протопресвитер Михаил Помазанский

Предосенние праздники

С концом лета – с августом и началом сентября – совпадает ряд больших христианских праздников: Изнесение Честного Креста 1-го августа, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Усекновение Главы св. Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Чем объясняется такое сосредоточение евангельских воспоминаний в полуторамесячный период? Имела ли Церковь достаточныя основания для каждого праздника соединить его с той именно календарной датой, какую хранит церковный Устав? Иногда спрашивают: почему праздник Успения Богородицы предшествует празднику ея Рождества? Почему совершается дважды, а именно 1-го августа и 14-го сентября торжественное изнесение Честного Креста и поклонение ему при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»? Почему в августе обычная катавасия на канонах Утрени «Отверзу уста моя» уступает место ирмосам «Крест начертав Моисей», и поются они даже в самый праздник Преображения? Почему введен т. наз. Успенский пост? Можно ли найти основание тому, что праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи приходится на конец августа?

В церковно-исторической литературе в наши дни высказанно было суждение, основанное, очевидно, на протестантских источниках, что названные праздники и некоторые другие «установлены вне всякой связи с церковным годом», установлены «вопреки последовательности», что «единственным основанием» для приурочения их к отдельным дням было освящение в эти дни воздвигавшихся впервые в память этих событий храмов: отсюда вывод, что наш церковный Типикон логически не выдержан, что он носит характер случайности.

Однако – доверимся церковному Уставу, выработанному облагодатствованными творцами его и проверенному многовековой практикой лучших монастырей Востока, и вникнем усерднее в его богослужебный строй, взятыя в своей целости.

Что касается праздников Успения и Рождества Божией Матери, то люди, посещающие храм Божий, знают, что православный церковный год от древности начинается 1-го сентября, как он был утвержден еще первым Вселенским собором, согласно римским индиктам. Торжественныя богослужебныя воспоминания событий Священной Истории поэтому начинаются в церковном году Рождеством Богородицы и заканчиваются Ея Успением, выражая полную последовательность. И между ними самыя главныя евангельския события празднуются в естественном порядке: Вход во храм Пресвятой Девы Марии, Рождество Христово, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Христовы, Воскресение, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Но, конечно, история всей земной жизни Господа не может быть воспроизведена точно хронологически на протяжении одного года. Для такого воспроизведения, с соблюдением фактически хронологических промежутков между событиями тоже нужны были бы годы. Так, событие Благовещения Деве Марии было за девять месяцев до Рождества Христова, Зачатие Божией Матери за девять месяцев до Ея Рождества, Сретение Господне – спустя сорок дней после Рождества Христова, Рождество св. Иоанна Крестителя – зa шесть месяцев до Рождества Христова, явление ангела св. прав. Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя, во время его священнодействия в храм – ранее девяти месяцев до рождения Предтечи, и т. д. И все таки церковно-богослужебный Устав не только дает место праздничным воспоминаниям этих промежуточных событий Священной Истории, но и удерживает, где возможно, названные хронологические промежутки. Для этого он составляет из данных евангельских событий, а затем дальше и из священных событий всей истории Церкви, не только новозаветной, но и по ветхозаветной, новые круги в годичном календаре, круги больших и малых праздников. Нам должен представляться ежегодный церковный календарь в виде столпа, обвитого спиральной лентой, на которой последовательно обозначены священныя для нас события евангельской и церковной истории. Конечно, если бы мы пожелали читать то, что умещено на столпе, сверху вниз или снизу вверх по линейке, поставленной вертикально, мы не улавливали бы в записях, помещенных на ленте, их действительной последовательности.

Но Евангелие часто не содержит точного указания на соотношение во времени некоторых событий с другими событиями в жизни Господа; неясно, какой срок прошел между одним событием и другим. Так, в частности, не обозначено точно время мученической кончины св. Иоанна Крестителя; только косвенныя данныя находим о времени Преображения Господня на горе. Какия же даты следовало назначит в церковном календаре для праздников в память таких событий? Воспользоваться ли первыми случайными числами года? Творцы Устава имели лучший выход. В таких случаях они пользовались порядком седмичных1 евангельских чтений на Литургии. А именно: когда последовательное чтение Евангелия подводило к событию особенно значительному в жизни Господа, тогда Церковь, чтобы почтить его, чтобы углубить наше внимание к нему, и назидать нас им, устанавливала в ближайшие дни определенное число месяца для празднования в честь того события. Правда, здесь получалась некоторая неточность из за того, что Пасха которой начинается порядок евангельских чтений, есть праздник передвижной, а отсюда – сроки чтения определенных евангельских зачал колеблются в разные года в рамках приблизительно трех, недель, так как они зависят от времени празднования Пасхи.

По такому принципу, очевидно, установлен срок празднования Преображения Господня.

В нынешнем году к 1-го августа заканчивается чтение той главы Евангелия от Матфея, где содержится повествование о Преображении Господнем, а именно, главы 17-ой. Устав и приурочил праздник в честь этого события к постоянному числу месяца: к 6-му августа.

То же нужно сказать и о празднике Усекновения главы Предтечи. Скорбное повествование о мученической кончине св. Иоанна Предтечи изложено наиболее полно в сравнении с другими евангелиями у евангелиста Марка. Последовательное чтение евангелия от Марка в нынешнем году начинается 22 августа; а в минувшем 1966-м году чтение его начиналось 2-го августа, и в последние дни августа прочитывалась шестая глава этого евангелия, в которой находится разсказ о пире у Ирода и убиении Предтечи. В связи с этим, несомненно праздник Усекновения приурочен к концу августа, именно, к 29-му числу этого месяца.

Какое значений имеет вынос Креста, с поклонением ему и особым богослужением, в августе и почему он приурочен к 1-му августа?

Прямое основание для ответа находим снова в Евангелии.

После насыщений четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами в пустыне и после исповедания ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим, – читаем в Евангелии – «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему Нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть»; вслед за сим Господь прибавил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эта беседа была за шесть дней до события преображения Господня. «По прошествии шести дней», сказано у Ев. Марка, Господь возвел своих ближайших трех учеников на высокую гору и «преобразился пред ними». Потом, сойдя с горы, Господь исцелил, бесноватого отрока, указав ученикам при этом на необходимость для совершения исцелений не только веры и молитвы, но также и поста: «сей же род ничимже может, изыти, токмо молитвою и постом». Многократно с той поры стал Господь говорить ученикам о будущем осуждении Его на смерть в Иерусалиме, о распятии Его и о своем воскресении в третий день, особенно тогда, когда он направил свой путь с учениками в Иерусалим.

Так как Церковь желает, чтобы мы были «не только слушателями, но и исполнителями» слова Божия (Рим. 2:13), то, предлагая нам наставления Спасителя о несении верующими своего креста, а также Господни проречения о грядущих Его страданиях, она настраивает нас, чтобы и мы проникались хотя бы отчасти теми переживаниями, какия чувствовали апостолы, сопровождавшие своего Божественного Учителя, когда они слушали эти Его речи. Хотя Господь наставлял о несении креста духовного любящими Его, но Он понес на Своих раменах и вещественный Крест. И Церковь, чтобы оживить наши представления, чтобы слышанное нами в евангельском чтении поставить как бы перед нашими глазами, износить Крест для общего поклонения за шесть дней до праздника Преображения. Подобно тому, как апостолов не покидала мысль о том, что ожидает впереди их Учителя и их самих, так и Церковь обращает нашу мысль к Кресту особыми песнопениями, вводя в каноны Утрени от 1-го августа катавасию «Крест начертав Моисей», где почти каждая песнь говорит о Кресте, и продолжается эта катавасия до праздника Воздвижения Честного Креста (14-го сентября). Она прерывается лишь дважды на краткое время: 1) в дни «попразднства» Преображения и 2) на Успение с прилегающими к нему днями (от 14-го до 22-го августа).

День 1-го августа есть собственно не столько праздник, сколько приготовление к последующему через сорок дней празднику Воздвижения. В этот же день часть прославления уделяется памяти мучеников Маккавеев. Праздничную значимость этого дня услилили отчасти политическия события: 1-го августа одержана была императором Мануилом в Византии победа над Сарацинами, когда войско его было воодушевлено сиянием, исходившим от находящейся на месте битвы иконы Спасителя; оттого день получил название дня «Всемилостивого Спаса» («первый Спас»).

Как видим из Евангелия, с мыслью о страданиях Господа связано было и преображение Его на горе пред избранными учениками. Это отражено и в богослужении. В стихирах Преображения слышим: «Прежде честного Креста Твоего и страдания, поим ихже проразсудил еси от священных ученик (т. е. взявши избранных из среды учеников Твоих), на Фаворскую, Владыко, возшел еси гору, показати восхотев сим славу Твою»... В кондаке Преображения Церковь поет: «На горе преобразился еси (пред учениками Твоими).., да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное»... Не отменяется в самый день праздника Преображения и катавасия «Крест начертав».

Непосредственно после сшествия с горы совершено было исцеление отрока, пораженного беснованием, и Спаситель произнес наставление ученикам о важности молитвы и поста. Чтобы слышание этого наставления не стало для чад Церкви только преходящим звуком, Церковь и предложила безотлагательно принять к сердцу Господни слова о кресте: нет сомнения, что двухнедельный т. наз. Успенский пост связан с названным евангельским событием исцеления отрока. Нам внушается, чтобы мы соблюли строго этот недолгий пост, чтобы не втуне были и для нас слова Господни, так как и нас борют духи нечистые и волки мысленные. Называется этот пост Успенским потому, что он предваряет Успение и заканчивается перед ним. Но, конечно, он сам, если не прямо, то косвенно связан с памятью Божией Матери: ибо где Крест Христов, там и воспоминание о плаче Богородицы при Кресте, а значит и Ея вышеестественное стояние в посте и бдении впродолжении дней страдания, распятия и смерти Ея Божественного Сына; так что в назначенном Церковию посте выражается и сострадание Богоматери Ея духовных чад.

А сам по себе праздник Успения – светлый. Прерываются, ради праздника и его попразднства, до 22-го августа т. е. до отдания Успения, и крестныя песнопения – «Крест начертав».

Остается почти только одна неделя до конца церковного года, один краткий период времени для того, чтобы в первом круге евангельских воспоминаний, в основном круге, совершить память Усекновения главы «Крестителя Христова, Предтечи, Пророка Ветхого и Нового Заветов, первого во благодати Мученика и Друга Христова» св. Иоанна. Эта память приурочена к 29-му августу, времени близкому к воспоминанию страданий Христовых 14-го сентября: Предтеча Господень был Его Предтечей и по мученической кончине земного служения.

Мы подходим к празднику Воздвижения Креста Господня.

Прошло пять с лишним месяцев от дней страстной недели, и в этот промежуток мы почти не слышали ве храме чтения тех глав из четырех Евангелий, где разсказывается о предании Господа, Его страданиях и крестной смерти. Только вынос Креста 1-го августа соединен был с чтением о распятии Господа из ев. Иоанна. Это происходит потому, что, согласно Уставу, последовательное чтение на Литургиях каждого из четырех Евангелий останавливается, прерывается на том или ином определенном пункте, когда подходит к повествованию о Тайной Вечери и о предании Господа. Тогда чтение переходит к другому евангелисту, с такой же последовательностью зачала за зачалом. Таким образом, последния главы каждого Евангелия остаются не прочитанными; оне оставляются на дни Страстной недели и на особые другие дни года, главный из коих – праздник Воздвижения; а повествования о воскресении Христовом остаются для воскресных чтений на Утрени и для дней Пасхи. В минувшем 1966 году, когда была сравнительно ранняя Пасха, чтение Евангелия от Марка доведено до последнего зачала, указанного в Уставе, точно к «неделе пред Воздвижением».

Итак, три евангелиста – Иоанн, Матфей и Марк – уже подвели нас к последним дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Пришло время мысленного особого воспоминания в храме и богослужебного прославления распятого ради нас Господа. Церковь воспользовалась для этой цели историческим событием обретения Креста Господня на Голгофе при царе Константине и его торжественного воздвижения пред народом в IV столетии. На Утрени Праздника и на Литургии предлагаются нам евангельския чтения из ев. Иоанна, так как он был в наибольшей степени непосредственным свидетелем последних дней и часов земной жизни и крестной смерти Господа, как удостоверяет это сам своей припиской в Евангелии; эту приписку мы слышим в этот день на Литургии: «и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его, и той весть, яко истину глаголет, да и вы веру имете». На Утрени читается разсказ евангелиста Иоанна о последнем открытом и свободном явлении Христа перед иудеями и пришедшими на поклонение в Иерусалим еллинами когда Христос, уже видя духовным взором впереди свой Крест, произнес слова: «Душа Моя теперь возмутилась: и что Мне сказать? Отче, избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел, Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: И прославил и еще прославлю... Сие говорил Он (Христос), давая разуметь, какою смертью Он умрет» (гл. 12). На Литургии читается повествование о приговоре Пилата после криков: «распни, распни Его», об отдании на распятие и о крестной смерти Господа Иисуса Христа.

Духовная полнота праздника Воздвижения выражается, кроме особого поклонения Кресту и воздвизания его при епископском служении, также и в том, что с ним связаны, помимо дня предпразднства и седмицы попразднства, суббота и воскресенье пред Воздвижением и суббота и воскресенье по Воздвижении. В эти дни нам напоминается особенно о христианском долге несения каждым верующим своего креста, по примеру Самого Господа, Который переходил от беседы о предстоящем Ему Самому Кресте к наставлениям о несении Креста верующими в Него. Эти наставления мы слышим не только в евангельских, но и в апостольских чтениях: «Я не желаю ничем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира»; «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (ап. Павел). Крест же наш христианский, как учит слово Божие, состоит в особенности в чистоте и святости жизни и в хранении себя от всех соблазнов мира.

Воздвижение Честного Креста Господня есть уже собственно осенний праздник. Но осенним он является для нас, живущих в северном полушарии. А для тех, кто живет в южном полушарии, он оказывается уже весенним. Для всех тех, кто в далекие прошлые годы переживал неделю Страстную и неделю Пасхальную так, как мы теперь здесь, т. е. весной, может быт, непривычно и грустно переживать эти святые дни осенью: некоторым восполнением этого недостатка может служить то, что в праздник Воздвижения, в дни весны у них, и они имеют возможность прославит и Страсти Христовы и Воскресение Христово – песнию: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»!

* * *

1

Седмичныя евангельския чтения литургийныя – это те, какия читаются неделя за неделей от понедельника до пятницы. В эти дни идет вполне последовательное чтение апостольских и евангельских зачал. Что же касается суббот и воскресений, то для этих двух дней каждой недели выбраны такия чтения, какия Церковь сочла особо подходящими для более многолюдных собраний молящихся; по воскресным дням это обычно повествования о беседах Господних, о притчах и о чудесах Господа, а не о событиях, касающихся собственно жизни Самого Спасителя.


Источник: Прот. Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 296-303.

Вам может быть интересно:

1. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 2 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

2. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

3. Вознесение Господне протопресвитер Михаил Помазанский

4. Записка с изложением Слова при наречении во епископа архиепископ Варфоломей (Ремов)

5. Архиепископ Виталий: к столетию со дня рождения архиепископ Никон (Рклицкий)

6. Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской Пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений архимандрит Феофан (Соколов)

7. Храм и кафедра богословия ИМТУ - МВТУ протодиакон Сергий Голубцов

8. Христианские мотивы в поэзии «Доктор Живаго» архиепископ Нафанаил (Львов)

9. Вознесение Господне епископ Гермоген (Добронравин)

10. Наказания в системе христианского воспитания (опыт педагогического анализа) протоиерей Сергий Соллертинский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс