протопресвитер Михаил Помазанский

Сретение Господне

Нам трудно представить себе, с какой волнующей надеждой, с каким предвкушением радости о Боге ожидали избранные Божии – в тиши, в безвестности, в молчаливом трепете – святых знамений Божиих о пришествии Отрока, о Ком написано у пророка Исаии: Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя (Ис.42:1). Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира, умножению владычества Его и мира нет предела (Ис.9:6–7).

Знали из Писаний о таинственном времени, когда – волк будет жить вместе с ягненком; и теленок, и молодой лев, и волк будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис. XI:6–7). Благочестивые среди иудейского народа устремляли свой духовный взор в это грядущее, для ним самих скрытое за таинственными, символическими образами.

Но не только ждало иудейство. Этим ожиданием жил мир языческий – более чуткие из римлян, греков и среди народов Востока. Об этом говорят многие литературные памятники того времени.

Шестьдесят две «седмины» от указа Артаксеркса о возстановлении Иерусалима до «Христа Владыки», «когда будет предан смерти Христос», как об этом написано в пророчестве Даниила (Дан. IX:25), близки были к завершению.

* * *

Мир продолжал жить своей жизнью – суетливой, нечестивой, привычной. Иудейский народ безсильно склонял голову под римским владычеством. Беззаботно жил сегодняшним днем Рим, владевший миром, знавший, что его покой охраняют римские легионы.

Рыдали матери иудейския в Вифлееме и окрестностях его о избиении их невинных детей-младенцев.

А день уже пришел. Уже исполнилось предсказанное: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Михея V:2). В Вифлееме уже совершилось пришествие Сына Божия на землю.

Исполнилось написанное: Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети разсеянных Моих, принесут дары (Соф. III:10). Их привела к Нему звезда, и они принесли свои дары Новорожденному.

Принесен в храм Тот, о Ком говорит пророк Аггей: И придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господ Саваоф... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего (Агг. II:7–9). И вот, Он принесен сорокадневным Младенцем, в скромной безвестности, с жертвой в виде двух птенцов голубиных.

* * *

Великое начинается в тайне, но тайна, начинаясь, уже открывается избранным. Она была открыта старцу Симеону, «чаявшему утешения Израилева». Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм (Лук. II:25–27) и увидел Младенца Иисуса на руках Матери Его. Тогда Симеон, вместе с пророчеством, обращенным к Матери Младенца, о ждущих Ее страданиях за Сына, произнес вдохновенныя слова, ставшия на все времена нашей христианской церковной молитвой: «Ныне отпущаеши».

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Теперь я могу спокойно почить в Боге. Мне дал Господь дождаться и видеть ожидаемого и Желаемого всеми народами и моим родным народом.

Устами праведного Симеона произнесла эти слова вся лучшая часть дохристианского человечества, их сказала ветхозаветная Церковь, уступавшая свое место Церкви новозаветной.

* * *

Для ветхозаветных людей эти слова были словами утешенной разлуки. А для нас, в новом завете, это гимн встречи, радости.

«Ныне отпущаеши» – молимся вечером в храме с мыслью: Господи, Ты уже с нами! Завтра мы снова в радости будем славить Твое пришествие в мир и пребывание Духа Твоего с нами.

«Ныне отпущаеши» – произносим, совершив возложенное на нас доброе и полезное дело. Ты, Господи, дал нам не упасть, не выронить доверенного нам, дал быть участниками общего строительства; дай же, чтобы сделанное нами было к добру и пользе для людей и во славу имени Твоего.

«Ныне отпущаеши» – благодарим после причащения Св. Таин на Божественной Литургии. Ты удостоил нас величайшего таинства – Хлеба Святого, живого, вожделенного, сходящего с небеси, очищающего, освящающего и обожающего нас. Даруй нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего.

«Ныне отпущаеши» – с этими словами заканчивает христианин свой жизненный путь и отдает в руце Божии дух свой, зная, что смерти по существу нет, что смерть побеждена, что он, уходя по христиански из этой жизни, очистив себя исповедью, отходит к Небесному Отцу в надежде достичь вечных обителей, где празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Божия доброту неизреченную.

* * *

Сретение Господне стало в Церкви христианской ежегодным праздником, как воспоминание события в 40-й день по Рождестве Христовом. Но для тех, чьи мысль и сердце близки к Господу, оно совершается не один раз в год, а всякий раз, когда они обращаются к Нему. У них в душах частый – постоянный – вечный праздник радостного сретения с Господом.


Источник: Прот. Михаил Помазанский. О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей (1946–1976). Выпуск первый: Жизнь в Церкви. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 275-278.

Вам может быть интересно:

1. Предосенние праздники протопресвитер Михаил Помазанский

2. Архиепископ Виталий: к столетию со дня рождения архиепископ Никон (Рклицкий)

3. История о расколах в Церкви российской архиепископ Игнатий (Семенов)

4. Египет, Рим, Бари митрополит Нестор (Анисимов)

5. Записка с изложением Слова при наречении во епископа архиепископ Варфоломей (Ремов)

6. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Том 2 схиигумен Парфений (Агеев)

7. Поучения на воскресные дни Постной и Цветной Триоди протоиерей Леонид Колчев

8. О преподавании богословия в наших университетах епископ Иоанн (Соколов)

9. О говении протоиерей Григорий Дебольский

10. Слова и речи протоиерей Михаил Соколов

Комментарии для сайта Cackle