протоиерей Михаил Соколов

Жизнь Божией Матери

праздники в честь Ее:

Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение, Покров Ее,

и праздники в честь Ее икон:

Владимирской, Смоленской, Знамения (Новгородской), Тихвинской и Казанской

 

«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Так прославляют все православные христиане Богоматерь, и этим самым показывают, что, после Господа, Она заслуживает самого глубокого благоговения со стороны верующих. Она всегдашняя Помощница и усердная Заступница всех, обращающихся к Ней с горячей любовью и усердною молитвой; Ее чудеса неисчислимы, и почти каждый город, каждое селение считает Ее своей Покровительницей. С благословения Царицы Небесной и в честь Ее святого имени, посвятим несколько минут на ознакомление с Ее жизнию и Ее благодеяниями роду христианскому.

Ко времени пришествия на землю Спасителя мира, иудейская земля – Палестина – разделялась на три части: Иудею, Самарию и Галилею. Галилея находилась на севере Палестины и считалась между иудеями страной нехорошей, потому что галилеяне жили рядом с язычниками и заимствовали от них некоторые языческие обычаи. На одной из Галилейских гор построен был городок Назарет. Отсюда открывается прекрасный вид на дивные Галилейские горы, вдали расстилается Галилейское озеро, или, как обыкновенно называли его – море, и обрисовывается гора Фавор, на которой преобразился Господь наш Иисус Христос.

В этом-то, прекрасном по своему местоположению, городке, незадолго до того времени, когда должно было исполниться пророчество о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, жили благочестивые супруги – Иоаким и Анна. Оба они происходили из царского рода Давида, были люди достаточные и отличались безграничной любовью к Богу и милосердием к ближним. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадной: прошло уже более 50 лет их брачной жизни и они не имели детей. И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у Евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников.

Много и долго молились Иоаким и Анна, наконец дали обещание, если Господь окажет им Свою милость, посвятить своего младенца Богу. Молитва их была услышана: Бог даровал им дочь, которую они назвали Марией.

Так как Дева Мария сделалась Матерью Господа, то день Ее рождения – большой праздник для нас. В тропаре на день Рождества Божией Матери говорится: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». По-русски это значит, что рождение Пресвятой Девы принесло радость всему миру, потому что из Нее воссияло праведное солнце – Христос Бог наш, Который возвратил людям Божие благословение и, уничтожив смерть, дал нам вечную жизнь. В этот же праздник на утрени святая Церковь поет величание, или краткую песнь славословия в честь Божией Матери и Ея святых родителей: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое». Рождество Богородицы празднуется 8-го сентября.

Недолго оставалась Пресвятая Дева в доме своих родителей. Когда Ей исполнилось три года, благочестивые родители Ее поспешили исполнить обет, данный ими еще до рождения их возлюбленной дочери. Ничто не удержало их: ни горячая любовь к Ней, ни боязнь опять остаться одинокими, ни слишком ранние годы Ее. Любовь к Богу и желание угодить Ему своей жертвой помогли им по возможности удержаться от горя при разлуке со своей единственной дочерью. Они собрали своих родственников, нескольких юных девиц – сверстниц Марии и, в сопровождении их, торжественно повели Ее во храм Иерусалимский.

Когда Мария была приведена во храм, родители поставили Ее на первую ступень лестницы, которая вела в самый храм. Пресвятая же Дева, укрепленная Духом Святым, прошла все 15 ступеней и была введена первосвященником не только во Святилище, куда допускались одни священники, но, по вдохновению Духа Святаго, и в самую главную часть храма – Святая Святых, куда только раз в год мог входить первосвященник; «Ангелы Божии – по словам отца церкви, Григория Никомидийского, – невидимо окружали Ее и служили Ей». Потому и мы, в день славного Введения во храм Пресв. Девы, празднуемого Церковью 21-го ноября, воспеваем Ей: «Сегодня вводится в дом Господень Пречистый Храм Спасителя, драгоценный дворец и Дева, священный источник Божией славы, и вместе с Собою приводит благодать Св. Духа. Ангелы Божии поют Святой Марии, что Она – небесное селение». Святая Церковь воспевает Ей во время всенощной на день Введения хвалу в трогательных словах канона, т. е. песней, которые поются и читаются на всенощной в то время, когда верующие прикладываются ко Святой Иконе после чтения Св. Евангелия: «Отверзу уста мои и они исполнятся Духа и изреку слово Царице-Матери; явлюсь светлоторжествующим и в радости буду воспевать Ее вхождение». Это первая песнь канона.

Введение во храм Пресв. Девы имеет для нас то значение, что оно было как бы предвестием спасения людей, которого ожидали все ветхозаветные люди; и потому в этот торжественный день мы с восторгом восклицаем: «Днесь благословения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение». По-русски это значит: «Сегодня предвестие благоволения Божия к людям и проповедь о спасении людей. В храме Божием ясно является Дева и всем говорит о Христе. И мы Ей громко возгласим: радуйся исполнение промышления о нас Создателя». Праздник этот учит нас посвящать всю нашу жизнь Богу, родителям же внушает с детства заботиться о наставлении детей в благочестии и вере.

После введения во храм Мария осталась жить при нем. В то время при Иерусалимском храме жило много мужчин и женщин, посвятивших себя богоугодной и воздержной жизни. По словам св. Епифания, хорошо знакомого с еврейскими обычаями того времени, многие Иудеи посвящали своих детей Богу; особенно же это случалось, если родители долго не имели детей и еще до рождения давали обещание посвятить своего ребенка Господу. Лица, посвященные Богу, жили при храме до зрелого возраста, а потом, по обычаю, оставляли его для брачной жизни.

Спустя немного времени после введения во храм Пресвятой Девы, умерли Ее праведные родители. Оставшись сиротой, Она всецело предалась покровительству Божию. Живя при храме, Она усердно и часто занималась рукоделием, читала Священное Писание и молилась Господу. Когда Ей минуло четырнадцать лет, священники решили выдать Ее замуж; но когда они ей объявили о своем решении, Она сказала, что дала обещание навсегда остаться Девою. Тогда священники обручили Ее с Ее родственником, 84-летним старцем Иосифом, который жил в Назарете и занимался плотничеством. В его дом и переселилась из храма Пресвятая Дева. И здесь продолжала Она постоянно трудиться, читать книги Священного Писания и непрестанно думать о Боге.

Однажды, читая Священное Писание, Она остановилась на пророчестве пророка Исаии о рождении Божественного Искупителя от Девы: «Се Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». Она, прочтя это пророчество, сказала Себе: «как должна быть блаженна эта Дева и как бы я хотела быть хотя последней служанкой Ее». Вдруг является пред Ней небесный посланник – Архангел Гавриил и говорит Ей: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами!» Мария смутилась от такого приветствия. Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария! Ты заслужила благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь его Иисусом, т. е. Спасителем, потому что Он спасет людей от грехов их. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Но Мария, давшая обет никогда не выходить замуж, спросила: «Как будет это, когда Я не знаю мужа?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и Святое, рождаемое от Тебя, назовется Сыном Божиим». Мария сказала ему на это: «Я раба Господня, пусть со Мною будет по слову твоему». Тогда Ангел скрылся от Пресвятой Девы.

Церковь установила праздновать Благовещение 25-го марта. Праздник этот очень важен для нас. Прежде люди жили только ожиданием Спасителя, надеждой на будущее избавление людей от греха и несчастья; со дня же Благовещения это спасение уже пришло на землю: Благовестие Архангела послужило самым началом спасения; потому-то в церковной песне на Благовещение говорится: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Это значит: «Сегодня начало нашего спасения и обнаружение тайны, назначенной прежде веков! Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

После чудесной вести, ниспосланной Пресвятой Деве от Бога, во всем величии выказалось смирение Марии. Никому не говоря о Своей радости, Она не требует от остальных людей особенного Себе почтения, как будущей Матери Мессии; напротив того, Она предпринимает дальнее путешествие в нагорную местность, в Иудейский город Иутту, чтобы приветствовать родственницу Свою Елисавету, и послужить ей во время чревоношения ею того, кто должен был приготовить людей к принятию Спасителя, – Иоанна Предтечи.

Елисавета, исполнившись Духа Святаго, при встрече с Ней воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И как это случилось, что Мать Бога моего пришла ко мне? И блаженна Ты, что уверовала, потому что исполнится все, что Тебе было сказано от Господа». Пресвятая Дева и тут представила нам Собой образец смирения. На приветствие Елисаветы Она не стала хвалить Себя и гордиться Своим новым званием – Матери Бога. Она отвечала Елисавете словами, которые неустанно повторяет церковь во время всенощного бдения: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». Далее Она прославляет славу Божию, святость Его имени, могущество Его руки, предсказывает поражение Его врагов, унижение гордых, возвышение смиренных. О себе Она говорит со смирением; не говорит, что будущие поколения будут прославлять Ее добродетели, но что они назовут Ее счастливейшей из всех женщин за милость, посланную Ей от Бога.

Дева Мария прожила у Елисаветы три месяца и незадолго до рождения Святого Иоанна, возвратилась в Назарет к Своему обручнику Иосифу.

Благочестивый старец Иосиф, ничего не зная о Благовещении, сильно смутился, когда предсказание Ангела стало сбываться. Он уже хотел отпустить от себя Пречистую Деву; но ему явился во сне Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Она родит Сына и назовет Его Иисусом или Спасителем, потому что Он спасет людей от грехов их. Чрез это сбудется пророчество Исаии, который за 600 лет сказал: «Дева зачнет во чреве и родит Сына, которого назовут Эммануил, что значит – с нами Бог». Пробудясь от сна, Иосиф исполнил все по приказанию Ангела и вместе с Марией стал ожидать чудесного рождения.

По предсказанию пророка Михея, Спаситель должен был родиться в Вифлееме; Мария же жила в Назарете. Но, по устроению Промысла Божия, римский кесарь, т. е. император, Август приказал произвести народную перепись в стране иудейской, которая в то время была под владычеством римлян. Вследствие этого указа все иудеи должны были записаться каждый в том городе, откуда происходил родоначальник его. Иосиф с Марией должны были отправиться в город, где родился их праотец Давид, – Вифлеем Иудейский. Когда святая чета достигла этого города, в нем было так много народа, пришедшего из разных городов Иудеи, что Иосиф и Мария принуждены были искать убежище в окрестностях города. Недалеко от Вифлеемских ворот находилась пещера в горе; в эту пещеру пастухи, во время ненастной погоды, загоняли свои стада и укрывались в ней и сами. Внутри пещеры было иссечено углубление вместо яслей для животных. Святая Мария с Иосифом остановились для ночлега в этом вертепе. Здесь Пресвятая Дева безболезненно родила Божественного Сына, спеленала Его и положила в ясли.

Весь Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон, когда родился Искупитель мира. Не спали только пастухи, которые неподалеку от пещеры пасли свои стада. Вдруг, среди ночной тьмы, заблистал необыкновенный свет и явился пред ними Ангел Господень, который сказал им: «Не бойтесь, я возвещу вам великую радость, которая будет всем людям: сегодня родился в городе Давидовом Спаситель, или Христос. Вы найдете Его в пещере, лежащего в яслях». К Ангелу присоединилось множество других Ангелов, которые воспевали хвалу Богу: «Слава в вышних Богу и на земле мир, к людям Божие благоволение!» Пастыри с изумлением смотрели на это поразительное зрелище и слушали с наслаждением чудное небесное пение. Ангельские голоса смолкли, видение исчезло и пастыри остались в прежнем безмолвии и мраке. Тогда они, посоветовавшись между собой, отправились к Вифлеему и пришли в пещеру, где находилось Святое семейство. Рассказав о своем видении и воздав хвалу Богомладенцу и Его Пречистой Матери, они возвратились к своим стадам.

В осьмой день, по обычаю Иудеев, над Богомладенцем было совершено обрезание и Он был назван Иисусом. По истечении сорока дней Пресвятая Дева принесла Божественного Младенца в Иерусалимский храм для представления Господу. Закон израильский повелевал поступать так с первенцами. Богатые люди при этом приносили в жертву волов или ягнят, Мария же, по бедности, принесла пару голубиных птенцов.

В это время в Иерусалиме жил один благочестивый старец, по имени Симеон. Он был праведен пред Богом и ему было обещано от Господа, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. По внушению Духа Святаго, Симеон также пришел во храм в то время, когда тут была Божия Матерь с Младенцем Иисусом. Исполнившись Духа Святаго, он взял Младенца на руки и воскликнул в священном восторге: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и во славу народа Твоего Израиля». Возвращая Его Матери, он обратился к ней с такими словами: «Лежит этот на падение (гибель) и восстание (спасение) многих во Израиле, и послужит предметом споров между людьми; Тебе же Самой душу пройдет оружие и откроются помышления многих сердец». Церковь называет святого Симеона Богоприимцем. В то же время удостоилась видеть Господа и святая пророчица Анна. Ей было уже восемьдесят четыре года. Она была только семь лет замужем, остальную жизнь посвятила Господу Богу. Когда Симеон держал Богомладенца на руках, Анна узнала в Нем будущего Спасителя мира, и, прославив Господа, стала говорить о явлении Его в мир всем, ожидавшим пришествия Спасителя.

Иосиф и Мария возвратились в Вифлеем. В это самое время в Иерусалиме появились волхвы, или мудрецы с востока, которые спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду, которая нам возвестила о Его рождении». Эти толки дошли до царя иудейского Ирода, который сильно испугался, так как он сам был не царского рода. Он призвал к себе волхвов и велел им разведать о месте, где находится этот Младенец, и известить его об этом. Волхвы пришли в Вифлеем. Все время, пока они шли до Вифлеема, их путеводительницей была звезда, двигавшаяся до тех пор, пока они не дошли до места, где находилось Святое семейство. Они вошли в дом, преклонились пред Младенцем Иисусом и принесли Ему дары. Они хотели известить Ирода о месте, где находился Богомладенец, но Ангел, явившийся им, запретил им идти к Ироду, и они иным путем возвратились в страну свою.

Между тем Ирод, видя, что волхвы обманули его, издал жестокое повеление – убить всех младенцев Вифлеемских до двухлетнего возраста. Но не смотря на исполнение этого ужасного повеления, Младенец Иисус был спасен от гнева Ирода, так как Ангел, явившись Иосифу, велел ему бежать вместе с Марией и Иисусом в Египет. Иосиф тотчас исполнил повеление Ангела и отправился в Египет вместе с Пресвятой Девой и Иисусом. О пребывании Святого семейства в Египте не сохранилось никаких сведений.

Когда Ирод умер, Святое семейство возвратилось в Назарет и поселилось в нем. Божия Матерь по-прежнему проводила время в занятиях рукоделием и в чтении Священного Писания.

Однажды, в праздник Пасхи, когда Иудеи приходили со всех мест Св. Земли в Иерусалимский храм для поклонения Господу, Иосиф и Мария с двенадцатилетним отроком Иисусом, по обычаю, отправились также в Иерусалим. По окончании праздника, Божественный Отрок остался в Иерусалиме, ни слова не сказав о том Своей Матери. Можно представить себе испуг и скорбь Пресвятой Девы, когда Она, после долгих поисков, не нашла Своего Сына. Наконец, Она, вместе с праведным Иосифом, вошла во храм Иерусалимский и тут увидела Сына Своего, сидящего с мудрецами иудейскими и толкующего Священное Писание. Увидя Его, Мария сказала: «Сын Мой! что Ты сделал с нами? Мы с большой скорбью искали Тебя». «Зачем вам было искать Меня, отвечал ей отрок Иисус, разве вы не знали, что Мне должно быть там, где Отец Мой?» Этим Иисус напомнил Ей, что у Него есть особенные обязанности по отношению к Отцу Небесному. После этого они вместе возвратились в Назарет. Иисус старался помогать Иосифу в его трудовой жизни, Пресвятая же Мария продолжала вести прежнюю добродетельную жизнь. Евангелие умалчивает об их дальнейшей жизни в Назарете до вступления Иисуса Христа на служение роду человеческому. Известно только, что праведный Иосиф вскоре умер, и Богоматерь, лишившись в нем покровителя, еще пламеннее стала молиться Своему Создателю и всецело предалась воле Божией. Во все остальное время Своей жизни Божия Матерь оставалась по-прежнему кроткой и смиренной.

Ничто лучше не доказывает смирения и кротости Пресвятой Девы, как совершенное Ее молчание во все время служения Иисуса Христа людям. Евангелие почти умалчивает о дальнейшей Ее жизни. Ее никогда не было видно ни говорящей о тайнах Божиих и догматах веры, хотя это было Ей более известно, нежели кому другому, ни спорящей с мудрецами иудейскими, ни смешивающей Свой голос с голосами Апостолов. Все подробности жизни Богоматери укрыты от нас смирением Ее. Даже при кресте Христа, при виде страданий Своего Божественного Сына, когда, по пророчеству Симеона Богоприимца, оружие пронзило душу Ее, – Она не рыдает подобно другим женам иерусалимским, не высказывает Своей глубокой скорби, но перед всеми безбоязненно стоит у подножия креста, подчиняя Свою скорбь смирению и покорности воле Божией. Видя Сына Своего в самом унизительном положении – распятого с разбойниками, поруганного народом, оставленного всеми учениками, кроме Иоанна, – Она все-таки остается твердой и непреклонной в Своей вере: в этом Страдальце Она видит жертву за грехи мира и разделяет вместе с Ним пламенное желание спасения людей. Христос, желая хоть сколько-нибудь утешить Ее в Ее глубоком горе, сказал Ей с креста, указывая на Своего любимого ученика Иоанна: «Жена, это Твой сын». – «Это Мать твоя», сказал Он, обращаясь к Своему ученику. И действительно, Иоанн в точности исполнил волю Спасителя и во всю Ее жизнь не оставлял Ее.

Предание повествует, что когда, по вознесении Иисуса Христа и сошествии Духа Святаго, Апостолы кинули жребий, чтобы узнать, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангельской, Божия Матерь так же пожелала принять участие в жребии. Ей досталась земля Иверская, или нынешняя Грузия. Пресвятая Дева стала уже сбираться в путь; но Ангел Божий возвестил Ей, чтобы Она отложила Свое намерение, так как Ей предназначено просветить другую страну, о которой в свое время выскажется воля Господня. Дева Мария поступила по приказанию Божию и, когда Апостолы отправились каждый в ту страну, куда показывал ему жребий, Она осталась в Иерусалиме, в доме Иоанна.

Предание упоминает также о путешествии Божией Матери к праведному Лазарю, чудесно воскрешенному Господом Иисусом. Лазарь был посвящен во епископа острова Кипра. Желая от всей души увидеть Пресвятую Деву, но боясь придти в Иерусалим, так как Иудеи поклялись убить его, Лазарь прислал корабль, чтобы отвезти Ее на остров Кипр. Богоматерь с Иоанном и некоторыми другими учениками Христа отправились в путь. Неподалеку от острова Кипра корабль настигла страшная буря, и он был снесен в противоположную сторону от Кипра и остановился у берега Афонской горы. Пресвятая Дева, видя в этом указание Промысла Божия, вышла на берег совершенно неизвестной Ей страны. На горе Афонской в то время было множество идольских храмов и между ними особенно знаменит был храм богу Аполлону. Люди стекались в этот храм толпами, так как здесь производились разнообразные гадания и волшебства. Но как только корабль с Пресвятой Девой стал у Афона, злые духи, бывшие в идолах, заговорили: «Люди, обольщенные Аполлоном, идите на берег встретить и принять Марию, Мать великого Бога Иисуса!» Народ поспешил к берегу и там увидел Пресвятую Богоматерь, шедшую с корабля на берег. Они приблизились к Ней и стали Ее расспрашивать о Ее Сыне. Божия Матерь возвестила им об учении Своего Божественного Сына, раскрыла тайну Его воплощения и описала им Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо. Здесь Богоматерь совершила много чудес и Ее проповедь имела такой успех, что множество народа пожелало немедленно креститься. Оставив на Афоне, для укрепления новообращенных к вере христианской, одного из Своих спутников, Пречистая Дева, пред отправлением в путь, благословляя народ, сказала: «Это место пусть будет уделом, данным Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница этим людям и теплая о них Ходатайница перед Богом». После этих слов Она села на корабль и отправилась к острову Кипру.

Обрадовав Лазаря своим прибытием на остров Кипр и благословив тамошнюю церковь, Пресвятая Дева возвратилась в Иерусалим, где и осталась до Своего блаженного Успения. Многие из новообращенных христиан спешили в Иерусалим, чтобы видеть Пресвятую Богоматерь и удостоиться Ея святой беседы, которая доставляла всем истинное утешение. Святой Амвросий такими словами изобразил характер Богоматери: «Она была Девою не только плотью, но и духом. Сердце Ее было полно смирения, в словах Она была сдержанна, в разговорах нескора, постоянно занята чтением, трудолюбива. Она никого не обижала, напротив – желала всем добра, никого не презирала, даже самого убогого человека, никого не укоряла, во всем видела только добро. От Нее слышались только слова благодати, а в делах проглядывала скромность, незлобие и милосердие». Прославляемая и почитаемая всеми, Приснодева тем не менее горячо желала предстать пред лице Своего возлюбленного Сына. Она часто посещала Елеонскую гору, вокруг которой были расположены места, напоминавшие Ей о дорогих для Нее людях: и сад Гефсиманский, где молился в ночь перед страданиями Ее Божественный Сын, и поток Кедронский, из которого пил Спаситель в последние дни Своей жизни, и пещерный склеп, где покоился прах Ее родителей и праведного обручника Ее – Иосифа. Над всем этим возвышалась гора, с которой вознесся на небо во всей Своей славе Христос.

На этом месте часто молилась Она: «Когда увижу Я прелюбезного Сына Моего? Когда предстану пред престолом Славы Его? О, пресладкий Сын и Бог Мой! время помиловать Меня, Матерь Твою, плачущую здесь, не видя Тебя. Когда насыщусь Славой Твоей?» Однажды, во время такой Ее молитвы, явился к Ней Архангел Гавриил и объявил Ей, что через три дня Она переселится на небо. На третий день все Иерусалимские христиане собрались проститься с Божией Матерью. Пресвятая Дева утешала всех их и обещала быть всегдашней их Заступницей перед Богом. В это же время все Апостолы, из разных стран, где они проповедывали Слово Божие, исключая Апостола Фому, прибыли в дом, где жила Богородица, для воздания Ей чести при погребении.

В минуту смерти Ее, в виду всех присутствовавших, явился окруженный Ангелами Господь Иисус Христос и принял душу Своей Матери. Ангелы же громко пели: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!» Апостолы, удостоившиеся видеть это необыкновенное зрелище, в трепете и удивлении смотрели на пречистое тело Богоматери. Апостол Петр в священном восторге восклицал: «О, Дева, вижу Тебя и удивляюся; о, пречистая! молись за нас Сыну и Богу Твоему, чтобы стадо Его осталось невредимым».

Когда Апостолы несли на погребение тело Пресвятой Матери, от него совершилось несколько чудес. Одно из них особенно замечательно. Иудейский священник Авфоний, заклятый враг Иисуса Христа, увидя множество народа, со свечами и священным пением провожавшего на погребение тело Богородицы, исполнился зависти и с яростью бросился на пречистое тело. Но едва он хотел коснуться его, как Ангел Господень невидимо отсек ему обе руки у локтей. Тогда Авфоний воскликнул: «горе мне!» и, обратясь к Апостолам стал умолять их о помиловании. Св. Апостол Петр велел приложить Авфонию отсеченные части рук к оставшимся и с верой призвать имя Пресвятой Богородицы. Как только Авфоний исполнил это, тотчас же его руки срослись. Тогда Авфоний упал пред телом Святой Девы и молил Ее о прощении. Вследствие этого чуда многие самые яростные враги Христа обратились к Нему и стали славить Его имя.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим Апостол Фома. Он очень огорчился, что не удостоился видеть Пресвятую Деву пред Ее блаженным Успением. Апостолы, чтобы утешить его, пожелали показать ему гроб и тело Божией Матери. Но каково же было их удивление и горе, когда они не нашли в гробу Ее пречистого тела! Они стали просить Господа, чтобы Он указал им место, куда скрылось тело Пресвятой Марии. Вечером, когда они собрались все вместе, явилась сама Царица Небесная, окруженная Ангелами и небесной славой, и сказала им: «Радуйтесь! Я буду всегда с вами». После этого видения Апостолы уверились, что Сын Божий взял на небо Свою пречистую Матерь, воскресив Ее на третий день после Ее Успения.

Как была чиста и чудесна жизнь Пресвятой Богородицы, так чудесно было и Ее Успение. Она не умерла, но уснула для того, чтобы пробудиться для жизни вечной и вечного блаженства. Поэтому смерть Ее мы называем успением, т. е. сном.

Церковь святая поет в день Ее преславного Успения, празднуемого 15-го августа, следующую песнь: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наши». То есть: «Пресвятая Дева осталась девой после рождества Иисуса Христа, и после смерти Своей не оставила мира: Она, как мать Жизни, после смерти Своей, стала снова жить и Своими молитвами избавляет от смерти наши души».

И после Своего блаженного Успения, Пресвятая Богородица не оставила мир без утешения и помощи. Много чудес было сотворено Ею, много раз Она утешала скорбящих, исцеляла больных и защищала беспомощных. В благодарность за такое покровительство Божией Матери, святая церковь установила много праздников, которые посвящены воспоминанию наиболее очевидных милостей и покровительства роду христианскому со стороны Царицы Небесной. Праздники эти называются «Богородичными».

Из числа многих Богородичных праздников, Православная церковь торжествует 1-го октября, как великий праздник, чудотворный Покров Ее, Этот праздник установлен в память следующего события:

В 903 году, в царствование Льва Мудрого, греки вели войну с сарацинами. Все они усердно молили Господа и Его Пречистую Матерь о помощи. На один воскресный день, в Константинополе, во Влахернский храм, во время всенощного бдения, пришел святой угодник Божий, Андрей Юродивый. Посмотрев вверх во время службы, он увидел Пресвятую Богоматерь, окруженную Ангелами, Пророками и Апостолами, молящуюся о мире христианском и осеняющую христиан Своим покровом или омофором. Святой Андрей в трепете и удивлении спросил своего друга, Епифания, который был вместе с ним: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу – отвечал Епифаний – и ужасаюсь». Когда узнали об этом видении присутствовавшие во храме, то все обрадовались и стали надеяться на помощь Богоматери. Действительно, вскоре греки одержали победу над врагами, и с этого времени был установлен праздник Покрова Божией Матери, 1-го октября. Русская православная церковь приняла этот праздник от греков и всегда соблюдает его с особенным уважением.

Предание говорит, что Евангелист Лука еще во время жизни Пресвятой Девы написал, по просьбе верующих, несколько икон, на которых изобразил Пречистую Богоматерь с Богомладенцем Иисусом. По преданию, две из них находятся у нас в России: иконы Владимирской и Смоленской Божией Матери.

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери была привезена из Константинополя в Киев одним русским купцом – Пирогощею. В 1115 году она находилась близ Киева, в Вышгороде. В то время Россия была разделена на множество уделов, или частей, и во всяком уделе был свой князь. В этом году русский князь Андрей Юрьевич получил в удел Вышгород, но не захотел жить в нем, а уехал в дальний Владимир (на реке Клязьме, в Суздальской области), взяв с собой и икону Божией Матери. Но за 11 верст до города Владимира, лошадь, которая везла икону, остановилась и невозможно было заставить ее идти далее. Тогда князь, признав в этом знамение любви Божией Матери к этому месту, велел соорудить здесь церковь в честь Рождества Богородицы и в этой церкви поставил чудотворную икону Божией Матери, а потом основал здесь монастырь Боголюбов. В последствии эта икона была перенесена во Владимир, отчего и получила название Владимирской.

Вскоре после основания церкви недалеко от Владимира, князь Андрей пошел войной на живших на Волге болгар, часто опустошавших его владения. Перед битвой князь приобщился Св. Таин, и, преклонив колена перед образом Божией Матери, воскликнул: «О, Владычица Богородица! Я, раб Твой, прибегаю под Твой покров и защиту. Умоли Сына Твоего, Которого держишь на Своих пречистых руках, да будет сила Его креста попаляющим огнем, и Твое всесильное предстательство пусть поможет нам уничтожить врагов наших». Все, бывшие тут, преклонились пред чудотворным образом Богоматери. С верой в помощь и покровительство Божией Матери, русские бросились на болгар и разбили их. После победы князь и войско со слезами благодарили Пресвятую Деву, стоя на коленях перед ее чудотворным образом, и в это время чудный свет, исшедший от лика Божией Матери, осенил всех предстоявших.

И еще несколько раз Владимирская икона Божией Матери оказывала Русским помощь во время нашествия врагов. Так, например, в 1521-м году Москва была чудесным образом спасена от набега татар, которые подошли под самую Москву и хотели сжечь ее. Но Господь услышал молитву русских, молившихся пред иконой Его Пречистой Матери, и спас их от врагов. Рассказывают, что татары увидели вокруг Москвы множество войска и, устрашенные, побежали. В память этой помощи Божией Матери установлен праздник 23-го июня.

Икона Владимирской Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву в то самое время, когда страшный завоеватель Тамерлан, направлявшийся со своими полчищами на Москву, мгновенно повернул из русской земли обратно в свои степи. Память этого торжественного перенесения иконы празднуется 21-го мая, и в этот день церковь, воспоминая благодеяния, оказанные этой иконой, воспевает следующую песнь: «Сегодня торжествует город Москва, потому что принимает зарю солнечную, чудотворную Твою икону, Владычица. К ней мы приходим и молимся. Тебе же взываем: молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, чтобы Он сохранил этот город и все города и страны христианские невредимыми от нашествия врагов и спас души наша Своим милосердием». Икона эта находится теперь в Москве, в Успенском соборе.

Смоленская икона Божией Матери, иначе называется Одигитрия, что значит – путеводительница. Она была привезена к нам из Греции в 1101-м году и поставлена в Смоленске, в церкви во имя Божией Матери. Впоследствии, во время нашествия татар, она была перевезена в Москву. В княжение Василия Темного епископ смоленский и многие городские сановники прибыли в Москву и стали умолять великого князя отпустить их икону в Смоленск. Великий князь, после совещания с боярами и митрополитом, решился возвратить ее. Он сам, духовенство и множество народа провожали икону за несколько верст от Москвы и со слезами отпустили ее в Смоленск. На месте прощания с иконой сооружен Новодевичий монастырь, куда совершается ежегодно 28-го июля крестный ход.

Много раз спасала русских эта икона от разных бед и часто помогала им в различных случаях. Во время приступа татарского хана Батыя к Смоленску, на службе у князя смоленского был воин, по имени Меркурий. Он услышал от чудотворной иконы Одигитрии голос, который повелевал ему выйти на единоборство против татарского воина, отличавшегося громадным ростом, храбростью и силой. Меркурий послушался голоса Божией Матери, вышел на поединок и сразил этого страшного великана. Этот успех так воодушевил Меркурия, что он, один, ночью выехал на врагов, умертвил их во множестве и таким образом спас город от нападения. Сам же Меркурий, после умерщвления врагов, заснул от усталости тут же, под открытым небом. Один татарский воин увидел его и отрубил ему голову. Жители Смоленска погребли тело его во храме Смоленской Богоматери, а церковь причислила его к лику святых мучеников. В 1812 году, во время нашествия на Россию французов, икона эта постоянно была в войске русском и оставалась в его рядах во время военных действий, вдохновляя воинов с мужеством защищать отечество и веру.

Много чудес оказала в России и икона Знамения Божией Матери, которая находится в Новгороде, в соборе, освященном в честь Божией Матери. В 1170 году великий князь Андрей Боголюбский осадил Новгород. Новгородцы обратились с горячей мольбою к Господу. Уже два дня продолжалась осада и в продолжение этих двух дней жители города не переставали умолять Бога о помощи. Вместе с ними молился и благочестивый архиепископ города, Илия. В третью ночь, когда святитель стоял пред образом Спасителя и молился Ему, он вдруг услышал голос, говоривший: «Иди в церковь Спасителя, возьми образ Пречистой Богоматери, вознеси его на городскую стену, и тотчас город будет спасен». От надежды и радости святитель провел всю эту ночь без сна, а на другой день объявил всем о такой милости Божией. Но когда посланные архиепископа пришли в церковь и хотели взять икону Пресвятой Девы, то они никак не могли сдвинуть ее с места. Тогда сам архипастырь со всеми священниками отправился в церковь Спасителя и стал умолять Богородицу о избавлении города и о прощении грехов всех живущих в нем. По окончании молитвы стали петь молебен и вдруг, при конце молебна, св. икона сама собою заколебалась на своем месте. Присутствующие, видя такое чудо, воскликнули: «Господи, помилуй нас!» Святитель, взяв на руки икону, приложился к ней и, в сопровождении народа, с пением вознес ее на городскую стену. Битва была в самом разгаре, неприятели яростно нападали на город и бросали туда множество стрел. Вдруг одна из стрел вонзилась в икону Богоматери. Икона тотчас же обратилась лицом к городу, и святитель увидел, что из глаз Богородицы текут слезы, которые он стал отирать своей ризой, говоря: «Царица Небесная! Ты являешь нам несомненное знамение, что со слезами молишься Сыну Твоему и Богу нашему об избавлении города нашего». Народ же, видя это чудо, со слезами восклицал: «Господи, помилуй нас!» Вдруг внезапный ужас напал на осаждающих, в смятении они стали убивать друг друга. Осажденные же отворили городские ворота и напали на своих врагов, которые были совершенно поражены. В память этого чудесного знамения от иконы Божией Матери установлен праздник 27-го ноября.

В 1383-м году, во время княжения Димитрия Иоанновича Донского, в России явилась новая чудотворная икона, Тихвинская. Однажды на Ладожском озере рыбаки ловили рыбу. Вдруг перед ними заблистал сильный свет, и они увидели, что по воздуху шла икона Божией Матери, окруженная сиянием, подобным солнечному свету. Они в ужасе и удивлении следили за ней, но икона исчезла и более не являлась им. Вскоре эта же самая икона явилась за сто верст от города Тихвина, Новгородской губернии. Она стояла в воздухе, блистающая небесным светом. Народ сбежался к этому месту и с благоговением молился пред дивной иконой; вдруг она опустилась на землю. Тогда народ соорудил на этом месте часовню, где и была поставлена икона, совершившая здесь много чудес. В последствии здесь была выстроена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Через несколько времени икона исчезла из часовни и явилась недалеко от Тихвина, идя по воздуху. Здесь народ тоже стал молиться Пресвятой Деве, чтобы Она посетила их. И действительно, икона спустилась на землю, и здесь устроили в честь Богородицы храм, в котором поставили чудотворную икону. Но и тут не осталась честная икона. Вскоре она явилась почти у самого города Тихвина, у реки Тихвины. И здесь стеклось множество народа, священники вышли со крестами, иконами и песнопениями. Долго молились они Владычице, чтобы она спустилась к ним. Только после долгой и усердной их молитвы икона опустилась на землю. Тотчас же стали рубить деревья для постройки часовни, и только ночь заставила работников отложить их работу до следующего дня. Ночью честная икона опять перенеслась на другое место и перенесла с собой даже материалы для постройки. На следующий день народ, пришедший на место постройки и не нашедший иконы, в горе и смущении стал просить Пресвятую Деву указать им место, куда скрылся Ее чудотворный образ, и только после долгих поисков нашел икону по другую сторону реки Тихвины. Обрадовавшись этому, жители Тихвина тотчас же послали к новгородскому архиепископу Алексию с известием о явлении чудотворного образа Божией Матери. Святитель со священниками, в присутствии множества народа, совершил в Новгороде благодарственное молебствие. Вскоре на месте последнего явления иконы была сооружена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Спустя 7 лет после сооружения, церковь, от небрежности церковных служителей, сгорела дотла, но чудотворная икона была найдена недалеко от церкви, в кустарнике. Жители Тихвина вновь соорудили храм, но и он через пять лет тоже сгорел; икона же была опять обретена невредимой. Жители в третий раз построили церковь деревянную, которая простояла 100 лет, до княжения Василия Ивановича. Этот князь пожертвовал много денег на построение в Тихвине каменной церкви, куда и была поставлена святая икона Тихвинской Божией Матери. При сыне Василия, Иване Грозном, здесь был основан монастырь.

Чудотворная икона Тихвинская ежегодно прославляется церковью 26-го июня. В этот день воспевается в честь этой иконы такая песнь: «Ныне, как солнце, возсияла пред нами в воздухе честная икона Твоя, Владычица, которую великая Россия приняла, как божественный дар; почитаем Тебя, Богомати, всех Владычицу, и прославляем родившегося от Тебя Христа Бога нашего. Молись Ему, Госпожа, Царица Богородица, чтобы Он сохранил все города и страны христианские невредимыми от вражеских нападений и спас нас, с верою поклоняющихся Его Божественному образу и Твоей пречистой иконе, Дева всенепорочная».

В царствование Ивана Грозного, в городе Казани дочери одного воина явилась во сне Божия Матерь и велела ей объявить градоначальнику и архиепископу о Ее явлении. При этом Богоматерь с точностью указала девице место, где находилась Ее икона. Но девица сначала не говорила об этом никому, а когда сказала о своем видении матери своей, то та не обратила на это должного внимания. Через несколько времени Пресвятая Дева вновь явилась девице и повелела ей скорее объявить о месте, где находилась икона. Но мать девицы и тут оставила без внимания слова дочери. Наконец Божия Матерь явилась девице в третий раз и сказала ей:

«Если ты не объявишь о Моем повелении, то Я явлюсь в другом месте, ты же умрешь несчастной смертью». Тогда девица стала требовать от матери, чтобы та тотчас же известила об этом начальника города. Мать девицы, вместе с дочерью, отправилась к градоначальнику и велела ей самой пересказать о видении. Но градоначальник не обратил на ее слова никакого внимания. Тогда они пошли объявить архиепископу о месте явления иконы Пресвятой Девы, но и он не поверил их рассказу.

Это было 8-го июля. В полдень этого дня мать девицы взяла заступ, пришла на указанное ее дочерью место и стала сама рыть землю; но как глубоко она ни копала, иконы не находила. Многие другие стали пробовать копать землю, но все их труды оставались напрасными: они никак не могли отыскать икону. Наконец, девица, которой явилась Божия Матерь, сама стала рыть землю. Когда она разрыла ее аршина на полтора, вдруг явилась икона Пречистой Девы с Предвечным Младенцем на руках. Девица, в радости и страхе, взяла икону и поставила ее возле места ее явления. Узнав о явлении иконы, народ из города стал стекаться сюда густыми толпами и, со слезами, преклонив колени, молился Пресвятой Деве: «Владычица, спаси нас!» Архиепископ, услышав так же об обретении иконы, в сопровождении всего духовенства и множества народа, отправился с крестом на место ее явления и со слезами молил Пресвятую Деву простить его неверие. Потом он велел нести икону в ближайшую церковь и отслужил там молебен. В это время чудотворная икона исцелила одного слепого человека, как только он коснулся ее. Ее понесли в самый город и поставили в Благовещенском соборе. Здесь от святой иконы также получил исцеление человек, больной глазами. Через несколько времени снимок с чудотворной Казанской иконы, вместе с описанием явления ее, был послан царю Ивану Васильевичу в Москву. Государь велел построить на месте чудесного явления иконы церковь и основать женский монастырь. Церковь была освящена во имя Божией Матери и на построение, как храма, так и монастыря, царь Иван Грозный пожертвовал много сокровищ. Монастырь существует и доныне, и в нем находится эта чудотворная икона, подающая помощь, утешение и исцеление всем, с верою прибегающим к ней.

Спустя 32 года после явления иконы Казанской Божией Матери, Россия была спасена Ею от угнетавших бедствий. В 1612 году поляки овладели Москвой. Русские ополчились и, под предводительством князя Пожарского, шли к Москве. При этом ополчении находилась икона Казанской Божией Матери, и ратники усердно молили Пречистую Деву о спасении отечества. Молитва была услышана. В Москве находился в это время в плену у поляков архиепископ Арсений. Его морили голодом, он совершенно изнемог и стал уже ждать смерти. Вдруг в его темнице заблистал ослепительный свет. Пред ним явился преподобный Сергий, Радонежский чудотворец. «Арсений, сказал он, Господь услышал молитву Своих рабов и, по ходатайству Пресвятой Владычицы, в следующий день поможет им одержать победу над врагами и возвратит им город». С трудом поднявшись от изнеможения и страданий, Арсений до земли поклонился Чудотворцу. Тогда свет, озарявший келью Арсения, исчез, а вместе с ним скрылся и преподобный Сергий; Арсений же почувствовал себя совершенно здоровым. Весть об этом видении дошла и до русских ратников, и сознание особенного покровительства Божия так подействовало на них, что на следующий день, 22 октября 1612 года, они с воодушевлением напали на поляков, изгнали их из Москвы, а сами снова вошли в город с молитвой благодарности своей небесной Ходатайнице; при этом князь Пожарский нес чудотворную икону. В память этого ходатайства Божией Матери установлен русской церковью праздник 22-го октября, и в этот день православные воссылают хвалу Пресвятой Деве словами такой песни: «Заступница усердная, Матерь Господа Вышняго, за всех умоляешь Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем помогаешь спастись, под державный Твой покров прибегающим. Всех нас защити, о, Госпожа Царица и Владычица, – нас, которые, посреди скорбей, напастей и болезней, обременены множеством грехов. Мы стоим перед Тобою и молимся Тебе, в умилении и со скорбью в сердце пред Пречистым Твоим образом со слезами, и имеем твердую надежду, что Ты избавишь нас от несчастий, дашь нам все полезное и спасешь всех, Богородица Дева, потому что Ты для нас служишь Божественным покровом».

Во многих местах России находятся чудотворные иконы Божией Матери Всех скорбящих радости. Множество знаков помощи и заступничества к людям явила Пресвятая Дева через эту икону, и потому-то икона эта и получила такое трогательное название: «Всех скорбящих радость». Церковь ежегодно 24-го октября, в день праздника иконы Скорбящей Божией Матери, поет Ей: «К Богородице ныне с усердием припадем, грешные и смиренные, и, в покаянии, скажем Ей из глубины души: Владычица, помоги и умилосердись, поспеши со Своею помощью, – мы погибаем от множества прегрешений; не оставь нас беспомощными, ибо на Тебя одну имеем мы надежду».

 

Источник: Издание учрежденной по Высочайшему повелению Постоянной Комиссии народных чтений. Типография М. Акинфиева и И. Леонтьева, Санкт-Петербург, 1898 г. От С.-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется. С.-Петербург, 17 Апреля 1898 года. Старший Цензор, Архимандрит Климент

Вам может быть интересно:

1. Церковь Христова со времен апостолов протоиерей Михаил Соколов

2. Слова протоиерей Фёдор Титов

3. Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным Сергей Алексеевич Белокуров

4. Слово благополезное о создании монастыря Пресвятой Богородицы Иверской и святого нового исповедника и свщмч. Филиппа патриарх Никон (Минин)

5. О разводе в России Михаил Егорович Красножен

6. Славянская хрестоматия профессор Григорий Александрович Воскресенский

7. Простые и краткие поучения. Том 3 протоиерей Василий Бандаков

8. Участие древле-русских архиереев в делах общественных профессор Филипп Алексеевич Терновский

9. Египет, Рим, Бари митрополит Нестор (Анисимов)

10. По Святой Земле протоиерей Василий Михайловский

Комментарии для сайта Cackle