митрополит Никанор (Клементьевский)

Беседа в третью неделю св. Великого поста61. О покаянии

Покайтеся, приближися бо Царствие небесное (Мф. 4, 17).

Так говорил Господь наш Иисус, призывая Иудеев и язычников в Христианство; так говорит и ныне рожденным в Христианстве, но живущим не по Христиански, призывая их к Св. таинствам покаяния и причащения.

Пост приятный и благоугодный Господеви приводит нас, братия, к покаянию; а покаяние искреннее и чистосердечное вводит в общение с Господом в таинстве причащения.

Приобщаться Св. Христовых тайн необходимо нужно для спасения души и тела; приносить покаяние во грехах необходимо нужно для достойного приобщения: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1Кор. 11, 29). Посему Св. Христова Церковь оградила страшное таинство причащения и самих причащающихся другим предохранительным таинством покаяния. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет (1Кор. 11, 28).

Довольно размышляли мы, братия, о посте: ныне обратим внимание на потребность покаяния.

Ничто так не нужно для человека, как спасение: ничто так не нужно для спасения грешника, как покаяние. Эти две истины так очевидны, что знает их каждый, кто имеет хотя несколько сознания о своих грехах. Но на деле выходит другое. Ничем так много не пренебрегает грешник, как обязанностию покаяния. Чем можем побудить его к покаянию? И что внушим?

Первое, покаяние столь важно, что Господь наш Иисус, совершив великую четыредесятницу поста в пустыне, не о чем другом прежде всего начал проповедовать, как о покаянии: оттоле Иисус начат проповедати и глоголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное (Мф. 4, 17). И посылая учеников Своих проповедовать Царствие Божие, Он заповедал им ничему другому прежде всего не учить, как покаянию. И изшедше, говорит Св. Марк, про- поведаху, да покаются (Мк. 6, 12). Очевидно, что учение о покаянии проповедовалось людям, призываемым в Христианство; однако ж не прекратилось оно и после для призванных в Царство Христово. Кому говорил Апостол Иаков: исповедайте друг другу согрешения (Иак. 5, 16)? Христианам. Кому возвещал Апостол Иоанн слова сии: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен Господь, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1Ин. 1, 9)? Также Христианам. Посему, когда Господь заповедует: покайтеся, то заповедует всем грешникам всех времен и мест, не Христианам и Христианам. И неужели грешник не послушает гласа Господа своего? Не переменит мыслей, чувствований, желаний, действий из злых, порочных, греховных, – на добрые, чистые, святые? Он не так груб, жесток, упорен, как Иудей. Если Иудеи приняли проповедь покаяния от Иоанна Крестителя, который так же, как и Господь, начал прежде всего учить о потребности покаяния, если они обращались мыслями и желаниями к возвещаемому им Царствию Божию, если они исповедали грехи своя: тем более должны быть расположены к исполнению обязанности покаяния те, которых свет благодати озарил в купели крещения и которые понимают ясно искупление свое во Христе Иисусе.

Второе, покаяние есть таинство, в котором даруется кающемуся благодать разрешения от грехов и очищение. Неужели грешник не пожелает себе такой спасительной благодати? Скажет ли, что нет в нем греха? Обличит его Св. Апостол и Евангелист Иоанн: аще речем, говорит он, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Ин. 1, 8). А если признает в себе грех; то за что признает его? За бремя? так должен искать средства сложить его с души своей. За болезнь? так должен пещись об исцелении себя. Как ни думай, грешник, а без покаяния не можешь, ни сложить бремени, ни получить исцеления.

Третье, Св. таинство причащения требует от нас внутренней чистоты. Страшно приступать к нему с нечистою мыслию и с греховным чувством. Оно возвещает смерть Господню, дóндеже приидет (1Кор. 11, 26). Неужели грешник не озаботится очистить своего сердца от грехов для принятия Господа? Убелить себя раскаянием и украсить святыми помышлениями и чувствованиями? Припомните грешников, которые некогда принимали Господа Иисуса в свои домы, – они каялись во грехах и исправлялись, слушая только одно учение Божественного учителя: мы ли, которым даровано столько света и жизни духовной, столько способов и средств ко спасению, – мы ли останемся позади мытарей и блудницы? Да не будет!

Четвертое, Бог приемлет кающихся грешников с отеческим снисхождением. Он обещает успокоить их и утешить: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Обещает забыть все наши оскорбления и продлить нашу жизнь: беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди моя, жизнию поживет и не умрет. Вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему (Иез. 18, 21–22). Обещает даже вознаградить все наши недостатки и заплатить все долги наши: приидите, и истяжимся, глаголет Господь, и аще будут греси ваша яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1, 18). С толиким милосердием и любовию призывает нас к покаянию Господь; и такого ли Отца грешник не послушает?

Чтобы внушения наши были убедительнее, трогательнее, назидательнее, обратим внимание грешника на спасительную силу покаяния. Чем Царь Давид загладил свои тяжкие преступления? Покаянием. Чем Св. Петр очистил свое троекратное отвержение? Горькими слезами. Какое важное дело сделал разбойник, что получил рай в несколько минут? Принес покаяние. Чем Мария Магдалина заслужила любовь Иисуса? Тем, что отерла нозе Его слезами покаяния. Такие примеры не могут не подействовать на грешника, чувствующего в себе тяжесть грехов, не могут не расположить его к покаянию.

Кто этот убеждаемый нами грешник? Это мы, братия. Ибо кто из нас чист от всякой скверны плоти и духа, и кому не нужна благодать очищения? Чей ум и чья воля не связаны узами греховными, и кому не надобна благодать разрешения? У кого душа не больна, и кому не нужно духовное врачевство? Немного таких, которые бы сами чувствовали свою греховность и нужду в покаянии; большему числу грешников надобно сколько можно чаще напоминать о потребности покаяния и говорить, как некогда говорил Апостол Павел в Ареопаге: Бог ныне повелевает всем всюду покаятися: зане, уставил есть день, в онь же хощет судити вселенней в правде (Деян. 17, 30–31).

Признавать необходимость покаяния и отлагать с году на год – значит укоренять в себе злые наклонности и привычки. А легко ли искоренять привычку, которая обращается в другую природу? Легко ли обуздывать и укрощать страсть, которая глубоко вросла в сердце, широко разрослась по нашей деятельности и высоко поднялась в нашем духе? Не лучше ли предупреждать укоренение зла? Употреблять средства, от которых страсть и порок хотя не совсем прекращается, по крайней мере слабеет и не действует. Оставлять покаяние значит пренебрегать врачеванием болезней душевных. А пренебрежение никогда не ведет к добру. Сколько внимания, искусства, труда должен употребить врач для облегчения тяжкой, застарелой болезни, и сколько страдания, мучений должен перенесть, и приложить терпения сам больной! Отлагать покаяние значит умножать число грехов. Но, если один грех, по слову Апостола Иакова, содеян рождает смерть (Иак. 1, 15), то сколько смертей родится с появлением многих грехов?

Есть в мире правило: не отлагай до завтра, что можешь сделать сегодня; потому что можешь встретить трудности, которых теперь не имеешь. Сие правило имеет основание в слове Божием. Не хвалися о утрии, говорит Премудрый, не веси бо что породит находяй день (Притч. 26, 1). Для чего же исключать дело покаяния из этого правила? Разве можем располагать делом спасения, как нам угодно? Нет; если чего не должно отлагать, то особенно покаяния. Уверены ли мы, что время еще будет для нас, что расположение наше к покаянию не переменится? Настоящая минута наша, – ибо дожили до неё, – а следующий день, а будущий год – не наши, ибо не знаем, доживем ли до них. Мы ныне расположены к раскаянию во грехах; а знаем ли, что такое благое расположение пребудет в нас навсегда? Все благие намерения наши и чувствования подобны нежным, прекрасным цветам, которые от зноя вянут, от холода зябнут, от ветра ломаются. Ныне ревнуем о покаянии, а завтра и в мыслях его нет у нас. Ныне воздыхаем о спасении, а завтра скучаем, что нет общественных увеселений. Что ныне принимаем, завтра то отвергаем. Судите же после сего, можно ли полагаться на себя и на время в будущем деле?

Будем же, братия, внимательны к Христовой заповеди о покаянии. Исполним ее в настоящую четыредесятницу. Исповедаем, исповедаем грехи наши пред служителем алтаря для очищения совести и спасения души. Аминь.

* * *

61

Произнесено февраля 21-го, 1839 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 103. Сочинения св. Иакова содержания догматического и нравственного. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Давид Армянин профессор Александр Павлович Лопухин

4. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Устюжны железныя Михаил Владимирович Толстой

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феодорит, Архимандрит митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Опыт православного догматического богословия. Том II – Учение в VI веке святитель Сильвестр (Малеванский)

7. Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви священника Василия Бандакова протоиерей Василий Бандаков

8. Библейская энциклопедия – Нааф архимандрит Никифор (Бажанов)

9. Письма – 339. Мирской человек о монашеской жизни судить не может преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle