Димитракопулос Софоклис

Источник

Нетленные мощи

Спустя шесть месяцев могилу понадобилось вскрыть для дополнительного ее укрепления321 и установления каменной плиты, сооруженной на средства Ризариона. Взору рабочих и монахинь предстало удивительное зрелище. Честны́е останки, по-прежнему источавшие миро, выглядели так же, как в день погребения, а цветы лимона – как свежесрезанные. На два дня тело перенесли в настоятельские покои. За это время была приведена в полный порядок могила и установлена плита с эпитафией, написанной гекзаметрическими стихами:

«Зришь иерарха Божия гроб пред собою, о путник.

Троном Пентаполец он, Кефалас же Нектарий – прозваньем.

Жизнь его благочестия полной была с добродетелью вкупе

И животворной наукою горних словес.

А посему жало печали в певцах музолюбивых оставил,

И вопиет, естеству отдавая свой долг.

Теплым кроплением слез, девственниц эгинских сонм.

Горестный хор “ризаритов” рыдает, разлукой томимый

С добрым отцом и наставником мудрым всяческих благ.

Геликониды, укромной тиши насельницы-музы,

Плачем чтут и они служителя верного их.

8.11.1920».

Тот же вид останки святого являли собой и позже, в чем многие могли убедиться при последующих вскрытиях могилы. Об одном из них, в 1924 году, говорит письмо старца Даниила Катунакского (от 18 июня того же года): «Эту спасительную весть прислал мне господин Александр Мораитидис, муж высокоблагочестивый и всесторонне образованный, который написал: “У них [в монастыре] состоялось перенесение останков упокоившегося во благих Высокопреосвященного Нектария Пентапольского, причем святое его тело было обретено нетленным, как если бы он был жив, и благоухающим”».

Через пять лет по кончине владыки официальная газета Вселенского Патриархата «Апостолос Андреас» сообщала, что при вскрытии гроба монахини «обнаружили тело своего игумена таким же, как и погребли! И само тело, и даже одежды его ничуть не изменились. К тому же оно источало особое, нездешнее благоухание. Едва узнав о дивном явлении, приснопамятный митрополит Афинский Хризостом поспешил к месту его, где совершил поклонение и молитву пред честны́ми останками».

В 1927 году орган Христианского Союза девушек (созданного священником Ангелом Нисиотисом) журнал «Кени ктисис» от 20 августа известил читателей, что «в минувший вторник, 16 августа, досточтимый председатель с десятью избранными членами нашего Союза прибыл на Эгину. <...> Перед заходом солнца все отправились в святую обитель, где выслушали вечерню, после чего, облобызав мироточащий гроб основателя монастыря, возвратились в город».

А вот свидетельство врача Георгия Ксидеаса с Эгины, видевшего мощи в первой половине 1930-х годов:

«Не припомню точно когда, но по крайней мере между 1930 и 1935 годами я возвращался однажды из Месагрона, где навещал больного, и, застигнутый проливным дождем, вынужден был укрыться до утра в Троицком монастыре. Автомобилей в те времена никто не имел, и основным транспортом служили, как известно, животные.

Сестры обители, которые всегда отличались гостеприимством, поспешили меня принять, принесли ужин и отвели комнату для ночлега. Но перед отходом ко сну я почел своим долгом поклониться святому и в сопровождении монахини с фонарем (по случаю темноты) пришел к гробнице. Неожиданно для самого себя я, пренебрегая монастырскими правилами и возражениями своей спутницы, изо всех сил ухватился за мраморную плиту гробницы и сдвинул ее почти наполовину. Затем, охваченный сильнейшим волнением, стал приподнимать воздух, закрывавший лицо святого, и, прежде чем мне открылась поразительная картина, ощутил неизъяснимое благоухание. Тот, кого я знал при жизни, казался спящим, хотя с момента кончины его минуло много лет. В лице не замечалось никакой перемены, нетронутой осталась и негустая борода. Все это произошло в считаные минуты, после чего я закрыл гроб и удалился, прославляя имя святого».

При вскрытии могилы в 1937 году сестры, обнаружив тело в том же состоянии, переменили на нем наколенник. Более десяти лет спустя, в 1948 году, афинская газета «Та Неа» опубликовала очерк известной журналистки Софии Спануди «Эгинский святой», где подчеркивалось, что «честны́е останки пребывают в гробу нетленными и неизменившимися». Первые признаки тления стали появляться лишь около 1953 года. 2 сентября 1953 года, в восемь часов вечера, началось официальное перенесение останков, которое возглавил митрополит Идрский, Специйский и Эгинский Прокопий, многократно сослуживший Пентапольцу в диаконском сане. Участниками торжества стали митрополит Антоний, бывший Элейский, и многие другие клирики. Во время извлечения останков из могилы при свете многочисленных лампад и свечей в воздухе разлился дивный аромат, свидетелями чего стали все собравшиеся.

Ныне глава святителя Нектария и основная часть его мощей хранятся в серебряных раках в часовне у Троицкого храма, малые же их частицы розданы как благословение многим церквам в Греции и за ее пределами322.

Обстановка кельи святого в Свято-Троицкой обители ныне имеет следующий вид: икона Божией Матери, перед которой он постоянно молился, письменный столик, кровать; умывальник и небольшой платяной шкаф, подаренные матерью. Здесь же находится витрина с личными вещами. Среди них крест, четки, монашеская скуфья, домашние туфли и губки, привезенные ему в знак благодарности местными ловцами, которые перед своим трудным и опасным промыслом приходили к святителю за благословением или испрашивали его на расстоянии. В той же витрине выставлен университетский диплом на имя иеродиакона Нектария Кефаласа, фотографии и т. п. В другом помещении хранятся священные одежды Пентапольца. Из вещей его, подаренных игуменией Ксенией на другой день после похорон архимандриту Пантелеимону Фостинису, архиерейский посох, дикирий и трикирий были впоследствии возвращены им на Эгину, а ряса пожертвована Свято-Нектариеву монастырю, что в Гаргиттосе (Аттика). Несколько лоскутов архиерейского саккоса в 1929 году переданы Герасиму Менаясу, некогда известному химику, который в то время проводил монашескую жизнь при келлии Святого Василия на Афоне.

* * *

321

Προκειμένου νὰ γίνουν κάποιες διαρρυθμίσεις. Ср. текст X. Василопулоса: «Митрополит Нектарий был похоронен, если можно так сказать, на скорую руку, потому что настоящая усыпальница еще не была готова. Через пять месяцев должны были достроить новую усыпальницу, куда собирались перенести останки святителя». Василопулос X. Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание. Акафист. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Стр. 50. – Перев.

322

Согласно закону, владельцами останков святого считались его родственники. Впоследствии они передали свои права на них Троицкому монастырю, что засвидетельствовано нотариальным актом.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle