протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 1 Глава 2 Глава 3

Глава 2

Зач. 5. Рождество Христово.

Читается в навечерие Рождества Христова на литургии и на 3-м часе.

О Рождестве Христовом поветствует и св. Матфей, но в повествованиях св. Луки и св. Матфея есть некоторые особенности. Так оба они повествуют о том, как была открыта достойным людям тайна воплощения Христова; но еванг. Матфей повествует об открытии этой тайны ангелом праведному Иосифу, обрученнику Св. Девы Богоматери (1 гл.), а св. Лука, опуская это событие, сообщает об открытии тайны воплощения правед. Елисавете, матери Предтечи Христова, родственнице Пресв. Богородицы (1 гл.], Еванг. Матфей писал свое Евангелие для христиан из иудеев, из которых многие думали, что И. Христос был сын Иосифа (13:55. Мар. 6:3), и чтобы уничтожить это ложное мнение, он и повествует в самом начале Евангелия о таком чудесном событии, которым неоспоримо подтверждается сверхъестественное происхождение И. Христа от Девы Марии. Еванг. Матфей также опускает историю Рождества Христова и поклонения Ему, новорожденному, пастырей, начав повествование с поклонения волхвов. Опущенное св. Матфеем повествует св. Лука, но в свою очередь опускает историю поклонения волхвов и соединенных с этим поклонением, избиения младенцев в Вифлееме, бегства Св. семейства в Египет н возвращения оттуда.

Лк.2:1. Бы́сть же во дни́ ты́я, изы́де повеление от кéсаря áвгуста написáти всю́ вселéнную.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Во дни тыя (в те дни), то же, что у Матфея (3:1), во дни оны. Это выражение часто употребляется в Свящ. писании при переходе от одного повествования к другому, и не только тогда, когда говорится о таких событиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет (Злат.). Здесь им означается время перед Рождеством Христовым. От кесаря Августа. Август кесарь, – это Римский император Октавиан, в царствование которого родился Христос. За 64 года до Р. Христова, Иудея подпала под власть Римлян. Это обстоятельство прямо указывало на то, что настало время явления Спасителя, как и предсказано было патриархом Иаковом, что пред пришествием Спасителя у евреев не будет своих царей (Быт. 49:10), и пророком Даниилом, при объяснении сна царю Навуходоносору, что Спаситель явится, когда на земле будет железное, Римское царство (19 гл.). Написати (сделать перепись), – так называемую ревизию, – перепись жителей и их поземельных владений. Всю вселенную (по всей земле), т. е. по всему Римскому государству, которое, по тогдашнему представлению, обнимало всю вселенную.

Лк.2:2. Сиé написáние пéрвое бы́сть владя́щу сириею киринию.

Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

Квириний (Кириний) был правителем Сирии, таким же, как и правитель Иудеи Ирод. Из истории известно, что Квириний сделался правителем Сирии не около времени Р. Христова, а спустя 12–15 лет. Это разноречие объясняется следующим образом: указ Августа о переписи издан был до рождения Христа, и она началась в Иудее этим временем, но, по случаю смерти Ирода, приостановлена, и затем через 12–15 лет снова продолжена и окончена в правление проконсула Квириния. (Мих.).

Лк.2:3. И идя́ху вси́ написáтися, кóждо во свóй грáд. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Римляне, производя перепись, не требовали, чтобы всякий записывался там, где родился, но иудеи держались обычая, чтобы запись велась по их коленам, родам и племенам: и римляне, вообще сохраняя обычаи побежденных, если таковые не имели ничего вредного для них, позволяли это иудеям.

Лк.2:4. Взы́де же и Иóсиф от Галилéи, из грáда назарéта, во Иудéю, во грáд Дави́дов, и́же нарицáется Вифлеéм, занé бы́ти емý от дóму и отéчества Дави́дова,

Лк.2:5. написáтися с Мариею обручéною емý женóю, сýщею непрáздною.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

От (из) Галилеи, из града (города) Назарета. Галилея, это – одна из частей Палестины. Во времена Христовы, Палестина имела следующие части, и части ее так были розданы между тремя сыновьями Ирода по смерти его, по приказанию Римского императора Августа: Иудея, Самария и Идумея (лежавшие к югу,) – Архелаю; Галилея и Перея (к северу и востоку), – Ироду Антипе; Гавлонитида, Трахонитида, Итурея и др. (к северо-востоку) – Филиппу. О Назарете чит. в объясн. 26 ст. 1 гл. Зане быти ему (потому что он был) от (из) дому и отечества Давидова. (Чит. объясн. 27 ст. 1 гл.).

Путешествие Пресв. Богородицы вместе с Иосифом в Вифлеем для записи, которое не было обязательно для жен, так объясняет епископ Михаил: «Мария, также и Иосиф, уже знали, что от Нея должен родиться Мессия, знали без сомнения и то, что Он должен родиться в Вефлееме (Мих. 5:1 и дал. Матф. 2:5). Теперь, когда был объявлен указ Кесаря о переписи, по которому оказалось необходимым Иосифу отправиться в Вифлеем, не могло-ли, не должно-ли было благочестивое чувство подсказать им, что этот указ в руках Провидения есть орудие для того, чтобы во исполнение пророчеств Сын их, Мессия, родился именно в Вифлееме, а не в другом каком-либо месте? И Мария, так как скоро приходило время резрешения Ея, решилась сопутствовать своему обручнику в Вифлеем, видя в этом чудесные пути промышления Божия о Ней и Ея будущем младенце».

Лк.2:6. Бы́сть же, егдá бы́ста тáмо, испóлнишася дние роди́ти éй:

Лк.2:7. и роди́ Сы́на своегó пéрвенца, и пови́т егó, и положи́ егó в я́слех: занé не бе и́м места во оби́тели.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Роди (родила) Сына Своего н пр. «Пресв. Мария, безсеменно зачавшая, безболезненно родила небесный плод; человеческая помощь оказалась ненужною при рождении непорочною Девою Того, Кто пришел исцелить всякий недуг и всякую язву в людях. Сама Пресв. Богородица спеленала родившегося от Нея Вожественного Младенца, Сама служила Ему, и из людей один только благочестивый старец Иосиф удостоился присутствовать при таком событии». (Филар. Киев.).

Сына Своего первенца – первородного. Это слово не показывает того, что будто бы у Пресв. Богородицы были еще дети, потому что первенцем мог быть и единственный сын. «Иисус Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий брата» (Феоф.). В Евангелии упоминается о братьях И. Христа (Матф. 12:46–47. Мар. 6:3 и др.), каковы: Иаков, Иосия, Симон и Туда, и даже о сестрах; но те были не родные, а названные, т. е. дети Иосифа от умершей жены его (Григ. Двоесл., Кирил. Алекс. и др.) или даже двоюродные. VIовит (спеленала) Его приготовленными уже пеленами. Положи Его в яслех и пр. Иосиф и Мария по своей бедности, при многочисленности собравшихся также для записи, не нашли удобного места для себя в гостинице или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. Местом рождения Христа Спасителя была, как говорит предание, одна из пещер, которые находились в горах Вифлеемских и служили, как и изгороди в полях и оврагах, для загона скота в зимнее и дождливое время. По древнему преданию, в пещере находились вол и осел, чтобы показать исполнение пророчества Исаии: вол позна стяжавшего его, и осел ясли господина своего; Израиль же не позна своего Спасителя и людие Его не разумеша (1:3). На востоке путешественники нередко проводят ночи в подобных пещерах. Быть может, эта пещера с яслями принадлежала тем пастырям, которые первые поклонились новорожденному Спасителю, по указанию Ангела (Мих. Пит. ниже.). «Так родился Спаситель мира, говорит святитель Киевский Филарет. Какое убогое, но любвеобильное и много назидательное для нас рождение Его! Кто из человек рождался когда-либо в такой нищете и бедности? Творец и Господь неба и земли рождается вне дома Матери Своей. Имеяй престол небо и подножие землю (Исаии 66:1), не имеет места в обители, – рождается в чужом пастушеском вертепе. Нежные младенческие члены Свои полагает в скотских яслях, и никакого не имеет для них успокоения, кроме сухого былия; от хлада зимы согревается простыми пеленами и дыханием бессловесных животных. Так: лиси язвины имут и птицы небесные гнезда, Сын Человеческий не имат, где главы подклонити (Лук. 9:58). Так, пришедший спасти нас, Единородный Сын Божий, богат сый, – обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся! (2 Коринф. 8:9). До чего простерлась безпредельная любовь Его к нам, бедным и ничтожным тварям! Чтобы совлечь с нас оскверненную грехами одежду смертной плоти и облечь в одежду чистоты и бессмертия, Он облекается в бренную и смертную ризу плоти нашей. Чтобы избавить нас от вечного рабства греховного, Он делается для нас последним рабом. Чтобы нас, заблудших овец, ввесть в блаженные обители Отца небеснаго, Он рождается в простом пастушеском вертепе, не имея места в обители. Чтобы облечь нас ризами вечной славы, Он повивается убогими пеленами. Чтобы уготовить нам в жилище небо, Он полагается в яслях. Чтобы привесть нас в место нескончаемой радости, Он терпит хлад зимы и нощи. После сего, как может преступное сердце наше любить что-либо паче Его единаго? Как может не возлюбить Его всею душою и силою своею? И в сей любви как может считать для себя тягостным исполнение заповедей любви Его, в которых заключается все спасение наше и вся истинная жизнь наша?» Созерцая Богомладенца Спасителя, лежащего в яслях, один из диховных писателей так поучает родителей: «При колыбели вашего младенца воспоминайте как можно чаще о яслях, в которые возлег, бывши Младенцем, Сын Божий, и – научитесь видеть в вашем младенце не ваше только дитя, но и чадо Божие, наследника не вашего только имущества, чести, имени, прав и достоинств, но и сонаследника Христу, соучастника в Его царстве и славе» (Ф. Надежд.).

Лк.2:8. И пáстырие беху в тóйже стране, бдя́ще и стрегýще стрáжу нощнýю о стáде своéм.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

В той же стране, это – около Вифлеема, куда пришли Иосиф и Мария для записи (ст. 4 и 5). Бдяще и стрегуще (содержали) стражу нощную о стаде своем. Иногда, напр., в хорошую погоду, стада обыкновенно не загоняли в изгороди и пещеры, а оставляли в поле или на лугу, на пастве, особенно, если они паслись не в горах, где могли быть опасными для скота звери. Рождество Христово совершилось в декабре, а в Палестине в это время бывает иногда такая хорошая погода, что начинают цвести цветы, поля и луга покрываются травою и скот выгоняют на пастбища. «Так счастливый жребий встретить небеснаго Царя, явившагося на землю, пишет один из толкователей Свящ. писания, выпал на долю не каких-либо знатных представителей человечества, а бедных пастухов, в окрестностях Вифлеема стоявших на страже у своих стад. В то время, когда покоилась земля и спали люди, ангельский мир, непрестанно славословящий Бога на небесах, с благоговейным трепетом взирал на совершившееся на земле величайшее чудо – рождение от Девы превечного Сына Божия для спасения людей. Когда это великое дело совершилось – родился Спаситель рода человеческого, один из ангелов тотчас явился бодрствовавшим пастухам для сообщения им этого отрадного известия».

Лк.2:9. И сé áнгел Госпóдень стá в ни́х, и слáва Госпóдня осия́ и́х: и убоя́шася стрáхом вéлиим. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

Слава Господня осия (осияла) их, – или в виде света или в виде светлого облака. В такой славе явились Моисей и Илия на Фаворе во время преображения Господня (9:31); такой свет осиял Савла (ап. Павла) при его обращении (Деян. 9:3). Убояшася (убоялись) страхом велиим (великим). Понятен этот страх пастырей при таком их видении!

Лк.2:10. И речé и́м áнгел: не бóйтеся: сé бо благовествýю вáм рáдость вéлию, я́же бýдет всем лю́дем:

Лк.2:11. я́ко роди́ся вáм днéсь Спáс, и́же éсть Христóс Госпóдь, во грáде Дави́дове:

Лк.2:12. и сé вáм знáмение: обря́щете младéнца пови́та, лежáща в я́слех.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Не бойтеся, это слово ободрения и успокоения. Так успокоивал небесный вестник Захарию, при явлении ему в храме (1:13), и Пресвятую Деву Марию в день Благовещения (30). Радость велию (великую) всем людям – всему человечеству. «Рождение всегда больше или меньше радостное, замечает святит. Филарет, потому что представляет расширение и торжество жизни. В особенности рождение бывает радостно для тех, кому или у кого и для кого родился младенец. Если он родится известному семейству, радость всему семейству. Если он родится народу и государству, как напр, сын царев и особенно наследник престола, радость всему народу и царству. Ангел сказал, что радость будет всем людям, значит, возвещаемый Младенец рождается всем людям, по семейству, по народу, по всем людям на свете, сколько есть, было и будет. О, радость безпредельная, простирающаяся от неба до ада, восклицает тот же Святитель, вожделенная, как спасение, сладостная и восхитительная, как помазание Духа Св., и могущественная, как Виновник ея – Господь»! Спас (Спаситель) – от грехов и от погибели за грехи. (Чит. объясн. 31 и 68 ст. 1 гл.). Христос Господь, т. е. обещанный Богом и ожидаемый иудейским народом, Мессия. Христос – слово греческое, а еврейское Мессия значит помазанник. У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Помазание означало посвящение сих лиц каждаго на свое служение, и посредством его помазуемым обыкновенно сообщались особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник (Исх. 28:41), цари Саул и Давид (1Цар. 10:1–16, 13), пророк Елисей (3Цар. 19:16). Сын Божий, воплотившийся и родившийся на земле, назван Мессиею или Христом, т. е. помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа, как-то: святость первосвященника, могущество царя и ведение или знание пророка. Имя Господь – название Мессии в ветхозаветное время (Псал. 19:7; 27:8. Лук. 23:2. Деян. 2:26). «Видно Вифлеемские пастухи имели некоторое понятие о Христе, замечает святит. Киев. Филарет, когда небесный вестник, видящий мысли их, надеялся достаточно вразумить их о великости извещаемой радости, сказав, что возвещаемый есть Христосъ». – «Ах, вестник радости! восклицает при этих словах один из наших святителей (Москов. митрополита Филарет). Не разрушил ли ты ее, думая возвысить и утвердить знамением? Что за радость видеть младенца не в порфире или в светлом доме, даже не в хижине, даже не в колыбели, но в яслях, и следственно в каком-нибудь жилище бессловесных, или в пустом месте, незащищенном от декабрьского ночного воздуха?.. Для спасения человека, нисходя до смиренного рождения, Христос нисходит еще и до уничиженных яслей. Чрез сие дает Он особенное знамение, что хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей; и тогда не должен ты отчаяваться в снисхождении Спаса своего, Который, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях души твоей почить Своею благодатию и Своим миром, если только покаянием и верою пред Ним себя повергнешь.

Лк.2:13. И внезáпу бы́сть со áнгелом мнóжество вóй небéсных, хвáлящих Бóга и глагóлющих:

Лк.2:14. слáва в вы́шних Бóгу, и на земли́ ми́р, во человецех благоволéние. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Множество вой небесных (многочисленное воинство небесное), т. е. множество Ангелов. Ангелы в Свящ. писании нередко представляются под образом воинства, окружающаго своего небеснаго Царя. Так видели Господа Исаия (6:2), Даниил (7:10), Иоанн Богослов в откровении (Апок. 19:14). «В высотах небесных тысящи тысящей и тьмы тем Ангелов, предстоящих престолу Бога Триипостасного, созерцая чистыми очами Его дела, всегда поют Ему славу, пишет митроп. Киев. Филарет. Но особенную воздают Ему хвалу при особенных Его действиях. Так при сотворении мира воспевали они славу Его всемогуществу, премудрости и благости (Иов. 38:4–7). Так и здесь при возстановлении падшего естества человеческого, и как бы при возсотворении его, сонмы Ангелов во всех краях неба поют славу Его милосердию.» Слава в вышних Богу. И. Христос сказал: Радость бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лук. 15:10); какая же была радость, когда они узрели обетованного Спасителя всех человеков, уже родившегося для их спасения? В сей-то радости приветствуют они друг друга и воздают славу Богу. И на земли мир. Это первая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. Был некогда мир и на земле, когда, по сотворении ее, поставленный от Бога обладателем ее, человек, в невинности своей, повиновался заповеди Творца своего. Но сверженный с неба, сатана прельстил обладателя ее и, вовлекши его в преслушание Творцу своему, отнял от него мир (Быт. 3). И вот с того времени земля сделалась жилищем людей, 1) противящихся Богу, 2) враждующих друг с другом и 3) стонущих от своих страстей и угрызений совести. Следовательно, чтобы снова водворить на земле мир, надлежало род человеческий спасти от грехов, которые служат первоначальною причиною всякой брани, всякаго неустройства и всех зол. Это и сделал родившийся Спаситель мира. – «Где этот, принесенный Господом И. Христом, мир на земле?» спросит кто. На это так отвечает епископ Михаил: «Если между последователями Христовыми, даже между целыми народами, не бывает иногда мира, то сие, противное закону евангельскому, происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда не хотят того сами люди, и в этом неповинно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную евангельскую заповедь из-за своих греховных стремлений.» В человецех благоволение. Это – вторая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. В искуплении рода человеческого Господь проявил все величие Своего благоволения и любви к людям; потому дело искупления всюду в Свящ. писании представляется делом сей любви, сего благоволения Божия к грешному человеку (Иоан. 3:16. Ефес. 5:2. Апок. 1:5). Божественными заслугами страданий и смерти Своей воплощенный Сын Божий избавляет людей от гнева Божия за грехи их, становится Главою человечества, Ходатаем и Примирителем их с Богом, братом их (Евр. 2:11–12), другом их (Иоан. 15:14–15) и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец небесный отверзает человекам и входы в царство небесное, кающихся из них и истинно верующих в Сына Его премлет в Свои отеческие объятия, и они перестают быть чадами гнева Его, но становятся чадами любви и благодати Его (Киев. Фил.).

Лк.2:15. И бы́сть, я́ко отидóша от ни́х на нéбо áнгели, и человецы пáстырие реша дрýг ко дрýгу: прéйдем до Вифлеéма и ви́дим глагóл сéй бы́вший, егóже Госпóдь сказá нáм.

Лк.2:16. И приидóша поспешшеся, и обретóша Мариáм же и Иóсифа, и младéнца лежáща во я́слех.

Лк.2:17. Ви́девше же сказáша о глагóле глагóланнем и́м о отрочáти сéм.

Лк.2:18. И вси́ слы́шавшии диви́шася о глагóланных от пáстырей к ни́м. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, чтó там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Увидев же, рассказали о том, чтó было возвещено им о Младенце Сем.

И все слышавшие дивились тому, чтó рассказывали им пастухи.

Речь пастырей или пастухов выражает прямое доверие словам Ангелов. Из этого ясно видно, что они были люди благочестивые, ожидавшие пришествия Мессии. (См. ст. 11–12). И поспешив пришли (приидоша поспешшеся) и пр. Из сего видно, что по крайней мере в это время, когда пастыри пришли на поклонение новорожденному Спасителю, на месте Его рождения были уже и другие, по всей вероятности родственники или ближние Иосифа и Марии, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь (Мих.).

Лк.2:19. Мариáм же соблюдáше вся́ глагóлы сия́, слагáющи в сéрдцы своéм.

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

Когда все, слышавшие рассказ пастырей о явлении Ангелов и словах им от них, удивлялись сему, как необычайному событию, Пресв. Матерь Божия уже не удивлялась; потому что знала тайну сего события и сохраняла все слова сии (соблюдаше вся глаголы сия), т. е. запоминала то, что слышала, и размышляла о том. Свидетельство пастырей служило только подтверждением Ея вместе с благочестивым Иосифом вере и отрадной надежде – видеть в новорожденном обетованного Искупителя. Проповедь пастырей о всем виденном и слышанном ими другим людям была, можно сказать, первоевангелием, возвестившим миру о явлении на земле Сына Божия, обещанного Спасителя рода человеческого.2

Зач. 6 и 7. Поклонение пастырей новорожденному Спасителю (окончание). Обрезание и Сретение Господне.

6-е зачало читается в день Обрезания, 7-е – в день Сретения на литургии.

Лк.2:20. И возврати́шася пáстырие, слáвяще и хвáляще Бóга о всех, я́же слы́шаша и ви́деша, я́коже глагóлано бы́сть к ни́м.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё тó, что слышали и видели, кáк им сказано было.

«Прекрасный пример верности своему делу, замечает при чтении сих слов еп. Михаил. Необычайность события не отклонила пастырей от их обычных занятий: удовлетворив чувству веры и благочестия, они снова возвращаются к своим обычным занятиям, и еще с добрым настроением духа – славя и хваля Бога».

Лк.2:21. И егдá испóлнишася óсмь дний, да обрежут егó, и нарекóша и́мя емý Иисýс, наречéнное áнгелом прéжде дáже не зачáтся во чрéве. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Об обряде обрезания чит. в объясн. 59 ст. 1 гл. Сын Божий, сделавшись сыном Пресв. Девы Марии, благоволил подвергнуть себя сему обряду, с одной стороны для того, чтобы исполнить закон (Матф. 3:15) и тем показать пример подчинения закону, как выражению святой воли Божией, не изыскивая никаких предлогов к нарушению его; с другой стороны, это необходимо было для служения Мессии, потому что необрезанный не мог состоять в обществе народа Божия, ни входить в храм и синагоги, не мог иметь влияния на народ и быть признанным за Мессию. (Мнх.).

Лк.2:22. И егдá испóлнишася дние очищéния ею́, по закóну Моисéову, вознесóста егó во Иерусали́м, постáвити егó пред Гóсподем,

Лк.2:23. я́коже éсть пи́сано в закóне Госпóдни: я́ко вся́к младéнец мýжеска пóлу, разверзáя ложеснá, свято Гóсподеви наречéтся:

Лк.2:24. и éже дáти жéртву, по речéнному в закóне Госпóдни, двá гóрличища или́ двá птенцá голуби́на. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

В ветхозаветное время был закон, по которому женщина, после рождения дитяти, считалась нечистою в продолжении сорока дней. Дни эти назывались днями очшцения ея, и она не должна была ходить в храм и прикасаться к чему-либо священному в течение всего этого времени. По прошествии же сего срока, она являлась в храм и приносила очистительную жертву. Женщина достаточного состояния приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение, для благодарения Бога, и молодого голубя или горлицу за грех; жертва бедной женщины состояла из двух горлиц, или, вместо них, двух молодых голубей (Лев. 12:1–8). Пресв. Дева Мария, так как была бедного состояния, принесла жертву бедных людей. Она подвергла себя обряду очищения, потому что, не сделав сего, не могла быть истою израильтянкой: тайна непорочного зачатия и рождения не была еще известна никому, кроме Иосифа и Ее Самой. Кроме того, если младенец был перворожденный, то, за обрядом очищения матери, совершался над ним обряд посвящения его Богу. Освяти всякаго первенца перворожденного заповедал Господь чрез Моисея (Исх. 13:2). Как совершался этот обряд – с точностию неизвестно. Вероятно, священник принимал младенца на руки и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил дитя, как бы вручая его Господу. Заповедь о посвящении первенцев Богу дана была народу иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении его из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев Египетских, не коснулся первенцев Еврейских (Исх. 13:12–16). Как посвященные Богу, первенцы назначаемы были на служение Ему и становились собственностью Божиею: первенцы сынов твоих да даси Ми (Исх. 22:29). Но когда впоследствии времени для служения Богу при скинии поставлены были левиты (Чис. 2:13), то за первенцев из всех других колен назначен был выкуп в пять сиклей серебра (Исх. 34:20). Сикль – известное на вес количество серебра. Христос пришел, как сказал Он о Себе, не разорить закон, но исполнить (Матф. 5:17). Посему в 8-й день по рождении, приняв по закону обрезание, в 40-й приносится в храм для посвящения Богу. Пресв. Дева и Иосиф из Вифлеема предпринимают путешествие в Иерусалим, в храм, где совершались обряды закона Моисеева.

Зач. 8-е. Сретение Господне (продолжение).

Читается в день Сретения на утрени и на литургии.

Лк.2:25. И сé, бе человек во Иерусали́ме, емýже и́мя Симеóн: и человек сéй прáведен и благоче́сти́в, чáя утехи Изрáилевы: и Дýх бе свя́т в нéм.

Лк.2:26. И бе емý обещано Дýхом святы́м, не ви́дети смéрти, прéжде дáже не ви́дитъ Христá Госпóдня.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

Предание говорит, что св. Симеон был одним из семидесяти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий за 271 г. до Р. Христова при Египетском царе VIтоломее Филадельфе. Ему пришлось переводить книгу пророка Исаии, и он усомнился в том, что Спаситель родится от Девы (7:14), и даже хотел заменить слово дева словом замужняя женщина. Тогда явился ему Ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. Св. Симеон жил очень долго, полагают, что он умер 360 лет. Не видети смерти – не умереть (Евр. 11:5. Псал. 88:48). Основываясь на том, что Симеон принял Младенца Иисуса на руки свои (ст. 28), как думают, для совершения обряда посвящения Его Богу, и после благословил Марию и Иосифа (34 ст.), полагают, что он был одним из священников в Иерусалимском храме (Бар.). Христа Господня, т. е. Мессию, Которого пошлет Бог (Ср. 9:20). Чит. в объясн. 11 ст. Он был муж (человек сей) праведный и благочестивый, т. е. исполнял все должные обязанности в отношении к Богу и людям.

Чая утехи (чающий утешения) Израилевы. Так назывался у иудеев Мессия, потому что явление Его и открытие Его царства должно было принести утешение Израильскому народу, во исполнение всех предсказаний пророков о Нем. Это название дано было Мессии пред пришествием Его, вероятно, в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Его: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Господь (40:1. Мих.).

Лк.2:27. И прии́де дýхом в цéрков. И егдá введóста роди́теля отрочá Иисýса, сотвори́ти и́ма по обы́чаю закóнному о нéм,

Лк.2:28. и тóй приéм егó на рукý своéю, и благослови́ Бóга, и речé:

И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Духом (по вдохновению), т. е. по особенному божественному внушению, побуждению. В церковь (во храм), т. е. в тот притвор храма, где был жертвенник всесожжения, на котором приносились жертвы и женщинами, по миновании дней очищения, и, вероятно, совершалось посвящение первородных Богу или поставление их пред Господом, – в так называемый двор жен. (О храме чит. в объясн. 10 ст. 1 гл.). Когда пресв. Богородица, вошедши во двор храма, находилась среди народа и готовилась принести свою скудную жертву, в это время входит сюда праведный Симеон. Духом святым узнает он в держимом Ею на руках Младенце Христа Спасителя, берет Его в свои руки и, объятый священным восторгом, восклицает свою предсмертную песнь: «Ныне отпущаеши» и пр.

Лк.2:29. ны́не отпущáеши рабá твоегó, Влады́ко, по глагóлу твоемý, с ми́ром:

Лк.2:30. я́ко ви́десте óчи мои́ спасéние твоé,

Лк.2:31. éже еси́ угóтовал пред лицéм всех людéй:

Лк.2:32. свет во откровéние язы́ком, и слáву людéй твои́х Изрáиля.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Отпущаеши, т. е. из этой жизни в другую, загробную. С миром – с таким спокойствием, какого Симеон не мог бы иметь, если бы умер ранее. По глаголу (слову) Твоему, – т. е. данному ему от Бога Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя (ст. 26). Спасение Твое, т. е. спасение, обещанное вдревле миру и теперь устрояемое искупительною жертвою уже родившагося Мессии. Пред лицем всех людей – в виду всех народов на земле. «Какие чистыя, возвышенныя, недоступныя для большей части тогдашних иудеев понятия о лице Мессии и о принесенных Им на землю благах выражаются во вдохновенной речи св. Симеона! Он видит в младенце Иисусе спасение или Спасителя людей, конечно, не от рабства внешнего, а от грехов их. Видит предназначение сего спасения для всего мира: спасение не ограничится одними иудеями, как думали они, но уготовано пред лицем всех народов. Видит те блага, которые Мессия дарует людям: Он освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания: свет во откровение языков – к просвещению язычников. (Слич. 1:78–79). Видит в Нем и славу народа Израильского, которому действительно пред всеми народами принадлежит великая слава и высокое преимущество в том, что из среды его воссиял вселенной этот свег, что среди иудеев воплотился Бог, среди них жил, учил, творил чудеса, соделал спасение человеков и из среды их избрал апостолов – просветителей вселенной (Архимандрит Никодим). «Вот как умер св. праведный Симеон! – восклицает один из проповедников. Кто из нас не пожелал бы умереть его смертию – с миром и несомненною надеждою блаженной жизни в раю? Праведный Симеон приготовил себе такую смерть своею жизнию. Следоват. от нас самих зависит та или другая смерть, – смерть праведника или смерть грешника.» Другой проповедник при сем поучает так: «Какая трогательная встреча! убеленный сединами, старец встречает в храме сорокодневнаго Младенца – Господа, и с какою молитвою обращается к Нему? Божественному Младенцу предрекает величие и славу, а себе молит смерти и радуется ея приближению. Что это значит? Разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ея приближению? Может, если живет так, как жил Богоприимец, который был праведен и благочестив, чая утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, а в небе, в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник считает себя счастливым в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми. Какой воин не желает, чтобы скорее кончилась война, и не радуется при вести, что мир скоро будет заключен? Что такое земная жизнь? Место скорбей, где нет и не может быть никогда покоя, никогда истинного и постоянного счастия; а смерть для праведника есть переход к нескончаемому блаженству. Как же ему не желать смерти и не радоваться при ея приближении? Для меня смерть приобретение. Желание имею разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:21–23), говорил св. Апостол.»

Лк.2:33. И бе Иóсиф и Мáти егó чудя́щася о глагóлемых о нéм.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

В словах праведнаго Симеона не было ничего особенно нового для Марии и Иосифа, что было бы им неизвестно из прежних откровений. Они дивились тому, что так неожиданно для них находились везде люди, которым Бог открывал тайну о Младенце Иисусе, о необычайном Его предназначении и величии дела, имеющего совершиться чрез Него (Мих.).

Лк.2:34. И благослови́ я́ Симеóн, и речé к Марии Мáтери егó: сé лежи́т сéй на падéние и на востáние мнóгим во Изрáили, и в знáмение пререкáемо:

Лк.2:35. и тебе же самóй дýшу прóйдет орýжие: я́ко да откры́ются от мнóгих сердéц помышлéния.

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

Просвещаемый Духом Святым, св. Симеон предвидит и ожесточение людей, и отвержение ими уготованного всему миру спасения Божия, предвидит крестные страдания и смерть Иисуса, сына Мариина, и те жгучия скорби, какия постигнуть Его Матерь. Се лежит сей па падение и пр. «Не все, как бы так говорит св. старец, не все воспользуются спасением, которое принесено на землю Сим Божественным Младенцем. Одних, которые уверуют в Него и последуют за Ним, Он возставит от падения, или спасет, а для других, которые не захотят уверовать в Него, Он послужит поводом к падению или погибели. На Нем исполнятся слова Писания: се Я полагаю в Сионе камень краеуголен, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (Исаии 28:18). Для верующих Он будет драгоценностью, а для неверующих камнем претыкания и соблазна, о который преткнутся они, не покоряясь слову (1Пет. 2:6–8). Во всю жизнь Свою Он будет предметом противоречий – одни будут говорить о Нем: это Христос, а другие: разве из Галилеи Христос придет (Иоан. 7:41)? Одни: когда Христос придет, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? (7:31), а другие: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Матф. 12:24). И в сих-то противоречиях откроются сердечные расположения людей (/помышления сердец), – обнаружатся ложное благочестие, тщеславная суетность и завистливая злоба одних, чистосердечие и любовь к истине других. Неверие людей прострется до того, что они предадут смерти своего Спасителя, и ты Сама, говорит Симеон, обращаясь к Марии, будешь свидетельницею этого тяжко-скорбного для Тебя зрелища. Терния венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, как меч, пронзят Твое Матернее сердце (Арх. Никод. в Сборн. Барс.). «Оружием, пишет Зигабен, Симеон называет ту жесточайшую и острую болезнь, какая проникла в сердце Богоматери, когда Сын Ея был пригвожден ко кресту.»

Лк.2:36. И бе áнна прорóчица, дщи́ фанýилева, от коле́на Аси́рова: сия́ заматоревши во днéх мнóзех, жи́вши с мýжем сéдмь лет от девства своегó:

Лк.2:37. и тá вдовá я́ко лет óсмьдесят и четы́ре, я́же не отхождáше от цéркве, постóм и моли́твами служáщи дéнь и нóщь.

Лк.2:38. И тá в тóй чáс пристáвши исповедашеся Гóсподеви, и глагóлаше о нéм всем чáющым избавлéния во Иерусали́ме.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу (1Пар. 1:2–4). Не без цели, несомненно, упоминается и об отце Анны и о колене, из которого происходил ее отец. Отец ее, вероятно, чем-либо был известен; колено же Асирово отличалось кротостию и миролюбием (Быт. 49:20). При храме Иерусалимском, в зданиях, окружавших его, жили вдовы, посвящавшие себя на служение Богу и проводившие время в молитве и некоторых трудах для храма. В число их вступила Анна, и вела жизнь праведницы. Дух Святый, открывший Симеону, что Младенец Иисус есть Мессия, открыл это и Анне, и она, исполнившись радости, излила свою душу в хвалениях к Богу (/исповедашеся Господеви, – славила Господа) и глаголаше, (говорила) о Нем, вероятно, в том смысле, как и праведный Симеон, всем ожидавшим явления Спасителя, – избавления чрез Него от греха и следствий греха (Чит. объясн. 68 ст. 1 гл.).

Зач. 8-е. Возвращение св. Семейства в Назарет. Двенадцатилетний Иисус в храме в Иерусалиме и затем в доме Иосифа в Назарете.

Лк.2:39. И я́ко скончáшася вся́ по закóну Госпóдню, возврати́шася в Галилéю, во грáд свóй назарéт. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

Яко скончашася вся (когда Мария и Иосиф совершили все) по закону Господню, т. е. обряд очищения Марии н посвящения Господу младенца Ея Иисуса (Чит. ст. 22–24). Возвратишася (возвратились) в Галилею. Святое семейство возвратилось в Галилею не прямо после сего обряда, а, как повествует еванг. Матфей, после бегства во Египет (2:23). По совершении всего по закону Господню в Иерусалимском храме (ст. 29), Иосиф намерен был возвратиться в свое постоянное местопребывание – в Назарет; но, вдруг получив повеление от Ангела (Мат. 2:13), совершил, вместо сего, путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда, возвратился в Назарет. Еванг. Дука, как сказано выше (1 ст.), опускает путешествие святого Семейства в Египет. Подобный способ повествования нередко замечается у священ. писателей (Чит. Деян. 9:26 и Гал. 1:17–18). О Галилее и Назарете чит. объясн. 26 ст. 1 главы.

Лк.2:40. Отрочá же растя́ше и крепля́шеся дýхом, исполня́яся премýдрости: и благодáть Бóжия бе на нéм.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Растяше (выростал) – телом и крепляшеся (укреплялся) духом, (слич. 80 ст. 1 гл); так как человеческая природа И. Христа и по телу, и по душе подлежала обычным законам человеческого развития и усовершенствования (кроме греха); то Евангелие и умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распростертую над историей детства и юношества И. Христа, и породило многие, не заслуживающие вероятия и даже прямо выдуманные и ложные, сказания. Евангелисты повествуют только об одном событии из этого времени, – о путешествии Его двенадцатилетнего в Иерусалим. Они обыкновенно описывают из жизни Спасителя только то, что имеет отношение к делу спасения рода человеческого, на которое Он родился, а не частную Его жизнь.

Лк.2:41. И хождáста роди́теля егó на вся́ко ле́то во Иерусали́м в прáздник пáсхи.

Лк.2:42. И егдá бы́сть двоюнáдесяти лету, восходя́щым и́м во Иерусали́м по обы́чаю прáздника,

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

Закон Моисеев предписывал, чтобы всякий еврей мужского пола ежегодно три раза являлся в Иерусалим – на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Исключение делалось только для детей, не достигшихъ 12-ти летнего возраста (ст. 42), который по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст, и больных (Исх. 23:14 и дал. Втор. 16:16). Особенно строго соблюдалось путешествие на праздник Пасхи. В начале месяца Нисана (марта), с 14 дня котораго начиналось празднование Пасхи, отправлялись по всей Палестине вестники с объявлением о времени празднования ее, и пред праздником огромные толпы народа из всех местностей Палестины спешили в свой святой город – явиться пред лице Господне. Женщин закон не обязывал к путешествию в Иерусалим на праздники, но благочестивое чувство заставляло многих и из них сопутствовать своим мужьям и родственникам. Для Пресв. Богородицы путешествие с отроком Иисусом именно в этот год имело особенную важность, как год первого путешествия Ее двенадцатилетнего Сына на праздник – чтобы предстать пред лице Господне. Время путешествий на праздники в Иерусалим было приятное время. Целые огромные толпы народа из разных мест шли вместе. При этом велись беседы о древних временах милости Божией. Во время отдыха прочитывались отрывки Свящ. истории и пелись хором псалмы. – Пасха, это главнейший и торжественнейший еврейский праздник. Установлен он в память чудесного избавления евреев от рабства египетского при Моисее, почти за полторы тысячи лет до Р. Хр. Название Пасха – значит прохождение. Оно дано празднику потому, что в ночь пред Выходом евреев из Египта, когда Ангел Господень поражал всех первенцев египетских, он проходил дома еврейские (Исх. 12 гл). Пасха праздновалась после весеннего мартовского полнолуния, в 14-й день месяца Нисана. Приготовления к этому празднику начинались с 10-го числа, когда отцы семейств должны были избирать по однолетнему, без порока, агнцу – ягненку, которого в 14-й день закалывали, пекли и затем ели. Вот как описывается в Толков. Евангелии еп. Михаила празднование Пасхи во времена Христовы. Вкушение Пасхи начиналось вечером 14-го числа Нисана, по захождении солнца. Прежде всего приступали к чаше с вином, разбавленным водою. Воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нея, а за ним, по очереди, пили все присутствующие. Это называлось – первая чаша. После сего умывали руки, произнося слова благодарения Богу. Затем вкушали понемногу агнца пасхальнаго, пресного хлеба и горьких трав и род соуса с финиками, – смоквами, виноградом и уксусом, произнося славословия, после чего блюда сии уносились, и снова поставлялась чаша с вином и водою. Блюда уносились для того, чтобы возбудить любопытство детей и иметь, таким образом, случай рассказать историю праздника. Тогда глава семейства рассказывал. После сего снова вносились блюда, и он произносил: «это – пасха, которую мы вкушаем в память того, что Господь пощадил домы наши в Египте. Потом, возвышая пресные хлебы и горькие травы, изъяснял, что первые означают поспешность бегства евреев из Египта, а вторые – тягость или горечь рабства егппетскаго. После сего пели первую часть так называемой аллилуии (псалмы 113 и 144), произносили краткую молитву и снова пили из чаши вино. Это называлось – вторая чаша. Снова после сего умывали руки и вкушали агнца, травы и хлеба. От агнца ничего не должно было остаться до следующего дня. Затем, снова умыв руки, пили третью чашу, называемую чашею благословения, так как глава семейства в особенности благословлял Бога за Его особенную благость. В заключение испивали четвертую чашу, называемую галлел, так как вслед за нею воспевали вторую часть аллилуии (псалмы 115 и 118). В последующие дни Пасхи ежедневно совершались при храме жертвоприношения.»

Лк.2:43. и скончáвшым дни́, и возвращáющымся и́м, остá óтрок Иисýс во Иерусали́м: и не разуме Иóсиф и Мáти егó:

Лк.2:44. мневша же егó в дружи́не сýща, преидóста днé пýть, и искáста егó во срóдницех и в знáемых:

Лк.2:45. и не обретша егó, возврати́стася во Иерусали́м, взыскáюща егó. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Скончавшим дни (по окончании дней праздника). С празднованием Пасхи обыкновенно соединялся праздник Опресноков и это все продолжалось восемь дней (Исх. 12:15. Лев. 23:5–6). Что касается того, что Отрок Иисус остался в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Мария, это объясняется тем, что евреи, как на праздиик, так равно и, обратно, отправлялись целыми, более или менее значительными, группами. И отроки, по примеру больших, могли собираться в группы вместе с друзьями своими и знакомыми, или добровольно или по побуждению к тому своими родными, и матери не запрещали этого своим сыновъям. Поэтому Иосиф и Мария могли подумать, что и Иисус ушел с родственниками и знакомыми и идет с ними, под их охраною в совершенной безопасности, и соединится с ними самими уже на месте ночлега. Преидоста дне (прошедши дневной) путь – путь обыкновенно не очень длинный, по причине трудности путешествия по гористой стране, каковою была Палестина, и особенно в жаркое время. Взыскающе (ища) Его, – т. е. между родными и знакомыми.

Лк.2:46. И бы́сть по триéх днéх, обретóста егó в цéркви, седя́щаго посреде учи́телей, и послýшающаго и́х, и вопрошáющаго и́х:

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

По триех днех (чрез три дня): первый день – тот, в который Мария и Иосиф вышли из Иерусалима, второй, – когда возвратились снова туда, и третий, – когда нашли Иисуса в храме. В храме, – конечно, не в самом храме, а в одном из так называемых дворов или притворов храма, где собирались раввины, народные учители, разсуждали между собою и поучали в законе желавших слушать их. «Вот где отрок Иисус слушал чтение и изъяснение Писания! замечает один из описателей жизни Господа (Орда). Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества; здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться в Нем. Тут Он слушает учителей, относящихся к Нему с большим благоволением. Спрашивает их, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения.»

Лк.2:47. ужасáхуся же вси́ послýшающии егó о рáзуме и о ответех егó.

Лк.2:48. И ви́девша егó, диви́стася: и к немý Мáти егó речé: чáдо, чтó сотвори́ нáма тáко? сé отéц твóй и áз боля́ща искáхома тебé.

все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

Ужасахуся (дивились), потому что отрок Иисус в Своих вопросах и ответах показывал мудрость и знание не по Своим летам. Дивишася (дивились) и Иосиф и Мария, потому что не ожидали видеть беседующего Его в таком положении – среди учителей. Отец Твой. В глазах всех, как не знавших тайны рождества Христова, Иосиф считался отцом Иисуса. Боляще (с великою скорбью). Хотя Мария, а равно и Иосиф, были уверены, что с отроком Иисусом, состоящим под особенным хранением Божиим, не могло случиться ничего худого, тем не менее неизвестность, где Он находится и что с Ним делается, не могла не поражать скорбью их родительское сердце (Мих.).

Лк.2:49. И речé к ни́ма: чтó я́ко искáста менé? не веста ли, я́ко в тех, я́же Отцá моегó, достóит бы́ти ми́?

Лк.2:50. И тá не разуместа глагóла, егóже глагóла и́ма.

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему?

Но они не поняли сказанных Им слов.

Зачем было вам искать (что яко искаста) Меня и пр. Т. е. зачем искать в других местах, а не прямо здесь в храме? «Мне, как посланному от Отца на особенное служение роду человеческому, о чем уже знали несколько Иосиф и Мария, и естественно, и прилично быть в храме, принадлежащем Моему Отцу.» Но слова эти заключают еще большее, именно они указывают на все служение И. Христа спасению рода человеческого, для которого Он послан от Отца и которое должен совершить. Не разуместа (не поняли), т. е. вполне пе поняли смысла слов Иисуса, ибо еще не была открыта им вся тайна дел Его на земле.

Лк.2:51. И сни́де с ни́ма, и прии́де в назарéт: и бе повинýяся и́ма. И Мáти егó соблюдáше вся́ глагóлы сия́ в сéрдцы своéм.

Лк.2:52. И Иисýс преспевáше премýдростию и вóзрастом и благодáтию у Бóга и человек.

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Бе повинуяся има (был в повиновении у них). Как особенную черту, евангелист отмечает повиновение И. Христа Своим земным родителям. «Ни сознание Своего высокого призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, замечает один из описателей жизни Господа (Орда), ничто не дает Ему повода выдти из детского послушания.» Нет ничего невероятного, что, по силе этой покорности, Иисус разделял труды мнимого Своего отца – плотника (древодела); тем более, что у евреев того времени был добрый обычай обучать детей своих какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорнаго (Мих.). Мати Его соблюдеше (сохраняла) все слова и пр. (Читай в объясн. 19 ст. 2 гл.), – сохраняла, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.

Преспеваше (преуспевал) премудростию и пр. Чит. в объясн. 40 ст. 2 гл. Об этом преуспеянии отрока Иисуса так пишет один из дух. писателей: «Постоянным обращением со Своим небесным Отцем, углублением в Свящ. писании Своего народа, посещением в субботы синагоги Назаретской, умственньм рассматриванием чудес творения, расширялось и углублялось познание отрока Иисуса, возрастала Его премудрость. Видимо для всех явилась особенная любовь Божия к Нему. Своими прекрасными качествами Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что – Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его». (Зем. жизнь И. Хр. Орды). «Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа Спасителя нашего, пишет один из духовн. писателей, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только на две черты из детской и отроческой жизни И. Христа: на мудрость, явленную Им в храме среди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям? Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя во храме, когда Он привел в удивление весь Иерусалим Своим знанием Слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания Слова Божия, и что, прежде чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие, как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам, и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем жизни Спасителя, дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей (Сборн. Барс.).

* * *

2

Шагах в 200 к югу отъ Вифлеема, находится пещера, в которой, но преданию, родился I Христос.Над нею построена церковь с монаотырем. Место въ пещере, где стояли ясли, в которых был положен новорожденный младепец Иисус, в настоящее время означено звездоп; над звездой горит множество лампад.


Глава 1 Глава 2 Глава 3