профессор Виктор Иванович Несмелов

Догматическая система святого Григория Нисского

Содержание

О книге

Введение I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова-догматиста II. Библиографический очерк творений св. Григория Нисского III. Печатные издания творений св. Григория Нисского и опыты систематизации его догматического учения Вступление в догматическую систему Св. Григория Нисского 2. Необходимость глубокого усвоения догматических истин человеческим сознанием. Православная постановка вопроса о раскрытии догматов 3. О руководительных принципах в деле православного раскрытия христианских догматов 4. План догматической системы св. Григория Нисского Часть первая. Учение о Боге в Себе самом I. Учение о бытии Бога II. Учение о богопознании III. Учение о свойствах Божиих IV. Учение о Святой Троице 1. Общий очерк учения о Св. Троице до Григория Нисского 2. Учение Евномия о Сыне Божием и опровержение этого учения св. Григорием Нисским 3. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Сыне Божием в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия 4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Святом Духе в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и духоборцев 5. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о взаимоотношении единства сущности и троичности Лиц в Божестве Часть вторая. Учение о Боге в его отношениях к миру и человеку I. Учение св. Григория Нисского о мире духовном (об ангелах добрых) II. Учение св. Григория Нисского о мире чувственном III. Учение св. Григория Нисского о человеке IV. Учение о происхождении и сущности зла в мире и человечестве V. Учение о Лице Господа Спасителя 1. Общий взгляд на историю догмата до IV века 2. Христологические заблуждения IV века 3. Отношение христологии Аполлинария к древнему церковному учению о Лице Иисуса Христа и опровержение этой христологии св. Григорием Нисским 4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Лице Иисуса Христа в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и Аполлинария VI. Учение о спасении 1. Понятие о спасении и об образе совершения его Господом Спасителем 2. Учение о переходе спасительных заслуг Иисуса Христа на все человечество 3. Учение об усвоении каждым человеком спасительных заслуг Иисуса Христа 4. Человеческая сила и божественная благодать VII. Учение о последних судьбах человечества 1. Краткая история учения о последних судьбах человечества 2. Смысл и значение человеческой смерти, по учению св. Григория Нисского 3. Учение св. Григория о всеобщем воскресении 4. Учение св. Григория о последнем суде и об очищении 5. Учение св. Григория о восстановлении всех в первобытное состояние и об откровении царства славы Заключение  

 
О книге

До сих пор кажется единственная серьезная монография на русском языке, посвященная свт. Григорию Нисскому – может быть, величайшему восточнохристианскому философу. Автор – В. Несмелов, сам выдающийся православный религиозный философ.

Относительно главного «спорного пункта» учения свт. Григория Нисского – учения о апокатастасисе, всеобщим спасении Несмелов пишет следующее (только добавим от себя: апокатастасис никогда не надо понимать как четкое догматическое утверждение, апокатастасис – мечта, цель; Бог безусловно хочет, чтобы спаслись все, а значит и Его Церковь хочет чтобы спаслись все):

Свт. Григорий Нисский «раскрыл свое учение об особенном достоинстве человеческой природы и о райском состоянии первых людей; с точки зрения этого же положения он, вопреки полуманихейским представлениям Аполлинария, изложил свое философское мнение о сущности зла, как об отрицании богоучрежденного порядка жизни, или как о пустом исчезающем призраке, имеющем основание своего бытия в одном лишь человеческом неразумии. При таком понимании сущности зла вполне естественно было придти к мысли, что вечно существовать оно не может, – потому что в этом случае человеческое неразумие было бы выше премудрости Божией, определившей быть одному только добру, – и человеческое непостоянство оказалось бы тверже абсолютных велений воли Божией. В этой формуле противоречия идеи и действительности само собою выступает логически необходимое решение трудной проблемы: рано или поздно, но зло должно исчезнуть. Здесь лежит центральный пункт богословия св. Григория, потому что в этом положении скрывается основание учения о спасении, о Спасителе и о будущей жизни. Сущность спасения полагается в конечном истреблении греха, как неразумного отрицания воли Божией, и в соединении всех грешников с Богом, – а Лицо Спасителя определяется, как Лицо воплотившегося Сына Божия, единого из трех равных и единосущных друг другу божеских Лиц. Сын Божий Себя Самого принес в универсальную жертву за людские грехи и ниспослал всем благодатную силу Св. Духа на совершение каждым своего собственного спасения. Это спасение непрерывно и совершается правдою человеческих дел и благодатию Св. Духа; но конец его наступит только за гробом, когда совершенно отнимется завеса человеческого неразумия, и Бог поразит всякое беззаконие необычайным преизбытком Своей всеисцеляющей любви. Тогда зло погибнет, все спасутся, и наступит вечное славное царство добра. Таким образом, все богословие св. Григория, в своих основных моментах, превращается в грандиозное развитие универсального плана спасения мира от бед, – и едва ли кто найдет непонятным, почему два знаменитейших богослова своего времени склонились пред необыкновенным величием этой осужденной потом идеи».

Вам может быть интересно:

1. Догматическое учение Святого Григория Богослова священник Николай Виноградов

2. Программы курсов догматики и истории Церкви профессор Владимир Николаевич Лосский

3. О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики преподобный Викентий Леринский

4. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения мученик Михаил Александрович Новоселов

5. Нравственная идея догмата Церкви митрополит Антоний (Храповицкий)

6. Том IV. Догматика Православной Церкви. Пневматология. Эсхатология преподобный Иустин (Попович), Челийский

7. Очерки из истории догмата о Церкви священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

8. Разъяснение догматов святитель Кирилл Александрийский

9. Догматы и мнения протопресвитер Михаил Помазанский

10. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Комментарии для сайта Cackle