митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово во вторую неделю св. Великого поста50

Чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2, 5).

Кто говорит слова сии, и кому? Говорит Иисус Христос разслабленному, которого принесли к нему четыре человека, да исцелит от болезни.

Думал ли разслабленный, думали ли принесшие его, что Иисус обратит внимание свое на состояние души? Разслабленный не чувствовал внутри себя никакой болезни. Он страдал от разслабления в теле, и потому нельзя было ожидать, чтобы Иисус Христос стал врачевать прежде душу.

Но о чем не помышлял и чего не воображал больной, то открывает ему сам Врач душ и телес. Он исцеляет сперва душу его, говоря сими словами: чадо, отпущаются тебе греси твои; потом и самое тело, взывая к разслабленному: востани, возми одр твой и иди в дом твой (Мк. 2, 11).

Нужно ли изъяснять вам, Христиане, почему Спаситель наш, прежде нежели исцелил разслабленного, простил ему грехи его? Причина очевидна. Разслабление в членах тела происходило от разслабления в силах и способностях души. Грехи, грехи были причиною болезни. Посему, чтобы привесть члены телесные в прежний естественный порядок действования, надлежало наперед восстановить и укрепить силы душевные; чтобы возвратить больному телесное здравие, надобно было прежде исцелить его душу от грехов.

Итак, кто хочет предохранить тело свое от болезней, тот должен предостерегать душу свою от грехов; но кто хочет предостеречь себя от грехов, тот должен поступать но заповедям Господним. Имеяй уши слышати, да слышит.

Известно, что Бог сотворил первого человека не больным, но здоровым, не разслабленным, но крепким и сильным. Все силы его и способности, как нравственные, так и физические, были в единстве, действовали согласно и стремились к дальнейшему совершенству. Что одобрял разум, того желала душа; а чего желала душа, то исполняли чувства. Не было вражды между мыслями и желаниями, не было и нестроения в действиях. Спокойствие в духе, довольство в сердце, здравие в теле – вот что имел первый человек!

Когда же он вышел из порядка правильного действования умом и сердцем, уклонясь своею мыслию от Бога к запрещенному древу и устремясь желанием к наслаждению его плодом: тогда, потеряв равновесие в силах, потерял вместе с сим и свое блаженство. Ум, получивший от Бога свет, перестал светить; воля, получившая от Бога святость, перестала быть святою; тело, получившее от Бога силу и крепость, сделалось слабым и немощным. Вот последствия потерянного равновесия сил! Вот действия греха!

Не сей ли самый грех с своими последствиями и действиями перешел, путем естественного рождения, и в наше существо души и тела? Так! Царь Пророк говорил о самом себе: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Апостол Павел жаловался на живущий в нем грех: Вем, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу, доброе, сие творю: но еже не хощу, злое, сие содеваю (Рим. 7, 18–19). Мы сами видим и чувствуем, как действует в нас грех и господствует; сами сознаемся и говорим, что не другая какая причина производит в нас тупость и безрассудность, безпокойства и скуку, скорби и болезни, бедствия и несчастия, не другая какая причина, как грехи и пороки.

Итак, напрасно думаете вы, люди века сего, что расстройство ваших душевных сил зависит от влияния внешних обстоятельств жизни. Разстроивают нас наши страсти. Посмотрите на гордого и смиренного в то время, когда тот и другой оскорблен чем, или унижен пред кем. Один спокоен, другой страдает; один весел, другой печален и мрачен. Посмотрите еще на богача щедрого и богача скупого, когда тот и другой лишаются какой-нибудь части своего имения. Один плачет день и ночь, другой жалеет и перестает; один приходит в отчаяние, другой одушевляется надеждою на милость Божию. Напрасно вы приписываете свои болезни действию посторонних причин. Чем виновато небо, что мы простудились? Чем виновата земля, что мы плодами её повредили своему здравию? Чем виноваты блага мира сего, что мы помрачили чрез них свой ум, или разстроили свои телесные силы? Не лучше ли винить роскошь, которая изнеживает тело, разслабляет его и располагает к болезням, – завистливую алчность, с которою бросаемся на всякую сласть, – неумеренность и невоздержание, с которыми пользуемся благами мира? Боже мой! Сколь самолюбив человек! Никогда не скажет, что он сам виною своих скорбей и болезней; если и скажет когда, то из самолюбия же. Напрасно ропщете на промысл Божий в несчастии. Каждое бедствие есть наказание за грех. Вспомните: за что первый мир погиб в водах потопных? За грехи. За что Господь угрожал Израильтянам сими словами: Аз сотворю сице вам, и наведу на вас скудость, и красту, и желтяницу вреждающую очи ваша, и души ваша истаевающую (Лев. 26, 16)? За грехи. За что Господь даде смерть во Израили от утра до часа обедняго, и начася язва быти в людех, и умроша от людей Господних от Дана и до Вирсавии седмьдесят тысящ мужей (2Цар. 24, 15)? За грехи. Посему жаловаться на угнетающие нас бедствия и несчастия значит, жаловаться на свои преступления и пороки. Что отвечаем убийце, жалующемуся на заключение его в темнице? Не убивать бы ближнего, ответствуем ему. Что говорим похитителю и грабителю чужого имущества, сетующему на постигшее его наказание? Не воровать бы и не грабить, говорим ему. Что говорим игроку, приходящему в крайнюю бедность? Не играй, возлюбленный, не играй, твердим ему; иначе совершенно разстроишься и обнищаешь. Вот простые, обыкновенные слова, употребляемые в кругу дружества и братства; но как ясно и сильно выражают они ту мысль, что грехи суть причиною наших бедствий!

Кто хочет предостерегать себя от грехов, тот должен поступать по заповедям Господним. Они сообщают ему тот свет, при котором можем видеть ясно, что истинно и что ложно, что добро и что зло; сообщают воле ту силу, с которою легко побеждаем злые наклонности и привычки, искушения плоти и соблазны мира; сообщают жизнь всему существу нашему, потому что производят в нас мир между помыслами и желаниями, радость и веселие в сердце, крепость и бодрость в силах телесных, постоянство и мужество в творении добра. Закон Господень непорочен, говорит Пророк, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы: оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 8–9). Первый человек был бы совершен, как непорочен закон Господень, был бы праведен, как правы оправдания Господня, был бы светел, как светла заповедь Господня; но он преступил закон, оправдания, заповедь; и вот открылись скорби и страдания. Он согрешил, и вот, грех его, говорит Апостол, в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12). Сей грех, как язва, неприметно умерщвляет душевные силы, как ржа, снедает цвет лица и крепость тела, как червь, подтачивает жизнь. Как не хотеть очиститься от него? Как не искать средств к избежанию от него?

Заповеди Господни суть средства, коими достигается спасение души и здравие тела. Как нарушение оных есть грех, так и исполнение добродетель. Тот подобен яду, а сия – противоядию. Христианин, поступай по заповедям, и будешь всегда весел и доволен, здоров и спокоен. Сохраняй строгое воздержание в пище и питии, и избегнешь многих болезней, которые обыкновенно развиваются в людях невоздержных и действуют в них со всею жестокостию. Сохраняй в себе постоянно чистоту помышлений и святость желаний; живи целомудренно, и удалишь от себя преждевременную старость, коей подвержена распутная юность. Будь трудолюбив и деятелен, и никогда не встретишься со скукою, от которой страдает праздность и леность. Будь смирен и кроток, и никогда не будешь иметь тех неприятностей и огорчений, какие безпокоят честолюбие и гордость. Поступая таким образом, ты предостережешь себя от грехов, а вместе и от скорбей и болезней.

Трудно, скажешь, предостеречь себя от грехов. Почему? Потому ли, что заповеди Господни кажутся тебе неудобоисполнимыми? Но заповеди Его тяжки не суть, уверяет нас слово Его; и Он Сам обещает помочь тому, кто возьмет на себя иго Его. Или потому, что грех так проник все существо, что нет помысла, к которому бы он не касался, нет желания, сквозь которое бы он не проглядывал, и нет действия, в котором бы он не участвовал?

Но и противу сей глубокой проницательности греха мы имеем действительные средства: пост, бдение, молитву, слово Божие. Искушает ли тебя плоть со стороны сластолюбия? Постись. Безпокоят ли тебя нечистые помыслы? Молись. Устрашают ли тебя сновидения? Бодрствуй. Соблазняет ли тебя мудрость века сего? Ищи премудрости в слове Божием: в нем упражняйся, и из него почерпай для себя свет и истину. Нет, Христианин, сколько бы ни находил ты трудностей и препятствий ко спасению своему, все они ничего не значат пред тою силою, которая действует и совершается в наших немощах.

Правда, идти путем колючим и утесистым, и не споткнуться где, сражаться чрез целую жизнь, и не быть поранену, носить коварную плоть, и не искуситься когда от неё, жить в грешном мире, и не соблазниться чем, есть дело трудное. Кто был Царь Пророк? но и он был поранен стрелою греха. Кто был Апостол Павел, но и он имел пакостника плоти. Но чтобы споткнуться и не востать, быть поранену и не уврачевать своей раны, согрешить и не очиститься от греха, сие не иначе можно представить, как под условием решительного нежелания спасения себе. Кто же не хочет спастися? Пал мыслию; востань желанием. Споткнулся чувствами; подымись духом. Согрешил; очисти грехи слезами покаяния; опять согрешил, и опять очищай. Вот, возлюбленные, пастырское наставление! Молю Бога, да осуществит оное в сердцах ваших, возрастит и оплодотворит. Аминь.

* * *

50

Произнесено в Калуге, в 1833 г., февраля 26.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Казанской Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

5. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

8. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

9. Православная Церковь и сектанты – Второе пришествие Христово протоиерей Димитрий Владыков

10. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

Комментарии для сайта Cackle