митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в третью неделю Великого поста62

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34).

Св. Церковь установила в средине Св. четыредесятницы предлагать для нашего, Христиане, поклонения честный крест. Как это отрадно и поучительно для подвизающихся в посте и молитве! Нужно ли для них ободрение? – Церковь представляет крест Христов, да воспоминанием Его страданий подкрепят ревность в распинании плоти своей. Нужно ли духовное успокоение на поприще поста? – Церковь предлагает животворящее древо Креста Господня, да почиют они под его спасительною сению. Нужно ли услаждение в скорбных постных подвигах? Вот то древо, которое усладило некогда горькие воды Мерры. Нужно ли назидание и поучение? Вот и слова: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.

С верою и благоговением поклоняясь кресту Господню, мы исполняем только одну обязанность, налагаемую ныне Церковью. Нам надлежит исполнить еще другую обязанность, принять и сохранить слово, которое вещает от лица Распятого на кресте: вникнем в воззвание к нам Распятого.

В видимом и временном мире, в котором мы живем, нет ничего неподвижного, но все идет и проходит. Так и мы все идем и проходим. Если не идем телом, то идем своими помыслами и желаниями; если не путем истины и правды, то путем заблуждений и неправды; если не вверх к небу, то вниз к аду. Господь Иисус, видя нас идущих разными путями, в разные стороны, за разными предметами, и нигде и ни в чем не обретающих душевного успокоения, указует нам один путь: иже хощет по Мне ити. Какая кротость и снисхождение в воззвании! Почему бы, кажется, не употребить здесь решительного тона! Почему бы не заставить нас идти за ним словом всемогущества своего? Тот, кто сказал: да будешь свет, и бысть, мог бы, без сомнения, сделать нас своими последователями в одно мгновение, но как вождь и царь свободных существ Он не приневоливает нас в пути, но вызывает желающих: иже хощет; не хочет, чтобы мы шли слепо, без размышления и принужденно, но предоставляет нашему уму право размышления и нашей воле право избрания: иже хощет. О! сколь важен дар свободы в человеке, не взирая на то, что человек раб греха и страстей!

Да отвержется себе.

Что значат слова сии? Скажем ли, что отвергнуться себя то же, что совсем не любить себя? Но любовь к себе насаждается в нас природно: никтоже бо когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю, и Господь не осудил правильной любви нашей к себе, когда заповедал о любви к ближним: возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе. Скажем ли, что отвергнуться себя, значит презреть свой ум, свою волю, свои желания, словом все существо свое? Но и ум, и воля, и тело даны нам от Бога, и как дары Божии, должны быть у нас в особенном попечении. Итак, что же? Отвергнуться себя значит не быть привязанным ни к собственным знаниям, ни к собственной чести, ни к собственным выгодам, ни к собственным удовольствиям, но все это, имеем ли, теряем ли, считать за уметы. Пристрастился ли кто к своему мудрованию, к своим познаниям? Да прекратит пристрастие. Привязался ли кто к своим отличиям и достоинствам? Да пресечет привязанность. Прилепился ли кто к своим благам? Да отстанет. Вот что значит да отвержется себе!

И возмет крест свой.

Крест Христов составляют Его страдания и смерть. Претерпев един все сие для нас, не имел ли права требовать, чтобы каждый из нас претерпел все сие для Него? Но Он не желает сокрушать нас тяжестию своего великого креста и заповедует только взять каждому свой собственный крест: и возмет крест свой.

Взятие креста своего есть действие самоотвержения. Кто отвергается себя, тот необходимо должен взять крест свой. Так, кто прекращает пристрастие к своей мудрости, тот берет крест послушания вере Евангельской. Кто отвергает привязанность к почестям своим, тот берет крест смирения. Кто перестает любить свои блага, тот берет крест благотворений. Вот кресты своя собственные для каждого! Почему я называю их крестами? спросите. Потому, что они состоят из скорбей и страданий. Легко ли наша земная мудрость подчиняет себя буйству креста Господня? Удобно ли корыстолюбие обращается в благотворительность? Радостно ли уступает место смирению наше славолюбие? Всякое усилие и напряжение ума и воли, чтобы отвергнуться злых наклонностей и воспринять доброе, сопряжено со скорбью, со страданиями, тем более сопряжена самая борьба со злом. Каких усилий не употребляем мы, чтобы победить? Каких предосторожностей не берем, чтобы удержать победу за собою? Приобрели? понесли крест. Потеряли? также понесли крест. Истинного самоотвержения не может быть без креста внутреннего. Горе тому, кто оставляет сей крест!

Последователь Христов, кроме внутреннего креста должен взять еще внешний крест, тоже свой собственный. Ибо Господь, заповедуя нам взять крест непрерывной борьбы с своею плотию и страстями, внушает каждому быть готовым перенести столько страданий и искушений внешних, сколько Господу благоугодно будет каждому в особенности послать их для очищения души. Так одному Господь посылает крест бедности и нищеты, другому крест немощей и болезней телесных. На одного наводит крест лишений и потерь, на другого крест унижения и гонений. И для чего? Дабы испытать нашу веру и очистить нас от нечистоты греховной, дабы наказать за наши неправды и положить на нас очистительное испытание! Кто из нас не возьмет возлагаемого Господом креста с благоговением и любовию? И кто не понесет его с верою и упованием на милость Господню? Разве тот, кто мечтает о своей праведности и невинности. Но есть ли между людьми праведники? Есть ли между страждущими совершенно невинные? Кто из нас без греха? А где есть грех, там уже есть место и для страданий! Заметим при сем и то, что страдания, происходящие от грехов, не составляют креста Христова. Честолюбивый мучится ненасытным желанием отличий и преимуществ, завистливый снедается скорбию о благе ближнего, сластолюбца терзает невозможность удовлетворить своим нечистым вожделениям: все сии и им подобные люди страдают, но не ради правды страдают. Думаете ли, что они страдают по воле Божией? – Нет! – они страдают произвольно. Их мучения заслуживают не уважение, а укоризну.

И по Мне грядет.

Куда же мы пойдем за Ним? Посмотрим, куда Он идет. Се восходим, вещал Он ученикам своим, се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий, предан будет архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убиют Его (Мк. 10, 33–34). Страшен путь! Самые Апостолы не могли проходить спокойно путем сим. Нам ли не прийти в страх и трепет? Но не ужасайтесь пути. Он страшен был, пока не прошел им наш Спаситель, а теперь он легок и удобен. Тот, кто взял на себя недуги наши и болезни, не оставляет нас искуситися паче, еже можем, дает нам силы и крепость преодолеть все трудности на этом пути. Я пострадал, и вы пострадаете, но столько, сколько можете вынести; Я победил, и вы победите; Я восторжествовал, и вы восторжествуете. – Ибо куда наконец приводит путь сей? На небеса, к самому Богу Отцу. Неужели и мы, скажете, будем возведены к самому Богу Отцу? Так, братия; ибо верен Тот, который сказал: идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет (Ин. 12, 20). Если Господь наш идет к Богу Отцу Своему, то приведет с Собою и нас. Если Спаситель входит в свою Божественную славу, то введет и нас. Высоко небо, недосязаема для немощи земнородных слава небесная: но Он сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Ин. 12, 32.); – обещал и сделает. После сего, можно ли не хотеть идти вслед за Ним? Ужели легче идти вслед страстей своих? Не подобные ли скорби и страдания встречают нас и на пути мира?

Последуем, братия, последуем за Спасителем нашим! Если еще не отверглись себя, отвержемся, и если еще не понесли крест, восприимем его. Путь креста – путь Христов есть путь к победе жизни над смертию, путь к вечному торжеству и славе. Аминь.

* * *

62

Произнесено марта 2-го, 1841 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 161. Сочинения нравственные. Учреждения богослужебные. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

6. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

7. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Волоколамскаго Святыя Михаил Владимирович Толстой

8. Sermons – Sermon given by metropolitan Anthony on 31st октября 1999 Антоний, митрополит Су́рожский

9. Православная Церковь и сектанты – Второе пришествие Христово протоиерей Димитрий Владыков

10. Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия – Проф. И. М. Андреевский († 1976 г.) Православное почитание Пресвятой Богородицы. архимандрит Пантелеимон (Нижник)

Комментарии для сайта Cackle