митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в первую неделю св. Великого поста49

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

Время поста есть время покаяния. Пост необходим для расположения нас к покаянию; покаяние необходимо для спасения нашей души.

Двери благотворного поста уже отверзлись пред нами, и мы, по благости Божией, вступили в Св. четыредесятницу, которую Сам Господь Иисус освятил для нас Своим сорокодневным постом; но двери спасительного покаяния еще не для каждого отверзты. Св. Церковь за долго до поста, начав оглашать слух наш умиленною песнию: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, не престанет повторять этот глас, пока мы не совершим поприща поста и покаяния.

В деле спасения всего ближе к нам двери покаяния, и всего труднее – войти в эти двери, без содействия благодати Христовой. Кто располагается принесть покаяние в сии св. дни, тот может вопросить теперь: что это за двери покаяния? Кем заключены они? У кого ключ? И почему человек не может отворить их собственными силами? Вопросы важные: постараемся разрешить их для нашего назидания.

Покаяние, если состоит в одном сознании своих грехов пред Богом и соболезновании, есть не более, как добродетель, но если совершается, по учреждению Спасителя нашего, пред отцем духовным, есть одно из спасительных таинств Христианской веры.

Покаяние, как спасительное таинство, есть сокровищница, в которой хранятся дары благодати Христовой – дар отпущения грехов и исцеления от недугов душевных, и дар оправдания и примирения нашего с Богом. Чтобы войти в сокровищницу Божию, надобно иметь искреннее сознание своих грехов, сокрушение сердца, благочестивую печаль, твердое намерение впредь не возобновлять своих прежних грехов, живую веру в заслуги Искупителя нашего и твердое упование на милосердие Божие. Вот условия истинного покаяния и вместе двери, чрез которые надобно проходить во Святилище Божие! Но осмотрите эти двери, отверзты ли? Наше сознание своих грехов большею частию бывает поверхностно, наше сокрушение сердца – непродолжительно; наше обещание – вести впредь жизнь Богоугодную, тотчас проходит, при первом обольстительном случае ко греху; вера – слаба, упование – нетвердо. Видите, двери покаяния только полуоткрыты. Вот почему св. Церковь взывает к Спасителю за каждого из нас: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Она видит наши немощи и болезнует о нас.

С другой стороны, душа наша подобна храмине, имеющей окна и двери; окна души суть чувства, чрез которые смотрит она на мир и принимает впечатления благие и злые; а двери души суть ум, воля, совесть, сердце, чрез которые входят в душу смерть и жизнь. Когда чувства души отверзаются на созерцание духовных предметов и для слышания слова Божия, в душе бывает светло, чисто и благовидно. И когда ум её, воля, совесть и сердце отверзты для познания божественных истин и принятия спасительных таинств: душа исполняется Божественной силы. Но если чувства души ослабли, отупели и померкли для духовных предметов; если ум, воля, сердце, совесть наполнены земными помышлениями и чувствованиями: то в душе – мрак, нечистота, неблагочиние и слепота. Вот та самая душа, к которой и за которую вопиет ныне Церковь: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Она, точно, спит сном греховным: видя не видит и слыша не слышит: ибо двери её и двери покаяния замкнуты.

Двери покаяния заключены, без сомнения, не Богом, – Он не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти; а заключены нашими грехами и навыками ко греху, – они разделяют нас с Богом и удаляют от Него. Господь во всякое время и во всяком месте призывает нас к Себе: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Следовательно, как двери Царствия Божия, так и двери покаяния со стороны Бога всегда были и будут отверзты для всех и каждого. Мы рады идти в рай, говорят некоторые, но грехи не пускают. Это правда: чтобы войти в Царствие Божие, надобно пройти чрез двери покаяния. А кто может отворить эти двери, будучи увлекаем от Бога своими страстями и грехами? Точно, грехи не пускают.

Заключенные нашими грехами двери отверзает Сам Господь Своею благодатию, потому что человек, который глубоко погряз по грехах, не может выйти из тины греховной сам собою. Послушайте, что говорит св. Ап. Павел о лучших из людей: Вемы, говорит он, яко закон духовен есть: аз же плотян есмь, продан под грех; еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю. Что же сказать о тех, которые, обременяя душу и тело грехами, не чувствуют их тяжести, не скорбят и не сокрушаются о них, ходя по распутиям греховной жизни, думают, что ходят по гладким и безопасным путям, и, стоя на краю бездны, не видят опасности, – что скажем о таких людях? Для них обращение к Богу собственными силами совершенно невозможно. Обрати их Господи, и обратятся. Так говорил некогда Пророк о грешниках.

Чтобы видеть ближе, как Господь отверзает двери покаяния, я приведу Его собственные слова: Ревнуй убо и покайся, – говорил он Ангелу Лаодикийской Церкви, –се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним. Те же самые слова говорит и ныне каждой христианской душе: ревнуй и покайся: се стою при дверех и толку. Заметьте эти слова: стояние не что иное есть, как Его таинственное благодатное присутствие; двери означают ум, совесть, сердце, волю, чувства; а толкание – ощутительное действие благодати Христовой в уме, совести, сердце, воле и чувствах. Он толцет, то гласом Своего слова, то гласом лишений и бедствий, то гласом телесных болезней и недугов. Объясним примерами. Апостол Павел, до своего обращения ко Христу, назывался Савлом. Когда этот Савл дышал на Христиан пламенем гнева, мщения и убийства: Иисус Христос трогательным гласом Своего соболезнования: Савле, Савле, что мя гониши? – подвигнул его ум, совесть и волю, и возбудил в его уме светлое познание о Себе, в его совести – искреннее раскаяние в своих заблуждениях, в его воле – сильное влечение к Нему. Припомните Евангельскую притчу о блудном сыне, изображающую грешника и его покаяние. Когда сын расточил имение, которое выделил ему отец, и дошел до такой крайней нищеты, что начал скитаться без жилища и пропитания: Господь стал невидимо Своею благодатию при дверях его души и гласом лишения и нищеты толкнул его совесть и чувства. Сын пришел в себя; сознал опасность своего состояния и возвратился к отцу с полным раскаянием. Вот немногие примеры; но они довольно обясняют образ отверстия дверей покаяния благодатию Христовою.

Если когда, то наипаче ныне – во дни поста – удобнее и пространнее отверзаются двери покаяния. Для чего совершается ныне Богослужение особого рода, как не для возбуждения в нас духа истинного покаяния? Знаете ли, что в умилительных песнопениях, которые вы слышите в Церкви, в смиренных примерах и образцах покаяния, которые она предлагает вам для подражания, и в поучительных беседах св. Отцев, которые она простирает к вам для назидания, – знаете ли, что во всех этих действиях Церкви шествует к дверям сердца вашего Сам Иисус Христос? Отверзите же, возлюбленные, двери вашей души благоговейно и смиренно. Господь не умедлит внити и, войдя, непременно начнет в вас дело покаяния и – совершить. Аминь

* * *

49

Произнесено февраля 29, 1848 года



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Огласительные поучения и завещание – Поучение 44. В среду сырной недели. О том, что мы должны помнить благодеяния Божии и стараться всегда благоугождать Ему. преподобный Феодор Студит

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоанн, Пресвитер митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Sermons – Towards Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гильда профессор Александр Павлович Лопухин

6. Письма – 246. Недопустимо просить у Господа о прекращении своего жизненного пути преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

7. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

8. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 189. IV. Иероним – пламенный ревнитель духовной жизни. Замечания об отзывах его относительно некоторых предметов. Общее заключение о нем. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Библейская энциклопедия – Хелкаф архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle