Димитракопулос Софоклис

Источник

Копты-«ризариты»

Огромную любовь и самое трогательное внимание проявил Пентаполец к коптам, прибывшим из Египта и некоторое время обучавшимся в Ризарионе. 5 июня 1900 года местоблюститель Александрийского патриаршего престола протосинкелл Мелетий Апостолопулос187 отправил новому министру церковных дел и народного просвещения Греции С. Стаису письмо с просьбой оказать содействие зачислению в Ризарион двух клириков-коптов, причем выразил надежду и на помощь директора семинарии Нектария Пентапольского:

«(Вашему Превосходительству.– С. Д.) известно, что около 800 000 жителей Египта – это православные копты, которые в догматическом отношении мало чем отличаются от нас, православных эллинов, и проявляют признаки горячей симпатии и братских чувств к нашей здесь и повсюду сущей Церкви, усердно молясь, чтобы Промыслом Божиим настал час их соединения с нами. По нынешней моей должности в Александрийской Православной Церкви я оказался связан дружескими отношениями с Патриархом коптов Кириллом и его преосвященными иерархами, с которыми часто беседовал о существующем между нами разделении и о вожделенном дне его устранения. Это желание их усугубляется широкой прозелитической пропагандой католиков и протестантов среди коптов Верхнего Египта, одолеть которую те, оставаясь в крайнем невежестве, попросту не в состоянии.

Посему для воспрепятствования этому прозелитическому натиску мы, с общего решения, сочли необходимым направить коптских клириков в греческие богословские учебные заведения Константинополя, Иерусалима и Эллады для занятий и получения богословского образования на греческом языке. Мы же188, полагая то делом общенационального значения, посоветовали Его Блаженству Патриарху коптов отправить своих клириков на обучение не в Константинополь и не в Иерусалим, но в самое средоточие эллинского духа – Афины, где они будут недоступны пропагандистским усилиям и интригам единоверцев и иноверцев, но, напитавшись от чистых родников нашего православного богословия, сделаются затем проповедниками эллинно-христианского учения в Египте.

По каковой причине молим Ваше Превосходительство не отказать в любезности и рассмотреть представленное дело общенационального значения со всей отличающей Вас тщательностью, а также войти в соглашение с руководством Ризарийской Духовной семинарии, указав ему на необходимость безмездно принять в ее лоно двух клириков-коптов вплоть до окончания ими курса. Убежден, что и Высокопреосвященный ее директор митрополит Пентапольский кир Нектарий, и досточтимое попечительство подобающим образом рассмотрят это важнейшее общенациональное дело и с готовностью примут предложение.

Полагаю небесполезным довести до сведения Вашего Превосходительства, что этим Вы доставите величайшее удовольствие и Его Превосходительству министру иностранных дел в Правительстве Египта Бутроспаше Гали – копту, который весьма расположен к Правительству Эллады и является искренним радетелем Александрийского Патриархата».

Министр немедленно начал действовать. Посовещавшись с Административным советом Ризариона и, по всей вероятности, выяснив мнение директора (особенно авторитетное ввиду его богословского образования и опыта служения в Египте), он очень скоро, уже 20 июня, дал положительный ответ, а на случай, если намеченные к зачислению копты не знают греческого языка, распорядился направить их сперва в какое-нибудь «греческое училище для ознакомления с языком и приобретения первичных познаний».

Действительно, из переписки Министерства и Административного совета семинарии и из списка учащихся явствует, что в Ризарион прибыли из Каира «два новичка-копта, совершенно не знакомые с греческим языком»: 30 октября 1900 года – иеродиакон Иоанн Халил, или эль-Парамуси, и 8 ноября того же года – Михаил Филофеос Ламбропулос. Для помощи им в изучении языка Министерство выделило первоклассного преподавателя Лукаса Иоанну189. Но дело продвигалось с большим трудом – по крайней мере у Михаила Филофеоса, который, несмотря на все попытки директора отговорить eгo, 1 декабря покинул семинарию и выехал в Египет. Владыка Нектарий подал по этому поводу рапорт в Административный совет семинарии (от 1 декабря 1900):

«Досточтимому Административному совету Ризарийской Духовной семинарии.

Извещаю вас, что второй копт, Михаил Филофеос, отбыл сегодня в Александрию, удрученный незнанием языка и тем, что не может заниматься, ибо, по собственному признанию, обуревается помыслами. Во исполнение предписанного нам Министерством через господина Ф. Георгандаса мы убеждали его продлить свое пребывание здесь хотя бы на месяц, но он, не сдаваясь на уговоры, уехал.

Ставя вас в известность об этом, прибавлю, что направил местоблюстителю Патриарха коптов господину Иоанну190 просьбу, чтобы преемник [выбывшего], если таковой будет прислан, был не моложе двадцати лет и владел греческим языком.

Остаюсь со всяческим почтением

Директор Нектарий Пентапольский».

Административный совет отослал рапорт в Министерство и, со своей стороны, попросил, чтобы и первый копт, Иоанн Халил, был заменен другим, знающим греческий. Во всяком случае, в 1901–1904 годах в Ризарионе обучались еще два иеродиакона-копта: Михаил эль-Макари (Макариадис), 29 лет, и Клавдий эль-Антони (Антониу), 24 лет. Тот и другой прибыли в Афины 27 августа 1901 года и вернулись в Египет в июне 1904-го.

Впоследствии Иоанн Халил, нареченный Лукой, стал митрополитом Кенасским191, а Клавдий эль-Антони – Патриархом коптов с именем Юсап (Иосиф) II192. Обучаясь в Ризарионе, Михаил эль-Макари написал (с помощью Иоанна Халила) на арабском языке сочинение, которое позже самостоятельно перевел на греческий, снабдив посвящением Патриарху коптов Кириллу, и в таком виде напечатал в Афинах под названием: «О жизни Ризарийской Духовной семинарии: в переводе с арабского»193. Открывающаяся фотографией владыки Пентапольского, книжица содержала и краткие сведения о нем. Знаменательны следующие строки: «Я захлебнусь от чувств, если не возвещу во всеуслышание о благороднейшем и великодушнейшем нраве Его Высокопреосвященства директора и о той чести, которой мы, без всяких заслуг, по ничтожеству нашему, были им удостоены».

* * *

187

Мелетий Апостолопулос из Калавриты, магистр богословия. Первоначально – чредной иерей в Порт-Саиде, после смерти Патриарха Софрония в течение года оставался патриаршим местоблюстителем. По восшествии на Александрийский престол Фотия переехал в Мюнхен, где служил в греческом приходе. Получил известность как канонист и переводчик. Главный труд: «Каноническое право Восточноправославной Церкви» (Афины, 1898). По переезде в Грецию умер от сердечного приступа в 1917 г.

188

В отличие от предыдущей фразы, где «мы» означает, по-видимому, участников «общего решения», то есть местоблюстителя Александрийского патриаршего престола и священноначалие коптов, здесь оно относится, скорее всего, к личной позиции Мелетия Апостолопулоса, отдававшего предпочтение образовательным учреждениям независимой Греции перед всеми другими или руководствовавшегося политическими к ней симпатиями. – Перев.

189

Предписание № 18114 от 25 октября 1900 г. Министерства церковных дел и народного просвещения Административному совету Ризарийской Духовной семинарии.

190

Иоанн был в то время митрополитом Аль-Бехирским и Аль-Манурийским; впоследствии Патриарх (1928–1942).

191

Лука стал епископом Кенасским (в Нижнем Египте на границе с Суданом) 15 марта 1903 и скончался 2 мая 1930 г. в возрасте 57 лет. Считался весьма влиятельным иерархом.

192

Мирское его имя – Нандас Филиппус Юсеф. Родился в 1877 или 1880 г. С 1895 по 1901 монашествовал в коптском монастыре Святого Антония, где и принял имя Клавдий эль-Антони. После обучения в Ризарионе вернулся в Египет. Здесь в декабре 1920 г. был хиротонисан в митрополита Нирнасского. 26 мая 1946 г. избран Патриархом и оставался на престоле до самой кончины в ноябре 1956 г.

193

Михаил эль-Макари, оставшийся иеромонахом, известен тем не менее разносторонней деятельностью. Так, он издал коптский синаксарь, восстановил первый коптский храм в Хилуане (близ Каира) и много трудился как иконописец. Безвременно скончался в 1919 г. В 1902 г., находясь в Афинах, опубликовал в журнале «Экклисия» тексты, относящиеся к коптскому вероучению.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle