Димитракопулос Софоклис

Источник

Студент Афинского университета

Зачисление Нектария Кефаласа в Афинский Национальный университет произошло 4 ноября 1881 года – в день сдачи экзаменов за гимназический курс. Именно этим числом датирована квитанция о внесении им платы за обучение. Согласно университетским правилам, за нового студента поручился профессор Николай Дамалас, знавший его, вероятно, по Хиосу, откуда сам был родом. «Матрикул63 зачисленных студентов» дает на этот счет самые конкретные сведения: «Богословский факультет. Дата зачисления – 4 ноября 1881 года. Подпись зачисленного: Нектарий Кефалас, иерод[иакон]. По поручительству Николая Дамаласа. Номер билета 491». Позже имя иеродиакона Нектария Кефаласа возобновлялось в списке студентов 15 сентября 1882, 20 сентября 1883, 10 сентября 1884 и 19 сентября 1885 года. Курс богословского и философского факультетов был рассчитан тогда на три года, но это не означало, что дипломные испытания – единственные, которым подвергались студенты, – следовали непременно в конце третьего года обучения. Каждый студент мог держать их когда хотел, при условии, что он регулярно посещал все обязательные занятия; в противном случае его заново включали в списки учащихся и допускали к экзаменам лишь с надлежащего разрешения.

В 1881/1882-м учебном году из-за позднего зачисления (лишь в ноябре) и денежных трудностей иеродиакон Нектарий вряд ли мог посещать занятия систематически. Это тем вероятнее, что в первые месяцы он, скорее всего, не имел на руках официального отпущения из монастыря. По крайней мере, единственный известный нам документ такого рода был подписан 18 сентября 1882 года – всего за два дня до включения его в списки студентов второго года обучения:

«Иеродиакону Нектарию Д. Кефаласу, брату [обители] Неа Мони, дается разрешение отбыть в Афины для продолжения занятий в университете. Архиереям рекомендуем упомянутого иеродиакона как благоговейного, добронравного и добродетельного. Свидетельствуем также и чистоту его жизни. Настоящее свидетельство выдано ему в собственные руки для употребления во всякое время.

Неа Мони на Хиосе. 18 сентября 1882 года.

Игумен Никифор».

Возможно, что и диаконская вакансия, полученная им в Афинах и дававшая кое-какие дополнительные средства к существованию, найдена была с помощью монастырского начальства.

Зачисленный в университет по поручительству Николая Дамаласа, студент-иеродиакон выделялся особой любовью к наукам и уже на втором году обучения получил по конкурсу стипендию А. Пападакиса64 (денежная помощь Патриарха Александрийского и братьев Хоремисов стала к тому времени, по-видимому, уже недостаточной или вовсе пресеклась ввиду египетских событий, о которых мы говорили выше). На положенное для соискателей стипендии испытание Нектарий Кефалас явился во вторник 12 марта 1883 года в 3 часа пополудни. Проходившее в присутствии профессоров Никифора Калогераса (декана богословского факультета), Николая Дамаласа, Анастасия Кириакоса, Панайота Павлидиса и Зикоса Росиса, оно продолжалось до семи часов пополудни. Результаты стали известны спустя два месяца, 3 мая 1883 года, и на их основании победителем конкурса был признан («единогласно», как сказано в факультетском отчете) Нектарий Кефалас, о чем свидетельствует приказ ректора от 19 мая 1883 года:

«Решением Академического совета от 7-го числа настоящего месяца утвержден отчет богословского факультета по итогам конкурса на стипендию из доли наследства А. Пападакиса, среди участников коего Вы найдены лучшим. Посему назначаем Вас стипендиатом доли означенного наследства до конца Вашего обучения на богословском факультете при ежемесячном пенсионе в сто (100) старых драхм, считая с указанного дня решения совета. Вам же надлежит вести достойную сего жизнь и в конце каждого академического года представлять в ректорат свидетельства своих преподавателей, откуда явствовало бы, что по должном испытании Вашего прилежания Вы признаны заслуживающим возобновления настоящей стипендии.

Ректор Π. Г. Кириакос.

Секретарь Г. Канелидис».

На богословском факультете он прослушал следующие курсы: догматическое и нравственное богословие (профессор Зикос Росис); Ветхий Завет и древнееврейский язык (профессор Панайот Павлидис); Новый Завет (профессор Николай Дамалас); пастырское богословие, патрология и христианская археология (профессор Никифор Калогерас); история Церкви (профессор Анастасий Кириакос и доцент Георгий Дервос); апологетика (доцент Спиридон Сукрас); церковная риторика, гомилетика и катехетика (доцент Игнатий Мосхакис); история догматов (доцент Прокопий Икономидис) и христианская символика (доцент Янис Месолорас).

К дипломным испытаниям Нектарий (Кефалас) приступил в понедельник 28 октября 1885 года в 4 часа пополудни в присутствии профессоров Павлидиса (декана), Дамаласа, Кириакоса и Росиса. После экзамена, продолжавшегося два с половиной часа, он был признан достойным диплома лиценциата богословия с оценкой «хорошо». Приводим текст протокола:

«Сегодня, 28 октября 1885 года, в понедельник, в 4 часа пополудни, собрались для заседания созванные деканом богословского факультета Панайотом Павлидисом гг. профессора Н. Дамалас, А. Д. Кириакос и 3. Росис, которые приступили к положенному испытанию выпускника богословия Нектария Кефаласа, диакона из Хиоса.

По окончании же испытания по всем положенным дисциплинам, каковое было проведено в установленном порядке и с надлежащей строгостью, и по удалении соискателя Нектария Кефаласа гг. профессора, приняв во внимание общий итог письменных и устных испытаний, оцененный как “хорошо”, сочли его достойным диплома лиценциата богословия с присуждением означенной степени.

Засим заседание около 6 с половиной часов пополудни было закрыто.

Декан богословского факультета П. Павлидис (подпись)

Профессора: Н. Дамалас (подпись)

А. Д. Кириакос (подпись)

3. Росис (подпись)».

Текст диплома, выданного 13 ноября 1885 года и в настоящее время доступного обозрению паломников в эгинской келье святого Нектария, гласил:

«Под покровительством и при попечении короля эллинов Георгия, при ректоре Афинского Национального университета Константине Дилиянисе, штатном профессоре экстренной патологии и терапии, Панайот Павлидис, штатный профессор богословия и декан богословского факультета, единодушным определением богословов факультета утвердил, согласно обычаю, Нектария Кефаласа, диакона, урожденного эллина, прибывшего с Хиоса, усердно изучавшего богословие и во время устроенного ему тщательного испытания в богословских дисциплинах обнаружившего знания, удостоенные оценки хорошо, в степени лиценциата с присовокуплением всех сопутствующих сему академическому достоинству привилегий месяца ноября 13-го числа, года 1885-го.

Что сие было так, доказывает настоящий диплом, заверенный не только печатями Университета и факультета, но также ректора и декана подписями.

Ректор К. Дилиянис (подпись)

Декан П. Павлидис (подпись)

Секретарь Г. Канелидис (подпись)».

Чем в ту пору был университетский диплом для сорокалетнего уроженца Восточной Фракии, показывают сведения, почерпнутые из архива Национального университета и других источников. В 1837–1887 годах, то есть за пятьдесят лет, на богословский факультет Афинского университета было зачислено в общей сложности лишь 392 студента. Одновременно с Нектарием Кефаласом там обучалось: в 1881/1882-м учебном году – пятнадцать студентов первого года обучения, в 1882/1883-м – шесть, в 1883/1884-м – семь и в 1884/1885-м – пять.

По окончании университетского курса студенты большей часью не являлись на дипломные испытания, но получали свидетельство с указанием срока обучения, прилежания, поведения и перечислением прослушанных дисциплин, а некоторые, если и приходили экзаменоваться, то удостаивались, как правило, низкой оценки и звания «окончивших».

С 1837 (год основания факультета) по 1856 год не выдано ни одного диплома; при этом за пятьдесят лет, с 1837 и по 1887 год, курс богословского факультета прослушали 72 студента (лиценциатов и «окончивших»). Первый диплом был вручен в 1857 году русскому, уроженцу Киева И. Ницискому65, второй в 1863 году – греку К. Несторидису. В 1882/1883-м учебном году получили диплом семь студентов, в 1883/1884-м – шесть, в 1884/1884-м – трое.

С 1863 по 1907 год на богословском факультете выданы лишь дипломы лиценциата, равнозначные магистерскому диплому других факультетов.

В результате дипломных испытаний 1885/1886-го, которые прошел и сам иеродиакон Нектарий, диплом лиценциата получили только семь студентов при трех «окончивших».

От юности питавший любовь к знаниям, святой Нектарий в университете, если не раньше, начал изучать французский язык, которым со временем вполне овладел, о чем свидетельствуют тексты некоторых его писем и целый ряд франкоязычных книг из библиотеки, завещанной им Свято-Троицкому монастырю на Эгине66.

Параллельно с учением он служил как диакон в церквах Святой Ирины (улица Эолу, 36) и Всецарицы (район Монастираки) – на месте, где за тысячу лет до того подвизался преподобный Лука Эгинский. Изданная в 1885 году «иеродиаконом, студентом богословия» Нектарием Кефаласом брошюра «Десять проповедей на Великую Четыредесятницу» показывает, что ему доводилось исполнять в это время и обязанности иерокирикса67. Квартировал он рядом с церковью святого Николая68, что в Неаполисе (Певкакия – Экзархия)69. Это подтверждается бытующим доныне городским преданием о том, что святой жил здесь и по возвращении из Египта, и, наконец, тесными его связями с местным приходом впоследствии. В пользу этого места говорит и то, что среди адресов, по которым продавалась названная книга, на последней ее странице указана и «переплетная С. Бафуриса в Неаполисе... напротив гостиницы “Македония”».

* * *

63

Матрикул – список (лат.). – Ред.

64

Стипендия выплачивалась из завещанной университету или какому-то частному лицу доли состояния известного мецената Антония Пападакиса.

65

Так в оригинале (Νιντσίσκι), что среди прочего может предположительно означать «Никитский». – Перев.

66

Сохранилось письмо к нему известного знатока древностей А. Пападопулоса-Керамевса от 2 сентября 1887 г., где тот сообщает святому точное «название французского словаря христианской археологии, который Вы можете приобрести, послав почтовым переводом 20 франков».

67

Иерокирикс – «священнопроповедник»; штатная должность в Элладской Церкви. – Перев.

68

Церковь находится на ул. Асклипиу, 38, в центре нынешних Афин.

69

Квартал бедняков, отстраивавшийся на северо-восточной окраине Афин с 1860 г. Название «Проастион» (Предместье) или «Неаполис» (Новый город) связано с тем, что первые дома здесь образовали новый поселок, а «Экзархия» – с именем эпирота Экзарха, владельца лавки на пересечении улиц Фемистоклеус и Солону. На фотографии 1880 г. видны бараки строителей квартала. В закладке Неаполиса принимали участие представители самого высшего общества столицы. Так, название «Певкакия» связано с соснами (τὸ πεῦκο – сосна), которые посадила у подножия горы Ликавит королева Амалия.


Источник: Нектарий Пентапольский – святой наших дней / Димитракопулос Софоклис ; Пер. с новогреч. яз. Ю.С. Терентьева. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. - 415 с. фотоилл.

Комментарии для сайта Cackle