протоиерей Михаил Соколов

39. Пение «Трисвятого». Чтение Апостола и Евангелия. Ектении, заключающие литургию оглашенных

После малого входа священник произносит возглас: «Як о свят еси, Боже наш, и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно». После этого возгласа диакон, получив благословение от священника, выходит на солею, становится перед иконою Спасителя и произносит: «Господи, спаси благочестивыя и услышины» Певцы повторяют эти слова. После этого диакон обращается к народу и доканчивает возглас священника произнося: «и во веки веков», при этом поднятием конца ораря дает знак певцам начинать пение Трисвятой песни. В праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи, Пятидесятницы и в субботы: Лазареву и Великую, вместо этой Трисвятой песни поют стих «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся Аллилуйя», Это поется потому, что в древности в эти дни крестили оглашенных. В праздник же Воздвижения Креста Господня и в неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поют «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и Святое воскресение Твое славим». После этого пения бывает чтение Апостола и Евангелия. Чтение Апостола напоминает проповедь Св. Апостолов, а чтение Евангелия – проповедь Иисуса Христа. Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, а священник сидит около горнего места. Чтение Евангелия и Апостола должно слушать с наклоненной головой и вниманием, как бы слушали самого Господа и Его Апостолов. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и чтение священником молитвы за Государя Императора. После чтения молитвы следует иногда ектения заупокойная, и ектения об оглашенных. В сугубой ектении мы молимся о помиловании всех живых людей от разных бедствий, в заупокойной – об упокоении умерших, в ектении об оглашенных мы молимся о том, чтобы Господь присоединил оглашенных к святой Своей соборной и апостольской церкви: в конце этой ектении оглашенным повелевается выйти их храма. Этим повелением и оканчивается вторая часть литургии – литургия оглашенных.

Краткий порядок литургии оглашенных: 1) Благослови владыко. 2) Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. 3) Великая ектения. 4)Благослови душе моя Господа. 5) Малая ектения. 6) Единородный Сыне. 7) Малая ектения. 8) Заповеди блаженства. 9) Малый вход. 10) Премудрость прости. 11) Тропарь праздника. 12) Со святыми упокой. 13) Господи спаси благочестивые и услышины. 14) И во веки веков. 15) Трисвятое. 16) Чтение Апостола. 17) Чтение Евангелия. 18) Ектения сугубая. 19) Ектения заупокойная. 20) Ектения об оглашенных.

Для беседы с учащимися: Почему вторая часть литургии называется литургиею оглашенных? Кто назывались оглашенными? Какие события воспоминаются во время литургии оглашенных? Как совершается начало литургии оглашенных? Что поют после великой ектении? Почему псалмы называются «изобразительными»? Как прочитать церковную песнь «Единородный Сыне...»? Что совершается после пения этой песни? Какое учение содержится в заповедях блаженства? Когда совершается малый вход? Почему называется этот вход малым? Что означает открытие царских врат? Как совершается малый вход? Что произносит диакон перед Входом в алтарь? Что поют на клиросе во время входа в алтарь? Что означает малый вход? Что означает горящая свеча во время малого входа? Что напоминают нам слова «Премудрость прости»? О чем молится священник после малого входа? Что иногда поют вместо трисвятой песни? Что напоминает чтение Апостола и чтение Евангелия? Как нужно слушать чтение Евангелия и Апостола? Какие ектении произносятся после чтения Евангелия? О чем мы молимся этими ектеньями? Чем оканчивается литургия оглашенных? Какой краткий порядок литургии оглашенных?


Источник: Издание "Сотрудник школ" А. К. Залесской. Москва, 1917 г.

Комментарии для сайта Cackle