Догматическая система святого Григория Нисского
Содержание
Введение I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова-догматиста II. Библиографический очерк творений св. Григория Нисского III. Печатные издания творений св. Григория Нисского и опыты систематизации его догматического учения Вступление в догматическую систему Св. Григория Нисского 2. Необходимость глубокого усвоения догматических истин человеческим сознанием. Православная постановка вопроса о раскрытии догматов 3. О руководительных принципах в деле православного раскрытия христианских догматов 4. План догматической системы св. Григория Нисского Часть первая. Учение о Боге в Себе самом I. Учение о бытии Бога II. Учение о богопознании III. Учение о свойствах Божиих IV. Учение о Святой Троице 1. Общий очерк учения о Св. Троице до Григория Нисского 2. Учение Евномия о Сыне Божием и опровержение этого учения св. Григорием Нисским 3. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Сыне Божием в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия 4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Святом Духе в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и духоборцев 5. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о взаимоотношении единства сущности и троичности Лиц в Божестве Часть вторая. Учение о Боге в его отношениях к миру и человеку I. Учение св. Григория Нисского о мире духовном (об ангелах добрых) II. Учение св. Григория Нисского о мире чувственном III. Учение св. Григория Нисского о человеке IV. Учение о происхождении и сущности зла в мире и человечестве V. Учение о Лице Господа Спасителя 1. Общий взгляд на историю догмата до IV века 2. Христологические заблуждения IV века 3. Отношение христологии Аполлинария к древнему церковному учению о Лице Иисуса Христа и опровержение этой христологии св. Григорием Нисским 4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Лице Иисуса Христа в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и Аполлинария VI. Учение о спасении 1. Понятие о спасении и об образе совершения его Господом Спасителем 2. Учение о переходе спасительных заслуг Иисуса Христа на все человечество 3. Учение об усвоении каждым человеком спасительных заслуг Иисуса Христа 4. Человеческая сила и божественная благодать VII. Учение о последних судьбах человечества 1. Краткая история учения о последних судьбах человечества 2. Смысл и значение человеческой смерти, по учению св. Григория Нисского 3. Учение св. Григория о всеобщем воскресении 4. Учение св. Григория о последнем суде и об очищении 5. Учение св. Григория о восстановлении всех в первобытное состояние и об откровении царства славы Заключение
О книге
До сих пор кажется единственная серьезная монография на русском языке, посвященная свт. Григорию Нисскому – может быть, величайшему восточнохристианскому философу. Автор – В. Несмелов, сам выдающийся православный религиозный философ.
Относительно главного «спорного пункта» учения свт. Григория Нисского – учения о апокатастасисе, всеобщим спасении Несмелов пишет следующее (только добавим от себя: апокатастасис никогда не надо понимать как четкое догматическое утверждение, апокатастасис – мечта, цель; Бог безусловно хочет, чтобы спаслись все, а значит и Его Церковь хочет чтобы спаслись все):
Свт. Григорий Нисский «раскрыл свое учение об особенном достоинстве человеческой природы и о райском состоянии первых людей; с точки зрения этого же положения он, вопреки полуманихейским представлениям Аполлинария, изложил свое философское мнение о сущности зла, как об отрицании богоучрежденного порядка жизни, или как о пустом исчезающем призраке, имеющем основание своего бытия в одном лишь человеческом неразумии. При таком понимании сущности зла вполне естественно было придти к мысли, что вечно существовать оно не может, – потому что в этом случае человеческое неразумие было бы выше премудрости Божией, определившей быть одному только добру, – и человеческое непостоянство оказалось бы тверже абсолютных велений воли Божией. В этой формуле противоречия идеи и действительности само собою выступает логически необходимое решение трудной проблемы: рано или поздно, но зло должно исчезнуть. Здесь лежит центральный пункт богословия св. Григория, потому что в этом положении скрывается основание учения о спасении, о Спасителе и о будущей жизни. Сущность спасения полагается в конечном истреблении греха, как неразумного отрицания воли Божией, и в соединении всех грешников с Богом, – а Лицо Спасителя определяется, как Лицо воплотившегося Сына Божия, единого из трех равных и единосущных друг другу божеских Лиц. Сын Божий Себя Самого принес в универсальную жертву за людские грехи и ниспослал всем благодатную силу Св. Духа на совершение каждым своего собственного спасения. Это спасение непрерывно и совершается правдою человеческих дел и благодатию Св. Духа; но конец его наступит только за гробом, когда совершенно отнимется завеса человеческого неразумия, и Бог поразит всякое беззаконие необычайным преизбытком Своей всеисцеляющей любви. Тогда зло погибнет, все спасутся, и наступит вечное славное царство добра. Таким образом, все богословие св. Григория, в своих основных моментах, превращается в грандиозное развитие универсального плана спасения мира от бед, – и едва ли кто найдет непонятным, почему два знаменитейших богослова своего времени склонились пред необыкновенным величием этой осужденной потом идеи».