архиепископ Варфоломей (Ремов)

Я живу мыслью о вашем спасении, все остальное для меня несущественно: но как, конечно, хотел бы я для всех вас чистоты путей, которыми бы вы все и каждый(ая) пришли ко спасению, только ко спасению!

Жить надо только для вечности. Должно быть всецелое устремление на вечное; внешнее делание – испытание и важно не по факту, а по концу – воспитанию для вечности.

Надо отмереть для жизни сей и зажить для будущей; тут – ты сама понимаешь – нужны не рассуждения, а нутро, самая действительная жизнь.

Мир побеждай и одолевай в себе; но только это – дело целой жизни, и перерождается человек долгим подвигом всей жизни. Твердо помни, что надо вечно, постепенно, но неуклонно устремляться ко спасению. Главное дело – устроение себя. Спасение – в усилиях; Бог и ты должны в этом участвовать. Трудность пути духовной жизни в том то и состоит, что без тебя никто тебя не спасет. Может быть и сил мало, но усилия должны быть проявлены все. У святых отцов ярко, что помогает Бог там, где человек усиленно действует и крепко верит – сочетание, не встречающееся почти никогда.

Все в духовной жизни совершается для нас необъяснимо внутренно; но борьба должна быть с ясным сознанием, что надо идти в смиренном желании идти путями Божиими и чутко их стараться усмотреть, и действовать как угодно Господу. Царский путь это – умеренный подвиг, умеренная жизнь и чистая совесть. Спасаться надо, пробираться сквозь терния; надо пройти сквозь иглиные уши. Входи тесными вратами, узким путем в Царствие Божие. Осознай, что именно это-то и есть счастье. Отходи, иди и неси Христа, иди, не взирая ни на что. Иди внутрь себя, рвись в себя. И, главное, смиряйся. Больше внутрь! Внимание себе всегда нужно. При великом внимании и смирении себя достигнешь многого. Приливы и отливы привычны для хода душевного настроения, и во время отлива нужна понуждать себя, а во время прилива – умерять. Умеряй себя, твое спасение – в неослабном внимании и суде над собою. Блюди равновесие души. Нужно себя воспитывать, держать себя в постоянном надзоре, чтобы не подловил кто. Воспитывай же себя, будь над собою педагогом. Нужно теперь особенно держать себя в руках и воспитывать во всю свою волю. Перегори, перебори, переболи. Переборешь, переболеешь и родишь дух спасения, который твое сердце созиждет чистым. Поступай по наставлению пр. Сисоя: пала – немедленно вставай, снова пала – опять немедленно вставай и бойся, чтобы смерть не застала тебя в падении и лежании. Значит внимание себе и покаяние. В них держись. Надо жить внутренней жизнью. Знай себя и будет с тебя. С углублением души и отношений становится мелким то, что казалось крупным и не занимает то, что раньше занимало.

Я хочу тебе победы над твоими страданиями. Препятствия, – указание не на то, чтобы отказываться, а чтобы побеждать. Надо преодолевать, а не подавлять. В ветрах и бурях закаляешься.

Усилие нужно, родная! Все должно быть, с помощью Божией, препобеждено. Сразу ничего не делается, и прочнее то, что не сразу, что с трудом и понуждением. Конечно тяжела борьба, но истина в том, что враг /так или иначе/ действует там, где имеет ополчающихся на него. Темная сила действовать подвизается, когда человек подвизается на добро. Перетерпи и близко спасение. Усилиями ко спасению прошибается стена между Богом и человеком.

А я не отступлю перед трудностью, с помощью Божией, лишь бы ты изжила худое и спаслась. Борись, вооружайся во имя Господа Бога нашего.

Господь же да обвеет тебя в возрастании в вечность!


Источник: Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова). // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). – С. 361).

Комментарии для сайта Cackle