ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ
Переходим к пятому и последнему утверждению, что это же самое продолжает быть предметом веры святых до сего времени.
Возможно, что согласные с предыдущими положениями окажутся противниками этого последнего. Тем не менее, в самом этом положении заключен очень веский довод, подтверждающий истину данного утверждения, а именно, что предмет веры святых один и тот же во все века, хотя и проявляется различно.
В самом деле, где вера одна, там и предмет веры один. А что вера – одна, это определенно высказывает Апостол (Еф.4:5), сопоставляя одну веру с одним Богом; это значит, что утверждать две веры так же нелепо, как утверждать двух богов.
Вера древних святых одинакова с нашей
Кроме того, если вера древних (ветхозаветных) была не тождественна с нашей, т.е. не была в существенном согласна с нею и одинаково определяема, то к чему было бы Апостолу (Евр.11) пояснять определение нашей веры примерами веры святых или стараться возбудить ревность нашу примером Авраама, если вера последнего существенно разнилась от нашей? Никакого различия не возникает из того, что они верили во Христа по отношению к его внешнему явлению в будущем, а мы – как уже в явившегося: ибо они тогда так верили в Него, имеющего прийти, что чувствовали Его присутствие с ними, и свидетельствовали, что Он близко, поэтому Апостол и говорит: все они пили из духовного последующего камня: камень же был Христос. И мы верим благодаря Его прошлому пришествию так, как будто также чувствуем и знаем, что Он находится с нами, и мы вкушаем Его. «Если только, – говорит Апостол, – нет в вас Христа, вы отвержены». Итак, вера наша одна и завершается в одном и том же предмете.
Что касается второй части умозаключения, т.е. что предмет один, когда вера одна, то Апостол и это доказывает в вышеупомянутой главе, где он на примерах древних показывает нам все, достойное подражания.
В чем же теперь нужно им подражать, как не в том, что они верили в Бога? И что было предметом их веры, как не внутреннее, непосредственное откровение, как это было раньше показано? Их пример может быть применим к нам только в том случае, если мы верим в Бога, как они, т.е. чрез тот же самый предмет. Апостол поясняет это в другом месте собственным примером (Гал.1:16). Он повествует о себе в послании к Галатам, что, когда Бог благоволил открыть в нем Сына Своего, он не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, но уверовал и повиновался. Тот же Апостол, увещевая евреев (Евр.13:8) следовать вере их наставников, приводит такое основание: «Иисус Христос (цель и предмет их веры) вчера, и сегодня, и во веки Тот же», очевидно внушая этим мысль, что в предмете веры не произошло изменения.
Что касается разнообразия проявлений, то это не может служить возражением против высказанной мысли: тот же Ап. Павел, трижды упоминая об этом разнообразии (1Кор.12:4–6,), приводит всегда к одному и тому же предмету: «один и тот же Дух», «один и тот же Господь», «один и тот же Бог».
Затем, если бы предмет веры был не один и тот же у нас и у них, то отсюда следовало бы, что нам пришлось бы познавать Бога каким-нибудь иным путем, а не чрез Духа. Но это уже очевидная нелепость.
Многие из несогласных с доказываемым утверждением соглашаются, что Бог познается чрез Духа, но отрицают опять-таки, что это бывает непосредственно и внутренним образом, а только в Писании и чрез Писание, в котором истины Духа, по их мнению, высказаны вполне и окончательно, – и ими мы должны познавать Бога и во всем руководиться.
Христиане должны и теперь руководиться Духом, таким же образом, как древние святые
Так ли это? Действительно ли теперешние христиане не должны быть руководимы внутренно и непосредственно Духом Божиим, как это было с древними святыми? Едва ли.
Начнем рассмотрение вопроса с обетования Христова, о котором мы узнаем из 14 гл. Ев. Иоанна: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет» (Ин.14:16–17). «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).
То же находим в 16 гл.: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:13).
Кто же это, о ком идет здесь речь? Он именуется различно: Утешителем, Духом истины, Духом Святым, Посланником Отца во имя Христа.
Уже этим достаточно изобличаются те «плотские» христиане, которые не знают и не признают никакой внутренней духовной силы, кроме простой, естественной, чем достаточно свидетельствуют о себе, что они от мира, который не может приять Духа, «потому что не видит Его и не знает Его» (Ин.14:17).
Где обретается этот Дух? «Он с вами пребывает и в вас будет» (там же).
Дух Божий живет в людях
Это пребывание Духа в христианах, с одной стороны, является фактом, который нужно хорошо знать – и в него верить, с другой, – положительно утверждается в Св. Писании, как только может утверждаться что-либо другое.
«Вы не по плоти живете, – говорил Ап. Павел в послании к Римлянам, – а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим.8:9). И в другом месте: «Не знаете ли что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, и что Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16, 6:19).
Без этого Апостол не признает никого христианином. "Если же, – говорит он, – кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Эти слова непосредственно следуют за вышеприведенными словами из послания к Римлянам: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас».
Дух, живущий внутри, – главный признак христианина
Это место показывает, что Апостол считает присутствие Духа Божия в человеке главным признаком христианина. Он доказывает это и положительно, и отрицательно. В самом деле, в стихах, предшествующих вышеприведенному, он свидетельствует, что плотские помышления суть вражда против Бога, и что живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим.8:7–8). Заканчивая эту мысль, он замечает относительно римлян, что они не по плоти живут, если только Дух Божий живет в них (ст. 9). Опять в том же 9-м стихе он заключает отрицательно: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», т.е. тот – не христианин.
Итак, тот, кто считает себя незнающим и чуждым внутреннего пребывания Духа в его сердце, этим признает, что у него еще плотские помышления, которые суть вражда против Бога, что он еще живет по плоти и не может «угодить Богу». Коротко говоря, как бы он ни знал иным образом Христа, как бы ни поверил в Него, или как бы ни был хорошо знаком с буквою Св. Писания, он еще не достиг настоящей ступени христианского жития, не приобщился должным образом к христианской вере. Ибо удалите только Духа – и христианство уже не будет более христианством, как мертвый труп человеческий – уже не человек, когда из него вышла душа: живые не могут уже более жить с ним, но хоронят от своих взоров, как какую-нибудь вредную или бесполезную вещь, как бы ни был он приятен, когда действовал, будучи движим душою. «Наконец..., что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетельно, что похвально» (Флп.4:8) в христианской вере, все это приписано Духу, без Которого она не могла бы существовать, как внешний мир без солнца. Ему все истинные христиане, во все века, приписывали и свою крепость, и свою жизнь. Этим Духом (утверждают они) они были обращены к Богу, были искуплены от мира, подкреплены в своей слабости, утешены в своих печалях, укреплены в искушениях, ободрены в страданиях – и торжествовали среди всех преследований.
Во все века великие и замечательные действия совершались Духом
Действительно, писания всех истинных христиан полны повествований о великих и замечательных вещах, сделанных, – по общему их утверждению, – силою, властию и действием Духа Божия, пребывавшего в их сердцах. «Дух животворит», – свидетельствует евангелист Иоанн (Ин.6:63). Духом говорил Стефан так, что евреи не могли противостоять ему (Деян.6:10). Дух давал провещавать ученикам в день Пятидесятницы (Деян.2:4). Те, которые живут по Духу, избавлены от всякого осуждения (Рим.8:1, 5). Духом Божиим, живущим в нас, мы освобождаемся от плотских помышлений (Рим.8:7, 9). Дух Христов, живущий в нас, оживляет наши смертные тела (Рим.8:11). Этим Духом умерщвляются дела плотские, и дается жизнь (Рим.8:13). Этим Духом мы усыновлены и взываем: Авва, Отче! (Рим.8:15). «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим.8:16). Этот Дух подкрепляет нас в немощах наших... «и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Этим Духом открыто нам то славное, что приготовил Бог любящим Его, чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку... при всех его умствованиях (1Кор.2:9, 10). Тем же Духом даются и мудрость, и знание, и вера, и дары исцелений, и чудотворения, и языки, и пророчества (1Кор.12:8–10). Этим же Духом все мы «крестились в одно тело» (1Кор.12:13). Одним словом, что, касающееся спасения души и жизни христианина, совершается, как должно, или действительно получается без Него?
Дух Святой – наш вожатый
Обещая послать Духа Святого в мир, Господь Иисус сказал ученикам: «Он наставит вас на всякую истину»; «научит вас всему и напомнит вам все» (Ин.16:13, 14:26).
Раз Господь назначил нам такого чудного Наставника, то почему нам нужно брать вожатым в духовных делах наш собственный, плотский и испорченный разум, как того многие непременно хотят? Не следует ли пожалеть о всех таких, как Господь во время оно сетовал чрез Пророков на Израиля (Иер.2:13): «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». В самом деле, разве многие не оставили, разве многие не отвергают этого внутреннего и непосредственного руководителя, этого Духа, наставляющего на всякую истину, – и не проложили для себя других путей, конечно, неправильных, которые не вывели их ни из-под власти плоти и мира, ни из-под владычества их собственных страстей и греховных склонностей: вот почему истина, которая правильно познается только чрез Духа Божия, до такой степени чуждою является на земле!
Возражение – и разъяснение его
Самое обычное возражение против непосредственных откровений Духа Божия сводится к указанию на недостоверность их.
Возражение это, однако, не попадает в цель. Одно дело – утверждать, что истинное и несомненное откровение Духа Божия верно и непременно, и другое дело – утверждать, что тот или этот народ, то или это отдельное лицо непременно водится этим откровением во всем, что он говорит и пишет, – утверждать потому, что сам он утверждает, что он так именно руководим внутренним и непосредственным откровением Духа. Мы утверждаем только первое; последнее же может, конечно, быть подвержено сомнению. Но ведь вопрос не в том, кто так водим или не водим, – а в том, все ли не должны быть или не могут быть так водимы?