епископ Михаил (Лузин)

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 2

Рождество Христово в Вифлееме (1–7). Поклонение пастырей Новорожденному (8–20). Обрезание Новорожденного младенца (21) и сретение Его во Храме (22–38). Возвращение святого семейства в Назарет (39–40). Двенадцатилетний Иисус Христос во храме Иерусалимском (41–50). Господь в доме своих родителей в Назарете (51–52).

Лк.2:1–2. «В те дни» (ср. прим. к Мф.3:1): неопределенное выражение, употребляющееся иногда при переходе от одного повествования к другому, означает здесь, как видно из связи речи, время перед рождеством Иисуса Христа. – от кесаря Августа: Римского императора кесаря Октавиана Августа, в царствование которого родился Христос. – «Повеление» или указ (δογμα, ср. Деян.17:7. Дан.2:13). – «Сделать перепись»: это вероятно опись земли, жителей и их поземельных владений, так называемая ревизия. – «По всей земле»: не Палестина только разумеется здесь (в каковом смысле употребляется иногда это выражение – Нав.2:3. Лк.4:25), но все Римское государство тогдашнее (orbis terrarum), обнимавшее по тогдашнему представлению всю землю или всю вселенную. – «Эта перепись была первой в правление Квириния Сириею»: это замечание евангелиста – одно из труднейших для объяснения, а потому высказано было относительно его довольно много различных мнений. Дело в том, что Квириний сделался правителем Сирии не около времени рождества Христова, а спустя лет 12–15 после него: как же могла в правление производиться та перепись, по поводу которой Иосиф и отправился в Вифлеем, где и родился Христос (ст. 3–7)? Вероятнейшим считается то объяснение, по которому следует читать: не эта перепись, а самая перепись (не αὐ’τη , а αὐτὴ, так как древние рукописи, и конечно Евангелие от Луки, писались без придыханий и ударений, которые вошли в употребление уже позднее). Таковым чтением дается всему этому месту такой смысл: «в те дни вышел указ кесаря Августа сделать перепись по всей Римской империи, в состав которой входила и Иудея: самая же перепись в Иудее была первая во время управления Квириния Сириею», т. е. время выхода и объявления Августова указа о переписи отличается здесь от совершения самой переписи в Иудее. Нет в самом деле никаких препятствий принять за верное, что по указу Августа, изданному перед временем рождества Христова о переписи всей Римской империи, такая перепись началась и в Иудее ко времени рождества Христова, но потом, по случаю смерти Ирода великого и происшедших по поводу ее некоторых политических замешательств в Иудее, она приостановлена была там, и только позднее, лет через 12–15, снова продолжена была и окончена в правление Сирией и Иудеей проконсула Квириния. – Замечание евангелиста, что эта перепись была первая при Квириние в Иудее, имеет целью, как полагать надобно, указание, что Иисус Мессия родился именно в то время, когда в переписи ясно обозначалось, что Иудея дошла до крайней степени уничижения (что хорошо сознавали и сами иудеи и что поэтому вызвало возмущение их против Римлян, Деян.11:26): и примечательно в самом деле, что Господь Иисус, при самом рождении своем, должен был быть записан как подданный Римского государства. – Что указ Августа о всеобщей переписи действительно был – это видно из повествования Тацита, римского историка того времени (Ann. 1, 11), что по смерти Августа (ок. 17-го г. по P. X.), сын и преемник его Тиверий прочитал в сенате римском собственноручную записку Августа, в которой между прочим содержатся подробные указания на силы и богатства государства и на военные силы городов союзников. – Как Август мог дать подобные указания относительно Иудеи без подобной переписи? А что и страны союзников Августа, каков был Ирод, подвергались переписи – в этом нет ничего невероятного, когда мы знаем, что такое был в то время римский император, особенно такой, как Октавиан Август. Что в частности Ирод не мог не исполнить этого указа Августа, видно из того, что его в Риме не очень жаловали (Иосиф. Antt. 4,1; 17, 5–8, 11), да и он имел характер и льстивый и честолюбивый, а потому готов был сделать все в угоду римскому деспоту, только бы сохранить свою деспотическую власть над Иудеей.

Лк.2:3. «Пошли все записываться» и пр.: хотя римская цензура при ревизиях вела обыкновенно дело не только по месту происхождения подлежавших ревизии (forum originis), но и по месту настоящего жительства, но в Иудее она без сомнения применялась к народным обычаям, как и вообще римская политика применялась к обычаям побежденных, если таковые обычаи не представляли ничего опасного для римского могущества, обычаи же иудеев требовали, чтобы запись велась по коленам, по родам и по племенам. Разделение по коленам пустило весьма глубокие корни в национальную жизнь евреев, и хотя в плену ассирийском и вавилонском колена смешались, тем не менее, насколько то было возможно, разделение велось (ср. родословия в книге Ездры и Неемии). Потому-то весьма естественно, что при Августовой ревизии евреи, жившие не в своих городах, поспешали записываться в городах своих колен.

Лк.2:4–5. «Из Галилеи» и пр.: см. прим. к Мф.2:22–23. «В город Давидов»: Вифлеем иудейский назывался городом Давидовым потому, что был местом рождения великого царя еврейского Давида. – «Он был из дома» и пр.: см. родословие его у Мф1:1–16; равно также и обрученная его Мария: см. прим. к Мф.1и Лк.1:27. – «Записаться с Мариею»: хотя ни закон, ни обычаи еврейские не требовали, чтобы женщины являлись лично с мужьями для записи, и римский указ без сомнения также не требовал этого, тем не менее однако же Мария, как видно, сопутствовала обрученному Иосифу, несмотря на то, что была беременна. – Предполагать, что Она была наследницей какого-либо участка земли около Вифлеема и потому должна была лично явиться туда, нет никаких оснований ни в тексте, ни в предании, да и не нужно. – Дело ее сопутствования Иосифу объясняется из высших целей. И Мария, и Иосиф уже знали, что от Нее должен родиться Мессия, а они без сомнения знали также, что Мессия должен родиться в Вифлееме (Мих.5 и дал. ср. Мф.2:5). Теперь, когда был объявлен им указ кесаря о переписи, по которому оказалось необходимым, Иосифу по крайней мере, отправиться в Вифлеем, не могло ли не должно ли было благочестивое чувство подсказать им, что этот указ кесаря в руках Провидения есть орудие для того чтобы во исполнение пророчеств Сын их – Мессия родился именно в Вифлееме, а не в другом каком-либо месте? И Мария, несмотря на то, что скоро приходило время разрешения Ее или именно потому, что скоро приходило это время, решилась сопутствовать своему обрученнику в Вифлеем, видя в этом чудесные пути высокого промышления Божия о Ней и Младенце ее будущем.

Лк.2:6–7. «Сына своего Первенца»: см. прим. к Мф.1:25. – «Спеленала его»: по рождении младенца обыкновенно у евреев омывали водой, обрезав пуп и осоляли солью, а за тем уже крепко свивали пеленками (Иез.16:4). – «В ясли»: это было вероятно в крытой загороди, куда по временам загоняли обыкновенно скот с пастбища, каковые загороди делались в полях и в горах, и в оврагах. Так сделали Иосиф и Мария потому, что по многочисленности пришедших в Вифлеем с той же целью, как и они, для них, по их бедности, не нашлось «места», удобного для роженицы в «гостинице», или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. – На Востоке путешественники нередко проводят ночи в подобных загородах, куда загоняется скот, а потому нет ничего удивительного в том, что Иосиф с Мариею, за неимением более удобного помещения, решились воспользоваться подобным пристанищем. Удивительно лишь необычайное уничижение и смирение царственного Младенца, не возгнушавшегося по рождении яслей бессловесных. – Не принадлежала ли эта изгородь с яслями тем пастырям, которые первые поклонились новорожденному Мессии, по указанию Ангела, которые удостоились счастья приютить у себя новорожденного и которые поспешно пришли на место именно потому, что оно принадлежало им?

Лк.2:8. «В той стране»: около Вифлеема именно (ср. ст. Лк.2:15–16) – «Содержали ночную стражу» и пр.: на ночь не всегда загоняли пасшийся скот в изгороди, а оставляли иногда на пастбище, если погода была благоприятна и не предвиделось особой опасности от диких зверей или людей злых; особенно так бывало со стадами, пасшимися на полях, а не на горах; в последнем случае было более опасности от диких зверей и стада чаще загонялись на ночлег, а в первом случае чаще оставались в поле. При этом пастухи стерегли стадо, бодрствуя ночь. Так было и при рождении Спасителя. – Это было, по нашему, в конце декабря – зимой. Но в Палестине это время иногда бывает так хорошо относительно погоды, что в благоприятный год после плодотворных дождей начинают цвести цветы, поля и луга снова покрываются травой и пастухи пасут уже свое стадо, как и в другие времена года.

Лк.2:9. «Слава Господня»: вероятно особенное чрезвычайное явление славы Божией в виде света, светлого облака, или чего подобного во всяком случае сияющего (ср. Лк.9:31. Деян.22:11. 1Кор.15:41). – «Убоялись страхом»: страх очень естественный у этих бедных людей, одних, среди ночи, при виде небесного вестника и при сильном, внезапном, чудесном осиянии.

Лк.2:10–12. «Не бойтесь, ибо» и пр.: ср. Лк.1:13–14. – «Всем людям» – собственно всему народу (παντὶ τῶλαῶ), т. е. Израильскому (ср. ст. Лк.2:31–32), а через него уже и всему человечеству, всем людям. – «Спаситель»: ср. Лк.1:68, 71. Мф.1:21. – «Xристос», т. е. Мессия; «Господь»: этим именем назывался будущий Мессия еще в Ветхом Завете (ср. Лк.23:2. Деян.2:26). – «И вот вам знак» и пр.: так иногда не просящие знамения для удостоверения в чем-либо получают такое для большего утверждения в вере (как и дева Мария, ст. Лк.2:36), а просящие знамения не получают такового за неверие и еще наказываются, как Захария. – Самый «знак» – вполне удовлетворительный для простоты веры пастухов. В этом простом Младенце в яслях их вера должна была видеть Мессию Израилева, и они уверовали, и вера их не была поколеблена кажущимся уничижением Царя Израилева (ст. Лк.2:20).

Лк.2:13. «Внезапно»: неожиданно для пастырей, в то время, когда они выслушивали речь Ангела о рождении Мессии. – «Многочисленное воинство небесное»: т. е. целый сонм Ангелов, которые в священных книгах нередко представляются под образом воинства, окружающего Царя своего небесного (ср. 3Цар.22:19. Дан.7:10. 2Пар.18:18. Пс.103:21, 148:2. Откр. 19и др.).

Лк.2:14. «Слава в вышних Богу»: да будет слава Богу, по связи речи и по обстоятельствам – слава за великое дело искупления людей. Домостроительство искупления человечества составляет величайшую славу Бога, являя Его любовь, Его милосердие, Его благостное снисхождение к людям; и за это должны славословить Его небо и земля, ангелы и люди. – «В вышних»: т. е. или в вышних – на небесах, являющему свое особенное присутствие и славу Богу (да будет слава), или – да будет Ему слава особенно на небесах, среди небожителей, радующихся об искуплении человечества (ср. Феофил.).– «На земле мир»: Искупитель со своим Евангелием принес на землю мир, который и даровал особенно сначала апостолам, а через них и всем истинным последователям своим (Ин.14:37, 13:34–35), почему еще в Ветхом Завете он представлялся как «князь мира», или миролюбивый и миротворный царь (Ис.9:6). Это – мир особенный, не такой как дает мир (Ин.14:37), мир людей святых или искупленных от греха. Грешники не имеют мира ни с Богом, ни между собой (Ис.48:22), а бывающий мир между ними есть вражда против Бога. Господь Иисус принес мир людям – 1) примиряя мир с Богом своей крестной смертью; 2) побуждая грешного человека оставить свою вражду на Бога и предать свою буйную волю воле Божией, что дает душе его мир, превосходящий всякий ум; научая людей прощать оскорбления ближнему своему, благожелать ему, чем лучше всего восстановляется нарушенный мир; побуждая человека изгонять из сердца своего все страсти, нарушающие мир между людьми, – зависть, гордость, своекорыстие и пр.; 5) распространяя между всеми народами начала любви – основной догмат христианской жизни, и таким образом проповедуя мир всеобщий. Если между последователями Христовыми не бывает иногда мира, даже между целыми народами, то это противно закону евангельскому и происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда того не хотят сами люди, и в этом не виновно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную заповедь евангельскую из-за своих греховных стремлений. – «В человеках благоволение», или благоволение к человекам. Искупление проявило всю великость Божия благоволение и Божией любви к людям, и потому дело искупления всюду в священном Писании представляется как дело величайшей неизреченной любви Св. Бога к грешному человеку (Ин.3:16. Еф.5:2. 1Ин.4, Откр.1 и др.) Святой может благоволить к грешнику человеку лишь потому, что смотрит на него не на самого в себе, а во Христе – Сыне своем Искупителе, в котором и представляется человек очищенным от грехов своих и святым.

Лк.2:15–19. «Пастухи сказали» и пр.: речь, выражающая не сомнение их, а покорность веры. Как видно из всего рассказа, пастухи были люди благочестивые, чаявшие явления в мир Спасителя, а потому, при первой вести о Нем, несомнительно «поспешают» туда, куда указал им Ангел, нашли все так, как им было возвещено, и не соблазнились уничижением давно ожидаемого всеми царя Израилева. – «Все слышавшие»: из этого видно, что по крайней мере это уже время, кроме святого семейства, на месте рождения спасителя мира были уже и другие, может быть ближние или родственники их, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь. – «Дивились»: опять то же чувство, какое бывает в людях при слухе о необычайных событиях жизни, – чувство удивления. – «А Мария сохраняла» и пр – Мать Младенца уже не удивлялась необычайным рассказам, зная уже тайну совершившегося с Ней, а «сохраняла», запоминала слыщимое и размышляла об этом. Из этого, как и Лк.1:20, 2видно, что Дева Мария в высокой степени обладала теми свойствами или качествами душевными, которые по апостолу составляют драгоценное в глазах Божиих украшение женщины, это – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет.3:4). И ум, и сердце, и память соединились здесь для покорного служения глубокой вере.

Лк.2:20. «И возвратились пастухи»: к своим стадам. Прекрасный пример благочестивой верности своему делу. Необычайность события не отклонила их от их обычных занятий; удовлетворив чувству веры и благочестия, они снова возвращаются к своим обычным занятиям и еще с более добрым настроением духа, славя и хваля Бога.

Лк.2:21. «По прошествии восьми дней» и пр.: ср. прим. к Лк.1:59. – «Нареченное Ангелом» и пр.: см. Лк.1и прим. к Мф.1:21.

Лк.2:22–24. «Когда исполнились дни очищения»: по закону Моисееву (Лев.12:2–8) женщина родившая младенца мужского пола считалась нечистой семь дней и, сверх этого, тридцать три дня должна была пробыть дома, очищаясь. В продолжении этих 40 дней, которые и назывались днями очищения, родившая не могла прикасаться ни к чему священному и не должна была приходить к святилищу или к храму. – «Принесли»: т. е. Иосиф и Мария. Хотя муж не подлежал закону очищения, но он упоминается здесь вместе с Марией («их», «принесли»), потому что в повествовании евангелиста соединяются известия об исполнении в настоящем случае двух законов – закона об очищении и закона о посвящении Господу первенца, из коих в исполнении последнего мог участвовать и муж родившей, и Иосиф участвовал. По силе этого закона (Исх.13:2, 12 и дал.), в память того, что в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел-погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т. е. для служения при святилище. Когда же впоследствии для этого избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра (Чис.18:16). Господь Иисус, как первородный (и единородный), также по сему закону должен был быть посвящен Господу, каковое посвящение и совершилось вместе с той очистительной жертвой, какую, по окончании дней очищения, всякая роженица должна была принести в храм. – При посвящении Господу первенцев закон не требовал никаких обрядов, но от женщины родившей по окончании дней очищения требовалась жертва: однолетний агнец во всесожжение и молодой голубь или горлица в жертву за грех; для бедных же, для коих дорого было приносить агнца, закон дозволял приносить две горлицы или двух молодых голубей, – одного во всесожжение (вместо агнца), а другого в жертву за грех (Лев.12:6–8). Мария, как видно из этого повествования евангельского, принесла жертву, дозволенную бедным. – Для чего нужно было Господу, коего зачатие и рождение было безгрешное, подвергаться обрезанию, а Матери его Пречистой – закону об очищении? – 1) Для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф.3:15) и показать пример совершенного подчинения закону, как выражение святой воли Божией. 2) Для будущего служения Мессии, в глазах Его народа: необрезанный не мог быть в обществе народа Божия, не мог входить ни в храм, ни в синагоги; необрезанный, Он не мог бы иметь влияния! на народ, ни быть признан Мессией. Равно Святая Матерь Его, не очистившись, в глазах священников и народа не могла бы быть истой Израильтянкой. Тайна непорочного зачатия и рождения не была еще известна никому, кроме Иосифа и Марии, а потоми все формальности законные должны были быть исполнены в точности.

Лк.2:25–27. «Праведный и благочестивый»: см. Лк.1:6. – «Чающий утешения Израилева»: т.е. Мессии или Царством Мессии, явление которого должно было принести утешение Израилю или народу еврейскому, во исполнение всех пророчеств о нем пророков. Это название дано было Мессии пред пришествием Его вероятно в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Мессии (Ис.40:1), и так вошло в обыкновение иудеев пред явлением Его, что даже клялись утешением Израиля, т. е. ожидаемым Мессией. – «Ему было предсказано» и пр.: есть древнее, очень трогательное предание, что этот Симеон был одним из семидесяти переводчиков еврейской Библии на греческий язык, что на его долю выпал перевод книги пророка Исаии и он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от девы (Ис.7:14); тогда явился ему Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этого пророчества. Как бы то ни было, но что-нибудь важное случилось в жизни этого праведного старца, что ему дано было такое необычайное предсказание.– «Не увидит смерти»: образное выражение, означающее, что он не умрет (Евр.11:5. Ин.8:51. Пс.88:48).– «Христа Господня»: Мессию Божия, Мессию, которого пошлет Бог (ср. Лк.9:20). – «По вдохновению»: по особенному, нарочитому на этот раз озарению Святого Духа, Указавшему ему, что ныне он узрит исполнение предреченного ему.– «В храм»: в тот притвор храма, где был жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы и женщинами, по миновании дней очищения и, вероятно, совершалось посвящение первородных Богу или поставление их перед Господом. Это было в так называемом дворе жен (см. прим. к Мф.21:12).

Лк.2:28–32. «Ныне отпускаешь»: теперь, с этой минуты порвалась связь, Привязывавшая меня к жизни, и теперь, Владыко, повелевающий всем миром и повелевший смерти не касаться моего бренного тела, несмотря на старость и дряхлость его, «отпускаешь» меня из этой жизни в другую новую жизнь, «с мир ом», с духовным спокойствием, какого я не мог иметь, если бы смерть постигла меня ранее. – «По слову Твоему»: но предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом (ст. Лк.2:26). Теперь умру спокойно, с миром, «ибо видели очи мои спасение Твое», т. е. спасение, Тобой обещанное миру, – спасение, устрояемое искупительной жертвой Мессии, которого видят теперь очи мои. Дело спасения созерцает старец в лице Младенца, имеющего совершить оное. – «Уготовал пред лицем всех народов»: в пророческом воодушевлении созерцает старец дело спасения уже совершившимся или совершающимся «перед лицем» – в виду всех народов мира, характеризуя далее (ст. Лк.2:31) отношение этого спасения к язычникам и Иудеям. Это спасение или Спаситель есть «свет» к просвещению язычников и слава народа Божия. – Оно вышло от Израиля ко всем язычникам (Ин.4:22) и снова со временем возвратится к Израилю (Рим.11:25–36), как солнце, совершив круг свой (Еккл.1:5), исходя от востока, озарив вселенную в течении своем и снова возвратясь к востоку, откуда начало путь свой. «Свет»: см. прим. к Лк.1:78–79 парал. – «И славу»: прославление народа. В приготовлении этого спасения для всего человечества в продолжение всей истории народной жизни евреев и в совершении дела спасения у них – величайшая слава народа этого на все времена.

Лк.2:33. «Дивились»: в песнопении святого старца собственно не было ничего особенно нового для Марии и Иосифа, что им было бы неизвестно из прежних откровений; только яснее несколько выражено понятие всеобщности искупительного дела Христова, имеющего обнять весь мир, иудеев и язычников. Они дивились сказанному Симеоном о Младенце в том смысле, что так вероятно неожиданно для них самих находились везде люди, которым Бог открывал тайну о Младенце сем, о необычайном Его предназначении и величии дела, имеющего совершиться через Него.

Лк.2:34–35. «Благословил их» (святое семейство) «Симеон»: призвал на них благословение Божие.– «Лежит сей» (Младенец) «на падение и на восстание»: указывается на следствия того нравственного суда, который произведен будет явлением и действиями Христа (Ин.3 и дал. ср. Ис.8:14. Мф.21:22, 44. Деян.4:11. Рим 9:33. 1Пет.2:6). Многим предстоит соблазниться о Мессии, преткнуться об этот камень соблазна и пасть нравственно в неверие и через неверие в развращение: другим же многим предстоит восстать через веру в Иисуса как Христа в новую нравственную жизнь. ««На падение и на восстание»: на падение неверным, на восстание верующим. Для одних Он камень претыкания и камень соблазна (1Пет.2:7), именно для тех, которые не познали, ниже уразумели, но во тьме ходят, или служат идолам, или не прозирают далее письмени, и не хотят, и не могут просветиться чем-либо, кроме письмени. Для других Он камень краеугольный и камень похваляемый, именно для тех, которые обуздываются словом и утвердились на сем камне» (Григор. Б. 2, 93–94). Здесь первое по времени в Новом Завете указание на имеющее последовать противодействие неверия открытию нового Царства Божия. Ангел благовестил Марии только радость, старец предрекает скорбь. – «В предмет пререканий»: собственно в знамение пререкания, в спорное знамя, – образ взят от военного знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь стал знамением пререкания в том же смысле, что одни неверующие силилиеь уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятием Сына Божия), другие же верующие стояли и стоят под этим знамением и за него ратуют. – «И Тебе самой оружие пройдет»: продолжается та же образная речь. В этой битве неверия с верой из-за знамени пререкаемого не останется не пораненным и сердце Матери Младенца, но и в него пройдет оружие. «Оружием называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын ее пригвожден был ко кресту» (Евф. Зигаб., ср. Феофил.).– «Да откроются помышления»: тайные, сокровенные мысли веры или неверия открываются именно особенно при виде страданий и кажущейся поносной смерти Иисуса Христа. Для иных крест Христов служит соблазном, для других безумием, для избранных же верующих несомнительным явлением величайшей божественной силы и премудрости (1Кор.1: 23–24).

Лк.2:36–38. «Анна пророчица»: неизвестно, почему она называлась пррочицей; вероятно в ней обнаруживались какие-либо особенные действия Духа Божия, свойственные пророкам и пророчицам, или, может быть, она называлась так в смысле более общем, как женщина непрестанно возносившая молитвы и славословия к Богу (ср. 1Пар.25:1, 2:4. 1Цар.10:3, 6). – «Дочь Фануилова»: не без цели конечно упоминается об отце Анны, вероятно он был известный чем-либо особенным человек. Не без особенной также цели распространяется евангелист об Анне, именно, что она не долго была в молодости замужем, а потом достигла глубокой старости вдовой. В Анне представляется высокий пример истинной вдовицы, каких так высоко ставит в среде верующих Апостол Павел (1Тим.5:3, 5), и указываются так превозносимые и в других местах Нового Завета преимущества в деле беспрепятственного служения Богу безбрачной жизни (вдовства и девства) перед состоянием брачным (ср. Мф.19:10–12 и прим. 1Кор.7:32–35, 37–40 и др.). – «Нe отходила от храма» и пр.: усиленное выражение неослабной ревности в исполнении обязанностей в отношении к общественному богослужению (ср. Лк.24:53). – «В то время»: когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или вообще в то время, когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды. – «Говорила о Нем»: т. е. о Младенце, о котором говорил и Симеон; говорила как пророчица, вероятно в том же смысле, как и праведный старец. – «Всем ожидавшим» и пр. (ср. ст. Лк.2:25); из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждой на скорое явление обнтованного Мессии, истинных Израильтян, которые, без сомнения, возрадовались радостью великой, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.

Лк.2:39. «Совершили все»: см. прим. к ст. Лк.2:22–24. – «Возвратились в Галилею» и пр.: не непосредственно после сретения Господня во храм, а гораздо после. Евангелист опускает здесь путешествие святого семейства в Египет, его пребывание там и возвращение оттуда уже в Назарет (о чем известно из Евангелия от Матфея, гл. 2), а потому и представляет так, что святое семейство прямо из Иерусалима отправилось в Назарет. Подобный способ повествований нередко допускается священными писателями исторических книг. Пример, более других подходящий из писаний того же писателя: писатель книги Деяний, несомненно, спутник Апостола Павла (евангелист Лука), а потому без сомнения обстоятельно знавший события из жизни Павловой, повествует о ней так, как будто бы он, после своего обращения ко Христу, из Дамаска прибыль в Иерусалим к апостолам (Деян.9:26), а между тем из слов самого Апостола Павла известно, что он непосредственно после своего обращения не ходил в Иерусалим, а удалился в Аравию, потом возвратился в Дамаск и через три года уже пошел в Иерусалим (Гал.1:17–18). То же самое и в рассматриваемом месте Евангелия. Из сопоставления сказаний Евангелиста Луки со сказаниями ев. Матфея выходит такой порядок этих событии: когда святое семейство было еще в Вифлееме в продолжении дней очищения (вероятно к концу этого срока), приходили туда волхвы на поклонение новорожденному Царю Иудейскому. Потом, вскоре по отшествии волхвов, когда окончились дни очищения, святое семейство отправилось в Иерусалим исполнить предписанное законом Моисеевым, и отсюда по каким-либо нуждам (может быть потому, что не успели внести в ревизионные списки своих имен), снова возвратилось было в Вифлеем, но по случаю жестокого повеления Иродова об избиении детей в Вифлееме и его окрестностях, поспешно удалилось, по откровению Ангела, в Египет, откуда, по смерти Ирода, и возвратилось в Галилею, в прежнее место жительства – Назарет.

Лк.2:40. «Младенец же возрастал» и пр.: общее замечание евангелиста о жизни Иисуса Христа в Назарете до 12-ти летнего возраста (ст. Лк.2:42 и дал.), после чего продолжено таковое же замечание о нем относительно последующей Его жизни до вступления Его в дело общественного служения (ст. Лк.2:51–52). – «Возрастал» телом «и укреплялся духом», так как человеческая природа Иисуса Христа по телу и по душе подлежала обычным законам человеческого (кроме греха) развития и усовершенствования.

Лк.2:41. «Каждый год» и пр.: по закону (Ис.23 и дал. Ис.32:23. Втор.16:16), весь мужской пол еврейского народа ежегодно должен был три раза являться в Иерусалим на праздник Пасхи, Пятидесятницы и кущей. Исключение дозволялось только для детей и больных. Особенно строго соблюдалось путешествие на праздник Пасхи; каждый еврей обязан был проводить этот праздник в Иерусалиме, за исключением детей и больных. В начале месяца Нисана (с 14-го дня которого начинались праздники – Пасхи и соединенный с ним праздник опресноков), отправлялись по всей Палестине вестники с объявлением о времени празднования чтобы никто не мог отговариваться неведением, и к празднику огромные толпы народа из всех местностей Палестины спешили в свой святой город – явиться пред лицом Господа. Женщины не обязаны были к этому законом, но благочестивое чувство заставляло многих из них сопутствовать своим мужьям и родственникам, и женщин бывало на этих праздниках в Иерусалиме весьма много. – О праздновании праздника Пасхи см. прим. к Мф.26:2.

Лк.2:42. «Когда Он был двенадцати лет» и пр.: это был год, с которого мальчики обычаем обязывались уже ходить в Иерусалим на праздники, назывались с этого года «детьми закона». – «Пришли они», т. е. Иосиф, Мария и Дитя-Иисус, «по обычаю», так как закон простирался из них только на Иосифа, Мария же и Иисус руководились в этом случае общим обычаем народным. Для святой Девы путешествие именно в этот год, без сомнения, имело особенную важность, как год первого путешествия единородного Сына Ее на праздник – предстал пред лицо Господа.

Лк.2:43–44. «По окончании дней праздника»: празднование Пасхи соединенного с ним праздника опресноков продолжалось восемь дней (Исх.12:15. Лев.23:5–6). – В первый день закалали и вкушали пасхального агнца; в продолжение следующих семи дней приносились при храме общие и частные жертвы. – «Остался отрок, и не заметили» и пр.: странно, по-видимому, Иосиф и Мария не заметили отсутствия Отрока Иисуса, когда собирались уходить и уходили домой из Иерусалима, но это объясняется несколько далее евангелистом. Они предполагали, что Он идет с другими. Дело в том, что на праздники и обратно евреи отправлялись обыкновенно целыми, более или менее значительными группами. То же, вероятно, было и в настоящем случае: галилейские родственники святого семейства совершали путешествие, вероятно, вместе, вероятно, им сопутствовали знакомые, и составилась довольно значительная группа. Как нередко бывает в подобных случаях, может быть, часть этой группы отправилась обратно несколько ранее, остальные замешкались почему-либо в надежде настигнуть их. Весьма естественно было Иосифу и Марии подумать, когда они не видели при себе Отрока Иисуса, что Он ушел с родственниками и знакомыми и идет с ними под охраной их и в совершенной безопасности, и соединится с ними на месте условленного ночлега. – «Пройдя дневной путь»: обыкновенно не очень длинный, по причине трудности путешествия по гористой стране, особенно в жаркое время. – «Стали искать»: т. е. когда пришли на место ночлега, стали искать Господа, думая, что Он здесь же с кем-либо из родственников или знакомых.

Лк.2:46–47. «Через три д н я»: т. е. вероятно через три дня после того, как Отрок Иисус остался в Иерусалиме; первый день – тот, в который они вышли из Иерусалима, второй – когда возвратились снова и третий – когда нашли Его в храме. – «В храме сидящего» и пр.: не в самом собственно так называемом храме, а в одном их дворов храма, вероятно в какой-либо части крытой галереи, или так называвшихся притворов, окружавших храм и пристроенных к стенам, которыми обнесены были все храмовые постройки (ср. прим. к Мф.21:12). Здесь обыкновенно раввины, народные учители, собирались, рассуждали между собой и с народом и поучали в законе желавших слушать их, разделяясь на группы. – «Слушающего и спрашивающего»: нет оснований думать, чтобы это был спор Отрока с народными учителями, каковые между ними бывали впоследствии. Вероятно Он был в числе других слушателей и с подобающим, как предписывали народные обычаи, уважением отроков к старшим, предлагал им вопросы и при этом ответствовал, когда по поводу Его вопросов относились с вопросами к Нему. – «Дивились»: Отрок в вопросах и ответах своих показывал такую мудрость и знание не по летам, что приводил в удивление слушавших беседу их. И это не удивительно, если ответы Его были таковы, как ниже представленный ответ Его Матери своей.

Лк.2:48–50. «Удивились»: ибо вероятно не ожидали встретить в таком положении дитя свое. – «Что ты сделал с нами»: для чего так поступил с нами (ср. Мк.2:16)? – «Отец Твой»: не иначе могла назвать в этом случае Мария Иосифа, чтобы не открывать тайны рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности и не был таковым. Так при других называет Его и Мария (ср. Феофил. ).– «С великою скорбью»: хотя Мария, а равно и Иосиф, и могли быть уверены, что с Отроком Иисусом, состоявшим под особым охранением Божиим, не могло случиться ничего худого, тем не менее неизвестность, где Он находится и что с Ним делается, не могла не поражать скорбью их родительское сердце. – «Зачем было вам искать Меня»: т. е. в других местах, а не здесь. – «Мне должно быть» и пр.: образ речи довольно загадочный. Ближайший смысл слов, по связи речи, тот, что Ему, посланному от Отца на особенное служение роду человеческому, о чем уже знали нечто Иосиф и Мария, и естественно и прилично быть во храме, принадлежащем Отцу Его, поскольку в нем Он особенно являл свое присутствие. Но самое выражение этой мысли очевидно скрывает в себе более обширный смысл, именно: указывает прикровенно на все великое дело Его служения, которое Ему предназначено и предстоит совершить, – что Ему надлежит делать то, или быть деятелем главным в том, для совершения чего Он послан от Отца. По этой прикровенности образа речи родители Его и «не поняли» вполне смысла слов Его, ибо еще и им не вполне была открыта тогда тайна дела Христова на земле.

Лк.2:51–52. «Пошел с ними»: еще не настало время общественного служения Его, и Он послушно из дома небесного Отца Его последовал под кров земных родителей своих. – «И был в повиновении у них»: как особенную черту отмечает евангелист повиновение Иисуса Христа воле своих земных родителей. Первый цвет его внутренней жизни показался во храме и облагоухал его, но полное расцветение совершалось в тихом уединении, в незначительном городке галилейском, при строгой покорности воле родителей. Нет ничего невероятного в том, что, по силе этой покорности Он разделял труды мнимого отца своего – плотника; тем более что у евреев того времени был обычай добрый обучать детей своих к какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорного. – «Матерь Его сохраняла» и пр.: этот день был особенно памятен для Нее и возбуждал в сердце Ее много дум; это был день, когда Сын ее показал первые опыты того, чего Она могла ожидать от него по откровениям, бывшим Ей. Это было для Нее знамением, удостоверяющим Ее в великом предназначении Сына Ее. – «Преуспевал в премудрости» и пр.: с укреплением в возрасте Отрок преуспевал и в премудрости, более и более ясно открывались Его духовные дарования, яснее и яснее для внимательных являлась и особенная любовь Божия к Нему, проявления которой привлекали к Нему более и более и любовь добрых людей. – Евангелисты ничего более не повествуют о жизни Христовой до 30-летнего Его возраста. Это показывает, что целью их было изобразить общественное служение Иисуса Христа, а не частную Его жизнь, из которой они и повествуют только о событиях, окружавших Его рождение и – событие во храме, когда было Ему 12 лет.


Комментарии для сайта Cackle