митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю сыропустную93

Нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света (Рим. 13, 12).

Сии слова взяты из чтенного ныне послания Апостола Павла к Римлянам.

Чтобы предмет нравственный приблизить к общему понятию, Апостол к изображению сего предмета берет слова, известные в обыкновенной жизни. Состояние язычества он называет нощию, а состояние христианства – днем, пороки – делами темными, а добродетель – оружием света. Слова иносказательные, но понятные!

Поелику слово Апостольское читалось не напрасно, и не без цели, то обратим внимание на ту цель, для которой Церковь узаконила читать ныне это слово Апостольское, на то отношение, какое имеют слова Апостольские к настоящему дню – дню, которым оканчивается так называемая в церковных книгах неделя сырная. – Здравомыслящий христианин видит ясно, что означает ночь и день, и что разумеется под делами темными и под оружием света. Время, проведенное в удовлетворении чувственности, есть ночь; время, определенное для умерщвления плоти и укрощения страстей, есть день. Пресыщение плоти и упоение чувств, сопровождаемое омрачением рассудка, продолжительные игры и увеселения, преследуемые изнурением сил и расстройством здоровья, забавы, по суду мира невинные, но по слову Божию суетные и тщетные – суть дела темная; пощение, хождение в храм Божий, молитва, упражнение в слове Божием, милостыня, плач и сокрушение о грехах – суть оружие света.

Господствующий обычай, конечно, не будет доволен тем, что его называют делом темным. Что ж делать! Истина сильнее обычая. Пусть размыслят? Откуда пришел он к нам? От родителей. Откуда взяли родители? От дедов и прадедов. – Идя путем сим далее – дойдем наконец до той черты, за которой следует тьма язычества. И здесь-то увидим, что празднество прошедших и настоящего дней перешло к нам от народа нехристианского, и по истине, есть дело темное.

Как ночь уже проходит: то нет надобности напоминать более о ничтожности дел темных. поелику же приближается рассвет дня христианского, то гораздо полезнее будет, если размыслим об оружии света, именно о посте.

Пост есть двоякий, духовный и телесный. Первый состоит в воздержании от страстей, а последний, в воздержании от брашен. Оба сии поста имеют между собою связь, подобную в некотором отношении той связи, какую усматриваем между телом и душою. И поелику душа превосходнее тела, то и пост духовный важнее телесного. Тело есть орудие души; равно и пост телесный есть пособие к подвигу поста духовного. Посему-то св. Церковь и заповедует нам поститься телесне, поститься и духовне. В первом посте смирим тело, а в другом молитвами и слезами взыщем Господа; первым очистим плоть, а вторым душу; в первом воздержимся от снедей, а во втором от всякой страсти.

Один чувственный пост без духовного есть то же, что образ без жизни, скорлупа без зерна. Воздерживаться от вкусных яств и сладкого пития, и не воздерживаться от гнева, зависти, лжи и пересудов, значит поститься из страха осуждения. Отказывать себе в чувственных удовольствиях, и не запрещать мыслям и желаниям бродить прежними путями, значит поститься из одного стыда. Оставить забавы и увеселения, и не покидать пристрастия к оным, значит поститься из одного приличия. Не сицеваго поста Аз избрах, глаголет Господь чрез Пророка (Ис. 58, 5). Ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен. Чрево тощее с сердцем, исполненным зависти и злобы, лице постное с душою любодейною, слова в устах покаянные при мыслях рассеянных – какое могут доставить спасение изнуренному постнику? Елей благодатного утешения не вливается в душу полную нечистот; и луч света духовного не проницает сердца ожесточенного. Во время пощения надобно очищать душу слезами ежечасного раскаяния, и смягчать сердце деятельным размышлением о любви нашего Спасителя к нам грешным. Истинный пост, вещает Церковь, есть устранение от зла, воздержание языка, укрощение гнева, отвержение похотей, клеветы, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост.

Видите, братия, сколь важен и действителен пост внутренний, духовный. Но он не может быть исполнен без соблюдения поста наружного, телесного. – Как? Неужели воздержание от возбраненных Церковью яств способствует к воздержанию от страстей? Неужели сухоядение, простая и неприправленная ничем пища может воспрепятствовать действию злых привычек и наклонностей? Неужели истощение сил телесных может послужить к просвещению ума и очищению сердца? Так точно. Чтобы воспрепятствовать злому растению расти более и далее, надобно прекратить орошение его водою. И чтобы уменьшить и совсем потушить распространяющееся пламя, надобно отнять у огня пищу – горючее вещество. Подобным образом, чтобы укротить и обуздать волнение страстей, имеющих свое седалище в нашей плоти, надобно оставить употребление тех предметов, коими возбуждаются страсти. Например: чем бы ты потушил пламень любви преступной? – Пресыщением плоти? Нет. Ты приложишь к огню порох. Упоением ли чувств? Нет! Ты вольешь в пламень масло. В сем случае, если есть какое средство самое действительное, то пост – и пост самый строгий и продолжительный. Как бы ты избавился от нечистых мыслей и нечистых желаний? – Чтением, делом? Средство полезное, но в сем случае мало действительное. Окончишь чтение, окончишь труды; и мысли опять к тебе возвращаются; но примись за сухоядение: тогда с истощанием вожделевающей силы исчезнут неминуемо преступные и мысли, и желания.

Говорят, что пост телесный есть учреждение человеческое. Нет, святая Церковь назначила времена поста и определила образ поста, по заповеди о посте, данной от Бога. Что заповедал Он первым людям? – И заповеда Господь Бог Адаму глаголя: от древа еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 16). Что значит не снесте? Воздержание от запрещенных плодов, т. е. пост телесный. Сию первую Божию заповедь утвердил собственным Своим примером Иисус Христос, постився дней четыредесять и нощий четыредесять (Мф. 4, 2). Сему примеру последовали Его ученики, пребывшие в пощениях многажды (2Кор. 11, 27). Вот происхождение поста, его утверждение и освящение! Как же говорить, что пост человеческое учреждение?

Говорят, что пост состоит не в качестве, а в количестве. – Откуда взяли такое понятие, и в таком выражении? Его нет у нас – в нашем православном учении. Очевидно, оно передано наставниками иной веры. Пост в количестве не есть пост, в собственном смысле сего слова. Умеренность в употреблении пищи и пития есть христианская добродетель; но умеренность – не пост, всегдашняя обязанность, а не особенный подвиг. Церковь запрещает во дни поста пищу и по качеству, и по количеству, не позволяя не только пресыщения, но и насыщения самою постною пищею, дабы совершенно воздержать нас от пагубных страстей. Хотите ли очистить душу, как должно, как хочет очистить ее в вас Церковь? Слушайтесь Церкви, не вдаваясь в мечтания и суемудрие, служащие только к ограждению недобрых навыков и греховных страстей.

Говорят, что наш пост труден по образу пощения, и вреден для здоровья по свойству пищи. Труден, разве только для изнеженных сластолюбцев. Для тех, кои воспитаны в страхе Божием и не приобрели вредных привычек к лакомым снедям, он легок и удобен. На вред поста могут жаловаться разве только те, кои разстроены здоровьем, хотя и в этом случае пост находят нужным не редко и врачи. Но Церковь и не налагает на нас такого бремени, какого понести не в силах. Можешь поститься от утра до вечера? Постись. Не можешь? Употребляй пищу в день два раза, только постную, простую и легкую. Пища простая не вкусна; но здорова. Нет и не было примера, чтобы хлеб и вода довели кого до гроба. Начало жития человеча, говорит Премудрый, хлеб и вода (Сир. 29, 24).

Говорят… но довольно; возражений всех насчет поста нам не переслушать. Окончим нашу беседу молитвою: Господи! Прости нам согрешения наши и введи во святый пост здравыми и бодрыми. Отыми от нас дух праздности, уныния, празднословия, и даждь нам дух целомудрия, смирения, терпения и любви. Аминь.

* * *

93

Произнесено в 1832 году, февраля 21-го.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 154. Книги против Евномия, сочинения о Св. Троице и другие догматические сочинения. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Плоть схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Мужи веры: слово на заупокойной литургии 30 сент. 1914 г. при поминовении почивших тружеников Академии протопресвитер Василий Виноградов

5. Отечник Проповедника – Диакон игумен Марк (Лозинский)

6. В стране священных воспоминаний – 20–е Июня. Вторник. По Средиземному морю. митрополит Арсений (Стадницкий)

7. Александр Тимофеевич Никольский протоиерей Михаил Горчаков

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Инок преподобный Исаак Сирин Ниневийский

10. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

Комментарии для сайта Cackle