Азбука веры Православная библиотека профессор Михаил Александрович Машанов Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека


профессор Михаил Александрович Машанов

Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека

Содержание

Введение

I. Христианское законодательство о браке и разводе 1.1. Происхождение и отличительный характер христианского брака сравнительно с дохристианскими воззрениями на брак 1.2. Условия законности и незаконности христианского брака а) Свобода, непринуждаемость брачующихся б) Бытие одной жены у мужа в) Определённый возраст брачующихся г) Обладание здравым умом и полным здоровьем д) Отсутствие родственных отношений между брачующимися е) Общий взгляд на христианское законодательство о браке ж) Замечания о вторичных браках з) Препятствия к вступлению в брак 1.3. Христианское законодательство о разводе II. Мухаммеданское законодательство о браке и разводе 2.1. Отличительный характер мухаммеданского законоположения о браке, сравнительно с христианскими законами 2.2. Условия правильности мухаммеданского брака и препятствия к вступлению в брак а) Мухаммеданское законодательство о степенях родства б) Мухаммеданское законодательство о возрасте вступающих в брак и девственности невесты в) Полигамия, как условие мухаммеданского брака г) Мухаммеданское законодательство о препятствиях к вступлению в брак 2.3. Мухаммеданское законодательство о разводе III. Влияние христианского брака на семейную и общественную жизнь человека 3.1. Общий взгляд на положение женщины у древних дохристианских народов 3.2. Положение женщины у римлян, греков, восточных народов и евреев 3.3. Положение женщины в христианстве 3.4. Влияние дохристианского брака на семейную и общественную жизнь человека 3.5. Влияние христианского брака на семейную и общественную жизнь VI. Влияние мухаммеданского брака на семейную и общественную жизнь человека 4.1. Критика различных взглядов на положение женщины в Аравии до Мухаммеда и после Мухаммеда 4.2. Вредные последствия полигамии, отразившиеся на женщине 4.3. Государственное значение женщины в исламе 4.4. Вредное влияние мухаммеданского брака на нравственность мухаммедан 4.5. Влияние мухаммеданского брака на семейную жизнь мухаммедан 4.6. Влияние мухаммеданского брака на общественную жизнь мухаммедан Заключение Приложения Приложение первое Жены Мухаммеда Приложение второе Приложение третье Глава о браке (Китабу-н-Никях) Глава о молочном родстве (Китабу-р-Ризаг) Глава о разводе (Китабу-т-Талак)  

 
Введение

История свидетельствует, что все народы, стоящие на разных ступенях развития, обладали жизнью семейною: семья есть неотъемлемое достояние всех народов. Следя за состоянием семейной жизни в разные времена и у разных племён, мы находим в этой области чрезвычайное разнообразиe. В одно время и у одного народа мы находим те основы семейной жизни; в другое время и у другого народа семейная жизнь представляется нам совершенно с иными характеристическими чертами. Но при внимательном рассмотрении семейной жизни, нам, при всем разнообразии её форм у разных народов разных времён, представится одна общая черта, как неотъемлемое условие этой жизни, условие, существовавшее и существующее во все времена. Условие это – брак. С глубокой древности до настоящего времени было много самых разнообразных постановлений о браке, но нет и не было ни одного народа, который бы не имел брака. История, легендарные сказания и предания разных народов не дают нам даже и права предполагать, чтобы когда-нибудь существовало такое общество, в котором не было бы законов о браке, хотя самых простых. В этом между прочим можно видеть одно из существенных, положенных самою природою, отличий человека от животных: у животных нет брака, как брака, а есть лишь простое и временное соединение двух особей разного пола; между тем у людей постоянно существовало и существует стремление к брачной жизни. Брачный союз есть поэтому одно из тех отношений полов между собою, которые (отношения) заключаются в нравственно-духовной природе человека, а не простое следствие чувственного влечения. В противном случае история человечества представляла бы нам такие общества, в которых брак стоял бы на степени простого удовлетворения чувственным потребностям. Не общество, не государство своими юридическими постановлениями изобрело и установило брак: брачный союз не тогда появился, когда уже образовалось государство и когда нужно было регулировать отношения между полами. Брак не обязан своим происхождением постановлениям общественным и гражданским и он существовал ещё задолго раньше их; у самых диких народов, при отсутствии почти всяких общественных отношений, брак всегда существовал и существует. Брачный союз есть, поэтому, праотец общества и государства, а не потомок их. Общество и его законы только регулируют брачные отношения, придают им те или другие гражданские права, сообщают браку ту или другую форму, но отнюдь не образовали самую идею брака, которая врождённа человечеству с самых первых эпох его существования.

Такое существование в душе человека наклонности к брачной жизни неизбежно заставляет нас согласиться с тем, что сказал нам об этом Моисей в своей истории творения человека. Нельзя представлять брак иначе, как первоначальным божественным законом, стремлением, вложенным Творцом в душу человека, о чём говорит нам богодухновенный писатель первой истории человечества. По бытописанию Моисея, человек, вскоре после своего сотворения, ощутил в своей душе нечто такое, что заставляло его чувствовать себя одиноким; он увидел, что ему не достаёт такого существа, которое бы дополняло его, несмотря на всё совершенство его богоподобной природы. Бог внемлет этому естественному влечению человека и по Своему таинственному и предвечному совету творит ему жену. Только теперь человек почувствовал себя полным человеком, только теперь у него могло удовлетвориться естественное стремление к общественной жизни и браку. Жена была создана из костей и плоти мужа, так что между ними образовался неразрывный, постоянный союз. Наклонность человека к семейной жизни осталась в нём навсегда, обратилась в постоянное его стремление, которое коренится в самой духовной природе человека.

В силу своего божественного происхождения, идея брака легла в основу человеческих отношений: первыми отношениями между людьми были отношения брака: семья не мыслима без брака. Заметивши это, мы тем самым говорим, что брак есть основа отношений общественных. Нельзя себе представить общества, которое не имело бы своим основанием семейных отношений; семья же основывается на браке; след., брак является прототипом, прародителем общества и государства; общество есть не что иное, как дальнейшее распространение семьи.

При такой тесной связи общества с семейной жизнью, а через неё с брачным законодательством, брак всегда имел громадное влияние на общество и оказывал на него то благотворное, то гибельное действие. При хорошем состоянии брачных отношений и брачных законоположений общество благоденствовало, при упадке их общество неминуемо шло к погибели самыми быстрыми шагами, так что никакие учреждения, никакие законы не могли поддержать того общества, в котором положение брака было ненормально. История всех народов прошедшего времени доказывает эту тесную связь и зависимость общества от брачных отношений. Персия, Греция, Рим и другие государства только тогда были сильны и процветали, когда имели правильный брачный институт; но лишь только брак искажался в государстве многожёнством, разводами и унижением женщины, – неминуемо следовала порча нравов, внутренние беспорядки, обезлюдение целых провинций и наконец, совершенный упадок государства.

Сознавая такую тесную связь и такое важное значение брака для семьи, общества и государства, основатели религий никогда не упускали из виду брачных отношений, так как религия всегда является, между прочим, с тою целью, чтобы улучшить и облегчить жизнь людей на земле, водворить между ними правильные отношения и правильные законы. Вот почему мы не находим ни одной религии, которая бы прошла молчанием брачные отношения человека, которая не коснулась бы этих отношений и не постаралась бы изменить их сообразно со своими идеями. Каждая религия, сообразно своему идеалу, стремилась сообщить браку те или другие формы, направить его так или иначе, потому что было невозможно оставить без своего влияния эту основу человеческих отношений в семье и государстве. Какова была религия, каковы были её идеалы и направление, такими являются и брачные отношения, установленные ею; постановления религии о браке неизменно соответствуют духу целой религиозной системы: каков характер целой системы, таков и брак.

Потому-то христианство и ислам, явившись в мир с целью преобразовать и направить на тот или другой путь современное им человечество, взяли и брачные отношения под свой контроль. В названных двух, как и вообще во всех религиях мира, брак является как нельзя более соответствующим всему характеру религиозной системы. Поэтому в законоположении о браке яснее всего обнаруживается то огромное различие, какое существует между духовным в высшей степени направлением христианства и чувственностью ислама. Освятивши своим авторитетом совершенно различные законоположения о браке, как основание семейных и общественных отношений, христианство и ислам пришли к совершенно различным результатами Христианский брак и мухаммеданский, различные по своему духу, произвели диаметрально противоположные действия на семью и общество.

В чём заключается основной характер христианского и мухаммеданского законодательства относительно брака, в чём состоит существенное различие этих законодательств и к каким результатам они пришли, т. е. какое влияние оказал христианский и мухаммеданский брак на жизнь семейную и общественную, – это и будет составлять предмет нашего исследования.

Для ясного и определённого представления о том и другом браке, мы сначала установим понятие, определим характер и изложим законоположения о христианском браке, а потом сравним с ним мухаммеданское понятие и законоположение о браке. Это будет составлять два отдела первой части. Затем мы проследим, каким образом брак христианский произвёл и какое произвёл влияние на жизнь семейно-общественную; наконец рассмотрим влияние мухаммеданского брака в тех же отношениях. Это будет составлять два отдела второй, последней части.


Источник: Сочинение студента духовной академии XVII учебного курса (1872–1876 г.) Михаила Машанова. Казань 1876 г. Цензор, экстраординарный профессор Казанской Духовной Академии, Священник Евфимий Малов.

Вам может быть интересно:

1. Результаты полемики по вопросу о раскольничьем браке профессор Николай Александрович Заозерский

2. Христианский брак и Церковь профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

3. Брак и безбрачие. О "Крейцеровой сонате" и "Послесловии" к ней гр. Л. Толстого профессор Александр Фёдорович Гусев

4. О целомудрии в брачной жизни протоиерей Понтий Рупышев

5. К вопросу о сущности христианского брака профессор Тимофей Васильевич Барсов

6. Брак есть таинство протоиерей Тарасий Серединский

7. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама профессор Михаил Александрович Машанов

8. Необходимое возражение на статью в Московских Ведомостях об исследованиях ислама и о Коране Мухоммеда Евстафий Николаевич Воронец

9. Исламоведение. 4. Шариат по школе (мазхаб) Абу-Ханифы Николай Петрович Остроумов

10. Сведения о Коране, законоположительной книге мохамедданского вероучения Гордий Семёнович Саблуков

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс