Источник

42. Воспоминание членов церкви небесной и земной. Приготовление верующих к причащению; причащение священнослужащих

По окончании пения «Тебе поем», совершается воспоминание членов церкви небесной и земной. Священник стоя, перед престолом с кадилом в руке, тайно в молитве благодарит Бога за то, что Он сделал святых угодников Божиих ходатаями за нас на небе, по прочтении этой молитвы вслух произносит: «Изрядно (т.е. преимущественно возблагодарим Бога) о Пресвятей, Пречистей, Пребогословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Этими словами священник благодарит Бога о Матери Божией и призывает к этому предстоящих в храме. На клиросе после этого возгласа поют хвалебную песнь в честь Богородицы: «Достойно есть»... Во время пения этой хвалебной песни священник тихо молится о всех умерших людях. В это же время все верующие должны поминать в молитве умерших и просить Господа успокоить души усопших в месте светлом, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания. По окончании хвалебной песни Богородице священник вслух возглашает молитву о Святейшем Синоде и местном архиерее и о всех живых людях. Вместе с священником и все стоящие в храме должны поминать в, молитве своих живых родственников и знакомых. На клиросе оканчивают поминовение умерших и живых пением слов: «и всех и вся», т.е. помяни Господи всех верующих мужей и жен живых и умерших. После поминовения священник вслух молит Бога послать нам единодушие к прославлению Его имени и преподает от имени Иисуса Христа благословение народу.

После благословения священником народа начинается приготовление верующих к причащению. Оно совершается так: диакон выходит на амвон и произносит просительную ектению, которую начинает такими словами: «Вся святые помянувше паки и паки миром Господу помолимся». Затем диакон молит Бога милостиво, принять от нас таинственную жертву и послать нам благодать Святого Духа. Во время этой просительной ектении священник втайне молится, чтобы Господь сподобил его и всех верующих достойно причаститься Св. Тайн, и по окончании ектении возглашает: «И сподоби нас Владыко со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небесного Бога Отца и глоголати», т.е. удостой нас Владыко смело и без осуждения называть Тебя, небесного Бога, нашим Отцом и говорить Тебе. Певчие после этого возгласа поют молитву Господню: «Отче наш». При пении этой молитвы диакон крестообразно опоясывает себя орарем для удобства при причащении, напоминая шестокрылых серафимов предстоящих престолу Господа Славы. Молящиеся в это врем полагают земной поклон. По окончании пения этой молитвы священник благословляет предстоящих и произносит: «мир всем», диакон повелевает преклонить перед Господом наши головы и выслушать возглас. После возгласа священника царские врата закрываются завесою, а диакон, побуждая молящихся ко вниманию, говорит: «вонмем» и уходит в алтарь. Священник после этого берет Св. Агнец, приподнимает его над дискосом и возглашает: «Святая святым». Эти слова означают то, что Святые Дары могут быть преподаны только святым, т.е. людям очищенным покаянием; но так как и покаявшиеся не могут считать себя святыми и вполне достойными причащения, то на этот возглас священника на клиросе от лица верующих поют: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь». Этими словами верующие сознают, что один безгрешен Господь Иисус Христос, который по Своему милосердию может и нас сделать достойными причащения Св. Тайн. После этого на клиросе поют псалмы и другие духовные песнопения. Это пение называется «пением причастного стиха». Такое название это пение имеет потому, что в это время в алтаре совершается причащение священнослужащих. Причащение священника и диакона совершается так: священник разделяет Агнец на четыре части и крестообразно кладет их на дискосе. Потом берет часть Св. Агнца с буквами ІИС, опускает в чашу и вливает теплую воду, часть Св. Агнца с буквами ХС делит для причащения себя и диакона. Когда Св. Дары приготовлены для причащения, священник одну половину части с буквами ХС дает диакону, а другую кладет себе на ладонь правой руки и оба священнослужителя, наклонившись над престолом, читают тайно молитву пред причащением: «Верую Господи и исповедую»... По прочтении молитвы вкушают эти части, затем приобщаются из чаши пречистой крови Иисуса Христа. После причащения священник раздробляет части Св. Агнца с буквами НИ, КА для причащения взрослых причастников. Если же нет причастников, то части Св. Агнца с буквами НИ, КА не раздробляют, а опускают в чашу вместе с мелкими частями, вынутыми на проскомидии о здравии и упокоении православных христиан. Эти части опускают с молитвою, чтобы Господь Своею кровью и молитвами Святых отмыл грехи тех, за кого они вынуты. Во время пения причастного стиха верующие, приготовленные к причащению, входят на солею и прикладываются к иконам в иконостасе, прося у Святых молитв пред Богом. Это делают для того, чтобы приступить к причащению в мире со всеми. Во время причащения священнослужащих в алтаре воспоминается тайная вечеря Иисуса Христа.

Части Св. Агнца, расположенные на дискосе

Для беседы с учащимися: Какой возглас произносит священник после пения «Тебе поем»? Что означает этот возглас? О чем молится священник во время пения хвалебной песни Богородице? Что должны делать в это время предстоящие верующие? О ком молится вслух священник? Как начинается приготовление верующих к причащению? Какими словами начинается просительная ектения? Какой возглас произносит священник после просительной ектении? Как перевести этот возглас на русский язык? Что делает диакон во время пения молитвы Господней? Что означают эти действия диакона? Что произносит священник при поднятии св. Агнца над дискосом? Что называется причастным стихом? Как причащаются священник и диакон? О чем молят Бога при погружении в чашу вынутых частей из просфоры? Что воспоминается во время причащения в алтаре священнослужащих?


Источник: Издание "Сотрудник школ" А. К. Залесской. Москва, 1917 г.

Комментарии для сайта Cackle