митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в третью неделю св. Великого поста63. О причащении

Со страхом Божиим и верою приступите.

Выслушав сии начальные слова и постигая их значение, вы можете, Христиане, легко предусматривать, о чем будет говорено в настоящей беседе моей с вами, – о причащении.

Нельзя полагать, чтобы кто сомневался в святости и важности предмета, скорее можно усомниться в возможности представить его во всей полноте и изложить отчетливо и удовлетворительно для благочестивой любознательности. Изложим его так, как учит слово Божие и внушает Св. Церковь.

Начнем с первых приготовлений Божественной трапезы. Где составлен первый чертеж её и кем? Этот вопрос разрешает Св. Ап. Петр, свидетельствуя, что Божественный Агнец, которого мы приобщаемся, уже был заклан еще до сложения мира, заклан в предопределении Бога Отца и Его собственном. Вот как заботлива и промыслительна любовь Божия о человеке; еще он не сотворен, а трапеза Господня уже приготовляется ему! Тем более, когда он был сотворен, еще более, когда пал. Вникая в некоторые предметы, события и действия Ветхого Завета, мы находим величественные знамения будущей трапезы Господней. Что означало древо жизни в раю, которое имело силу преобразовать тело человека из душевного в духовное, и сообщать человеку безсмертие? Оно было прообразование Божественной трапезы. Что знаменовала манна, которая сходила с неба каждое утро, кроме субботы, и составляла единственную пищу для народа Израильского, во время его странствования в пустыне? Она была символом нашего причащения. Что предизображал пасхальный Агнец, которого вкушая Израильтяне, спаслись от Ангела губителя, посланного поразить Египет? Он предизображал крестную смерть Иисуса Христа, Его последнюю таинственную вечерю. Все эти знамения, конечно, были не более, как тенью истины, как сенью грядущих благ, но тем не менее самою знаменательною и самою величественною. Люди с верою в промысл Божий, люди праведные и Святые не могли не видеть в этих знамениях высших духовных благ. Они видели и радовались.

Воззрим на самое учреждение Божественной трапезы. Иисус Христос, прежде нежели приступил к учреждению, предварительно обращал внимание слушателей на крайнюю нужду человечества в лучшем, высшем питании, нежели каковы были манна и Агнец пасхальный, и объявлял им, что сия новая пища будет Его собственное тело и Его собственная кровь – объявлял так: Аз есмь хлеб животный. Отцы ваша ядоша манну в пустыне и умроша: сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет. Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже дам за живот мира. Плоть бо Моя истинно есть брашно и кровь Моя истинно есть пиво. И для чего объявлял? Дабы приготовить умы и сердца Учеников к принятию новой пищи, дабы, под видами хлеба и вина, приняли они истинное тело Его и истинную кровь Его, приняли без вопросов и возражений, с верою и любовию.

Приготовив Учеников словом, приступает наконец Иисус к делу. На последней пасхальной вечери, которую совершал Он с Своими Учениками в навечерие страданий и смерти Своей, – берет лежащий на столе хлеб и подъемля его, произносит над ним благодарение Богу, и, преломляя, раздает его возлежащим окрест стола Ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом, взяв чашу, воздает хвалу Богу и, подавая Ученикам, говорит: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя Новаго Завета, и проч. Вот каким образом учредилась таинственная вечеря, – учредилась весьма просто, без всякой торжественности и великолепия; между тем в ней сосредоточивалось наше оправдание и освящение, наше спасение и блаженство, наша благодатная жизнь на земле и вечная на небе. Учредительные слова, по-видимому, просты, но значительны по своей силе.

Вникнем в слово: ядите. Оно, кажется, не велико, но в нем заключается обилие высоких мыслей. Что же означает оно? Неоднократное действие, которое, по совершении единожды, уже более не повторяется, подобно действию крещения, но действие многократное, которое чем чаще возобновляется, тем более укрепляется жизнь духовная. Ядите, – это значит: принимайте тело мое как можно чаще, не только для питания, но и для врачевания. И подлинно, если мы не оставляем себя надолго без обыкновенного хлеба, зная, что наши силы могут ослабеть без питания, тем более не должны оставлять себя без хлеба животного, небесного, Божественного. И если мы не откладываем врачевания себя в болезни, пока она усилится и застареется, тем более не должны откладывать врачевания себя в душевных болезнях.

Вникнем в другое учредительное слово: вси, которое Иисус Христос присовокупил к словам: пийте от нея. Это слово еще менее, чем слово ядите; но в нем также заключается премудрость. Почему Иисус, говоря о таинственном хлебе, не сказал: ядите вси? Потому, что не все могут ясти, например: младенцы и больные, не имеющие силы для ядения; но когда сказал о чаше: пийте от нея вси, то ясно выразил, что не только взрослые, крепкие в силах, но и младенцы и больные, – все должны пить, без исключения. Судите же после сего, правильно ли поступают те, которые не позволяют приступать детям к Св. Тайнам до известного возраста, – детям, о которых Сам Христос говорил Ученикам Своим, возбранявшим приходить к нему: оставите детей и не возбраняйте приходить ко Мне, таковых бо есть Царствие небесное. Скажете ли, что они не имеют веры? Но разве мы имели веру, когда принимали Св. крещение? Пусть вера родителей станет верою детей: Иисус Христос исцелял больных нередко по вере родителей. Правильно ли поступают те, которые отнимают чашу у мирян? Скажете ли, что где тело, там и кровь? Но такого изъяснения нет нигде, – ни в слове Божием, ни в постановлениях Апостольских, ни в учении вселенской Церкви. Это мудрование человеческое: это один изворот человеческого лжемудрования. Но не будем судить ни тех, ни других, дабы самим не быть осужденными. Предоставим очевидную истину их собственному суждению и убеждению.

Обратим внимание на цель учреждения Божественной трапезы. Для чего учреждена она? Дабы получали мы отпущение грехов. Слово Божие уверяет нас, что Святейшая кровь Христова очищает нас от всякаго греха; что безлетный и непорочный Агнец, взяв грехи мира, вознесе их на древо креста. Посему, чтобы получить отпущение грехов, необходимо нужно усвоить себе заслуги Христовы – приобщиться страданиям и смерти Христовой. Но как и где можем приобщиться? В таинстве Евхаристии, совершаемом на трапезе Господней. Для чего приступаем к трапезе? Дабы напитать алчущую и жаждущую нашу душу духовными благами; ибо все земные блага как бы они ни были приятны, сладки, питательны, никогда не насытят сердца человеческого, созданного для высших духовных благ. Только одно брашно духовное, плоть и кровь Христова, удовлетворяет вполне жажде и алчбе нашего сердца. Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне, не имать взалкатися: и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогда же, говорит Иисус Христос. Для чего приобщаемся? Да причастницы будем Божественного естества. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, говорит Христос, во Мне пребывает и Аз в нем. Изъясним эти слова: Иисус Христос соединился с нами, когда взял от нас нашу плоть и кровь человеческую, а мы соединяемся с Ним, когда принимаем от Него в Евхаристии Его плоть и кровь собственную. Он пребывает в нас благодатию, когда мы пребываем в Нем верою и любовию. Союз обоесторонний, самый полный и самый теснейший? Быть едино с Господом всяческих есть высочайшее благо; и вот сие-то благо доставляет нам Божественная трапеза? Исполнимся же верою в спасительную силу причащения, и воспламенимся любовию к Св. тайнам. Вера и любовь суть первые и существенные условия, при которых Св. причащение бывает животворно и светоносно. Вера под видимым – т. е. под хлебом и вином – видит невидимое – плоть и кровь Христову, а любовь лобызает то, что вера видит. Вера приемлет дары благодати, а любовь наслаждается ими.

Божественный Учредитель таинственной вечери в Сионской горнице есть Учредитель и нашей вечери в сем Св. Храме. Таинственная вечеря и там и здесь одна и та же. Вы слышите Его собственные слова чрез уста Священнодействующего: приимите, ядите – пийте от нея вси. Вы видите, как вскоре после произношения сих слов и страшных минут освящения Св. Даров отверзаются Священные врата и является к вам служитель таинства с чашею. Он призывает вас: со страхом Божиим и верою приступите; и что же? Приступаете ли? Прошли те времена, в которые хождение в воскресные и праздничные дни во храм и приобщение Св. Тайнам Христовым составляли одну почти нераздельную обязанность. Ныне, хотя хождение продолжается, но приобщение прекратилось; ныне приступают к трапезе Господней только во дни поста и покаяния, а в другие дни – ни один. От чего это происходит? Но оставим этот вопрос без ответа; разрешение его не утешит нас.

Познав важность и святость Евхаристии, её благотворную цель, спасительные действия, не будем, Христиане, откладывать причащения день за день от одного поста к другому. Если мы не готовы: не поленимся приготовиться; если сознаем себя недостойными: позаботимся об очищении своего недостоинства в купели покаяния. Спаситель наш ожидает нас: не замедлим прийти к Нему и соединиться с Ним в таинстве причащения. Аминь.

* * *

63

Произнесено 19 марта, 1845 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Кирилл, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

3. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 165. Св. Епифаний Кипрский; жизнь его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

6. Sermons – Sunday 5 Антоний, митрополит Су́рожский

7. Слова и речи. Том II – Слово в день Преображения Господня и день рождения Благоверной Великой Княжны Марии Николаевны митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Охристианизованный "Энхиридион" стоика Эпиктета Александр Александрович Бронзов

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гавриил Спб. митрополит профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle