праведный Иоанн Кронштадтский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава 27

Мф.27:1. «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;»

«Гл. 27. Лишь только пригвоздили Господа ко кресту – сделалась тьма по всей земле; лишь только испустил дух, мрак прошел, но его место заступили землетрясение, каменераспадение, раздрание завесы, воскресение мертвецов. Кто не видит здесь, что на кресте висит Творец мира, Сын Божий? Тогда как кора земли стонала, так сказать, от ужаса Богоубийства, совершенного на поверхности ее, внутрь ее проникла оживляющая жизнь Божества и воскресила мертвых святых. Слава долготерпению Твоему, Господи» [1, 132].

Мф.27:3. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,»

Мф.27:4. «говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.»

Мф.27:5. «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.»

«Желание и алкание сребра – от диавола. Иуда Искариотский тому доказательство. Он обращался около Самого Живота Ипостасного, Господа Иисуса Христа и между тем отвергся Господа и прилепился сердцем к сребру и алкал его, в ослеплении, как жизни. Но алкание сребра довело его до предательства Живота на смерть и самого его довело до позорной смерти (См.: Мф. 27:3–5). Берегись алкать как бы то ни было, под каким бы то ни было благовидным предлогом сребра. Любяй сребро не насытится сребра (Еккл. 5:9), потому что един Господь может насытить наше сердце. – Ежедневные опыты над людьми показывают, что они не насыщаются сребром, а все алчут и алчут, все говорят: мало, мало, бедны мы – или даже: нет у нас денег. Так и служат диаволу – и сребролюбием и ложью. Желай иметь меньше сребра, чтоб не прилепилось к нему сердце твое и не возложило упования на него, ибо богатые, по Апостолу, уповают на богатство погибающее (1Тим. 6:17). Люби раздавать сребро свое бедным или в долг – и оно принесет тебе благословение Божие. Сребро для людей, а не люди для сребра. Желай иметь меньше сребра и для того, чтобы надежда твоя была на Бога. Не жалей, что от тебя отходят некоторые духовные дети, пациенты, покупатели и таким образом уносят от тебя с собою сребро свое; смотри: если жалеешь об этом, то ты не души человеческие желаешь спасать, а сребро их от них доставать; не спасения душ человеческих, для спасения коих Христос умер (Ср.: Рим. 14:15), жаждешь, а обогащения своего, не яже Христа Иисуса ищешь, но своих си (Ср.: Флп. 2:21). Это тяжкий грех. Это Христопредательство. Сребро твое, как Иуде, будет в погибель (Деян. 8:20). Не оскорбляй Живота Бога надеждою на тлен – на то, что само в себе не имеет жизни. Не внегда избыточествовати кому живот его есть от имения его (Лк. 12:15) – видишь: не в изобилии имения жизнь. Зачем же и желать изобилия? Хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6:11), только днесь. Не много нужно смысла, чтобы понять это. Всякий видит, как мало нужно человеку для поддержания его телесной жизни. А огнь, теснота, крайнее мучение и какое-то исчезновение от желания сребра и от скупости – не говорят ли нам слишком внятно, что в алкании сребра смерть, а не жизнь» [10, 154].

Мф.27:35. «Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;»

«Если с тебя во время праздничного Богослужения совлекают одежды славы – не скорби и не досадуй на это, а радуйся: ибо со Спасителя и совсем совлекли одежду (См.: Мф. 27:35) и обнаженного вознесли нас ради на Крест. Из-за священного одеяния не теряй любви к ближнему и мира в сердце – заботься о благолепии и чистоте одеяния души. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Что в том, если вещественная одежда светла, да душа мрачна?! Покойного протоиерея память оскорбил; оклеветал его!» [11, 226].

Мф.27:51. «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;»

Мф.27:52. «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли»

Мф.27:53. «и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.»

«Страшно тяжело было в час смертный Богочеловека всей природе: не напрасно земля вся потряслась, камни разсеялись, солнце померкло, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов, по воскресении Его явились многим (Мф. 27:51–53). Но природа твердо держалась рукою Вседержителя и доселе еще держится... ждет конца, когда род человеческий обратился в смердящий труп и не для чего ему будет существовать, когда пшеница окончательно созреет и будет готова к окончательной жатве... Тогда сказано будет: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы (Апок. 14:15)» [14, 116].


Комментарии для сайта Cackle