Димитракопулос Софоклис

Источник

Преселение в небесную отчизну

Мы не раз отмечали, что здоровье митрополита Нектария, всегда слабое, в последний период его жизни значительно ухудшилось. Об этом говорит и фотоснимок 1915 года, запечатлевший Пентапольца в полном архиерейском облачении за Божественной литургией307 и сделанный, как пишут, по усиленной просьбе эгинских сестер, желавших запечатлеть облик своего старца. Позже, по всей вероятности с начала 1919 года, общее недомогание осложнилось хроническим воспалением простаты – болезнью, которую ему поначалу удавалось скрывать. Резкое ухудшение самочувствия на фоне весьма преклонного по тем временам возраста (семьдесят четыре года) вынудило владыку 2 января 1920 года составить завещание, чтобы таким образом застраховать монахинь от имущественных претензий третьих лиц (в том числе прямых его родственников) и потери небольшого, но постоянного дохода для удовлетворения первостепенных нужд.

Перечисленное в завещании имущество (на Эгине и в Пирее) принадлежало нищему владыке номинально, ибо за отсутствием у Свято-Троицкой обители официального положения все документы о дарениях, покупках и т. п.308 оформлялись на его имя. Что касается двух домов в Силиврии, то здесь не может быть речи о покупке, поскольку в 1906 году он, как отмечалось ранее309, уступил их своему многосемейному брату Хараламбосу. Включение этих домов в завещание как отходящих брату и потому свободных от притязаний со стороны монахинь (если бы они вдруг возникли) и остальных родственников позволяет думать, что владыка по какой-то причине не смог в 1906 году юридически закрепить их за Хараламбосом и, желая обеспечить ему частичную компенсацию, передал в аренду третьим лицам. Характерная особенность завещания – неоднократное упоминание о посвящении обители «Трисолнечному Божеству», смысл которого в том, что все претендующие на ее достояние нанесут обиду Самому Богу. Та же мысль содержится в приложении, где воспроизведены надписи на Троицком храме и основном здании обители. Приводим текст полностью:

«Мое завещание

Я, нижеподписавшийся архиерей Нектарий Диму Кефалас, митрополит Пентапольский, временно пребывающий в Элладе и проживающий на Эгине как частное лицо в своем владении, находящемся в местечке Ксандос, пребывая в твердой памяти и здравом уме, пишу сегодня на Эгине 2-го числа месяца января 1920 года в собственном доме в вышеназванном Ксандосском владении при девичьей обители, которую по восстановлении святого храма я освятил во имя Святой Троицы, настоящее завещание, посредством коего завещаю мое имущество следующим образом.

Наследниками вышеозначенного моего в местечке Ксандос владения, перешедшего в мою собственность и распоряжение в силу нотариального акта о передаче № 17126, который составлен нотариусом Эгины Георгием Ликурисом с разрешения муниципалитета города Эгины (постановление № 4 от 17 февраля 1912), утвержденного господином номархом Аттики и Беотии (протокол № 5279 от 6 апреля 1912), а также святого храма, который я полностью восстановил и посвятил Трисолнечному Божеству, с кельями вокруг него, мною восстановленными и заново устроенными, и собственных моих домов со всей обстановкой их, в том числе дома, находящегося на земле святого сего монастыря, и дома в Пирее на бульваре Фреатис (перешедшего в мою собственность и распоряжение согласно нотариальному акту о продаже № 18573, составленному нотариусом Эгины Георгием Ликурисом) – называю и назначаю монахинь, проживающих в вышеозначенном моем владении на Эгине, освященных и поставленных на служение Богу310 мною или иным лицом, равно как и пребывающих доныне послушницами. И повелеваю, чтобы по смерти моей все движимое и недвижимое мое имущество, где бы оно ни находилось, и образовавшееся от продаж, дарений или обменов – вся библиотека моя, все изданные мои сочинения и неизданные рукописи, все драгоценные священные предметы, то есть ризы, кресты, панагии, архиерейские посохи, все священные сосуды, – оставалось навечно достоянием святой обители (девичьей общины) как неотчуждаемое и находилось в обладании означенных сестер – дев-монахинь. Проживающим в обители монахиням разрешаю вносить одобренных ими сестер в список обители и представлять, по прошению их, к постригу архиереем, согласно 6-му правилу Карфагенского Собора. Усердно молю митрополита, который будет в то время на кафедре, обильно преподавать им освящающую благодать и желаю, чтобы право наследования переходило на освященных и принявших постриг сестер навеки. Желаю, чтобы две мраморные доски, прикрепленные одна над входом в святой храм, другая – над входом в здание общины, коими все место сие посвящено Трисолнечному Божеству и обозначено как жилище пребывающих здесь дев, оставались и впредь на своих местах во свидетельство неизменной воли моей и бывшего от меня посвящения Богу и дозволения преподобным девам обитать в нем для хвалы и служения Триипостасному Божеству вовеки. Упомянутые доски снабжены мною посвятительными надписями.

Надпись на доске над входом в храм:

Трисолнечному Божеству

воздвиг сей святой храм от самого основания

Архиерей Нектарий, бывший Пентапольский.

заложен 1 января 1906 г.

освящен 2 июня 1908 г.

Надпись на доске над входом в здание общины:

Сию обитель с Божией помощью воздвиг

святым инокиням на истинное служение

Триединому Богу, Творцу всяческих,

Архиерей Божий смиренный Нектарий,

бывший Пентапольский и Киринийский.

Сооружение начато в 1904

и завершено в 1912 г.

На монахинь же возлагаю обязанность издания моих рукописей, каковую обязанность они правомочны возлагать и на другие лица. Монахини призываются стать образцом добродетели и совершенства, дабы явить сию обитель духовным маяком, наставницей духовного рассуждения и целомудрия. Два моих дома в Силиврии завещаю брату моему Хараламбосу Диму Кефаласу. Настоящее завещание, написанное мною и скрепленное моей подписью, которую я поставил собственноручно, по смерти моей должно находиться среди моих бумаг.

Эгина, 2 января 1920 года.

Завещатель: митрополит Пентапольский Нектарий Д. Кефалас»311.

В тот же день, когда святой составил завещание, верный Костас Саккопулос написал из Афин: «Господин Аравандинос312 просил меня передать Вам его благопожелания и крайне огорчился, узнав о Вашей болезни. Он умоляет Вас не запускать ее и поскорее прибыть сюда для надлежащего лечения». Но Пентаполец не слушал ничьих уговоров и терпеливо принимал страдания как Божий дар.

За несколько месяцев до кончины, 24 июля 1920 года, Бог послал болящему великую радость – весть об освобождении его родной Силиврии313 от многовекового турецкого господства. А последовавшая вскоре кончина избавила святого от тяжкой скорби, которая неминуемо постигла бы его два года спустя, когда наши кровные братья были изгнаны с древней их родины, а православные храмы и святыни подверглись поруганию от иноверцев314.

После 25 августа владыка, предчувствуя свой исход, посетил соседний Хризолеондийский монастырь315, где усердно молился перед местным чудотворным образом Божией Матери, напоминающим Силиврийскую Ее икону. На обратном пути, дойдя до места, известного как «Рука Богоматери» (что на Мавроянийской горе в Псахни), он, по свидетельству сопровождавших его монахинь Афанасии, Евфимии и Агапии (Нектарии), благословил на четыре стороны остров, всех его жителей и Свято-Троицкую обитель, всех эгинян и предрек свое успение.

Наконец, 20 сентября 1920 года Пентаполец внял просьбам окружающих и приехал в Афины, где был помещен в лечебницу Аретэйон (улица Василиссис Софиас, дом 76)316. Несмотря на архиерейский сан, он проходил лечение как простой и безвестный монах в общей палате третьего разряда для неимущих на втором этаже старого (ныне центрального) здания. Как показывает свидетельство о смерти (№ 287/6/20) за подписью доктора Андрикопулоса, здешние врачи установили, что больной страдал «хроническим циститом и гипертрофией предстательной железы»317. В испытаниях, выпавших на долю владыки в те дни, ему служили монахини Евфимия и Агапия с Костасом Саккопулосом. Частыми посетителями палаты были иерей Ангел Нисиотис, архимандрит Пантелеимон Фостинис, иеромонах Иероним Симонопетрит и другие. В Троицкой обители сестры день и ночь молились о здравии своего духовного отца и покровителя, а игумения Ксения составила несколько молебных тропарей, и среди них этот, третьего гласа:

«Дева нескверная, богорадованная, покрый и соблюди благого служителя Твоего от всякого коварства вражия, от печали и уныния. Избави его, терпящего напасть, и болезнующего исцели, да, веселяся, воспоет имя Твое и, радуяся, прославляет непрестанно, Чистая, величие Твое».

Являя поразительную выдержку и постоянно приобщаясь Святых Таин (в дни, когда иерей больничного храма Великомученика Георгия совершал там Божественную литургию), владыка целых пятьдесят дней терпел сильнейшие боли без обычного в таких случаях хирургического вмешательства. В последнюю неделю у него резко поднялась температура, что усугубило страдания. Кончина наступила неожиданно для всех: 8 ноября 1920 года, в воскресенье, около половины одиннадцатого вечера Нектарий Пентапольский предал душу Творцу, навеки упокоившему ее в селении праведных.

На исходе дня совершилось первое посмертное чудо. Приготовляя честно́е и с первых минут замироточившее тело к переносу в больничную церковь, санитары и монахиня Евфимия положили нижнюю рубаху покойного на соседнюю кровать. В то же мгновение исцелился лежавший на ней больной с параличом верхних и нижних конечностей318. А доктор Караплис, тогда еще студент медицины, проходивший практику в лечебнице Аретэйон, свидетельствует, что бинты святого издавали благоухание и поэтому их не выбросили, а закопали. По распоряжению больничного начальства койка владыки полгода оставалась незанятой. Поскольку палата, где он лежал, в настоящее время разделена на несколько малых помещений, койка эта находится теперь в юго-западном углу кабинета № 2 у окна. Устроенный над ней киот с неугасимой лампадой служит постоянным напоминанием, что здесь – место кончины великого угодника Божия.

Ненабальзамированное тело оставалось в палате одиннадцать часов, а затем было выставлено на два часа в больничный храм. Наутро, в одиннадцать часов, племянник митрополита Нектария Фемистокл Кефалас сообщил о смерти дяди в мэрию и получил разрешение перевезти тело на Эгину, вопреки горячему желанию преподавателей и самого директора Ризариона архимандрита Хризостома захоронить его на кладбище возле семинарии. После этого гроб внесли в карету, которая через проспект Сингроса направилась в Пирейский порт. Его сопровождали иерей Ангел Нисиотис, Костас Саккопулос и трое племянников владыки (сыновья Хараламбоса). Поскольку до погрузки на пароход «Птероти» времени оставалось достаточно, гроб был ненадолго установлен в церкви Живоначальной Троицы и, по просьбе верующих, открыт для прощания. Тогда и выяснилось, что лицо святого усеяно каплями мира, пропитавшими волосы и бороду.

Известно и второе посмертное чудо. О нем впоследствии сообщил священник названной церкви Александр Психойос319, который присоединился в тот день к сопровождавшим гроб на остров: «Как только гроб внесли в храм, тот наполнился неописуемым, истинно небесным ароматом. Чудо продолжалось и после того, как он был перевезен из Пирея на Эгину. То же благоухание заполняло судно по возвращении с Эгины».

Пароход с гробом и сопровождавшими, среди которых находились иерокирикс Аттики архимандрит Пантелеимон Фостинис, делегация воспитанников Ризариона и другие, достиг Эгины в 3 часа 45 минут пополудни. На пристани его встретили священнослужители, высшие должностные лица, педагоги и учащиеся школ, толпы народа разного звания. Слышались рыдания, клубился кадильный дым, смешанный с острым ароматом от множества букетов, а над всем этим плыл погребальный звон городских колоколов. Составилась небывалая процессия. Свыше двухсот человек – рыбаки, ремесленники, крестьяне, чиновники – спорили, кому и в каком порядке нести гроб до монастыря (около шести километров). Потребовалось вмешательство мэра и наиболее хладнокровных земляков, которые разделили их на четверки и таким образом исполнили горячее желание каждого в свой черед водрузить на плечи честны́е останки святого и сподобиться его благословения. Гроб казался удивительно легким. Обитатели домов, расположенных по пути шествия, забрасывали своего архипастыря цветами, зажигали в его честь свечи на окнах, воскуряли ладан... Через несколько часов, почти в сумерках, процессия приблизилась к вратам обители, где произошло третье чудо. Когда иеромонах Савва – позже причисленный к лику святых как преподобный Савва Калимносский – собрался возложить на тело епитрахиль и омофор, усопший наклонил главу!

Далее последовало прощание мирян, а на другой день, 10 ноября, во вторник, в четыре часа пополудни, – отпевание, которое возглавил иерокирикс архимандрит Пантелеимон. Он же произнес и надгробное слово320. Затем гроб, усыпанный белыми цветами лимона и непрестанно источающий миро, был опущен в могилу возле знаменитой сосны, с которой связано еще одно чудесное событие. Задумав в 1905 году посадить ее на месте будущего захоронения, монахиня Афанасия Мурцис услышала таинственный голос: «Не здесь, но поодаль. Оставь место для гроба!» – и перенесла саженец немного в сторону.

В тяжелые для Греции ноябрьские дни 1920 года о кончине Нектария Пентапольского сообщили лишь некоторые церковные издания: «Зои́», «Трис иерархе», «Григориос Паламас» и «Пандинос». Газета «Зои́» назвала его «добродетельным и ревностным», журнал «Трис иерархе» – «маститым и высокодобродетельным». Журнал «Пандинос» опубликовал статью крупнейшего церковного историка современности, будущего архиепископа Афинского, а тогда архимандрита Хризостома, который дал истинно объективную оценку его жизни и дела и, в частности, написал:

«Ушел из жизни митрополит Пентапольский, преосвященнейший иерарх, украшенный великими добродетелями и выдающимися трудами. Исполненная подвига, земная его жизнь явила собой высочайшую степень христианского совершенства и делания. <...> Безмерно кроткий и многополезный для всех, сей добрый и благой архипастырь пользовался огромной любовью и уважением каждого, кому довелось его знать. Высоко почитаемый... за добродетель, ученость и подвижническую жизнь, приснопамятный митрополит Пентапольский Нектарий оставил нам пример настоящего подвига, ревностного наставничества и, сверх того, дивно-притягательный образ истинно православного иерарха».

* * *

307

В отличие от других авторов, мы датируем эту фотографию не 1920-м, а 1915 г. на основании письма афонского монаха Иоасафа от 23 сентября 1915 г.: «С сердечной радостью получил долгожданное святое письмо и, вскрыв конверт, замер от восторга, когда внезапно узрел тебя, глубокочтимейшего владыку моего, перед царскими вратами в окружении святых икон, в полном облачении, во всем одеянии для ангельского служения».

308

Из письма святого к митрополиту Афинскому Феоклиту от 7 августа 1913 г. известны полные имена дарителей. В этом документе упоминаются и доли имущества, перечисленные в завещании.

309

См. выше, главу «Родственный долг».

310

Переведено по смыслу. В оригинале: χειροτονηθείσας καὶ ἀφιερωθείσας (букв.: «рукоположенных и посвященных Богу»). – Перев.

311

Завещание представила в суд первой инстанции Пирея монахиня Афанасия (Екатерина Вульцу), и она же обнародовала его потом с резолюцией № 51 от 2 января 1921 г. Обстоятельства его обнаружения изложены в заверительном акте за подписью священника Ангела Нисиотиса, который был представлен в суд вместе с оригиналом: «Заверение. Мы, нижеподписавшиеся, подтверждаем, что сегодня, 10 ноября 1920 г., во вторник, в семь часов пополудни, после совершившегося в тот же день погребения новопреставленного ктитора женской обители, что на Эгине, митрополита Пентапольского кир Нектария, среди бумаг приснопамятного отца было обнаружено собственноручное его завещание, датированное 2 января 1920 г., на трех страницах, за собственноручной его подписью на каждой странице и датой 2 января 1920 г., и зачитано игумении святой обители Ксении, сестрам той же обители и трем сыновьям брата покойного завещателя, Хараламбоса Д. Кефаласа. Эгина, 10 ноября, 1920 г. Заверитель: иерей Ангел Нисиотис, эконом. Свидетели: иеромонах Савва Катергус, Н. Паноргиос, Κ. X. Саккопулос, монахиня Свято-Троицкого, что на Эгине, монастыря Афанасия Вульцу».

312

Аристотель П. Аравандинос служил врачом при Ризарийской семинарии с апреля 1904 г. до самой смерти, последовавшей 9 декабря 1922 г.

313

В результате поначалу успешных действий греческой армии против турок в Восточной Фракии и других районах. – Перев.

314

Подразумевается массовый исход греков из Малой Азии в начале 1920-х гг. после неудачной попытки Греции покончить с турецким господством в этом регионе. – Перев.

315

Одни биографы полагают, что он провел там пятнадцать дней, другие – что вернулся в Троицкий монастырь вечером того же дня. Последнее более вероятно.

316

Монах Авимелех Бонакис полагает, что святой находился в лечебнице пятьдесят дней.

317

К сожалению, медицинское заключение не сохранилось, поскольку документы такого рода подлежат уничтожению через пять лет.

318

Передают, что медсестра Стаса Калокагафу, собрав ватой немного мира со лба новопреставленного владыки, помазала им своего неизлечимо больного мужа, и тот не только немедленно выздоровел, но и участвовал в препровождении останков святого на Эгину.

319

Широко известный в то время священник, о котором Патриарх Афинагор много позже, в 1953 г., справлялся у посетивших Константинополь пирейцев, служит ли он по-прежнему в церкви Живоначальной Троицы.

320

Предвидя недоуменный вопрос благочестивого читателя: «Почему погребение святого не возглавил митрополит Афинский или другой архиерей?», напомним, что в дни после поражения Елевферия Венизелоса на выборах 1 ноября 1920 г. не только политическая, но и церковная ситуация оставалась крайне нестабильной. Вопреки Уставу и правилам Церкви, правительство начало восстанавливать на кафедрах архиереев, ранее запрещенных или изверженных из сана за участие в анафеме, а митрополит Афинский Мелетий вскоре был удален с кафедры. Далее, без предварительного церковного решения, последовал королевский указ от 7 ноября 1920 г., призывавший не только уволенных на покой, но и изверженных из сана епископов вернуться на кафедры, которые они занимали в 1917 г. Сумятицу первой декады ноября усугубило то, что вместо Мелетия (выведенного из митрополичьего дома под полицейским конвоем) в городских храмах Афин и, в частности, в кафедральном соборе стал служить ранее низложенный митрополит Идрский Прокопий.


Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle