Димитракопулос Софоклис

Источник

Пресвитер в Египте

По получении университетского диплома иеродиакон Нектарий Кефалас 26 ноября 1885 года снова отбыл в Александрию. И здесь 23 марта 1886 года за богослужением в патриаршем храме Преподобного Саввы Патриарх Софроний посвятил его, уже сорокалетнего, в сан пресвитера. Пять месяцев спустя, 6 августа 1886 года, он был возведен в звание «великого архимандрита» и духовника и определен на служение при Патриаршем представительстве в Каире (место, как мы увидим далее, чрезвычайно сложное), под начало митрополита Ливийского Игнатия. Кафедральным храмом и резиденцией Высокопреосвященного Игнатия был собор Святителя Николая в каирском квартале Хамзави70. Ближайший помощник митрополита архимандрит Нектарий поселился поблизости в «небольшом домике» (который в наши дни едва не обрушился, но заботами Патриарха Александрийского Петра VI был полностью восстановлен).

Об этих переменах в судьбе святого извещают два письма Патриарха Софрония к его ближайшему другу митрополиту Фиваидскому Матфею Валлинакису († 7 ноября 1888). Согласно первому, от 7 августа 1886 года, «вчера посвятили мы отца Нектария в великого архимандрита кафедры нашей и в духовного отца, чтобы принимать исповедь приходящих к нему духовных наших чад». Согласно второму, от 13 сентября 1886 года, «на освободившееся место нашего представителя в Каире и управляющего нашими делами назначили мы мужа, достойного доверия, образованного и с надлежащими дарованиями»71.

На новом месте великий архимандрит Нектарий выказал выдающуюся любовь к Церкви и ее пастве, трудясь с неусыпным усердием и самоотвержением. Он произносит проповеди не только в Каире, но и в Александрии, Джагаджике, Порт-Саиде и других городах, много и подолгу исповедует, помогает нуждающимся, заботится о больных и престарелых, которые состоят на церковном попечении в лечебницах и богадельнях Старого Каира, ремонтирует храмы, пишет и издает книги. О его деятельности в двух последних направлениях сохранились следующие сведения.

─ Согласно письму Патриарха митрополиту Фиваидскому от 9 ноября 1886 года, архимандрит Нектарий обновил здание и внутренние помещения каирского Патриаршего представительства, и труды эти были «весьма угодны» Его Святейшеству.

─ Согласно письму Патриарха тому же лицу от 16 августа 1887 года, архимандрит Нектарий отыскал в подвалах Георгиевского храма «около пятидесяти древних икон величайшей ценности», которые отреставрировал и поместил в домовом храме представительства.

─ Из других источников известно, что в 1888 году великий архимандрит Нектарий организовал среди верующих сбор пожертвований, на которые Е. Арменопулос заново расписал собор Святителя Николая. Дело это до конца жизни доставляло святому великую радость. Так, в октябре 1907 года он вспоминает в частном письме: «Храм в Каире, который я украсил, сделал светлым и из убогого – дивным, достоин теперь имени святителя Николая». На одной из плит, вмурованных по окончании работ в храмовую стену, смиренный подвижник, умолчав о себе, распорядился написать: «Сей святой храм украсил собственным иждивением и щедрой лептой христиан Его Божественное Святейшество Патриарх Александрийский кир Софроний. Каир, месяца ноября, года от Рождества Спасителя 1888».

─ В 1886–1888 годах на переднем дворе храма Святого Марка в предместье Харт-ар-Рум устроено семнадцать жилищ для нищих.

─ Из опубликованных им в этот период проповедей и более крупных сочинений одно – «О священных Соборах... и о первых двух Вселенских»72 – посвящено благодетелю Патриарху: «Его Божественному Святейшеству и Блаженству Папе и Патриарху Александрийскому, наидосточтимейшему моему покровителю и благодетелю, Господину Софронию в знак благопризнательности. Автор».

─ В начале сентября 1887 года в двух выпусках местной греческой газеты «Телеграфос» (ныне несохранившихся) он опубликовал под псевдонимом «Евтифрон» сочинение в форме диалога, содержание и название которого известны лишь по косвенным свидетельствам73.

Все это совершалось при отсутствии у Патриархии мало-мальски серьезных средств. В письме митрополиту Фиваидскому Матфею от 1 августа 1887 года архимандрит Нектарий откровенно говорит: «Финансовое наше положение нужно признать крайне стесненным».

А крайняя скудость личных средств не избавляла его от обязанности отзываться на просьбы родных и близких. Весьма характерно в этом отношении письмо с Хиоса от его многосемейного брата Хараламбоса (от 21 сентября 1887):

«Последний раз Вы писали, что если через год окажетесь на месте, то сможете выделить немного денег. Это сильно меня опечалило. Как понимать: “Если через год окажусь на месте”? Выходит, нынешнее Ваше место ненадежно, а мы-то надеемся на лучшее и каждый день молим Всевышнего (в особенности же детки постоянно поминают имя Ваше в молитвах) и ожидаем дня, когда облобызаем десницу Вашу, а в шуйце Вашей будет пастырский жезл. Теперь же Вы говорите: “Если через год окажусь на месте”... Право же, не понимаю».

Добавим, что за время служения в Египте святой не раз болел обычной для тех мест лихорадкой, о чем и сам писал митрополиту Матфею в сентябре-октябре 1887 года:

«Здешние наши дела не знаю, как назвать, но они скорее плохи; все страдают лихорадкой, которая, кажется, потихоньку одолевает и меня. Начиная с полудня чувствую часа три подряд какую-то слабость» (13 сентября 1887).

«Мы здесь почти все больны: один падает, другой поднимается, и так день за днем мучаемся приступами малярии» (19 сентября 1887).

«Неделю назад был болен. Лишь сегодня почувствовал, что хворь отступила, но ноги пока не слушаются» (27 сентября 1887).

«По милости Божией встал, но все еще принимаю хинин» (5 октября 1887).

Болел он и два года спустя. По крайней мере, в августе 1889 года Патриарх пишет с Лероса новому митрополиту Фиваидскому Герману74:

«Огорчился, узнав, что Пентаполец75 все еще на лечении в Георгиевском монастыре, и молюсь о скорейшем его выздоровлении».

А через некоторое время, извещая Софрония о египетских делах, митрополит Герман отмечает:

«Высокопреосвященный Пентапольский по распоряжению врачей отбыл в Суэц и оттуда каналом проследует в Порт-Саид, где пробудет несколько дней, после чего вернется морем в Александрию» (30 августа 1889).

И позже:

«В минувшую субботу, 2 сентября, сюда прибыл морем Его Высокопреосвященство кир Нектарий Пентапольский, который, будучи по-прежнему больным, провел здесь всего три дня и отбыл в Каир»76.

И должно быть, именно на этот недуг святого ссылался впоследствии Патриарх как на причину удаления его из Египта. По крайней мере, в отпускной грамоте Нектария Пентапольского будет указано: «Отбывает в иные земли, не сумев освоиться с климатом Египта».

* * *

70

Церковь эта выстроена на месте более древней в 1623 г. Патриархом Александрийским Герасимом Спарталиотом.

71

О том, насколько ценил своего помощника Патриарх Софроний, говорит приветственное обращение из его письма к нему: «Высокопреподобный архимандрит, сын наш о Господе премного возлюбленный Нектарий, отечески молясь о преподобии Вашем, благословляем».

72

Полное название: «О священных Соборах и в особенности о важнейших первых двух Соборах Вселенских». См. ниже, главу «Писательские труды». – Ред.

73

По ним, в частности, можно заключить, что в этом сочинении святой опровергал обвинение Софрония, будто он притесняет его земляков – клириков-лерийцев.

74

Преемник митрополита Матфея Герман Вурлалидис избран митрополитом Фиваидским 22 января 1889 г. До этого – диакон Церкви Святого Гроба. Обладатель дипломов Богословской школы Святого Креста в Иерусалиме и юридического факультета Афинского университета. В 1887 г., отпущенный из Иерусалима Патриархом Никодимом, переехал в Порт-Саид, где заведовал местным греческим училищем. Прибыв по приглашению Патриарха Софрония в Александрию, был рукоположен им во пресвитера и через несколько дней предложен к избранию в митрополита.

75

То есть митрополит Пентапольский. Архиерейская хиротония архимандрита Нектария была совершена в январе 1889 г. (см. след. главу). – Перев.

76

Пока Нектарий Пентапольский оставался из-за болезни в Порт-Саиде, Каир посетил архиепископ Кипрский Софроний, совершивший богослужение в патриаршем соборе Святителя Николая. Огорченный тем, что он не смог быть там и встретить предстоятеля Кипрской Церкви, митрополит Нектарий в письме от 31 августа 1889 г. благодарил его за соизволение «отечески благословить сущих в Каире благоговейных христиан».


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle