страсти из человека, сердце его делается чистым, сор всего худого выметен из него, и оно бывает убрано добродетелями. Тогда идет и поймет (берет), у Матфея с собою, седмь других духов, лютейших (злейших) себе, и, вшедше живут ту (там), т. е. если же человек остается нерадивым и невнимательным к себе, то злой дух, как равно и страсти, возвращаются к нему. Возвращаются еще с большею силою и лютостию: на это указывает, во-1-х, число седмь, которое должно понимать в смысле множества (1Цар.2:5 и др.), и, во-2-х, дальнейшие слова: и бывают последняя человеку тому горша (хуже) первых. У еванг. Матфея здесь прибавлено: Тако будет и роду сему лукавому. Этими словами Господь указывает, к кому относится и что значит сказанная Им притча о злых духах и страстях, – относится она к неверующим фарисеям и значит следующее: фарисеи просили от Иисуса Христа особенного чуда. Господь отказывает им в этом, указав на чудо с пророком Ионою (Ст. 29), и при этом поясняет притчею, что хотя бы и сотворил Он для них чудо, особенно и поразительное, и убедительное; хотя бы они, увидев такое чудо, уверовали в Него и показали некоторые признаки исправления; но это было бы не надолго, потому что неверие и страсти так сильны и так застарели в них, что скоро снова возвратятся в их сердца, как злой дух в человека, и проявятся там с большею силою, и они сделаются еще хуже. Так точно это и исполнилось на фарисеях. Несмотря на чудеса Спасителя, они все более и более ожесточались против Него; злая страсть усилилась в них, подобно тому бесноватому, в которого приведено было бесом с собою семь злейших бесов, и они отвергли Его и распяли. Затем также злобно относились Иудеи, а за ними и язычники к Апостолам и ко всем христианам.

Лк.11:27. Бы́сть же егдá глагóлаше сия́, воздви́гши некая женá глáс от нарóда, речé емý: блажéно чрéво носи́вшее тя́, и сосцá, я́же еси́ ссáл.

(Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!)

Некая жена (одна женщина). Указание на эту женщину находится только у одного еванг. Луки. По преданно, этою женщиною была прислужница Марфы, сестры Лазаря (Лк.10:38). Маркелла. Беседа Господа так поразила ее, что она не могла не прославить всенародно великого Учителя и самую Мать Его, Пресвятую Богородицу, Которая, как видно из Евангелия Матфея (Мф.12:46), с названными братьями, детьми обрученника Ее Иосифа от умершей жены его или двоюродными братьями, детьми Клеопы, брата Иосифова (чит. в объясн. Матф. 25 ст. 1 гл.), находилась тут же, только вне дома. Блаженно чрево и пр., т. е. счастлива та женщина, которая родила и воспитала такого великого учителя и чудотворца, каков Иисус Христос.

Лк.11:28. О́н же речé: темже ýбо блажéни слы́шащии слóво Бóжие и храня́щии é.

(А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Это – слова Христовы в ответ женщине, которая, слыша учение и видя чудеса Его, всенародно восхвалила не только Его Самого, но и Матерь Его. Блаженны слышащие и пр., т. е. счастливы слушающие и затем исполняющие – прилагающие к своей жизни и поступкам – учение Христово; счастливы и здесь, на земле, потому что будут наслаждаться спокойствием совести, особенно же в будущей загробной жизни, где получат вечное блаженство.

Зач. 59-е. Указание на знамение Ионы пророка и суд над народом. Приточное изречение о свече.

Читается в понедельник 24-й недели по Пятидесятнице.

Лк.11:29. Нарóдом же собирáющымся начáт глагóлати: рóд сéй лукáв éсть: знáмения и́щет, и знáмение не дáстся емý, тóкмо знáмение Иóны прорóка:

(Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;)

У еванг. Матфея сказано, что некоторые из книжников и фарисеев прямо просили у Господа знамения, говоря: Учитель, хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (Мф.12:38). Еванг. же Лука выше сказал, что другие требовали от Него знамение (ст. 16.) Иисус Христос отвечал искавшим знамения: род сей лукав и пр. Христос называет фарисеев родом лукавым, потому что они лицемерно и как враги просят от Него знамения с целью искушения (ст. 16); у Матфея называет еще родом прелюбодейным, потому что не веровать в Иисуса Христа значит то же, что быть прелюбодейными. (Злат, и Феоф.) Отношения между Богом и еврейским народом в Свящ. писании ветхого завета нередко представляются под образом отношений между мужем и женою и неверность народа Богу, его идолослужение – под образом прелюбодеяния (Пс.72:27; Ис.57:3 и др. Мих.). Знамения, т. е. чуда (чит. в объясн. 10 ст.), не дастся ему, не дастся потому, что просят с недобрым расположением и потому, что оно, как знал Господь, останется бесплодным – не приведет их к вере, токмо (кроме) знамения Ионы пророка.

Лк.11:30. я́коже бо бы́сть Иóна знáмение Ниневи́том, тáко бýдет и Сы́н человеческий рóду семý.

(ибо кáк Иона был знамением для Ниневитян, тáк будет и Сын Человеческий для рода сего.)

У еванг. Матфея об Ионе сказано полнее: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий (Он И. Хр.) будет в сердце земли три дня и три ночи. Господь указывает фарисеям только на величайшее знамение в прошедшем, которое прообразовало величайшее знамение, имеющее совершиться над Ним в будущем, это – чудо пребывания пр. Ионы живым во чреве рыбы кита, в продолжении трех суток; – чудо, которое прообразовало воскресение Христово, после трехдневной Его смерти, и которое самым яснейшим образом доказывает Его Божественное посланничество. Во чреве кита. Горло у кита имеет такое устройство, что им нельзя проглотить целого человека. Но на это должно сказать, что слова еврейские, переводимые словом: кит великий, не означают непременно кита, а вообще большую рыбу. Можно думать, что это была акула, которая свободно проглатывает человека. Самое сохранение Ионы во чреве рыбы живым в течение трех суток – великое чудо. Три дня и три ночи. Из Евангелия видно, что Иисус Христос был во гробе только один день и две ночи, с пятницы на субботу и с субботы на воскресение (Мф.26:8); но это не означает погрешности в счете: тут, по народному обычаю, части дня и ночи приняты за целые дни. Примеры подобного счисления времени нередки в Свящ. писании (1Цар.30:12 и др. Быт.42:17, 18 и др.).

Лк.11:31. Цари́ца ю́жская востáнет на сýд с мýжи рóда сегó, и осýдит и́х: я́ко прии́де от конéц земли́ слы́шати премýдрость соломóнову: и сé мнóжае соломóна зде.

(Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.)

Царица южская (южная), это – царица Савская, из города Савы в Аравии, которая, слыша о чрезвычайной мудрости Соломона, нарочно приезжала в Еврейскую землю, чтобы удостовериться в его мудрости (3Цар. 10). От конец (пределов) земли. Это выражение означает отдаленность той страны, о которой идет речь (Втор.28:49). Царица Савская осудит мужи (людей) рода сего, т. е. евреев, потому что она нарочно пришла издалека, чтобы послушать мудрость Соломона, а те у себя, в своей земле, не хотели слушать Иисуса Христа, Который есть воплощенная божественная премудрость. И се множае (вот больше) Соломона зде, т. е. это – Он, Сам Спаситель, явление Которого между иудеями имеет несравненно большее значение, чем мудрость Соломона: Соломон – раб, а Иисус Христос – Владыка; Соломон – мудрец, а Иисус Христос – Божия Премудрость, Источник всякой мудрости; Соломон – царь народа иудейского, а Христос – Владыка всей вселенной, Спаситель всего мира.

Лк.11:32. Мýжие Ниневи́тстии востáнут на сýд с рóдом си́м, и осýдят и́: я́ко покая́шася прóповедию Иóниною: и сé мнóжае Иóны зде.

(Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.)

Мужие ниневитстии (ниневитяне), т. е. жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства. Город этот славился многолюдством, богатством и изнеженностию. Бог послал пр. Иону к ниневитянам, чтобы призвать их к покаянию; и они вняли проповеди пророка, покаялись, так что это раскаяние на два века отдалило погибель города, которою грозил Бог чрез пророка Иону. Ниневия была разрушена Вавилонянами уже около 600 года до Р. Хр. Следовательно, она существовала еще 200 лет. Восстанут на суд и осудят – осудят именно тем, что они, вняв проповеди Иониной, покаялись, а иудеи, особенно фарисеи, не слушают проповеди даже Самого своего Мессии. И се множие (больше) Ионы зде. Опять указание Иисусом Христом на Самого Себя: Иона – раб, а Иисус Христос – Владыка; Иона – пророк, а Иисус Христос – Сам Господь; Иона – проповедник покаяния ниневитянам, а Христос – всему миру, Спаситель всего рода человеческого.

Лк.11:33. Никтóже [ýбо] свети́лника вжéг, в скрóве полагáет, ни под спýдом, но на свещнице, да входя́щии свет ви́дят.

(Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.)

Это приточное изречение Господа находится и в Евангелии Матфея; там оно помещено в нагорной Его беседе (Мф.5:15). По всей вероятности, Иисус Христос, подобно другим изречениям, повторил его. Там оно имеет такой смысл, что учители христианской веры и вообще все христиане не должны скрывать свою веру и свои добрые дела, но должны просвещать ими мир, т. е. распространять веру и добрыми делами увлекать к подражанию себе. У еванг. Матфея тут прибавлено: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослявляли Отца вашего небесного (ст. 16), т. е. пусть ваша вера и добродетельная жизнь будут видимы и известны всем, и везде – во всяком общественном положении, на всех должностях, дома и вне его, в счастии и в несчастии, в богатстве и бедности. Здесь же, по отношению к фариееям (о них см. 5:17), имевшим превратные и богохульные суждения об Иисусе Христе, блаж. Феофилакт толкует изречение Христово о свете таким образом: «поскольку завистливые иудеи, смотря на чудеса, по злобе ума, превратно толковали их; то Господь и говорит: люди, получившие светильник от Бога, т. е. дар ума, которым мы смотрим как бы светом, нам данным, сокрыли рассудительность и, омрачивши себя завистью, не видят чудес и благодеяний, хотя мы для того и получили ум, чтобы поставлять на подсвечник, дабы и другие видели свет» (Mих.).

Зач. 60-е. Приточное изречение о светильнике.

Читается во вторник 24-й недели по Пятидесятнице.

Лк.11:34. Свети́лник телу éсть óко: егдá ýбо óко твоé прóсто бýдет, всé тело твоé светло бýдет: егдá же лукáво бýдет, и тело твоé тéмно:

Лк.11:35. блюди́ ýбо, едá свет, и́же в тебе, тмá éсть.

Лк.11:36. А́ще бо тело твоé всé светло, не имы́й некия чáсти тéмны, бýдет светло всé, я́коже егдá свети́лник блистáнием просвещáет тя́.

(Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё тáк, как бы светильник освещал тебя сиянием.)

Приточное изречение о светильнике, подобно как и о свече (cт. 33), по Матфею, произнесено Господом во время нагорной проповеди (Мф.6:22, 23). Несомненно, что Иисус Христос, подобно изречению о свече и другим изречениям, здесь в беседе с фарисеями повторил его. Общий смысл сего изречения следующий: глаза у нас служат светильником для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, – заметив нечистое, мы смоем, сотрем, – и безопасно, – ходя, мы не спотыкаемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно. Подобным образом светильником для души бывает ум (Злат, и Феоф.). Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу со всеми ее действиями, будет направлять их к соблюдению веры и исполнению закона для спасения. Если он темен, т. е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми ее действиями: тогда станет считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будет водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые, в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам: пороки, например, мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями. Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша бывает чистою; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это – люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть (Толк, воскр. и праздн. Еванг. Б-ва). По отношению же к фарисеям и законникам, в беседе с которыми Господь высказал это изречение и которые имели превратные и богохульные суждения о Нем, оно имеет тот же смысл, что и изречение о свече (ст. 33), – т. е. что они помрачили свой ум и потому имеют неправильное понятие о Господе и Его учении. В дальнейших словах: Если же (аще бо) тело твое светло и пр. Господь только поясняет вышесказанное Свое изречение: светильник телу и др.

Лк.11:37. Егдá же глагóлаше, моля́ше егó фарисéй некий, да обедует у негó: вшéд же возлежé.

(Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.)

Фарисей некий (один). О фарисеях чит. в объясн. 17 ст. 5 гл. Вшед, возлеже (пришел и возлег), т. е. сидел за обедом. (Чит. в объясн. 29 ст. 5 гл.). Господь знал недобрые, даже злобные отношения к Себе фарисеев, но обедал с ними, потому что желал их исправления, – «чтобы иметь повод к улучшению нравов их», толкует блаж. Феофилакт.

Лк.11:38. Фарисéй же ви́дев диви́ся, я́ко не прéжде крести́ся прéжде обеда.

(Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.)

Обычай умывать руки пред обедом соблюдался у иудеев по так называемому преданию старцев. Они верили, что Моисей будто бы получил два закона на Синае, один – записанный в его книгах, а другой, незаписанный, – в предании, который переходил из уст в уста от родителей к детям; и что Моисей пред своею смертию передал этот незаписанный закон Иисусу Навину, он же передал судьям, судьи – пророкам и т. д., пока впоследствии не записали его в Талмуде. Предание это называлось у них преданием старцев, т. е. древних предков, и, значит, предание древнее и потому обязательное. Предание касалось разных мелочей, но иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему большую важность, чем самым постановлениям Писания, так что нередко бывало, что предание сохраняли, а писание нарушали. Таково напр, было предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Этим преданием, конечно, имели в виду соблюсти чистоту и опрятность; оно, вероятно, и произошло оттого, что на Востоке обыкновенно не употребляли ложек, вилок и пр., а брали кушанья рукою из общего блюда. И это дело, конечно, – похвальное; но евреи делали из сего обычая религиозный предрассудок, и соблюдение его соединяли с различными мелочными правилами, напр, о количестве воды, о числе омовений и т. п., предрассудок, который не соблюдал и нередко обличал Иисус Христос (Мф.15:1, 11; 23 гл. почти все – обличающее разные предрассудки). Фарисей удивился, что Иисус Христос не умыл рук пред обедом еще более потому, что Он только пред тем был среди народа, прикосновение к которому, по мнению фарисеев, считалось нечистым и требовало омовения (Мих.).

Лк.11:39. Речé же Госпóдь к немý: ны́не вы́, фарисéе, внешняя сткля́ницы и блю́да очищáете, внýтреннее же вáше пóлно граблéния éсть и лукáвства.

(Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.)

Эти и затем дальнейшие обличительные изречения на фарисеев очень сходны с приведенными Матфеем в целой, посвященной исключительно обличению фарисейских предрассудков, речи, которая была сказана Господом незадолго до Своих страданий (23 гл.). Евангел. Матфей не говорит об обеде у фарисея, но Господь, Который часто обличал фарисеев, по всей вероятности, при подобных обстоятельствах, нередко повторял Свои изречения против них, как напр, повторил об обеде. Также вероятно и то, – трактует епископ Михаил, – что ев. Лука, не сообщающий речи Спасителя против фарисеев, которая помещена у Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа при обличении Им фарисеев за обедом у одного из них, о котором он повествует. Ныне, – в смысле вот. У еванг. Матфея сказано так: вы очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды (ст. 25). Это значит, что фарисеи, боясь, чтобы как-нибудь не сделаться нечистыми от прикосновения к чему-либо нечистому, даже очень заботились об чистоте посуды при столе и еще придавали сему религиозное значение; тогда как эта посуда внутри была наполнена яствами и питиями, которые у них были добыты неправедным способом – обманом, хищением и лицемерием. Потому еванг. Лука в противоположение внешности чаш и блюд прямо ставит внутреннее душевное состояние фарисеев. У еванг. Матфея тут прибавлено: фарисей слепой! очисть прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их, т. е. сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питье в чаше твоей были приобретены честным образом; тогда, и только тогда можешь достигнуть и того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чистою: иначе и при внешней чистоте они не будут действительно чистыми внутренне, т. е. нравственно. В словах по Матфею св. Златоуст разумеет очищение тела и души – под внешностью разумеет тело, а под внутренностью душу, и говорит, что если в блюде важно внутреннее, то тем более в нас самих. «Ты стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т. е. внешность твоего существа, поучает блаж. Феофилакт, а между тем внутренность твоя полна всякой нечистоты: ибо ты хищник, творишь неправду. Омой внутреннее, т. е. очисть душу от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла.

Лк.11:40. Безýмнии, не и́же ли сотвори́ внешнее, и внýтреннее сотвори́л éсть?

(Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?)

Безумнии (неразумные). Это слово означает не только нерассудительность, но и безнравственность (Пс.13:1; Притч.13:19). Не Иже ли (не Тот же ли), т. е. Бог, создавший тело и душу и пр. Христос как бы так говорит этими словами: «Если вы, фарисеи, заботитесь о том, чтобы ваше тело было чисто, – чтобы даже руки ваши были вымыты пред вкушением пищи, и поставляете в этом благоугождение Богу, тем более должны вы заботиться об очищении души пред Богом, потому что и то и другое сотворено Им, – души, которая гораздо выше и дороже тела.» При объяснении этих слов Господних иные толкователи слово сотворил заменяют словом вычистил: «не должен ли тот, кто вычистил внешнее, позаботиться сделать чистым и внутреннее»? (Сборн. Барсова, 109 стр.)

Лк.11:41. Обáче от сýщих дади́те ми́лостыню: и сé вся́ чи́ста вáм бýдут.

(Подавайте лучше милостыню из того, чтó у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.)

Подавая милостыню бедным, хотя бы из несправедливого приобретения, фарисеи исполняли бы тем величайшую заповедь закона о любви к ближним, свидетельствовали бы о своем покаянии и исправлении, приобретали бы тем милость Божию, и это нравственное очищение души делало бы у них все чистым в нравственном смысле, хотя бы по внешности чаши и блюда и руки и не были особенно вычищены (Мих,).

Зач. 61-е Продолжение обличительных изречений против фарисеев и законников.

Читается в среду 24 недели по Пятидесятнице.

Лк.11:42. Но гóре вáм фарисéом, я́ко одеся́тствуете от мя́твы и пигáна и вся́каго зéлия, и мимохóдите сýд и любо́вь Бóжию: сия́ подобáше сотвори́ти, и óнех не оставля́ти.

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

Иудеям повелено было законом Моисеевым давать десятую часть со всего на содержание левитов (Лев.27:30, 34). Закон прямо говорит о десятине плодов земли, но не упоминал о травах. Фарисеи же, чтобы показаться более набожными, давали десятину и со всех трав: с мяты (мятвы), руты (пигана), – огородного растения, употреблявшегося как приправа кушанья и как лекарство, и всяких овощей (всякого зелия), по Матфею, аниса, и тмина. Господь говорит, что они строго соблюдают мелочи, неопределенные точно законом, а между тем не исполняют (/мимоходите – нерадите) важнейшее в законе, как то: суд, т.е. справедливость в судебных делах, и любовь Божию, т. е. любовь к Богу и нераздельную с нею любовь к ближним; по Матфею, милость, т.е. снисходительность к бедным и несчастным, и веру, т.е. верность к Богу и Его св. закону. Сие надлежало делать, и того нe оставлять (сия подобаше сотворити, и онех не оставляти), т.е. нужно исполнять сначала важнейшее в законе, а потом и менее важное; тогда как фарисеи, наоборот, исполняли маловажное, а важнейшее совсем опускали. Господь не укоряет их за исполнение закона о десятинах, но только учит, что из-за неважного не следует опускать важнейшее, – говорит о важнейшем, что его нужно делат, а маловажное только не оставлять.

Лк.11:43. Гóре вáм фарисéом, я́ко лю́бите председáния на сóнмищех и целовáния на тóржищих.

(Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.)

Председания в синагогах (на сонмищах). Тщеславные фарисеи любили занимать почетные места в синагогах, которые находились тут близ кафедры и обыкновенно занимались старцами. (Об устройстве синагог чит. в объясн. 16 ст. 4 гл). Приветствия в народных собраниях (целования на торжищах), т. е. почтительные приветсвия на торговых площадях, где много народа. У Матфея сказано еще: предвозлежания на пиршествах (преждевозлегания на вечерях). Известно, что Иудеи вкушали пищу, не сидя, как мы, за столом, а полулежа. Главные или почетные места были в середине стола, который обыкновенно устраивался при пиршествах в виде буквы П, и их то занимать особенно любили тщеславные фарисеи. У Матфея же говорится, что фарисеи любили название или величание от людей именем: учитель, учитель. Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе. Св. Златоуст замечает при этом: «Фарисеями овладевало тщеславие и там, где особенно заповедано им было предохранять себя от оного, т. е. в синагогах, куда они ходили учить. На пиршествах это могло бы еще показаться не столь предосудительным, хотя и там учителю надлежит быть образцом. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде. Говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, он во всем должен показывать себя образцом».

Лк.11:44. Гóре вáм, кни́жницы и фарисéе лицемери, я́ко естé я́ко грóби неведоми, и человецы ходя́щии верхý не ведят.

(Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.)

У еванг. Матфея говорится, что фарисеи уподобляются окрашенным гробам, которые, снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27). Еванг. же Лука сравнивает их с гробами, скрытыми в земле, над которыми люди ходят и не знают того, т. е. не знают, что тут, где ходят, если нет памятника или насыпи, находится гроб, полный костей и тления. Мысль у того и у другого евангелиста одна и та же, т.е. изображается фарисейское лицемерие, которое прикрывает находящееся в душе их нравственное безобразие. Как над сокрытым в земле гробом, над которым нет ни памятника ни насыпи, люди ходят и не знают, что тут гроб, полный костей и тления, так и встречающиеся с фарисеями и имеющие с ними то или другое общение могут и не заметить, что внутри их кроется неблагообразного: ибо все закрыто лицемерием, как гроб землею. (Мих.).

Лк.11:45. Отвещáв же некий от закóнник речé емý: учи́телю, сия́ глагóля, и нáм досаждáеши.

(На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.)

Некий законник (некто из законников). Законники – это были люди ученые и богословы иудейские. Их называли также книжниками, учителями закона – законоучителями, потому что они были сведущи в законе, так как изучение закона составляло главный предмет тогдашнего образования и учености, и толковали трудные и темные места в священ. еврейских книгах. Они также переписывали эти книги и заботились об их неповрежденности. Некоторые из законников по своим убеждениям и правилам жизни были похожи на фарисеев, хотя и не принадлежали к их секте, почему, как повествуется в Евангелии, часто действовали против Христа вместе с фарисеями. Упоминаемый здесь книжник, по всей вероятности, не был из секты фарисеев, но почувствовал, что обличение Господа на фарисеев касается и его; почему и сказал, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, законников и книжников. Так нечистые совестию обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено и непрямо против них. (Мих.)

Лк.11:46. О́н же речé: и вáм закóнником гóре, я́ко наклáдаете на человеки бременá не удóбь носи́ма, и сáми еди́нем перстóм вáшим не прикасáетеся бременéм.

(Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.)

Неудобоносимыми бременами, по Матфею, тяжкими ношами Господь называет здесь не суетные многочисленные предания фарисеев, против которых так нередко восставал Он, а разнообразные и многочисленные постановления закона Моисеева, о которых ап. Петр говорил, что они суть то, которого не могли понести ни отцы, ни мы (Деян.15:10). Фарисеи строго требовали, чтобы народ исполнял все предписания закона, а сами нисколько не хотели помочь ему в этом – одним перстом своим не дотрагивались до них, или по Матфею, перстом своим двигнут не хотели их, – помочь, во-первых, собственным примером, т. е. тем, что сами исполняли бы то, чему учили, во-вторых, снисходительностию. А у них было совсем наоборот. Не сказал Господь нести, замечает св. Златоуст, но, дотронуться, по Матфею перстом двинуть, – значит, не хотят и приблизиться, даже прикоснуться. «Когда учитель не только учит, но и делает, пишет блаж. Феофилакт, то он вместе с учащимся несет бремя, и вместе с ним трудится. Но когда он возлагает на меня тяжкое бремя, а сам ничего не делает, тогда он еще более обременяет меня, показывая своим бездействием невозможность исполнить то, чему учит». Это – заметим кстати – отличительная черта всех любящих мудрствовать на словах. Такие люди всегда взыскательны по отношению к другим и снисходительны к самим себе! Это напр, мы видим на вожаках раскола и разных других сект.

Зач. 62-е. Продолжение обличительных изречений против фарисеев и законников.

Читается в четверг 24-й недели по Пятидесятнице.

Лк.11:47. Гóре вáм, я́ко зи́ждете грóбы прорóк, отцы́ же вáши изби́ша и́х.

(Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:)

Пророков, по Матфею еще, праведников, т. е. тех пророков и праведников, которые были убиты прежде предками фарисеев. Фарисеи, строя, по Матфею, украшая памятники пророков и праведников, по-видимому, показывали уважение к этим убиенным пророкам и праведникам и являли тем свое благочестие. При этом еще они порицали своих предков за избиение и отрекались от участия в их преступном пролитии крови, как это видно из слов Спасителя у Матфея: говорите, если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Но это усердие фарисеев в устроении и украшении памятников пророков и праведников, которое, по-видимому, подтверждало их слова, как видел Сердцеведец Господь, было фальшивое, лицемерное и обманывало народ, на самом же деле, они были таковыми же, как и предки их, даже еще хуже их, потому что решили убить Самого Господа пророков. И таким образом, по словам св. Златоуста, выходило то, что фарисеи, строя гробницы пророкам, как бы хвалились убийством их, как бы опасались, чтобы память о такой их дерзости с течением времени не погибла вместе с разрушившимися памятниками. У Матфея здесь прибавлено: дополняйте же меру отцев ваших. То есть – вы превзойдете еще отцов своих в злодеянии – в пролитии неповинной крови, именно в убиении Его, Самого Христа, и затем (чит. 49 ст.) в преследовании Апостолов и убиении некоторых из них.

Лк.11:48. У́бо свидетельствуете и соблаговоли́те делóм отéц вáших: я́ко тии ýбо изби́ша и́х, вы́ же зи́ждете и́х грóбы.

Лк.11:49. Сегó рáди и премýдрость Бóжия речé: послю́ в ни́х прорóки и апóстолы, и от ни́х убию́т и изженýт:

(сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,)

Премудрость Божия (рече) сказала, пошлю я и пр. Здесь под словом премудрость должно разуметь не слова из ветхозаветных книг, потому что сказанного изречения там не находится, а Самого Иисуса Христа, воплотившуюся Божию Премудрость. Господь называется Премудростию напр, в книге Притчей: Премудрость созда Себе дом, что значит – Христос основал Церковь. Сын Божий называется Божиею Премудростию, потому что Бог открыл чрез Него Свою премудрость, как в творении мира, так и в искуплении рода человеческого (Кол.1:13, 18; 1Кор.1:11, 30). Под именем же пророков и апостолов здесь разумеются сотрудники Христовы в деле проповеди – апостолы и другие проповедники (Еф.4:11). Господь называет сих людей пророками, у Матфея еще мудрыми и книжниками, потому что иудеи привыкли разуметь под сими названиями вообще всех учителей религии. И от них (из них одних) убиют и изженут, (других изгонят), по Матфею распнут так иудеи убили свв. апостолов: архидиакона Стефана (Деян.7:59), Иакова Заведеева (Деян.12:1, 2) и Иакова брата Господня и распяли Симеона, брата Господня.

Лк.11:50. да взы́щется крóвь всех прорóк, проливáемая от сложéния ми́ра, от рóда сегó,

Лк.11:51. от крóве А́веля дáже до крóве захáрии, поги́бшаго мéжду олтарéм и хрáмом: éй, глагóлю вáм, взы́щется от рóда сегó.

(да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.)

Здесь Господь высказывает, что не только книжники и фарисеи, но и вообще весь еврейский народ будут наказаны за невинно проливаемую ими кровь – кровь Его Самого, которую они скоро прольют, и кровь всех пророков и праведников, пролитую прежде. «Если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю, неповинно пролитую отцами их, кровь, читаем в толковом Евангелии преосвящ. Михаила, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии». От крове Авеля до крове Захарии, погибшаго (убитого) между храмом и алтарем (жертвенником). Господь указывает на эти два убийства, потому что они были примечательнейшие и составляли первое и последнее убиение праведников, о коем упоминается в исторических книгах ветхого завета. Кто был этот Захария? Это, по мнению большинства толкователей, – священник, который, за обличение царя Иоаса, по его повелению, побит был камнями в храме (2Пар.24:21). Некоторые из древних свв. толкователей, каковы Василий Великий, Григорий Богослов и др., полагают, что то был Захария, отец Предтечи Христова Иоанна. По одному преданию, иудеи убили сего св. старца за то, что он поставил пресв. Деву Марию на месте дев после того, как Она родила Иисуса Христа, в 40-й день по Его рождении; по другому преданию, он убит во время избиения младенцев в Вифлееме Иродом за то, что не выдал своего сына. Некоторые же полагают, что первое обстоятельство возбудило против него священников и фарисеев, и те искали случая погубить его, и вот таким случаем послужило то, что когда посланные Иродом требовали от него, чтобы он указал, где находится сын его Иоанн и он отказался незнанием, тогда его убили (Прот. Вишняков). Убиение сего Захарии самими иудейскими писателями поставляется одною из главных причин Божия наказания, постигшего народ иудейский при разрушении Иерусалима (Иннок.) Взыщется от рода сего, по Матфею, все сие придет на род сей. Здесь говорится о наказании Божием за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся 36 лет спустя после сего предсказания, рассеяние иудейского народа и ужасные бедствия его при этом были точным исполнением пророчества Христова.

Лк.11:52. Гóре вáм закóнником, я́ко взя́сте клю́ч разумения: сáми не внидóсте, и входя́щым возбрани́сте.

(Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.)

Эти слова находятся и в Евангелии Матфея (Мф.23:13). Ими Господь как бы так говорит фарисеям: «вы присвоили себе право народных учителей, взялись толковать Свящ. Писание, особенно же места о Мессии в нем (взяли ключ разумения); между тем сами не понимаете его должным образом и толкуете неправильно, и таким образом заграждаете и самим себе и другим путь к правильному его разумению, а чрез это и сами не верите в Меня, как Мессию, и других отвлекаете от этого». У еванг. Матфея тут сказано: затворяете царство небесное человекам. Царством небесным в Священ. Писании называется Христова Церковь на земле и блаженство на небе (чит. объясн. 43 ст. 4 гл.). Оно представляется здесь под образом здания с дверями для входа (Мф.16:18, 19). Фарисеи и книжники сами не веровали в Иисуса Христа и других отвлекали от веры в Него и таким образом, как противники Божии, становились на пути – и сами не входили в Церковь Христову, и другим препятствовали войти в нее. «Закон служит дверью ко Христу, толкует блажен. Феофилакт. Ибо Господь сказал: если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне (Ин.5:46). Хотя закон был закрыт темнотою буквы, как бы дверью какою, но если кому-нибудь вверяемо было учение, тот имел ключ разумения, и если бы таковой пожелал, то мог бы отворить его, и сам вошел бы, и других ввел бы». Но законники не сделали этого (Мих.). Они то собственно и исказили понятие о Мессии и Его царстве, представляя его земным: они говорили народу об Иисусе Христе, что Он творит чудеса силою злого духа, называли Его богохульником, ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников и т. п. и этим отвращали народ от веры в Него.

Лк.11:53. Глагóлющу же емý сия́ к ни́м, начáша кни́жницы и фарисéе бедне гневатися нáнь, и престáти егó о мнóзе,

Лк.11:54. лáюще егó, и́щуще улови́ти нечто от ýст егó, да нáнь возглагóлют.

(Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.)

Начаша бедне (сильно) гневатися нань (на него), т.е. обличения Господни раздражали фарисеев и книжников, – они чувствовали свою неправоту, но по гордости не хотели сознаться в этом, озлобились на Иисуса Христа и, под влиянием злобы, старались уловить Его в чем-либо; для этого давали Ему множество вопросов начали сильно приступать к Нему – начаша бедне гневатися нань, – вынуждая у Него ответы на многое, – не скажет ли Он чего необдуманного и резкого, в чем можно было бы обвинить Его пред синедрионом и затем, если можно, погубить.


Источник: Толкование на Евангелие от Луки / Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1902. - 414 с.

Комментарии для сайта Cackle