Димитракопулос Софоклис

Источник

Выборы Патриарха Александрийского 1899 года

После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный114. Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением».

У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала:

«В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру».

Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии»115. Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

«Благосклонно встретят здесь и кандидатуру Высокопреосвященного Пентапольского, который оставил у большинства благодарную память. Однако из всех обстоятельств, препятствующих его успеху, самое серьезное и, пожалуй, непреодолимое, – греческое подданство, поскольку он состоит на службе Королевского Правительства и покинул Египет с патриаршей отпускной грамотой. На это препятствие непременно будет указано и из Константинополя116, и здешними властями (которые в делах, касающихся Патриархии, занимали и, надеюсь, будут и впредь занимать лояльную к нам позицию), уже заявившими, что избранный Патриарх должен быть турецким подданным».

В результате Афины отказались от поддержки кандидатуры Пентапольца, о чем говорит и пометка «нет», сделанная министром против его имени на полях донесения. Другая, аналогичная пометка свидетельствует, что тогда же отпала и кандидатура Иоакима III, которую, впрочем, он сам к тому времени снял.

Тем не менее, даже в октябре 1899 года одна из газет, чей корреспондент, едва ли знавший о тайных пружинах событий, передавал лишь внешнюю их сторону, называла кандидатами бывшего Патриарха Вселенского Иоакима III, митрополита Назаретского Фотия, епископа Хариупольского (Вселенский Патриархат) Германа, митрополита Фиваидского Германа117 и митрополита Пентапольского Нектария. Месяцем раньше, 9 сентября, афинский журнал «Анапласис» писал:

«Справедливость и истина требуют от нас не просто отдать предпочтение Высокопреосвященному Пентапольскому, но и во всеуслышание заявить, что он – один из самых известных, просвещенных и по всему образцовых иерархов, какими может похвалиться Православная Восточная Церковь. Плодовитейший писатель, неутомимый труженик на ниве духа, чья пища и услада – служение, познание и истина. Нестяжательный без меры и милостивый до самозабвения; тихий нравом, но твердый, кроткий, но непоколебимый, он явил пример столь чистой жизни, что Царь в заботе о Жене Своей118, которой надлежит быть превыше всякого злословия и хулы, пожелал поставить его в первый ряд избранных. <...> И если предпочтут другого избранника, никто не возрадуется об этом больше, чем сам он; если же его изберут, то, как чуждый гордыни, возревнует лишь о том, чтобы оказаться достойным сего служения».

Но из последующей секретной документации видно, что по крайней мере с ноября 1899 года Афины при содействии английского представителя в Египте стали продвигать в Патриархи митрополита Назаретского Фотия Пероглу. Сообщая о возникших здесь затруднениях (донесение от 23 ноября 1899), генеральный консул Грипарис объяснял их тем, что «сирийцы119 ратуют за митрополитов Фиваидского и Пентапольского, и особенно за второго, из-за которого первый, похоже, снимает свою кандидатуру». И задавался вопросом: «Не происходит ли все это с подстрекательства России, которая, несмотря на то, что Египет в настоящее время – далеко не лучшее место для успеха ее замыслов (о чем я уже имел честь докладывать Вашему Превосходительству), нимало не озабочена приисканием другой почвы, более благоприятствующей проведению в жизнь основной ее программы?».

О других препятствиях писал греческий консул в Каире Скотидис – в частности, о «чудовищных интригах митрополита Фиваидского, который ради собственного “я” попрал все сокровенное и святое», и об «ухищрениях некоторых здешних друзей Пентапольского Высокопреосвященного кир Нектария, которого они страются представить – вероятно, с его ведома, – кандидатом греческого правительства и к поддержке которого склоняются, с их слов, те же сирийцы, в чьих глазах митрополит Фиваидский ежедневно роняет себя своим безумным поведением».

В процитированном свидетельстве, несмотря на почтительную форму упоминания о владыке Нектарии (в сравнении с митрополитом Фиваидским, не названным даже по имени), бросается в глаза весьма двусмысленное утверждение, будто он был осведомлен о слухах, распространяемых некоторыми не в меру ретивыми его сторонниками в Египте. Но даже и не догадываясь о вмешательстве посторонних сил, пожелавших воспользоваться его именем в своих целях, Нектарий Пентапольский с первых дней почувствовал, что подготовка к выборам ведется недолжными средствами.

И памятуя, что пришел в Египет «по просьбе единоплеменников» не с тем, чтобы «внести смуту и разделение», но «ради мира и любви», он снял свою кандидатуру и высказался за избрание Иоакима III. А в одной беседе с журналистами сказал о нем так:

«Я держусь наилучшего мнения об этом служителе Божием, с которым имел счастье лично познакомиться на Афоне. <...> Это муж широкого образования и выдающихся административных способностей, и потому возведение его на престол Патриархов Александрийских было бы весьма желательно... Не давайте веры толкам о его русофильских настроениях. Иоаким – муж истинно эллинского духа, хотя и полагает, что Церковь наша нуждается в покровительстве великого русского народа, имеющего огромный авторитет в Европе».

В результате 9/21 сентября 1899 года владыка покинул Александрию и вернулся в полюбившийся ему Ризарион. Но вторично уступая настояниям верующих, ходатайствовавших о его избрании, он 26 ноября 1899 года снова появился в Египте. На сей раз Пентаполец пробыл здесь совсем недолго и по возвращении в Афины перестал следить за делами Александрийской Церкви (хотя постоянный его спутник Костас Саккопулос и восемь лет спустя ожидал, что митрополита Нектария вот-вот призовут в Египет120).

10 января 1900 года Патриархом Александрийским был избран митрополит Фотий, интронизация которого состоялась 15 сентября121. И нет оснований сомневаться, что святой Нектарий всей своей чуждой себялюбия душой радовался этому вместе с новопоставленным первоиерархом. Иначе бы он не послал ему 23 марта 1901 года экземпляр своей «Христологии» с просьбой рекомендовать «сей... труд иереям и верующим мирянам, а также содействовать его распространению» и не выразил бы с первых строк благодарность адресату.

* * *

114

Митрополит Триполийский Феофан Мосхонас (род. на JIepoce в 1864 г.) был последним и наименее ярким архиереем тридцатилетнего патриаршества Софрония. Поскольку Александрийская Церковь имела в 1899 г. лишь двух действующих архиереев (в лице самого Патриарха и Германа Фиваидского), Софроний незадолго до своей кончины обратился к Синоду Вселенской Церкви при Патриархе Вселенском Константине V с просьбой избрать в митрополиты одного из трех указанных им кандидатов. Избранный 21 сентября 1899 г. (за день до смерти Софрония) архимандрит Феофан был хиротонисан 1 сентября 1899 г. в Константинополе. Со временем высокопреосвященный Феофан достиг видного положения в Александрийском Патриархате, занимая на протяжении ряда лет должность патриаршего эпитропа. Скончался в глубокой старости 27 января 1954 г.

115

См. выше, главу «Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием».

116

То есть со стороны центрального турецкого правительства в Стамбуле. – Перев.

117

Как явствует из официальных документов МИД Греции, митрополит Фиваидский Герман привлек на свою сторону высокопоставленного представителя турецко-египетской администрации Мухтар-пашу и значительную часть православных арабов, которые ранее, 24 августа 1899 г., в большинстве своем (восемью из десяти поданных голосов) голосовали за назначение его патриаршим местоблюстителем.

118

То есть Господь Иисус Христос в заботе о Церкви Своей. – Перев.

119

Сирийцы, или сиро-арабы – название, применявшееся в XIX в. к православному арабскому населению Египта (см.: История Православной Церкви в XIX в. Православный Восток. M., 1998. (Репр. с изд. 1901 г.). Стр. 234–235). – Перев.

120

Ср. замечание владыки Нектария в письме к игумении Ксении от 15 февраля 1908 г., когда он, подав в отставку с поста директора Ризариона, готовился обосноваться на Эгине: «К слову сказать, Костас не хочет, чтобы багаж мой отсылали на Эгину, думая, что прежде чем мы отошлем его туда, меня призовут в Египет. С этой мечтой он засыпает и просыпается. Сам я давно перестал лелеять эту мечту, но Костас не расстается с ней ни днем, ни ночью». Ту же «мечту» по-прежнему лелеяли и другие почитатели владыки – например, иконописец Дома Даниилеев иеромонах Афанасий, который много позже, 30 сентября 1917 г., писал ему: «Да сподобит Вас Господь вскорости взойти на престол святого Марка».

121

В первом туре были избраны митрополиты Назаретский Фотий (121 голос) и Фиваидский Герман (7 голосов), Иоаким III, бывший Патриарх Константинопольский (6 голосов), архидиакон Константин Пагонис (5 голосов) и патриарший протосинкелл Мелетий Апостолопулос (3 голоса), во втором и последнем – Фотий (159 голосов).


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle